Прекращение взыскания по исполнительному производству: причины и последствия

Тонкости и подводные камни ФЗ 229

Как показывает практика, после внесения поправок в ФЗ № 229 осталось еще много подводных камней. Так, в п. 9 ст. 70 легализовано понятие «продленное взыскание», при котором необходимую сумму забирают с должника при очередном поступлении денег и до окончательного погашения задолженности. Однако, действуя по такому порядку, банки не возвращают взыскателям частично исполненные документы.

Еще важным нюансом ФЗ № 229 считают то, что обращение компании или физлица-должника в местный арбитражный суд с исковым заявлением о предоставлении отсрочки не считают законным основанием для временного приостановления исполнительного производства. В итоге одни суды удовлетворяют такой иск, а другие — отклоняют.

В этом споре между судами точку поставил ВС РФ. Согласно Постановлению Пленума ВС РФ № 50 от 17 ноября 2015 г., теперь приставы ФССП выносят отдельное постановление о взыскании необходимой суммы по исполнительному документу до вступления в юридическую силу судебного решения.

Другой комментарий к статье 999 ГК РФ

1. По исполнении поручения, т.е. после совершения, а в надлежащих случаях — и после исполнения указанной в договоре сделки комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Представление отчета об исполнении комиссионного поручения в случае необходимости должно быть подтверждено оправдательными документами. Обязанность комиссионера к представлению комитенту отчета носит организационный характер и практически исполнима лишь при длительных и сложных комиссионных отношениях. Напротив, обязанность комиссионера к передаче комитенту всего полученного в ходе исполнения комиссионного поручения является важнейшей имущественной обязанностью комиссионера, возложение которой на последнего обусловлено тем, что он действовал за счет комитента. Для исполнения данной обязанности комиссионер, в частности, должен фактически передать комитенту вещи, которые были получены от него для реализации или которые были приобретены комиссионером для комитента, перечислить комитенту полученные от третьих лиц денежные суммы, а также уступить комитенту права и перевести на него обязанности, обоснованные обязательственными сделками, совершенными комиссионером за счет комитента с третьими лицами. Судебная практика исходит из того, что обязанность комиссионера к перечислению комитенту сумм, полученных от третьих лиц, возникает непосредственно в момент получения указанных сумм и подлежит исполнению в разумный срок, если иное не установлено договором комиссии (п. 9 письма ВАС N 85).

2. Коммент. ст. содержит диспозитивное правило, согласно которому комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым. Своим соглашением комиссионер и комитент могут установить, что 30-дневное молчание комитента не является выражением его согласия принять отчет и что для этого необходимо прямое волеизъявление комитента.

Основополагающие принципы

Федеральный закон РФ № 229 обладает базовыми принципами. Статьёй №4 указано, что основополагающий момент законопроекта представлен в виде законности. При этом он не должен идти вразрез с действующим Законодательством Российской Федерации, Конституцией РФ и международными договорами.

На второй план выходит принцип – уважение чести и достоинства граждан страны. То есть, в данном нормативном акте содержится защита прав и свободы. К третьему принципу относят обеспечение действий по своевременному исполнению. Также сюда включены принудительные мероприятия, которые обязывает качественно выполнять действия процессуального характера.

Завершают базовые принципы, согласно федеральных законов, неприкосновенность минимального имущественного положения неплательщиков и их семей и соотношение требований стороны взыскателя с действиями принудительного значения.

Статьей №48 определены основные фигуранты в исполнительных производствах:

  • неплательщик и взыскатель;
  • лица, выполняющие постановление суда или других органов, в т.ч. физ.лиц;
  • свидетели, экспертная комиссия, переводчик и другие лица.

Каждая из сторон вправе знакомиться с материалами по делу, делать с них ксерокопии, подавать ходатайства и претензии.

Ситуации

Чаще всего должники сталкиваются со следующими ситуациями.

Пристав-исполнитель обращает взыскание на финансовые средства, которые запрещены к изъятию. Особенно часто это происходит в отношении пенсии по потере кормильца. Тут нарушается не только статья 70 об исполнительном производстве, но и ст. 101.

Второе распространенное нарушение – списание денежных средств сверх того, что позволено Гражданским процессуальным кодексом в ст. 446. В распоряжении должника ежемесячно должна оставаться сумма, равная прожиточному минимуму для данного региона. Например, пенсионер Н., проживающий в Санкт-Петербурге, имеет задолженность за ЖКУ в размере 52 704 рублей. Его пенсия составляет 17 568 рублей и является единственным источником средств к существованию. Судебный пристав-исполнитель вынес постановление о ежемесячном взыскании 8784 для погашения задолженности в течение полугода. Это противоречит ст. 446 ГПК РФ, так как в распоряжении пенсионера остается сумма меньше прожиточного минимума, установленного для Санкт-Петербурга (9381 руб. 20 коп.).

Пострадавшие от такого неправомерного взыскания вправе обратиться либо в прокуратуру, либо непосредственно в суд.

Статья 97 УК РФ. Основания применения принудительных мер медицинского характера

  1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам: а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости; б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; г) утратил силу. д) совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
  2. Лицам, указанным в части первой настоящей статьи, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.
  3. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами.
  4. В отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Общие положения статьи 99 ФЗ 229

Статья 99 “Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления” федерального закона № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” состоит из 4 статей, которая предусматривает особенности вычета для отдельных обстоятельств.

Пункт 1 статьи 99 устанавливает требование, которое предусматривает осуществление удержаний только после вычета налогов из зарплаты должника или других его доходов. К доходам неплательщика также причисляются и вознаграждения за интеллектуальную деятельность.

О ФЗ 442 в новой редакции 2018 года смотрите тут:

Пункт 2 статьи 99 определяет предельный размер удержания из доходов гражданина во время выполнения требований исполнительного документа. Лимит вычета составляет пятьдесят процентов от всех видов дохода должника и осуществляется он только после того, как неплательщик осуществит все предусмотренные в соответствии с исполнительным актом действия.

Пункт 3 статьи 99 предусматривает перечень ограничений при удержании денег из доходов должника-гражданина. Взыскание устанавливается в размере 70%, вместо установленных 50% в пункте 2 настоящей статьи, при следующих обстоятельствах:

  • выплата алиментов;
  • возмещения вреда, нанесённого здоровью;
  • осуществление компенсационных выплат по случаю утраты кормильца;
  • компенсация ущерба, нанесённого вследствие совершения преступления.

Пункт 4 статьи 99 ограничивает распространение положений пунктов 1-3 настоящей статьи о взыскании денежных средств с активного счёта гражданина-неплательщика, на который осуществляется начисление заработной платы работодателем, за исключением последнего периодического зачисления.

Ознакомьтесь также с полезной информацией: ФЗ №99 О лицензировании отдельных видов деятельности. Ссылка здесь:

Последние изменения

Последние изменения статьи 99 ФЗ “Об исполнительном производстве” состоялись 3 декабря 2011 года с принятием законодательства о поправках № 389-ФЗ. В ходе редактирования был введён пункт 4, который предусматривает ограничение удержаний с активных счетов должника.

В ходе последних изменений законодательства 31 декабря 2017 года поправки статьи 99 не затронули.

Комментарии и разъяснения к статье 99

Комментарии к статье 99, предусматривающей порядок расчёта удержаний из доходов граждан-должников в соответствии с законодательством Российской Федерации “Об исполнительном производстве”, составленные профессиональными юристами, разъясняют положения статьи с целью исключения их двусмысленного понимания и приводят ссылки на другие законодательные акты, которые подтверждают установленный порядок взыскания и дают более развернутые ответы.

