Порядок принятия законов в рф — особенности процедуры

Содержание:

Особенность российского права

Правоведы России считают, что основная проблема в многоструктурном праве нашего государства заложена в его понимании. Не всем дано интерпретировать сложный, многозвенный, динамичный механизм. Россия продолжает выстраивать демократическую державу, она находится на стадии становления таковой. Общественная жизнь во всех сферах ее проявления терпит разные изменения с положительными и отрицательными результатами. Неоднозначность в трактовке одинаковых понятий приводят к разногласиям. Страна не может стать правовой во всех смыслах от одного провозглашения, и даже конституционных норм для этого недостаточно. Становление государства происходит в долгом историческом процессе. Благополучный рост его возможен, если присутствуют такие условия:

  • высокая степень развития в экономике и культуре;
  • граждане принадлежат к моральному духовному обществу.

Это значит, что в стране необходимо вырастить и воспитать идеальное население, тогда с ним не будет проблем. Как такого общества, так и идеального правового государства нет ни в одной точке мира. Но к качественному законотворчеству в России законодатель обязан стремиться. Чтобы принятые законодательные акты, исходящие от различных властных ветвей, не противоречили конституционным и общим нормативам, соответствовали принципам, которые заложены в международном праве. Для этого необходимо постоянство в законах, чтобы люди без юридического образования знали свои права и свободы.

В законодательстве нет стабильности, это проблема государственного уровня. Как может быть народ юридически грамотным, если происходят постоянные изменения в принятых актах, кодексах? Когда законодатель исправляет один минус в правовом положении, почему-то одновременно появляется другой. Образование множественных противоречий в кодексах обусловлено плохой их согласованностью друг с другом. Вся правовая система основана на Конституции, она как гарант политического, социального, экономического успеха тоже должна быть стабильна.

Кто обладает законодательной инициативой

Закон позволяет выдвигать законодательную инициативу:

  • депутаты ГД РФ отдельно или группой;
  • профильные комитеты ГД РФ;
  • члены Совета Федерации4
  • президент РФ;
  • профильные министры.

Таким образом, граждане не могут выдвинуть законотворческую инициативу. Однако они могут действовать через своего депутата. Страна поделена на избирательные округи. Каждый депутат закреплен за конкретно взятым округом. Он должен работать с населением. Для этого у него есть несколько помощников и общественные приемные. Так, любой гражданин может прийти и выдвинуть свою законотворческую инициативу. Если она окажется весьма привлекательной и эффективной, то депутат может выдвинуть ее на голосование. Однако перед этим нужно передать идею в профильный комитет Госдумы, чтобы его члены смогли рассмотреть эффективность и новизну идеи, оценить прибыль или ущерб для федерального бюджета, проверили на легитимность и разработали механизм действия.

Выписка из статьи 104 КРФ

То есть, каждый может озвучить свои мысли по поводу новых законов. Но для их принятия нужно действовать через лиц, которые имеют право на законодательную инициативу. Стоит отметить, что каждый депутат обязан иметь общественную приемную и помощников. Также он обязан работать с наказами избирателей. Если они не выполняются, то вероятность переизбрания на еще один срок снизится. Сегодня электорат становится все более грамотным, поэтому контролирует деятельность народных избранников.

Процедура принятия закона – пошаговая инструкция

Процесс принятия федеральных законов строго регламентирован. Он подробно указан в Конституции РФ, поэтому депутаты обязаны следовать ему. Стоит рассмотреть подробнее, как происходит принятие новых законов в России.

Шаг 1

Тот, у кого есть право законотворческой инициативы, выдвигает законопроект во время очередного заседания депутатов ГД РФ. До этого он должен проработать его, обосновать и проверить на легитимность. Для этого Госдума обладает большим штатом юристов, проверяющие каждый законопроект.

Тот, у кого есть право законотворческой инициативы, выдвигает законопроект во время очередного заседания депутатов ГД РФ

Шаг 2

Доработка закона после первого чтения. Необходимо внести правки и учесть замечания коллег по палате парламента.

