Правоприменительная практика отмены результатов закупки
Содержание:
- Процедура отмены
- Изменения в закупках по 44-ФЗ
- Отмена аукциона по 44-ФЗ через суд или ФАС
- Сроки отмены аукциона заказчиком
- Как отменить позицию в плане закупок
- Инструкция
- Действия заказчика после объявления закупок несостоявшимися
- Как отменить закупку в плане закупок
- Как отменить особые закупки в плане закупок
- Порядок подачи обращения о согласовании контракта
- Понятие и правовое регулирование
- Понятие и правовое регулирование
- Какой должна быть первая часть заявки, чтобы заказчик не смог ее отклонить?
- 1 этап. Подача заявки
- Как отменить электронный аукцион
- Как отменить: пошаговая инструкция для заказчика
- Заключение контракта с победителем электронного аукциона
Процедура отмены
Отмена аукциона проходит в несколько этапов:
- Письменное оформление решения об отмене аукциона. А том, что в нем должно содержаться, читайте ниже.
- Составление приказа об отмене аукциона. Он должен включать реквизиты решения и мероприятия, которые последуют за отменой.
- Публикация информация об отмене аукциона в ЕИС. Когда она размещена, аукцион считается отмененным.
- Уведомление участников, подавших заявки. Это обязанность возложена на заказчика.
- Изменение плана-графика. Произвести его следует в течение следующего рабочего дня с момента принятия решения об отказе от аукциона. При этом в графе 14 плана-графика нужно указать причину, по которой аукцион отменен.
Решение об отмене аукциона
Когда заказчик решил отменить аукцион, свое решение он должен оформить в виде документа, содержащего следующие данные:
- наименование заказчика;
- дату составления;
- предмет закупки;
- номер извещения в ЕИС;
- сведения о лице, ответственном за размещение решения об отмене аукциона и корректировке плана-графика (контрактном управляющем, сотруднике контрактной службы).
Изменения в закупках по 44-ФЗ
Квотирование закупок
В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.
Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.
Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.
Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.
Электронный запрос котировок
С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.
Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:
- НМЦК не более 3 млн руб.;
- общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
- не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
- закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
- извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
- после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
- контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
Малые закупки
С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.
В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.
В конце статьи есть
РНП
Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.
Отмена аукциона по 44-ФЗ через суд или ФАС
К сожалению, в ходе практической реализации государственных закупок нередко имеют место всевозможные нарушения прав потенциальных поставщиков. Заказчик может необоснованно не принять заявку, не допустить участника к торгам.
Экономические агенты, чьи права были нарушены, вправе отстаивать свои интересы в суде. Если суд признает обоснованность претензий истца, то будет вынесено решение о признании закупки недействительной на основании ст. 449 Гражданского кодекса РФ
Поэтому заказчику очень важно корректно действовать при необходимости отмены аукциона по 44-ФЗ, а также при принятии решения недопуска участников к торгам
Закупка может быть отменена при следующих нарушениях:
- Предметом сделки являлась реализация госимущества, при этом был нарушен срок приема предложений.
- Заявка участника не была принята без объективной причины.
- Победитель конкурентной процедуры установлен с нарушением правил.
Если участник считает, что в ходе аукциона были нарушены его права, то он может для защиты собственных интересов обращаться в любую контролирующую инстанцию. В законе 44-ФЗ данные функции возложены в первую очередь на антимонопольную службу, а также на общественные организации и объединения юридических лиц. Участники могут обращаться в любую указанную инстанцию либо в суд в соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44 и обжаловать решение заказчика.
Претензии могут быть предъявлены к действиям или бездействию заказчика, уполномоченного им органа, закупочной комиссии либо отдельных ее членов, должностных лиц организатора закупки, оператора электронной торговой площадки.
В ст. 99 закона 44-ФЗ указано, куда может обращаться с жалобой участник закупки. Прежде всего, это региональное управление Федеральной антимонопольной службы. Если его специалисты выносят решение, с которым участник не согласен, то у него остается право подавать исковое заявление в суд.
По факту допущенных нарушений при определении победителя конкурентной процедуры потенциальные поставщики могут оспаривать решение заказчика и его должностных лиц, закупочной комиссии, отдельных ее членов, оператора электронной торговой площадки. Заявление подается не позже 10-го дня после размещения в ЕИС любого из документов: протокол подведения итогов торгов, протокол рассмотрения предложений по закупке, протокол проведения признанного несостоявшимся аукциона.
Если участник усматривает нарушения своих прав в содержании закупочной документации, подавать жалобу он может до даты окончания приема заявок. Если неправомерные действия (бездействие) заказчика по отношению к участнику последовали после указанного числа, то обращаться в контролирующие органы имеют право лишь те субъекты, заявка которых была принята.
Если нарушение правил со стороны заказчика происходит на этапе оценки вторых частей заявок вплоть до заключения контракта, то направлять жалобу участники могут лишь до того момента, пока не будет подписан договор. Если этот срок пропущен, то оспаривать действия заказчика, его должностных лиц, закупочной комиссии либо ее членов, оператора электронной торговой площадки можно только в суде.
Если участник закупки обращался с жалобой в ФАС, но решение его не устроило, что у него есть право отстаивать свои интересы в арбитражном суде. Исковое заявление должно быть подано на протяжении трех месяцев после вынесения решения ФАС. При этом нужно указать те же самые основания для отмены решения ФАС, которые были обозначены в заявлении, поданном ранее в антимонопольную службу. То есть фактически сутью требований, направляемых в суд, является признание неправомочными выводов ФАС по закупке, а не обжалование действий заказчика.
Сроки отмены аукциона заказчиком
Общие требования к срокам для отмены электронного аукциона прописаны в ст. 36 44-ФЗ. Здесь сказано, что отменить процедуру заказчик вправе не позднее, чем за пять дней до финальной даты подачи заявок на участие в предстоящем аукционе.
Заказчик вправе отменить закупочное мероприятие и позже вплоть до даты подписания
государственного контракта
, если он докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы. Согласно п. 3 ст. 401 ГК, к таковым относятся чрезвычайные и непредотвратимые ситуации. При возникновении подобного рода ситуаций (например, стихийных бедствий и пр.) отменить закупку можно вплоть до подписания договора.
Но у заказчика есть еще один законный способ отменить закупку позже установленных сроков и без обстоятельств непреодолимой силы. Для этого ему первоначально нужно внести корректировки в закупку с указанием весомой причины. Правки допускается вносить не позднее, чем за 2 дня до подачи заявок по ч. 6 ст. 63 44-ФЗ. В результате срок подачи заявок продлится на 7 дней. Этого будет вполне достаточно, чтобы отменить проведение закупки.
Как отменить позицию в плане закупок
Для того чтобы отменить заказ в ПЗ, необходимо произвести отмену определенной его позиции. Редактировать или отменять можно только актуальные позиции в плане.
Для отмены позиции необходимо перейти во вкладку «Позиции плана закупок» (ППЗ) и выбрать пункт «Изменить», а затем подтвердить действие во всплывшем окне с подтверждением. ЕИС автоматически создает новую версию ППЗ, у которой отображается статус «Изменена».
Данная версия будет содержать сведения, аналогичные предыдущей версии ППЗ. Всю информацию можно просмотреть во вкладке «Общие сведения». Далее высветится вкладка «Обоснование внесения изменений». В ней заказчику необходимо указать причину, по которым производится корректировка позиции, выбрав ее из всплывающего списка. Далее необходимо установить отметку на пункте «Отмена закупки». После того, как «Отмена» будет установлена, в графе «Вынесенное решение» при публикации ПЗ данная позиция будет находиться в статусе «Отменена».
Инструкция
Отказ от проведения аукциона по 44-ФЗ осуществляется в следующем порядке:
- Заказчик определяет причину и фиксирует её в документации не позднее, чем за пять дней до окончания приёма заявок.
- Формируется приказ об отказе от проведения закупочной процедуры.
- Извещение публикуется в ЕИС.
- В план-график заказчиком вносятся соответствующие правки с указанием причин отказа от аукциона.
Решение о прекращении закупки, формируемое на первом этапе, и приказ об отмене — разные акты заказчика.
Образец приказа об отмене ЭА
Участник, получивший извещение, немедленно получает назад свои средства, внесённые в качестве обеспечения. Оператор ЭТП не вправе удерживать зарезервированные средства участника.
Действия заказчика после объявления закупок несостоявшимися
Они зависят от причины признания торгов несостоявшимися. Если она заключается в несоответствии поставщиков требованиям к ним лично или к содержанию их заявок, то заказчик поступает следующим образом:
- делает изменения в плане графика торгов и публикует его повторно
- по прошествии 10 дней после объявления торгов несостоявшимися объявляет их снова
При несостоявшемся открытом конкурсе возможно проведение только открытого конкурса. При несостоявшемся электронном аукционе допустимо проведение любого типа закупок. При несостоявшемся запросе котировок допустимо только проведение запроса котировок.
Если торги были объявлены несостоявшимися из-за того, что их требованиям соответствовал только один участник, у заказчика есть два варианта действий в зависимости вида торгов:
- при электронном аукционе можно подписать договор с единственным участником
- при открытом конкурсе — провести согласование подписания контракта с ФАС
Такое согласование проводится в срок не более 10 дней после объявления открытого конкурса несостоявшимся. Единственный поставщик информируется о его результатах (разрешение ФАС на заключение договора или отклонение запроса).
Как отменить закупку в плане закупок
В ПЗ вносятся изменения, обусловленные законными основаниями в соответствии с п. 1-6 ч. 6 ст. 17 44-ФЗ. Отменять заказ по собственной инициативе организация-заказчик не имеет права. То есть если вдруг контрактная служба учреждения решит, что в том или ином лоте отпала необходимость, то отменять такой заказ без оснований не представляется возможным. Для того чтобы отменить лот в ПЗ, у организации-заказчика должны быть выявлены следующие причины:
- доведение ПЗ до соответствия в связи с изменением целей проведения закупочных процедур и требований к закупаемым заказчиками ТРУ, либо нормативных затрат на обеспечение функций государственных, муниципальных и прочих уполномоченных органов;
- приведение плана в соответствие с ФЗ о внесении изменений в федеральном бюджете, а также локальными нормативно-правовыми актами об изменении муниципальных или местных бюджетов;
- осуществление норм и требований законов, указаний, распоряжений Президента РФ, Правительства РФ, субъектов РФ, высших исполнительных органов государственной власти и прочих уполномоченных органов, выпущенных после согласования ПЗ и не влияющих на объем бюджетных ассигнований, утвержденных ФЗ или решением о бюджете;
- исполнение решения, принятого организацией-заказчиком по результатам обязательного общественного обсуждения заказа;
- использование экономии, образовавшейся без нарушения действующего законодательства и полученной при проведении торгов;
- в иных случаях, регламентируемых ч. 5 ст. 14 44-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 17, Правительство РФ для обеспечения федеральных нужд устанавливает регламент по созданию, согласованию и ведению ПЗ посредством ПП РФ № 552 от 05.06.2015. Для муниципальных нужд данный порядок регулируют уполномоченные органы местного самоуправления (ч. 5 ст. 17 44-ФЗ).
Согласно данному регламенту, организация-заказчик имеет право изменить или отменить заказ либо позицию ПЗ в связи с возникновением непредвиденных и значительных обстоятельств, предусмотреть которые на момент публикации плановой документации не было возможности (п.11 Порядка ПП РФ № 552). При наступлении таких случаев заказчики федерального уровня обосновывают отмену либо лота, либо позиции в ПЗ п. 6 ч. 6 ст. 17 44-ФЗ и п. 11 ПП РФ № 552. Для организаций, ведущих свою деятельность на муниципальном и региональном уровне, изменения обосновываются п. 6 ч. 6 ст. 17 и локальными нормативно-правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти.
Если организация-заказчик производит изменения в ПЗ, то тогда аналогичные коррективы вносятся и в формы обоснования плановой документации.
Измененный план подлежит публикации в Единой информационной системе в течение 3-х рабочих дней (ч. 9 ст. 17 44-ФЗ).
Согласно п. 8 ПП РФ № 1168, изменения, вносимые в ПЗ, который ранее был размещен в Единой информационной системе, предусматривают сохранение всех предыдущих версий с отображением корректировок.
Как отменить особые закупки в плане закупок
Если заказчику необходимо произвести отмену особой госзакупки, то ему надлежит перейти во вкладку «Сведения об особых закупках», выбрать пункт «Обоснование внесения изменений» и заполнить все указанные графы. В процессе изменения особых заказов запрещено удалять или корректировать ИКЗ.
Если ОЗ находится в статусе «Изменена» или «Удалена», но при этом она не была ранее размещена в ПЗ, то такой лот подлежит удалению из актуальной редакции плана, но сведения о нем остаются неизменными в предыдущих версиях документа планирования.
Данные вкладки «Итоговые показатели» при обновлении таблицы КБК обновляются по всем позициям, исключая отмененные и ОЗ.
Порядок подачи обращения о согласовании контракта
Заказчик направляет в контрольный орган в сфере закупок обращение о согласовании не позднее чем через 5 рабочих дней с даты:
- размещения в ЕИС протокола, содержащего информацию о признании закупки несостоявшейся
- подписания протокола, содержащего информацию о признании закупки несостоявшейся (если такой протокол не подлежит размещению в ЕИС)
Подведомственность
Обращение направляется если закупка проводится для:
– в ФАС России, либо его территориальный орган
– в региональный орган контроля в сфере закупок (например: Региональное Министерство финансов)
– в муниципальный орган контроля в сфере закупок
Обращение составляется по форме ПП № 961
Сроки согласования
Обращение направляется в течение 5 рабочих дней с даты опубликования протокола. Далее, у контрольного органа есть 10 рабочих дней на рассмотрение обращения. Если оно не соответствует требованиям, тогда заказчику отправляется уведомление о несоответствии в течение 2 рабочих дней и дается право на устранении несоответствия в течение 2 рабочих дней.
Если в течение этого времени устранены нарушения, то контрольный орган возвращается к рассмотрению обращения и принимает решение о соответствии обращения для заключения контракта. После того как контрольным органом вынесено решение о соответствии контракта возможно заключение контракта, но не ранее 10 дней со дня размещения протокола и не позднее 20 дней со дня получения решения о согласовании.
Понятие и правовое регулирование
Отмена электронного аукциона подразумевает прекращение закупочной процедуры и информирование об этом факте участников, которые на момент отказа от закупки уже подали заявки на участие в электронном аукционе. Также данная процедура предполагает размещение в ЕИС информации об отмене закупки.
Если в электронном аукционе были выделены отдельные лоты, то отменить его можно полностью или частично.
Отмена электронного аукциона опирается на следующие положения законодательства:
- Ст. 36 44-ФЗ, в которой приведены общие процессуальные требования к срокам аннулирования закупочной процедуры.
- П. 3 ст. 401 ГК РФ, которая позволяет отменить торги при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
- Ч. 6 ст. 63 44-ФЗ, которая содержит установленные законом сроки для отмены госзакупки.
Понятие и правовое регулирование
Отмена электронного аукциона подразумевает прекращение закупочной процедуры и информирование об этом факте участников, которые на момент отказа от закупки уже подали заявки на участие в электронном аукционе. Также данная процедура предполагает размещение в ЕИС информации об отмене закупки.
Если в электронном аукционе были выделены отдельные лоты, то отменить его можно полностью или частично.
Отмена электронного аукциона опирается на следующие положения законодательства:
- Ст. 36 44-ФЗ, в которой приведены общие процессуальные требования к срокам аннулирования закупочной процедуры.
- П. 3 ст. 401 ГК РФ, которая позволяет отменить торги при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
- Ч. 6 ст. 63 44-ФЗ, которая содержит установленные законом сроки для отмены госзакупки.
Какой должна быть первая часть заявки, чтобы заказчик не смог ее отклонить?
В случаях, когда предметом закупки является оказание услуг, от поставщика в первой части заявки достаточно одного лишь согласия. Текст документа, в котором это согласие сформулировано, предлагает электронная площадка, участник должен лишь подписать его своей электронной подписью. Тем самым он подтверждает свое намерение выполнить все работы в полном соответствии с требованиями аукционной документации. Других документов в первой части заявки от него не требуется.
А вот если в заказе предполагается поставлять какой-либо товар или использовать товар в процессе выполнения работ, то одним согласием уже не обойтись. Первая часть заявки в этих случаях должна четко и в полной мере представлять заказчику, что же предлагает участник. Самое главное — ваш товар должен абсолютно удовлетворять всем предъявленным требованиям заказчика. Здесь нет ни мелочей, ни надежды на «авось». Комиссия заказчика не допустит участника к торгам, если в заявке не представлены сведения о товаре или товар не соответствует требованиям аукционной документации. И, конечно, заявка будет отклонена, если представлены недостоверные сведения о товаре.
Вопрос: В какой форме в первой части заявки предоставляются данные о товаре? Достаточно ли представлять ее в word-файле?
К форме предоставления информации в первой части заявки законом требования не установлены. Главное, Вы должны сообщить ВСЕ сведения, которые потребовал о товаре Заказчик. Заказчик может рекомендовать какую-либо форму предоставления информации, но это, в любом случае, будут лишь рекомендации. Вы, разумеется, можете пойти Заказчику навстречу и использовать его форму (Word, Excel и пр.), а можете предложить иную.
Вопрос: Можно ли участнику присутствовать на рассмотрении первых частей заявок?
Нет. Рассмотрение первой и второй частей заявок проводится аукционной комиссией заказчика без присутствия участников. К тому же, первые части заявок, в соответствии с 94-ФЗ, рассматриваются анонимно.
Вопрос: Если мы являемся производителем товара, можно ли указывать марку товара нашей фирмы?
Законом это не запрещено. А в случае, если в аукционной документации стоит прямое требование поставки товара определенной марки (бренда) или эквивалента, вы обязаны указать торговую марку.
Вопрос: Имеет ли заказчик право требовать от потенциальных поставщиков в рамках подачи первых частей заявок указывать фирму-производителя продукции?
Да, заказчик вправе требовать описания товара, в том числе и указывать фирму-производителя.
Вопрос: Как быть с первой частью заявки, если осуществляется поставка товара, качественные показатели которого невозможно указать конкретным числом? Качественные показатели товара даже в его сертификате соответствия указаны в диапазоне, либо «не более…», «не менее…».
При указании характеристик, выражаемых диапазоном значений, важно, чтобы диапазон характеристик предлагаемого Вами товара был не меньше того, что требуется аукционной документацией. Или не больше, в зависимости от контекста требований заказчика
1 этап. Подача заявки
Готовиться необходимо заранее!
Нужно провести предварительный анализ заказчика, сделав расчет минимально выгодной цены. Поскольку в аукционе можно делать подачу ценовых предложений несколько раз (в отличие от иных процедур), то лучше заранее рассчитать нижний предел.
ИП из Самары Олег Витальевич П. участвовал в электронном аукционе на оказание услуг по стирке, глажке и дезинфекции белья для городской больницы. Заказчиком была выставлена минимальная цена на оказание услуг по стирке единицы белья – 58,33 руб. (общая цена контракта составила чуть более 400 тыс. руб.). А предприниматель рассчитал, что в его прачечной стирка 1 кг белья обойдется в среднем 20 руб. за кг. (140,0 тыс. руб.). Таким образом, Олег Витальевич мог вести торг не ниже данной суммы, а цена выигранного контракта составила 140,8 тыс. руб.
Если фирма лишь засветится в закупках, но не будет их выигрывать, то это станет дополнительным подтверждением ее добросовестности. Однако после победы в государственных закупках Олег Витальевич вышел на представителей крупной госкорпорации с предложением быть их поставщиком в закупке на аналогичные услуги. Также к нему поступило выгодное предложение от крупной сети супермаркетов и серьезного коммерческого заказчика. Предприниматель оказывал услуги для больницы, что сыграло немаловажную роль в подписании контракта, поскольку у медицинских учреждений довольно высокие требования к подобным услугам.
Получите сертификат электронно-цифровой подписи, а также пройдите аккредитацию на ЭТП (электронной торговой площадке), на которой осуществляется закупка. Получение сертификата ЭЦП возможно всего за сутки. На аккредитацию на любой из пяти ЭТП государственных закупок уйдет до пяти рабочих дней:
- ЭТП ММВБ.
- ГУП «Агентство по госзаказу Республики Татарстан».
- «Сбербанк-Автоматизированная система торгов».
- «РТС-Тендер».
- Единая электронная торговая площадка.
При появлении у вас вопросов по закупке, требованиям, предъявляемым к товарам и участникам, стоит обязательно обращаться с запросами к заказчику. Делают это в рамках электронной торговой площадки за три дня до срока окончания подачи заявки.
Заявка: куда и когда подавать?
Следует изучить документацию по закупке и извещение, потом подготовить заявку на участие в аукционе. Заявка подается на оговоренную в закупке ЭТП в электронном виде. Сроки подачи заявок определяются ценой закупки:
- при начальной цене контракта более 3 млн. руб. вам дается не менее 20 дней (календарных);
- при начальной цене контракта не более 3 млн. руб. на подачу заявок отводится не менее 7 дней (календарных).
Дату окончания приема заявок указывают в извещении на проведение закупки.
Подачу заявки на участие в аукционе лучше осуществлять в последние два дня приема заявок (за этот период времени заказчик уже не успеет изменить документацию)
Чтобы не пропустить ничего важного, нужно настроить функцию отслеживания изменений. К примеру, это можно сделать на нашем сервисе в избранных закупках
При изменении требований к уже поданной заявке со стороны заказчика нужно будет отозвать ее, а затем подать новую.
Заявка: форма и состав
Форма заявки на аукцион – электронная, а состоит она из двух частей. В первой её части содержатся согласие участника торгов поставить товар на условиях заказчика, конкретные технические характеристики и спецификация. Все пункты стоит заполнять очень внимательно, ведь даже незначительная ошибка нередко приводит к отклонению заявки. В первой части заявки не должно быть информации о цене товара и поставщике. Однако если документы подготовлены на фирменном бланке, то причин для отклонения нет.
Что касается второй части заявки, то здесь должна содержаться информация об участнике, включая название фирмы, её почтовый адрес, ИНН, а также иные документы, которые предусмотрены Законом № 44 «О контрактной системе…» (лицензии, декларации соответствия, ИНН учредителей, свидетельства СРО, подтверждение полномочий лица, подающего заявку). Заказчик вправе требовать все установленные законодательством документы.
Подача обеих частей проводится одновременно из личного кабинета участника ЭТП, также они заверяются электронной подписью.
Заявка: пример
Помните о необходимости обеспечения заявки! Перед её подачей на аукцион сумму обеспечения заявки нужно перечислить на счет ЭТП. Её конкретный размер заказчик указывает в документации. Сумма поступит на счет, который открыт участнику торгов при его аккредитации на электронной площадке, в течение двух дней (банковского и рабочего). Заявка может быть отозвана до истечения срока подачи. Для этого нужно направить уведомление оператору ЭТП.
Как отменить электронный аукцион
Аукцион отменяйте по правилам статьи 36 Закона № 44-ФЗ, в план-график внесите изменения. Следуйте трем шагам.Шаг 1. Примите решение отменить электронный аукцион.Чтобы отменить закупку, составьте приказ, решение или другой нормативный акт. Укажите в документе номер извещения о закупке и причину, по которой отменили аукцион: например, решение ФАС России. Документ составьте в произвольной форме.Шаг 2. Опубликуйте в ЕИС извещение об отмене поставщика.Разместите извещение в ЕИС в день, когда решили не проводить аукцион. Войдите в реестр закупок в ЕИС, откройте вкладку «Подача заявок» и выберите пункт контекстного меню «Документы закупки». Выберите, по чьей инициативе отменяете закупку: заказчика, контрольного органа, суда. Отмените закупку полностью или отдельный лот. Подробнее о том, как отменить закупку в ЕИС, смотрите рекомендацию. В момент, когда опубликуете извещение, закупка отменена.Заказчик обязан уведомить участников об отмене закупки. При аукционе уведомление отправляет оператор электронной площадки, на которой проводили закупку.Шаг 3. Внесите изменения в план-график.После отмены закупки необходимо изменить план-график. Изменения вносите в день, когда решили отменить аукцион, или на следующий рабочий день. Внести правки в план-график поможет рекомендация.
Пример: об отмене аукционаЗаказчик принимает заявки на электронный аукцион до 1 июня 2017 года. 26 мая он решил отменить закупку. В этот же день опубликовал извещение в ЕИС. План-график изменил 29 числа, так как 27 и 28 мая – нерабочие дни.Нужно ли ждать 10 дней, чтобы повторно провести отмененную закупку?Да, нужно. После отмены закупки заказчик вносит изменения в план-график. В поле «Вынесенное решение» ставят отметку «Отмена закупки». Позиция плана-графика будет переведена в статус «Отменена». После размещения изменений отмененная позиция не будет отображаться в перечне позиций на вкладке «Позиции плана-графика» карточки плана-графика. Провести повторную закупку на основе отмененной позиции плана-графика технически будет невозможно.
Чтобы провести отмененную закупку повторно, ее снова нужно включить в план-график, как новую закупку. Изменения в план-график внесите за 10 или более дней до того, как опубликуете извещение о закупке в ЕИС. Такой вывод следует из пункта 3 части 13, части 14 статьи 21, части 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ.
Как отменить: пошаговая инструкция для заказчика
Вот инструкция, как отменить аукцион в электронной форме по 44-ФЗ по решению заказчика в 2020 году.
Шаг 1. Определить необходимость отказа от проведения процедуры и зафиксировать причину, по которой проведение закупки нецелесообразно.
Шаг 2. Убедиться, что сроки позволяют это сделать (до конца приема заявок осталось не менее пяти дней). Если срок не позволяет отменить, то есть заказчики, которые сначала изменяют закупку, указывая разумную причину для этого. В ч. 6 ст. 63 указано, что решение о внесении изменений принимается не позднее чем за 2 дня до даты окончания подачи заявок. А срок подачи заявок продлевается не менее чем на семь дней — этого времени вполне достаточно, чтобы отменить закупку.
Шаг 3. Утвердить приказ об отмене аукциона по 44-ФЗ по решению заказчика (если такой документ составляется) и составить решение о заказе на основании этого приказа. Некоторые принимают только решение без предварительного приказа.
Шаг 4. Опубликовать извещение об отказе от проведения в ЕИС. Это делают в день принятия решения. А электронные площадки незамедлительно информируют поставщиков, которые уже подали заявки. Заказчики не открывают доступ к электронным предложениям, которые участники подали на процедуру, после публикации отменяющего документа в ЕИС.
Шаг 5. Исправить сведения в план-графике. Заказчик обязан сделать это не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения.
Заключение контракта с победителем электронного аукциона
Заказчик обязан разместить в ЕИС проект контракта с включенными условиями его исполнения, предложенными победителем электронного аукциона в течение 5 календарных дней с даты размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
В случае, если победитель электронного аукциона разместит в ЕИС протокол разногласий, заказчик обязан рассмотреть и учесть замечания победителя (или отказаться учесть эти замечания) в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола разногласий.
Если победитель направит протокол разногласий по истечении 13 дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов, то согласовывать разногласия не требуется. В этом случае победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта.
После размещения в ЕИС (на электронной площадке) подписанного победителем электронного аукциона проекта контракта заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Проверить предоставленное обеспечение целесообразно сразу после предоставления обеспечения победителем электронного аукциона. Если в качестве обеспечения представлена банковская гарантия, то рассмотреть её заказчик должен в срок не более 3 рабочих дней со дня поступления.
Заказчик обязан подписать контракт в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 календарных дней с даты размещения в ЕИС (на электронной площадке) протокола подведения итогов электронного аукциона.
При признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, заказчик обязан направить проект контракта второму участнику в срок не позднее 10 календарных дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся, а также в срок не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником направить сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта.
Для того, чтобы не запутаться в главных сроках, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, предлагаем пользоваться таблицей:
№ п/п | Этап аукциона | Контрольные сроки | Статья в Законе № 44-ФЗ |
---|---|---|---|
Размещение в ЕИС извещения и документации | При НМЦК, ≤ 3 млн руб., – не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок | Часть 2 статьи 63 | |
При НМЦК > 3 млн руб. – не менее чем за 15 дней | Часть 3 статьи 63 | ||
2. | Размещение в ЕИС разъяснений положений документации | В течение 2 дней с даты поступления запроса участника | Часть 4 статьи 65 |
3. | Внесение изменений в извещение и документацию | Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок | Часть 6 статьи 65 |
4. | Отказ от проведения аукциона | Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок | Часть 1 статьи 36 |
5. | Рассмотрение первых частей заявок | Не более 7 дней с даты окончания срока подачи заявок | Часть 2 статьи 67 |
6. | Проведение электронного аукциона | Рабочий день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе | Части 2, 3 статьи 68 |
Подача ценовых предложений – 10 минут (автоматически продлевается после очередного предложения) | Часть 11 статьи 68 | ||
По истечении основного времени в течение еще 10 минут участник может улучшить своё ценовое предложение | Часть 12 статьи 68 | ||
7. | Рассмотрение вторых частей заявок | Не более 3 рабочих дней с даты размещения протокола проведения электронного аукциона | Часть 5 статьи 69 |
8. | Заключение контракта с победителем | Проект контракта размещается в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона | Часть 2 статьи 70 |
Рассмотрение замечаний победителя — в течение 3 рабочих дней после размещения в ЕИС протокола разногласий | Часть 5 статьи 70 | ||
Проверка обеспечения при предоставлении банковской гарантии – не более 3 рабочих дней со дня поступления | Часть 5 статьи 45 | ||
Подписание контракта Заказчиком — в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного победителем, но не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона | Части 7, 9 статьи 70 | ||
Победитель признан уклонившимся — в срок не позднее 10 дней заказчик направляет проект контракта второму участнику | Часть 14 статьи 70 | ||
Подача сведений для включения в РНП — не позднее 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником | Часть 4 статьи 103 |