Федеральный закон «о референдуме российской федерации» от 28.06.2004 n 5-фкз (ред. от 18.06.2017)
Содержание:
- Референдум в России. Закон о гарантиях права граждан РФ на участие в референдуме
- Новая волна «коронабесия»
- Кампания
- Широкие полномочия
- Суд и референдумы
- Референдум отличается от прямых выборов тем, что …
- Значение термина РЕФЕРЕНДУМ
- Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
- Статья 4. Основные термины и понятия
- Порядок голосования
- Понятие и статус референдума
Референдум в России. Закон о гарантиях права граждан РФ на участие в референдуме
Конституция РФ не ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на референдум. Наряду с общефедеральным возможны референдумы на уровне субъектов федерации и муниципалитетов.
Отдельно в основном законе оговаривается возможность провести референдум для принятия новой Конституции.
В октябре 1995 года принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»: установлено, что для проведения федерального референдума в его поддержку должны выступить не менее двух миллионов граждан. На основании их инициативы президент с согласия Конституционного суда должен назначить дату плебисцита.
Право на референдум подтверждает федеральный закон №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (текст закона доступен на сайте Центральной избирательной комиссии).
На референдум не могут быть вынесены вопросы:
-
О досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента или Госдумы, об их досрочных выборах или о перенесении срока выборов.
-
Об избрании, назначении или досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих государственные должности.
-
О персональном составе федеральных органов государственной власти.
-
О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
-
Об изменении статуса субъекта РФ.
-
О принятии или об изменении бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ или муниципального образования.
По закону, референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Также референдум не проводится в последний год полномочий президента или Думы, в период федеральной избирательной кампании. Проведение повторного референдума по одному и тому же вопросу не допускается в течение двух лет.
Референдум признают состоявшимся, проголосовали более половины избирателей. Результаты определяются по большинству голосов.
На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось.
В 2003-2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении субъектов федерации. С начала 2010-х годов проводятся референдумы муниципального уровня по вопросам финансирования благоустройства.
При этом все попытки провести общегосударственный референдум после 1993 года заканчивались неудачей. Например, в 2018 году Центризбирком отказал в проведении референдума по вопросу повышения пенсионного возраста.
Новая волна «коронабесия»
Когда берут пропорции экзитполов и эти пропорции совпадают с итоговыми пропорциями референдума так, как будто молчунам не о чем молчать, это признак недееспособности и неэффективности системы госуправления. Может быть, еще более страшной, чем-то, что мы видели на примере коронабесия. Кстати, врачи, учителя в Москве, по крайней мере, говорят, нас тут предупредили (без указания источника), что с 20 сентября у нас новый этап ужесточения до середины января». А господа полицейские! Они нам уже не товарищи, они тоже (опять-таки это слухи) говорят, что гаечки начнут завинчиваться с 18 июля.
Кампания
Почтовая марка России, посвященная конституционному референдуму 2020 г., выпущена 11 июня 2020 г.
Оппозиционные движения, партии и политики по-разному относились к голосованию.
Поскольку не существует минимальной явки избирателей, поправки будут считаться утвержденными и вступившими в силу, если большинство фактических избирателей согласны с изменениями. Однако, чтобы продемонстрировать сильные управленческие навыки, местные власти и финансируемые государством организации используют традиционную тактику увеличения участия избирателей и поощрения людей к голосованию онлайн и досрочно.
В законе, регулирующем общенациональное голосование, нет упоминания о политической агитации. Государственный орган имеет право информировать общественность, и избирательная комиссия обязана это делать.
Телефонный опрос МФЦ (Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг) о голосовании по поправкам в Конституцию РФ. Вопросы о голосовании и месте голосования. 25 июня 2020 года (первый день голосования), Петрозаводск .
Оппозиционное движение, различные партии и политики имеют разные мнения относительно голосования: некоторые за него, некоторые против (например, Открытая Россия и Коммунистическая партия Российской Федерации ), некоторые решили бойкотировать референдум (например, левый фронт , ЯБЛОКО , и ПАРНАС ). По мнению политолога Александра Пожалова и основателя «Яблока» Григория Явлинского , голосование по поправкам по сути станет референдумом о поддержке Путина, а, по мнению Явлинского, откроет путь к его пожизненному правлению. 4 июня лидер КПРФ Геннадий Зюганов призвал своих сторонников проголосовать против поправок. В своем заявлении он сказал, что «новая версия Основного закона только укрепляет президентскую диктатуру и укрепляет олигархическое господство». Более того, он сказал, что «голосование 1 июля носит скорее ритуальный характер. Оно не имеет статуса референдума, не соответствует закону о выборах. Все это еще раз обнажает фальшь буржуазной демократии ». Зюганов также сказал, что ЦИК организует голосование в «юридически сомнительной процедуре» и что «есть неограниченные возможности для мошенничества». Он сказал, что бойкот голосования ничего не даст и что необходимо активное участие.
Кампанию «NET!» Начали различные политические и общественные деятели. («Нет!») Против конституционных поправок. Политический активист Максим Кац возглавляет кампанию и настоятельно призывает избирателей к участию. Политик и основатель Фонда по борьбе с коррупцией , Алексей Навальный призвал к бойкоту референдума. Журналист Юрий Дудь выразил свое несогласие с поправками, напомнив общественности, что в 2008 году действующий президент также был против изменения Конституции.
28 февраля председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) России Элла Памфилова объявила об упразднении научно-экспертного совета при комиссии, объяснив это его «абсолютно неприемлемой» формой и «абсолютным анахронизмом». Как сообщает РБК , незадолго до этого ряд членов правления написали письмо с критикой предстоящего голосования. Бывший член правления и главный редактор радиостанции « Эхо Москвы » Алексей Венедиктов публично выступил против расширения возможностей досрочного и очного голосования из-за невозможности наблюдать за процессом, что, по его мнению, может привести к «дискредитации результатов голосования». , и связал роспуск совета с негативным отношением его членов к предстоящему голосованию.
Широкие полномочия
— А какие ещё права раньше принадлежали парламенту, а потом перешли к президенту?
— По Конституции 1994 года президенту требовалось согласие парламента, чтобы назначать и увольнять премьер-министра и его заместителей, министров иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, председателя КГБ. После референдума 1996 года парламент может утверждать только кандидатуру премьера. Для его увольнения согласия не требуется.
Ещё раньше именно парламент образовывал Центральную избирательную комиссию, избирал Конституционный, Верховный и Высший Хозяйственный Суды, а также Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка. После 1996-го это перешло в компетенцию президента. Исключение составляет Конституционный суд, куда назначалась лишь половина членов.
Также ограничили возможность выдвигать законопроекты. До 1996-го ею владели депутаты, постоянные комиссии парламента, а также президент, Верховный и Высший Хозяйственный суды, Генеральный прокурор, Контрольная палата и Нацбанк. Свою идею могли предложить граждане — их подписей должно было быть не менее 50 тысяч. После 1996-го эта инициатива осталась только у президента, депутатов, граждан (50 тысяч подписей) и правительства.
— Также у президента появилось право самостоятельно назначать высших должностных лиц…
— Раньше существовала Контрольная палата, деятельность которой регулировал парламент. Палата контролировала республиканский бюджет, использование государственной собственности, исполнение актов Верховного Совета и т. д. Потом вместо палаты создали Комитет госконтроля, который образуется президентом, а его председатель также назначается им.
А ещё в 1996-м в новой редакции Конституции появилась фраза о том, что руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются и увольняются президентом или в установленном им порядке.
Новость по теме
Лукашенко рассказал о предложении передать 71 президентское полномочие
Суд и референдумы
— А какие изменения были приняты в ходе референдума 2004 года?
— В 2004 году прошел общереспубликанский референдум, после которого президент мог выставлять свою кандидатуру на выборы неограниченное количество раз. Тогда как по Конституции 1994 года «одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков».
— Что в новой редакции Конституции сказано о Конституционном суде?
— В новой редакции Конституционному суду посвящена одна статья, тогда как в Конституции 1994 года их было восемь. Раньше было прописано: «прямое или косвенное воздействие на Конституционный суд или его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону». Эта фраза в 1996-м исчезла.
Новость по теме
Около 350 предложений по изменению Конституции внесли белорусы за три дня
Изначально Конституционный суд мог давать заключение о соответствии указов президента Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным в Беларуси. С 1996-го речь шла уже о соответствии «указов президента, изданных во исполнение закона» различным законам и декретам, которые издавал сам глава государства.
Также Конституционный суд мог обратиться с инициативой об изменениях в Конституцию. Эта возможность была ещё у депутатов (требовалось не менее 40 подписей), граждан (не менее 150 тысяч подписей) и президента. После 1996 года парламентарии и Конституционный суд из этого списка исчезли, остались только 150 тысяч граждан и президент.
— А что с референдумами?
— По Конституции 1994 года народные голосования назначались Верховным Советом. С инициативой проведения референдума мог выступить президент. Другой вариант — через подписи 450 тысяч граждан. Когда вопрос о референдуме вносился в парламент, депутаты должны были назначить его максимум через 30 дней.
Референдум отличается от прямых выборов тем, что …
1) на референдуме участие добровольное, на выборах — обязательное
2) на выборах участвуют лица, достигшие совершеннолетия, а в референдумах — лица, достигшие 16 лет
3) при выборах голосование производится за кандидата, а при референдуме — за какую-либо проблему
4) выборы назначаются Президентом РФ, а референдум — Парламентом РФ
258. Могут ли вноситься в Конституцию Российской Федерации изменения…
1) Могут
2) Могут только в девятую главу Конституции РФ
3) Могут только в первую главу Конституции РФ
4) Могут только во вторую главу Конституции РФ
Предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ НЕ вправе вносить …
1) Государственная Дума РФ
2) законодательные органы субъектов Федерации
3) Совет Федерации РФ
4) политические партии
260. Какая разница между Федеральным конституционным законом и Федеральным законом…
1) Первый издается по конституционным вопросам, второй — по другим вопросам
2) Первый принимается органами РФ, второй — органами субъектов Федерации РФ
3) Первый принимается Советом Федерации РФ, второй — Государственной Думой РФ
4) Первый подписывается Президентом РФ, второй – председателем Правительства РФ
261. Требуется ли согласие Правительства РФ на внесение законопроекта для рассмотрения в Государственной Думе РФ…
1) Не требуется ни в каких случаях
2) Это зависит от Государственной Думы РФ
3) Да, если проект закона предусматривает расходы из Федерального бюджета
4) Не требуется в случае отсутствия дефицита бюджета
Закон РФ считается опубликованным с момента …
1) опубликования закона в газетах или журналах
2) принятия закона Парламентом РФ
3) опубликования закона в официальных изданиях
4) подписания закона Президентом РФ
Органы государства называются органами государственной власти потому, что они…
1) обеспечиваются государством
2) создаются государством
3) наделены государственной властью или полномочиями
4) находятся над обществом
Органами специальной компетенции являются…
1) Администрации городов
2) Правительство РФ
3) Министерства РФ
4) Правительства Республик — Субъектов РФ
Дискреционная власть — это …
1) неограниченная власть
2) судебная власть государства
3) предоставление государственному органу полномочий действовать по своему усмотрению в рамках закона
4) власть, ограниченная главой государства
Разделение властей необходимо для …
1) торжества равенства перед законом и судом
2) торжества справедливости в применении правовых норм
3) исключения возможности установления авторитаризма и диктаторского режима в обществе
4) сдерживания действий общественных объединений
Президентом Российской Федерации может быть избран …
1) любой гражданин РФ
2) гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет
3) гражданин РФ не моложе 30 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 5 лет
4) гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 20 лет
268. Кто исполняет обязанности Президента РФ в случае, когда Президент не в состоянии исполнять свои обязанности…
1) Председатель Государственной Думы РФ
2) Председатель Правительства РФ
3) Министр юстиции РФ
4) Председатель Совета Федерации РФ
269. Какая форма деятельности Парламента РФ является его монополией…
1) Назначение выборов Государственной Думы
2) Назначение министров РФ
3) Назначение Председателя Конституционного Суда РФ
4) Принятие Законов РФ
270. Может ли депутат Государственной Думы РФ быть одновременно депутатом другого выборного представительного органа РФ…
1) Может быть депутатом органа местного самоуправления
2) Может быть депутатом районного собрания
3) Не может
4) Может быть депутатом Городского собрания
К ведению Совета Федерации РФ не относится …
1) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ
2) назначение на должность половины состава аудиторов Счетной палаты
3) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности
4) утверждение изменения границ между субъектами РФ
Государственная Дума РФ формируется …
1) только путем выборов по партийным спискам
2) путем выборов, проводимых в субъектах Федерации
3) путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании
4) только путем выборов по одномандатным округам
273. В состав Совета Федерации РФ входит…
1) 300 2) 178 3) 152 4) 200
274. Принадлежит ли право законодательной инициативы в Государственной Думе РФ Субъектам РФ…
1) Такое право принадлежит только Правительствам Субъектов РФ
2) Такое право принадлежит только Президентам Субъектов РФ
3) Такое право принадлежит только законодательным (представительным) органам Субъектов РФ
4) Такое право принадлежит только губернаторам
Значение термина РЕФЕРЕНДУМ
‘Референдум’ — деепричастная форма латинского глагола «Refero», в буквальном смысле она означает «везти обратно» (от глагола fero — «нести, приносить» и частицы re-, означающей «обратно»). Поскольку деепричастие — это скорее прилагательное, чем существительное, оно не может быть использовано отдельно, и должно быть согласовано с существительным, например, Propositum qui referendum est populo — «предложение, которое должно вернуться к людям». Добавление глагола (напр.,3-го лица единственного числа) к деепричастию будет обозначать необходимость или принуждение, то, что «должно» быть сделано, а не то, что «можно» делать. Использование слова «Referendum» в качестве существительного в английском языке, таким образом, не является использованием иностранного слова, а скорее новым английским существительным, которое подчиняется английским правилам грамматики, а не латинским. Это определяет форму множественного числа в английском языке, которая, в соответствии с английской грамматикой, должно быть «referendums». Использование формы «referenda» как множественного числа в английском языке (попытки применить к нему правила латинской грамматики), таким образом, невозможно в соответствии с правилами как латинского, так и английского языка. Использование формы «referenda», в соответствиями с правилами грамматики, будет использованием герундия или деепричастия (по Оксфордскому словарю английского языка), что исключает такое использование в обоих случаях:
«Форма «Referendums» логически предпочтительнее, так как означает» бюллетени по одному вопросу «(в латинском деепричастном варианте «referendum» не имеет множественного числа). Латинская форма ‘referenda’, означающая «вещи, к которым относятся», обязательно означает множество вопросов «.
Сравните также:
Повестка дня (Agenda) «те вопросы, которые нужно решить как можно раньше», от «ago» (раньше), «drive» (решать) ; Меморандум (Memorandum), «вопрос, который следует запомнить», от «memoro», (оставить в памяти) и т.д.
Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.
2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.
3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.
4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
5. На референдум не могут выноситься вопросы:
1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
6) — 7) утратили силу. — Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-ФКЗ;
8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
9) утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-ФКЗ;
10) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.
6. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 24.04.2008 N 1-ФКЗ.
7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
8. Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.
9. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу, за исключением случая, предусмотренного частью 27 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона.
10. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с международным договором Российской Федерации подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.
11. Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, является обязательным.
Статья 4. Основные термины и понятия
1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона применяются следующие термины и понятия:
1) агитация по вопросам референдума — деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддержать инициативу проведения референдума путем внесения подписей в подписные листы или иным способом либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вопрос (вопросы) референдума;
2) адрес места жительства — адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина;
3) бюллетень — бюллетень для голосования на референдуме;
4) вопрос референдума — вопрос государственного значения, по которому предлагается провести или проводится референдум;
5) инициативная агитационная группа — группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях проведения агитации по вопросам референдума;
6) инициативная группа по проведению референдума — группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях реализации инициативы проведения референдума;
7) кампания референдума — деятельность по подготовке и проведению референдума, осуществляемая в период со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума либо со дня официального опубликования решения о назначении всенародного голосования по проекту новой Конституции Российской Федерации либо со дня официального опубликования решения о назначении референдума по проекту нормативного акта или вопросу референдума, вынесенным на референдум в соответствии с международным договором Российской Федерации, до дня представления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации отчета о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение референдума, либо до дня прекращения процедур по реализации инициативы проведения референдума по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным конституционным законом;
8) комиссия референдума — комиссия, осуществляющая подготовку и проведение референдума, обеспечивающая реализацию и защиту права граждан Российской Федерации на участие в референдуме и входящая в систему комиссий референдума, установленную частью 2 статьи 24 настоящего Федерального конституционного закона;
9) подписной лист — лист, который предназначен для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума;
10) политическая партия — политическая партия, имеющая в соответствии с законодательством Российской Федерации о политических партиях право участвовать в референдуме;
11) право на участие в референдуме — конституционное право граждан Российской Федерации голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума;
12) участники референдума — граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о референдуме правом на участие в референдуме.
Порядок голосования
Избирательный участок в Камчатском крае
В ответ на пандемию COVID-19 меры по предотвращению распространения заболевания были приняты по рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Эти меры включают продление периода голосования до пяти дней, проверку на лихорадку с помощью термометра на входе в избирательные участки, обеспечение работников избирательных участков средствами индивидуальной защиты и поощрение социального дистанцирования .
Кроме того, на заседании Центральной избирательной комиссии (ЦИК) 2 июня было предложено несколько вариантов голосования: вне участковой избирательной комиссии (УИК), привязанной к адресу регистрации через схему «Мобильный избиратель»; вне избирательного участка (на прилегающих территориях), а также бесконтактное голосование из дома. В рамках этого плебисцита не требуется уважительной причины для голосования из дома, и УИК согласовывает с избирателем предпочтительное время. Эти варианты голосования доступны не только 1 июля, но и с 25 по 30 июня. Прием заявок открыт до 21 июня, для этого необходимо подать заявку (в том числе по телефону) на голосование в выбранном месте — в Территориальную избирательную комиссию (ТИК), УИК, Многофункциональный центр общественных услуг (МФЦ) или через портал Госуслуги. Также предусмотрены меры безопасности для тех, кто голосует из дома: члены комиссий и наблюдатели не заходят в квартиры и дома. Они будут носить средства индивидуальной защиты, а также должны будут предоставить избирателю комплект с маской, перчатками, ручкой и дезинфицирующим средством.
Дистанционное электронное голосование (РЭВ), доступное в регионах Москвы и Нижнего Новгорода, впервые было опробовано на выборах в Мосгордуму в 2019 году. Прием заявок был открыт до 14.00. 21 июня. Голосование проходило с утра 25 июня до конца дня 30 июня. Избиратели, зарегистрировавшиеся на порталах mos.ru и gosuslugi.ru после 5 июня, не смогут принять участие в электронном голосовании во избежание «фальсификации» голосования. Только те пользователи, которые успешно прошли проверку и сопоставление с данными в Государственной автоматизированной системе «Выборы», будут допущены к голосованию. Аккаунты с недавно измененными номерами телефонов также будут заблокированы. Для дистанционного электронного голосования созданы единый портал 2020og.ru и специальная территориальная комиссия.
На участках для голосования за рубежом будет выбран специальный режим голосования. Каждое посольство и консульство самостоятельно определят, можно ли провести голосование до 1 июля.
Наблюдать и контролировать голосование могут три категории участников: члены комиссии с решающим голосом, наблюдатели и представители СМИ. Участковые комиссии формируются заранее, наблюдатели могут быть направлены на общероссийское голосование региональными общественными палатами по заранее поданным заявлениям, а представители СМИ должны иметь договор с редакцией, заключенный не позднее двух месяцев до назначения голосования. Сообщается, что на этапе предварительного голосования ЦИК будет публиковать ежедневные данные о явке избирателей, а голоса «за» и «против» будут подсчитаны только после окончания голосования 1 июля.
Понятие и статус референдума
В мировой практике референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.
Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.
Другой распространенный повод проведения референдума — желание государственной власти получить одобрение какого-то своего акта, когда она не решается брать на себя ответственность.
Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольными».
Пример
Например, таковыми были в 1970-1980-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Например, в Швеции в 1956 г. в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одобрили перевод транспорта на правостороннее движение, но, несмотря на это, парламент все же принял такой закон.
Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственного лидера или действий органов власти. Часто так называют опрос населения с целью определения судьбы какой-либо территории. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.
Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направленность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто факультативный характер.
Референдум РФ (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.