Доработка закона после первого чтения

Шаг 3

Второе чтение законопроекта. Если опять есть замечания, то процесс нужно повторить, а при отсутствии неточностей происходит процедура голосования. Необходимо, чтобы большинство депутатов ГД РФ проголосовали за законопроект.

Второе чтение законопроекта

Шаг 4

Передача законопроекта членам Совета Федерации в течение 5 дней после его одобрения. За это отвечает председатель Госдумы. Сенаторы тоже должны одобрить его. В случае наличия замечаний он отправляется на доработку.

Передача законопроекта членам Совета Федерации в течение 5 дней после его одобрения

Шаг 5

Принятый сенаторами законопроект попадает на стол к президенту, который должен его подписать не позднее 14 дней.

Принятый сенаторами законопроект попадает на стол к президенту, который должен его подписать не позднее 14 дней

Шаг 6

Публикация законопроекта, после чего он будет обладать юридической силой.

Публикация законопроекта

Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

Сроки принятия законов в России

Процесс принятия законопроекта может оказаться весьма долгим. Он не оговорен законом. То есть, один законопроект могут обсуждать несколько лет и постоянно его дорабатывать. На самом деле это нормально. Сейчас есть несколько непринятых проектов, к которым депутаты ГД РФ постоянно возвращаются и снова откалывают процесс принятия в силу различных причин. Однако, если все происходит достаточно быстро и депутаты принимают проект, то сроки его принятия регламентированы.

Выписка из ФЗ-5 от 14.06.1994 года

Таблица 1. Сроки принятия законов в России

Этап принятия закона Срок (дней)
Передача членам Совета Федерации 5
Передача на подписание президенту 5
Публикация закона после подписания 14

Таким образом, если все делать быстро, то за месяц проект может быть подписан и обнародован. Однако стоит понимать, что не всегда ФЗ сразу получает юридическую силу. Если указаны четкие сроки его начала (а иногда и окончания) действия, то он не может действовать до наступления этого срока, несмотря на подписание президентом и публикацию согласно требованиям действующего законодательства.

Закон вступает в юридическую силу с момента

Порядок вступления в силу законов, постановлений Правительства, указов Президента РФ

Сегодня юридическая служба интернет-издания «Выбор мой » рассказывает о порядке вступления в законную силу законов о том, когда вступает в силу законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Порядок вступления в силу законов РФ Итак, основным документом, регламентирующим порядок вступления в силу законов РФ и их опубликования, является Федеральный закон РФ от 14.06.1994 № 5-ФЗ

«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

. В соответствии с данным законом, датой принятия федерального закона считается день принятия закона Государственной Думой. После того как Государственная Дума приняла закон в окончательной его версии он подлежит одобрению Советом Федерации.

Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов: 1. через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;

На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Статья 2 Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Статья 3 Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Статья 4 Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации.

Действие нормативного акта это

указание в самом акте либо в акте о-вступлении его в силу календарной даты начала его действия; б) указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу («с момента принятия», «с момента опубликования» и т.д.

); в) если в принятом нормативном акте не определены такие сведения, как дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила.

Так, законы РФ вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

Уполномоченный по правам человека в московской области

Постановления Правительства Российской Федерации . за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Кто является инициатором предложений?

Вам будет интересно:Принцип справедливости в уголовном праве: понятие, базовые принципы и основные правила

Все стадии включены в каждый закон — понятие, виды, порядок принятия в РФ начинается с чьей-то идеи или предложения. Выступать с законодательной инициативой или предлагать акт в России право дано:

Президенту.
Совету Федерации.
Депутатам ГД.
Правительству.
Представительным властным органам в субъектах.
Высшим судам – Верховному и Арбитражному.

Порядок принятия уголовных законов в РФ соблюдается и осуществляется на уровне высших судебных инстанций.

Должностные лица от определенных органов подают предложение по волнующему их вопросу, разрабатывают законопроект и передают его в Госдуму. Депутаты обязаны его рассмотреть, это не означает его обязательное принятие и одобрение. Ограничение в круге инициаторов связано с компетентностью лиц. Только перечисленные субъекты располагают необходимым объемом информации о состоянии уровня жизни, положениях в судопроизводстве или социальном обеспечении. Если расширить перечень органов или перейти на физических лиц, Госдуме придется увеличить свой объем работ на дополнительные исследования поступивших вопросов с принятием или отклонением по всем этапам программы, чего требует порядок принятия законов субъектов РФ.

Принципиальная основа

Для создания по-настоящему правового российского государства необходим порядок принятия федеральных законов в РФ, где основные принципы соблюдают:

  • законность;
  • научную обоснованность;
  • демократизм;
  • системность.

Чтобы понять целостный объем и функциональность законодательного процесса, нужно представить сменяющиеся последовательно этапы, которые соединяет окончательное утверждение. Подобные стадии — это инструменты в общем порядке принятия федеральных законов в РФ и деятельности законодательного органа.

Вам будет интересно:Реабилитация в уголовном судопроизводстве: понятие и значение

Частное и публичное право

  • Частное право регулирует отношения частных лиц, то есть горизонтальные отношения, обе стороны в нём равны , им предоставлена возможность выбора ( семейное, трудовое, гражданское право).
  • Публичное право — регулирует отношения между государственными органами и гражданами (а также организациями, структурами и т.д.) В нём стороны неравноправны, для публичного права характерны подчинение, запрещение и обязывание — директивные (императивные) нормы (конституционное, административное, уголовное) . Публичное право обеспечивает интересы публичного характера, то есть всего общества.

НЕ ПУТАЙТЕ ПОНЯТИЯ:

Система права — это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов.

Правовая система   — вся правовая жизнь страны, вся правовая организация общества. Категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства — систему законодательства.

Внесение поправок в законы

Периодически к действующим федеральным законам вносят поправки. Они необходимы, если изданный ранее закон потерял эффективность, появились новые ситуации, которые также нужно предусмотреть в ФЗ и так далее. Также иногда оказывается, что после публикации закона он противоречит действующему праву. Тогда требуется внести соответствующие поправки.

Все поправки надо вносить в установленном порядке. Они являются новым федеральным законом, который вносит изменения в действующий. Таким образом, депутатам придется обсудить все нововведения, а также предоставить проект в верхнюю палату для одобрения. После этого президент подписывает ФЗ, и он публикуется.

К одному правому акту может быть неограниченное количество поправок. В частности, в кодексы они постоянно вносятся, исходя из изменяющихся реалий.

Депутат ГД РФ предлагает внести поправку в закон

Таким образом, процесс принятия федеральных законов строго регламентирован. Если нарушить процессуальные нормы, то он не будет обладать юридической силой. Часто представители власти обращаются в специализированные организации, чтобы узнать мнение экспертов по поводу предстоящего нововведения. Так, ФОМ и ВЦИОМ чаще всего проводят социологические исследования, которые позволяют предугадать возможную реакцию граждан на новые нормы.

Также депутаты могут обращаться в другие организации, чтобы проверить эффективность закона. Стоит отметить, что любая федеральная норма права может действовать на всей территории страны или в конкретно взятом регионе. Так, если вводится новый закон, который требует апробации, могут выбрать несколько субъектов РФ, где он будет действовать, как эксперимент. После этого депутаты примут соответствующие поправки, чтобы сделать принятую меру более эффективной. Если она не будет работать, то от нее откажутся.

Подписание законов Президентом РФ

На раздумья главе исполнительной власти предоставляется 14 дней. Если закон имеет федеральный статус, то действует право «вето». 

Конституционная поправка, поддержанная квалифицированным большинством обеих палат, оспорена быть не может.

Если акт отвергнут из-за нарушения ритуала, а не в связи с содержимым, то возвращается в ГД на ту стадию, где таковое было допущено. В ином случае последовательность действий повторяется полностью, от 1-го чтения.

Избранники могут изучать текст с внесенными президентом коррективами. А могут предпочесть собственное видение ситуации. Опять понадобятся 2/3 мандатов. Остается отправить в последующие инстанции для ознакомления.

Действия СФ

Законодательство и регламент работы СФ предписывают рассматривать акты в течение двух недель. Между тем некоторые документы могут и не изучаться СФ. В этом случае они автоматически считаются одобренными и направляются далее президенту. При этом установлен перечень актов, рассмотрение которых обязательно для СФ. К ним относят, в первую очередь, конституционные законы. Эти акты должны быть детально изучены в СФ. Кроме этого, обязательному рассмотрению подлежат документы, касающиеся:

  1. Федерального бюджета, налогов и сборов.
  2. Вопросов таможенного, эмиссионного, кредитного, валютного, финансового регулирования.
  3. Статуса и защиты госграницы страны.
  4. Мира и войны.
  5. Денонсации и ратификации международных соглашений с участием России.

Элементы системы права:

  • Норма права – это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обращённое  ко всем и к каждому, оказавшемуся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.
  • Отрасль права — совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений (трудовое, семейное, гражданское право и т.д.)
  • Подотрасль права – это группа правовых норм, которые в составе отрасли права регулируют близкие отношения определённого вида. Например, в гражданском праве- подотрасль авторское право.
  • Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (например, в трудовом праве- институт заработной платы, в гражданском- институт наследования и т.д.)

Таким образом, в отрасли права выделяются подотрасли, которые, в свою очередь, делятся на институты права. Такая система права позволяет легче регулировать те или иные отношения в обществе. А в основе всего лежат нормы права, то есть конкретные законы, указы, договоры и т.д.

Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему ни одного государства,  представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. В иерархии отраслей права оно занимает главенствующее положение. Это означает, что ни один правовой акт государства не должен противоречить тем международным документам, которые подписало государство.

Специфика правил

Рассмотрим некоторые особенности принятия законов. Ключевые положения, касающиеся рассмотрения актов, закреплены в Регламенте ГД. В этом документе установлено, что изучение закона осуществляется в трех чтениях. В ходе первого исследуются только принципиально важные, ключевые положения документа. Если разногласий по ним у депутатов нет, акт передается со всеми первоначальными поправками в профильный комитет парламента. Этот орган ответственен за подготовку и прохождение закона на обсуждение. На комитет возлагается также обязанность доработать акт с учетом замечаний и предложений. После завершения работы, документ передается в ГД на второе чтение. Как выше было уже сказано, на этой стадии происходит детальное изучение норм с внесенными поправками. При отсутствии разногласий проект снова отправляется в тот же профильный комитет. На последней стадии рассмотрения не допускается внесение поправок и предложений, затрагивающих содержание документа. В третьем чтении могут вноситься корректировки редакционного характера. На завершающей стадии рассмотрения депутаты принимают решение об окончательном одобрении или не одобрении акта.

Законодательная инициатива

Право на нее имеет ограниченный круг лиц и организаций:

  • Президент;

  • Правительство;

  • СФ;

  • отдельные сенаторы;

  • депутаты ГД;

  • территориальные законодательные образования;

  • Конституционный Суд в пределах своей компетенции;

  • Верховный Суд в рамках дел;

  • Высший Арбитражный Суд.

В виде просто идеи ничего на заседания не поступает. Необходимо сформулировать задачу, изучить спрос на решение. 

Значит:

  1. Набирается группа исполнителей.

  2. Формируется текст с изложением принципов готовящегося документа.

  3. Запрашивается общая характеристика проекта в заинтересованных кругах и регионах.

  4. Если разработчики пришли к единому мнению, то готовится к передаче далее.

Обычно уже на этом этапе происходит «утечка», и начинается неофициальная экспертиза в обществе. Становится ясна вероятная реакция. Это помогает изначально внести коррективы и прикинуть шансы на утверждение.

Процедура принятия и изменения закона

Подготовленный акт направляется в высший представительный орган. Здесь происходит обсуждение законопроекта. Как выше было сказано, рассмотрение акта осуществляется трижды. Первое чтение предполагает анализ общих положений, второе – тщательное изучение деталей, внесение поправок, третье – одобрение или неодобрение. Утверждение осуществляется большинством депутатов. Процедура принятия конституционного закона требует одобрения 2/3 голосов. Рассмотрение предложения начинается с доклада представителя региона, из которого оно поступило. После этого заключение дает профильный комитет. Заслушав его, депутаты переходят к оценке и анализу нормативного акта, вносят поправки. Аналогичным образом утверждаются изменения в уже действующих законах. Одобрение нормативного акта осуществляется открытым голосованием. При этом оно может осуществляться как в отношении всего документа в целом, так и отдельных его статей. В пятидневный срок акт направляется в Совет Федерации. СФ обязан изучить его в течение 14 дней. Если акт не был рассмотрен за этот срок, то он считается автоматически утвержденным. После этого — также в 14-дневный период — документ предается президенту.

Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ

6. Подписание и обнародование федерального
закона Президентом РФ.
Это заключительная стадия законодательного процесса.
Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного
процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для
подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления
федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух
возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых,
в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и
обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу.
Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право
вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось
ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное
(относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания
квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное
прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном
порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он
будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей
голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию
Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это
сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и
последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в
силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно
законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных
законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное
большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон
считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов
от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от
общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный
конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой
государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение
президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8
Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия
федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения
органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской
Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу
федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.*Федеральные
законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их
подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая
публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании
законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**.
Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской
Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если
самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например,
сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

* СЗ РФ. 1994.
№8. Ст. 801.

   **См.: Федеральный закон «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,
актов палат Федерального Собрания» от 22 октября 1999 г. // Российская
газета. 1999. 25 окт.

Палаты могут принимать решения и в форме
постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным
Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений
отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются
большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов
Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен
Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься
квалифицированным
большинством).                        

показать содержание

Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права

Нюансы обнародования

Назначение этой стадии заключается в доведении положений утвержденного нормативного акта до сведения населения. Обнародование может быть неофициальным и официальным. Последнее осуществляется в рамках 15 статьи Конституции. В ней сказано, что нормативно-правовые акты, утвержденные по установленным правилам, должны быть официально опубликованы. Неразмещенные в соответствующих изданиях документы не подлежат применению. Любые нормативно-правовые акты, касающиеся прав, обязанностей, свобод человека и гражданина, не могут реализовываться, если они официально не опубликованы и не доведены до всеобщего сведения. Неофициальное обнародование производится в виде изложения их содержания или сообщения об их издании в радио-, телепередачах, СМИ и пр. Ссылаться на такие акты при оформлении официальных документов, принятии решений, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, не допускается. Обнародование осуществляют от имени того органа, который издал закон или подписал его.

Общая схема законодательной программы

Прежде чем правовой акт примет юридическую силу, он пройдет через сложную процедуру, его необходимо утвердить. Началом в этой схеме служит разработка законопроекта, а завершением — публикация акта, прошедшего все стадии в порядке принятия федеральных конституционных законов в РФ. Общая модель законотворчества:

  • инициаторы создают законопроект;
  • передают документ в Государственную Думу;
  • ГД рассматривает положения, принимает или отклоняет;
  • направляют в Совет Федерации для одобрения или отказа;
  • предоставляют окончательные разработки Президенту;
  • при удовлетворительном утверждении, с поправками, закон принимается, подписывается, приобретает юридическую силу и публикуется.

Существует необязательная программа, когда депутаты не могут спокойно реагировать на отклонение очень нужного, по их мнению, проекта. В этом случае законопроект повторно проходит через порядок принятия федеральных конституционных законов в РФ по факультативному регламенту:

  • ГД разбирается с актами, отклоненными в Совете Федерации и Президентом;
  • Совет Федерации рассматривает законы, которые не подписал Глава государства.

Стадии законодательного процесса

  • законодательная инициатива,  т.е. внесение законопроекта или законопредложения;
  • рассмотрение   законопроекта в   парламентских  палатах  и комитетах (комиссиях);
  • принятие   закона;
  • санкционирование,  промульгация  и опубликование закона; эту стадию иногда  разделяют  на  санкционирование  (подписание)  главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

Законодательная инициатива – это официальное   внесение в парламент законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.).

Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104  Конституции РФ являются

  • Президент РФ
  • Совет Федерации
  • члены Совета Федерации
  • депутаты Государственной Думы
  • Правительство РФ
  • законодательные (представительные) органы субъектов РФ
  •  Конституционный Суд РФ
  • Верховный СудРФ,

Кто разрабатывает законопроект

Вместе с подобными нормативными актами в нижнюю палату вносят такую документацию:

  1. Финансовый краткий отчет;
  2. Социальный прогноз;
  3. Сведения об исполнении федерального бюджета за последний квартал прошлого года;
  4. Документы, подтверждающие наличие денег в бюджете РФ в финансовом следующем году;
  5. Пояснительную записку, в тексте которой есть сведения о конкретных изменениях некоторых положений ФЗ.

Согласно Конституции РФ, правительственные чиновники отправляют вышеперечисленные бумаги на рассмотрение в Госдуму для внесения конкретных изменений в некоторые положения ФЗ. Если по предоставленной документации социальная статистика и предварительный бюджет на следующий год выше текущего, то в этом случае проводят дополнительный анализ доходных статей бюджета РФ, которые запланированы на будущие периоды.

Действие нормативных актов

Нормативные акты могут включать временные, пространственные и субъектные пределы своего действия.

Функционирование их во времени характеризуется вступлением в силу, утратой силы. Существует Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания», в соответствии с которым акты палат Федерального Собрания, федеральные конституционные законы, федеральные законы могут вступать в силу одновременно на всей территории страны по истечении десяти дней после момента их официальной публикации. Это предусмотрено для случаев, если сами законы (акты палат) не устанавливают иной порядок их вступления в силу.

Замечание 1

Здесь необходимо учитывать основной принцип, в соответствии с которым закон не обладает обратной силой. Это значит, что он не может быть распространен на отношения, имевшие место до того, как он вступил в юридическую силу.

Закону может быть придана обратная сила в случае:

  1. наличии такой информации в нем;
  2. смягчения или устранения ответственности.

Прекращение действия (утрата силы) для нормативных актов происходит в соответствии с:

  • завершением срока его действия;
  • выпуском нового акта, который призван заменить ранее действующий (то есть происходит косвенная отмена);
  • прямым указанием соответствующего органа, которое касается отмены акта (происходит прямая отмена).

В пространстве действие нормативного акта можно определить территорией. Именно на нее происходит распространение властных полномочий органа, который занимается издание соответствующих актов.

Замечание 2

Территория России включает пространство (сухопутное и водное) в рамках государственных границ, а также воздушное пространство и недра. В территорию также входят российские дипломатические представительства за границей, торговые и военные суда, находящиеся в открытом море, воздушные корабли, которые находятся вне пределов нашей страны.

Органами субъектов Федерации не отменяются и не приостанавливаются на своих территориях законы общих федеральных органов.

На территории нашей страны действие нормативных актов происходит по отношению ко всем гражданам, органам государства, общественным организациям, иностранцам, лицам без гражданства. Наряду с этим есть специальные нормативные акты, действие которых распространяется лишь на некоторые категории должностных лиц и граждан.

Важно обратить внимание на принцип гражданства. Он гласит, что граждане нашего государства, вне зависимости от места своего нахождения, должны соблюдать законы РФ. Если они совершают преступное деяние в другой стране, то должны понести уголовную ответственность по российским законам

Это предусмотрено даже тогда, когда подобное преступление не считается преступлением в государстве, где гражданин РФ находится

Если они совершают преступное деяние в другой стране, то должны понести уголовную ответственность по российским законам. Это предусмотрено даже тогда, когда подобное преступление не считается преступлением в государстве, где гражданин РФ находится.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector