Снос и предложение
Содержание:
- Подробности проекта о реновации в регионах
- Строительство[править | править код]
- Как защищены собственники квартир?
- Гарантии благоустройства и требования к архитектурно-строительным нормам
- Так как стать участником программы комплексного развития территории?
- Как будет происходить снос или реконструкция?
- Какие поправки были внесены к основному чтению документа?
- Нюансы законопроекта
- Процесс голосования. Его достоинства и недостатки
- Проект федерального закона о реновации жилья защищает права граждан, заявил мэр Москвы Сергей Собянин на парламентских слушаниях в Государственной Думе.
- Нормы о предоставлении равнозначного помещения
- Основные положения 141 ФЗ
- Что же включается в понятие «реновации»?
Подробности проекта о реновации в регионах
Еще в июне 2020 года Валентина Матвиенко, которая занимает пост руководителя Совфеда, предложила разработать устав для региональной программы реновации. Это позволит областям проводить обновление жилого фонда по принципу того, как это происходит не территории столичного региона. Одна из самых главных задач программы – создание таких условий, которые бы оказались привлекательными для инвесторов.
По мнению Валентины Матвиенко, государственных средств не хватит для того, чтобы перекрыть нужды переселения граждан из ветхого жилья, поэтому логично будет привлечь инвесторов частного порядка.
В Белокаменной программа успешно работает еще с 2017 года. За это время удалось привлечь к реновации свыше 5 тыс. домов. Сложность кроется в том, что далеко не все жильцы остаются довольными произведенными изменениями. Доходит до того, что некоторые энтузиасты даже обращаются в органы прокуратуры.
Строительство[править | править код]
В промышленном строительстве — технико-экономический процесс замещения выбывающих из производства вследствие физического и морального износа машин, оборудования, инструмента новыми основными средствами за счёт средств амортизационного фонда, как один из процессов комплексной реконструкции промышленных объектов.
В гражданском строительстве — инновационный процесс в сфере основного капитала, при котором изменяется функциональное назначение объектов реконструкции.
По итогам международных конференций, симпозиумов, семинаров, проводимых Комитетом европейской экономической комиссии по жилищным вопросам, строительству и градостроительству ООН, установлено, что наиболее общей является тенденция максимального сохранения существующих зданий, причём не только архитектурных и исторических памятников, но и зданий рядовой застройки, возведённых в традиционной манере и являющихся важными элементами городской среды. За рубежом наибольший опыт реконструкции жилых зданий накоплен в Германии (на территории бывшей ГДР). Работы с самого начала не ограничивались ремонтом и реконструкцией отдельных зданий или даже отдельных групп зданий, а охватывали целые районы старой застройки.
При комплексной реконструкции исторической городской среды необходимо рассматривать её как инновационный процесс, включающий:
- реновацию — инновационный процесс в сфере основного капитала, при котором изменяется функциональное назначение объектов реконструкции;
- техническое перевооружение — локальную разновидность инновационного процесса реконструкции, которую осуществляют путём замены части процессов, осуществляемых в рамках отдельного объекта реконструкции;
- комплексную автоматизацию — локальную разновидность инновационного процесса, основанную на системотехническом применении новейших средств автоматизации и принципов развития «интеллектуальных» зданий;
- реконструкцию близлежащих объектов к каждому из объектов реконструкции.
Примерыправить | править код
- Программа реновации жилья в Москве (2017)
- Программа сноса пятиэтажек в Москве (1999)
18 сентября 2018 в депутатами Государственной думы — С. М. Мироновым и Г. П. Хованской в думу был внесен Проект Закона № 550294-7 «О реновации жилого фонда в Российской федерации» который на 8 октября на Совете Думы был рассмотрен. Проект Закона отнесен к реконструкции или сносу аварийного жилья не подлежащих капитальному ремонту пока не принят. Между тем субъектам РФ предоставляется право создать фонд содействия реновации жилищного фонда для реализации программы реновации жилищного фонда.
В 2017 и 2019 годах в Самарской области, обсуждалась реновация с использованием «Самарского фонда жилья и ипотеки» (СОФЖИ) который был созданный Правительством Самарской области в 1999 году, на который также возложена обязанность по реновации исторической части города Самары. В ноябре 2018 года Самарская Губернская дума VI созыва не поддержала федеральный законопроект предложенный Справедливой Россией, для применения его в регионе, предусматривающий снос Хрущёвок в регионе и обновление жилого фонда. Дума Тольятти от 26.12.2018 № Д-261 по представлению Администрации г.о.Тольятти по разработке проекта программы реновации жилого фонда на территории городского округа Тольятти, указала на отсутствие принятого федерального или регионального Закона о реновации.
В апреле 2019 года Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесла в Государственную думу Проект федерального закона № 689840-7 «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации». Однако Госдума отклонила законопроект. В октябре Заксобрание Санкт-Петербурга повторно направила в Госдуму Проект федерального закона о реновации для всей России.
В июне 2020 году по инициативе председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко было предложено распространить реновацию по всей стране. В сентябре 2020 года сенаторами Н.А.Журавлевым, О.В.Мельниченко, А.А.Шевченко был внесён в Государственную Думу, Проект закона № 1023225-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — с целью проведения всероссийской реновации и обновление ветхого и аварийного жилого фонда, перечень которых утверждается органами субъекта при согласии 2/3 собственников квартир в многоквартирного дома. 30 декабря 2020 законопроект подписан Президентом России и вступил в силу.
Как защищены собственники квартир?
Ускорение сноса или реконструкции неаварийных дома является лишь малой частью работы: нужно расселить его жителей, предоставив людям нормальные условия существования. Для этого предусмотрены новые статьи 67 в Градостроительном и 32.1 в Жилищном кодексах РФ.
Для начала собственников следует ознакомить с решением о предстоящем комплексном развитии территории, в границы которого попадают их дома. Данная информация должна быть опубликована в специализированных СМИ, на официальном сайте органов госвласти и информационных щитах в местах массового скопления граждан.
Затем жильцам каждого дома необходимо проголосовать «за» или «против» предстоящего расселения на общем собрании. Согласно закону, это решение принимается 2/3 голосов от общего числа собственников жилых помещений в доме. Период для проведения собрания должны установить областные власти. Если в течение 30 дней с момента окончания этого срока жильцы так ничего и не решили, их дома автоматически включаются в комплексное развитие территории, следует из текста закона.
Однако это не означает, что ситуацию невозможно изменить. Собственники квартир могут исключить свои дома из программы общим решением на основании 1/3 голосов, объяснил Игорь Кокин. Это можно сделать до момента, когда будут утверждены документы по планировке территории: как правило, в течение несколько месяцев, отметил эксперт.
Фото:Наталия Пылина
Согласно статье 32.1 Жилищного кодекса, взамен изымаемых квартир инвестор должен предоставить собственникам денежное возмещение
При расчетах учитывается стоимость земельного участка и помещений в доме, также принимается во внимание непроизведенный капремонт, расходы на переселение и прочее. Хотя приоритетом по новому закону является компенсация, по заявлению собственник может получить взамен освобождаемой квартиры другое равнозначное жилое помещение
Закон также предлагает возможность собственника получить квартиру большей площади и с большим количеством комнат. Он имеет на это право, заплатив разницу в цене, в том числе разрешается использовать средства материнского капитала, жилищных субсидий и социальных выплат. Действие данного пункта регулируется нормативным актом, который должен быть разработан регионом.
Законом оговорены несколько случаев, когда взамен изымаемого жилья предоставляется только жилое помещение. Это происходит, если в квартире проживает несовершеннолетний, недеспособный или ограниченно дееспособный гражданин. Также недопустима выплата компенсации, если объект находится в залоге (ипотека) или на него наложены ограничения, например, акт об аресте недвижимого имущества. В этих ситуациях Росреестр вместе с правом собственности регистрирует и его обязательства, пояснил эксперт по жилищному законодательству.
После принятия документа на федеральном уровне реализация нового механизма в регионе полностью зависит от Нижегородской области. Первые результаты программы горожане должны увидеть к 800-летию Нижнего Новгорода в августе 2021 года, и совпадут ли они с ожиданиями и заявленными целями — покажет время.
Гарантии благоустройства и требования к архитектурно-строительным нормам
Разумеется, большинство граждан, которых коснулась программа реновации в Москве, будут в первую очередь интересоваться новыми жилищными условиями. В законе N141-ФЗ об этом есть соответствующие главы.
Ниже представлены наиболее значимые выдержки касающиеся территорий и инфраструктуры:
- территория нового многоквартирного дома обязана располагаться в районе предыдущего проживания переселенцев;
- в обязательном порядке новые здания должны быть соединены с сетью дорожных дорог. Закон предусматривает обязательное обустройство парковочных мест, сооружения тротуаров и пешеходных дорожек;
- во дворах должны располагаться детские площадки, зоны отдыха, обильное озеленение, включающее обязательную высадку деревьев, кустарников и газонных площадей;
- внутриквартальные территории между домами также подлежать озеленению и формированию соответствующей пешеходной инфраструктуры, вкупе с озеленением;
- будет производиться обязательное минимальное обеспечение жильцов всеми необходимыми административными и социально значимыми объектами в зоне доступности. К ним относятся, школы, детские сады, спортивные комплексы, культурные центры и т. п. Нормативы, регулирующие минимальный уровень застройки предусмотрены правовыми актами Российской Федерации.
Требования к состоянию жилых квартир, вводимых в эксплуатацию новостройках:
дома строят из панельных монолитных конструкций согласно современным требованиям и стандартам;
внутренняя планировка общественного пользования разрабатывается с учетом эксплуатации маломобильных граждан;
квартиры с высокими потолками, арочными проходами между комнатами;
в каждой квартире есть возможность установки внешнего кондиционера. Место под него запланировано в документации. Есть место и под проведение инженерных коммуникаций устройства;
два входа: со стороны двора, и со стороны улицы
Для нежилых помещений дверной проем располагается только с улицы;
большое внимание уделяется инвалидам, для которых будет предусмотрена все необходимая инфраструктура, включая тротуарные дорожки, специализированные лестницы и места в лифте.
Оставьте пожалуйста ваше мнение о реновации
В целом все устраивает, пока еще не переселился, но настроен оптимистично 54.24%
Программой не доволен, хотел бы остаться в своем доме 39.83%
Напишу в комментарии 5.93%
Проголосовало: 236
Так как стать участником программы комплексного развития территории?
Необходимо провести собрание жильцов МКД с повесткой о включении дома в программу реконструкции, собрав не менее половины жильцов, после чего утвердить план по согласованию реконструкции не менее с чем двумя третями жильцов многоэтажного дома. Право голоса имеют как арендаторы-наниматели квартир, так и жильцы; первые будут голосовать от имени собственников, вторые – от своего собственника.
После утверждения реконструкции, протокол и подписи передаются в органы исполнительной власти субъекта – все необходимые действия жильцов выполнены, осталось только ждать начала реконструкции. На время реконструкции собственник получает иное помещение по договору социального найма.
Собственник может выбрать несколько вариантов развития событий.
Например, он может выбрать денежное возмещение стоимости квартиры, заключение договора социального найма с местными органами власти для найма квартиры, или же получить её в собственность.
Так, при выборе денежного возмещения стоимости, собственник получает денежные средства – по рыночной стоимости – не только за саму квартиру, но и за общее имущество, понесенные расходы и с учетом стоимости земельного участка (норма отсылочная на уже действующую норму ЖК РФ). Владельцы нежилых помещений на первом этаже реконструированного дома получают компенсацию в любом случае.
Если же собственник выбрал вариант с получением квартиры в наем или в собственность (получить квартиру в собственность можно путем подачи заявления), то ему гарантируется соблюдение его интересов – так, жилая площадь получаемой квартиры не может быть меньше жилой площади прошлой квартиры. Общая площадь, в свою очередь, должна быть больше общей площади старой квартиры. Полученная квартира должна соответствовать стандартам, установленным актом субъекта и находиться в том же районе (поселении, городском округе), что и прошлая.
Приятный бонус – владельцы таких квартир освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт сроком на год.
Как будет происходить снос или реконструкция?
В адресной программе будет устанавливаться очередность сноса или реконструкции домов. Такая очередность сноса указанных домов будет определяться с учетом их технического состояния. То есть чем в более критичном и аварийном состоянии находится дом, тем ранее он будет включен в программу и снесен. В целях реализации данной программы предлагается наделить широкими полномочиями субъекты РФ. Регионы будут вправе:
- определить содержание программ по сносу и реконструкции;
- утвердить порядок её формирования и утверждения;
- определить источники финансирования программы;
- утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при её формировании и реализации;
- определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы.
Региональные власти субъектов РФ или местные власти обязаны публиковать информацию о том, какие дома подпадают под КРТ, на официальных сайтах правительства субъекта федерации, официальных муниципальных сайтах либо в специальных системах, через которые идут голосования и общественные обсуждения (если такие имеются).
В режиме оффлайн власти обязаны разместить информацию о планах КРТ на общедоступных информационных стендах, расположенных в людных местах, либо непосредственно на информационных стендах дома, подлежащего сносу.
Важным аспектом является факт того, что после принятия решения о КРТ властями (региональными или местными) публикуется его проект и проводятся собрания жителей многоквартирных домов. К проведению данных собраний законодатель устанавливает ряд требований:
- Срок проведения этих собраний ограничен (самое меньшее – месяц).
- Если в течение установленного срока собрание не проведено, дом автоматически записывается в КРТ и подлежит сносу, то есть автоматически допускается, что принято положительное решение жителей.
- Чтобы провести собрание, нужно 50% жильцов или нанимателей (по социальному найму) квартир.
- Чтобы принять решение о внесении дома в проект КРТ, нужно решение 2/3 собственников.
- Если для проведения КРТ нужно менять градостроительные документы (например, генеральный план или правила землепользования), придется также проводить общественные обсуждения или публичные слушания.
- Когда собрания пройдут и решение жильцов будет вынесено в пользу КРТ, объявляются торги по КРТ и выбирается компания-застройщик, которая и будет заниматься расселением, сносом и строительством новых домов.
Жилье допускается включать в КРТ и сносить только в случае положительного решения на то жильцов. Сторонники закона подчеркивают, что окончательное решение будет за жильцами. В случае отрицательного решения собрания жильцов, дом будет исключен из программы КРТ.
Таким образом, при наличии адресной программы сноса и реконструкции многоквартирных домов, создаваемой и контролируемой региональным правительством, органы государственной власти – как федеральные, так и региональные – получают возможность вести деятельность на обновление жилой среды. Кроме того, закон предусматривает возможность проведения комплексного развития по инициативе владельцев объектов недвижимости.
В отличии от Москвы, реновация подразумевает себя не исключительный снос и постройку нового дома, но и реконструкцию старого. Тем не менее, в законе определены четкие критерии, по которым можно определить – реконструировать ли дом, или сносить. Так, снесенным может быть дом, чей капитальный ремонт слишком дорог, где существует большой износ основных частей дома (например, крыши), чей ремонт нецелесообразен. Максимальную цену капитального ремонта и максимальные показатели износа будут установлены каждым субъектом отдельно: это необходимо для обеспечения разумных нормативов в каждом климатическом поясе; от севера до юга. Выполнять все это может как сам инициатор программы, так и юридическое лицо, имеющее не менее пяти лет опыта участия в капитальном строительстве.
Право на участие в КРТ можно получить на конкурсе или аукционе, порядок проведения которого также установлен данным законом. Финансироваться это будет как средствами бюджета, так и средствами инвестора, привлечь которого может как застройщик, так и орган исполнительной власти. Конкретные источники финансирования должны быть указаны в договоре.
Какие поправки были внесены к основному чтению документа?
По имеющейся информации, к данному моменту в законопроект было внесено более 130 поправок от лица депутатов и представителей Правительства ПФ. Практически каждая из корректив была обсуждена и принята. Дополнительно были разработаны и приняты другие изменения, предложенные не первом слушании текста законопроекта.
К примеру, если постройка очень старая, а степень износа значительная, то следует не откладывая включить его в программу расселения, поскольку жители особенно нуждаются в благоустроенных условиях проживания. Если дом еще находится в нормальном состоянии и подходит для жизни, то очередность на снос его стоит только спустя 10-15 лет.
В законе также появилась норма, исключающая включение в проект дома без проведения предварительных мероприятий, в том числе беседы с самими жильцами. Представитель Совфеда также одобрил данный закон, отметив, что это позволит сделать шаг вперед по благоустройству столичного региона.
Нюансы законопроекта
В первую очередь граждан взволновал вопрос изъятия их собственности в целях реализации КРТ.
Собственникам жилых помещений взамен освобождаемых ими квартир планируется предоставлять «возмещение, включающее в себя рыночную стоимость жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, на котором он расположен, с учетом доли собственника в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику его изъятием».
Чиновники отмечают, что документ полностью учитывает сохранность прав собственности россиян.
Другим важным пунктом финальной редакции является разрешение расселять и сносить не аварийные многоквартирные дома. Теперь это возможно в случае наличия достаточного износа крыши или фундамента здания, и когда расчетные траты на ремонт превышают определенный нормативный уровень.
Также закон содержит нормы относительно исторических объектов. Предусматривается, что в решение о КРТ включаются и объекты культурного наследия.
Процесс голосования. Его достоинства и недостатки
Прежде всего, федеральный закон принял нормы, касающиеся порядка учета мнения граждан, которые вообще не выразили свою позицию. Если раньше их голоса автоматически учитывались, как поданные «за» реновацию, то теперь они распределяются «пропорционально». Например, за программу отдали голоса 65% собственников и нанимателей, а против — 35%. Голоса «молчунов» будут распределены в той же пропорции — 65% на 35%, а не просто присоединены к высказавшимся за переселение. Это, конечно, более справедливо. Московский нормативный акт не предусматривал подобного варианта.
С другой стороны, порядок голосования все равно вызывает нарекания. Например, закон указывает, что здание подпадает под реновацию, если не менее 2/3 собственников и нанимателей проголосовали за нее. И, наоборот, в случае, когда более 1/3 голосов подано против программы, то дом останется стоять на месте. К примеру, если против реновации высказались 37% собственников и нанимателей, а за — 63%, то дом не будет подлежать сносу и расселению. Это явное нарушение прав большинства. При этом как-то забывается, что многие собственники уже давно решили свои жилищные проблемы, не проживают в «хрущевках» и сдают помещения внаем. Часть из них, естественно, проголосовали «против». В результате люди, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, останутся ни с чем. Как проигравшее большинство отреагируют на такой результат? В лучшем случае пойдут в суд, в худшем — на улицу с протестами.
Вызывает вопросы и норма о голосовании нанимателей социального жилья. Статья говорит, что они голосуют как представители собственника — города Москвы. Положения о представительстве регламентируются статьей 182 ГК РФ. Исходя из дословного толкования законов и норм ГК РФ, собственник имеет право указывать представителю, какие сделки и как он должен совершать. Таким образом, отдельные чиновники могли пытаться уговорить граждан, снимающих жилье по социальному найму, отдать свой голос за реновацию. Поэтому в статье следовало бы конкретно указать, что наниматель принимает решение исходя из своего внутреннего убеждения, а собственник не вправе указывать ему, как он должен голосовать.
Проект федерального закона о реновации жилья защищает права граждан, заявил мэр Москвы Сергей Собянин на парламентских слушаниях в Государственной Думе.
«Проект федерального закона, на мой взгляд, учитывает все ключевые вопросы, он защищает права граждан: гражданские, земельные, имущественные. И самое главное право — право и возможность жителей вместо разваливающихся пятиэтажек получить новое жилье, которым будут пользоваться и они, и их дети, и внуки», — сказал С. Собянин.
Он отметил, что в проекте закона учтены основные проблемы и вопросы, которые интересовали граждан.
«В результате новая программа реновации будет значительно лучше, чем та, которая реализовалась последние 20 лет», — подчеркнул мэр.
Глава города напомнил, что в первой программе не учитывали мнение горожан, не проводили голосований, не давали гарантий переселения в том же районе и возможности выхода из нее.
«Сейчас жильцы могут выйти из программы в любой момент», — добавил С. Собянин.
Параллельно с разработкой закона город запустил голосование по включению домов в проект программы реновации.
«Речь идет о том, чтобы официально выяснить мнение людей: хотят они или не хотят, чтобы их дом был включен в перечень домов проекта программы», — пояснил С. Собянин, передает портал mos.ru.
В голосование включили 4,5 тыс. домов. Сегодня свое мнение высказали 57% собственников квартир и нанимателей.
«Такого уровня активности в Москве не было ни по одной проблеме никогда. 88% это средний уровень поддержки программы при голосовании. Это не означает, что все 100% домов согласны. Мы видим, что примерно в 10% домов число жителей, выступающих за включение в программу, пока не превысило две трети. Но 90% домов сегодня явно и однозначно говорят о том, что они за эту программу, что они верят в нее и надеются, что она будет реализована», — сказал С. Собянин.
Попасть в программу реновации хотели бы и жители более 200 коммуналок и общежитий, которые находятся в плохом состоянии.
«Мы приняли решение о том, что такие дома — имею в виду коммуналки, бывшие общежития, в которых граждане живут на правах социального найма — могут путем голосования, принятия решения их жителей войти в эту программу», — отметил мэр.
Он поблагодарил горожан, которые активно участвуют в обсуждении программы.
«Дискуссия не сводилась к решению проблемы тех, кто живет в пятиэтажках, которые планируется снести, тех, кто попал в предварительный перечень. Она коснулась и тех горожан, которые живут рядом с этими микрорайонами, жителей всей Москвы, потому что их волнуют вопросы, связанные с транспортом, экологией, имущественными правами граждан, защитой их собственности и так далее», — заключил С. Собянин.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин подчеркнул, что прямой разговор с гражданами важен законодателям. Он напомнил, что все политические фракции постарались найти консенсус, чтобы защитить права граждан.
«Когда мы говорим об ответственной власти и об ответственном решении тех, кто понимает, что через некоторое время может случиться коллапс, когда дома просто будут выходить из строя и их необходимо будет относить в другую категорию и отселять людей, мы понимаем, что лучше об этом позаботиться заблаговременно, что, собственно, и сделало руководство Москвы», — сказал В. Володин.
В проект программы реновации войдут только те дома, большинство жителей которых (2/3) проголосуют за переезд. Высказать свое мнение можно в проекте «Активный гражданин» и в центре госуслуг «Мои документы». Голосование пройдет до 15 июня. Следить за ним можно на портале mos.ru.
С. Собянин подписал закон, который дает дополнительные гарантии участникам программы реновации жилья, в том числе по включению домов в проект программы или исключению из нее только по решению самих жителей, а также гарантии, что они останутся в том же районе, где проживают сейчас. Вместо ветхого жилья построят монолитные и панельные дома нового поколения из современных материалов, в квартирах будет сделан ремонт.
Нормы о предоставлении равнозначного помещения
В отличие от закона города Москвы, федеральные нормы подробно регулируют порядок получения нового помещения, выплату компенсации, а также уточняют некоторые моменты. Прежде всего, ФЗ гарантирует, что все владельцы жилых объектов получат равнозначные квартиры. Равнозначным федеральный законодатель считает помещение, имеющее такую же жилплощадь и столько же комнат, сколько и прежнее. При этом его общая площадь должна быть больше. Предоставляется новое жилище в том же районе, где было расположено старое. Кроме того, закон устанавливает, что гражданин, имеющий комнату в коммуналке, вообще сможет въехать в отдельную квартиру. Собственники и наниматели, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получат новые помещения в первоочередном порядке, исходя из норм, установленных в Москве. А наниматель и его семья, снимающие жилье по социальному найму, смогут не только получить равнозначный объект, но и оформить его в собственность.
Закон освобождает владельцев, подпадающих под программу реновации, от уплаты взносов на капитальный ремонт. Правда, уже заплаченные деньги людям все равно никто не вернет. Они перейдут в собственность субъекта федерации.
Ну и наконец, вместо квартиры собственник вправе получить денежную компенсацию. Однако ФЗ предусмотрел в этом случае серьезные ограничения.
Основные положения 141 ФЗ
В статьях принятого «закона о реновации хрущевок в Москве» разъясняется порядок включения многоквартирного дома в программу реновации, предоставления компенсации собственникам жилых и нежилых помещений таких домов и другие существенные аспекты. Рассмотрим подробно основные положения.
В программу включаются многоквартирные дома не выше девяти этажей, построенные по типовым проектам 1957-1968 гг. — так называемые «хрущевки» .
Вопрос о включении жилого дома в проект реновации решается путем общего голосования жильцов. Для участия в программе необходимо набрать не менее 2/3 голосов «за».
В решении о выводе из эксплуатации (речь идет о специальном документе) должны содержаться планируемая дата сноса дома, входящего в проект реновации, и иные сведения, обозначенные нормативным актом г. Москвы. Согласно части 3 статьи 7 закона, нельзя принять решение о выводе здания из эксплуатации до тех пор, пока не будет произведено выселение всех владельцев и нанимателей квартир дома, включенного в проект о реновации.
Хозяевам жилых помещений предоставляются следующие гарантии по обеспечению их жилищных прав:
-
Новое равноценное жилье. Таковым считается жилье, площадь и количество комнат в котором не меньше, чем в изъятом. Здание, в которое предстоит переселиться новым жильцам, должно соответствовать всем технических требованиям и требованиям в части благоустройства, перечень которых также определяется законодательным актом г. Москвы.
Новое здание должно находиться в том же районе, где находилось старое жилье. Исключениями являются Троицкий, Новомосковский и Зеленоградский округа г. Москвы. Их жителям предоставят жилье в пределах указанных административных округов. - Равноценное денежное возмещение.
С момента опубликования закона более невозможно внести в перечень новые здания, так как в программу реновации могут попасть лишь те дома, жильцы которых провели голосование об участии в данном проекте до официального опубликования закона.
Однако выход из программы реновации возможен. Для этого необходимо провести повторное голосование. Если более одной трети жильцов проголосуют «против», дом будет исключен из проекта.
Положения закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (в редакции настоящего федерального закона), не касаются вопросов о признании многоквартирного здания аварийным и подлежащим обязательному сносу.
Если договор аренды нежилого помещения субъектом малого или среднего бизнеса был прекращен в связи с проектом реновации, заключается новое арендное соглашение с предоставлением равнозначного помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Москвы в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 17.1 ФЗ N 135 «О защите конкуренции”. Новый договор заключается без торга и с сохранением всех предоставленных льгот.
В Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» добавлена статья 41.1. Согласно ее положениям, изменение предмета ипотеки не считается поводом для пересмотра обязанностей сторон по договору об ипотеке жилья в многоквартирном доме, входящем в перечень зданий, включенных в программу реновации жилого фонда.
Что же включается в понятие «реновации»?
Реновация – это реконструкция или снос жилых домов, которые не подлежат ремонту, и строительство на их месте новых зданий и инфраструктуры.
Проще говоря, из всех домов, откуда переселят граждан, только часть будут снесены. Остальные дома подвергнутся реконструкции, модернизации с применением энергоэффективных методик и технологий, обеспечивающих потребление меньшего количества энергии для питания зданий.
Как предполагается, лица, чьи квартиры попадут в программу, будут иметь возможность получить либо другую квартиру, либо компенсацию. К тому же, если законопроект будет принят, размер компенсации будет больше рыночной стоимости жилья. Так происходит, потому что при вычислении её величины собираются учесть компенсацию за не произведенные работы по капитальному ремонту, а также стоимость доли земельного участка, принадлежащий гражданину. Но для этого требуется, чтобы участок обязательно был поставлен на кадастровый учет в регистрационном органе и принадлежал жильцам на праве собственности.
Согласно новому проекту планируется также освободить от обязательных платежей на проведение капитального ремонта только тех людей, которые попадут в программу реновации, предусмотренную к реализации на срок от трех до пяти лет. Во всех остальных случаях все платежи подлежат оплате.
Законопроектом предусмотрена процедура проведения общих собраний собственников жилья для решения вопроса о потребности в реновации, причем все собственники, принявшие участие в таком собрании, должны выразить свое согласие.
Далее предполагается, что с собственниками будет заключаться предварительный договор, требующий опять-таки их согласия на реновацию. Форма и существенные условия этого договора пока законопроектом не определены.
Параллельно с разработкой данного проекта будет решен вопрос о внесении изменений в Градостроительный кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Само собой, реновация должна будет проводиться с неукоснительным соблюдением всех норм и требований, установленных градостроительным законодательством. Как отмечает Галина Хованская, планируется сохранить все существующие генеральные планы, имеющиеся на местах. Области реновации будут по отдельности фиксироваться в генеральных планах того или иного муниципального образования, субъекта.
Настоящий проект, несмотря на наличие некоторые различий, по своей направленности и концепции во многом перекликается со вступившим в силу летом 2017 года законом о реновации в городе Москве.
Так, оба проекта ориентированы не только на существенное повышение качества и совершенствование условий проживания населения, но и на благоустройство и облагораживание территории, в пределах которой проводится переселение
Депутат законодательного органа заострила внимание на назревшей необходимости комплексного развития всей инфраструктуры территории для создания наиболее комфортных условий проживания
При этом, пусть столичный опыт нельзя целиком и полностью внедрить в регионах, значимость этого проекта должна мотивировать и активизировать как федеральные, так и региональные органы власти искать шансы и пути его использования в остальной части России. Здесь потребуются и политическая решительность, точный и грамотный экономический расчет с учетом участия частного капитала и гарантия постоянного повышенного интереса инвесторов. И основной задачей, естественно, должно являться – улучшение качества жизни граждан.
Кроме того, закон о реновации в регионах будет работать только совместно с соответствующими нормативными правовыми актами на уровне субъектов федерации, которые учитывают региональную специфику. Также исполнительные органы власти субъектов смогут устанавливать условия и сроки выполнения программы реновации, при этом гарантии улучшения жилищных условий тем лицам, которым они положены по закону, не должны быть ущемлены.
Как ранее упоминалось, в настоящее время к реализации программы в полном объеме готовы лишь 5 субъектов. Заметьте, что все эти регионы являются регионами-донорами, располагающими достаточными финансовыми возможностями для участия в программе реновации. Остальные субъекты за неимением или недостаточностью региональных бюджетных средств будут вынуждены изыскивать средства, обращаться за помощью к федеральному бюджету и частным инвесторам. А в одиннадцати регионах программа по переселению из аварийного и ветхого жилья еще не закончена в полном объеме.