О канонических аспектах церковного брака

Кого венчать, где и сколько раз?

Есть несколько важных вопросов. Первый: допустим ли брак для людей, которые не являются прихожанами? Как Церковь видит себя на поприще этого околоцерковного круга людей, которые вроде бы христиане, и приходят венчаться: отказать им и оттолкнуть в ещё большую даль или просто зарабатывать на них деньги, что тоже некрасиво.

Второй вопрос: почему у нас существует одна форма брака, и Церковь с ней согласна? Почему мы не хотим иметь и вторую форму брака – религиозную? Пусть она будет для мусульман, для православных, для евреев – для кого хотите. Я не хочу идти в ЗАГС, я не хочу этого цирка с этой тетей. Давайте внесем этот пункт в документ, пускай патриарх ходатайствует перед властями, чтобы человек мог заключить брак спокойно в Церкви. Какая разница: заберет он потом свидетельство у нотариуса или в ЗАГСе? Если мне говорят, что государству так удобно, так плевать мне на это государство – государство мы организуем, люди. Исходить из удобства государства – чушь, надо исходить из удобства человека.

Вот это вопрос интересный и сложный, его никто не поднимает. И тогда у нас отпадает вопрос, какой это брак: венчанный-невенчанный, – каждый выбирает форму брака.

Вопрос о количестве браков: по документу брак не может быть заключен, если у человека было три брака – венчанных или зарегистрированных в ЗАГСе. А если, допустим, у мужчины было много незарегистрированных сожительств, там есть дети, и что – он может бросать этих детей и с чистой совестью венчаться? Это вызывает у людей недоумение, и я с этим согласен.

Или человек говорит: у меня было три зарегистрированных брака, а теперь будет первое венчание – как полагается. Это нужно проговаривать, нужно признать несколько форм брака, и сказать, что любое бракосочетание – это бракосочетание, хоть в ЗАГСе, хоть в церкви, иначе получается вроде колдовства: повенчаться в церкви лучше, чем в ЗАГСе?

Если мы внеобщинно венчаем, то и попадаем в эту лужу: мы не знаем, сколько у человека было этих сожительств. Имею ли я вообще моральное право просто венчать людей, которые неизвестно откуда появились?

Фото: Валерий Зот

Таинство венчания совершается перед аналоем

В саму церемонию венчания входит: обручение, само венчание, разрешение венцов и молебен. При этом в настоящее время между таинствами обручения и венчания временной промежуток отсутствует. Именно поэтому они сливаются в одну церемонию, продолжая друг друга.


Обручальные кольца. Обручальные кольца у православных изготовляются из золота, потому его блеск символизирует Небесный свет

Во время венчания жениха и невесты проводится церемония обмена золотыми кольцами. Обмен необходимо выполнить трижды. Золотое кольцо — это символ вечности непрерывности и вечности брачного союза, так как у кольца нет начала и конца.

Кроме того, его блеск означает небесный свет, освещающий брак с момента его заключения и до смерти одного из супругов.

Брачные венцы — символ жизни вечной.

Слова священника на свадьбе имеют сакральное значение. Так тайносовершительное значение в чинопоследовании имеет следующая речь священника:

Полный текст содержится в Чинопоследовании венчания.

Таким образом, а также путём положения венцов на головы венчающихся прославляется Царь творения. При этом согласно христианской традиции семья — это малая церковь.


Церковные венцы. Церковные венцы — это символ вечной жизни, а так же того, что муж становиться для жены царём, а жена для него царицей

Брачные венцы — это символ жизни вечной. Кроме того, они означают, что после венчания новобрачные становятся друг для друга царём и царицей. При этом они дают друг другу перед Богом обещание соблюдать целомудрие супружества.

Если у одного из супругов не хватит сил соблюдать его, и он нарушит свой обет, он тем самым разрушит малую церковь и совершит большой грех.

Вне Христа склеить жизнь невозможно

Был у меня удивительный случай, самый странный в жизни: в церкви мужик сидел несколько часов. Я вижу, что он хочет что-то спросить. Я сюда прошелся, туда прошелся, показывая ему, что я готов выслушать. Он встает: «Можно вопрос? Как бы вы объяснили: у меня четвертая жена сейчас, а любовница та же самая?» Я не стал отвечать – он и сам понимает, что любовница и есть его жена. Я отправил его, потому что он ждал какого-то разрешения, а в таких случаях ответ давать нельзя. То есть человек должен страдать, нести эту боль, которая, может быть, что-то принесет ему в голову. А успокоить его, обнадежить – нельзя в такой ситуации этого делать.

Часто бывают истории, когда у человека на стороне рождается ребенок, и он мучается, надо принимать решение. А у человека прекрасная, идеальная жена, две дочери, и он переживает: что же он скажет потом сыну, что он его бросил? А я ему привожу контраргументы: а что скажут дочери, которых ты бросил? Мы вот с тобой сейчас шантажируем друг друга детьми, а ты подумай о жене. А он: а как же я молодую брошу с ребенком? Это предательство и так далее…

А я ему сказал: а вот твой сын вырастет, и вы с ним как мужчины встретитесь, и когда он спросит: «Папа, почему ты не был со мной?» – ты ему ответишь: «Сын, ты вырос и должен понять, что даже если ты ошибаешься, ты не должен никем жертвовать. Если бы я остался с тобой, я никогда бы не смог тебе объяснить, что такое честь, порядочность».

Этот мужчина ушел, вернулся домой, но в конечном итоге все равно ушел из семьи. И вот мне как священнику лишь в единичных случаях удавалось помочь при рассыпании семьи. Даже среди своих друзей я могу вспомнить лишь то количество, на которое хватит пальцев на одной руке, у которых не развалился брак. Но те, кто пережили эту драму и связали свои чувства снова, эти семьи живут долго в результате. Эти семьи проходят кризис, и внутри этого кризиса они делают очень серьёзные выводы, и время потом показывает, что это был правильный ход.

Сохранить семью – это всегда важнее, чем что бы то ни было. Но современный человек не Христу верит, а своим чувствам. Мы не верим в другой опыт, потому что мы не любим друг друга, а верить можно только тому, кого ты любишь. Почему ребенок верит своей маме? Потому что мама – это правда, не надо проверять. А современный человек закрыт от любви.

Поэтому и получается: появляются у мужчины деньги, возможности – почему же не обновить жену лет на двадцать? Привез помоложе, покрасивше, погрудастей, попопастей – вот и вся история. Как священник, я понимаю, что здесь наше влияние мизерно. Мы что-то можем ещё с людьми внутрицерковными, а что с внешними творится – это беда. С людьми церковными это бывает гораздо реже.

Когда приходят в церковь люди нецерковные, и у них разваливается брак, то говорят: помогите, сделайте что-нибудь нам. И ты попадаешь в такую ситуацию: если ты – нечестный человек, то превращаешься в гуру-колдуна, говоришь: давайте устроим сеанс из двадцати молитв по двадцать долларов каждая.

А если ты честный человек – у тебя вспотеет ум, потому что ты понимаешь, что этим людям надо сначала рассказать, кто такой Христос. Потому что братья и сестры могут быть в чем-то: если есть мама, то есть и брат. Так и здесь: в чем ты собираешься склеивать его жизнь? Вне Христа склеить невозможно. Тебе нужно поговорить с человеком о Христе, а ему сейчас не до этого, у него все кипит внутри, он слушает, но не слышит. Если перед тобой нет скелета, то мясо вешать не на что. Если нет костяка, то не на что навешивать свои слова. Можно, конечно, сказать: ну, пошли, помолимся.

Поэтому надо тратить много времени на ту работу, чтобы с детства было такое твердое основание, на которое потом можно все вешать. Иначе наша ситуация обречена. Она, в принципе, и так обречена, но это наш путь, и мы должны им жить. С этого и начинается документ: вне Христа ничего не решается, иначе все получается формальным, поэтому в любом документе надо оставлять огромным пунктом: «на усмотрение духовника». Сколько ни рационализируй правила, всегда есть остаток, который не вписывается.

