Обгон по пдд

Содержание:

За какой обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» не лишают прав?

Законом предусмотрены пограничные ситуации, связанные с обгоном под знак «Обгон запрещен». Смягчающие обстоятельства не спасают от штрафа, но снижают его размер и ограждают от лишения водительских прав.

Объезд препятствия

Сотрудники ГИБДД часто привязывают любые нарушения ПДД, связанные со сплошной разметкой и знаком 3.20 «Обгон запрещен» к пункту КоАП 12.14 части 4 – «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения», предусматривающий штраф в 5000 р. и лишение прав на полгода. Испуганный водитель в стрессовой ситуации часто не способен трезво оценивать ситуацию и вынужден доверять «собеседникам».

Однако, если в процессе разбора эпизода выяснится, что переезд через сплошные линии был вынужденным, степень наказания существенно снижается. Самое сложное в такой ситуации доказать, что нарушить правила дорожного движения вынудило именно препятствие.

Пункт 1.2 ПДД (определение терминов)

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Другими словами, если перед водителем в поле действия знака «Обгон запрещен» произошло ДТП, ведутся ремонтные работы, упало дерево, лежит неподвижный валун или совершил посадку самолет – объезжать его можно под знак и через сплошные. Как ни странно, штраф даже за действия все равно будет – Статья 12.15 ч.3 (Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия) – 1500 рублей, но прав за такое не лишают.

Важно знать!

Лайфхак: Если сотрудник ГИБДД пытается выписать вам штраф за объезд препятствия, попытайтесь уточнить, что он лично сделал для обустройства вариантов объезда возникшей серьезной помехи движению. Статья 49 приказа № 185 МВД РФ прямо указывает на необходимость принятия таких мер.

Закон

В соответствии с буквой закона, заметив на дороге бетонный блок или любое другое препятствие, водитель обязан остановиться и дождаться, пока этот блок не исчезнет с дороги. Все остальные действия приведут к штрафу.

Обгон по обочине

Еще один вариант обгона под знак «Обгон запрещен» и сплошную линию, минимизирующую риски со стороны обгоняющего водителя – обгон по обочине.

«Обочина» — это элемент дороги, который располагается сбоку от проезжей части и обозначен разметкой (либо имеет другой тип покрытия). Двигаться по обочине имеют право только гужевые повозки, пешеходы и некоторые виды двухколесных транспортных средств.

Штраф за проезд и обгон по этой части трассы регулирует Статья 12.15. ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф за выезд на обочину, в том числе с целью обгона равен 1500 р.

Важно знать!

Хитрость: В правилах написано, что обочину водитель автомобиля может использовать для стоянки и остановки. Но там ничего не сказано о придельном расстоянии, которое разрешено при этом проехать. Гипотетически, съехав на обочину, остановившись на некоторое время и продолжив потом движение вперед водитель ничего не нарушает, а пытается поймать оптимальную дорожную ситуацию для возвращения в свою полосу.

Разварот вместо обгона

Справочный момент для общего понимания нюансов ПДД, связанных с обгоном под запрещающий знак. В ряде случаев, когда автомобилист по каким-то причинам пошел на обгон, в нарушении дорожного знака и разметки (сплошная либо двойная сплошная линия) и при этом обнаружил перед собой заинтересованных сотрудников ГИБДД, имеет смысл совершить разворот или поворот на второстепенную дорогу (прилегающую территорию/ обочину встречного полосы дороги).

Такой «финт» не спасет автомобилиста от внимания сотрудников ГИБДД и штрафа в 1500 рублей, однако точно защитит от потери прав и штрафа в 5000 рублей. Все потому что обгоном считается опережение впередиидущего транспортного средства через встречную полосу с возвращением в свой ряд. Не было возвращения в ряд – нет и обгона. Единственно что может инкрементироваться в подобной ситуации Статья КоАП 12.16. часть 2- «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», — действие влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Разворот вместо обгона можно считать крайне опасной мерой

Исполняя этот маневр важно понимать риски, исходящие от движения по встречной полосе

Способы, затрудняющие обгон

Если водитель увидел, что его автомобиль обгоняет идущее позади транспортное средство, он должен придерживаться той же дистанции с автомобилем, идущим спереди, того же расстояния от полосы встречного движения и, соответственно, той же скорости. Нарушение этих правил не всегда расценивается, как препятствие обгону, и не всегда им является, но их лучше придерживаться, чтобы снизить опасность и без того рискованного маневра.

На самом деле способов препятствовать обгону довольно много, но чаще всего пользуются следующими двумя:

1.     Увеличение скорости

Самое банальное – увеличение скорости. Автомобилист пошел на обгон и рассчитывал закончить маневр через несколько секунд. Однако обгоняемый автомобиль вдруг увеличил скорость, сравняв ее с максимально допустимой на данном участке дороги. В таком случае обгоняющему водителю придется либо нарушить правила, превысив скорость, либо, наоборот, снизить скорость и вернуться на свое место. Наихудшим развитием событий будет ситуация, если обгоняемый автомобиль в этот момент снова подстроится под скорость обгоняющего и не будет давать ему вернуть на свою полосу. Такие действия могут стать причиной серьезной аварии. 

2.     Сокращение расстояния

Не менее опасным может быть сокращение расстояния обгоняемым автомобилем. Под этой фразой может пониматься как сокращение интервала (расстояния между обгоняемым и обгоняющим ТС), так и дистанции (расстояния между обгоняемым ТС и автомобилем спереди него). Оба действия могут быть признаны препятствием совершению обгона. Наиболее опасным является сокращение интервала, когда обгоняемый автомобиль резко приближается к встречной полосе или даже выезжает на нее. В таком случае и обгоняющему автомобилисту приходится уходить влево, а значит он может на большой скорости выехать на обочину или даже вылететь с дороги.

Также препятствовать обгону может и не обгоняемый автомобиль, а едущий перед ним. Например, уменьшением скорости, сокращением дистанции с сзади идущим. Если у него не было оснований уменьшать скорость, то именно он может понести ответственность за созданную аварию.

Можно ли обжаловать постановление

Для этого необходимо подробно изучить площадь дороги и все условия правонарушения. Убедиться в правильности и корректности линий разметки по всем правилам, условия видимости участка дороги, уточнить все нюансы и мотивы нарушения, на случай, если оно оказалось вынужденным. Все факты необходимо запечатлеть на фото, предоставить видео-фиксацию и правильно составить акт. Помимо вышеперечисленного, нужно пригласить двух свидетелей, которые подтверждают все отмеченное в акте.

С этим пакетом документов следует отправиться в управление ГИБДД, а уже после – в суд. Там есть возможность опротестовать штраф или уменьшить наказание, если будет доказан факт правоты.

Спартак Борисович Королёв

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

Возникающие нюансы

В отношении двойного обгона в законодательстве отсутствуют какие-либо положения, которые бы его запрещали.

Это означает, что такое действие разрешено, несмотря на то что прямой нормы, которая бы его санкционировала, в законах нет.

В частности, водитель, решившийся на опережение другого ТС, обязан быть уверен, что обгон будет полностью безопасным и не несет никакого риска.

Следует помнить, что в случае ДТП с очень высокой вероятностью ответственность окажется возложена именно на него.

Дорожные знаки о невозможности данного маневра

В общем случае на этом знаке изображены два автомобиля, черный и красный, на белом поле. Временный вариант знака 3.20 во всем схож с ним, только два автомобиля, также черный и красный, располагаются в желтом поле

Указывается, что при противоречии этих знаков во внимание принимают именно временный


Фото: дорожный знак 3.20 Обгон запрещен

Кроме того, знак «Обгон запрещен» может сопровождаться прямоугольной табличкой, указывающей, на какой дистанции такой маневр не допускается.

С боков на табличку нанесены стрелки, а между ними указывается само расстояние. В таком случае водитель получает право перегонять, отъехав соответствующий отрезок трассы от знака.

Также существуют другие вариант, прекращающие действие знака «Обгон запрещен». В частности, именно такова функция знака 3.21, которым обозначается завершение отрезка запрещения обгона.


Фото: дорожный знак 3.21-Конец зоны запрещения обгона

Более широкая функция у знака 3.31 «Конец всех ограничений». Он отменяет как недопустимость обгона, так и предел скорости или недопущение остановки или стоянки.


Фото: дорожный знак 3.31-Конец зоны всех ограничений

Разрешен ли обгон по двойной сплошной линии

Обгон через двойную сплошную линию запрещен по определению. Обгон представляет собой маневр с выездом на встречку, который допустимо осуществлять лишь на двух- или трехполосной трассе.

При этом осуществлять обгон, выезжая на встречку, на трассах, состоящих из четырех и большего количества полос, нельзя. На таких дорогах можно производить и только опережение.

Какие документы необходимы для регистрации автомобиля в ГИБДД для юридических лиц в 2020 году смотрите в статье: документы для регистрации автомобиля в ГИБДД для юридических лиц. Про стоимость постановки на учет автомобиля в гибдд без замены в 2020 году, читайте здесь.

В то же время двойная сплошная наносится в качестве разделительной разметки как раз на середину дороги, которая состоит из четырех и более полос.

Таким образом, она присутствует именно на таких трассах, где выполнять обгон нельзя по умолчанию.

Когда он запрещен по правилам ПДД

При этом по правилам знак «Обгон запрещен» должен сопровождаться сплошной одинарной полосой, однако при ее отсутствии он сохраняет силу.

Равным образом автомобилю нельзя обходить другие транспортные средства по встречке, если:

  • машина перед ним уже просигналила о переходе к обгону;
  • машина перед ним просигналила о начале поворота налево;
  • машина за ним просигналила о начале обгона его самого.

Также указывается, что от обгона необходимо воздержаться, если велика вероятность, что при завершении обгона транспортное средство не сможет вновь перейти в свой ряд, не создав помеху для обгоняемого авто или иных ТС.

Помимо этого не разрешено опережать другую машину:

  • на пешеходном переходе;
  • на перекрестках за исключением одного их вида, а именно нерегулируемого неравноправного и лишь в том случае, когда обгоняемый и обгоняющий въезжают на него с главной дороги;
  • на пересечении трассой железной дороги на одном уровне;
  • на эстакадах и под этими сооружениями;
  • на мостах;
  • в тоннелях;
  • перед завершением подъема;
  • перед резким поворотом трассы.

Наконец, не допускается обгон с перестроением через сплошную линию. Еще оговаривается, что совершение этого маневра, если скорость переднего ТС ниже скорости заднего на 10 км/ч и менее, не рекомендуется, хотя и не запрещено безусловно.

Опережение справа

Исходя из определений терминов, обгон и опережение следует, что в России при установленном левостороннем движении, как такого обгона справа не существует, так как это физически не предполагает выезд на встречный ряд. Такой манёвр будет признан опережением. Ограничений на совершение перестроения с целью объезда справа в ПДД не прописано, но это не значит, что то, что не запрещено – разрешено. Обгон справа по обочине не допустим, так как это противоречит другим правилам.

Отдельно норма по опережению справа не выделена в связи с тем, что совершаемое действие будет связано с иными нарушениями.

К таковым относятся:

  • выезд на обочину с целью опережения транспортного средства, следующего по правому ряду;
  • скорость движения авто по правой полосе не превышает режима среднего ряда.

Если водитель из левой или средней полосы передвинулся в правую, которая движется быстрее, то это будет являться перестроением. Опережением также будет признано перестроение из левого ряда, если там автомобили планируют делать поворот.

Что касается заезда на трамвайные рельсы, то это запрещено, особенно если это связано с попыткой обгона.

В ПДД оговорены две ситуации, при которых данный манёвр допустим:

  1. Объезд стоящих транспортных средств, которые загораживают движение при аварийной ситуации.
  2. Движение в период увеличенного потока машин.

В обоих вариантах водитель обязан предварительно убедиться, что его действие не помешает передвижению трамвая, так как он имеет приоритет на участке дороги, где размещены рельсы. Заезд на траекторию езды встречного трамвая строго карается законом, так как представляет собой сразу несколько правонарушений: передвижение по рельсам и по встречной полосе.

«Паровозик» вне закона

Если трасса важная, и транспортный поток большой, а полосы всего две, тогда медленный водитель, фура или тихоход обязательно соберет затор, и все будут вынуждены за ним плестись. Как говорится, движение «кортежем» никого не оставит равнодушным, и водители будут пытаться проскочить, чтобы обогнать. И вполне вероятно, что один водитель не поедет, появятся еще несколько, которые захотят совершить обгон вместе с ним, «паровозиком».

И это, скорее всего, приведет к плачевным результатам — в такой ситуации без ДТП не обойтись, да еще и с тяжелыми последствиями, так как весь этот «паровозик» двигается по встречке на приличной скорости. И все эти авто будут пытаться вклиниться обратно. Такие обгоны приводят ку лобовым столкновениям и авариям с множеством участников.

Правила четко говорят: такое поведение на дороге незаконно и противоречит нормам безопасности.

Что такое обгон броском

Речь идет о резком повышении скоростей, когда водитель-лихач, не дает достаточного времени для динамики разгона своей машины и сразу резко повышает газ.

Такие маневры придорожные камеры службы ГИБДД сразу могут зафиксировать как нарушение скоростных режимов. Но и это даже не главное.

Важно, что при резком совершении опережения или обгона повышается риск заноса автомобиля и столкновения с другими участниками движения. Либо могут случиться аварии с одним участником – столкновение со столбом, вылет в кювет при заносе и т.д

Чаще всего замечен такой маневр за лицами, желающими объехать побыстрее колонну машин

Либо могут случиться аварии с одним участником – столкновение со столбом, вылет в кювет при заносе и т.д. Чаще всего замечен такой маневр за лицами, желающими объехать побыстрее колонну машин.

Как доказать свою невиновность?

Иногда на трассе складывается такая ситуация: инспектор ГИБДД обвиняет водителя в действиях, которые тот не совершал. Или же водитель уверен в своей невиновности и готов представить все доказательства. В этом случае он может оспорить штраф уже на месте задержания. Но для этого нужно хорошо ориентироваться в действующих законах и обладать отличной выдержкой. Если же вы хотите оспорить штраф или изъятие прав «постфактум», то для этого вам нужно следовать следующему порядку действий:

  1. Собрать все доказательства того, что вы совершили нарушение не намеренно. В качестве фактов, подтверждающих вашу невиновность, можно предоставить запись с видеорегистратора, отзывы очевидцев.
  2. Обратитесь в суд. Даже если вам не удастся полностью доказать свою невиновность, вы сможете сократить сумму штрафа или избежать лишения прав.

Российские дороги редко бывают идеальны, поэтому водитель запросто может отвлечься на яму или стертую разметку, которую попросту бывает не видно. Смягчающими факторами также могут выступать необходимость обгона (чтобы избежать столкновения), наличие нарушений в установке знака, необходимость оказать срочную медицинскую помощь пострадавшим.

Знаки, сигнализирующие о невозможности выполнения обгона

В ПДД 2013 содержится информация обо всех видах разметки автомобильных дорог и знаках, которые помогают водителям определиться с участками, где обгонные маневры запрещены. Верным помощником автомобилисту-лихачу, предостерегающим его от неразумных действий, является переход через дорогу для пешеходов.

Как было сказано, на пешеходном переходе выполнять обгон или опережение категорически запрещено. А это означает, что, увидев «зебру», водитель должен сразу же забыть о своем желании побыстрее доехать до нужного ему места

Обратите внимание – маневры на пешеходном переходе запрещены и тогда, когда на нем есть люди, переходящие дорогу, и в ситуации, когда пешеходов нет

Здесь лучше точно соблюдать правила 2013 г., если вы не хотите быть оштрафованными. Добавим, что на пешеходном переходе запрещен и разворот, и встречный обгон (его определение будет предоставлено ниже), и езда задним ходом. Думается, говорить о том, как узнать «зебру» и знак, обозначающий ее, нет необходимости.

О том, что впереди есть пешеходный переход, любой водитель знает по разметке и соответствующему знаку «5.19». Кстати, если вы планируете выезд за границу, заранее изучите дорожные знаки, принятые в той или иной стране. Во многих государствах (например, в Новой Зеландии, Японии, Австралии и других) пешеходный переход обозначается весьма необычными для нас знаками.

Обгонные и опережающие маневры нельзя выполнять на мосту и иных сооружениях. Перед въездом на подобные сооружения всегда устанавливаются соответствующие знаки (в частности, 3.20). Автомобилисту необходимо лишь выучить ПДД и запомнить, что на таких опасных участках (на мосту и так далее) обгон запрещен. А затем следить за знаками и не пытаться вдавить педаль газа до упора, когда он едет по мосту, в тоннеле, по специальному путепроводу.

Следующий знак, «подсказывающий» о невозможности объезда впереди движущегося ТС, представляет собой черный треугольник подъема дороги с цифрами процентов, определяющих крутизну трассы на конкретном участке. Как было сказано, в конце подъема нельзя обгонять автомобиль, едущий перед вашей машиной. А вот опережение (вспомните, какое значение имеет этот термин) на подъемах вполне можно производить, но при условии, что движение ведется по двухполосной, а не однополосной дороге.

Итак, мы запомнили знаки, которые говорят о невозможности обгона на мостах и в конце подъемов. И теперь освежим в памяти еще несколько знаков, устанавливаемых перед ж.д. переездами (1.1–1.4). На них может быть изображен дымящий паровозик, красный крестик, несколько красных наклоненных полосок (от одной до трех) или ограда черного цвета.

Как видим, дорожные знаки, устанавливаемые перед въездом на мост, эстакаду, железнодорожный переезд и на прочие потенциально опасные для движения сооружения, помогают водителям ТС не совершать необдуманных поступков и ненужных маневров.

Обгон организованной колонны в сопровождении ДПС

Автомобильную колонну может дополнительно сопровождать ДПС, но только в некоторых случаях:

  1. Когда колонна организована для перевозки высоких чиновников.
  2. Перевозят многочисленные группы детей.
  3. Транспортируемый груз относят к определенной категории (опасный, негабарит, тяжеловесный, крупногабаритный).
  4. Сопровождается техника для использования ее в целях ликвидации ЧС или бедствия природного, или иного характера.

Правила запрещают обгонять организованную колонну автомобилей, если она подпадает под такие признаки:

  1. Состоит как минимум из трех ТС.
  2. Автомобили в сопровождении транспорта ДПС (включены проблесковые маячки, имеется отличительная цветографическая схема).
  3. ТС передвигаются с включенными ближними фарами и ходовыми огнями.
  4. Автомобили в колонне двигаются по одной полосе.
  5. Сопровождающий автомобиль также должен подавать звуковой сигнал.

Разрешается одновременно обогнать несколько авто в колонне, если участники не подают соответствующие сигналы и нет сопровождающего транспорта.

На практике организованные колонны иногда сопровождает спецтранспорт, не включая звуковых сигналов. Обгон в этом случае расценят как нарушение. Наказание последует за выезд на встречку с нарушением.

Военный транспорт, передвигающийся в организованной колонне, также обгонять не рекомендуется. Подобный транспорт всегда сопровождает Военная автоинспекция.

Можно ли избежать наказания и что делать, если наложили штраф?

Если на водителя наложили штраф, оплатить его он должен в банке или через интернет в течение 60 дней. Иначе дело передадут в суд. В течение 20 дней со дня вынесения постановления штраф можно оплатить со скидкой 50%.

Если нарушение зафиксировано на видео или сотрудником ГИБДД, избежать ответственности не удастся. А если штраф еще не выписан, обвиняемый может попробовать найти весомое объяснение, почему он совершил маневр, но вряд ли это переубедит инспектора. Лучше соблюдать закон изначально, поскольку за свои поступки придется отвечать.

Во избежание несправедливой меры наказания водителю следует знать, какой штраф за какое нарушение ему предусмотрен.

Ответственность за нарушение правил обгона

Несоблюдение ПДД в части начала обгона в зоне действия знака 3.20 признается серьезным нарушением, квалифицируемым по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Условия назначения денежного взыскания

Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, административное правонарушение должно быть зафиксировано путем составления протокола. В документ вносится информация о произошедшем, о предполагаемом нарушителе и о составителе.

В ст. 3.8 КоАП РФ закреплено положение, согласно которому правонарушения, предусматривающие возможность ограничения прав гражданина, должны рассматриваться исключительно в рамках судопроизводства.

Поскольку санкция ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает 2 альтернативных вида наказания, суд вправе самостоятельно определить его, исходя из имеющихся данных о произошедшем.

Определяя вид наказания, суд должен учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства, перечисленные в ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ соответственно. От этих факторов во многом зависит итоговое решение.

В ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ закреплено правило, согласно которому, по факту совершения правонарушения, зафиксированного камерой, не составляется протокол, а вместо этого сразу выносится постановление о привлечении к ответственности. При этом ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ отсылает на данную норму с указанием на то, что за нарушения, зафиксированные камерой, назначается штраф в наименьшем из предложенных соответствующей статьей размере.

Процесс привлечения к ответственности при выявлении нарушения камерой максимально автоматизирован: зафиксированная информация пересылается в единый центр, где формируется постановление о привлечении к ответственности, после чего нарушителю приходит уведомление о штрафе.

Фиксация факта нарушения обгона возможна, если позволяет функционал камеры. Такие устройства в России применяются не первый год и успешно выявляют нарушителей. Пока что их устанавливают в крупных городах, в том числе в Москве. Возможность выявления камерой неправильного обгона подтверждается нормой, закрепленной ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, — повторный выезд на встречную полосу в запрещенном месте, зафиксированный камерой, наказывается штрафом.

Наказание в виде лишения прав

Санкция ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в качестве одного из возможных наказаний предусматривает лишение прав на срок от 4 месяцев до полугода.

Как отмечалось ранее, дела данной категории подлежат рассмотрению в суде (ст. 3.8 КоАП РФ). В рамках судопроизводства изучается представленный протокол, заслушиваются показания водителя, инспектора, возможных свидетелей, рассматриваются иные имеющиеся доказательства.

Повторное совершение аналогичного нарушения

В случае нарушения правил обгона в дальнейшем, ответственность наступает по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ. Санкция данной нормы предусматривает ограничение в праве управления автомобилем до 12 месяцев, либо штраф 5000 рублей, если фиксация была произведена камерой.

С юридической и бытовой точки зрения понятие «повторность» существенно различается. Согласно ст. 4.3 КоАП РФ, повторным будет нарушение, если оно совершено в период, когда водитель уже подвергнут наказанию за неправильный обгон. В ст. 4.6 КоАП РФ указан этот срок — до истечения 12 месяцев после окончания исполнения наказания.

Это означает, что если после привлечения к ответственности не прошло 12 месяцев, и водитель совершил аналогичное нарушение, его действия будут квалифицироваться по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ. Если прошло больше года, нарушение будет считаться первым, независимо от количества предыдущих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector