Федеральный закон «об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 23.11.2009 n 261-фз ст 13 (ред. от 26.07.2019)
Содержание:
- Изменения, внесенные законом 261-ФЗ в другие законодательные акты
- Экономия тепла в МКД
- Выдержки и комментарии к ФЗ № 261
- Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
- Какие были внесены изменения?
- Ключевые аспекты по 261 ФЗ
- Запрет на энергонеэффективные товары
- Ограничение оборота ламп накаливания
- Требование маркировки товаров по классам
- Расчеты по приборам учета
- Требования энергоэффективности в отношении новых зданий
- Энергетические обследования
- Требования к государственным учреждениям
- Программы по энергосбережению
- Энергосервисные договоры
- Тарифное регулирование
- Формы государственной поддержки
- Обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений
- Экономия электроэнергии в МКД
- Интеллектуальные системы учета
Изменения, внесенные законом 261-ФЗ в другие законодательные акты
Помимо описанных выше основных целей, задач и требований, которые установлены данным законодательным актом, принятие ФЗ № 261 способствовало внесению ряда изменений в другие значимые нормативно-правовые документы. Среди наиболее важных, имеющих влияние на процессы в ЖКХ, можно выделить Жилищный и налоговый кодексы, а также ФЗ № 185 «О Фонде содействия реформирования ЖКХ».
О дополнениях в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Часть 1 статьи 34 содержит в себе изменения первой части Налогового кодекса. В данном разделе содержится информация относительно использования новых технологий, позволяющих повысить уровень энергоэффективности в здании.
Также некоторые изменения были внесены во вторую часть представленного кодекса, в данном случае речь шла о принятии мер по увеличению количества используемого оборудования с высоким КПД, позволяющим снизить расходы энергии.
Для собственников зданий, принимающих меры по энергосбережению, ФЗ-261 установил налоговые льготы в виде возмещения процентов по кредитам, взятых на проекты повышения энергоэффективности и возможность получения субсидий на энергосберегающие программы.
Экономия тепла в МКД
В условиях российского климата потребление тепловой энергии и горячей воды составляют 60-75% от общего потребления энергоресурсов в МКД. Показатель зависит от продолжительности отопительного сезона, вида ограждающих конструкций и степени изношенности внутридомовых сетей. Поэтому мероприятия по снижению теплопотребления и теплопотерь наиболее важны для управляющих компаний и ТСЖ.
Теплоизоляция МКД
- Устройство двойных тамбуров, установка доводчиков и конопатка щелей сокращает потери тепла в местах общего пользования. Одна только замена деревянных оконных рам на пластиковые стеклопакеты снижает годовое потребление тепла на 20%, экономя от 4 до 10 кВт/м3.
- Восстановление межпанельных швов дает дополнительную экономию 2 кВт/м3.
- Теплоизоляция чердаков и подвалов позволяют экономить еще 10% тепла.
- Утепление крыши снижает до 20% теплопотерь при сроке окупаемости 12 лет.
- Теплоизоляция внешних стен и перекрытий сэкономит от 4 до 12 кВт/м3 в год при окупаемости 21 год.
Проведение мероприятий по утеплению ограждающих конструкций нецелесообразно, если целью ставится исключительно энергосбережение в МКД. У них слишком долгий срок возврата инвестиций — 12 лет для утепления кровли и 21 год для внешних стен. Но в этих мероприятиях заложен самый высокий потенциал энергосбережения, поэтому их рекомендуется выполнить при плановом капитальном ремонте, если собственники помещений в МКД на это согласны.
Оптимизация потребления тепловой энергии
- Замена неисправной запорной арматуры и отдельных участков трубопроводов устраняет утечку горячей воды и теплоносителя.
- Теплоизоляция трубопровода сокращает годовые потери тепла на 2-3 кВт/м3.
- Модернизация теплового узла снижает теплопотребление МКД на 30%.
- Монтаж системы постоянной циркуляции горячей воды уменьшает ее расход на 30% при сроке окупаемости от 2 до 5 лет.
- Установка реле времени циркуляционного насоса позволяет регулировать теплоотдачу системы отопления согласно суточной потребности графику, что снижает потребление тепла на 10%, и на 30% в сочетании монтажом термостатных вентилей на отопительных приборах.
При текущем дисбалансе тарифов на тепловую энергию и газ дополнительные возможности экономии дает устройство автономной системы теплоснабжения — крышной котельной.
Во-первых, стоимость 1 Гкал тепловой энергии, произведенной в автономной котельной, в два раза ниже, чем цена за 1 Гкал тепла у теплоснабжающей организации.
Во-вторых, современные мини-котельные можно включать, выключать и регулировать независимо от графиков и режимов центральной котельной. Если на улице установилась плюсовая температура, можно прикрутить вентиль. Это сразу уменьшит расход газа, а сам процесс длится не более минуты. Теплоснабжающие организации не занимаются тонкой настройкой под климат, и чтобы не задохнуться от жары, жильцы открывают окна, а потом оплачивают перетопы.
Выдержки и комментарии к ФЗ № 261
- О вводе в эксплуатацию зданий. Запрещает ввод в эксплуатацию зданий, которые не соответствуют современным требованиям. Следовательно, обязательство по установке приборов и оборудования лежит на застройщиках. Они должны на этапе планирования продумывать архитектурные особенности согласно 261 ФЗ. Проверка на соответствие проводится уполномоченным государственным ведомством и осуществляет до сдачи объекта. При несоблюдении требований назначается штраф в размере шестисот тысяч рублей.
- Все предприятия подлежат обязательному энергетическому обследованию, направленному на получение данных о фактически используемой энергии, на определение энергосберегающих технологий, на разработку комплекса мероприятий. Последние реализуются для снижения энергозатрат конкретной компанией. В результате обследования формируется энергетический паспорт предприятия. С каждой новой проведенной проверкой показатели должны улучшаться.
Отсутствие энергетического паспорта грозит предприятию штрафом до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Форма документа утверждена 400 приказом Министерства Энергетики от 2014 года.
Внимание! Обязательная проверка не реже, чем раз в пять лет должна проводиться на предприятиях, где затраты на энергию превышают пятьдесят миллионов в год
Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;
4) определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации;
5) установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов;
6) определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
7) установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
7.1) установление требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования) (далее — требования к проведению энергетического обследования и его результатам);
7.2) установление формы декларации о потреблении энергетических ресурсов;
7.3) установление порядка представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, деклараций о потреблении энергетических ресурсов, порядка обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов;
8) установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
9) установление порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
10) установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования;
11) установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
12) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти, и отчетности об их реализации;
12.1) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования;
13) определение форм и методов государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее осуществление;
14) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
14.1) мониторинг и анализ эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
14.2) подготовка ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации;
15) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Какие были внесены изменения?
261 ФЗ 13 статья описывает способы и причины ведения учета и специальные приборы учета для сбора информации об используемой энергии. Согласно последней редакции 2017 года, изменения произошли в ч. 12 ст. 13 261 ФЗ. В этом пункте написано, что для Республики Крым и города Севастополя есть определенный срок, до которого все указанные объекты и учреждения должны получить оснащение приборами учета энергосбережения. В изменениях оформлена информация, что для объектов, используемых меньше, чем две десятых гигакалории энергии в час, срок установки приборов до 1 января 2021 года.
Согласно п. 9 ст. 13 261 ФЗ начиная с 2010 года все компании, организации и учреждения, занимающиеся снабжением города водой, газом, электрической и тепловой энергией, обязаны осуществлять установку, замену и проверку приборов контроля энергосбережения. В случае, если лицо обратилось к ним за покупкой прибора учета использования энергосбережения, организация не имеет права отказать. Стороны заключают договор, оформляют цену и сотрудники организации приезжают на место, устанавливают и проверяют прибор учета используемых энергетических ресурсов. Прибор вводится в реестр и организация ведет контроль за его использованием. Прибор должен работать без перебоев, не должно быть резкого повышения количества потребляемого ресурса или резкого снижения. В случае, если организация просрочила установку или ремонт прибора, она несет ответственность и выплачивает клиенту комиссию или пеню за просрочку в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка России.
В ст. 11 261 ФЗ оформлена информация об обслуживании и обеспечении эффективности энергосбережения в различных зданиях или постройках. Любые сооружения должны отвечать определенным настоящим законом требованиям.
Требования для зданий и сооружений:
- Цифровые показатели, отображающие удельную величину тратящейся энергии в здании;
- Настоящим законом об энергосбережении определены требования и к отдельным конструкциям, прилагающимся к зданиям, к отдельным техническим объектам, к материалам. Эти требования помогают максимально эффективно использовать энергию, приведя к минимуму нерациональные расходы;
- Настоящим законом определены требования к архитектурным, техническим, инженерным и конструктивным планам, которые влияют на энергосбережение здания.
В этой статье оформлен список зданий, на которые требования не распространяются:
- Здания или сооружения, являющиеся культурными объектами и охраняющиеся государством;
- Строения, определенные Правительством РФ;
- Сооружения, здания или объекты, которые согласно законодательству Российской Федерации, являются культурным наследием или достоянием;
- Небольшие строения, стоящие отдельно, не относящиеся к каким-либо комплексам, занимающие от 50 квадратных метров и меньше;
- Временные объекты, запланированный срок использования которых от двух лет и меньше;
- Вспомогательные строения;
- Индивидуальные семейные строения, не более трех этажей, как загородные дома, дачи или садовые дома.
Согласно ст. 16 261 ФЗ энергетическое обследование является обязательным мероприятием для следующих учреждений и объектов:
- Органы гос. власти и местного самоуправления, которые были наделены юридическими полномочиями;
- Любые организации, занимающиеся развитием эффективности энергосбережения, финансируемые из бюджета государства;
- Организации или учреждения, с участием государственного или муниципального образования;
- Компании, фирмы, организации, потребляющие и тратящие в совокупности больше разных видов топлива и энергии, чем оформлено в требованиях Правительства РФ;
- Учреждения, занимающиеся транспортировкой топлива, воды, разных видов энергии, природного газа, угля и т. д.;
- Организации с регулируемой деятельностью.
Руководители компаний, фирм, организаций и учреждений обязаны производить обследование каждые пять лет минимум.
Скачать 261 ФЗ в последней редакции
Федеральный закон номер 261 регламентирует основные принципы, меры и действия по эффективному использованию энергии. Согласно этому закону, организации и учреждения могут увеличить энергоэффективность зданий и сооружений и улучшить таким образом производство. Для того, чтобы официально получить помощь государства и установить у себя в здании прибор контроля, рекомендуется изучить описываемый закон.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Ключевые аспекты по 261 ФЗ
261 ФЗ об энергосбережении
Запрет на энергонеэффективные товары
Недопустимо использование товаров с высоким энергопотреблением, если на рынке представлены энергосберегающие аналоги. В отношении ряда продуктов установлен полный запрет на производство и обмен, а на некоторые — ограничение по объёмам.
Ограничение оборота ламп накаливания
Государственным и муниципальным предприятиям запрещено закупать лампы накаливания мощностью более 100 ватт. Таким образом, ограничивается импорт и реализация данных продуктов. В отношении частных потребителей подобных запретов не установлено.
Требование маркировки товаров по классам
Все виды товаров, перечисленные в 261 ФЗ, а также компьютерная техника подлежат обязательной маркировке. В ней должен быть указан класс энергоэффективности.
Расчеты по приборам учета
Все расчеты ведутся по приборам учёта энергии. Они должны быть установлены как у юридических лиц (на предприятиях), так и у физических (в квартирах и домах). Требование было введено для первой категории в 2011 году, а для граждан в 2012. Исключение — счетчики на тепловую энергию.
Требования энергоэффективности в отношении новых зданий
- культовые здания;
- индивидуальное строительство;
- малые сооружения.
Что касается многоквартирных домов, то застройщик обязан не только оснастить объект энергоэффективности продуктами, но и отразить на фасаде здания класс.
Энергетические обследования
Энергообследование предприятий должно проводиться не реже одного раза в пять лет. Также могут назначаться дополнительные внеплановые проверки объектов.
Требования к государственным учреждениям
Все бюджетные учреждения обязали снизить энергопотребление минимум на 3% в течение пяти лет. Программа реализовывались с 2009 по 2014 год.
Программы по энергосбережению
Необходимость составления программ по энергосбережению распространяется на все частные и государственные предприятия. Помощь в их формировании должны оказать органы власти на всех уровнях. Основная роль отводится местному самоуправлению.
Энергосервисные договоры
Закон ввел понятие энергосервисных контрактов — особых договоров, которые направлены на контроль и поддержку
Важной особенностью является то, что оплата производится из сэкономленных, а не дополнительных средств компании
Тарифное регулирование
Так как переход к энергосберегающим технологиям продолжителен, то предлагается долгосрочное тарифное регулирование — до трех лет. Подобная программа распространяется на естественные монополии и коммунальные комплексы.
Формы государственной поддержки
Государственная поддержка реализуется по нескольким направлениям. Во-первых, субсидии на уровне субъекта, направленные на улучшение энергосберегающих программ. Во-вторых, налоговые преференции:
- инвестиционный налоговый кредит;
- компенсация процентов по кредитам на энергосберегающие технологии.
Данные проекты стимулируют частных лиц и предприятия к переходу на продукты, сберегающие энергию.
Обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений
Основную информацию о способах обеспечения энергоэффективности содержит статья 11 ФЗ-261.Из нее следует, что все постройки, здания и объекты, которые будут эксплуатироваться людьми, должны соответствовать требованиям закона. За установление норм отвечает Правительство Российской Федерации. К числу основных положений, которые устанавливает Правительство, относятся особенности использования общедомовых приборов учета, а также требования, предъявляемые к вводимым в эксплуатацию новостройкам.
Согласно ФЗ-261, Правительство устанавливает критерии, которым должно соответствовать здание в момент его постройки, а также в ходе его дальнейшей эксплуатации в плане энергетической эффективности. При этом указывается, что на начальном этапе застройщик несёт ответственность за соблюдение всех требований. Далее ответственность возлагается на компанию, осуществляющую обслуживание МКД.
Здания, не соответствующие представленным требованиям, не должны допускаться к эксплуатации. Застройщики должны соблюдать нормы, относительно энергоэффективности зданий. Если требования не соблюдены, здание не допускается в эксплуатацию, поскольку это противоречит закону.
Проверка зданий на соответствие выполняется органами государственного строительного надзора. Собственники зданий должны следить за соблюдением норм относительно энергоэффективности дома. При выявлении несоответствия, они имеют право затребовать от застройщика устранение всех недостатков, а также возмещение расходов.
Экономия электроэнергии в МКД
Потребление электроэнергии на общедомовые нужды наименее заметны в структуре энергопотребления МКД. Даже если в подъезде будут одновременно гореть 10 ламп накаливания (10 * 60 = 100 Вт), это меньше, чем потребляемая мощность одного квартирного кондиционера (800 Вт). Поэтому эффект от мероприятий по сбережению электроэнергии будет не очень заметен.
При этом установка в подъездах светодиодных ламп, датчиков движения и реле времени, которые включают лампы только в темное время суток, выглядит эффектно и стимулирует население к экономии в быту. Возможно, поэтому управляющие организации часто начинают внедрение программы энергосбережения с этих малозатратных мероприятий.
Интеллектуальные системы учета
Задачу повышения энергоэффективности жилого фонда невозможно решить без достоверного учета потребления ресурсов. Об этом говорит Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ.
Интеллектуальные системы учета позволяют не только решить проблему энергоэффективности в многоквартирном доме, но и облегчить рутину для управляющих организаций.
- Контроль потребления в режиме реального времени. Для того, чтобы свести баланс по дому, не нужно собирать показания с жильцов или привлекать обходчика.
- Оповещения о взломах. В случае неполадок в системе или попытки бытового воровства, диспетчер получает уведомление.
- Отчеты для РСО. На формирование отчетов тратится минимум времени. Все данные доступны онлайн. Достаточно настроить нужный формат выгрузки и отчет будет формироваться в несколько кликов.
Интеллектуальные системы учета показаний
В продолжение статьи: