Министры пройдут через парламент
Содержание:
- Еще по теме 1. Подготовка и проведение второго чтения законопроекта в Государственной Думе:
- Подготовка
- Другие нормативные акты
- Специфика действия правовых актов во времени
- Второе чтение
- Принятие закона — подписание закона главой государства и официальное опубликование
- Процедура принятия и изменения закона
- Действие в пространстве
- Первое чтение
- Функционирование СФ ФС РФ
- Почему именно так?
- Что говорит автор поправки
- Принятие закона
- А что не так?
- Срок
- Дьявол в мелочах
- Что говорят эксперты
- Что за поправка?
- А теперь – примеры
- Нюансы обнародования
- Заключение
Еще по теме 1. Подготовка и проведение второго чтения законопроекта в Государственной Думе:
- 1. Подготовка законопроекта к рассмотрению в Государственной Думе
- 1. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой в нервом чтении
- Какие преференции при выдвижении кандидатов имеют политические партии, представленные в Государственной Думе
- Почему лидером парламентской фракции в Государственной Думе становится лидер партии
- 3. Большевистская газета «Правда». Большевистская фракция в IV Государственной думе
- § 4. Подготовка к проведению следственного эксперимента
—
Авторское право —
Аграрное право —
Адвокатура —
Административное право —
Административный процесс —
Акционерное право —
Бюджетная система —
Горное право —
Гражданский процесс —
Гражданское право —
Гражданское право зарубежных стран —
Договорное право —
Европейское право —
Жилищное право —
Законы и кодексы —
Избирательное право —
Информационное право —
И определённая стадия его обсуждения. Как правило, по каждому внесённому законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки.
Подготовка
Любой новый закон должен соответствовать действительности, отражать решения, адекватные существующим условиям. Соответственно, подготовка нормативного акта начинается с выявления наиболее актуальных социальных потребностей. При этом осуществляется всестороннее изучение практики, предложений госструктур, научных данных, мнений политических объединений, прочих общественных организаций, а также граждан. Новый закон могут подготавливать разные органы. Как правило, применяется отраслевой принцип. Он предполагает, что подготовку конкретного предложения осуществляет структура, занятая в соответствующей области. Между тем, специалисты считают такой подход не всегда безупречным. В некоторых случаях формируется специальная комиссия.
Другие нормативные акты
Кроме законов, в РФ принимаются и подзаконные акты. Эти документы утверждаются разными госорганами и направлены на конкретизацию положений ФЗ и ФКЗ. Подзаконные акты считаются вторичным звеном нормативной системы. Оно дополняет первичные положения, более конкретно регламентирует разнообразные группы отношений в обществе. Вместе с этим, такие акты выступают как нормативные. Они представляют собой официальные документы, включающие в себя общеобязательные правила. Принятие подзаконных актов производится преимущественно исполнительными структурами. Такие документы обычно имеют специфические наименования. К примеру, Указы резидента, Постановления правительства, Приказы министерств относятся к подзаконным актам. На региональном уровне также действуют исполнительные органы. Они имеют право принимать подзаконные акты. К таким органам относят администрации, правительства, управления, департаменты и пр. Порядок утверждения подзаконных актов устанавливается положениями о соответствующих уполномоченных структурах. Основное требование, которое предъявляется к этим документам, заключается в обязательном соответствии ФЗ и ФКЗ. Если выявляются противоречия в положениях, то применению подлежат законы, принятые на федеральном уровне.
Специфика действия правовых актов во времени
После того как процедура принятия закона завершена, он начинает применяться по всей стране. Время действия акта отсчитывается с даты вступления его в силу, а заканчивается – с момента ее утраты. Последнее может обуславливаться разными причинами. Одной из наиболее распространенных считается истечение срока действия, установленного в законе. К примеру, вводилось чрезвычайное положение на один месяц. Также окончание действия может быть связано с отменой закона другим документом, заменой действующей редакции на новую и пр. Как правило, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют. Это означает, что если субъект совершил какое-либо нарушение, к нему будут применяться положения, имевшие силу во время этого события. Исключение составляют случаи, когда вновь утвержденный акт устраняет или смягчает ответственность за противоправное поведение, и прочие особо оговариваемые ситуации.
Второе чтение
Второе чтение представляет собой работу с предложенными поправками. В России они обобщаются ответственным комитетом в две таблицы, в одну из которых сводятся поправки, рекомендованные к принятию, в другую — к отклонению. Может быть предложена и третья таблица, включающая поправки, по которым профильный комитет не принял решения. При отсутствии возражений, нижняя палата голосует по каждой из таблиц в целом. В противном случае по каждой из поправок, вызвавших возражения, проводится отдельное голосование. По итогам второго чтения законопроект может быть либо принят, либо отклонён.
Принятие закона — подписание закона главой государства и официальное опубликование
В соответствии со ст.107 Конституции РФ Президент России в течение 14 дней подписывает и обнародует закон. Президент РФ вправе отклонить или возвратить закон. Президент отклоняет ФЗ, если не согласен с его содержанием (право вето), а возвращает в случае, если нарушен порядок или процедура его рассмотрения и принятия. Возможность последнего подтвердил КС РФ, отметив, что ФЗ возвращается в соответствующую палату, где была нарушена процедура принятия ФЗ.
В случае возвращения закона главой государства он рассматривается парламентом с того момента, где была нарушена процедура его принятия.
Особенной является процедура принятия ФКЗ, как и законов о поправках в Конституцию РФ, которые принимаются квалифицированным большинством голосов каждой из палат парламента (2/3 Думы и 3/4 СФ) и подлежат обязательному подписанию Президентом РФ в течение 14 дней. Таким образом, в отношении них Президент РФ не имеет права отлагательного вето.
Опротестованный закон вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может:
— принять возражения Президента, внести соответствующие изменения в закон и вновь направить его главе государства;
— отклонить возражения главы государства, одобрив закон в прежней редакции квалифицированным большинством голосов.
Порядок опубликования и вступления в силу ФЗ определён ФЗ от 14.06.94 г. «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС РФ».
Согласно этому акту в России применяются только те ФЗ, которые официально опубликованы в «Российской газете», «Парламентской газете» и Собрании законодательства РФ. Публикация закона осуществляется в течение 7 дней с момента подписания Президентом РФ, закон вступает в силу по общему правилу по истечении 10 дней со дня опубликования, если иное не предусмотрено в законе.
Таким образом, подписание закона главой государства состоит не только в том, что глава государства подтверждает свое согласие с законом, но и в том, что закон принят в порядке должной правовой процедуры.
Процедура принятия и изменения закона
Подготовленный акт направляется в высший представительный орган. Здесь происходит обсуждение законопроекта. Как выше было сказано, рассмотрение акта осуществляется трижды. Первое чтение предполагает анализ общих положений, второе – тщательное изучение деталей, внесение поправок, третье – одобрение или неодобрение. Утверждение осуществляется большинством депутатов. Процедура принятия конституционного закона требует одобрения 2/3 голосов. Рассмотрение предложения начинается с доклада представителя региона, из которого оно поступило. После этого заключение дает профильный комитет. Заслушав его, депутаты переходят к оценке и анализу нормативного акта, вносят поправки. Аналогичным образом утверждаются изменения в уже действующих законах. Одобрение нормативного акта осуществляется открытым голосованием. При этом оно может осуществляться как в отношении всего документа в целом, так и отдельных его статей. В пятидневный срок акт направляется в Совет Федерации. СФ обязан изучить его в течение 14 дней. Если акт не был рассмотрен за этот срок, то он считается автоматически утвержденным. После этого — также в 14-дневный период — документ предается президенту.
Действие в пространстве
Законы, принятые в установленном порядке, распространяются на определенные территории. К примеру, ФКЗ действуют в пределах всей страны. Федеральный закон, регламентирующий предоставление дальневосточного гектара, в настоящее время распространяется только на территорию ДВ. Некоторые нормативно-правовые акты могут действовать и за пределами государства. Однако для этого необходимо включение специальных оговорок в международные соглашения, заключенные РФ с другими странами. Как правило, законы распространяются на абсолютно всех лица, находящихся в пределах государства. К ним относят не только непосредственных граждан страны, но и лиц, не имеющих гражданства, а также иностранцев. Если необходимо распространить действие закона на конкретных субъектов, их круг определяется непосредственно в тексте документа.
Первое чтение
Первое чтение представляет собой первую стадию рассмотрения законопроекта на пленарном заседании нижней палаты. На этом этапе обсуждается общая концепция законопроекта, его основные положения, даётся оценка его соответствию конституции. По итогам первого чтения проект может быть передан в профильный комитет, который готовит его ко второму чтению. Также устанавливаются сроки подачи поправок и дополнений к исходному тексту.
В России первое чтение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета Государственной Думы. Затем заслушиваются замечания и предложения фракций, депутатов, полномочного представителя президента, представителей правительства и других приглашённых лиц. При рассмотрении законопроектов, требующих расходов из федерального бюджета, заслушивается также заключение Правительства. По результатам первого чтения Госдума может принять законопроект, продолжив работу над ним, отклонить законопроект или принять закон. В последнем случае последующие стадии рассмотрения не требуются. В первом чтении Дума может также принять решение о вынесении законопроекта на всенародное обсуждение.
Функционирование СФ ФС РФ
Сенаторы решают довольно обширный круг весьма специфических задач, например, об использовании Вооружённых сил РФ за пределами Федерации. Такое решение принималось в 2008 году, во время грузино-осетинского конфликта. В 2014 году СФ также дозволил ввод российских войск на территорию Украины после государственного переворота, произошедшего в соседнем государстве.
Кроме того, СФ может отрешить от должности главу государства, чего, однако, в нашей стране ещё не происходило. Есть ещё ряд вопросов, вроде назначения главы Счётной палаты и председателя Конституционного суда. Среди прочего, СФ занимается одобрением законопроектов, прошедших три чтения в Государственной Думе — нижней палате парламента. Остановимся немного более подробно именно на этом фронте работы СФ. А объём, можно сказать, колоссальный — за всю историю законотворчества современной России три чтения прошли около 9 тыс. потенциальных законов.
Отклонение законопроектов
Система обеспечения законодательной деятельности позволяет собрать некоторую статистику о законопроектной деятельности. СФ, рассматривая очередной добравшийся до верхней палаты проект, может его либо принять, либо отклонить. Посчитаем число законопроектов, отклонённых и возвращённых на доработку.
Так, в 7ом сезоне СФ отклонил 1 законопроект, который, однако, был затем доработан и всё-таки подписан главой государства. Речь о весовом контроле транспортных средств. В 6ом «сезоне» — также 1 законопроект с той же участью — в части требований к рекламе. 5й созыв — снова 1 законопроект, однако, главой государства не подписанный. Четвёртый созыв получил 2 отклонения, одно из которых стало законом (разграничение ведения Татарстана и РФ), одно — нет (мораторий на лицензирование производства игорного оборудования. Итого, 5 отклонённых документов за 19 лет.
До этого было чуть больше активности в этом плане. Так, в 3ем созыве отклонено 23 проекта. Из них были доработаны и подписаны Президентом 9. Во втором составе ФС отклонил аж 233 проекта. 105 отклонений стали законами. Первый созыв отклонил 77 текстов, но 31 дошли до пера Б. Ельцина. Кроме одного — проект № 95700004-1 о кредитных потребительских кооперативах граждан был подписан уже В. Путиным.
Одобрение законопроектов Советом Федерации
Оценим количество одобренных сенаторами проектов, по созывам:
- 135 в первом
- 836 во втором
- 656 в 3м
- 1102 в 4м
- 1573 в пятом
- 2302 в шестом и
- 2068 в текущем, седьмом созыве, итого — 8672 единиц. Довольно резкий контраст с отклонёнными, коих удалось насчитать 338.
Тут можно, конечно, сослаться на давность лет и возможные огрехи в заполнении баз данных АСОЗД (автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности). Всё же она появилась много позже начала функционирования СФ — в 2006 году. Однако, если брать последний состав сенаторов, разница конечно колоссальная. Даже учитывая возврат на доработку, отклонений в 7ом созыве всего 5. Можно сказать, конформизм полный.
Ещё 228 проектов за все созывы поступили главе государства, минуя СФ. Один из них, например, «О прекращении раздела Черноморского флота», внесённый в Думу в 1996 году и снятый с рассмотрения лишь спустя 21 год.
Конечно, сенаторы зачастую являются авторами законодательных инициатив, попадающих затем на рассмотрение сначала Думы, а уж потом Совета Федерации. И, конечно же, законопроекты, прошедшие три чтения в нижней палате, рассматриваются сенаторами. Однако, учитывая объём отклонений, эту фазу можно и пропускать. Кстати, недавно бессменный лидер фракции ЛДПР В.В. Жириновский предложил упразднить СФ. Он отметил, что в стране слишком много ненужных депутатов и чиновников, да и социальная дистанция не помешает.
Ещё по теме «Совет Федерации Федерального Собрания РФ — статистика рассмотрения законопроектов»:
- Возраст депутатов Госдумы. Самый молодой и возрастной депутаты
- Сколько депутатов в России?
- Индексации зарплат госслужащих в 2021 году не будет
- КПРФ в Госдуме — сколько законов создала фракция?
- Производство алкоголя может стать государственным
Почему именно так?
Урезанную законодательную инициативу объясняют просто: если бы каждый человек мог представить в Госдуму свой законопроект, депутатам бы некогда было отдыхать. С одной стороны, это справедливо. Все мы знаем, насколько это каторжный труд – выслушивать докладчиков и получать 800 000 рублей в месяц. С другой стороны, как же достучаться до своих избранников народу?
Любопытный факт! В пересчёте на доллары США наши парламентарии получают около 11500$ в месяц (800 тысяч рублей). Кстати, в Штатах платят чуть больше – 14500$, в то время как в странах-соседках – значительно меньше: около 1000$ в Белоруссии, примерно 1500$ – в Украине. По ежемесячной зарплате депутатов России значительно обходят коллеги из Нигерии (15700$) и Италии (около 15000$).
Ещё один существенный изъян, характерный для РФ – отраслевой принцип подготовки законопроектов. Допустим, МВД готовит свои поправки в законы, Минфин – свои. В этом случае каждая система стремится выжать для себя максимум из инициативы. Остаётся уповать лишь на парламентариев, сенаторов и Президента, которые не дадут антинародным законам пройти сквозь решето сито контроля.
Что говорит автор поправки
Поправка о цитировании в закон «О СМИ» была внесена на стадии второго чтения и принята Госдумой фактически без обсуждения. Соавторы поправок в закон «О СМИ» — Сергей Боярский, сын актера Михаила Боярского, и бывший телеведущий Евгений Ревенко.
Сергей Боярский в разговоре с «Медиазоной» сказал, что он борется против СМИ-прокладок, через которые делаются вбросы и заказуха. Прежде чем цитировать коллег, надо выяснить, есть ли у медиа главный редактор, объясняет он:
«Уточнение по цитатам касается вот каких ситуаций. Если до того в законе было написано о цитировании других СМИ, часто этим злоупотребляли, использовали СМИ какие-то несуществующие заброшенные, то теперь ответственность первоисточника ложится на главного редактора такого СМИ, и в случае, если его установить не удается, то собственно нет такого СМИ. Поэтому прежде чем цитировать нужно проверять источник».
На предложение привести пример Боярский ответил так:
«Какое-нибудь настоящее средство массовой информации пишет со ссылкой на несуществующее СМИ какую-нибудь новость, процитировали там какую-нибудь газету «Ромашка», которая издается в каком-нибудь уездном городке. Поиски газеты «Ромашка» ничем не заканчивается, нет действующего редактора, нет редакции. А формально прикрылись несуществующим средством массовой информации. Соответветственно, если оно есть и если вы перепечатали, и это затронуло чьи-то там честь, достоинство и деловую репутацию. Там же список претензий широкий. Вот в чем смысл, если есть редактор и редактор и это все по-настоящему, то пожалуйста с вас спроса никакого нет. Если вы это придумали, и если вы распространили фейк, то будете отвечать».
По словам Боярского, авторы законопроекта консультировались с коллегами и Роскомнадзором и пришли к выводу, что «есть такие злоупотребления».
«Это вообще вершина айсберга, можно дальше продолжать, какими механизмами недобросовестными пользуются интернет-площадки, когда вбрасывают фейк на собственную «дочку» и потом тут же отказываются. А потом делают вид, что это не мы. Вот видите это вышло поздно ночью за Уралом, а мы это с утра в Москве только напечатали. А это подчас сопряжено с какими-то неуместными публикациями, — говорит депутат. — Как правило это делается именно теми, кто хочет это процитировать. Это прокладка. Нужен какой-то вброс, нужен какой-то фейк, нужна какая-то заказуха».
Принятие закона
Федеральный закон принимается
Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов
палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он
одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов
Государственной Думы.
Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти
дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Решение о направлении
федерального закона оформляется постановлением Государственной Думы,
которое также передается Совету Федерации.
В случаях, если принятый Государственной Думой федеральный
закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в
соответствии со статьей 106 или статьей 108 Конституции Российской
Федерации и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом
Федерации, то в течение пяти дней данный федеральный закон направляется
Государственной Думой Президенту Российской Федерации для подписания и
обнародования.
В 104, а также в 105 статье Конституции РФ, указано, что любой законопроект должен приниматься по четко отработанной структуре. В данном случае, обязательным условием считается принятие законопроекта в государственной думе
Обратим ваше внимание на то, что такое принятие основывается исключительно на трех чтениях
А что не так?
Чопорный порядок принятия новых нормативных актов напоминает британский парламент. Но в нашем, отечественном, депутаты редко спорят, а страсти обычно кипят по пустячным поводам. При этом в зале – 450 человек (или около того), неужели все согласны? Конечно, нет. И споры, убеждён, бурлят, но не на публике. А значит, помимо официальных стадий законотворчества есть непубличные.
Именно там, в тени, решается вопрос о будущих нормативных актах. Это предположение косвенно подтверждается новостями. Порой бывает так: принятие будущего закона анонсируется в СМИ, а потом – тема внезапно глохнет. Или какой-то судьбоносный акт разрабатывается и выносится на чтения в стадии полной секретности.
Срок
Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» либо «Парламентской газете». ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.
Дьявол в мелочах
Порядок весьма сложный, но при этом – логичный. Однако на каждой стадии возникают нюансы, которые могут повлиять на результат:
-
Инициатива. Согласно ст.104 Конституции РФ, правом инициировать рассмотрение будущего закона наделены Президент, парламентарии и сенаторы, Правительство, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный и Верховный суд России.
Важный нюанс! Получается, что один гражданин или даже группа единомышленников не может самостоятельно внести проект. Нужно действовать через народных избранников – парламентариев, или через государственный орган.
- Рассмотрение проекта в 3 чтениях. В первом – документ анализируется в целом, и на этой стадии велики шансы, что его «завернут». Во втором чтении – вносятся поправки, идут дебаты о финальном тексте проекта. В третьем – документ либо получит законодательную жизнь, либо будет отвергнут Госдумой.
- Сенаторский надзор – с изъяном. Если Совет Федерации отклонил проект, то он возвращается в Госдуму для повторного рассмотрения. Но если 2/3 депутатов проголосуют за принятый текст, сенаторам придётся уступить.
- Президентское сито. Высшее должностное лицо вправе заблокировать любой закон – то есть, вообще любой. Пусть даже за него проголосовало 450 депутатов и 187 сенаторов. Но если обе палаты парламента после отклонения закона повторно проголосуют минимум двумя третями, закон будет принят.
Это интересно! Президент назначает 17 сенаторов из Совета Федерации.
Что говорят эксперты
Михаил Федотов, бывший министр печати, экс-советник президента и один из авторов закона «О СМИ» не понимает, для чего нужна эта поправка и как она будет работать.
«К сожалению, мы не можем понять обоснование этой поправки, по той простой причине, что нет пояснительной записки к этому законопроекту. Та пояснительная записка, которая существует, она касается другого законопроекта», — сказал он «Медиазоне».
Федотов отметил, что законопроект был «довольно безобидным», пока на стадии второго чтения в него не внесли две поправки.
«Я видел комментарий господина Боярского и потом еще комментарии нескольких юристов, которые меня просто повергли в шок. Юридическая некомпетентность потрясающая. Например, не выдерживает никакой критики тезис о том, что у каждого СМИ есть главный редактор, который и должен быть установлен. И освобождаются от ответственности за цитирования только, если можно установить главного редактора. Но если можно установить главного редактора, то значит, можно установить и СМИ. Поэтому смысла в этой норме нет никакого. Ссылка на несуществующие СМИ никого от ответственности не освобождает с 1991 года. Поэтому самое мягкое определение этой поправки — нонсенс. Но юридические последствия подобного вмешательства в законодательство о СМИ может иметь очень вредные, о которых авторы и не подозревали», — считает Федотов.
Медиаэксперт Ксения Болецкая в свою очередь предполагает, что Боярский, вероятно, не понимает закона о СМИ, считая таковыми не зарегистрированные в Роскомнадзоре «Проект» или Insider, выпускавшие резонансные расследования.
«Либо депутат не знает, о чем конкретно эта статья, невнимательно ее прочел, либо у меня появляется какая-то паранойя, что речь идет о том, чтобы главный редактор не только был установлен, но и его можно привлечь к ответственности».
Такой сценарий возможен, когда речь идет об иностранном СМИ, говорит Болецкая. Однако цитировать без последствий можно не только официально зарегистрированные СМИ, но и иностранные медиа, аккредитованные при МИДе.
«У меня ощущение — я могу, конечно, додумывать — что они пытаются таким образом ограничить цитирование российскими СМИ каких-то громких зарубежных расследований о российских чиновниках, олигархах», — полагает Болецкая.
При этом непонятно, каким образом российское СМИ должно убедиться, что главный редактор цитируемого СМИ может быть привлечен к ответственности. «Почему у нас на СМИ накладывается дополнительная обязанность, что кто-то другой может быть привлечен к ответственности. В чем работа РКН, простите, заключается?» — удивляется Болецкая.
Она предполагает, что вероятно существует какой-то кейс, для которого эти поправки потребовались, но его не видно на поверхности. При этом Болецкой неизвестно ни одного случая, когда у официально зарегистрированного СМИ «потерялся» главный редактор.
Редактор: Дмитрий Трещанин
Что за поправка?
В законе «О СМИ» есть статья, снимающая ответственность за цитирование недостоверной информации. В статье шесть пунктов, и поправка касается последнего из них — по которому редакции можно цитировать коллег без проверки и не опасаясь последствий.
То есть вся ответственность лежит на редакции, сообщившей первой.
В этом же пункте прописаны и ограничения: ссылаться можно только на «средство массовой информации», которое «может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации».
В новой версии закона эта формулировка выглядит иначе: ссылаться можно на издание, «главный редактор которого может быть установлен и привлечен к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации».
То есть депутаты заменили «средство массовой информации» на «главного редактора».
А теперь – примеры
Быстро придумали – быстро отклонили
Нередко ущербность инициативы обнаруживается уже во время первого чтения. В январе 2016 года, то есть больше 5 лет назад, депутат от КПРФ Иван Никитчук взорвал информационное пространство предложением штрафовать и подвергать аресту лиц, не стесняющихся демонстрировать нетрадиционную ориентацию. Свою инициативу он вместе с соавторами облачил в форму законопроекта.
– У вас что-нибудь в штанах поднимется на мужика – чтобы ему впендюрить в заднюю часть бойца? – вопрошал парламентарий, не стесняясь в непарламентских выражениях.
И хотя тема действительно была на слуху, Госдума в тот раз решила не рисковать. Уже в первом чтении инициативу забраковали. Кроме того, думский комитет по конституционному законодательству также высказался против. Конечно, целующиеся мужики – главная проблема России, кто бы с этим спорил.
Перенести нельзя принять к рассмотрению
В США есть такой уникальный институт, как «карманное вето», а в РФ – бесконечный перенос рассмотрения законопроекта. Это не противоречит регламенту, но по факту процесс растягивается на месяцы и годы
Есть такая проблема, как перепродажа билетов на культурно-массовые мероприятия, на которую впервые обратили внимание осенью 2018 года. Однако принятие законопроекта по противодействию «перекупщикам» затянулось
Не будем вдаваться в подробности закона. Нам интересна лишь хронология: хотя изначальный и итоговый тексты документа значительно совпадают, процесс его принятия затянулся. И, как видим, парламентариям не нужно объясняться: можно переносить рассмотрение несколько раз, и ничего за это не будет. Куда торопиться?
Каденция – коротка, обсуждения – вечны
В качестве иллюстрации бренности бытия и постоянства обсуждений хотелось бы вспомнить столь любимый мной закон «О домашнем насилии». Как думаете, сколько времени потребовалось на его подготовку и воплощение в жизнь? С каких времён ведутся не разговоры, а напряжённые законотворческие процессы? Вроде бы – с 2016 года, когда текст документа был внесён Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.
В тот раз его постигла печальная судьба: ещё на предварительном рассмотрении было принято решение о возврате проекта инициатору. К вопросу возвращались неоднократно, но проблема так и осталась нерешённой. Впрочем, если хорошо поискать в архивах Госдумы, можно обнаружить, что подобный проект обсуждался ещё во время лихих 90-х, с таким же успехом.
Потребовалось всего 4,5 года, чтобы снять законопроект с обсуждения. Ну и ещё 20 лет, чтобы расписаться в собственной беспомощности принять нормативный акт, который бы помог бороться с домашним насилием.
Президент всегда за или нет?
Ну и напоследок – захотелось найти такой проект, который бы вызвал вопросы у Президента. Всё же, он умеет высказать веское слово (по крайней мере, на камеру). Всегда ли он подписывает законы, принятые народными избранниками? Порой глава государства отклоняет проекты, но происходит это крайне редко.
К примеру, 29 декабря 2016 года Владимир Путин не подписал ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 15 и 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ «Об образовании в РФ», принятый Госдумой 21 декабря 2016 г., одобренный Совфедом 23 декабря 2016 г. В начале 2017 года об этом казусе писали много и часто. А потом – тишина. Мне стало интересно, чем закончилась история.
Скажу откровенно, что на поиск даже номера проекта (№ 1048557- 6) пришлось потратить некоторое время: как сквозь землю провалился! Но в конце концов отыскался. Так вот, спустя полтора года после отклонения закона Президентом закон был снят с рассмотрения. И так никогда и не был принят повторно.
Нюансы обнародования
Назначение этой стадии заключается в доведении положений утвержденного нормативного акта до сведения населения. Обнародование может быть неофициальным и официальным. Последнее осуществляется в рамках 15 статьи Конституции. В ней сказано, что нормативно-правовые акты, утвержденные по установленным правилам, должны быть официально опубликованы. Неразмещенные в соответствующих изданиях документы не подлежат применению. Любые нормативно-правовые акты, касающиеся прав, обязанностей, свобод человека и гражданина, не могут реализовываться, если они официально не опубликованы и не доведены до всеобщего сведения. Неофициальное обнародование производится в виде изложения их содержания или сообщения об их издании в радио-, телепередачах, СМИ и пр. Ссылаться на такие акты при оформлении официальных документов, принятии решений, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, не допускается. Обнародование осуществляют от имени того органа, который издал закон или подписал его.
Заключение
Как видно, процедура утверждения законов достаточно сложна в России. Между тем, по мнению экспертов, наличие нескольких стадий вполне себя оправдывает. Аргументируют свою позицию авторы, в первую очередь, масштабами самой страны. Выработать закон, максимально удовлетворяющий потребности всего населения, достаточно проблематично. Необходимо учитывать разные факторы, доминирующие в том или ином регионе. Только после тщательного изучения ситуации, прогнозирования последствий можно выносить тот или иной закон на обсуждение. Именно поэтому в качестве обязательной стадии предусмотрено одобрение нормативного акта Советом Федерации. В этом органе присутствуют представители от каждого региона. Зная ситуацию в своем субъекте, они могут предположить, какие последствия возникнут при введении того или иного закона в действие
Немаловажное значение имеет своевременное подписание и обнародование нормативного акта. Одобрение закона Президентом направлено на предотвращение злоупотребления властью представительными органами
Право вето позволяет сохранять баланс сил и интересов. В рамках правоприменения особое значение имеет своевременное доведение содержания закона до сведения общественности. Если граждане не будут знать сути положений, то они, разумеется, не смогут их соблюдать. Аналогичная ситуация и с уполномоченными органами, обязанными осуществлять контроль исполнения законов. Если содержание нормативных актов не будет доведено до их сведения, структуры не смогут применять меры ответственности к нарушителям.