Раскрытие информации управляющими компаниями: закон, порядок и требования к раскрытию
Содержание:
- Чем отличается ТСЖ от ТСН и от ЖСК: что лучше, плюсы и минусы, сравнительная таблица
- Порядок раскрытия информации регулируемыми организациями
- Раскрытие информации на ГИС ЖКХ и Реформа ЖКХ
- Порядок раскрытия информации регулирующими органами
- Ответственность ТСЖ
- Перечень предоставляемых сведений
- Ответственность за нераскрытые
- Способы предоставления данных и сроки
Чем отличается ТСЖ от ТСН и от ЖСК: что лучше, плюсы и минусы, сравнительная таблица
Ранее уже было обозначено, что такое ТСЖ и ТСН. Можно сделать однозначный вывод о том, что это две разновидности одной формы некоммерческий объединений – потребительских кооперативов. Существенно отличается от них жилищный строительный кооператив.
Для более конкретного уяснения данного вопроса можно привести сравнительную таблицу и выявить плюсы и минусы каждого из этих образований:
Характеристика | Товарищество собственников жилья | Товарищество собственников недвижимости | Жилищный строительный кооператив |
Форма образования | Юридическое лицо | Юридическое лицо | Юр. лицо |
Цель создания | Некоммерческие интересы | Некоммерческие интересы | Коммерческие интересы |
Направления деятельности | Владение и управление жилыми помещениями | Владение и управление землями и недвижимыми объектами | Создание новых объектов правоотношений – многоквартирных домов |
Вложения лиц | Могут быть, а могут и не быть | Могут быть, а могут и не быть | Вносятся денежные средства с целью вклада их в строительство |
Таким образом, при отличиях данных организаций, предусмотренных законом в России, они во многом схожи.
Раскрытие информации ТСЖ и ЖСК
Нужно отметить, что в 2020 году большое внимание законодатель уделил проверке деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами
Это важно для того, чтобы соблюдались права и законные интересы граждан
По новому законодательству вопросы в сфере ЖКХ должны учитываться в отчетной документации уполномоченных организаций. В учет входит не только подведение финансовых отчетов, но и выявление проведенных в доме работ, заключаемых договоров.
Граждане, входящие в одну из управленческих организаций имеют полное право на получение всей достоверной информации о деятельности ТСЖ или ЖСК. Это реализуется путем доступа к документации, права на запросы справок и отчетов о деятельности за неделю, месяц, год.
В той ситуации, когда права гражданина, входящего в ТСЖ или ЖСК нарушаются, он имеет право выйти из состава этого юридического лица, получить обратно свой пай (если таковой уплачивался) и потребовать в судебном или претензионном порядке полного возмещения убытков. При наличии большого количества жалоб на данное юр. лицо, оно может быть ликвидировано в принудительном порядке.
Порядок раскрытия информации регулируемыми организациями
Закреплен исчерпывающий перечень способов раскрытия информации (пункт 3 Стандартов).
Регулируемыми организациями информация раскрывается путем:
1) Опубликования на официальном сайте в сети Интернет регулирующего органа (в настоящем документе под «регулирующим органом» понимается орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов или орган местного самоуправления поселения или городского округа (в случае его наделения соответствующими полномочиями) — Прим. авт.) и (или) на сайте в сети Интернет, предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством РФ;
Случай применения: в обязательном порядке (подпункт «а» пункта 3 Стандартов).
Особенности реализации: порядок взаимодействия регулирующего органа с регулируемыми организациями при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет должен осуществляться в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам (пункт 7 Стандартов).
Проблема: в настоящий момент соответствующий Регламент взаимодействия не утвержден, в связи с чем возможность корректной реализации на практике указанного способа раскрытия информации, который назван Стандартами обязательным для применения, представляется затруднительной.
2) Опубликования на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления.
Случай применения: если в границах муниципального образования, где регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения, отсутствует доступ к сети Интернет (пункт 10).
Особенности реализации:
■ опубликованию в официальных печатных изданиях подлежит только общая информация о регулируемой организации (в соответствии пункт 18 Стандартов) и информация об основных потребительских характеристиках товаров и услуг (в соответствии с пунктом 20 Стандартов);
■ регулируемые организации в течение 10 (десяти) дней со дня опубликования информации в официальных печатных изданиях сообщают в регулирующий орган о раскрытии информации с указанием наименования, номера и даты официального печатного издания, в котором опубликована информация (пункт 11 Стандартов).
3) Опубликования информации на официальном сайте регулируемой организации в сети «Интернет».
Случай применения: по решению регулируемой организации (подпункт «в» пункта 3 Стандартов).
Особенности реализации: регулируемые организации в течение 10 (десяти) дней со дня размещения информации на сайте в сети Интернет сообщают в регулирующий орган о раскрытии с указанием адреса страницы сайта в сети Интернет, на которой информация размещена (пункт 11 Стандартов).
4) Раскрытия информации по письменным запросам.
Случай применения: получение письменного запроса потребителя товаров и услуг регулируемой организации (подпункт «г» пункта 3 Стандартов).
Особенности реализации:
■ информация предоставляется в объеме, предусмотренном требованиями Стандартов, на безвозмездной основе;
■ предоставление информации осуществляется в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня поступления письменного запроса посредством направления в адрес потребителя (в письменной форме) почтового отправления либо выдачи лично (в зависимости от выбранного способа получения информации в запросе потребителя) (пункт 35 Стандартов);
■ в случае, если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, организация вправе сообщить, не раскрывая информацию по письменному запросу, адрес официального сайта и (или) наименование и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена запрашиваемая информация (пункт 9 Стандартов).
Важно: порядок предоставления информации по письменному запросу, в т.ч. требования к содержанию запроса, порядку его регистрации и учета, определяются в соответствии разделом III Стандартов
Раскрытие информации на ГИС ЖКХ и Реформа ЖКХ
Внимание: Обязанность раскрытия информации в ГИС ЖКХ наступила с 1.01.2019 для всех Управляющих Организаций (в том числе г.Москва, г.Санкт-Петербург и г.Севастополь). Ответственность за нераскрытие информации по 731 Постановлениею наступила с 01.07.2019 г
Все ТСЖ/ТСН, ЖСК и УК по прежнему обязаны раскрывать информацию о своей деятельности на сайтах reformagkh.ru.
Специалисты ЖКХ-Проф специализируются на раскрытии информации в соответствии с законодательными нормами. Мы помогаем правильно оформить раскрытие информации о ЖСК, ТСЖ и Управляющих Компаниях, а также отслеживаем своевременность раскрытия информации о деятельности УО:
Раскрытие информации Для ТСЖ/ТСН, ЖСК и УК |
Стандартное размещение информации |
Срочное размещение информации |
ГИС ЖКХ Размещение платежных документов по КУ, показаний ПУ, размещение договора управления, сведений о МКД и др.информацию. Интеграция ГИС ЖКХ с программой бух.учета. Прямая выгрузка, отслеживание ошибок и полноты раскрытия информации. |
4 950 р./ мес. Срок исполнения — 5-10 раб.дней |
7 900р. Срок исполнения – 3 раб.дня |
Аудит размещенной информации По результатам предоставляется заключение эксперта. |
990 руб. Срок исполнения — не более 3 раб.дней |
|
ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: |
||
РЕФОРМА ЖКХ Раскрытие информации согласно 731 Постановлению Правительства. Размещение платежных документов по КУ, показаний ПУ, размещение договора управления, сведений о МКД и др.информацию. Интеграция с программой бух.учета. Прямая выгрузка, отслеживание ошибок и полноты раскрытия информации. |
5 000 р. — 1 год 6 000 р. — 2 года 7 000 р. — 3 года |
8 000 р. — 1 год 9 000 р. — 2 года 10 000 р. — 3 года Срок исполнения – 7 раб.дней |
Раскрытие информации производится на основании данных, предоставленных Заказчиком, и наличии заполненной Анкеты.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТСЖ, ЖСК И УК ЗА ОТСУТСТВИЕ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ
С 1 июля 2019 г. наступает ответственность УО за отсутствие раскрытия информации по 731 ПП РФ. Напоминаем, что обязанность раскрывать информацию по 731 Постановлению Правительства для ТСЖ и ЖСК наступила еще 1 января 2019 г. А для Управляющих Компаний обязанность наступила только с 1 января 2018 г.
Штраф за нераскрытие информации может быть как для Управляющей организации (ТСЖ/ТСН, ЖСК или УК), так и для штатного работника.
Штраф для должностного лица — до 50 000 руб.; при этом должностное лицо подлежит в случае виновности смещению и лишению права на такую деятельность на срок до 3 лет.
Для организации штрафможет составлять от 250 000 до 300 000 руб.
Настоятельно рекомендуем Вам проверить раскрытие информации и устранить все пробелы до 1 июля 2019 г.
С Постановлением Правительства РФ N 731 в редакции от 27.03.2018 г. (действующая редакция) можно ознакомиться здесь.
Порядок раскрытия информации регулирующими органами
Закреплены следующие требования к способу раскрытия информации (пункты 4, 5 Стандартов):
1) раскрытие информации ФСТ России осуществляется путем опубликования на его официальном сайте в сети Интернет (пункт 4 Стандартов);
2) раскрытие информации органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляется путем (пункт 5 Стандартов):
■ опубликования на сайте в сети Интернет, предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством РФ, а также
■ по решению органа на его официальном сайте в сети Интернет или в официальных печатных изданиях, в которых публикуются акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
3) раскрытие информации органом местного самоуправления (в случае наделения полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) осуществляется путем (пункт 6 Стандартов):
■ опубликования на его официальном сайте в сети Интернет (в случае отсутствия сайта — на официальном сайте органа исполнительной власти РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) в сети Интернет), а также:
■ на сайте в сети Интернет, предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством РФ или в печатных изданиях.
Установлен исчерпывающий перечень и сроки раскрытия информации:
1) ФСТ России в установленные сроки подлежит раскрытию информация (пункт 39 Стандартов):
■ в месячный срок со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 05.07.2013 года № 570 (в срок до 18 августа 2013 года):
а) наименование органа, фамилия, имя и отчество руководителя;
■ не позднее чем за 3 (три) календарных дня до проведения органом заседания правления — информация о дате, времени и месте проведения заседания правления органа, на котором планируется рассмотрение дел об установлении регулируемых цен (тарифов);
■ в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия соответствующего решения:
а) принятые решения об установлении предельных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), а также решения о согласовании долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов), согласовании (отказе в согласовании) решений органов регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала, в том числе протоколы заседания правления по соответствующим решениям;
б) информация об отказе в рассмотрении обращений о согласовании решений органов регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала (с указанием причин отказа);
в) информация о продлении рассмотрения обращения о согласовании решений органов регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала (с указанием причин продления).
Справочно: В случае если в раскрываемой информации произошли изменения, сведения об этих изменениях подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в течение 10 (десяти) календарных дней со дня изменения информации (пункт 42 Стандартов).
2) Регулирующим органом в установленные сроки подлежит раскрытию информация (пункт 43 Стандартов):
■ в месячный срок со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 05.07.2013 г. № 570 (в срок до 18 августа 2013 г.):
а) наименование органа, фамилия, имя и отчество руководителя;
б) перечень организаций, в отношении которых орган осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
■ не позднее чем за 3 (три) календарных дня до дня проведения органом заседания правления (коллегии) — информация о дате, времени и месте проведения заседания правления (коллегии), на котором планируется рассмотрение дел по вопросам установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
■ в течение 5 (пяти) календарных дней со дня принятия соответствующего решения:
а) принятые решения об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
б) протокол заседания правления (коллегии) органа.
Ответственность ТСЖ
В самом Жилищном кодексе, регулирующем большинство моментов, связанных с ТСЖ, нюансы ответственности, возникающей вследствие допущенных членами объединения нарушений, не прописаны.
Однако в связи с тем, что товарищество регистрируется в качестве юридического лица, к нему применяются все нормы, предусмотренные для подобного рода организаций в административном, гражданском и уголовном законодательстве.
Как открыть ТСЖ? Пошаговая инструкция тут.
За невыполнение обязанностей
Товарищество владельцев жилья, допустившее нарушение прописанных в различного рода договорах условий, несет за это ответственность гражданско-правового характера.
Помимо этого, в гражданском законодательстве содержатся нормы, предусматривающие возникновение ответственности ТСЖ в случае невыполнения организацией взятых на себя обязательств, а также в случае наличия ущерба, обусловленного действиями либо бездействием товарищества.
В частности, отвечать придется за:
- низкое качество предоставляемых услуг;
- причиненный здоровью и жизням людей вред;
- понесенные получателями услуг убытки вследствие нарушения прав этих лиц, включая даже те случаи, когда в договор были внесены соответствующие условия;
- причиненный допущенными нарушениями моральный вред.
За неправильное начисление коммунальных платежей
Нормы современного законодательства предусматривают ответственность ТСЖ за неправильное начисление коммунальных платежей. Подобное нарушение влечет за собой наложение штрафа в размере половины суммы, превысившей положенную согласно тарифным нормам.
Для применения подобных санкций на практике пострадавшие жильцы должны направлять соответствующее заявление с указанием факта нарушения в адрес управляющей компании. Последняя обязана на протяжении месячного периода произвести проверку и принять по ее итогам решение.
Если факт действительно будет подтвержден, то виновник должен будет уплатить штраф. Однако средства не будут возвращены потребителям услуг, а пойдут в качестве авансовых платежей за будущие услуги. В квитанциях штраф будет прописываться в отдельной строке.
За непредоставление (нераскрытие) информации
Председатель ТСЖ наделяется наиболее широкими полномочиями в объединении жильцов, но при этом в случае обнаружения каких-либо нарушений именно на него ложится основная ответственность.
В первую очередь, он отвечает за непредоставление различного рода информации жильцам дома, особенно в том случае, если это привело к негативным последствиям в виде причинения вреда здоровью жильцов.
Возникновение долгов за потребленные услуги у граждан – обычное дело. Однако при этом из-за них может страдать и ТСЖ в целом, так как просрочки платежей со стороны жильцов непременно оборачиваются задолженностью со стороны самого товарищества.
При этом объединение имеет право применять по отношению к недобросовестным жильцам штрафных санкций, которые прописаны в уставе организации или утверждены на общем собрании.
Нормы гражданского законодательства, регулирующие ответственность перед поставщиками услуг, предусматривают, что долги юридического лица обеспечиваются, в том числе, всем принадлежащим ему имуществом.
Отсюда следует, что при нехватке денежных средств погашение задолженности может осуществляться за счет имеющегося в распоряжении ТСЖ имущества.
Перечень предоставляемых сведений
Законодательство устанавливает общий список предоставляемых услуг и обязательств для УК. Однако отдельные условия могут быть предусмотрены договором, заключенным с жильцами. Так же спектр услуг, предоставляемых организацией, может разниться в зависимости от типа дома и его конструктивных особенностей.
Стандарт раскрытия информации содержит в себе установленный перечень сведений, получение которых позволит оценить эффективность работы управляющей компании, в том числе и жителями многоквартирного дома, которые не изучали детально законодательство в сфере предоставления услуг по поддержанию общедомового имущества.
Согласно этому документу, управляющие компании обязаны раскрывать следующую общую информацию:
- полное название организации;
- информацию о прохождении лицензирования;
- адресные данные офиса;
- сведения о руководителе, в том числе фамилию, имя, отчество. Если учредителей несколько, подобная информация должна быть раскрыта о каждом из них. Помимо руководства, УК должна предоставлять данные о ведущих специалистах компании, таких как главный инженер;
- перечень телефонов организации, в том числе и для связи с диспетчером;
- адреса электронной почты, официального сайта организации;
- часы и дни работы организации;
- перечень объектов, которые находятся под управлением на день предоставления информации. Должны быть указаны адреса, количество объектов недвижимости в здании, год возведения, количество этажей, технические характеристики;
- сведения о зданиях, в отношении которых осуществлялась управленческая деятельность раньше. А также причины, по которым соглашения были расторгнуты;
- сведения о работниках, которые привлекались к ответственности за допущение нарушений в сфере управления многоквартирными домами.
Помимо общей информации, законодательство обязывает УК раскрывать финансовые данные. К подобным сведениям относятся следующие:
- данные о финансовой деятельности, в том числе годовая бухгалтерская отчетность и баланс;
- данные о прибыли, которая была получена за предоставляемые услуги;
- сведения о расходах, которые понесла компания при выполнении работ, в том числе и на закупку необходимых материалов;
- размеры тарифов на оказываемые услуги. В их число входят как услуги, которые предоставляет сама организация, так и поставщики ЖКХ, к примеру, электроэнергии, воды, газа;
- данные о нормативах потребляемых услуг.
Также управляющая организация обязана предоставлять данные об осуществлении своей основной деятельности – содержание и ремонт дома. К подобным сведениям, подлежащим раскрытию, относятся следующие:
- полный список предоставляемых услуг. Эти данные содержатся в договоре, который заключается с организацией. Помимо этого, информация должна содержаться и в других источниках, установленных законодательством;
- список работ по поддержанию МКД в нормальном техническом состоянии, которые уже были выполнены;
- данные об использовании общего имущества собственников;
- информация о компаниях, поставляющих коммунальные услуги, в том числе электроэнергию, водоснабжение, газ, отопление.
Также управляющая компания обязана отчитываться и размещать в свободном доступе сведения по взаимодействию с собственниками объектов недвижимости в многоквартирном доме. К подобным данным относятся следующие:
- сведения о капитальном ремонте здания, в том числе срок проведения, планируемые работы. Эти данные предоставляются в открытом доступе только при согласии собственников объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном доме;
- данные об общедомовых собраниях. К подобной информации относится число проведенных собраний, их результат, протоколы;
- отчетность об исполнении обязательств по договору, заключенному с жильцами. Эти данные предоставляются для каждого дома отдельно.
За непредоставление информации в рамках, установленных законодательством, предусмотрена ответственность.
Ответственность за нераскрытые
Если при личном обращении правление уклоняется от ответа, особенно это актуально в случае внеплановой проверки, которая не выявила нарушений, жильцы имеют право на обращение в вышестоящие инстанции.
К таким относятся:
- Роспотребнадзор;
- Госжилищинспекция;
- Прокуратура;
- Суд.
При этом необходимо изначально обращаться в Роспотребнадзор или Госжилищинспекцию в жалобе кратко изложить суть вопроса, какие применялись меры, приложить к иску квитанции об отправке писем или номер регистрации заявления в товарищество.
Указать на полученный или не полученный ответ из ТСЖ, сослаться на законодательные акты, гарантирующие доступ к интересующей документации.
В результате обращения будет проведена инспекция и при наличии нарушений выставлено предписание руководству.
Важно: при неполучении емкого ответа и в этом случае необходимо обращаться с иском в суд. В иске следует указать:
В иске следует указать:
- Номер судебной инстанции;
- Собственные правоустанавливающие документы;
- Идентификационные данные заявителя;
- Наименование организации;
- Сформулировать свои требования;
- Список, приложенных бумаг в качестве доказательств;
- Основания в качестве законодательных актов;
- Дату подачи иска и подпись.
Количество экземпляров заявления должно соответствовать количеству участников процесса. В поисках справедливости следует помнить, что предприятие согласно стандартам может нести ответственность, если оно действует на основании лицензии, к примеру, как управленческая компания.
В случае отсутствия лицензии, как это дело обстоит с товариществом, необходимость в соблюдении стандартов отпадает. Однако законодатель утверждает, что ТСЖ все равно ответственно в лице правления за сокрытие данных, так как их раскрытие требуют Постановления Правительства. Его доступно привлечь к ответственности, если жильцы выявили правонарушение, свидетельствующее о сокрытии данных, и обладают неоспоримыми доказательствами.
Какой штраф предусмотрен?
При доказательстве сокрытии тайны существует мера наказания в виде штрафа. При этом штраф для отдельного работника составляет до 50 000 рублей, также в ходе признания за ним вины, лицо отстраняется от выполнения обязанностей на срок до 3 лет.
Если виновность доказана товарищества, как юридического лица, то штраф предусмотрен в разы больше от 250 000 до 300 000 рублей.
Способы предоставления данных и сроки
Помимо перечня сведений, законодательство предусматривает для управляющих компаний так же и порядок их раскрытия. Общий доступ должен обеспечиваться следующими способами:
- на официальном портале муниципалитета населенного пункта;
- на официальном сайте «Реформа ЖКХ»;
- на собственном официальном интернет-портале управляющей организации;
- в специальном издании, в котором публикуются акты, принимаемые муниципалитетом населенного пункта;
- на стендах в офисах самой организации;
- на досках объявлений в пределах придомовой территории управляемых многоквартирных домов.
Помимо этого, данные должны предоставляться самим жильцам по их запросу. Сделать это можно путем подачи письменного заявления или электронного запроса. Управляющая компания обязана предоставить запрашиваемые данные или указать в ответе ресурсы, на которых эту информацию можно получить, если она уже была опубликована ранее.
Все вышеперечисленные данные должны находиться в открытом доступе не менее пяти лет. Это необходимо также и для того, чтобы жильцы домов, планирующие вступить с компанией в гражданско-правовые отношения, учитывали ее управленческую историю при принятии решения о заключении соглашения.
При заключении договора с новым многоквартирным домом управляющая организация обязана опубликовать вышеизложенные данные в течение месяца с момента подписания соглашения.
Информацию о финансовой деятельности необходимо публиковать в первом квартале года, следующего за тем, о котором предоставляется отчет.
Ответы по письменным запросам жителей должны предоставляться в течение пяти дней, по электронным – в течение 10 дней.
Информация на официальном сайте должна публиковаться в течение 7 дней.
Гражданин, желающий получить необходимые данные отправляющей компании, вправе обратиться к ней с пойменным запросом. Поводом для такого заявления может выступать наличие нарушений условий соглашения, которое было заключено с жильцами, а также необходимость проверки документов управляющей организации.
Заявление составляется в свободной форме. Законодательство не содержит какого-либо обязательного образца, которому нужно следовать. В тексте документа целесообразно указать:
- наименование организации, в которую направляется запрос;
- данные о заявителе;
- суть запроса.
При подаче заявления необходимо проследить, чтобы оно было зарегистрировано и ему присвоен учетный номер. Если гражданин передает заявку лично, ему должны выдать расписку в получении документа и сообщить его регистрационные данные.