Социальная деятельность по защите детей в рф. законодательно-правовое основание защиты ребёнка и его детства
Содержание:
- Юридическая помощь при нарушении прав детей
- Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой
- Права и обязанности несовершеннолетних
- Защита прав ребенка в школе
- Нарушили права ребенка куда обратиться
- Права детей в РФ
- Post scriptum
- Сиротство как социальный феномен
- Что такое комитет по правам ребенка и зачем он был создан?
- Права несовершеннолетних в Российской Федерации.
- Деятельность благотворительных фондов и организаций в помощи сиротам
Юридическая помощь при нарушении прав детей
Органы опеки не всегда могут вовремя заметить, что ребенок нуждается в защите. Если вы знаете, что интересы вашего ребенка были затронуты третьим лицом – вы имеете полное право обратиться в суд.
Несовершеннолетние дети – самый незащищенный слой человечества. Поэтому, правительство постоянно выдвигает новые законопроекты, касаемо дополнительной защиты детей.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к юристу.
Защита прав детей
Особую актуальность сегодня представляет вопрос о детях, лишенных семьи. Они, в большинстве своем, оказываются выброшенными на улицу в связи с разными сложными ситуациями. Такие дети, как правило, проживают в ужасных условиях и являются жертвами тех или других видов насилия.
Многие из них имеют разные серьезные заболевания. Большинство этих детей вряд ли когда-то посещала школу или больше не обучается в ней.
Если они переживут насилие, голод, проституцию, отчуждение общества, притеснения со стороны полиции, разного рода последствия, связанные с преступлением норм и правил, употребление наркотиков, низкооплачиваемую работу, тюремное заключение, то они вырастут, превратившись в безграмотных, потерянных для государства взрослых. Эта проблема должна решаться всеми заинтересованными органами и лицами. Особая роль в этом, несомненно, принадлежит государству.
В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами.
Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады.
В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными.
Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из «пассивного» объекта в активный субъект защиты.
Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах РФ
В Конвенции о правах ребенка закреплено, что дети обладают особыми (по сравнению со взрослыми) правами и эти права нуждаются в особой защите и особых механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и детей в целом.
— при выявленных нарушениях прав детей или конкретного ребенка обратиться в суд, в компетентные органы с просьбой о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав ребенка.
Организации (комитеты, отделы) по защите прав ребенка
Узнав о фактах угрозы жизни и здоровью ребенка, обычные граждане или должностные лица обязаны поставить в известность органы опеки и попечительства, которые в свою очередь должны принять необходимые меры исходя из конкретных обстоятельств дела.
Комитет по правам ребенка — это состав независимых экспертов, которые контролируют выполнение «Конвенции о правах ребенка» всеми государствами-участниками. Заседания комитета проводятся в Женеве, и, обычно, это три сессии в год, состоящие из трех недель пленарных заседаний и одной недели предсессионной работы в группах.
Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой
В чем преимущества использования данного каталога произведений? Впервые Вы имеете возможность искать и подбирать произведения, ориентируясь не только на традиционные параметры (фамилию автора, название работы, жанр), но и на собственно профессиональные параметры: область коррекционной педагогики/специальной психологии; направление исследований; вид нарушения развития; степень нарушения; возраст ребенка; время создания и публикации работы; адресат.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
И потому любому родителю предстоит запастись немалой долей терпения и ясными представлениями о том, что от него и лишь от него зависит, каким вырастет дочка или сын и как будет вступать во взрослую жизнь. Права ребёнка в подробностях Защита детей — прямая обязанность каждого родителя. В нашей стране данной теме посвящено несколько законодательных документов, относящихся к разным уровням.
Основные из них — Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка. Кроме того, существует ряд федеральных законов и государственных кодексов. Касательно рамок семейных и общественных отношений права детей наиболее подробно прописаны на страницах Семейного кодекса, а также в ФЗ номер 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Законодательством зафиксировано, что понятие «ребёнок» подразумевает гражданина, не достигшего 18-летнего возраста.
Права и обязанности несовершеннолетних
Семейное право > Несовершеннолетние дети > Права и обязанности несовершеннолетних
В обыденном общественном сознании закрепился тезис о том, что ребенок в силу недееспособности серьезно ограничен в правах и его действия в рамках правового поля минимизированы.
Тезис этот отчасти ошибочный, так как права и обязанности несовершеннолетних детей детей допускают участие данной категории граждан в актах гражданского права — ребенок не только является субъектом права, но и в отдельных случаях инициировать акты взаимодействия с другими лицами и организациями в рамках правового поля.
Правовое регулирование прав несовершеннолетних должно акцентировать внимание на четырех направлениях:
- обспечение полноценной социализации ребенка: право на семейное воспитание, жилье, начальное образование;
- участие ребенка в актах гражданского права: экономические, жилищные, трудовые права;
- обязанности несовершеннолетних детей перед родителями;
- ответственность ребенка за правонарушения и преступления.
Личные и имущественные права регулируются не только федеральным законодательством, но и международными актами, ратифицированными Россией.
Источники права несовершеннолетних
Перечень нормативных сводов, регламентирующих права, обязанности и ответственность лиц до 18 лет:
- конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка — международный закон о защите прав несовершеннолетних детей;
- Конституция;
- Трудовой, Семейный и Гражданский кодексы;
- Федеральные законы РФ: «Об образовании», «Об опеке и попечительстве», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Данные документы и своды являются базовыми для разработки и ратификации нормативных документов на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Основные права несовершеннолетних
Приведем в виде таблицы перечень прав, которыми обладает лицо, не достигшее 18-летнего возраста.
Возрастная группа | Права ребенка | Обязанности | Ответственность |
С рождения |
|
|
|
С 6 лет |
|
|
|
С 8 лет | |||
С 10 лет |
|
||
С 14 лет |
|
|
|
С 15 лет | |||
С 16 лет |
|
||
С 17 лет |
Это перечень прав, доступных для молодого человека до 18 лет. Основная часть гражданских прав появляется с 14 до 18 лет.
При наступлении совершеннолетия он сможет полностью реализовывать свои права.
Защита прав ребенка в школе
Защита прав ребенка в школе возлагается в первую очередь на законного представителя. Однако каждая организация имеет в штате специалистов, которые в силу должностных обязанностей осуществляют охрану детских интересов. Это могут быть:
- социальный педагог;
- уполномоченный по правам ребенка.
Основная ответственность возлагается на руководителя организации. Именно директор должен пресекать нарушения детских прав на начальном уровне, решать конфликты, возникшие между педагогами и учениками.
При этом несовершеннолетним должны соблюдаться обязанности ребенка в школе. Среди них – соблюдение устава учреждения, уважительное отношение к педагогам, должностным лицам и другим ученикам.
Отстаивать свои права дети не могут по понятным причинам – они еще слишком малы. Подростки часто замалчивают проблему, не надеясь на помощь старших и тем самым усугубляя ситуацию.
Главные защитники и ответственные за соблюдение интересов и прав несовершеннолетних люди – это их родители или другие законные представители (усыновители, опекуны и др.).
Если ситуация, ущемляющая права, не угрожает здоровью и жизни ребенка, можно попробовать решить вопрос в стенах школы. Напишите жалобу на имя директора и постарайтесь попасть к нему на прием, чтобы изложить свое видение проблемы. Поговорите с классным руководителем, он может помочь повлиять на стороны конфликта.
Директору средней общеобразовательной школы № ____ А.Б.Новикову От Ф.И.О. родителя учащегося ___ класса ____(Ф.И.О.ребенка). ЖАЛОБА Уважаемый Александр Борисович! 4 октября 2013 г. учитель математики (ФИО), во время проведения урока в 8 «Б» классе, в котором учится моя дочь (ФИО), допустил некорректные (грубые) высказывания в адрес моей дочери. Конкретно было сказано (привести слова учителя, в которых содержится оскорбление или подробно описать ситуацию, при которой учитель допустил высказывание). Я, как отец, считаю, что подобные высказывания нарушают детскую психику и могут негативно отразиться на развитии моей дочери. В связи с вышесказанным прошу привлечь учителя (ФИО) к дисциплинарной ответственности и принять меры по недопущению в дальнейшем подобных действий со стороны учительского коллектива. В случае повторения случаев оскорбления учеников, а также в случае непринятия Вами надлежащих мер я буду вынужден обратиться в органы, занимающиеся защитой прав и законных интересов ребенка. Дата Подпись |
Если происшествие имело серьезные последствия, например, физические травмы, то первым делом освидетельствуйте в больнице причиненный вред. Психологическое давление, от которого пострадал школьник, подтвердите на приеме у психолога, который проведет специальную экспертизу. Вы можете сначала обсудить вопрос с директором или сразу обратиться в полицию, прокуратуру. Рассмотрев все обстоятельства, правоохранительные органы могут возбудить по изложенным фактам дело.
В случае нарушения интересов вашего ребенка закон находится на вашей стороне, поэтому не бойтесь давления со стороны администрации школы. Собирайте все необходимые доказательства, показания свидетелей, записывайте угрозы на диктофон и прилагайте их к возбужденному делу.
Нарушили права ребенка куда обратиться
Обратите внимание!
Уполномоченный не является адвокатом и не представляет интересы граждан в суде, не отменяет и не пересматривает судебные постановления.
Дискриминация при осуществлении инвалидом права на образование (ст.19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ). Незаконная парковка на месте для инвалидов (ч.2 ст.12.19 КоАП РФ).
Органами опеки и попечительства назначается в таком случае другой представитель.
Основные права Право на образование – это основное право всех учащихся на получение образования . согласно государственным стандартам и требованиям: обучение по индивидуальным программам, ускоренный курс обучения, бесплатное пользование библиотекой и всеми образовательными ресурсами учреждения, получение дополнительных образовательных услуг.
Для начала, родителям, защищающим интересы своего отпрыска, нужно обращаться непосредственно к директору школы с письменной жалобой. По возможности, это нужно сделать лично, причем, потребовать поставить отметку о получении жалобы на своем экземпляре.
При необходимости, жалоба направляется заказным письмом с уведомлением.
Директор, в свою очередь, должен дать письменный ответ. Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. Ситуации бывают разные, возможно, будет достаточно сделанного замечания для решения конфликта. Однако может случиться и так, что положение будет достаточно сложным, атмосфера агрессивной, а вашей помощи будет явно недостаточно.
Что не является компетенцией Уполномоченного по правам человека в Красноярского края Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения федеральных государственных органов, должностных лиц и государственных служащих, осуществляющих свою деятельность за пределами Красноярского края.
Права детей в РФ
Ребенком человек юридически считается до момента достижения им совершеннолетия, поэтому все законы, регламентирующие права детей, распространяются также и на подростков. Согласно Конституции, несовершеннолетние обладают следующими незыблемыми правами:
- на жизнь;
- на семью;
- на свободу слова и мысли;
- на обучение;
- на получение гражданства;
- на помощь в медицинских учреждениях;
- на государственную помощь и т.д.
Вышеперечисленные права были закреплены еще в Семейном кодексе, созданном в 1995 году, и в настоящее время являются основой правовых документов, касающихся несовершеннолетних. В различных кодексах, как правило, указаны только права детей, поскольку их обязанности в таком возрасте еще нельзя регламентировать, они зависят только от морально-этических норм общества, уровня воспитанности и других индивидуальных факторов.
Post scriptum
Мнения общественности по новому детскому омбудсмену несколько разделились. Ярые споры, например, вызывает высказывание (от которого, кстати, уже сегодня отказывается Кузнецова) о приверженности Анны Юрьевны к спорной антинаучной теории — теогонии. Она настаивает на том, что каждый половой партнёр женщины оставляет в ее клетках «генетическую память», которая может оказать негативное влияние на последующих детей.
Анне Кузнецовой, сменившей Павла Астахова на посту детского омбудсмена, 34 года. Родилась в Пензе, там же получила среднее и высшее образование (2003 г. – диплом с отличием Пензенского педагогического института по специальности «психология»).
Замужем за священником Алексеем Кузнецовым с 2003 г. У них шестеро детей, последнему – 10 месяцев. Приход супруга нового омбудсмена находится в селе Уварово Иссинского района Пензенской области, при храме Воскресения Христова .
Самое важное
До последнего времени руководила пензенским исполкомом Общероссийского народного фронта (ОНФ). Сейчас возглавляет благотворительный фонд «Покров» (помощь тяжелобольным детям, поддержка нуждающихся, содействие усыновлению сирот). В этом году фонд «Покров» стал одним из операторов распределения президентских грантов в сумме на 420 млн руб. При фонде «Покров» проводит областной конкурс среди женских консультаций «В защиту жизни». Эта работа сохранила «около двухсот детей, матери которых изначально принимали решение об аборте», говорится в профиле фонда .
Кузнецова известна как жесткая и последовательная противница абортов. В ходе выступления на Международных рождественских чтениях в Москве в 2013 г. она даже признала желательным, чтобы руководители консультаций «выходили с плакатами против абортов». В 2009 г. на Медицинском портале Пензы вышла статья «Аборт: эволюционная катастрофа» , в которой процитировано утверждение Кузнецовой о том, что, согласно «сравнительно новой науке телегонии», «клетки матки обладают информационно-волновой памятью». По мнению Кузнецовой, «если у женщины было несколько партнеров, то велика вероятность рождения ослабленного ребенка из-за смешения информации. Особое влияние данный факт оказывает на нравственную основу будущего ребенка». Отметим, что концепция телегонии существовала в XIX веке и совершенно отвергается современной наукой.
Астахов в своем Instagram поздравил Кузнецову с назначением и пожелал ей Божьей помощи. «Анна Кузнецова назначена уполномоченным при президенте по правам ребенка. Это очень достойный человек и очень мудрый выбор президента. От души поздравляю Анну Юрьевну и желаю ей помощи Божьей на этом сложном поприще!» — написал он. Ее назначение приветствовала также член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), директор фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (Доктор Лиза).
Фотогалерея
Собеседник в Общественной палате сказал «Ведомостям», что на должность детского омбудсмена рассматривались четыре кандидатуры, в том числе сама Елизавета Глинка, актриса и соучредитель фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова и руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, но президент выбрал Анну Кузнецову: «Это довольно очевидная кандидатура, достаточно точно попадающая в образ и набор компетенций, необходимых для уполномоченного по правам ребенка».
Политолог Евгений Минченко считает, что «у Кузнецовой мало шансов понравиться столичному либеральному бомонду». «Из провинции, ОНФ, шесть детей, говорят, что замужем за священником. То есть традиционные ценности как они есть. А для путинского большинства — самое оно. Ну и опыт работы с детьми, работа в благотворительном фонде, удачное выступление на праймериз «Единой России» говорит в пользу нового детского омбудсмена», — говорит он.
Политолог Константин Калачев говорит, что «по фотографиям видно, как Кузнецова импонирует первым лицам». «В ней присутствуют те качества, которые импонируют высокому руководству: умная, харизматичная, в то же время скромная, лояльная, патриотичная, общественно активная. В то же время ее общественная активность не выходит за рамки, когда это воспринимается как вызов, она абсолютно системная – ОНФ, фонд «Покров», участие в праймериз «Единой России».
Калачев полагает, что ей удастся найти общий язык «и с патриотической, и с либеральной общественностью»: «Кто-то скажет про разрыв шаблона – жена священника, кто-то может сказать, что шесть детей может мешать выполнять обязанности. Единственное, что может поставить ей в вину либеральная общественность, – ее отношение с ОНФ и «Единой Россией», но по-другому карьера в нынешние времена и не делается».
Сиротство как социальный феномен
Сиротство имеет глубокие корни. Военные конфликты, эпидемии, природные катаклизмы, присущие всем периодам существования общества, имели своим последствием массовую гибель людей. В результате многие дети оставались без попечения взрослых.
Но основная часть сирот сейчас приходится на социальных сирот, когда родители отрекаются от ребенка или уклоняются от его воспитания, так как не могут (или не хотят) выполнять родительские функции. К ним относятся люди, употребляющие алкоголь, наркотики, ведущие асоциальный образ жизни, имеющие психические заболевания. Еще одна группа сирот – это те, от которых отказались одинокие мамы, родившие ребенка, не состоя в брачных отношениях, и кроме того, имеющие от рождения тяжелые нарушения в психическом или физическом развитии. К сожалению, число социальных сирот с годами не уменьшается.
Для сирот, согласно законодательству, предусмотрены особые права на заботу и защищенность от государства. И они получают ее. Только этого не достаточно. Чтобы дети, лишенные семейного окружения на временной или постоянной основе (или не могущие находиться в этом окружении), были обеспечены не только пищей, одеждой и крышей над головой, а выросли здоровыми, порядочными и образованными людьми, нужно приложить немалые финансовые, человеческие, педагогические, медицинские и другие ресурсы. Эти задачи решают, в том числе, благотворительные фонды.
Первое заведение для подкидных младенцев был открыто в России более 300 лет назад. Содержались воспитательные дома, возникающие, как правило, при монастырях, на добровольные подаяния благодетелей.
Прошло несколько столетий, но по-прежнему организации, занимающиеся обустройством детей, лишившихся заботы родителей, функционируют на пожертвования неравнодушных граждан и организаций.
Что такое комитет по правам ребенка и зачем он был создан?
Данная организация осуществляет свою деятельность на государственном уровне и отвечает за исполнение всех положений Конвенции о правах ребенка, ранее принятой большинством государств. В состав комитета входят независимые эксперты, которые несут ответственность за правильное и своевременное исполнение своих обязанностей. Не реже трех раз за год в Женеве проводится специальные сессии, которые необходимы для правильной организации работы отдельных представительств организации по всему миру.
На территории РФ механизм был разработан в 1998 году, инициатором этого стал Минздравсоцразвития. Участие в разработке также принял Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Именно эта организация была призвана координировать внедрение каждой программы в интересах детей.
https://youtube.com/watch?v=G5KqsaJ7TM4
Права несовершеннолетних в Российской Федерации.
Под указанной категорией лиц понимаются граждане, не достигшие совершеннолетия (18 лет). Они обладают теми же общегражданскими правами, что и взрослые.
Несовершеннолетние
независимо от национальной принадлежности, веры и пола вправе:
- получить гражданство РФ;
- приобрести Фамилию, Имя, Отчество;
- иметь родителей и общаться с родственниками;
- получать воспитание, образование, медицинскую помощь;
- рассчитывать на защиту прав и интересов посредством действий, осуществляемых законными представителями и органами власти, в том числе от противоправных действий третьих лиц и насилия;
- получать наследство;
- свободно выражать свое мнение, выбирать вероисповедание, получать информацию для развития;
- и т. д.
Права несовершеннолетнего должны соблюдаться в неукоснительном порядке.
При совершении деяния виновное лицо несет ответственность в рамках административной и уголовной ответственности. Серьезные правонарушения влекут за собой лишение свободы.
Деятельность благотворительных фондов и организаций в помощи сиротам
Приоритетной целью деятельности БФ является содействие государству в вопросах уменьшения сиротства, создание эффективной системы комплексной поддержки семей, которые взяли на воспитание детей-сирот, постинтернатное сопровождение выпускников школ-интернатов, внедрение новых методов, позволяющих индивидуально сопровождать детей после того, как они покинут сиротское учреждение с целью их социальной адаптации.
Совместные системные изменения призваны обеспечить каждого выпускника профессиональной поддержкой (учебой и дальнейшим трудоустройством), что позволит ему стать полноценным членом общества, а не пополнять ряды асоциальной молодежи.
Во всех сиротских учреждениях есть дети, имеющие тяжелые заболевания и патологии. Для их особых потребностей нужны операции, протезирование, оборудование для реабилитации, специальные программы для образования. Цель благотворительных организаций – помочь таким детям, сделать их жизнь более комфортной, многообразной и счастливой.
Конечно, главной задачей является помещение ребенка-сироты в семью. Но большинство усыновителей отдают предпочтение здоровым младенцам или совсем маленьким детям, не имеющим братьев и сестер. Таких претендентов на усыновление минимальное количество. Подавляющее большинство – дети более взрослые. К тому же часть из них имеет различные заболевания, а то и не одно.
Ребята из неблагополучных семей не могут быть усыновлены, так как формально у них есть биологические родители. Однако они могут получить семью через нахождение в детских домах семейного типа или в семьях опекунов/попечителей. Задача благотворительных фондов найти таким детям новую приемную семью, готовую принять и понять особенности их новых детей, имеющих зачастую тяжелые психологические травмы и очень нуждающихся в родительской заботе.
Многие БФ, учрежденные в России, специализируются именно на поддержке детей-сирот
Они используют все имеющиеся средства коммуникации, чтобы привлечь внимание общества к этой острой социальной проблеме. И одно из них – поразительное по скорости распространения и охвату всех слоев населения – интернет-пространство
На своих официальных сайтах благотворительные организации размещают полную и подробную информацию о тех, кто нуждается в участии, и о тех, кто готов помочь.
Практически все фонды привлекают внимание к вопросам детского сиротства и беспризорности людей, могущих оказать реальное содействие детям, лишившимся заботы родителей (бизнесменов, деятелей культуры, популярных общественных персон, политиков и др.), используя для этих целей все средства коммуникации и проводя различные благотворительные акции и мероприятия. Большое внимание оказывается просветительской деятельности, социальной рекламе, информационному и методическому обеспечению всех, кто задействован в вопросах профилактики сиротства