Федеральный закон «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 n 44-фз ст 44 (ред. от 30.04.2021)
Содержание:
- Ограничения и условия
- Статья 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
- Определение начальной цены контракта по 44-ФЗ
- Ст. 32 Закона № 44-ФЗ
- Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (О Федеральной контрактной системе — ФКС)
- Обзор документа
- Основные понятия закона, возможности его использования для регламентации проведения закупочных процедур
- Структура ФЗ-44 о Госзакупках
- Отчет по выполненным работам
- Публикация тендера по 44-ФЗ
- Контрактная служба
- Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок
- Статья 32. Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки
- Мониторинг закупок
Ограничения и условия
Ч. 1 статьи 14 44 ФЗ гласит о том, что национальный режим применяется в отношении товаров иностранного происхождения, которые были произведены вне территории Российской Федерации.
При осуществлении госзакупок в рамках национального режима, ограничения делятся на 3 группы:
- Первая группа ограничений — запрещается поставлять импортную продукцию в рамках госконтракта. Распространяется на следующие отрасли: машиностроительная, легкая промышленность, производство мебели, программное обеспечение, товары с оборонным предназначением. Если при осуществлении такого рода закупок заявка одного из участников предполагает необходимость поставлять иностранные товары, она будет отклонена.
- Вторая группа — ограничение в допуске товаров иностранного производства. Подразумевает, что заказчик может рассмотреть заявку любого из участников с предложением иностранного товара, но есть условия — не должно быть российского подобного продукта. Основное распространение подобных правил закупки распространяется на такие сферы, как — лекарственные препараты, радиоэлектроника, медицинские изделия.
- Третья группа — преимущество предоставляется товарам российского производства. При осуществлении подобных закупок, заказчик вправе рассматривать все заявки, поступившие от участников. Но, только те заявки, которые содержат предложения на поставку товаров отечественного производства, будут обладать преимуществом.
Пример:
Статья 14 Федерального закона не предоставляет перечень продукции, которая подпадает под действие национального режима. В законе лишь содержатся отсылочные нормы на Постановления Правительства, где они приведены.
Согласно ч. 3 ст. 14 44 ФЗ в последней редакции, цели внедрения национального режима закупок следующие
- Обеспечение безопасности страны, поддержание ее обороноспособности;
- Защита конституционного строя;
- Активизация и мотивация к развитию для внутреннего рынка;
- Предоставление помощи для развития национальной экономики;
- Толчок к развитию отечественным производителям.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона 44 ФЗ пунктом 4 Правительство располагает правом запретить поставлять товар из определенной страны, либо частично ограничить поставки. Это касается и тех товаров, на которые не распространен национальный режим 44 ФЗ. Подобные действия необходимы, чтобы предотвратить участие в государственных закупках тех стран, к которым Правительство России более не имеет доверия. К примеру, с января 2016 года Правительством были установлены ограничения на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд турецкими организациями.
Часть 3 ст 14 Федерального закона 44 ФЗ гласит, что если невозможно применить национальный режим, заказчик должен предоставить в ЕИС доказательство и объяснение принятого решения.
Часть 5 статьи 14 федерального закона no 44 ФЗ гласит, что нормативные акты с условиями поставки товаров в рамках национального режима должны быть опубликованы в ЕИС в течение 3-х дней после утверждения.
` quiz`.`quizHeader `
Статья 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
В случае, если при заключении таких контрактов критерий, указанный в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не используется, величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 настоящего Федерального закона). Величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до нуля процентов суммы величин значимости всех критериев.
7. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:
1) литературных произведений;
2) драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;
3) хореографических произведений и пантомимы;
4) музыкальных произведений с текстом или без текста;
5) аудиовизуальных произведений;
6) произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;
7) произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;
8) произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);
9) фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;
10) производных произведений;
11) составных произведений (кроме баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
8. Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
9. Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
<Статья 31| Статья 32| Статья 33>
Определение начальной цены контракта по 44-ФЗ
- сопоставления рыночных цен;
- нормативный метод, регулируемый 19 ст. 44-ФЗ, основанный на нормах затрат, согласно настоящего закона;
- тарифный метод, применяющийся к услугам по водоснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, а также электроэнергетики, электросвязям и установке инженерных сетей (интернет);
- проектно-сметная методика, применяющаяся в основном при капитальном строительстве, реконструкциях, капремонтах и других отраслях;
- затратный метод, применяющийся в случае невозможности использования других методов.
К поставщикам по 44-ФЗ применяются антидемпинговые меры в процессе работы по закупкам. Их суть в том, что при выявлении снижения итоговой цены на закупку в 25%, победитель тендера будет обязан предоставить гарантии или подтвердить информацией из реестра госзакупок
Заказчики принимают во внимание следующие документальные подтверждения от поставщиков:
- отсутствие штрафов и пеней по трем и более контрактам;
- при отсутствии госконтрактов за последний год, следует предоставить информацию не менее чем за 4 договора за 2 года. Исполнение по 44-ФЗ 3 из 4 контрактов должно быть без штрафных санкций и начисления пени.
Ст. 32 Закона № 44-ФЗ
В случае, если при заключении таких контрактов критерий, указанный в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не используется, величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 настоящего Федерального закона). Величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до нуля процентов суммы величин значимости всех критериев.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
7. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:
1) литературных произведений;
2) драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;
3) хореографических произведений и пантомимы;
4) музыкальных произведений с текстом или без текста;
5) аудиовизуальных произведений;
6) произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;
7) произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;
8) произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);
9) фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;
10) производных произведений;
11) составных произведений (кроме баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
8. Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
9. Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (О Федеральной контрактной системе — ФКС)
в ред. Федеральных законов N188-ФЗ от 02.07.2013, N396-ФЗ от 28.12.2013, N 144-ФЗ от 04.06.2014, N224-ФЗ от 21.07.2014, N356-ФЗ от 24.11.2014, N416-ФЗ от 01.12.2014, N458-ФЗ от 29.12.2014, N498-ФЗ от 31.12.2014, N519-ФЗ от 31.12.2014
федеральный закон «О ФКС» регламентирует весь цикл размещения заказов, в том числе на стадиях планирования закупок и исполнения контрактов.
История принятия закона.
Ноябрь 2010 года — В послании Федеральному собранию президент РФ Дмитрий Медведев поручил реформировать систему госзакупок.
07 марта 2011 года — Минэкономразвития опубликовало Концепцию проекта Федерального закона «О Федеральной контрактной системе».
11 марта 2011 года — ФАС публикует новую редакцию Федерального закона 94-ФЗ.
07 мая 2012 года ФАС и МЭР сняли основные разногласия по принципиальным вопросам и законопроект был одобрен Правительством и внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.
20 июня 2012 Госдума приняла законопроект в первом чтении.
19 марта 2013 ГД приняла во втором чтении проект закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг».
22 марта 2013 года было принято решение принять закон «О контрактной системе» в третьем чтении.
Обзор документа
Разъяснено, что при заключении и исполнении контракта не действуют положения ГК РФ о том, что условия договора применяются к отношениям, возникшим до его заключения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.
Отмечено, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.
Если заказчик пользуется нежилым помещением (помещениями), переданным ему в безвозмездное пользование или оперативное управление, то он вправе заключить контракт с единственным исполнителем на оказание услуг по содержанию и ремонту объекта, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, по охране, по вывозу бытовых отходов.
Условие — данные услуги предоставляются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположено помещение, переданное заказчику.
Заказчик вправе оплачивать коммунальные услуги (компенсировать соответствующие расходы балансодержателя) на основании выставленного счета.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Основные понятия закона, возможности его использования для регламентации проведения закупочных процедур
У государства и государственных предприятий есть свои нужды, которые необходимо удовлетворять. Уже несколько лет идёт разработка таких нормативных актов, которые бы позволили эти нужды удовлетворить, но с максимальной прозрачностью и под максимальным контролем. Для этого был принят закон № 44-ФЗ, который является основным регулятором в сфере государственных закупок.
44 ФЗ с изменениями 2019 и комментариями необходим к изучению тем, кто решил заняться государственными закупкам с целью удовлетворения потребностей государства в лице федеральных, муниципальных и региональных органов власти. В данный закон постоянно вносятся какие-либо изменения. Цель принятия поправок – сделать закупки в пользу государства наиболее прозрачными.
Данный закон был принят 05. 04. 2013 года, а вступил в свою законную силу 01. 01. 2014 года. По настоящее время в него вносятся поправки и изменения с целью наиболее эффективного удовлетворения целей, для которых он разрабатывался и принимался.
Когда только реализовывались первые положения данного закона, была создана единая информационная площадка (специальная электронная система), на которой размещалась вся необходимая информация о том, в каком виде и каким образом будет осуществляться та или иная закупка. Практически все закупки осуществляются через эту единую систему. Исключение составляют те контракты, которые заключаются с единственным поставщиком на основании ст. 93 Закона. Все сведения о поставщиках и покупателях попадают в Единую информационную систему.
Для заключения контрактов с помощью этой системы, все участники должны иметь электронную цифровую подпись. Это сделано для того чтобы все сделки заключались с максимальной прозрачностью и не было сомнений в том, что контракты не поддельные. ЭЦП – это специальный инструмент, который позволяет пользователю не только войти в Единую информационную систему, но и подписать контракт. Затем все сведения о заключённой сделки выгружаются в эту систему, и становятся доступными для других участников.
Структура ФЗ-44 о Госзакупках
Как и любой другой закон, ФЗ 44 о контрактной системе постоянно дополняется новыми положениями, что существенно осложняет его понимание людьми, не имеющими юридического образования.
Однако, лица, регулярно участвующие в тендерах по 44-ФЗ должны ориентироваться в данном нормативном акте.
- Статья 1 44-ФЗ и далее до 15 статьи описывают общие положения, регулирующие сферу применения данного закона, основную терминологию и понятия, здесь же содержится информация о принципах заключения госконтрактов с физическими, юридическими лицами.
- 16-23 статьи 44-ФЗ о Госзакупках регулируют правила планирования государственных закупок.
- 24-96 статьи закона 44-ФЗ о закупках очерчивают рамки государственного регулирования об участниках государственных тендеров, каким требованиям должны соответствовать поставщики товаров, исполнители работ и подрядчики по услугам.
- 97-98 статьи описывают принципы мониторинга госзакупок и аспекты контроля обеспечения контракта по 44-ФЗ в данной отрасли.
- 99-104 статьи посвящены контролю в сфере 44-ФЗ госзакупок. Данный раздел федерального закона наиболее часто подвергается изменениям и дополнениям.
- 105-107 статьи 44-ФЗ регламентируют порядок разрешения споров между участниками госконтрактов.
- 108-111 статьи описывают особенности заключения договоров и их исполнения при отдельных видах государственных закупок согласно требования федерального закона 44-ФЗ.
- 112-114 статьи – это заключительная часть закона 44-ФЗ о закупках.
Отчет по выполненным работам
Финальным этапом контракта является прием товаров или работ со стороны подрядчика и составление отчета по госзакупкам со стороны заказчика.
Прием работ со стороны подрядчика в соответствии с требованием 44-ФЗ, заключается лишь в том, чтобы оповестить его о завершении работ и предоставить результат. Как правильно принять работы со стороны заказчика и какие документы оформить – это уже решает специалист по 44-ФЗ.
Порядок приема результатов контракта регулируется ст. 94 и 34 Закона 44-ФЗ. Все сроки и порядок приема товаров, услуг и работ должны быть прописаны в договоре, а их неисполнение влечет за собой штрафы. По завершению контракта заказчик предоставляет подрядчику ТТН, акт выполненных работ либо документы об отказе с обоснованием.
Публикация тендера по 44-ФЗ
При оформлении заявки на ЕИС государственной закупки необходимо соблюдать правила публикации технического задания:
- Требования в ТЗ должны быть изложены максимально просто. Закон запрещает использовать без оговорки «или эквивалент» различные торговые знаки, бренды, патенты, а также любые другие наименования, ограничивающие конкуренцию. Исключение составляют товарные знаки, бренды, патенты, которые участвуют в ограниченных конкурсах и существует необходимость в закупке запчастей к тем или иным моделям техники.
- Описание заявки к закупке должно быть максимально подробно описано. Здесь могут использоваться спецификации, различные чертежи и планы, а также любые другие разрешенные Гражданским Кодексом документы.
- При закупке лекарственных средств заказчик должен указать непатентованные международные названия.
- Закупка товаров по 44-ФЗ осуществляется исключительно на новые, не бывшие в употреблении и в ремонте предметы.
Иногда заказчик может устанавливать дополнительные требования к качеству и характеристикам тех или иных товаров, к квалификации исполнителей работ и их опыту. Довольно часто оценивается деловая репутация, поэтому это тоже может быть требованием к условиям работы по 44-ФЗ.
В случае необходимости устанавливаются еще и требования к гарантии по 44-ФЗ на товары, расходы по эксплуатации, а также монтажу и наладке.
Контрактная служба
Федеральная контрактная служба в РФ начала функционировать с начала 2014 года, а основанием для её создания стала необходимость изменений в управлении государственными закупками. КС осуществляет полный цикл госзакупок, этапами которых является:
- планирование контрактных закупок по 44-ФЗ;
- выбор подрядчиков;
- заключение контрактов с поставщиками;
- контроль за исполнением;
- работа с претензиями и исками: формирование претензий, жалоб в ФАС по 44-ФЗ, составление заявлений в судебные инстанции.
Контрактная служба может быть реализована в виде 3 различных моделей:
- служба со структурным подразделением;
- служба без структурного подразделения;
- контрактный управляющий.
Создавать контрактную службу заказчик может по своему усмотрению при условии, что годовой объем закупок менее 100 млн. рублей в год.
Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок
1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее — минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
5. Нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.
6. Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.
7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:
1) осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности;
2) осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом;
3) осуществления закупок товаров, работ, услуг органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны.
Статья 32. Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки
Постановление ГД №1967-6 ГД.
08 апреля 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал закон. Закон №44-ФЗ от 05 апреля 2013 опубликован 08.04.2013 http://pravo.gov.ru:8080/page.aspx?39431.
Закон отменяет ныне действующий закон «О Госзакупках» 94-ФЗ от 21.07.05.
Закон вступил в силу 01 января 2014 года.
Внесены изменения Федеральным законом от 02.07.2013 N 188-ФЗ
Внесены изменения Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ
Внесены изменения Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ
Внесены изменения Федеральным законом от 21.07.2014 N 224-ФЗ
Внесены изменения Федеральным законом от 24.11.2014 N 356-ФЗ
Внесены изменения Федеральным законом от 01.12.2014 N 416-ФЗ
Внесены изменения Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ
Внесены изменения Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ
Внесены изменения Федеральным законом от 31.12.2014 N 519-ФЗ
Файлы. Скачать текст закона.
Закон 44-ФЗ от 05.04.2013 в MS WORD. (1,5MB)
Закон 44-ФЗ от 05.04.2013 в PDF. (1,5MB)
Заказать сертификат ключа проверки электронной подписи (ЭП)
Чтобы всегда быть в курсе последних изменений подпишитесь на изменения в законодательстве по госзакупкам.
Мониторинг закупок
Согласно последним изменениям по 44-ФЗ, каждый заказ по госзакупкам проходит процедуру мониторинга. Представляет он собой процесс сбора, обобщения, систематизации и оценки данных о прохождении торгов и выполнения планов и планов графиков закупок.
Проводить мониторинг может Министерство Финансов РФ. Целью данной процедуры согласно 44-ФЗ является:
- Оценка уровня реализации целей, закрепленных в госпрограммах, исполнения международных обязательств и выполнение функций государственных органов власти.
- Анализ необходимости проведения закупок в соответствии с требованиями ст. 18 44-ФЗ, а именно, учет НМЦ договора, методы определения поставщиков, прозрачность проведения конкурсов и аукционов.