Реалии современной России

Церковный брак в России до революции 1917 года считался только единственно возможным. Страна жила по традициям православной церкви, христианские устои определяли жизнь российского общества.

В современной России Церковь отделена от государства, но церковный брак государственными органами признается. Нужно зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе и показать свидетельство о регистрации брака священнику. Он назначит время венчания.

Иногда бывают исключения. Когда священник хорошо знает своих прихожан, он может зарегистрировать брак до официальной росписи. Таким примером церковного брака стало венчание популярного российского актера Антона Макарского и певицы Виктории Морозовой. Только через 3 года они формально зарегистрировали свои отношения.

Нужно знать, что по российскому законодательству, венчание в церкви не несет никаких юридических последствий в сравнении с гражданским браком. Допустим, обвенчались, но не были в ЗАГСе, жили вместе в доме мужа, он умер. По закону женщина не может претендовать на его жилплощадь, так как официально не являлась его супругой.

Бывают случаи, когда женщина добивается справедливости, если, предъявив свидетельство о венчании, она сумеет доказать, что супружеские отношения имели место, тем более, когда есть общие дети.

Статистика церковных браков в России свидетельствует, что подавляющее большинство молодоженов (87 %) после официальной регистрации брака венчается в церкви. Вряд ли это говорит об их набожности, понимании церковной истины, что брак заключается на Небесах. Скорее, это дань моде, когда в обществе много разговоров, что нужно вернуться к православным истокам своих предков.

Важно знать! Хорошо, когда молодые являются верующими и венчаются осознанно. В противном случае это просто модное увлечение, которое не оставит в душе глубокий след

Такой церковный брак нередко заканчивается разводом.

Что такое церковный брак — смотрите на видео:

Плюсы и минусы церковного брака нужно понимать четко. Свидетельство о венчании — это не юридическая бумага, в отличие от документа о браке, выданного ЗАГСом. В случае смерти кого-либо из супругов другой не может претендовать на его наследство. За редким исключением, когда в результате долгих судебных разбирательств имущественные или иные права мужа (жены) могут признать. Это негативная сторона венчания в церкви. Духовное родство обвенчавшихся с Богом, стремление жить по Божьим заповедям — это сильная сторона церковного брака.

Статья по теме: Особенности брака христианки и мусульманина

Основные сведения

Брак — одно из христианских таинств, которое ведет своё начало от ветхозаветных времён. Согласно Быт. 2:18 целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт. 1:22,28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт. 2:24).

Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

В Ветхом завете вопросу брака посвящена вторая глава Книги Бытия. Смысл и цель брака, согласно ей, состоит в вечном и нераздельном единстве по образу Лиц Святой Троицы. Именно так описывает Библия райский брак:

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку.

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

(Быт. 2:18)

Из Священного Писания следует, что установление института брака (о единении двух полов — мужского и женского — в одну плоть) происходит ещё до грехопадения в Раю, поэтому мнение о том, что брак был установлен после грехопадения является ошибочным.

В Новом завете божественный замысел о браке раскрывает Иисус Христос:

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует…

(Мф. 19:3)

Русская православная церковь выразила своё отношение к браку в «Основах социальной концепции»:

Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я».

Для христиан брак стал, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

— Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Социальные функции семьи

Функции
Репродуктивная – воспроизводство себе подобных индивидов. Семья воспроизводит свой род, обеспечивает обществу замену людей.
Социализация – приобщение индивида к обществу.
Экзистенциональная – обеспечение безопасности членам семьи, забота.
Экономическая – базируется на произведение материальных благ и продуктов общими усилиями, поддержание экономической стабильности и удовлетворении потребностей.
Первичный социальный контроль – ценностные и этические нормы поведения внутри семьи в разных сферах жизни.
Рекреативная – защита, усиление, восстановление духовной, физической составляющей индивида.
Социально статусная – приобретение социальных ролей в социуме обеспечивает укрепление общественной структуры.
Досуговая – организация свободного времени в форме развлечения.
Гедонистическая – нужда в заботе, любви, чувстве счастья.

​​Брак – юридически оформленные отношения между супругами, регулирующие их права и функции в семейном быту. Помимо этого, брак представлен социальным институтом, задающим правила поведения во внутрисемейных отношениях.

Что такое церковный брак?

Во многих странах Церковь отделена от государства, потому церковный и гражданский брак существенно различаются. Венчание в Церкви имеет духовную сущность, ибо сказал Бог, что «будут они одна плоть». Жизнь супругов должна быть образцом христианских жизненных правил.

Светский союз мужчины и женщины регистрируется в государственных органах. Церковь к заключению такого брака никакого отношения не имеет. В этом заключается главное отличие церковного брака от гражданского.

Церковные браки семейным правом не регулируются. Последнее представляет собой свод юридических норм, они закрепляют на законодательном уровне возникшие в результате совместного проживания имущественные и другие права. А венчание в церкви подлежит юрисдикции особого церковного свода правил.

Предметом семейного права являются условия, на которых заключается брак, и как его можно расторгнуть. Закон регулирует отношения в семье между мужем и женой, например, кто будет заниматься воспитанием ребенка, как распределятся в семье обязанности. В случае невыполнения кем-либо из супругов взятых обязательств брак подлежит расторжению.

В одних странах признаются только гражданские браки, например, во Франции или Японии. В иных супруги могут выбирать: регистрировать свои отношения в государственном учреждении или идти в церковь (Англия, Испания, Канада).

Важно знать! Только религиозные браки заключаются в Израиле, Лихтенштейне, отдельных штатах США, провинциях Канады и мусульманских странах. Самая популярная книга всех времен и народов Библия состоит из Ветхого и Нового Завета (Евангелия)

В них с небольшими разночтениями говорится, что такое церковный брак и как он заключается. Посмотрим, как толкует союз мужчины и женщины Священное Писание:

Самая популярная книга всех времен и народов Библия состоит из Ветхого и Нового Завета (Евангелия). В них с небольшими разночтениями говорится, что такое церковный брак и как он заключается. Посмотрим, как толкует союз мужчины и женщины Священное Писание:

  • Ветхий Завет . Состоит из 39 канонических книг, православные включают в него еще 11 неканонических. Для чего людям церковный брак, Бог говорит во второй главе Книги Бытия: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). И создал он из ребра Адама первую женщину Еву и сказал, что «… она будет называться женою, ибо взята от мужа…. и будут они одна плоть». Слова эти нужно понимать как физическую и духовную близость мужчины и женщины, соединивших свои судьбы для совместной жизни по воле Божьей, чтобы рожать детей и иметь в них жизнь вечную.
  • Новый Завет (Евангелие) . Когда фарисеи сказали Иисусу, что Моисей разрешил разводиться, Христос ответил, что так он поступил «по жестокосердию вашему». Муж и жена — единая плоть, а развод возможен только в том случае, когда Она изменяет Ему. «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». Связь женатого человека с другой женщиной Господь считал большим грехом.

Седьмая заповедь Христа кратко гласит: «Не прелюбодействуй». Она о соблазнах, которые поджидают мужчину и женщину (холостых или женатых), когда между ними возникает приязнь и они похотливо смотрят друг на друга. Такое искушение ведет к блуду, развращает душу. Человек становится заложником своих страстей, часто поступает не по совести. Он теряет связь с Богом, радует своими неправедными поступками дьявола. Ему прямая дорога в ад. Такие люди не могут создать нравственную, угодную Богу семью, живущую по христианским заповедям.

Церковный брак — это взаимоуважение и согласие. Люди прекрасны не одеждою, а красотою духа. Когда Он и Она рука об руку проходят все жизненные невзгоды, поддерживают друг друга словом и делом в тяжелую минуту.

Браки с иноверцами в России до 1918 года

Общеобязательные, общецерковные и никем не отменяемые каноны Православной Церкви, принятые на Вселенских соборах: 10-е Правило Лаодикийского собора и 72-е Правило 6 Вселенского собора, категорически запрещают православному (православной) вступать в сожительство (брак) с любым неправославным, то есть с еретиком, более того, 72-е правило повелевает такие беззаконные сожительства разрушать; единственное исключение 72-е правило, ссылаясь на послание апостола Павла: 1Кор. 7:14, делает для брака, заключённого вне церкви, то есть когда оба супруга были неправославными, а затем уже находясь в супружестве один из супругов принял святое крещение и стал православным, а другой ещё не пришёл к истиной вере, но при этом не препятствует другому супругу в его выборе нового образа веры в жизни. До синодального периода в Русской церкви согласно святым канонам Вселенских соборов строго воспрещались браки православных с любыми неправославными.

С 1721 года царем Петром было уничтожено не только патриаршество, но и соборное управление в Русской поместной церкви, во главе её согласно «Присяге для членов Святейшего Синода» стал не поместный собор, во главе с патриархом и собранием из всех архиереев, который никогда не может выйти за рамки канонов Вселенских соборов, их отменить или изменить; а лицо, не являющееся ни только епископом, но и священником и даже диаконом, то есть мирянин, государственный правитель: царь или женщина(царица). Царь управлял Русской поместной церковью через своего чиновника-мирянина (обер-прокурора), также лицо не имеющее священного рукоположения, стоящего во главе Священной коллегии или Священного синода — органа управления Русской поместной церковью. Все члены Синода давали клятву пред Богом, в которой исповедовали «крайнего судию» в поместной церкви монарха.

«Я, нижеименованный, обещаюся и клянуся Всемогущимъ Богомъ, предъ святымъ Его Евангелием… Исповедую же с клятвою крайняго Судию Духовного сего Синода, быть Самаго Всероссийскаго Монарха, Государя нашего Всемилостивейшаго, клянуся и еще Всевидящимъ Богом.» (Присяга для членов Святейшего Синода)

С этого времени царь начал издавать свои законы от имени синода и распространять их на церковное управление, не обращая внимания на догматы и каноны Православной церкви. Одним из таких новых законов стало разрешение: «Послание» 1721 года вступать в брак лютеран с православными. Поводом к изданию «Послания Святейшего Синода к православным о беспрепятственном им вступлении в брак с иноверцами» было поступившее в Синод доношение из Берг-Коллегии, основанное, в свою очередь, на письме Василия Татищева, посланного в Сибирскую губернию «для прииска рудных мест и строения, и размножения тамо заводов». В письме Татищев ходатайствовал о желании поселившихся в России шведских специалистов (взятых перед тем в плен русской армией во время Северной войны) «жениться на русских девках без переменения веры».

Затем последовали другие законы и были дозволены браки с католиками, и другими протестантами и армянами, но не «раскольниками» (то есть старообрядцами); такие браки обычно не требовали специального разрешения архиерея. Высочайший указ от 17 (30) апреля 1905 года дозволял брак православных с старообрядцами, совершение которого, однако, требовало разрешения епархиального архиерея. Кроме того, лица других христианских исповеданий, вступающие в брак с лицами православными (за исключением коренных жителей Финляндии на её территории), давали священнику пред совершением брака подписку в том, что они не будут ни поносить своих супругов за православие, ни склонять их чрез прельщение, угрозы или иным образом к принятию своей веры и что имеющие родиться от сего брака дети будут крещены и воспитаны в православии. Взятая таким образом по установленной форме подписка подлежала представлению епархиальному архиерею или в консисторию в начале января следующего года.

По состоянию на начало XX века в Российской империи действовали следующие нормы:

  • браки православных с лицами неправославных христианских исповеданий разрешались лишь при условии венчания, крещения и воспитания детей по правилам православной веры;
  • русским подданным православного и католического вероисповедания запрещались браки с нехристианами, а протестантам — с язычниками.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector