Пени и штрафы по 44‑фз
Содержание:
- Что считается уклонением от заключения контракта?
- Размеры штрафов за план-график по 44 ФЗ
- Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения
- Штрафные санкции для поставщика
- Штрафы для поставщиков
- Какие бывают штрафы по 44 ФЗ
- Ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ
- Законные основания для отсрочки при заключении госконтракта
- Материальная ответственность
- Когда условие о пени и штрафах необязательно. Кто может быть освобожден от пени и штрафа
- Нарушения, связанные с информационным обеспечением заказов
- Признаки коррупционного правонарушения
- Как начислять пени
Что считается уклонением от заключения контракта?
В соответствии с нормами 44-Ф3 победитель торгов обязан подписать размещенный на электронной площадке контракт, уложившись в отведенные для этого сроки: в течение 5 дней с даты размещения его заказчиком.
Вместе с подписанным контрактом он должен опубликовать документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. Если участник не согласен с какими-то пунктами контракта, он в эти же сроки размещает на электронной площадке протокол разногласий. В случаях, когда победитель снизил цену контракта на 25 % и более, сумму обеспечения необходимо увеличить в 1,5 раза или оставить прежнюю, но прикрепить пакет документов, подтверждающих добросовестность исполнителя (ст. 37 44-ФЗ). Если НМЦК контракта больше 15 млн. рублей, увеличивать обеспечение в 1,5 раза нужно обязательно.
Исходя из ч. 13 ст. 83.2 44-ФЗ и ч. 5 ст. 96 44-ФЗ, считается, что исполнитель уклонился от подписания контракта, если он:
- не подписал контракт в отведенные законом сроки;
- не разместил в ЕИС протокол разногласий;
- не выполнил антидемпинговые требования, предусмотренные ст. 37 44-ФЗ;
- не предоставил обеспечение исполнения контракта.
При наступлении одного или нескольких указанных выше оснований заказчик обязан зафиксировать факт уклонения от подписания договора по 44-ФЗ в протоколе и опубликовать его в ЕИС. На это ему отводится один рабочий день.
Размеры штрафов за план-график по 44 ФЗ
Собрали в таблице штрафов 44 ФЗ 2020 года, сколько придется заплатить за нарушения.
Нарушения в плане закупок или плане-графике | Основание по КоАП РФ | Штраф на ответственное должностное лицо, руб. |
---|---|---|
Объект или объекты закупки, указанные заказчиком в плановой документации, не соответствуют целям осуществления госзаказов и требованиям Федеральной контрактной системы и иных нормативно-правовых актов к закупаемой продукции или нормативным затратам; НМЦК заказов (в том числе и у единственного поставщика), внесенная в план-график, не обоснована или обоснована некорректно, без учета требований Федерального закона о ФКС и иных нормативов, принятых в Российской Федерации относительно закупочной деятельности | ч. 1 ст. 7.29.3 | 30 000,00-50 000,00 |
Порядок или форма обоснования начальной максимальной цены и обоснование объекта закупки не соответствуют установленному законом регламенту (исключением является описание объекта закупки) | ч. 2 ст. 7.29.3 | 10 000,00 |
План закупок или план-график, и изменения к ним утверждены с нарушением установленного 44-ФЗ срока; аналогична ситуация и с несоблюдением срока размещения в ЕИС плановой документации и изменений к ней — заказчика ожидает штраф за несвоевременное размещение | ч. 4 ст. 7.29.3 | 5000,00-30 000,00 |
Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
- 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
- 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
- 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов. Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр. При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).
Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:
- Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
- Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) — устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.
При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).
Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки. Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).
Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов
Посмотреть расписание
В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами. Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.
Штрафные санкции для поставщика
Не только должностные лица заказчика могут быть подвергнуты административной ответственности, существуют нарушения, за которые могут оштрафовать и поставщика.
За неправомерное изменение условий контракта устанавливается административная ответственность, к которой, наряду с заказчиком, привлекается и поставщик. Сумма штрафа:
- для должностных лиц — 20 000 тысяч рублей;
- для юридических лиц — 200 000 тысяч рублей (часть 4 ст. 7.32 КоАП РФ).
Размер штрафа увеличится, если изменения повлекло дополнительное расходование бюджетных средств. При этом, если имело место дополнительное расходование бюджетных средств, штраф будет в двукратном размере излишне израсходованных средств бюджета РФ.
В пользу поставщика может сыграть его финансовое положение, также смягчающие обстоятельства, характер и последствия правонарушения, невозможность исполнения контракта без внесения изменений. Отсутствие отягчающих обстоятельств сыграет в пользу поставщика, как и факт того, что нарушение произошло впервые.
Штрафы для поставщиков
Наиболее крупный штраф предусмотрен для тех поставщиков, которые отказываются от подписания договора, если при этом объект контракта – оборонные товары, не имеющие аналогов, или поставщик – единственный, кто может обеспечить поставку товаров для оборонки в нужном объеме.
В этом случае штрафы устанавливают для должностных и для юридических лиц. Предприятию или компании придется заплатить до 1 млн. руб.
Поставщик обязан предоставить именно те товары, о которых идет речь в договоре. Например, нельзя передавать заказчику изделия, год которых отличается от установленного контрактом. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15% от стоимости невыполненных обязательств.
Какие бывают штрафы по 44 ФЗ
Далеко не всегда участники тендеров действуют строго в рамках установленных законодательством правил. Часто встречаются случаи, когда сами заказчики или поставщики услуг не выполняют взятые обязательства.
В этом случае КоАП (Кодекс об административных нарушениях) предусматривает пени и некоторые другие административные взыскания в отношении нарушителя. Встречаются два наиболее распространенных вида нарушений:
- неполное исполнение условий контракта, за что заказчик вправе требовать неустойку (товар либо услуга не совпадает с тем, что было указано в договоре);
- срыв сроков исполнения, за что также накладывается взыскание (если просрочка произошла по вине поставщика, а не заказчика).
Размеры штрафов устанавливают в зависимости от степени нарушения.
Ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ
В случае, когда все же происходят заминки в поставке товара или строительстве того или иного объекта, вторая сторона имеет право требовать следующие компенсации:
- Уплаты неустойки (штрафов и пени) за каждый просроченный день;
- Уплаты понесенных убытков.
Сторона чьи права нарушены, может готовить претензию по госконтракту по 44-ФЗ уже на следующий день после того как пошла просрочка исполнения контракта. В претензии необходимо указать расчет требований и изложить всю суть проблемы. В случае, если подрядчик или поставщик не исполнит требования, указанные в претензии, текст претензии будет изучаться в суде чтобы проверить имеете ли вы право заявлять те или иные исковые требования. Только суд сможет решить спор, если вторая сторона считает, что не смогла выполнить условия контракта по причинам не зависящим от нее, поэтому и обеим сторонам потребуется грамотный и квалифицированный юрист.
ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.
Законные основания для отсрочки при заключении госконтракта
Иногда бывает, что для подписания контракта объективно не хватает нескольких дней. Например, банк задерживает выдачу гарантии или закончился срок действия электронной подписи, и вы не успели ее обновить. В таких ситуациях есть несколько законных оснований для получения небольшой отсрочки.
Оформление протокола разногласий
Если поставщик не согласен с какими-то положениями контракта, он в течение 5 дней, предусмотренных для его подписания, размещает на электронной площадке протокол разногласий, в котором излагает свои претензии. Протокол визируется усиленной электронной подписью лица, имеющего на это право.
Заказчик на протяжении 3 рабочих дней обязан рассмотреть протокол разногласий. Затем он размещает в ЕИС или исправленный проект договора, или его старый вариант с обоснованием причин отказа во внесении изменений.
После этого у поставщика будет еще три рабочих дня, чтобы подписать контракт. Таким образом можно дополнительно выиграть 6 рабочих дней.
Обращаем ваше внимание, что в отношении одного контракта протоколом разногласий можно воспользоваться только раз. Основания для возражений должны быть веские, например, несоответствие пунктов договора закупочной документации заказчика или заявке участника
Обстоятельства непреодолимой силы
Отсрочку для подписания контракта в соответствии с ч. 9 ст. 54 44-ФЗ и ч. 16 ст. 83.2 44-ФЗ дают внезапно возникшие обстоятельства непреодолимой силы. Если таковые наступили, поставщик обязан в течение одного дня сообщить о них другой стороне. Заключение контракта в этом случае можно отложить на срок до 30 дней.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы нужно подтвердить документально (справка МЧС, МВД, решение государственного органа власти, заключение ТПП России), а также доказать причинно-следственную связь между их наступлением и невозможностью подписать контракт.
Материальная ответственность
Материальная ответственность сторон устанавливается самим контрактом. Предусматривают такие формы ответственности:
- пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
- штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).
Поставщик | |
---|---|
Пени |
С сентября 2017 года правила для расчета одинаковы и для заказчика, и для поставщика. Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательств по госконтракту в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за неисполненные обязательства. Подробно о правилах мы рассказывали в статье «Как посчитать и взыскать неустойку по госконтракту». Для расчета воспользуйтесь онлайн-калькулятором. |
Штрафы |
|
Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и цена не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства назначат штраф в виде фиксированной суммы:
Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и цена контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства назначат штраф в виде фиксированной суммы:
|
|
За ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению техработ по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф в размере 5% от стоимости этих работ. |
|
Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного выражения, то за неисполнение положен штраф:
|
|
ВАЖНО!
Если докажут наличие обстоятельств непреодолимой силы или вины третьей стороны, ответственности в виде штрафа удастся избежать.
Когда условие о пени и штрафах необязательно. Кто может быть освобожден от пени и штрафа
Обратите внимание! В ряде случаев заказчик вправе не фиксировать в контракте суммы штрафов и пени, если закупка производится у единственного поставщика, например ( № 44-ФЗ):
- на сумму до 300 000 руб. включительно (п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ);
- на заключение контракта на посещение театров, спортивных мероприятий, кино и др. (п. 15 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ);
- если закупаются лекарства (п. 28 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ) и т. д.
Сторона освобождается от штрафа или пени, если ей удастся доказать, что неисполнение или некачественное исполнение обязательств было допущено вследствие непреодолимой силы или по вине другого лица (ч. 9 ст. 34 закона № 44-ФЗ).
Ситуация
Федеральное агентство воздушного транспорта обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО «Н» о взыскании неустойки за неисполнение в срок госконтракта на выполнение строительных работ. Сроки действительно были нарушены исполнителем, однако ему удалось доказать отсутствие своей вины в этом. Причиной просрочки стало невыполнение агентством обязательства по предоставлению топлива и увеличению максимальной мощности энергопринимающих устройств. В иске агентству было отказано (постановление 4-го арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019 № 04АП-14/2019 по делу № А58-6390/2018).
Нарушения, связанные с информационным обеспечением заказов
Закон о контрактной системе устанавливает требования к порядкам и срокам размещения информации о проведении закупок. Наиболее распространенными нарушениями, относящимися к данной группе, являются случаи неразмещения или нарушения сроков размещения на официальном сайте документации о закупке, протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, отчетов об исполнении контракта, иных документов, относящихся к закупке, размещение которых является обязательным.
Так, например, заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 250 тыс. руб., и в случаях, предусмотренных ст. 76 Закона о контрактной системе, – не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока (ч. 1 ст. 74 Закона о контрактной системе). Исходя из смысла данной нормы срок подачи заявок участников закупки должен составлять:
- не менее семи рабочих дней – для закупки на сумму, превышающую 250 тыс. руб.;
- не менее четырех рабочих дней – для закупки на сумму менее 250 тыс. руб.
Несоблюдение названных сроков может повлечь привлечение учреждения к административной ответственности по ч. 1.2 и 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем следует учитывать, что установление в извещении меньших сроков, чем определено ч. 1 ст. 74 Закона о контрактной системе, составляет объективную сторону состава административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ.
По общему правилу течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса. С учетом вышеизложенного датой начала срока подачи заявки является день, следующий за днем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок. При этом если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).
Также следует учитывать, что согласно ст. 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в данной организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Следовательно, дату истечения срока подачи заявок следует понимать как дату истечения срока представления котировочных заявок включительно.
Таким образом, срок, предусмотренный ст. 74 Закона о контрактной системе, начинается с первого рабочего дня после размещения извещения о проведении запроса котировок.
Извещение о проведении запроса котировок должно быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи заявок на участие в запросе котировок без взимания платы.
Необходимо отметить, что нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов не более чем на два рабочих дня влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 5 тыс. руб., а на юридических лиц – 15 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ). Напомним, что, например, извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Кроме того, предусмотрена ответственность за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Законом о контрактной системе. Совершение этого правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере 50 тыс. руб., а на юридических лиц – 500 тыс. руб. (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).
К данной группе нарушений, в частности, можно отнести случаи:
- неразмещения или нарушения сроков размещения на общероссийском официальном сайте планов-графиков закупки;
- невнесения или нарушения сроков внесения изменений в планы-графики закупок при изменении потребности в товарах, работах, услугах;
- неразмещения иных документов и информации, указанных в ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе.
Признаки коррупционного правонарушения
Используя служебное полномочие, представитель заказчика может умышленно нарушить государственные интересы для получения личной выгоды. Преступное деяние использует широкий спектр инструментов:
- Выставление необоснованной цены. Около 40% коррупционных преступлений в сфере закупок связано с завышением цены контракта. Сильно заниженная стоимость может сигнализировать о том, что работы по данному заказу проводиться не будут. Участники, состоящие в преступном сговоре, получают и делят между собой государственные средства.
- Заложение нереального времени для выполнения работы. Схема используется, когда нужная компания уже приступила к выполнению заказа. Остальные участники отсеиваются в связи с невозможностью уложиться во время, отведенное техническим заданием.
- Запрос от участников подтверждающих документов, которые не нужны. Это могут быть сертификаты на продукцию или лицензии на оказание услуг.
- Объединение нескольких принципиально различающихся лотов в один. Отсев участников связан с невозможностью большинства организаций одновременно предоставить разные виды услуг или поставить не связанные одной номенклатурой товары.
- Составление размытого технического задания. Из условий не ясно, какими характеристиками должен обладать предмет закупки.
- Закупка необоснованного товара или услуги. Трата государственных средств на приобретение предметов роскоши или других товаров, не соответствующих должностному статусу заказчика.
- Установление неудобной схемы оплаты заказа. Одной из разновидностей этого инструмента является длительная отсрочка оплаты.
- Фальсификация данных в ЕИС. В том числе внесение данных с использованием латиницы.
- Отклонение заявки неугодного исполнителя под вымышленным предлогом. Чаще всего основанием для отказа нарушители называют неполный комплект документов, предоставленных участником торгов.
Часто схемы формально не нарушают законодательство, но приводят к серьезному ущербу и торможению экономического развития.
Как начислять пени
Пени начисляются в размере 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка РФ, действующей на дату уплаты. Пени по этой ставке рассчитываются от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, в том числе за выходные и праздничные дни (письмо Минфина от 13 апреля 2016 года № 02-04-06/21780). Датой начала отсчета является день, следующий за тем, когда обязательства по контракту должны были быть выполнены.
В общем случае формула расчета пеней выглядит так:
Пени = ЦК * 1/300 * Ставка ЦБ * Просрочка,
где:
- ЦК — это цена контракта;
- Ставка ЦБ — ключевая ставка Банка России на день уплаты;
- Просрочка — количество дней, прошедших после крайней даты оплаты контракта.
В случаях, когда обязательство исполнено, но не полностью, размер пени должен быть уменьшен на стоимость исполненной части. Кроме того, при расчете пеней из количества дней нужно исключить те, в течение которых заказчик осуществлял приемку товара (услуги) и оформлял и ее результаты. Эти дни исключаются при условии, что в контракте специально не оговорены иные положения. На это Минфин указывает в своем письме от 7 ноября 2017 года № 24-03-08/73293.