Гибдд хочет провести обыск машины. это законно?
Содержание:
- По каким причинам нужно требовать от полицейского предоставить документ?
- Что такое личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
- Законодательная норма
- Нет документов? Садись, поехали с нами в отдел!» (4 законных основания)
- Комментарий к статье 228.1 УК РФ:
- Кто имеет право проводить
- Что такое личный досмотр с точки зрения закона и особенности его производства
- Основания для задержания в полиции
По каким причинам нужно требовать от полицейского предоставить документ?
Ситуации, в которых полицейский обязан предъявить служебное удостоверение, описаны в федеральном законе от 07.02.2011 № 3 «О полиции». Согласно ему:
- при обращении гражданина к сотруднику полиции. Последний обязан назвать свою фамилию, должность и звание. Предъявлять удостоверение сотрудник полиции, в данном случае, не обязан;
- в обратном случае, при обращении сотрудника полиции к гражданину. Он (полицейский) обязан предъявить удостоверение, назвать свою фамилию, звание, должность и причину обращения.
Должен ли сотрудник МВД предъявлять удостоверение?
Обязан ли сотрудник полиции предъявлять удостоверение по требованию гражданина? Однозначно, да. Но при этом, он не обязан делать это первым, если инициатива обращения исходит не от него.
Иными словами, если полицейский останавливает гражданина на улице, то он обязан предъявить удостоверение. Если наоборот, гражданин обратился к полицейскому, то последний не обязан сразу же предъявлять удостоверения. Если у гражданина возникают какие-то сомнения, то он может попросить полицейского показать ему документы. Если представитель власти сочтет эту просьбу правомерной, то удовлетворит ее.
Обязанность предъявлять удостоверение закреплено в законе «О полиции». Обязательно – только в одном случае: при обращении сотрудника МВД к гражданину. Во всех остальных случаях – на усмотрение самого полицейского. Требование и жалобы на отказ в предъявлении удостоверения просто по желанию граждан – неправомерны.
Исключением являются ситуации, когда полицейский не может обратиться к гражданину без риска (к примеру, оперативное задержание). В таких случаях, предъявление документов не обязательно, хотя и инициатива обращения исходит от полицейского.
Что нужно смотреть?
Удостоверение обязательно предъявляется в развернутом виде. Для проверки его подлинности и действительности, необходимо внимательно изучить следующие пункты:
фамилию, звание, должность, отдел и личный номер. Эти данные, желательно, не только прочитать, но и переписать в блокнот
Впоследствии, найти данного человека будет гораздо проще;
изучить фотографию
Важно обратить внимание – напечатана она или приклеена. В оригинальном документе фото всегда напечатано на бланке, в подделке – приклеено поверх него;
на голографии и красной печати не должно быть никаких аббревиатур или непонятных названий
Только надпись «Министерство внутренних дел Российской Федерации»
Шрифт с засечками;
номер и код совпадают на обеих сторонах документа. Цвет шрифта – красный;
даты выдачи и окончания срока действия – актуальны, не просрочены. Напечатаны прямым, полужирным шрифтом;
с правой стороны указаны полностью фамилия имя отчество представителя власти, его должность и звание.
вся информация размещена поверх герба РФ и других фоновых изображений. Это связано с тем, что бланки печатаются в типографии, а заполняют их уже на месте службы.
Сотрудник полиции не должен препятствовать изучению документа или переписыванию данных из него.
Если времени предъявления документа оказалось не достаточно для изучения, можно вежливо попросить предъявить его еще раз. При отказе в просьбе, угрозах и применении физической силы (к примеру, попытке забрать блокнот для записей) следует позвонить в дежурную часть или по номеру 02.
Что такое личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
Этот пункт вы решили вынести отдельно, так как он не относится к досмотру автомобиля, но имеет место быть.
Личный досмотр – это обследование вещей, которые находятся при физическом лице, при этом не нарушается их целостность. Основания для личного досмотра указаны также в Приказе МВД РФ.
Досмотр осуществляется в присутствии двух понятых лицами того же пола, но бывают и исключения, когда понятые не требуются.
2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.