Краткое описание основных глав закона

Текст закона состоит из 19 глав и 130 статей. Каждая статья регулирует определенную сферу применения закона на практике. По сути, это служебная инструкция, по которой обязаны действовать судебные приставы. Ниже дано краткое описание глав, которые считаются наиболее важными с точки зрения их использования:

  • Основные положения. В первой главе указано, какую сферу деятельности регулирует этот юридический акт; права и обязанности сторон; какие сведения являются общедоступными; правила составления исполнительных листов, порядок и размер допустимых требований по ним. В
  • Исполнительные документы. Какие виды исполнительных документов существуют: судебные приказы, нотариально удостоверенные копии соглашений и удостоверений и т.д. Порядок и форма их заполнения и подтверждения, список документов, которые нужно представить и куда, чтобы судебный пристав приступил к своей работе.
  • Сроки в исполнительном производстве. Время, требуемое для рассмотрения судебным приставом заявления от истца на принятие или отклонение решения о начале исполнительного производства. Под исполнительным производством подразумеваются действия по взысканию задолженности по кредитам, алиментам, обязательным платежам.
  • Извещения и вызовы. В четвертой главе прописаны условия признания даты, с которой начинается отсчет времени, отпущенного для удовлетворения требований заявителя или признание должника неспособным к погашению задолженности. В этой же главе прописаны способы, при помощи которых извещение может быть доставлено адресату и при каких условиях извещение считается полученным.
  • Исполнительное производство. Порядок и условия проведения процедур исполнительного производства прописаны в пятой главе. В ней прописано, в каких случаях может быть отказано в возбуждении исполнительного производство; порядок от начала и до закрытия дела;  сроки, в течение которых длится весь процесс.
  • Обращение взыскания на имущество должника. То, как должен происходить процесс оценки, изъятия и продажи имущества ответчика и погашения задолженности за счет вырученных средств прописано в восьмой главе закона «Об исполнительном производстве». В этой же главе прописан порядок и условия наложения ареста на особо ценное имущество.
  • Обращение взыскания с зарплаты. Все особенности процесса взыскания долга с зарплаты неплательщика прописаны в 11 главе. В ней указано, при каких условиях судебный пристав может обратиться к работодателю должника за взысканием долга. Размер обязательных платежей в таком случае не может превышать 10 тыс.рублей.
  • Сроки и порядок обжалования постановлений. Условия и правила обжалования постановлений и действий судебных приставов и других должностных лиц прописаны в 18 главе. В ней прописаны условия, сроки, требования к содержанию жалоб и документов, которые используются при ее составлении в качестве доказательств неправомерных действий со стороны должностных лиц.

Причины взыскания

Изъятие денег и вещей возможно в том случае, если обязанное лицо не погасило задолженность в указанный в актах судебного пристава срок. Как правило, он составляет 5 суток со дня получения исполнительного документа. Ст. 14, ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливают обязательность постановлений судебного пристава и иных исполнительных документов.

О взыскании на зарплату

Часть зарплаты гражданина может быть изъята приставом в следующих случаях:

  • сумма долга менее 10 000 рублей;
  • недостаточно денег и другого имущества для полного единовременного погашения задолженности.

Это также происходит, если требуется перечисление периодических платежей (например, алименты).

О взыскании имущества

Обращение взыскания на имущество регулируется ст. 69 ФЗ 229. Тут возможны три основных варианта:

  • должник самостоятельно реализует свое имущество и передает вырученные деньги взыскателю;
  • вещь изымается в принудительном порядке и продается с торгов, сумма с продажи отправляется взыскателю;
  • вещь сразу передается взыскателю.

Скачать 229 ФЗ «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” был принят Государственной Думой 14 сентября 2007 года и одобрен Советом Федерации 19 сентября того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 2 октября 2007 года.

ФЗ-229 определяет задачу исполнительного производства, которая заключается в своевременном и правильном исполнении судебных актов, а также других предписаний должностных лиц и исполнительных органов власти.

Выполнение предусмотренной задачи преследует достижения ряда целей, которые защищают законные права, свободы и интересы граждан Российской Федерации, а также общественных организаций и объединений, включая исполнение обязанностей в соответствии с международным договором РФ.

Законодательство состоит из 19 глав следующего содержания:

  • Глава 1 (ст. 1-11) описывает общие положения, определяет сферу действия закона, его принципы и ряд общих требований к исполнению судебных актов;
  • Глава 2 (ст. 12-14) перечисляет виды исполнительных документов и приводит ряд требований к их содержанию и оформлению;
  • Глава 3 (ст. 15-23) устанавливает временные сроки по осуществлению исполнительного производства;
  • Глава 4 (ст. 24-29) предусматривает порядок доставки и вручения исполнительных извещений и вызовов;
  • Глава 5 (ст. 30-47) определяет особенности осуществления исполнительного производства;
    Глава 6 (ст. 48-63) перечисляет перечень лиц, которые участвуют в исполнительном производстве, а приводит также их права и обязанности;
  • Глава 7 (ст. 64-68) определяет исполнительные действия и меры для принудительного исполнения установленных судом требований;
  • Глава 8 (ст. 69-88.1) описывает порядок обращения взысканий на имущество должника;
  • Глава 9 (ст. 89-93) предусматривает возможность и порядок продажи имущества неплательщика на торгах;
  • Глава 10 (ст. 94-97) устанавливает особенности взыскания долгом за счёт имущества, если неплательщиком является организация;
  • Глава 11 (ст. 98-102) определяет правила взыскания денежных средств с гражданина-должника;
  • Глава 12 (ст. 103-104) описывает особенности взыскания штрафов, которые были назначены за совершения уголовного преступления;
  • Глава 12.1 (ст. 104.1-104.5) устанавливает порядок исполнения судебных актов для иностранных государств;
  • Глава 13 (ст. 105-109.3) устанавливает правила по исполнению неимущественных требований;
  • Глава 14 (ст. 110-111) предусматривает порядок выполнения требований взыскателей;
  • Глава 15 (ст. 112-115) определяет ответственность за нарушения положений настоящего законодательства;
  • Глава 16 (ст. 116-117) описывает порядок возмещения расходов на исполнительное производство;
  • Глава 17 (ст. 118-121) устанавливает меры по обеспечению защиты взыскателей, должников и исполнителей;
  • Глава 18 (ст. 122-128) предусматривает правила и сроки для обжалования судебных постановлений, а также действий приставов и других должностных лиц;
  • Глава 19 (ст. 129-130) содержит заключительные положения законодательства о вступлении его в силу и об отмене других законов.

также прочтите про последние изменения в Федеральном законе №103. Ссылка здесь:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ» И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Принят Государственной Думой 13 июня 1997 года

Статья 1. Внести в Федеральный «О государственной охране» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2594) следующие изменения:

1. изложить в следующей редакции:

«Статья 9. Предоставление государственной охраны иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим

При необходимости по решению Президента Российской Федерации государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, за исключением указанных в статье 8 настоящего Федерального закона, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим по представлениям по подведомственности Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 10. Принятие мер по обеспечению государственной охраны

Меры по обеспечению государственной охраны лиц, указанных в статьях 8 и 9 настоящего Федерального закона, принимаются исходя из характера и реальности угрозы их безопасности на основании распоряжений Президента Российской Федерации.».

2. В :

пункт 3 исключить;

пункты 4 и 5 считать соответственно пунктами 3 и 4.

3. изложить в следующей редакции:

«Статья 22. Ответственность сотрудников федеральных органов государственной охраны

Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудниками федеральных органов государственной охраны служебных обязанностей, а также распространение ими информации (персональных данных) об объектах государственной охраны и иных гражданах, ставшей известной в связи с исполнением ими служебных обязанностей, влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.».

4. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Сотрудники федеральных органов государственной охраны не несут ответственность за моральный вред, убытки и вред охраняемым уголовным законом интересам, причиненные ими в связи с применением в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях физической силы, специальных средств или оружия, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны либо крайней необходимости, или превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, или совершение умышленного преступления во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, а также в условиях обоснованного риска. В иных случаях ответственность наступает в порядке, установленном федеральным законодательством.».

Статья 2. Внести в Федеральный «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349) следующее изменение:

В пункте 4 части первой исключить слова

«: Главного управления охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента Российской Федерации».

Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

18 июля 1997 года

N 101-ФЗ

Как не ошибиться в проставлении кодов дохода по указанию ЦБ

С 1 июня 2020 года работодатели, которые выплачивают зарплату в безналичном порядке, должны указывать в расчетных документах коды, отражающие вид перечисляемого дохода. Как кодировать «незарплатные» перечисления? Какими НПА руководствоваться? И чем грозят ошибки при проставлении кода?

Что изменилось

С 1 июня работодатели обязаны указывать коды, которые отражают вид перечисляемого дохода (ст. Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в ред. Федерального закона от 21.02.2019 № 12-ФЗ). Такие коды введены для зарплаты и иных доходов, в отношении которых ст. Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ не может быть обращено взыскание.

Порядок проставления кодов утвержден Указанием Банка России от 14.10.2019 № 5286-У.

В реквизите 20 «Наз. пл.» платежного поручения нужно проставить:

  1. Цифру 1 — при переводе денежных средств, являющихся заработной платой и (или) иными доходами, в отношении которых ст. Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ установлены ограничения размеров удержания.
  2. Цифру 2 — при переводе денежных средств, являющихся доходами, на которые по ст. Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ не может быть обращено взыскание (исключение — ниже).
  3. Цифру 3 — при переводе сумм, выплачиваемых в возмещение вреда здоровью, а также компенсационных выплат за счет бюджетов пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.

Остальные переводы осуществляются без указания какого-либо кода.

Какие платежи нужно кодировать

Кодирование требуется при перечислении на банковский счет физлица заработной платы, а также иных доходов, которые указаны в ст. и Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

«Иные доходы» — это по факту любые доходы, например по договорам ГПХ, в том числе авторским и лицензионным, и пр., включая дивиденды, а также компенсационные выплаты, перечисленные в ст. Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

Когда кодировать не нужно

Коды не требуются при переводе средств, которые не являются доходом и не указаны в ст. Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

В частности, не требуются коды при переводе «тела» займа как при его выдаче, так и при возврате, поскольку при этом не образуется доход у получателя (п. 1 ст. НК РФ, п. Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015).

По этой же причине не требуется кодирование при компенсации расходов посредника (в том числе когда работник по доверенности покупает что-либо для организации), при переводе подотчетных средств, включая компенсацию перерасхода, и т. д.

Подробнее с примерами кодирования доходов физлиц вы можете ознакомиться здесь

Что будет, если неправильно указать коды

На данный момент ответственности для организаций и их должностных лиц за неправильное указание кода доходов не предусмотрено. Сам Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ в ст. содержит лишь отсылочную норму к положениям КоАП РФ и УК РФ. При этом ошибка в указании кодов вида доходов, даже если она привела к тому, что банк не списал со счета должника деньги, на которые нужно было обратить взыскание, наказываться по УК РФ не может.

Что касается КоАП РФ, то он содержит ст. , которая называется «Нарушение законодательства об исполнительном производстве». Но применить ее к организации или должностному лицу при неправильном указании кода в платежке не получится. Нарушения, связанные с неправильным указанием кода в платежном поручении, не входят в закрытый перечень, который прописан в ч. ст. 17.14 КоАП РФ. Оштрафовать за представление недостоверных сведений об имущественном положении должника при неверном кодировании тоже нельзя: проставление кода с этой операцией никак не связано.

Сегодня все негативные последствия, связанные с неверным заполнением платежного поручения, находятся в гражданско-правовой плоскости. Это значит, что если ошибка в коде привела к необоснованному взысканию денег — или, наоборот, к их необоснованному невзысканию, — пострадавшая сторона может обратиться в суд. Пострадавшей стороной при этом может быть работник или взыскатель по исполнительному документу. А требование будет о возмещении соответствующих убытков за счет организации, как лица, виновного в неверном кодировании выплаты.

Алексей Крайнев,
налоговый юрист

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector