Виды земельных участков
Содержание:
- Что значит данное понятие
- Изменение видов разрешенного использования земельных участков
- Пастбища
- Государственный кадастровый учет земельных участков. Межевание
- Плюсы и минусы
- Территории садоводческих, огороднических и дачных объединений
- Понятие категории земель особо охраняемых территорий и объектов
- Земли промназначения как изменить категорию
- Луна и астероиды
- Земельные фонды населенных пунктов
Что значит данное понятие
Вид разрешенного использования территории – это отрегулированный законодательством нормативный документ, определяющий целевое применение земли или существующих и возводимых на ней объектов.
Данная бумага необходима для четкого определения:
- С какой целью будет использоваться земля;
- Какие работы будут на ней проводиться – строительство, реконструкция, под сельскохозяйственные угодья;
- Она в первую роль играет решающий фактор при кадастровой оценке площади;
- Ею определяются границы территории.
Данную документацию определяет специальная комиссия, сформированная посредством местных органов власти или же их главой, так же эта комиссия наделена правом, изменений ВРИ.
Какой вид земли нужен для постройки дома?
Что представляет собой земельный классификатор
В России ВРИ начал использоваться с 2007 года, однако он не имел четких разграничений и параметров, из-за чего возникала большая путаница.
С конца 2014 года был введен в действие новый классификатор, более усовершенствованный, он имеет:
- Наименование, описание и числовое значение каждого вида в отдельности.
- Складывается с 12 обобщенных типов или основных и 81 уточненных. Обобщенные пункты можно использоваться в случае, когда нет конкретики итогового употребления участка:
- Эксплуатация в сельскохозяйственной сфере – растениеводство, садоводство овощеводство, животноводство, скотоводство, птицеводство и прочие;
- Под жилые застройки – все виды жилых помещений, в том числе и передвижные, а также постройки для их обслуживания;
- Использование объектов капитального строительства в интересах общества – коммунальное хозяйство, социальные организации, здравоохранение, учебные заведения;
- Предпринимательство – деловые центры, офисы, рынки, центры развлечения и торговли, общественное питание, гостиничные комплексы;
- Отдых – спорт, рыбалка, охота, причалы;
- Производственная деятельность – промышленность легкая, тяжелая, пищевая, строительная, нефтехимическая, использование недр;
- Транспорт – автомобильный, водный, железнодорожный, воздушный, трубопроводный;
- Обеспечение обороны и безопасности – военные базы, расположения, полигоны, внутренний правопорядок, охрана государственной границы, обеспечение деятельности по исполнению наказаний;
- Деятельность, относящаяся к охране и изучению природы – обеспечение курортной и исторической деятельности также входит в данную категорию;
- Лесная – заготовительные работы по древесине и лесных ресурсов, расположение резервных лесов и плантаций;
- Водные объекты – гидротехнические сооружение, общее и производственное применение водных просторов;
- Общее пользование территорией – ритуальная и специальная деятельность, запас.
Чем отличаются разрешенное использование земли и целевое назначение
Целевое использование – это особое направление использования земли и ее функций в интересах общества. Так как земли в соответствии с законодательством делятся на категории, принадлежность участка к одной из них, учитывая и ВРИ, определяет их целевое применение. Целевое назначение изменяется при переводе площади из одной категории в другую
Важно: определение к какой именно категории относится участок, может выполнить только компетентный орган и не более.
Разрешенное использование – это уже нюансы эксплуатации территории в рамках зафиксированных категорий, при этом виды и условия имеются для каждой категории индивидуально, вспомогательный пункт применения земли, владелец может определить самостоятельно, а также оспорить решение местных властей по разрешению в суде.
Изменение видов разрешенного использования земельных участков
Начальник отдела развития земельных отношений департамента недвижимости Минэкономразвития России Василий Корякин осветил ключевые проблемы правоприменительной деятельности, на разрешение которых нацелен законопроект. Так, он указал на невозможность изменения вида разрешенного использования земельного участка, если в отношении соответствующих земель не устанавливаются градостроительные регламенты или на такие земли не распространяется действие регламентов, и при этом отсутствует федеральный закон, который регулировал бы этот вопрос (, , ). Такую позицию занял, в частности, Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос о возможности изменения видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Суд обосновал невозможность такого изменения отсутствием специального закона ().
Законопроектом предполагается устранить обозначенный пробел правового регулирования. Планируется дополнить Земельный кодекс главой II.1 «Разрешенное использование земельных участков», в которой будут урегулированы на системной и комплексной основе вопросы, связанные с установлением, определением и изменением видов разрешенного использования земельных участков. Например, в ст. 14.2 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта предлагается зафиксировать, что виды разрешенного использования участков устанавливаются лесохозяйственными, градостроительными регламентами и положениями об особо охраняемых природных территориях. В некоторых случаях возможным будет установление разрешенного использования земельных участков независимо от регламента в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (при размещении линейных объектов, а также расположении участков в границах особых и свободных экономических зон и инновационных научно-технологических центров). Установление и изменение видов разрешенного использования угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения предлагается осуществлять согласно законам субъектов РФ (п. 2-3 ст 14.3 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта).
Эксперт также указал на проблему определения видов разрешенного использования земельных участков правообладателями, а в частности, арендаторами и лицами, использующими участки по договорам безвозмездного пользования или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сейчас предусмотрено, что правообладатели вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, выбирать любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов (). Однако на практике возможность выбора вида разрешенного использования земельных участков ограничивается. Например, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отменяя соответствующие судебные решения нижестоящих инстанций, указал, что арендатор вправе использовать земельный участок только в соответствии с условиями договора аренды. Это значит, что арендатор не может выбрать иной вид разрешенного использования участка по сравнению с тем, который зафиксирован в договоре, без согласования с арендодателем в соответствии со (постановление Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. № ВАС-1756/13).
В указанном постановлении ВАС РФ отметил также, что требование арендатора об изменении вида разрешенного использования участка, который изначально был предоставлен в аренду без проведения торгов, направлено по сути на обход процедуры торгов в отношении уже cформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков (, ).
Законопроект направлен на то, чтобы сделать норму, закрепляющую за правообладателями участков право выбора вида разрешенного использования, в действительности реализуемой. С этой целью в Земельный кодекс РФ планируется включить ст. 14.4, которая будет определять общий порядок изменения вида разрешенного использования участка и устанавливать соответствующие исключения (в отношении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах зон планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения, выбора использования участков ГУП и МУП и другое). Согласно п. 2 ст. 14.4 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта правообладатели смогут в уведомительном порядке направлять заявление о внесении в ЕГРН сведений о выбранном виде разрешенного использования или об условном разрешенном виде использования участков в орган регистрации прав.
Пастбища
К этой категории относятся территории, которые предназначены и систематически используются для выпаса животных. Сюда же причисляются земли, не являющиеся залежами и сенокосами, не используемые для выпаса скота, но пригодные для этого.
Различают пастбища культурные, заболоченные, суходольные, коренного улучшения, для отгонного скотоводства, обводненные, сбитые, закочкаренные, залесенные и закустаренные в определенной степени.
Земельные участки коренного улучшения – это территории, на которых уничтожена дернина и проведено последующее залужение, в результате чего образовался новый травостой. На склонах с повышенной эрозионной опасностью и в речных поймах залужение проводится без разрушения дернового слоя.
К культурным пастбищам относятся земли, подвергнувшиеся коренному или поверхностному улучшению. На них присутствует хороший травостой, за ними систематически ухаживают, обогащают удобрениями и нередко орошают. На культурных пастбищах осуществляют загонный (порционный) выпас животных.
Государственный кадастровый учет земельных участков. Межевание
Для признания земельного участка объектом гражданских прав необходимо определить его границы и площадь посредством межевания.
Проведение межевания не является обязательным в отношении ранее учтенных земельных участков. Сведения о них вносятся в ЕГРН и без проведения межевания. Это следует из ч. 5 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости.
Ранее учтенными участки считаются в случаях, если (ч. 4 ст. 69 Закона о госрегистрации недвижимости):
- 1) их учет проведен до 1 марта 2008 г.;
- 2) учет не был проведен, однако права на них зарегистрированы (и не прекращены) и им присвоены условные номера органом регистрации прав.
Проведение межевания и внесение соответствующих сведений в кадастр недвижимости существенно упрощает защиту права собственности на ранее учтенные земельные участки. Например, если земельный участок не поставлен на кадастровый учет и его границы на местности не определены, можно столкнуться с трудностью в установлении пересечения границ данного земельного участка с другим земельным участком.
Кадастр недвижимости является составной частью Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) (п. 2 ст. 7 закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, … которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (п. 7 ст. 1 закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Сведения о земельном участке, вносимые в кадастр недвижимости
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (статья 8 закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Так, в частности, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся:
- вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение и проч.);
- кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;
- описание местоположения объекта недвижимости;
- ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре)..
- площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место;
- иные сведения, указанные в ч. 4 статьи 8 закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Рекомендуем статью: «Межевание земельного участка. Кадастровые работы. Согласование границ. Обязательно ли межевание?»
Плюсы и минусы
Главная цель, с которой ввели земельные участки под ИЖС ― возведение жилья за счет самих будущих собственников. Такой подход имеет выгоды как для государства, так и для самих граждан.
Для последних существует несколько преимуществ, которые привлекают людей к покупке подобных наделов:
- часто рядом с участками ИЖС расположена вся необходимая инфраструктура;
- мало строгих правовых ограничений, которые могли бы влиять на строительство жилья;
- есть возможность участия в государственной программе по помощи в строительстве;
- простая процедура получения почтового адреса и регистрации в доме;
- дом, расположенный на участке под ИЖС, может выступать в качестве залога к ипотеке.
Но земли под ИЖС обладают не только преимуществами. Так, за ними наблюдается и несколько отрицательных сторон:
- законодательство ограничивает возможные размеры участка;
- нет возможности возведения здания с двумя раздельными жилищами, это значит, что в доме может комфортно проживать только одна семья;
- обустройство участка должно быть выполнено за 3 года с момента получения на него прав собственности;
- налогообложение участка под ИЖС несколько выше по сравнению с землями других категорий, но стоит отметить, что после постройки дома можно получить налоговый вычет;
- если дом будет построен с нарушением закона, то его могут перевести в статус самовольной постройки, в случае принятия соответствующего судебного решения, такое здание будет подлежать сносу;
- если зарегистрированный дом на земле под ИЖС не появится до истечения 10-летнего срока, то налог на такой участок будет удвоен.
Помимо этого, на 2020 год закон имеет множество поправок, которые значительно ограничивают возможности по использованию наделов под ИЖС. К примеру, раньше можно было при помощи судебных органов доказать возможность возведения здания на несколько семей.
Сам термин «индивидуальное жилое строительство» заведомо запрещает использовать участки для проведения коммерческой деятельности. А запрет на разделение дома и его этажность исключает возможность осуществления малого предпринимательства, например, собственного мини-отеля.
В основном, все недостатки касаются только тех, кто желает приобрести участок для попыток получения какой-либо финансовой выгоды. Те же граждане, которые намереваются получить надел для возведения собственного дома, наоборот, получат куда больше преимуществ при покупке участка, предназначенного для ИЖС.
Территории садоводческих, огороднических и дачных объединений
Эти категории относятся к землям поселений. Регулирование отношений с такими наделами осуществляется ФЗ №66. Его нормами устанавливается три категории юридических лиц, которые могут быть созданы гражданами для реализации прав:
- Некоммерческие объединения.
- Потребительские кооперативы.
- Садово-огороднические и дачные товарищества некоммерческого типа.
В последнем случае имущество, которое формируется за счет взносов всех членов, является их общей собственностью. Участники потребительского кооператива объединяют паи. Таким образом, они создают общее имущество. Собственником самого кооператива является юрлицо. Имущество, которое сформировано взносами членов некоммерческого объединения, также принадлежит юридическому лицу. Граждане, которые ведут дачное и садово-огородническое хозяйство, могут пользоваться инфраструктурой и материальными ценностями кооператива. При этом может устанавливаться определенная плата, оформленная письменно.
Понятие категории земель особо охраняемых территорий и объектов
Определение 1
Земли особо охраняемых территорий – это земли, имеющие особенную природоохранную, научную, историко-культурную, эстетическую, рекреационную, оздоровительную и иную ценность, в полном объеме или частично изъятые из хозяйственного использования и оборота согласно постановлениям федеральных органов госвласти, органов власти субъектов России или решениям органов местного управления, для которых установлен особый правовой режим.
Данная категория земель возникла в связи с необходимостью охраны уникальных природных объектов и комплексов, правовое положение которых определяется в экологическом законодательстве.
Выделяют 3 направления охраны окружающей среды:
- установление экологических требований для отдельных видов хозяйственной и другой деятельности;
- закрепление правил охраны отдельных природных объектов (воды, леса и пр.);
- придача особенного эколого-правового статуса охраняемым территориям.
Суть последнего направления состоит в установлении особенного порядка применения и охраны конкретной территории, тонкостей управления ею, финансирования и осуществления специальных экологических мероприятий. Особенный эколого-правовой режим охраны закрепляется при создании 2-х разновидностей территорий:
- особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ);
- зоны экологического бедствия.
Замечание 1
По отношению к территориям с особенным эколого-правовым статусом в федеральном законе имеется пробел, так как предусмотренное статьей 57 Закона об охране окружающей среды законодательство касаемо зон экологического бедствия пока что отсутствует.
Определение 2
Цель установления особенных стимулов и ограничений по применению и охране данных территорий – это создание дополнительных гарантий достижения ключевой задачи в экологическом законодательстве (обеспечить благоприятное качество окружающей среды).
Иначе говоря, установление особенного эколого-правового режима является обязательным, если общие экологические требования (лимитирование, нормирование) не позволяют успешно разрешить вопрос о сохранении и восстановлении определенных природных объектов в хорошем состоянии.
Соответствующие стимулы и ограничения содержатся в федеральном и региональном законодательстве, а также законах касаемо экологической, земельной, водной и лесной отрасли, о культурном наследии и т.д. Конкретные меры в данном направлении принимаются также и на муниципальном уровне.
Рассматриваемая категория земель возникла из главного принципа земельного законодательства (статья 1 ЗК России), где провозглашается приоритет сохранения особенных ценных земель, земель особо охраняемых территорий и, в соответствии с которым, изменение целевого назначения ценных земель сельхозназначения, земель из лесного фонда, занимаемых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занимаемых объектами культурного наследия, иных особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для остальных целей, ограничивается либо запрещается в законодательном порядке.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Земли промназначения как изменить категорию
С ростом населённых пунктов уменьшается количество земель, выделенных для промышленных целей. Особенно остро подобная проблема ощущается в крупных городах.
Для выхода из этой ситуации территории других категорий переводят в земли промназначения. Однако на практике сделать это довольно сложно.
Для успешного изменения категории участка необходимо иметь веские основания. К примеру, если речь идёт о сельскохозяйственной земле, для перевода её в промышленную данная территория должна отличаться низкой плодородностью почвы. В противном случае муниципальные власти откажут в осуществлении изменений.
Намного проще перевести промышленные земли в иную категорию, однако важно учесть 2 условия:
- если почве нанесён существенный ущерб, предварительно необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на восстановление плодородности земли;
- если новый владелец или арендатор планируют сносить наземные либо подземные сооружения, располагающиеся на данном участке, заинтересованному лицу нужно иметь на руках проект рекультивации, одобренный соответствующими органами.
Основание для изменения одной категории участка на другую – утрата землёй своих изначальных качеств, то есть невозможность использования территории по её целевому назначению.
Луна и астероиды
Планета обладает всего одним спутником, который влияет не только на физические изменения планеты (например, приливы и отливы), но и отразился в истории и культуре. Если быть точным, то Луна – единственное небесное тело, по которому гулял человек. Это произошло 20 июля 1969 года и право первого шага досталось Нилу Армстронгу. Если брать в общем, то на спутнике приземлилось 13 астронавтов.
Луна — единственный спутник Земли
Луна появилась 4.5 миллиардов лет назад из-за столкновения Земли и объекта с марсианским размером (Тея). Можно гордиться нашим спутником, ведь это одна из крупнейших лун в системе, а также стоит на второй позиции по плотности (после Ио). Она находится в гравитационной блокировке (одна сторона всегда смотрит на Землю).
В диаметре охватывает 3474.8 км (1/4 земного), а масса – 7.3477 х 1022 кг. Средний показатель плотности – 3.3464 г/см3. По гравитации достигает лишь 17% земной. Луна влияет на земные приливы, а также активность всех живых организмов.
Не стоит забывать, что бывают лунные и солнечные затмения. Первое случается, когда Луна попадает в земную тень, а второе – когда спутник проходит между нами и Солнцем. Атмосфера спутника слабая, из-за чего температурные показатели сильно колеблются (от -153°C до 107°C).
Орбита астероида 2006 RH120
В атмосфере можно найти гелий, неон и аргон. Первые два создаются солнечным ветром, а аргон из-за радиоактивного распада калия. Также есть данные о замерзшей воде в кратерах. Поверхность делится на различные типы. Есть мария – плоские равнины, которые древние астрономы принимали за моря. Терры – земли, вроде высокогорья. Можно заметить даже горные области и кратеры.
Земля располагает пятью астероидами. Спутник 2010 TK7 проживает в точке L4, а астероид 2006 RH120 подходит к системе Земля-Луна каждые 20 лет. Если говорить об искусственных спутниках, то их насчитывают 1265, а также 300000 единиц мусора.
Земельные фонды населенных пунктов
Такие площади обычно необходимы для постройки жилых объектов и возведения необходимой инфраструктуры. Определены их точные границы с землями прочих категорий.
В этом группу объединили следующие типы земель:
- выделяемые муниципалитетами под индивидуальное строительство жилья для граждан;
- площади, занятые административными и промышленными строениями, постройками коммунального, продовольственного и не продовольственного значения;
- под многоэтажные жилые здания – они могут образовывать улицы, микрорайоны;
- рекреационные земли в черте города или поселка, или в их пригороде. Положениями ст. 98 ЗК РФ установлено, что здесь ведется оздоровительная и спортивная деятельность, они также подходят для отдыха и туризма. Сюда также причисляют места расположения разных пансионатов, домов отдыха, туристических баз, отелей и кемпингов, детских оздоровительных и спортивных лагерей и иных подобных организаций. Базовое требование – соответствовать функциональному предназначению земли. Иначе владелец может лишиться права собственности. Возможно сооружение построек, зафиксированных в ст. 98 ЗК РФ;
- зоны, на которых ведется строительство систем электроснабжения;
- территории в самом городе или поселке, находящиеся под особой охраной – парки, ботанические и зоологические сады, заказники, музеи, расположенные под открытым небом, предметы культурного и исторического значения;
- площади, занятые под транспортную инфраструктуру – вокзалы, аэропорты, речные вокзалы;
- участки с водоемами, причисленные к собственности поселений;
- резервные площади для развития населенных пунктов;
- пространства с расположенными на них дорогами, причалами, трубопроводами;
- площади, подходящие для сельскохозяйственной деятельности. Ими распоряжается администрация поселения, выделяет под организацию подсобных хозяйств жителей;
- прочие пространства – улицы и площади города, земли из резервного запаса, участки, не находящиеся в обороте, зоны отчуждения и охранные территории.
На таких землях разрешено строить объекты, являющиеся частными или федеральными владениями, имуществом субъектов федерации или муниципалитета.