Как правильно вести себя школьнику в школе: правила поведения, кодекс школьника
Содержание:
- Обязанности Учащихся:
- Как вести себя в столовой?
- Как вести себя на уроке
- В столовой
- Как общаться с одноклассниками
- В школьной раздевалке
- Особенности поведения в библиотеке
- Правила поведения учащихся на уроке
- 3 формы обучения правилам этикета в школе
- Правила поведения в школе во время перемены: инструктаж безопасности в туалете, столовой
- Правило 11
- Если ученик неадекватно ведет себя в школе?
- Как приходить в школу по правилам
- Правила вежливости на уроке
- Вне класса
- Правила поведения в классе
- Шаги, которые помогут не ошибиться
- Топ-20 общих правил этикета, которые нужно донести до школьника
- Общие рекомендации
Обязанности Учащихся:
2.1. Добросовестно учиться.
(Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2002 г. № 196) п. 57)
2.2. Выполнять требования Устава школы.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
2.3. Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитете.
(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
1.26.Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
1.27.
Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
1.28.Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и дежурствах, при их согласии и согласии родителей (законных представителей)
(Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 14, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3, Приказ Минобразования РФ от 09.02.1998 г. № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации», Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)
1.29.Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь необходимо сдать охраннику, дежурному администратору или учителю.
1.30.Приходить в школу за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, надевать сменную обувь, вешать в раздевалку, занимать рабочее место до первого звонка и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
1.31.Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
1.32.Выполнять домашние задания в установленные сроки.
(Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п.3)
1.33.Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике, по первому требованию учителя предъявлять дневник.
Дневник учащегося является основным документом, в котором фиксируются все факты, связанные с процессом обучения.
1.34.На урок физической культуры приходить в спортивной форме. Ученик, не имеющий формы, а также освобожденный от занятий, должен находиться в спортивном зале.
1.35.Выполнять требования работников школы по составлению правил внутреннего распорядка. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)
1.36.В случае пропуска занятий приносить записку от родителей (законных представителей) или справку из медицинского учреждения.
(Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» ст. 51, Типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений (утв. Минздравом СССР от 20 июня 1983 г. № 27-14/70-83)
Как вести себя в столовой?
Питание для учащихся начальных классов в школе является обязательным. Ребята завтракают и обедают в учебном учреждении
Поэтому важно соблюдать элементарные правила поведения в школьной столовой. Учащиеся первых классов обычно идут на обед строем
В этом случае важно не отставать, придерживаться требований учителя. Ребята старшего возраста могут посещать буфет самостоятельно во время перемены. В этом случае также следует соблюдать правила поведения учащихся в школе. Важно не толкаться в очереди, не забывать про вежливые слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте любезны» и т. д.
Нельзя забывать также и про правила поведения за столом. Стоит помнить о том, что в столовой находятся и другие ребята. Нельзя толкаться, громко есть, выказывать недовольство по поводу конкретного блюда. После обеда обязательно нужно убрать за собой.
В столовой категорически запрещено бегать. Нужно помнить о том, что блюда здесь многие переносят на специальных подносах. Невнимательное движение может привести к тому, что вся еда окажется на полу, а посуда будет разбита.
Как вести себя на уроке
Поведение детей на уроках – главная головная боль многих учителей. Культура поведения во время занятий должна закладываться в семье ребенка. Родители должны приучить его уважительно слушать старших, не перебивать, не шуметь, не спорить с учителем и не отвлекаться на посторонние вещи.
Во время урока у ребенка много соблазнов: телефон, сосед по парте или вид в окне могут сильно отвлекать его внимание, особенно при наличии проблем с концентрацией. Чтобы ваш ребенок не стал причиной срыва урока, следует приучить его к простым правилам поведения учеников на уроке в школе:. Нужно заранее приходить в класс (за 5-10 минут)
Нужно заранее приходить в класс (за 5-10 минут).
Садиться следует на свое место.
На рабочем столе не должно быть посторонних отвлекающих предметов.
Во время урока нужно соблюдать тишину.
Выйти из кабинета можно, попросив разрешения у учителя.
Чтобы задать вопрос, нужно поднять руку и дождаться дозволения.
Не стоит подсказывать другим ученикам правильные ответы.
Ребенок должен не просто запомнить эти правила, он должен понимать, для чего они существуют. К примеру, почему нельзя помочь своему товарищу ответить на сложный вопрос, если сам он знает ответ? Объясните ребенку, что каждый человек должен самостоятельно приходить к решению, что это позволит ему быстрее научиться и стать умнее. Запреты без объяснения причинно-следственной связи ребенок не станет воспринимать всерьез.
В столовой
Школьная столовая – это то место, где могут одновременно встретиться ученики из разных классов. Как правило, для младших групп есть свое обусловленное время, когда им разрешено идти в это помещение для приема пищи.
Ходить в столовую нужно только на большой перемене, чтобы успеть до следующего урока вернуться в класс. В столовой тоже нельзя кричать, толкаться, грубить и вести себя неподобающим образом:
- Если в столовой очередь, то нельзя пролезать вперед. Следует дождаться своей очереди.
- О вежливости и общих правилах поведения за столом тоже забывать не стоит.
- Как только ученик завершает свой обед, ему надлежит все убрать за собой со стола.
- Грязную посуду нужно отнести к специальному окошку или поставить на стол.
Как общаться с одноклассниками
Школа – это место, где получают знания. Однако помимо обучения приходится общаться с самыми разными людьми.
В любом коллективе встречаются злые, агрессивные люди, которые своими поступками и словами способны испортить жизнь кому угодно.
Повезло, когда отношения с одноклассниками мирные и ребята хорошо друг к другу относятся. А если общение идет не гладко, и ты становишься объектом насмешек и оскорблений?
Давай более подробно рассмотрим такие ситуации и разберемся, как с ними справляться.
Что делать, если тебя задевают
Для начала обрати внимание, как ты реагируешь на нападки. Ребята ведь не просто так взяли и перестали с тобой общаться по-дружески
Вспомни, что ты делаешь, когда тебя, к примеру, обзывают. Молчишь? Глотаешь слезы? Значит, задиры достигли своей цели и им удалось тебя обидеть! А может, начинаешь говорить гадости в ответ? Ребята только того и ждут: сейчас начнется представление! Ты им одно слово – они тебе два.
Ведь одноклассники уже догадались, что тебя можно подкалывать, и пользуются этим. Подумай, стоит ли это терпеть.
Попробуй заняться саморазвитием. Запишись в какую-нибудь спортивную секцию. Там ты наверняка познакомишься с новыми ребятами, с которыми будет интересно. От положительного общения появляется уверенность в себе. Одноклассники это сразу заметят.
Как отвечать на оскорбления
Ситуация: тебя как-то неприятно обозвали или высмеяли в коллективе. Что в первую очередь хочется сделать? Да ответить так же грубо или применить силу.
Но подумай, агрессивный ответ порождает еще большую агрессию. В итоге можно дойти до взаимных оскорблений и даже до драки, а конфликт никуда не денется.
Поэтому, как бы ни хотелось сказать в ответ что-то резкое, лучше взять на заметку несколько советов.
- Проигнорируй нападки либо отшутись. Только спокойно и невозмутимо.
- Сбей обидчика с толку. Напрямую спроси, что ему в тебе не нравится? Почему он на тебя нападает? Уверенная позиция вызывает уважение.
- Поблагодари обидчика за все обзывательства и пообещай поработать над своими недостатками. В этой ситуации он точно растеряется и вряд ли найдет, что ответить. Ведь со всеми оскорблениями ты согласился и поставил его в глупое положение.
- Запомни: издеваются и унижают морально слабые люди! Или те, кого тоже кто-то обижает или не любит – только ты об этом не знаешь. Поэтому они озлобились и срывают зло на других. Таких пожалеть надо.
Как стать уверенным в себе
А вот тебе памятка, которая поможет повысить самооценку.
Не осуждай себя по любому поводу.
Мысли типа «я неудачник», «у меня ничего не получится» тебе не помогут. Лучше мыслить позитивно: «немного терпения, я справлюсь».
Принимай себя таким, какой ты есть.
Старайся не сравнивать себя с другими. Помни, что все люди разные. Что-то одному человеку дается легче, чем другому
Выше головы не прыгнешь.
Удели внимание физическому развитию. Подростки часто недовольны своей внешностью, а спорт отлично справляется с недостатками фигуры
Плюс развивает такие качества, как выносливость и терпение.
Найди свои сильные стороны и начни их развивать. Например, если хорошо рисуешь – запишись в художественную школу.
В школьной раздевалке
Школьная раздевалка — особое место и здесь имеются свои правила этикета, которые нужно соблюдать.
Каждый день работники гардеробной выполняют большой труд, присматривая за вещами школьников, помогая им найти необходимое, возвращая забытые вещи. К таким людям нужно проявлять соответствующее уважение. Проходя в раздевалку, следует с ними здороваться, а забирая вещи для того, чтобы уйти из школы после уроков — прощаться.Для того чтобы не создавать работникам гардеробной дополнительных проблем, нужно складывать обувь в сумку и аккуратно вешать её вместе с верхней одеждой на крючок.
Особенности поведения в библиотеке
Правила поведения в школе для начальных классов – важная составляющая правильного учебного процесса. Учитель рассказывает, как следует вести себя не только на уроке или перемене, но и в библиотеке. Читальный зал ассоциируется, в первую очередь, с тишиной. Поэтому учащиеся должны знать, что в библиотеке нельзя шуметь.
В читальном зале всегда ведется учет книг. Экземпляры, взятые домой, должны быть возвращены в ближайшее время. Более месяца держать журналы или другую литературу не допустимо. Исключение составляют учебники, которые нужны учащимся по программе.
Правила поведения в школе для начальных классов можно узнать благодаря предмету «Окружающий мир». Урок проводится по государственной программе всем первоклассниками. Поднимаются также вопросы, касающиеся поведения в читальных залах и библиотеках.
Правила поведения учащихся на уроке
1. Учащиеся за 2 минуты до звонка должны занять свои места за учебными столами и приготовить все необходимое к уроку.
2. При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как педагог ответит на приветствие и разрешит сесть.
3. Перед началом урока дежурные называют учащихся, отсутствующих на данном уроке.
4. Опоздавшие ученики допускаются на урок с разрешения учителя.
5. Учитель начинает урок только при наличии всего необходимого для нормальной учебной работы: мел, чистая доска, тряпка тщательно вымыта и отжата. Класс должен быть чисто убран и проветрен. Дежурные по классу обеспечивают такую готовность учебного помещения к каждому уроку.
6. Рабочее место ученик должен подготовить в соответствии со спецификой урока. Перечень необходимого на каждом уроке и в определенные моменты урока (например, на самостоятельной, лабораторной работе) определяется учителем.
6.1. Учебники и книги должны быть аккуратно обернуты.
6.2. Тетради учащегося должны быть чистыми, опрятными, правильно подписанными, с полями.
6.3. Письменные принадлежности у ученика должны быть следующими: ручка, хорошо заточенный карандаш, линейка, необходимые приборы для выполнения заданий.
6.4. Дневники учащихся должны быть установленного образца, в обложке, без украшений и наклеек. Дневник заполняется учащимся аккуратно и своевременно, проверяется классным руководителем, еженедельно подписывается родителями. Дневник предоставляется учащимися по первому требованию любого работника школы.
7. При вызове для ответа учащийся должен встать и выйти к доске. Дневник он обязан передать учителю для выставления оценки.
8. В некоторых случаях возможен ответ ученика с места, как стоя, так и сидя. Порядок ответа с места определяется учителем.
9. Учащиеся, желающие отвечать или спросить что-либо у учителя, обязаны поднять руку.
10. Отвечая, учащийся говорит громко, внятно, не спеша. Пишет на доске аккуратно, разборчиво. При ответе с использованием плаката, карты, схемы стоит вполоборота к классу, показывая указкой то, что необходимо, правой или левой рукой, в зависимости от расположения наглядного материала.
11. Во время урока, сидя за учебным столом, учащийся обязан следить за осанкой, постановкой ног, наклоном головы.
12. На каждом уроке учащиеся в обязательном порядке должны выполнять комплекс упражнений, требуемых физпаузой.
13. Подсказки и списывание на уроках категорически запрещаются.
14. Во время урока нельзя шуметь, самовольно вставать с места, отвлекать товарищей посторонними разговорами, играми и другими делами. Урочное время должно использоваться только для учебных целей.
15. Выходить из класса на уроке без разрешения учителя запрещается. В случае крайней необходимости учащийся должен поднять руку и попросить разрешения выйти у учителя.
16. Учащиеся по окончании урока встают и покидают класс с разрешения учителя.
17. Учащимся необходимо знать и соблюдать меры безопасного поведения на уроках и после уроков.
18. В случае нарушения настоящих правил учащимися во время урока учитель записывает соответствующие замечание в дневник нарушителя.
3 формы обучения правилам этикета в школе
Побеседуем. Разговор учителя или родителя с ребенком в формате «вопрос-ответ»
Важно, чтобы младший проговорил правила вслух. Для этого формата эффективны таблицы, картинки, видео презентации.
Проведем тренинг
Практическое рассмотрение ситуаций с разных сторон, проигрывание их в формате «Что будет, если». Например, можно на примере показать ребенку, что чувствует его одноклассник, если его ударят. Ведь это больно, обидно – и сразу становится понятно, что так делать нельзя.
Поиграем. Игровое моделирование школьной ситуации в обычной жизни. Эффективна работа в парах, когда один ребенок играет ученика, а другой учителя, младшего/старшего школьника. Важно, чтобы игровую работу сопровождал психолог.
Правила поведения в школе во время перемены: инструктаж безопасности в туалете, столовой
Правила поведения в школе на перемене:
- Уважайте друг друга. Избегайте столкновений или причинения вреда другим
- Не забывайте, что вы ни одни в школе — уступите дорогу взрослым и младшим себя, пропустите у двери!
- Грубые контактные виды спорта и игры не допускаются. Также табу на физическое выяснение вопроса
- Ругань и крики не разрешены даже во время перемены на территории школы. Это неуважение в первую очередь к себе!
- Немедленно сообщите обо всех несчастных случаях учителю!
- Не бросайте камни, грязь или что-либо, что может причинить вред другим
- Всегда следуйте правилам игрового оборудования
- Не спрыгивайте с лестницы или других поверхностей
- Нельзя залезать на чердак или в любые закрытые помещения
- Запрещено открывать пожарные вентили или играться пожарным оборудованием
- Нельзя открывать окна, сидеть на подоконниках, кататься на перилах
- Трогать лампы и электроприборы, разбирать замки
ИнструкцииПравила поведения в школьной столовой:
При покупке продуктов питания все учащиеся должны стоять в очереди, локтями не проталкиваемся
Перед приемом пищи следует вымыть руки, как и после трапезы
Все продукты питания и напитки должны употребляться в школьной столовой
Столовая — это не игровая! В ней опасно бегать или толкаться
Использованная посуда должна быть возвращена в соответствующие места
Все учащиеся должны закончить прием пищи до окончания перерыва
Все ученики должны помогать поддерживать чистоту в школьной столовой
Нельзя оставлять или класть на стол учебники и другие школьные предметы
Не разговаривай с набитым ртом! Говорить, когда со рта летят крошки — это некрасиво и не очень гигиенично!
Горячие блюда несите и кушайте осторожно
Никоим образом столовыми приборами не играйтесь! Это крайне опасно!
Не нужно пересыпать/переливать другим свою порцию. Также не стоит пить со всеми с одного стакана и откусывать от общего куска
Не забывайте пользоваться салфетками!. Имейте в виду!Правила поведения в туалете школы:
Имейте в виду!Правила поведения в туалете школы:
- В санузле нельзя бегать, прыгать и толкаться. Это место не для игр! Кафельная поверхность и небольшая квадратура травмоопасны
- Не нужно вылазить ногами на унитаз!
- Пользоваться туалетом нужно строго по назначению, после себя обязательно необходимо смыть воду
- Нельзя бросать в унитаз посторонние предметы!
- Запрещено санитарные приборы разливать, переливать и использовать не по назначению
- После посещения обязательно мойте руки с мылом!
- И запомните, что туалет — это не место для беседы и обсуждения прошедшего дня. Это попросту негигиенично!
Следите за собой и своей гигиеной!
Правило 11
Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.
Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!
Если ученик неадекватно ведет себя в школе?
Как бы старательно мы не говорили своим детям о правилах этикета в школе и не показывали бы это на личном примере – это не всегда срабатывает. Как быть, если ребенок постоянно балуется, обижает младших, хамит учителям? Ответит профессиональный психолог:
«Первая причина кроется в возрасте. Либо школьник еще мал и не может долго заниматься, поэтому вымещает агрессию на тех, кто его заставляет. Либо это подростковый возраст, когда подобное поведения является своеобразной характеристикой пубертатности.
Вторая причина – дефицит внимания. Таким образом ребенок восполняет все свои потребности и довольно успешно
Ведь после очередной выходки все внимание сосредоточено на нем
Третья причина – неврологический или психиатрический диагноз (возможно задержка развития, гиперактивность или другие проявления, которые требуют вмешательства специалистов. Об этих моментах скажет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая комплексно изучит реакции и поведение ребенка совместно с родителями.»
Впрочем, согласно исследованиям, 85% детей приходят в школу уже зная некие ключевые правила школьного этикета. В тоже время, 46% учащихся ответили, что знакомы с этим, но соблюдать получается не всегда. Специалисты уверены – повышать уровень знаний детей в этой сфере необходимо. Но никто не должен требовать от ребенка невозможного.
Правила этикета в школе – это важная составляющая формирования нашей личности, нашего сознания. Все что мы получаем от школьного воспитания в дальнейшем помогает нам существовать, гармонично чувствовать себя во всех сферах нашего общества. Правильное развитие и навыки способствуют комфортной жизни. Вежливость, доброта, грамотная речь, спокойствие и гармония каждого человека просто необходима для культурного общения. И пускай пока школьник не задумывается о столь важных вещах – главное, чтобы он запомнил все правила, которые пригодятся ему в дальнейшем.
Как приходить в школу по правилам
Чтобы ребенок был максимально трудоспособен и легко мог усваивать материал на уроках, правила поведения учеников в школе рекомендуют приходить в школу за 15 минут до начала занятий. За это время он сможет спокойно переодеться, надеть сменную обувь, отдохнуть, разложить свои школьные принадлежности и даже пообщаться с друзьями. Он уже не будет отвлекаться на эти простые занятия во время урока, что улучшит дисциплину и будет способствовать лучшей успеваемости.
В школу не рекомендуется приносить посторонние предметы: игрушки, косметику, ножи и прочие вещи. Многие мальчики относятся к последнему как к способу самоутверждения, с перочинным ножиком они чувствуют себя увереннее, однако родители должны понимать, что это – вид холодного смертельного оружия, и ему не место в руках у ребенка.
Правила вежливости на уроке
На уроке не забывай о вежливости и основах культурного поведения. Если кто-то из твоих одноклассников или учитель чихнёт, закашляется, то уместнее для тебя будет промолчать, сделав вид, что ничего не произошло. Не нужно говорить «Будь здоров!» или ещё что-нибудь в этом роде; вежливый человек будет вести себя так, как будто ничего не заметил.
Если же ты сам чихнул или закашлялся во время урока, тебе лучше извиниться перед присутствующими.
На урок лучше не опаздывать, но если ты всё-таки не успел занять своё место в классе и урок уже начался, постучи в дверь кабинета перед тем, как её открыть, и, извинившись, попроси разрешения у учителя войти в класс. Опоздав, занимай своё место как можно тише, не привлекая внимания своих одноклассников, чтобы не отрывать их от урока.
На уроке не отвлекайся на разговоры с соседом по парте. Если тебе мешает кто-то из одноклассников, можешь вежливо сказать ему об этом или не обращать на него внимания — обычно такие любители поболтать во время урока быстро успокаиваются, если не находят себе благодарного слушателя. Однако если же твой одноклассник несмотря на то, что ты не собираешься его слушать, продолжает тебя отвлекать, скажи об этом учителю.
Если на уроке присутствуют посторонние (другие учителя, кто-нибудь из родителей твоих одноклассников и т. д.), ты не должен обращать на них внимания и должен вести себя так же, как и на обычном уроке. Не оборачивайся, пытаясь рассмотреть гостей, тем более не обращайся к ним с вопросами и замечаниями. В теме «Как и когда собирать сумку в школу» мы уже говорили о том, что на уроке нельзя есть. Если ты проголодался, дождись перемены и съешь свой завтрак. На уроке нельзя жевать жвачку, есть конфеты, семечки или поп-кори — это невежливо, некрасиво и отвлекает от занятий.
Даже во время игры, которую проводит с классом учитель, на уроке нельзя шуметь, громко смеяться, кричать и топать ногами по полу. Прочитай статью «Как общаться с учителем ученику?»
Какую бы оценку ты ни получил на уроке, старайся сдерживать свои чувства. Как бы ты ни был рад высокой оценке, не стоит кричать от восторга или прыгать на одной ножке, не забывай о том, что идёт урок. Если ты не согласен с поставленной тебе отметкой, на уроке не вступай в спор с учителем, пытаясь доказать, что он не прав. Поговори с учителем после урока, но не в присутствии остальных учеников.
В конце урока запиши домашнее задание в дневник и вставай со своего места только после того, как разрешит учитель. Чтобы попрощаться с учителем, ученики обычно встают возле своих столов и только после того, как учитель с ними попрощается, они могут отправляться на перемену.
Вне класса
Школьная жизнь не ограничивается уроками в стенах учебного учреждения. Ребята вместе с учителем посещают различные мероприятия, ходят в музеи. Всегда смогут оставаться в безопасности те, кто знает все правила поведения в школе. «Окружающий мир» — это предмет, который описывает, как следует вести себя также и за пределами учебного учреждения. Речь идет, в первую очередь, о правилах дорожного движения. В большинстве случаев группу учеников, которые отправляются на то или иное мероприятие в рамках учебной программы, сопровождают два учителя. Однако и детям стоит знать, что переходить дорогу следует лишь на зеленый свет, а на «зебре» нужно проявить особую внимательность.
Памятка «Правила поведения в школе» часто содержит информацию, касающуюся пребывания учащихся на дороге. Родители должны быть уверены в том, что их дети знают основные моменты, понимают, как и где нужно переходить дорогу, как избежать дорожно-транспортного происшествия.
Правила поведения в классе
Как только прозвенит звонок, нужно быть готовым к уроку. Каждый ученик должен сидеть за своей партой, а учебники, тетради и другие школьные принадлежности должны быть подготовлены заранее. На уроке учащийся должен вести себя спокойно:
- не шуметь;
- не кричать;
- не отвлекать одноклассников;
- не отвлекаться самому.
Когда другой ученик отвечает на вопрос или рассказывает тему, перебивать его нельзя. Даже в том случае, если он отвечает неправильно. После можно поднять руку и попросить дополнить ответ или тему.
Как только учитель вызвал ученика к доске, он должен встать. Отвечать можно с места или пройти вперед. Делать нужно так, как скажет педагог. Отвечать на вопрос следует внятно.
Задания и упражнения нужно четко и аккуратно записывать в тетрадь. Списывать у соседа по парте нельзя – это неправильно. Если ученик не до конца понял тему и не может справиться с заданием, то всегда можно обратиться к учителю за дополнительным разъяснением темы.
Как только закончится урок и прозвенит звонок, нельзя соскакивать с места и мчаться в коридор. Педагог должен успеть завершить занятие, дать домашнее задание, которое нужно аккуратно записать в дневник. Только после этого можно отправляться на перемену.
Что дозволено на переменах?
Перемена – свободное от урока время. Но это вовсе не означает, что ученик должен забывать о правилах поведениях и вести себя шумно.
Как правило, начальные классы находятся в одной изолированной части школы. Сюда не приходят старшеклассники. Кроме того, первоклассникам запрещается покидать коридор того этажа, где находится их класс, иначе малыши смогут заблудиться, опоздать на урок.
Играя с одноклассниками на перемене, следует помнить о том, что всегда и во всем нужно уважать чужой труд. Нельзя мусорить, разбрасывать фантики и этикетки, пачкать стены в коридоре или классе. Ежедневно каждый класс и каждый коридор тщательно убирают к приходу школьников, поэтому ученики должны максимально поддерживать чистоту родной школы.
Нельзя сильно бегать по коридорам и лестницам. Это может привести к падению и другим неприятным последствиям (и даже серьезным травмам). Если в коридоре ученик встретил кого-то из взрослых и даже незнакомых педагогов, то нужно отойти в сторонку (к стенке), чтобы пропустить человека и обязательно нужно поздороваться с ним.
Шаги, которые помогут не ошибиться
Итак, мы определились с главными ошибками и намерены ни в коем случае их не совершать. Что дальше? Вот несколько шагов, которые стоит сделать, чтобы быстро и эффективно подготовиться к открытому уроку.
Шаг первый: выберите тему и форму урока
Определитесь с темой урока, от нее зависит действительно многое
Этот выбор важно сделать, исходя из вашего знания сильных сторон учеников. Пусть тема будет для них интересной и не слишком сложной
Определившись с темой, подумайте о форме урока. Это может быть классическое знакомство с темой или урок нестандартного формата: урок-конференция, урок-игра и т. д. Если вы впервые проводите открытый урок, оптимальнее выбирать хорошо знакомые вам форматы. Если вы решили проводить классический урок, не забывайте о том, что внутри одного урока очень важно сочетать различные мини-формы: презентацию темы, открытые и закрытые вопросы ученикам, практику, работу в парах и пр. Это продемонстрирует ваш преподавательский инструментарий.
Шаг второй: помните про альтернативные ходы
Составляя подробный конспект урока, подумайте, что может пойти не так. Выделите основные моменты, которые могут вызвать сложность у детей или у педагога, и пропишите альтернативные ходы – то, что вы сможете сделать в случае любого форс-мажора: если ученики не сразу поймут новый материал и вам понадобится больше времени на раскрытие темы, или если, скажем, выйдет из строя техника, которую вы хотели использовать. А если вы склонны к приступам сильного волнения, можно прописать сценарий самого провального открытого урока и спокойно поразмышлять над тем, что вы могли бы сделать в какой-то момент, чтобы предотвратить или исправить любую неудачу.
Шаг третий: распишите тайминг
Итак, вы выбрали тему, у вас много грандиозных идей и всего 45 минут
Вам нужен строгий тайминг! Работая над планом-конспектом урока, старайтесь объективно оценивать как общую важность и полезность формы, так и время, за которое дети смогут ее выполнить. Распишите, сколько минут вы планируете потратить на каждое действие, и проводите урок, вооружившись часами
Не забывайте о том, что урок – это очень живой процесс, а поэтому все всегда может пойти не так, как бы вам хотелось. Подумайте, сколько времени можно добавить на выполнение той или иной задачи, если дети не справятся вовремя, а какими формами, практиками и задачами можно пренебречь, если времени будет не хватать.
Шаг четвертый: подготовьте иллюстративный материал
Любая форма визуальной подачи информации сделает ваш урок более ярким и интересным как в глазах учеников, так и в глазах комиссии. Обязательно подготовьте презентацию, таблицы или любой иллюстративный материал, который имеется в наличии.
Шаг пятый: прорепетируйте урок с детьми из другого класса
План урока готов и подробно расписан. Иллюстративный материал готов. Вам кажется, что вы во всеоружии. Но не надо забывать, что план – это всего лишь теория. На практике очень многое может пойти не по сценарию. Поэтому будет полезно заранее провести этот урок, но в другом классе. Так вы сможете увидеть как самые сильные аспекты вашего плана, так и моменты, над которыми стоит еще немного поработать.
Шаг шестой: предупредите детей
И здесь речь уже, конечно же, не о том, чтобы рассказывать детям, что будет на уроке, раздавать им карточки с готовыми ответами, запугивать или слезно просить вести себя в присутствии гостей как можно благоразумнее. Просто предупредите детей, что на уроке будут присутствовать и другие взрослые люди. Честно расскажите им, зачем это нужно. Не акцентируйте на этой теме слишком много внимания. Пусть дети поймут, что открытый урок – это не какой-то особенный урок, не проверка и не испытание. Тогда дети будут вести себя во время урока естественно, и это сделает вашу работу легкой, привычной, комфортной.
Бонус: всегда думайте о комфорте детей
В течение урока хороший учитель станет обращаться не только к самым сильным ученикам, которые всегда готовы блеснуть знаниями и эрудицией, но и ко всем, кому захочется что-то сказать, спросить, уточнить. Однако некоторым ученикам может быть психологически некомфортно отвечать, когда в классе находится совершенно новый, незнакомый взрослый. Если вы знаете, что в вашем классе есть такие дети, не стоит вызывать их к доске или просить ответить на вопрос.
В конце открытого урока будьте готовы к обратной связи. Честно признайте, что получилось, а что нет. С интересом выслушайте мнение коллег и примите его к сведению. Помните, что все это происходит не для того, чтобы повесить на вас ярлык хорошего или плохого учителя, а для того, чтобы помочь вам неустанно расти как профессионалу.
Топ-20 общих правил этикета, которые нужно донести до школьника
Правила этикета в школе очень смежны с этикетом других отраслей, поэтому перечисление всех истин не уложится в одну статью. Сюда относят внешний облик (аккуратность, состояние книг, тетрадей, чистоту рабочего места), манеру общения, поведение в стенах учреждения во всех локациях (урок, перемена, столовая, библиотека, территория), отношение к чужой собственности и границам других, взаимопомощь, дружбу.
Ребенок должен твердо знать хотя бы 20 общепризнанных норм:
- Соблюдай график посещений, приходи минут за 10-15, не опаздывай к началу занятий (если опоздал – вежливо извинись).
- Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников школы.
- Одежда должна быть чистой и удобной, прическа опрятной и уложенной, имей при себе сменную обувь, если она требуется.
- Верхнюю одежду оставляй в отведенном для этого месте или раздевалке.
- Все необходимое для занятий приготовь заранее (тетради, учебники, ручки).
- Держи школьные принадлежности в порядке, следи за чистотой парты.
- На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без разрешения.
- Во время урока – отключи звук на мобильном телефоне и не доставай его.
- Если в класс вошел учитель или директор – нужно встать с места в знак приветствия.
- Не перебивай учителя и одноклассника.
- Говори, только когда тебя спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
- Отвечай на поставленные вопросы учителя, внятно, громко, уверенно.
- Во время обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
- На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать других учеников.
- Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям.
- Неприличные слова и жесты недопустимы не только во время урока, а вообще.
- Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.
- Мусорят только невоспитанные дети – уважай труд работников школы.
- Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.
- В столовой кушай аккуратно, не торопись и не разговаривай с полным ртом.
Общие рекомендации
Подготавливая своего ребенка к первому дню в школе, многие родители дают свои наставления и рекомендации. Мамы и папы говорят о том, что в пределах учебного заведения нужно слушаться учителя (и это правильно). Для начальных классов существует свой этикет и правила общения в коллективе.
Приходить на учебу нужно за 10 минут до звонка, чтобы успеть дойти до своего класса, снять верхнюю одежду и переодеть сменную обувь, если это необходимо.
Если в школе есть гардеробная, то нужно оставить пальто или куртку там. У каждого класса есть свои места и вешалки. Следует вешать верхнюю одежду на один и тот же крючок каждый день, чтобы потом не пришлось его искать. Также стоит запомнить, что оставлять вещи в гардеробе или в шкафу класса нужно аккуратно.
В школьной раздевалке нельзя играть, а также проводить время на переменах. Для этого есть класс, школьный двор или столовая, где можно провести свободные 5-10 минут.
Никогда нельзя опаздывать на урок без уважительной на то причины. Если случилось так, что опоздание неизбежно, то нельзя ходить по коридорам в ожидании того, когда закончится один урок и начнется второй. Опоздавший должен постучать в дверь класса, поздороваться, попросить прощения за опоздание и в случае разрешения, войти в класс.