3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. (в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
Часть 2 и 3 статьи 27.7 КоАП РФ
В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
Часть 4 статьи 27.7 КоАП РФ
Если во время личного досмотра будут найдены вещи, которые имеют признаки преступления, то физическое лицо и его транспортное средство будет доставлено в расположение органов внутренних дел, где будет возбуждено дело об Административном правонарушении.
169. Об обнаружении в ходе личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, признаков преступления, сотрудник докладывает в дежурную часть для решения вопроса о направлении следственно-оперативной группы, доставлении лиц (пункты 187 — 191 настоящего Административного регламента), перемещении транспортного средства в расположение органа внутренних дел.
По факту обнаружения признаков преступления сотрудник составляет рапорт, который вручается старшему следственно-оперативной группы или дежурному, а его копия с отметкой о получении передается руководителю подразделения.
170. В случае обнаружения в ходе личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, возбуждает дело об административном правонарушении.
Пункт 169 и 170 Приказа МВД РФ от 02.03.2009 года № 185
Во время досмотра физического лица и его вещей будет составлен протокол, в котором будут проставлены соответствующие отметки о том, какие вещи были найдены, их описание, так же будет указано, применялась ли фото или видеофиксация во время досмотра. Помимо этого в протоколе указывается основная информация о дате и времени, о том, кто проводит досмотр и, непосредственно, о водителе. (Пункт 171 Приказа МВД РФ от 02.03.2009 года № 185)
Важно!
После составления протокола, его обязательно должен подписать сотрудник, который его составил, понятые, а так же водитель транспортного средства. Если же водитель отказывается пописывать, то в протоколе ставиться специальная отметка, которая будет об этом свидетельствовать. (Пункт 172 Приказа МВД РФ от 02.03.2009 года № 185)
Законодательная норма
В п.п. 4 и 5 ст. 5 ФЗ-3 от 07.02.2011г. установлены обязанности сотрудника полиции по взаимодействию с гражданами. Если сотрудник полиции инициирует общение, он обязан сначала представиться, объяснить причину мер принуждения, если таковые планируются, и только потом к ним приступать. Таковы положения п. 4. Закон «О полиции», статья 5 пункт 5, устанавливает, что при обращении гражданина к полицейскому последний обязан:
- представиться по полной форме, назвать не только фамилию и имя, но и должность и звание;
- внимательно выслушать гражданина;
- принять соответствующие меры, которые входят в компетенцию полиции;
- разъяснить, к кому гражданину надо обратиться, чтобы решить вопрос, если его рассмотрение входит в компетенцию другого государственного органа.
Поправки в закон
Авторы законопроекта №955380-7 считают, что обязанность полицейского в соответствии с п.5 ст. 5 закона «О полиции» сформулирована некорректно и мешает им эффективно предотвращать преступления и правонарушения. На практике зачастую нет возможности совершить все эти действия (представиться, назвать должность, звание), так как требуются оперативные меры реагирования для предотвращения общественно опасного деяния. Выполнение этой обязанности становится формальностью, которая не выполняет возложенной на нее задачи, а усложняет действия полицейского.
Законопроект находится на рассмотрении с мая, пока он не прошел даже первое чтение. Правовое управление в целом одобрило документ, так как он направлен на совершенствование норм законодательства, увеличение полномочий полицейских, стабилизацию их статуса.
Нет документов? Садись, поехали с нами в отдел!» (4 законных основания)
Что говорит на этого счет основной закон государства?
Согласно статье 22 Конституции: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Однако, это право может ограничиваться на основании Федеральных законов.
Забегая вперед, вторая часть этой же правовой нормы регламентирует, что лицо не может быть подвергнуто любому виду задержания сроком не более 48 часов без судебного решения.
Имеют ли право полицейские доставлять граждан в отдел полиции?
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» своим 13 пунктом 13 статьи санкционирует право полицейских на это.
Откроем Кодекс об административных правонарушениях. Он содержит в себе статью 27.2 («Доставление»), а также 27.3 («Административное задержание», не следует путать с задержанием!). Выходит, что существует две схожие процедуры. Давайте разберем их подробнее.
Доставление
Доставление, есть принудительное препровождение физического лица в территориальный орган или помещение полиции. Как мы видим из определения, эта мера не является ограничением вашей свободы, так как в этом случае Вас не могут держать там более 3 часов.
В соответствии с п.13, ст. 13 ФЗ «О полиции», а также ч.1 ст. 27.2 КоАП основаниями для этой процедуры является:
решение вопроса о задержании;
установления личности, если имеются основания или данные подозревать человека в том, что он находится в розыске или совершил преступление, административное правонарушение (не забудьте, что согласно статьи 24 Конституции по вашему требованию, Вас должны ознакомить с этой информацией);
составление в отношении Вас протокола об административном задержании;
необходимость защитить Вас.
При доставлении составляется протокол, в соответствии с требованиями статьи 27.4 КоАП РФ.
Административное задержание
Административное задержание, есть мера кратковременного ограничения свободы физического лица, Она может быть применена в исключительных случаях, с целью правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, либо исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Исходя из этого определения, процедура может применяться только при наличии двух оснований.
При задержании составляется протокол, с теми же самыми требованиями, что и при доставлении.
Срок административного задержания: не более 48 без соответствующего судебного решения.
Задержанное лицо, а также вещи, находящиеся при нем подвергаются досмотру, с составлением соответствующего протокола.
Задержанное лицо с момента фактического задержания имеет право на защиту адвоката, а также оповещением родственников путем одного телефонного звонка.
Теперь мы разобрались, что из себя представляют эти две процедуры, какие основания для них требуется.
На первый взгляд, может показаться, что полицейские поступили правильно: доставили человека без документов в отдел, на срок не более 3 часов, чтобы выяснить его личность, так как, возможно, у них были сведения подозревать, что он мог находиться в розыске.,
Однако есть одно грубое нарушение: полицейские не составляли какой-либо протокол его доставления. Это значит то, что его привезли и держали там совершенно незаконно,
Комментарий к статье 228.1 УК РФ:
1. Производством наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов признаются совершенные в нарушение законодательства РФ умышленные действия, направленные на их серийное получение из растений, химических и иных веществ. Для квалификации действий лиц по ч. 1 комментируемой статьи как оконченного преступления не имеет значения размер фактически полученного наркотического средства или психотропного вещества.
2. Под сбытом указанных в законе средств и веществ, наркосодержащих растений или их частей следует понимать любые способы их возмездной либо безвозмездной передачи другим лицам (продажу, дарение, обмен, уплату долга, дачу взаймы и т.д.), а также иные способы реализации. Об умысле на сбыт указанных средств и веществ могут свидетельствовать их приобретение, изготовление, переработка, хранение, перевозка лицом, самим их не употребляющим, их количество (объем), размещение в удобной для сбыта расфасовке либо наличие соответствующей договоренности с потребителями и т.п. (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»).
3. Пересылку образуют действия лица, направленные на перемещение наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, наркосодержащих растений или их частей адресату (например, в почтовых отправлениях, посылках, багаже, а также с нарочным при отсутствии осведомленности последнего о реально перемещаемом объекте или его сговора с отправителем); действия по перемещению осуществляются без непосредственного участия отправителя (п. 17 указанного Постановления).
4. Преступление окончено с момента совершения одного из указанных в законе действий.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
6. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
7. В качестве квалифицирующих признаков (ч. 2 комментируемой статьи) законодателем впервые предусмотрены:
- обстоятельства места совершения преступления: следственный изолятор; исправительное учреждение; административное здание; сооружение административного назначения; образовательное учреждение; спортивные объекты; объекты железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена; общественный транспорт; помещения, используемые для развлечений или досуга;
- способ совершения преступления — использование средств массовой информации, электронных или информационно-телекоммуникационные сети (включая Интернет).
8. О совершении преступления группой лиц по предварительному сговору см. комментарий к ч. 2 ст. 35 УК.
9. О значительном размере см. примечание 2 к ст. 228 УК.
10. Понятие организованной группы (ч. 4 ст. 228.1) дается в ч. 3 ст. 35 УК.
11. Использование своего служебного положения (п. «б» ч. 4 ст. 228.1) означает, что лицо при совершении указанных деяний использовало предоставленные ему по службе или по занимаемой должности полномочия, управленческие функции в коммерческих организациях, возможности государственного или муниципального служащего или иные возможности, обусловленные служебным положением виновного.
12. Согласно п. «в» ч. 4 ст. 228.1 виновному должно быть заведомо известно, что потерпевший не достиг возраста 18 лет.
13. Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений (их частей), содержащих указанные средства или вещества, определяются также Правительством РФ.
Кто имеет право проводить
Перечень лиц, которые наделены правом применять данную процедуру наряду с прочими мерами обеспечения, приведен в ст. 27.2 и ст. 27.3 КоАП. Это должностные лица правоохранительных структур и государственных органов, которые осуществляют надзор за исполнением законодательства, а именно:
- сотрудники полиции;
- служащие Нацгвардии;
- военные автоинспекторы;
- пограничники;
- таможенники;
- сотрудники службы исполнения наказаний;
- судебные приставы;
- служащие экологического, лесного, природного, рыболовного надзора.
Разумеется, большинство из них имеют право проводить досмотр только в определенных ситуациях. Например, судебные приставы применяют его к гражданам, которые находятся в здании суда. Военные автоинспекторы могут досматривать только военнослужащих, нарушивших ПДД.
Что такое личный досмотр с точки зрения закона и особенности его производства
Порядок производства личного досмотра регламентируется ст. 27.7. КоАП РФ, которая определяет, что личный досмотр это обследование вещей, находящихся при физическом лице (правонарушителе), проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Личный досмотр осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Например, гражданин был задержан за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.16. КоАП РФ (нарушение правил оборота наркотических средств) и для того чтобы обнаружить у правонарушителя наркотические средства сотрудник полиции имеет полное право в порядке ст. 27.7. КоАП РФ провести личный досмотр.
По правилам, которые устанавливаются ст. 27.7. КоАП РФ личный досмотр проводится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Например, если за совершение административного правонарушения было задержано лицо женского пола, то и личный досмотр должно проводить лицо женского пола, при этом понятые тоже должны быть женского пола.
Очень важно отметить, что при личном досмотре сотрудник полиции в обязательном порядке должен обеспечить присутствие двух понятых. При проведении досмотра вещей, находящихся при физическом лице (правонарушителе)наличие двух понятых необязательно, поскольку законодатель предоставляет возможность сотруднику полиции в таком случае применить средства видеофиксации.Если личный досмотр проводится в отношении лица, а не его вещей, то присутствие двух понятых в ходе проведения личного досмотра обязательное требование действующего законодательства
При проведении досмотра вещей, находящихся при физическом лице (правонарушителе)наличие двух понятых необязательно, поскольку законодатель предоставляет возможность сотруднику полиции в таком случае применить средства видеофиксации.Если личный досмотр проводится в отношении лица, а не его вещей, то присутствие двух понятых в ходе проведения личного досмотра обязательное требование действующего законодательства.
Если проводится досмотр вещей, находящихся при физическом лице (правонарушителе),то возможно присутствие двух понятых, либо же применение сотрудником полиции средств видеофиксации.Если в ходе проведения досмотра вещей понятые не участвует,то сотрудник полиции в обязательном порядке должен пояснить с определенной мотивировкой по какому основанию досмотр проходит в такой форме.Замена понятых на средства видеофиксации в ходе проведения личного досмотра не допускается, в противном случае это нарушение норм действующего законодательства и в результате можно поставить процедуру проведения личного досмотра под сомнение, а вещественные доказательства, которые были получены в результате проведения личного досмотра, признать недопустимыми.
Закон также предусматривает случаи, носящие исключительный характер, которые позволяют сотрудникам полиции осуществить личный досмотр без участия понятых.
В таком случае у сотрудников полиции должны быть достаточные основания полагать, что у правонарушителя при себе имеетсяоружие или иные предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия.
Если у сотрудников полиции возникает необходимость в применении средств фото и видеофиксации в ходе проведения личного досмотра, досмотра вещей, то они в установленном законом порядке применяют средства фото и видеофиксации, а также могут быть применимы иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Если сотрудником полиции был проведен личный досмотр, то в обязательном порядке должен быть составлен протокол личного досмотра
, либо же должна быть сделана запись о том, что был проведен личный досмотр в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Если в ходе проведения личного досмотра применялись средства фото и видеофиксации, то это обязательно должно быть отражено в протоколе путем внесения соответствующей записи.Если личный досмотр был проведен сотрудником полиции без составления протокола либо без записи о его проведении в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании, то процедуру проведения личного досмотра можно ставить под сомнение, а вещественные доказательства, которые были получены в результате проведения личного досмотра, признать недопустимыми, поскольку были получены с нарушениями норм закона.Копия протокола о личном досмотре вручается владельцу вещей, которые были подвергнуты досмотру, по его просьбе.
Основания для задержания в полиции
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона “О полиции”, гражданин может подвергнуться задержанию в случае:
- подозрения его в совершении преступления;
- избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;
- уклонения его от исполнения наказания;
- нахождения его в розыске;
- в некоторых случаях, когда в отношении лица ведется административное производство;
- нарушения гражданином правила комендантского часа;
- незаконного проникновения или попытки пробраться на охраняемые объекты;
- попытки самоубийства;
- наличия признаков выраженного психического расстройства;
- получения требования о выдаче иностранному государству его гражданина;
- когда действия лица создают опасность для него и окружающих.
Задержание на 3 часа
Период задержания отличается в зависимости от основания.
Задержание, сроком не превышающее трех часов, предусмотрено статьями 27.3-27.5 КоАП РФ. Мера применяется при совершении гражданином административного правонарушения, когда это необходимо для пресечения противоправных действий, установления личности нарушителя, составления протокола, если его нельзя составить на месте.
Обратите внимание!
Задержание в рамках КоАП РФ не допускается, если за нарушение на месте его совершения может быть выписан штраф или сделано предупреждение.
Указанный срок начинает течь с момента фактического ограничения свободы гражданина. За исключением случаев, когда он находится в состоянии алкогольного опьянения — трехчасовой срок начинает течь с момента полного отрезвления. Процесс возвращения задержанного в трезвое состояние не должен превышать двух суток. Фактически период задержания начинается с момента доставления его в отделение для составления протокола.
Основания (выяснение личности)
Задержание для выяснения личности правонарушителя производится, если он по требованию сотрудника полиции не предоставил один из следующих документов:
- паспорт гражданина РФ;
- временное удостоверение личности, выдаваемое при процедуре замены паспорта;
- свидетельство о рождении — для граждан, в силу возраста не имеющих паспорта;
- паспорт иностранного гражданина;
- документ апатрида о праве на пребывание в РФ;
- военный билет военнослужащего.
Для выяснения личности необходимо отправиться в отделение полиции, где сотрудники сделают это на основании информации, предоставленной задержанным и с помощью электронной информационной базы.
Задержание на 48 часов (2 суток)
Задержание на двое суток предусмотрено положениями статьи 91 Уголовного процессуального кодекса РФ, а также пунктами 2 и 3 статьи 27.5 КоАП РФ. В случае задержания на такой период, задержанный имеет право просить сотрудников уведомить родственников, руководство по месту работы или учебы, а также защитника о принятой в отношении него мере.
Обратите внимание!
Сотрудник должен сделать это в первые три часа с момента задержания. Если ограничение применено к лицу, не достигшему совершеннолетия, его родители уведомляются сразу же.
К административным основаниям задержания на срок до 48 часов относится необходимость установления личности или выяснения обстоятельств, связанных с:
- рассмотрением дел о посягательстве на режим государственной границы РФ и нарушении порядка пребывания на территории РФ;
- рассмотрением дел о нарушении таможенных правил или совершении правонарушения в территориальных водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ.
Основанием для задержания на двое суток также является перспектива применения к лицу административного ареста или выдворения за пределы страны.
Основания (подозрение в уголовном преступлении)
На 48 часов может быть задержан подозреваемый в совершении преступления при наличии одного из следующих обстоятельств:
- лицо застигнуто в процессе совершения преступления или сразу после этого;
- имеются свидетельства потерпевшего или очевидцев о факте совершения преступления именно этим лицом;
- побнаружены явные следы преступления на подозреваемом, его одежде, при нем или в его жилище.