Сколько получает учитель начальных классов

Заработные платы по регионам

Как известно, размер зарплаты в России напрямую зависит от региона, где осуществляется трудовая деятельность. Самые высокие заработные платы получают учителя, работающие в Магаданской области, Ненецком и Ханты–Мансийском округе.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики за 2020 год, средняя зарплата учителя превышает среднюю зарплату по региону, в котором работает педагог. Но это касается не всех областей. В Курске учитель зарабатывает меньше средней зарплаты по субъекту федерации.

Так как статистические данные относительно зарплат учителей в России в 2021 году еще не публиковались, в таблице указаны оклады педагогов за 2020 год.

Таблица: уровень средней заработной платы учителя в 2019 году

Название субъекта РФ Средняя заработная плата по региону
Белгородская область 29 306
Брянская область 25 332
Владимирская область 30 319
Воронежская область 28 643
Ивановская область 23 090
Калужская область 33 028
Костромская область 24 631
Курская область 27 426
Липецкая область 28 718
Московская область 54 958
Орловская область 24 567
Рязанская область 28 542
Смоленская область 26 395
Тамбовская область 25 022
Тверская область 26 360
Тульская область 31 418
Ярославская область 29 845
г.Москва 95 035
Республика Карелия 36 578
Республика Коми 45 630
Ненецкий авт. округ 76 150
Архангельская область без авт. округа 39 924
Вологодская область 33 282
Калининградская область 31 816
Ленинградская область 44 475
Мурманская область 50 995
Новгородская область 28 681
Псковская область 25 489
г.Санкт-Петербург 54 841
Республика Адыгея 24 967
Республика Калмыкия 24 678
Республика Крым 28 502
Краснодарский край 31 209
Астраханская область 28 562
Волгоградская область 27 755
Ростовская область 27 681
г. Севастополь 30 904
Республика Дагестан 22 410
Республика Ингушетия 21 653
Кабардино-Балкарская Республика 22 023
Карачаево-Черкесская Республика 21 836
Республика Северная Осетия – Алания 21 720
Чеченская Республика 23 922
Ставропольский край 25 272
Республика Башкортостан 30 973
Республика Марий Эл 24 832
Республика Мордовия 23 554
Республика Татарстан (Татарстан) 32 203
Удмуртская Республика 30 805
Чувашская Республика – Чувашия 25 710
Пермский край 30 530
Кировская область 25 456
Нижегородская область 30 855
Оренбургская область 29 118
Пензенская область 26 709
Самарская область 30 821
Саратовская область 25 186
Ульяновская область 26 426
Курганская область 26 066
Свердловская область 35 081
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра 63 817
Ямало-Ненецкий авт. округ 91 305
Тюменская область без авт. округов 45 463
Челябинская область 31 967
Республика Алтай 27 040
Республика Тыва 31 850
Республика Хакасия 32 521
Алтайский край 23 812
Красноярский край 39 342
Иркутская область 37 482
Кемеровская область 34 071
Новосибирская область 33 282
Омская область 29 515
Томская область 36 253
Республика Бурятия 34 088
Республика Саха (Якутия) 58 261
Забайкальский край 33 763
Камчатский край 68 697
Приморский край 44 129
Хабаровский край 43 342
Амурская область 39 629
Магаданская область 77 229
Сахалинская область 86 299
Еврейская автономная область 36 606
Чукотский автономный округ 96 598

Зарплата учителей в некоторых регионах РФ

Средняя зарплата педагога в 2019 году в Москве составляет около 90 тыс. рублей. Школьный учитель, работающий в Санкт–Петербурге, в нынешнем году получает не менее 54 тыс. рублей. В городах административного назначения в 2019 году средней заработной платой является сумма в 44 тыс. рублей.

Во многих городах и областях в 2019 году средняя заработная плата педагога не изменилась. В  маленьких городах учителя получают примерно по 25 тыс. – 30 тыс. рублей. В областных центрах оклад учителя равен 20 тыс. рублей. А педагог, работающий в сельской местности, может рассчитывать на зарплату от 8 тыс. до 10 тыс. рублей.

На территории Крыма в 2021 году учитель зарабатывает не более 22 тыс. рублей.

Но стоит помнить, что величина оклада школьного учителя также напрямую зависит от таких факторов, как:

  1. Выслуга лет.
  2. Количество отработанных часов.
  3. Уровень квалификации.
  4. Наличие особых заслуг.
  5. Наличие дополнительных нагрузок (классное руководительство, дополнительная работа с детьми из малообеспеченных семей).

Согласно новой реформе, молодые специалисты будут получать одинаковую заработную плату с учителями, которые проработали в школе более 10-15 лет.

Завучи в школах Москвы зарабатывают от 50 тыс. рублей в месяц. А ежемесячный оклад директора школы просто поражает – 200 тыс. рублей. В прошлом году заработная плата руководителей школы согласно указу была поднята в 1,5 раза.

Зарплаты учителей начальных классов в Москве и регионах

Средний уровень оплаты труда преподавателей начальной школы в Москве равен 50 тысячам рублей. Оплата труда определяется престижностью школы и количеством обучающихся. Данные показатели влияют на уровень финансирования учебного заведения.

Один преподаватель не может обучать больше 25 учеников за урок, а за неделю перерабатывать больше 24 часов. Для получения большей зарплаты педагоги добирают до 30-35 детей, ведь за каждого дополнительного ученика доплачивают по 800 рублей.

Учительница Светлана Решетняк рассказывает о доходах работников сферы образования на своём опыте:

В регионах же такие специалисты получают не больше 35000 ₽. Согласно данным портала Trud.com, самые высокие заработки в следующих областях:

  • Курская (47000);
  • Ленинградская (около 30000);
  • Камчатка (50000 рублей).

Маленькие оклады специалистов в Екатеринбурге (9000 ₽) и Ижевске (17000 ₽). В сельской местности зарплаты иногда не больше 10000 ₽.

Росстат опубликовал данные, согласно которым средняя зарплата преподавателя начального образования составляет 42000 ₽, ближе к концу года – 44000 ₽. Увеличение минимального размера оплаты труда привело к увеличению зарплат на 10%. Молодые специалисты этой сферы поддерживаются путем льготного кредитования ипотеки. Также специалисты могут рассчитывать на ежегодные медосмотры и льготные путевки в санатории.

Работа в государственных структурах

Работа в государственных учебных заведениях имеет некоторые плюсы. Сколько должен получать учитель зависит не только от размера оклада и количества внеурочных занятий, но и от премий различного рода. К тому же есть некоторые гарантии, которые не всегда предлагает коммерческая организация. Например, в коммерческих учебных центрах очень часто большая часть зарплаты проходит под грифом «черной». То есть на пенсию и социальные отчисления приходится очень мало средств, что обязательно даст о себе знать в период больничных, отпусков, декретных выплат или по уходу на пенсию. Государственные же структуры обязаны выплачивать зарплату официально.

Что повлияет на повышение заработной платы в 2021 г.

Стоит отметить, что в системе регулирования заработных плат школьных учителей произошли следующие изменения:

  • Соотношение заработной платы среднего учителя и руководства школы. Заработная плата директора не может превышать доход учителя больше, чем в 4 раза.
  • Введение новых должностей: ведущий учитель, старший учитель. Каждая из них имеет ступень профессиональных обязанностей.
  • Учителям придется сдавать экзамены для подтверждения квалификации, что даст возможность претендовать на большую заработную плату.

Сами учителя считают, что данные нововведения совсем не повлияют на увеличение заработной платы. А педагог пенсионного возраста опасаются, что экзамены нужны для освобождения места выпускникам ВУЗов.

В России планируется введение профессионального экзамена. Он поможет не только оценить знание методик, но также и самого предмета. И дополнительно выявит педагогические навыки. 

Из чего складывается зарплата учителя

Давайте разберемся, как рассчитывается зарплата учителя. Актуальный вопрос для любого педагога. Ставка заработной платы учителя в соответствии с новой системой оплаты труда формируется по следующей схеме. Базовый оклад умножается на сумму коэффициентов всех компенсационных выплат, в число которых входят доплаты за:

  • классное руководство; 
  • проверку тетрадей; 
  • заведование кабинетом; 
  • внеурочную работу; 
  • категорию; 
  • количество учеников; 
  • большую нагрузку. 

Это все можно представить в виде формулы. Зарплата учителя в школе = базовый оклад х (1 + сумма всех коэффициентов). 

Еще больше увеличить педагогу оклад помогают стимулирующие выплаты. Они полагаются педагогу за:

  • каждого ученика, который стал победителем или призером муниципальной, областной, всероссийской или международной олимпиады;
  • отсутствие жалоб от родителей и коллег;
  • отсутствие детских правонарушений и отсутствие или снижение количества учеников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
  • высокие результаты ЕГЭ;
  • использование в работе современных образовательных технологий;
  • профессиональную дисциплину (своевременная подготовка и сдача отчетов, ведение журнала, личных дел учащихся). 

Стимулирующая часть оклада сначала рассчитывается в баллах: за каждое достижение полагается определенное их количество. Стоимость каждого балла в рублях определяет руководство школы: средства из стимулирующего фонда делятся на число всех баллов, заработанных всеми педагогами за отчетный период. Затем число баллов умножается на их стоимость. Получившейся суммой поощряют педагога. Фонд оплаты труда, из которого распределяются стимулирующие выплаты, формируется в образовательном учреждении в соответствии с нормативно-подушевым финансированием, которое зависит от количества учащихся и регионального показателя ученико-часа. Стоимость ученико-часа в каждой школе устанавливается индивидуально. Так как зарплата учителя считается именно по ученико-часам, директор вынужден формировать большие классы. Количество детей умножается на количество часов и на установленную в школе стоимость ученико-часа. 

Обязанности учителя

Учитель – профессия, которая имеет четко закрепленные обязанности. В них входят:

  • осуществлять образовательную деятельность в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами;
  • осуществлять внеклассную работу;
  • проводить мероприятия по сбережению здоровья детей;
  • вести методическую и научную работу.

В целом список обязанностей закреплен должностной инструкцией. При этом педагог может вести как несколько предметов (математику, литературу), так и узкоспециализированные предметы – физкультура или музыка, которые требуют соответствующего образования. В любом случае для вступления в должность необходимо профильное образование. А дополнительные курсы, квалификации позволяют увеличить уровень зарплаты.

Зарплата учителя складывается из многих факторов

Сколько получают пенсию учителя

Выйти на пенсию преподаватели могут при стаже не менее двадцати пяти лет

И не важно,
какой возраст будет у учителя

Согласно новому законодательству, по выслуге лет на пенсию могут уйти:

  • директора и заведующие учебной частью;
  • преподаватели;
  • логопеды;
  • воспитатели;
  • психологи, работающие в образовательном учреждении.

Также на досрочный выход на пенсию имеют право организаторы внеклассной воспитательной
работы, мастера производственных работ и другие педагогические
работника.

Для расчета размера пенсии, обязательно учитывается:

  • трудовая деятельность до 1 сентября 2000 года;
  • после 1 сентября 200 года;
  • периоды отпусков.

По общему правилу, льготная пенсия назначается в размере 40% от ставки зарплаты.
Надбавки при расчете учитываются только у преподавателей с ученой
степенью и заслуженных учителей, а также у лиц с особым режимом
работы.

Министерство труда планирует увеличить зарплату для педагогов с постепенным увеличением
стажа. Таким образом, к 2030 году все работники образования будут
получать пенсию на общих условиях.

Для получения льготной пенсии, необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • Трудовую книжку;
  • Свидетельства о рождении детей;
  • Военный билет (для мужчин и, если таковой имеет у женщин, то его так же
    предоставляют);
  • Справку о зарплате за установленный период (решает Пенсионный Фонд, в который
    обращается будущий пенсионер).

При оформлении документов, сотрудники ПФ могут попросить предоставить и другие
документы, необходимых для установления некоторых факторов.

Работа преподавателя во все времена считалась почетной и одной из самых сложных. Чтобы
стать хорошим специалистом, необходимо хорошо знать свой предмет,
уметь донести до каждого ученика учебный материал и уметь отвечать на
все вопросы школьников. За такой нелегкий труд преподаватели получают
зарплату, установленную в каждом регионе индивидуально, исходя из
областного (городского, муниципального) бюджета (в каждом регионе
индивидуально).

Итоговая зарплата педагогов по среднему показателю нельзя считать приемлемой для
страны. Ведь данная работа очень тяжелая и требует повышения оплаты.
В будущем Министерство труда планирует повышение оклада.

Возможности дополнительного заработка для учителя начальных классов

  1. Опыт работы сам собой не накапливается. Для того чтобы его обрести и получать дополнительный процент, стоит практиковать подкрепленные дипломом знания в учебных учреждениях, работа с детьми от 7 до 10 лет.
  2. Проводить специальные кружки и тематические мероприятия для детей, на которых ребята смогут получать дополнительные знания, а зарплата учителя – процент.
  3. Если позволяет уровень знаний, многие учителя занимаются легальной репетиторской деятельностью. Эти занятия могут проводиться в школе после занятий в специально отведенное время либо по договоренности с родителями ученика. Так как оплата, соответственно, идет непосредственно от семьи ребенка, то к зарплате эти деньги имеют лишь косвенное отношение из-за одинакового рода деятельности.
  4. Если денег совсем не хватает, многие учителя используют свои знания в немного иной сфере. Есть виды подработок, не связанных с преподавательской практикой, но помогающие заработать лишние деньги. Чаще всего это подработка в Интернете: написание статей, создание другого контента и т. п.

Специфика работы

Тяжело в учении…

Работать учителем очень трудно. Мы уже публиковали про специфику работы учителей отдельный материал. Учителем в начальной школе работать особенно непросто. Более старшие дети уже имеют представление о дисциплине и способны довольно долгое время сидеть и слушать, не вскакивать, не перебивать, не шуметь.

Дети семи–десяти лет быстро устают и отвлекаются. Учителю приходится прилагать огромное количество усилий, чтобы держать их в тонусе. Работа учителя в начальных классах – жизнь на вулкане.

А ведь кроме работы в классе с детьми современный учитель вынужден заполнять прорву всяких документов и отчетов для департамента образования.

А после работы учителя ждут тетрадки с домашним заданием и подготовка к завтрашним урокам. Добавьте к этому необходимость отвечать родителям в чатах класса в Ватсапе или Вайбере.

Родители далеко не всегда адекватны и постоянно чего-то хотят от учителя. Представили? Думаю всем очевидно, что труд учителя весьма тяжел. Идут в учителя начальной школы как правило только те, кто очень любит детей. Другие просто здесь долго не выживут.


Престарелый учитель начальных классов – современная реальность

При такой нагрузке зарплата учителя в большинстве регионов не дотягивает даже до уровня средней. Поэтому молодые специалист не спешат трудоустраиваться в государственные школы. И учат российских детей очень часто пенсионеры.

Задачи и функции учителя

Когда далёкий от системы образования человек выясняет, сколько зарабатывают учителя начальных классов в России, он обычно испытывает лёгкий шок

В самом деле, важность, ответственность и многоплановость такой работы не совсем соответствует финансовой ценности, которую устанавливает для неё рынок. Причём если углубиться в особенности деятельности педагога, то можно выявить множество не вполне очевидных задач, о которых широкие массы граждан даже не имеют представления

Среди них:

  1. Разработка учебно-методической программы по своему предмету на весь учебный год, определение целей и задач занятий, выбор способов оценки результатов;
  2. Поиск наиболее эффективного метода подачи учебного материала с учётом возраста, уровня подготовки и психологических особенностей школьников;
  3. Информирование детей и родителей о выборе соответствующих учебной программе книг, методических пособий и рабочих тетрадей;
  4. Составление планов проведения текущих уроков, разбивка материала на логические блоки, подготовка вопросов и ответов для вовлечения учеников в процесс;
  5. Проведение обучающих и контрольных занятий с использованием инструментов и приёмов современной педагогики, психологии, информационных технологий;
  6. Оценка достижений учеников в освоении теоретической программы, приобретении ими практических навыков и развитии творческой деятельности;
  7. Использование учебно-методических и педагогических приёмов для формирования культуры личности школьников, их творческого мышления и социализации;
  8. Развитие у детей природной любознательности и желания осваивать новые знания, стимулирование их заинтересованности в ведении исследовательской деятельности;
  9. Контроль дисциплины в группе, объяснение ученикам на личном примере моральных ценностей, принципов взаимопомощи и уважения человеческого достоинства;
  10. Активное участие в деятельности педагогического совета учебного заведения, методических групп и иных учительских сообществ;
  11. Поиск способов коммуникации с родителями учеников, совместная с ними разработка методов всестороннего развития личности школьников;
  12. Классное руководство, ведение индивидуальной работы с отстающими учениками, помощь в освоении программы детям из малообеспеченных семей;
  13. Ведение по установленным правилам учебной документации, составление отчётов о текущем уровне успеваемости и посещаемости на занятиях.

Как рассчитывается зарплата учителей сейчас?

Проблему с зарплатами педагогов всерьез начали обсуждать только несколько лет назад – оказалось, что в стране до сих пор нет единой системы оплаты труда, и порядок начисления различается в каждом регионе и даже на уровне школ есть свои различия.

Сейчас зарплата учителя складывается из оклада (фиксированная сумма за каждую ставку), и всевозможных доплат. Если говорить более официально, в расчете зарплаты учителя учитываются 4 основных элемента:

  • базовая часть – по сути, тот же оклад, который выплачивается за ведение уроков, проверку тетрадей, ведение дополнительных занятий и кружков;
  • стимулирующие выплаты – их должны выплачивать учителям за различные достижения (как их учеников, так и самих учителей). Например, это могут быть доплаты за высокие результаты учеников на экзаменах и олимпиадах, использование современных технологий на уроках, длительный стаж и категорию;
  • компенсирующие выплаты – например, надбавки за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • премии – другие вознаграждения.

По факту оказывается, что оклад учителя на одну ставку может быть ниже МРОТ (а в ряде регионов вообще составляет 3-4 тысячи рублей), а остальная сумма «добирается» стимулирующими выплатами и премиями. Но у этих выплат есть одна особенность – их распределением занимается руководство школы.

Другими словами, если у педагога не очень хорошие отношения с руководством школы, ему могут снизить стимулирующие (а более лояльным сотрудникам – наоборот, повысить их).

Дополнительно учителя получают надбавки за классное руководство – с 2020 года введена федеральная выплата в размере 5000 рублей в месяц (на каждый класс, но не более 10 тысяч рублей в сумме), за работу в сверхурочное время, и некоторые другие. Еще педагогам должно оплачиваться участие в организации ЕГЭ, но по факту некоторые этих выплат не видят (они есть, но премия снижается на ту же сумму – у школы просто нет свободных денег).

Но больше всего на сумму зарплаты влияет ситуация с бюджетом в регионе и городе – если Москва (до федеральных доплат) платила учителям по 12 500 рублей за классное руководство (плюс по 500 рублей за каждого ученика сверх 25), а школы доплачивали еще по 15 тысяч, то в регионах таких денег просто нет – там педагоги получают меньше за все свои обязанности. Соответственно, чем меньше средств в бюджете региона, тем меньше распределяется фонд стимулирующих выплат, и тем меньше реально доходит до учителей.

А недавний мониторинг, проведенный Министерством просвещения, показал – половина учителей вообще не понимает, по каким принципам им начисляется зарплата. И эту проблему собираются решить уже скоро.

Образование преподавателей

Работа в учебных заведениях, занимающихся обучением детей и подростков, требует наличия педагогического образования. В совокупности с профильными предметами в педагогических институтах будущие учителя познают тонкости психологии детей данного возраста. Техникумы, колледжи и высшие учебные заведения от своих педагогов уже не требуют знания педагогики, так как там они имеют дело уже почти со взрослыми или действительно взрослыми людьми. Тут главное — совершенное знание собственного предмета, а также понимание своих студентов. То есть без психологии действительно не обойтись учителю нигде.

Особенности образовательной профессии

Казалось бы, основной обязанностью педагога является проведение уроков. Но для того, чтобы донести до учащихся информацию, научить их мыслить, использовать полученные знания, сформировать требуемые навыки, учителю приходится большое количество времени тратить на подготовку к уроку, в процессе которой он должен:

  • разработать план занятия;
  • подобрать демонстрационный материал;
  • подготовить наглядные пособия;
  • отобрать упражнения для закрепления материала.

Все эти действия относятся к методической составляющей работы педагога.

После аудиторных занятий учитель проверяет рабочие тетради учащихся, выставляет оценки, заполняет журнал.

Если в обязанности педагога входит классное руководство, то ему необходимо готовить и проводить классные часы, выстраивать систему взаимоотношений в коллективе учащихся, организовывать внеклассную работу, взаимодействовать с родителями.

Выполнить качественно весь комплекс обязанностей может лишь тот, кто выбрал профессию учителя по призванию, понимая, что рабочий день никогда не будет ограничен определенным количеством рабочих часов, а некоторую работу придется выполнять дома.

К плюсам профессии можно отнести:

  • продолжительный двухмесячный отпуск, только учителя имеют право отдыхать каждый год летом, в то время как работники других профессий не имеют такой возможности;
  • постоянные коммуникации с детьми и взрослыми, дефицита общения не бывает никогда;
  • творческие задачи, которые необходимо решать каждый день;
  • отсутствие фиксированного рабочего дня, что, несмотря на высокий уровень занятости, позволяет иметь определенную свободу, которой нет у офисных сотрудников, работающих с 9 до 18 часов;
  • в случае достижения учащимися успехов – почет и признание авторитета учителя.

В число минусов можно включить:

  • невысокую заработную плату;
  • интенсивность труда и загруженность;
  • высокий уровень ответственности не только за качество знаний учащихся, но и за жизнь и здоровье учеников, находящихся в школьных классах;
  • психологическое напряжение, возникающее при взаимодействии с трудными детьми и их родителями;
  • большое количество документации, которую необходимо регулярно заполнять.

Дополнительные деньги учителя зарабатывают, проводя занятия в качестве репетиторов с теми, кто готовится к сдаче ЕГЭ. Учителя английского языка в школе получают такой же уровень дохода, как и остальные предметники, и часто подрабатывают в качестве преподавателей на языковых курсах и в частных центрах изучения иностранных языков.

В настоящее время перед правительством стоит задача повышения престижа профессии преподавателя, привлечения в образовательную сферу молодежи. На сегодняшний день в школах большое количество учителей находится в предпенсионном возрасте. Они выходят на пенсию и продолжают преподавать, несмотря на невысокий уровень оплаты труда. Привлечение в школы молодых специалистов должно позволить решить вопрос нехватки кадров и обеспечить преемственность поколений педагогов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector