Комитет по правам человека оон: статус, структура, компетенция

жалоба в еспч: суть и критерии

Прежде чем рассматривать порядок обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо отметить, что ЕСПЧ принимает индивидуальные жалобы от заявителей и рассматривает дела с рядом определенных особенностей, в частности, рассматривает жалобы на нарушение требований Конвенции и своим решением лишь устанавливается, было ли допущено такое нарушение. Европейский Суд не является высшей инстанцией судебной системы государства-участника Конвенции, в связи с чем не может отменять решение, вынесенное государственным органом или судом Российской Федерации как участника Конвенции, или направлять его на новое рассмотрение. В то же время Суд может присудить выплату материальной компенсации и возмещение всех расходов и издержек со стороны государства в пользу заявителя.

Таким образом, предметом жалобы в ЕСПЧ могут быть только те права и свободы, которые гарантированы Европейской Конвенцией по правам человека и Протоколами к ней. По сравнению с Конституцией РФ перечень таких прав и свобод весьма ограничен. Кроме того, жалоба может быть подана только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Европейской Конвенции конкретной страной (5 мая 1998 г. для РФ).

Индивидуальные жалобы Европейским Судом по правам человека в соответствии со ст. 34 Конвенции принимаются от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Жалобы против частных лиц Европейским Судом к рассмотрению не принимаются.

Индивидуальная жалоба подается только по поводу действий (бездействия), решений органов государственной власти и должностных лиц

Заявителю не обязательно являться гражданином государства-участника Конвенции, важно, чтобы именно таким государством были нарушены гарантируемые Конвенцией права заявителя. Также по отношению к физическим лицам не требуется достижения определенного возраста или дееспособности для обращения c жалобой в ЕСПЧ

Что касается юридических лиц, они должны быть независимы от государства. В том же случае, если юридическое лицо в то или иной мере зависит от государства, в целях принятия на рассмотрение жалобы Европейским Судом необходимо учитывать, насколько это существенно.

Кроме того, чтобы жалоба была принята к рассмотрению Европейским судом по правам человека, заявитель должен обладать статусом жертвы. При подаче заявления группой лиц каждый заявитель должен обладать статусом жертвы.

В практике Европейского суда встречаются три типа жертвы. Как правило, заявителем является непосредственная жертва, т.е. лицо, группа частных лиц, собственно чьи права и были нарушены со стороны государства-участника Конвенции. В определенных случаях Европейским Судом рассматриваются также дела, по которым жертва может быть косвенной и потенциальной. Косвенной жертвой является заявитель, чье право нарушено вследствие нарушения прав другого. Как правило, это родственники пострадавших, когда сами пострадавшие не могут подать жалобу лично или когда во время разбирательства умирает заявитель.

Потенциальной жертвой является лицо, у которого есть реальные основания полагать, что со стороны государства были допущены нарушения его прав, предоставляемых Европейской Конвенцией. При этом заявителем должны быть приведены косвенные доказательства, указывающие на допущение такого нарушения со стороны государственных органов, должностных лиц. Кроме того, в определенных случаях с жалобой в Суд может обратиться лицо, у которого есть все основания полагать, что его права в будущем будут нарушены, и это повлечет за собой непоправимый для заявителя ущерб.

Еще одним условием принятия жалобы Европейским Судом к рассмотрению является исчерпание всех внутренних средств правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу (п.1 ст. 35 Конвенции). В своих решениях ЕСПЧ уточнил, что такие средства защиты должны быть эффективны, доступны и целесообразны. Для Российской Федерации шестимесячный срок начинает течь с момента вступления в силу решения по делу суда апелляционной инстанции. Срок подачи жалобы восстановлению не подлежит. Повторная подача жалобы возможна лишь в том случае, если при первоначальной подаче жалобы не были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. В тех же случаях, когда дело не доходит до суда, шестимесячный срок начинает течь, когда исчерпаны все эффективные средства защиты.

Состав

В состав СПЧ ООН входит 47 государств, они избираются голосованием членов Генеральной ассамблеи. Существуют региональные квоты. Западная Европа имеет в Совете семь мест, Восточная – восемь, Африка и Тихоокеанский регион – по восемь.

В 2018 году США вышли из Совета ООН по правам человека.

Во время голосования за новых членов принимается во внимание положение с правами человека в конкретной стране, ее международная деятельность в данном направлении. Члены СПЧ избираются на шесть лет, причем одно государство не может находится в Совете более двух каденций подряд

Таким образом каждый год третья часть участников органа обновляется. Членство может быть приостановлено досрочно, если ГА решит, что страна систематически нарушает права человека

Члены СПЧ избираются на шесть лет, причем одно государство не может находится в Совете более двух каденций подряд. Таким образом каждый год третья часть участников органа обновляется. Членство может быть приостановлено досрочно, если ГА решит, что страна систематически нарушает права человека.

Советом руководит бюро, в состав которого входит председатель и четыре его заместителя. Все они представляют разные региональные группы. В данный момент главой СПЧ является Воислав Шуц из Словении.

Предмет жалобы

Жалоба может касаться только индивидуального решения, вынесенного государственным органом, которое — по мнению данного лица — нарушает его права человека, гарантированные в Пакте. Это может быть, например, решение административного органа, прокурора, судебное решение и т.п.

Жалоба не может касаться содержания закона или другого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не имеет права проверять соответствие внутреннего законодательства положениям Пакта.

Жалоба не может вноситься в интересах общественности, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные обвинения в плохом обращении с заключенными, о погрешностях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения определенных прав человека в отношении конкретного лица.

Комитет по правам человека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперативы, ассоциации и т.п. В этом КПЧ ООН схож с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ).

Жалоба может касаться только решений государственных органов, которые были приняты после 1991 года, т.е. после вступления в силу Факультативного протокола. Т.е. пострадавшие от нарушений их прав во второй «чеченской кампании», исчерпав внутренние средства правовой защиты в РФ, могут обращаться в КПЧ ООН. В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой даты (1991 г.), если нарушение прав человека продолжается.

В качестве примера можно привести случаи нарушений прав граждан, помещенных с карательной целью в психиатрические больницы в РСФСР до 1991 г., но продолжавших находиться в ПБ после 1991 г. Так, Санкт-Петербургской Гражданской комиссией по правам человека в прошлом был задокументирован случай г-на Б-нова, пожилого гражданина РФ, который помещался с карательной целью в РФ многократно, провел начало 90-ых годов в психбольницах. После последней выписки из ПБ более туда (уже в РФ) он не попадал.

Права человека, которые могут быть предметом жалобы

Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте .

Это нижеследующие права:

  • Право на жизнь (ст. 6).
  • Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).

На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы (на нее могут ссылаться и лица, госпитализированные в психиатрические стационары).

  • Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9).
  • Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).
  • Право на свободное передвижение по территории государства и выбора местожительства, а также право покидать любую страну (ст. 12).
  • Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).
  • Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.
  • Принцип презумпции невиновности и запрещение обратной силы уголовного законодательства (ст. 15).
  • Защита личной и семейной жизни, неприкосновенности жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).
  • Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).
  • Свобода слова (ст. 19).
  • Запрещение пропаганды расовой, национальной или религиозной ненависти (ст. 20).
  • Право на мирные собрания (ст. 21).
  • Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).
  • Права супругов и семьи (ст. 23).
  • Права ребенка (ст. 24).
  • Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).
  • Права лиц, принадлежащих к национальным меньшинством (ст. 27).
  • Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)

Прежде чем написать жалобу, следует внимательно ознакомиться с соответствующей статьей, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограничения. Комитет не принимает жалоб, касающихся нарушения прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на право па труд или право на образование.

Комитет ООН по правам человека

Комитет по правам человека является органом контроля за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. резолюцией Генеральной ассамблеи ООН. Комитет основывает свою деятельность на ст. 28 Пакта.

Комитет состоит из 18 экспертов, избираемых в персональном качестве на четырёхлетний срок в соответствии с принципом справедливого географического представительства. Ежегодно он проводит три сессии (две в Женеве и одну в Нью- Йорке). Неправительственные организации и прочие наблюдатели не имеют права участвовать в работе Комитета в ходе сессии.

Комитет по правам человека представляет собой механизм контроля за тем, как государства соблюдают вытекающие из Пакта обязательства. Он также является органом, куда поступают от государств и отдельных лиц жалобы на нарушения зафиксированных в Пакте прав. Ст. 40 Пакта обязывает участвующие в нём государства представлять доклады о принимаемых ими мерах по соблюдению своих обязательств. Изучение этих докладов и принятие замечаний по ним образует собой первый уровень контрольной деятельности Комитета. Второй уровень этой деятельности обеспечивается ст. 41 Пакта, в соответствии с которой участвующее в Пакте государство может в любое время заявить, что оно признаёт компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения о том, что какое либо государство участник утверждает, что другое государство участник не выполняет своих обязательств по данному Пакту. Сообщения, предусматриваемые настоящей статьёй, могут приниматься и рассматриваться только в том случае, если они представлены государством участником, сделавшим заявление о признании для себя компетенции этого Комитета. Комитет не принимает никаких сообщений, если они касаются государства участника, не сделавшего такого заявления. Третий уровень состоит в принятии и рассмотрении жалоб от отдельных лиц, как это предусмотрено Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах. Этот пакт имеет два протокола. Когда говорят о защите прав человека по процедуре Факультативного (дополнительного) протокола, то имеется ввиду факультативный протокол № 1. Второй факультативный протокол предлагает государствам, ратифицировавшим его, отказаться от применения смертной казни. Протокол № 1 был принят одновременно с Пактом и даёт возможность отдельным лицам представлять Комитету сообщения о нарушениях предоставленных им Пактом прав.

Итак, согласно ст. 1 Первого Факультативного протокола к Пакту, Комитет может принимать и рассматривать письменные сообщения «от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения… государством участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте».

Однако по итогам рассмотрения Комитетом таких сообщений он принимает «соображения», сообщаемые за тем соответствующему государству участнику и лицу. То есть решения Комитета по правам человека не имеют силы судебных решений, обязательных для исполнения государствами участниками. Максимум, на что может рассчитывать жертва нарушения прав человека — это политическое воздействие на то или иное государство. Наконец, в том случае, если Европейский суд принимает решение в пользу жертвы нарушения прав человека, государство ответчик по делу обязано выплатить солидную денежную компенсацию такой жертве. К Комитету по правам человека данное положение не применимо. Из трёх названных процедур та, что закреплена в Факультативном протоколе, обеспечивает самый чёткий и непосредственный механизм защиты прав человека, причём этим механизмом могут пользоваться отдельные лица. В Факультативном протоколе оговорены условия представления жалоб, которые с тех пор неоднократно разъяснялись Комитетом. Обращаться в Комитет с жалобами могут лица которые утверждают, что какое-либо из прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты. Комитет рассматривает жалобы на закрытых заседаниях и с соблюдением требований конфиденциальности.

Уставные органы

К уставным органам относятся бывшая Комиссия по правам человека, Совет по правам человека, который заменил Комиссию по правам человека, и специальные процедуры. Совет по правам человека провел свою первое заседание 19 июня 2006 года. Этот межправительственный орган осуществляет свою деятельность в Женеве в течение 10 недель в год. В состав Совета входят 47 государств-членов ООН, которые избираются первоначально на 3 года и не могут исполнять свои полномочия дольше двух следующих друг за другом сроков. Совет по правам человека уполномочен пресекать нарушения прав человека, ликвидировать неравенство и дискриминацию, защищать наиболее уязвимых и разоблачать правонарушителей.

Совет по правам человека – самостоятельный орган, отдельный от Управления Верховного комиссара по правам человека, в соответствии с мандатами, выданными Генеральной Ассамблеей. Тем не менее, УВКПЧ обеспечивает проведение заседаний и последующих совещаний Совета по правам человека.

«Специальные процедуры» — это общее название, данное механизмам, созданным Комиссией по правам человека и принятым Советом по правам человека для рассмотрения либо конкретных ситуаций в стране, либо тематических вопросов во всех частях мира. Специальные процедуры представляют собой либо отдельное лицо (специальный докладчик, специальный представитель или независимый эксперт), или рабочую группу. Обладатели мандатов специальных процедур – видные, независимые эксперты, работающие на добровольной основе и назначаемые Советом.

Мандат специальных процедур предполагает изучение, наблюдение, консультирование и информирование общества о ситуации в области прав человека в отдельных странах или на отдельных территориях (страновые мандаты) либо о массовых нарушениях прав человека во всем мире (тематические мандаты). Все специальные процедуры предоставляют Совету по правам человека отчеты о результатах своей деятельности и рекомендации. Иногда они представляют собой единственный механизм, который оповещает международное сообщество об имеющихся проблемах в области прав человека, поскольку они могут рассматривать ситуации в любых частях мира вне зависимости от того, ратифицировало ли государство тот или иной документ в области прав человека.

На 1 августа 2017 г. существует 44 тематических мандата и 12 страновых мандатов.

УВКПЧ содействует работе докладчиков, независимых экспертов и рабочих групп посредством своего Отдела по обеспечению работы специальных процедур, который обслуживает все, кроме одного, тематические мандаты и предоставляет централизованную поддержку специальным процедурам как системе. Департамент по работе с миссиями на местах и технического сотрудничества содействует работе страновых мандатов. 

Выполнение государством решений Комитета.

Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее, государство, которое одобрило и признает международный контроль, имеет политическую и моральную обязанность подчиниться решению Комитета. Практически так и поступает большинство государств.

Заявитель должен помнить о том, что целью контрольной процедуры не является компрометация государства на международной арене, а гарантирование прав человека.

(По материалам брошюры, изданной ООН «Международный пакт о гражданских и политических правах. Жалоба в Комитет по правам человека в Женеве. Братислава, 1999 г.)

Таким образом, обжалование приговора в надзорные инстанции не является обязательным условием для направления жалобы в Комитет по правам человека.

В этом состоит основное отличие от процедуры обращения в ЕСПЧ.

«« Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. »»

Ожидаемые результаты

Комитет по правам человека ООН изучил все доклады из разных стран, которые получил в прошлом году. После этого КПЧ разработал предварительный проект будущего сборника международного права по свободе собраний и предложил всем присылать свои комментарии, замечания и дополнения к этому конкретному тексту.

После публикации первого проекта документа можно было прислать замечания общего порядка. По результатам новых правок, которые могли высказать и государства, ООН выпустит текст. В нем будет определение свободы собраний, то, как государства должны ее применять, как можно ограничивать. Юристы ОВД-Инфо и ПЦ «Мемориал» отправили свои комментарии к этому документу

Этот текст будет носить рекомендательный характер, но его важное значение в том, что там будут обобщаются все нормы международного права, касающиеся свободы собраний. Предложения ПЦ «Мемориал» и ОВД-Инфо можно прочитать на сайте Комитета по правам человека

Материал подготовлен при участии юриста Правозащитного центра «Мемориал» Татьяны Черниковой, а также юристки и волонтерки ОВД-Инфо Елизаветы Доброрадных.

Редактор: Яна Сахипова

«Я упала в сугроб, он ударил сверху»

В декабре 2010 года омоновец сломал Майе – студентке 4-го курса истфака БГУ – ногу, по которой бил дубинкой. На восстановление ушло два года, а проблемы со здоровьем из-за того перелома есть до сих пор: «Мне нельзя бегать, я не могу заниматься спортом. После такой травмы я не могу полностью восстановить активность, все равно нога болит».

Майя Абромчик пришла на акцию протеста после выборов президента Беларуси. Тогда в Минске силовики жестко разогнали демонстрантов, протестующих против очередного – четвертого по счету – президентского срока Александра Лукашенко. По официальным данным, за него проголосовали 79,65% белорусов, хотя, по опросам и данным экзит-поллов, он не набирал более 40%.

Участников акции государственная пресса потом обвиняла в попытке взять штурмом Дом правительства, активисты говорили о провокациях силовиков. Майя говорит, что увидеть ничего не успела: они пришли на площадь очень поздно, когда милиционеры уже начали разгонять людей.

Митинг в центре Минска после президентских выборов 19 декабря 2010 года. Фото: AFP/ Виктор Драчев

Когда омоновцы загнали ее в микроавтобус, девушка поняла, что с ногой что-то не так: «Кости нет, что-то не сходится, я не могу стоять». Соседи по микроавтобусу кричали и требовали показать девушку врачу, милиционеры не реагировали. Потом из СИЗО, куда привезли в автобусе задержанных, пришла фельдшер и вызвала «скорую».

В больнице Майя с диагнозом «осколочный перелом большой берцовой кости со смещением осколков» провела десять дней, перенесла операцию. Без костылей смогла ходить через три месяца. Затем – еще две операции, опять костыли. Четвертый и пятый курсы университета пришлось оканчивать заочно.

Майя рассказывает, что боялась административного дела, которые часто заводят на задержанных на акциях протеста. Но только однажды к ней в больницу приехали двое из КГБ. «Они не угрожали, они хотели знать, что я собираюсь делать, с кем была, почему меня били. Спросили, не разговаривала ли я на белорусском языке – я удивилась такому вопросу».

Договорные органы

Существует 9
основных международных договоров в области прав человека, наиболее поздний из которых — по насильственному исчезновению — вступил в силу 23 декабря 2010 г. С момента принятия Всеобщей Декларации прав человека в 1948 году все государства-члены ООН ратифицировали как минимум один договор в области прав человека, а 80 процентов государств – четыре и более.

В настоящее время существует 10 договорных органов, представляющих собой комитеты независимых экспертов. Девять из них наблюдают за выполнением государствами-участниками договоров ООН в области прав человека, в то время как десятый — Подкомитет по предупреждению пыток, учрежденный в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток, — проверяет места заключения в государствах-участниках Факультативного протокола.

Органы учреждены в соответствии с положениями договора, наблюдение за выполнением которого они ведут. УВКПЧ содействует договорным органам в согласовании их методов работы с установленными требованиями.

Существуют другие
структуры и учреждения ООН, занимающиеся поощрением​ и защитой прав человека.

Решение Комитета о нарушении прав человека

Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответствующее государство и подавшего жалобу. Решение Комитета является окончательным.

Комитет по правам человека, констатируя, что государство нарушило права человека, указывает на решения (действия), которые квалифицирует как нарушение, а также соответствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только некоторые.

Комитет, констатируя нарушение прав человека, обращается к государству с призывом предпринять соответствующие меры. Их характер зависит от вида нарушения прав человека. Так, например, Комитет рекомендует обеспечить заключенному медицинскую помощь, немедленно освободить лицо, лишенное свободы, восстановить на должности в публичной службе, выплатить возмещение или компенсацию. Случается также — правда, редко, — что сама констатация нарушения прав человека является единственным удовлетворением, которое получает заявитель

Следует обратить внимание, что возмещение или компенсация присуждается в принципе только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто остается несбывшейся.

На что подается жалоба

Вопреки распространенному заблуждению, Европейский суд рассматривает только ограниченный перечень вопросов. В частности, ЕСПЧ не обладает компетенцией по разбирательству дела в первой или апелляционной инстанции, не может удовлетворять иск или отказывать истцу. Предмет жалобы, подаваемой в ЕСПЧ, должен быть связан с нарушением прав и свобод человека, вне зависимости от его гражданства.

Обратиться с жалобой можно при нарушениях прав и свобод, предусмотренных Европейской конвенцией, в том числе:

  1. если нарушены права участника национального спора на справедливое судебное разбирательство;
  2. при нарушении права на свободу мысли, религии и совести;
  3. если заявитель столкнулся с пытками, унижающим или бесчеловечным заявителем;
  4. если нарушено право на свободные выборы;
  5. если была допущена ошибка при судебном разбирательстве и заявитель требует выплату справедливой компенсации;
  6. если при рассмотрении уголовных дел во второй инстанции были допущены нарушения норм материального или процессуального права;
  7. если заявитель ссылается на нарушения неприкосновенности частной и семейной жизни, права на жилище и тайны корреспонденции;
  8. иные нарушения прав и свобод, предусмотренные Конвенцией.

Таким образом. ЕСПЧ не будет заниматься разбирательством дела по существу, так как это является прерогативой судов национальной юрисдикции. Исключением является только проверка выводов национального суда второй инстанции по уголовным делам. В этом случае ЕСПЧ вправе указать на нарушения, допущенные внутренними судебными инстанциями, потребовать отмены вердикта и повторного пересмотра дела.

На практике, большинство обращений граждан связано со следующими обстоятельствами:

  • нарушением процессуальных сроков на рассмотрение гражданских и уголовных дел (например, безусловным нарушением прав является судебная волокита по уголовному делу, в результате которой гражданин годами находится в СИЗО или под иной мерой пресечения);
  • на пытки, издевательства и выбивание показаний, которыми грешат отечественные правоохранительные органы;
  • на взыскание денежной компенсации при отмене приговора или решения по гражданскому делу (указанная компенсация по нормам законодательства РФ составляет ничтожные суммы, что вынуждает граждан обращаться за защитой в ЕСПЧ);
  • на отказ национальных судебных органов принять иск или жалобу к рассмотрению.

Следовательно, при подаче жалобы в Европейский суд нужно сразу указать, в чем выразилось нарушение прав и свобод человека и гражданина. Попытка предъявить иск для рассмотрения по существу завершится возвратом документов, так как такие споры не входят в компетенцию ЕСПЧ.

К рассмотрению не принимаются абстрактные жалобы, т.е. при отсутствии непосредственного нарушения прав и свобод заявителя. Поэтому невозможно оспорить в таком порядке положения нормативных и подзаконных актов, принятых государством, региональными или муниципальными властями. Из этого принципа также существуют исключения, если заявитель докажет на потенциальное нарушение его прав оспариваемыми нормами. Например, можно сослаться на аналогичное дело, уже рассмотренное судебными органами РФ, по которому применение спорной нормы закона повлекло нарушение прав и свобод другого гражданина.

Также предъявить жалобу можно при нарушении прав и свобод других лиц. Например, его государственные ведомства РФ причинили ущерб гражданину, в ЕСПЧ могут обращаться родственники, чьи личные права также подверглись нарушениям. Например, если в результате бесчеловечного обращения или пыток в правоохранительных органах скончался обвиняемый или подозреваемый, родственники могут требовать выплату справедливой компенсации и привлечения виновных к ответственности.

Заявитель

С жалобой в Комитет по правам человека могут обращаться только индивидуальные лица. Таким правом не обладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря — с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.

С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на территории данного государства.

Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным органом одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означает, что с жалобой может обратиться непосредственно потерпевшее лицо, которому в результате нарушения прав человека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиатрической больнице, Комитет принимает жалобы, поданные членами семьи.

С жалобой можно также обратиться через уполномоченного (например, адвоката), который должен представить Комитету по правам человека соответствующую доверенность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector