Признание торгов недействительными

Нарушения при планировании

Если заказчик допускает нарушение порядка планирования закупок, ему грозит ответственность по статье 7.29.3 КоАП. Так, если он ошибется при составлении плана-графика или плана закупок, то уплатит штраф 20 000-50 000 рублей.

Под неправильным составлением плановых документов подразумевается включение в них позиций, которые не соответствуют целям закупочной деятельности либо нормативно-правовым актам. Или же указание необоснованной начальной цены контракта. А вот если будет нарушена форма обоснования НМЦК и объекта закупки, то штраф составит 10 000 рублей.

Также в части планирования предусмотрены такие штрафы:

  • за нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения закупки — 30 000 рублей;
  • за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС — 5 000-30 000 рублей.

Что говорит законодательство

В законе о госзакупках четко прописано, при каких обстоятельствах и по чьей инициативе может быть расторгнут государственный контракт. В отличие от него, 223-ФЗ не содержит специальных норм о расторжении договоров. Поэтому руководствоваться необходимо Гражданским кодексом.

Однако пункт 5 статьи 448 ГК РФ ставит под сомнение саму возможность отказаться от договора с победителем торгов. В этой норме сказано, что в таком случае вторая сторона может добиться его заключения через суд.

Это же подтверждает и практика ФАС. Ярким примером является решение Московского УФАС в отношении Корпорации «Комета», которая отказалась заключать договор с победителем закупки. Антимонопольный орган признал компанию нарушившей часть 1 статьи 3 закона 223-ФЗ. В предписании содержалась обязанность заказчика заключить спорный договор. Поддержали ФАС и суды.

В этом примере заказчику пришлось заключить договор с победителем закупки. Но дело могло на этом не закончиться. Например, информация о заказчике могла быть передана в правоохранительные органы с целью проверки на сговор между ним и иными участниками закупки.

В то же время из положений нормы не следует, что при проведении закупки в иных формах, помимо торгов (то есть конкурсов и аукционов), у заказчика пропадает обязанность по заключению договора с победителем

На это обращает свое внимание Московское УФАС в решении от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15. Победитель запроса предложений пожаловался в ФАС на заказчика, который отказался заключать с ним договор, и нашел поддержку

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником закупки или только ваша закупка соответствует требованиям, то после после ее завершения:  

  • Если это был аукцион,  вы  обязаны подписать контракт в установленные сроки, даже  если не подавали ценовые предложения.
  • Если участвовали в конкурсе или запросе предложений, сначала дождитесь, когда заказчик согласует закупку у единственного поставщика с контролирующим органом. Заказчик сам отправляет заявку на согласование в ФАС и через 10 дней оповестит вас о решении.
  • В котировках согласование не нужно. Заказчик заключит контракт по цене, указанной в вашей заявке.
  • Итоги аукциона также не нужно согласовывать. Если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронных торгов, контракт будет заключен по максимальной цене. Если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям,  контракт будет заключен по цене, до которой вы снизились.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Общие положения о несостоявшихся торгах

Следует различать понятия:

  • отмены торгов по решению организатора — до их проведения;
  • признания проведенных торгов несостоявшимися по решению организатора или суда;
  • признания состоявшихся или признанных несостоявшимися торгов недействительными судом.

Общие основания для решения о несостоявшихся торгах состоят в следующем:

  1. Регистрация на торгах только одного участника (п. 5 ст. 447 ГК РФ). Иногда встречаются другие формулировки: о признании удовлетворительной одной заявки либо о прохождении предквалификации (отбора) одним участником (ч. 13 ст. 51, ч. 6 ст. 53, ч. 4 ст. 56 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от № 44-ФЗ, далее — закон № 44-ФЗ).
  2. Уклонение победителя от подписания протокола торгов, который приравнивается к договору. Правило выведено Верховным судом из п. 5 ст. 448 ГК РФ (решение ВС РФ от № АКПИ13-430). Уклонение — это нежелание совершить необходимое действие или отсутствие воли на его совершение (см. постановление ФАС УО от , дело № А50-16269/2012).

Из этого правила есть исключения. Так, п. 16 ст. 110 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от № 127-ФЗ на случай уклонения предусматривает обязанность заключить договор с участником, предложившим самую высокую цену, определенную без учета цены победителя.

Аукцион не состоялся: подана одна заявка

Если электронный аукцион признан несостоявшимся, подана одна заявка (осталась 1 качественная заявка, т.к. остальные были отклонены), то заказчик должен оформить госконтракт с единственным поставщиком (ЕП). Этим поставщиком выступает лицо, подавшее единственную заявку. Основанием оформления контракта является пункт 25.1 части 1 статьи 93 44-ФЗ:

  • он оформляется на условиях, указанных в закупочной документации;
  • в него включается условие о стоимости, не превышающее начальную стоимость госконтракта.

Сроки и процедура подписания документа определены статьей 83.2 44-ФЗ. Согласование с контрольным органом не требуется.

Итак, если электронный аукцион не состоялся по причине того, что была подана только 1 заявка, то следует оформить госконтракт с лицом, ее подавшим. Сложнее обстоит дело, если на электронный аукцион не подано ни одной заявки по 44-ФЗ. Подробнее об этом расскажем далее.

Если не состоялась конкурентная процедура, заказчик либо заключает контракт с единственным поставщиком, либо проводит повторную или новую закупку. Как действовать, зависит от способа закупки и причины, по которой закупка не состоялась. Смотрите алгоритм действий для электронных, бумажных и закрытых закупок.

Пошаговый алгоритм

Чрезвычайные ситуации

Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.

Конец года

Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.

Профилактика чрезвычайной ситуации

Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.

Контракт спустя время после форс-мажора

Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.

Какие требования у заказчика

Если собираетесь поставлять товары – необходимо проверять внимательно все характеристики, все требования, предъявляемые к товару. Допускается ли возможность предоставить аналогичный товар, или требуется только определенная марка товара.

Бывают случаи, когда в одной закупке проходит несколько наименований товара. Проверьте, есть ли у вас возможность поставить их в полном объёме. Внимательно отнеситесь к срокам поставки. Если есть опасность не уложиться во времени, не доставить товар к указанному сроку, то лучше отказаться от участия в этих торгах. Если сроки поставок заказа являются нереальными, то маловероятно, что у вас будет возможность их оспорить.

Если речь идет о выполнении работ, то проследите, установлены ли заказчиком какие-либо особые требования к поставщику. Это актуально при закупках:

  • по восстановлению объектов культурного наследия
  • по определённому перечню строительно-монтажных работ
  • по работам из перечня в 99-ФЗ

В этих случаях требуется наличие:

  • лицензии на вид деятельности
  • обученного персонала с необходимым опытом
  • необходимой численности персонала
  • необходимого опыта и навыков в данной сфере деятельности
  • необходимого оборудования в собственности

Дополнительные требования приводятся в документации к закупкам: спецификации, проектной документации, смете, техзадании.

При возникновении сомнений надо уточнять все требования у заказчика. Необходимо отправлять запрос на разъяснения. Это позволит исключить нарушения при оформлении заявки, правильно проанализировать свои возможности по исполнению.

Как согласовать с контролерами сделку с едпоставщиком

Закрытую закупку согласуйте с ФАС. С кем согласовать открытую бумажную закупку, зависит от уровня заказчика:

  • федеральный – с ФАС;
  • региональный – с органом исполнительной власти субъекта РФ, который уполномочен контролировать закупки;
  • муниципальный – с органом местного самоуправления, который уполномочен контролировать закупки.

Об этом сказано в пунктах 2 и 3 Порядка из приказа Минэкономразвития от 31.03.2015 № 189.Чтобы согласовать закрытую закупку, направьте в ФАС обращение. Если только один участник подал заявку или заявка только одного участника отвечает требованиям документации, то в обращение включите:

  • копии всех протоколов, которые составили по результатам закупки;
  • копию письма ФАС о согласовании закрытой закупки;
  • дату и номер извещения о закупке или копии приглашений участвовать в закупке;
  • копии документации о закупке, изменений и разъяснений документации;
  • заявки участников.

Если никто не подал заявки или отклонили все заявки, включите в обращение:

  • копии всех протоколов, которые составили по результатам закупки;
  • копию письма ФАС о согласовании закрытой закупки;
  • дату и номер извещения о закупке или копии приглашений участвовать в закупке;
  • копии документации о закупке, изменений и разъяснений документации;
  • заявки участников, если есть;
  • информацию о поставщике, подрядчике или исполнителе, с которым планируете заключить контракт, – наименование, место нахождения, ИНН;
  • обоснование, что поставщик отвечает требованиям Закона № 44-ФЗ и документации;
  • согласие поставщика заключить контракт на условиях документации и по цене не выше НМЦК.

В обращение о согласовании сделки с едпоставщиком по итогам открытой бумажной закупки включите:

  • дату и номер извещения;
  • копии протоколов;
  • копию документации о закупке, изменений и разъяснений документации;
  • копии заявок участников.

Если обращение направляете по результатам конкурса или запроса предложений, которые провели согласно пункту 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ, приложите к обращению документы по всем несостоявшимся процедурам (документы первого конкурса, повторного конкурса, запроса предложений).Сведения и документы перечислены в пунктах 4 и 5 Порядка из приказа № 189.Направьте обращение в течение 10 календарных дней с даты, когда подписали протокол закупки. Об этом сказано в пунктах 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Комиссия контрольного органа примет одно из двух решений.

  1. Согласует закупку с едпоставщиком. При необходимости укажет на нарушения, которые необходимо устранить до заключения контракта.
  2. Откажет в согласовании и объяснит причину.

Копию решения комиссия направит заказчику в течение 10 рабочих дней с даты, когда получит обращение

Об этом сказано в пункте 8 Порядка из приказа № 189.Внимание: если не согласуете сделку с едпоставщиком в контрольном органе, заплатите штраф в 30 000 руб. (ч. 1 ст. 7.29 КоАП).Если контрольный орган не согласовал сделку с едпоставщиком, то отмените закупку, чтобы завершить процедуру

Такую позицию высказали специалисты Минэкономразвития в письме от 30.04.2014 № Д28и-691. Решение контрольного органа можете обжаловать в суде.
 

Действия заказчика после объявления закупок несостоявшимися

Они зависят от причины признания торгов несостоявшимися. Если она заключается в несоответствии поставщиков требованиям к ним лично или к содержанию их заявок, то заказчик поступает следующим образом:

  • делает изменения в плане графика торгов и публикует его повторно
  • по прошествии 10 дней после объявления торгов несостоявшимися объявляет их снова

При несостоявшемся открытом конкурсе возможно проведение только открытого конкурса. При несостоявшемся электронном аукционе допустимо проведение любого типа закупок. При несостоявшемся запросе котировок допустимо только проведение запроса котировок.

Если торги были объявлены несостоявшимися из-за того, что их требованиям соответствовал только один участник, у заказчика есть два варианта действий в зависимости вида торгов:

  • при электронном аукционе можно подписать договор с единственным участником
  • при открытом конкурсе — провести согласование подписания контракта с ФАС

Такое согласование проводится в срок не более 10 дней после объявления открытого конкурса несостоявшимся. Единственный поставщик информируется о его результатах (разрешение ФАС на заключение договора или отклонение запроса).

Формирование НМЦК

Данный этап содержит несколько возможных «подводных камней», когда возможно злоупотребление правами со стороны заказчика.

Проблемные зоны:

  1. Завышенная НМЦК.

Пример. Заказчиком неправильно проведён расчёт цены, и это обнаружено во время исполнения контракта. Тогда заказчик требует у исполнителя уменьшения цены. Однако исполнитель подаёт в суд, который становится на сторону поставщика. Аргумент следующий: цена согласовывается в момент подписания контракта, у заказчика было время проверить методику подсчёта.

  1. Указание заказчиком разной НМЦК в сформированном извещении и в аукционной документации.

По мнению ФАС, это является нарушением п.2 ст.42 Закона 44-ФЗ и служит основанием для признания заключённой сделки недействительной. Однако бывают случаи, когда подобные ситуации рассматриваются суде, и он выносит решение в пользу заказчика, если тот сможет доказать, что имела место техническая ошибка.

  1. Подготавливая обоснование НМЦК, заказчик пользовался общедоступными сведениями о ценах на товар, но взял данные других лет.

Поясним, что информация, не соответствующая действительности, нарушает положения ч.3 ст.7 Закона 44-ФЗ. Если ФАС будет рассматривать подобную ситуацию, то заказчик будет привлечён к административной ответственности.

  1. Информация о НМЦК: заказчики получают её из сомнительного источника.

Пример. Была объявлена закупка полиграфического оборудования. Потенциальный заказчик написал жалобу в прокуратуру, и в ходе проверки выяснилось, что цена сформирована на основании только одного КП. Кроме того, основной род деятельности направившей его организации ─ производство запчастей для офисной техники. Прокуратура вынесла решение об отмене закупки и формировании правильной НМЦК.

  1. Заказчики случайно или намеренно применяют некорректные методы обоснования НМЦК.

Пример. В закупках при строительстве, вместо проектно-сметного метода использовались три коммерческих предложения. Поставщиком направлена жалоба в прокуратуру, которая выявила нарушение ч.8 ст.22 Закона 44-ФЗ. Заказчику выписан административный штраф и вынесено предписание устранить нарушение.

  1. Завышенное коммерческое предложение.

Пример

Один из проигравших участников закупки обратил внимание, что выиграла фирма, на основании КП которой сформирована НМЦК. В ходе аукциона эта организация снизила цену более чем на 60 %

Проигравший участник заподозрил, что цена была завышенной, и обратился в прокуратуру. Последняя признала заказчика и победителя аукциона виновными в антиконкурентном соглашении. Организации выписан штраф 4,477 млн руб.

Что делать поставщику?

Если поставщик оказался единственным участником торгов или только его заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки ему нужно подписать контракт. Такой контракт заключается:

  • по максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона;
  • по цене поставщика, если он оказался единственным поставщиком, чья вторая часть заявки соответствовала требованиям.

ВАЖНО

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков (см. «За что участника госзакупок могут включить в реестр недобросовестных поставщиков»).

Внесение изменений в план-график

Изменения в план-график вносятся посредством размещения в ЕИС новой редакции плана-графика с указанием даты внесения изменений. Дата внесения изменений — дата утверждения новой редакции (п. 24 Порядка, утв. ПП РФ № 1279).

Изменения в план-график вносятся, если:

  • изменились в соответствии со ст. 19 Закона №44-ФЗ требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе в части предельной цены/нормативных затрат: в случае если нормативные затраты сокращаются, заказчику необходимо пересмотреть закупочные условия и изменить план-график;
  • изменились доведенные до заказчика лимиты бюджетных обязательств, показатели планов или программ финансово-хозяйственной деятельности, решение или соглашение о предоставлении субсидий: к сожалению, когда заказчик сталкивается с подобным, ему, как правило, приходится экономить, сокращать лимит затрат и, следовательно, исключать какие-то закупки из своего плана-графика;
  • нужно реализовать решение, принятое по итогам обязательного общественного обсуждения закупки: например, отменить закупку, если общественность категорически возражает;
  • необходимо использовать экономию, полученную при проведении закупки: такую экономию заказчик имеет право освоить до конца года, поэтому в плане-графике появляются новые позиции;
  • нужно уточнить информацию об объекте закупки: к примеру, у заказчика появились новые потребности в модернизации производства, совершенствовании процессов работы — это все те обстоятельства, которые требуют уточнения информации об объекте закупки;
  • нужно выполнить предписание органов контроля: к примеру, выдали предписание пересчитать НМЦК;
  • контракт расторгнут: заказчику необходимо принять какое-то решение, чтобы довести закупку до конца: докупить непоставленный товар, например, выполнить несделанные работы или оказать услуги, которые не были оказаны ранее;
  • возникли иные обстоятельства, которые было невозможно предвидеть при утверждении плана-графика.

Внесение изменений, если закупка признана несостоявшейся. Тут все зависит от решения заказчика:
1. Если заказчик принял решение изменить условия закупки, то их необходимо отразить в плане-графике.
2. Если заказчик решит провести повторную закупку на тех же условиях, что и несостоявшаяся, изменения в план-график вносить не нужно.
Бывает, что заказчик принимает решение вовсе убрать закупку из плана-графика.

Обучение для заказчика

Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации, 120 ак. часов
Подробнее о курсе

Приказ об изменении плана-графика

Закон № 44-ФЗ не обязывает составлять приказ о внесении изменений в план-график, но многие заказчики практикуют издание таких приказов. По ним, как правило, прослеживается, как было принято решение, что легло в его основу, когда это произошло: то есть для документооборота и понимания ситуации такой приказ является полезным.

Сроки внесения изменений в план-график

То, о чем мечтали многие заказчики, свершилось. Внести изменения в план-график необходимо не позднее чем за один день:

  • до размещения в ЕИС извещения о закупке;
  • до направления приглашения принять участие в закупке, если она закрытая;
  • до заключения контракта с единственным поставщиком.

Принятое правило одного дня позволяет заказчикам работать более оперативно. После внесения необходимых изменений в план-график уже через один календарный день можно размещать извещение или заключать контракт с единственным поставщиком (ч. 9 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).

Ответственность за нарушение, связанное с изменениями плана-графика

  1. Не размещена новая редакция плана-графика в ЕИС:
  • штраф 50 тыс. руб. для должностного лица;
  • штраф 500 тыс. руб. для юридического лица.
    (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ)
  1. Новая редакция утверждена с нарушением срока:

штраф от 5 тыс. руб. до 30 тыс. руб. для должностного лица.
(ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ)

  1. За невнесение изменений в план-график:

штраф 30 тыс. руб. для должностного лица.

Запрет

Установлен категорический запрет на закупки, не включенные в план-график. За размещение извещения о такой закупке должностному лицу грозит штраф 30 тыс. руб. (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • 13 важных вопросов про план‑график закупок по 44‑ФЗ* вопросы актуальны на период 2017‑2018 гг.
    745.7 КБ

  • Актуальные и ближайшие изменения в формировании и ведении плана‑графика
    680.4 КБ

Выбор победителя

Ниже изложены нарушения, которые могут стать основанием для признания торгов недействительными и отмены закупки:

  • безосновательное отклонение или допуск к участию заявок
  • участник не допущен к процедуре определения поставщика без указания причин
  • установлен малый срок для приёма заявок
  • отсутствие документов, подтверждающих вскрытие, рассмотрение и оценку заявок
  • протокол выполнен с нарушением законодательства
  • размещение протокола осуществлено с нарушением сроков
  • имеет место нарушение антидемпинговой политики со стороны заказчика

Как поступать. Каждый из подобных случаев можно обжаловать в ФАС или в суде.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАДЛЕЖАЩЕГО СПОСОБА ЗАЩИТЫ

Этот, казалось бы, сугубо теоретический спор непосредственным образом затрагивал лиц, чье право на участие в торгах было нарушено. Ведь перед ними стоял весьма утилитарный вопрос: как именно необходимо формулировать исковые требования в таком случае?

Надо заметить, что данный вопрос не сводился лишь к технике оформления заявления, подаваемого в суд. Основная трудность заключалась в поиске способа защиты, который позволит эффективно восстановить нарушенное право.

Конечно же, наиболее простой и действенной выглядела позиция, построенная на ст. 449 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК), в силу которой торги, проведенные с нарушением закона, могут быть признаны недействительными

И, что наиболее важно, исходя из п. 2 этой же нормы, признание торгов недействительными влечет недействительность договора, разыгрываемого на торгах

<1> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301 (с послед. изм.).

Таким образом, применяя названную статью, суд одновременно убивает двух зайцев: признаются недействительными и торги, и сделка, заключенная в их рамках <2>. В случае же невозможности использовать такой способ защиты заинтересованное лицо в целях восстановления своих прав должно избрать более сложную схему: необходимо оспорить, во-первых, неправомерные действия организатора торгов, а во-вторых, и сам договор, если он был заключен вследствие признания торгов несостоявшимися. Причем последний, вероятно, должен быть опровергнут исходя из общих правил о недействительности сделок, что формально довольно сложно.

<2> В одном из своих постановлений ВАС РФ особо подчеркнул, что «предъявление требования о недействительности торгов означает также предъявление требования о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов, и применении последствий ее недействительности». См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 15 июля 2010 г. N 2814/10 по делу N А56-7912/2008. Текст данного документа, а также все другие судебные акты, приводимые далее в настоящей статье, см.: СПС «КонсультантПлюс».

Вместе с тем само по себе наличие противоречивых подходов в судебной практике грозит истцу отказом в удовлетворении заявленных требований вне зависимости от его выбора. Ведь какую бы защиту в таком случае ни использовал последний, перед ним всегда стоит опасность того, что конкретный судья, рассматривающий дело, сочтет избранный способ ненадлежащим и откажет на этом основании в иске.

Рассмотрим подробнее существующие подходы и их обоснование.

Что такое несостоявшиеся торги

Закупка признается несостоявшейся, если не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Это может произойти по разным причинам. Например, электронный аукцион (см. «Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам») признается несостоявшимся, если:

  • не было подано ни одной заявки;
  • подана только одна заявка;
  • после рассмотрения первых частей всем участникам было отказано в допуске;
  • после рассмотрения вторых частей все заявки признаны не соответствующими требованиям;
  • после рассмотрения первых частей только одна заявка соответствует требованиям документации;
  • в течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
  • результате рассмотрения вторых частей только одна заявка соответствует требованиям документации;
  • победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт.

Открытый конкурс (см. «Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе») может быть признан несостоявшимся, если:

  • не было подано ни одной заявки;
  • все заявки были отклонены конкурсной комиссией;
  • подана только одна заявка;
  • только одна заявка соответствует требованиям документации;
  • в результате предварительного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.
  • в результате предварительного все участники не соответствовали требованиям;
  • победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт.

Процедуру запроса котировок (см. «Запрос котировок в системе госзакупок: что нужно знать поставщикам и подрядчикам») объявят несостоявшейся, если:

  • не подано ни одной заявки;
  • все заявки отклонены комиссией;
  • подана единственная заявка;
  • только одна заявка соответствует требованиям.

ВНИМАНИЕ

Надо отличать несостоявшуюся закупку от недействительной и отмененной — это разные вещи. Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (№ 44-ФЗ, № 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут. Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector