Реформы александра 2

Финансовая реформа (Государственный Банк)

В 1863 году была проведена финансовая реформа, предполагающая создание системы, соответствующей капиталистическому типу экономики. Её разработкой занимались государственный контролер В. Татаринов и министр финансов М. Рейтерн. 

Реформа включала в себя следующие положения:

  • принцип гласности – публикация государственного бюджета;
  • основание Государственного банка Российской империи;
  • создание Главного выкупного учреждения при министерстве финансов;
  • создание в структуре министерства финансов казначейств;
  • основание финансовых органов местного значения – контрольных палат;
  • введение антикоррупционных мер (откупы сменились на акцизные марки);
  • деление налогов на прямые и косвенные.

Для препятствования казнокрадству была введена схема отчетности за использованные средства. Государственный бюджет утверждался императором и Государственным советом. В конце каждого года предоставлялся отчет об использовании госбюджета. Реформирование финансовой системы позволило сделать ее более эффективной и открытой.

Основные причины реформирования России

Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

  1. Поражение в Крымской войне.
  2. Нарастающее недовольство народа.
  3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
  4. Прогрессивное окружение императора.

Большинство преобразований проводились в период 1860  — 1870 гг. В историю они вошли под названием «либеральные реформы Александра 2». Сегодня слово «либеральный» часто пугает людей, но по факту именно в эту эпоху были заложены те основные принципы функционирования государства, которые просуществовали вплоть до окончания существования Российской Империи

Здесь важно также понимать, что хоть предыдущую эпоху и называли «апогеем самодержавия», это было лесть. Николай 1 упивался победой в Отечественной войне, и кажущимся господством над европейскими странами

Он боялся проводить существенные перемены в России. Поэтому страна фактически зашла в тупик, и его сын Александр 2 был вынужден решать гигантские проблемы Империи.

Предпосылки николаевской реформы. Реформа Татаринова

К числу самых успешных с финансовой точки зрения денежных преобразований историки относят так называемую реформу Витте или реформу Николая II. Основная задача, которая была поставлена – и достаточно удачно решена – заключалась не только в повышении стоимости бумажных денег и доведения ценности кредитных билетов до номинальной. Главным успехом было урегулирование общего денежного потока в стране и возведение рубля на уровень мировой валюты.

Однако прежде, чем говорить о реформе Николая II стоит упомянуть и предыдущую реформу, редко упоминаемую историками. Ее предпринял В.А. Татаринов, министр финансов Александра I, в 1862-1866 годах.

Называть преобразования Татаринова только денежной реформой было бы неверно, особенно в свете того, что каких-либо существенных, глобальных перемен в монетно-денежном отношении они не принесли. Главное, на что были направлены усилия министра финансов – наведение порядка в принципах и схемах ведения финансового оборота. Татаринов начал величайшее дело в истории империи — кардинальную переделку всего денежного управления, подчинение денежных потоков единому органу – министерству финансов, выработка единой системы отчетности о потраченных и выделенных средствах. Словом, государство решило взяться за весьма сложную задачу – уничтожение финансового произвола, злоупотреблений и махинаций. Централизация денежных потоков, начало которой положил Татаринов, легла в основу той финансовой схемы, которой государство пользуется и поныне.

Однако одной из основных целей реформы было по-прежнему укрепление курса бумажного рубля. Для решения этой задачи был сделан грандиозный займ в 16 млн. фунтов стерлингов, так как внутренних ресурсов страны явно не хватало. Курс рубля предполагалось укрепить путем обмена бумажных денег на металлические эквиваленты, причем с возрастающим коэффициентом. Кредитные билеты государство обменивало на полуимпериалы и серебряные рубли по завышенному курсу, который объявлялся заранее.

По задумке финансистов, население, видя, что государство в течение нескольких лет выкупает бумажные рубли выше указанного на них номинала, должно было предпочесть хранить сбережения не в металлических деньгах, а в бумажных. Однако Татаринов не учел, что большая часть той огромной массы бумажных денег, бывших на тот момент в обороте, будет предъявлена к обмену. В результате на металлизированный обмен был потрачен не только заемный фонд, но и часть сформированного предшественником Татаринова металлизированного запаса.

Затем нужды государства, вступившего в русско-турецкую войну, заставили вновь прибегнуть к испытанному средству – выпуску бумажных денег. Это свело к нулю все положительные моменты проведенной реформы и еще больше обесценило кредитные билеты.

Курс обмена

Во время денежной реформы Канкрина рубль новыми кредитными билетами стоил 3 с половиной рубля ассигнациями, таков был курс обмена. Ассигнации можно было обменять до 1851 года, а депозитные билеты — до марта 1853-го.

Кредитные и депозитные билеты 1841 года разменивались на серебро по своему номиналу. К тому же кредитные билеты часто выпускали вместе вкладов, сделанных в серебре или золоте. При этом закон не предусматривал никаких других вариантов проведения эмиссии.

Меняли кредитные билеты на золото и серебро. Разменная касса базировалась в экспедиции признанных государством кредитных билетов в Петербурге. При этом была обязана производить размен без каких-либо ограничений. В Москве можно было получить до 3 000 рублей на руки, а вот в уездных казначействах в разы меньше. В отдельных — только до 100 рублей.

Суть денежной реформы

Денежной реформой определяют полное или частичное формирование денежной системы, которое проводит правительство, при этом преследуется определённая цель, а именно, упорядочить и укрепить денежное обращение. Денежные реформы необходимо проводить в соответствии с законодательными актами, которые существуют для укрепления денежной системы государства. В то время, когда проводятся денежные реформы, из обращения изымаются обесцененные бумажные деньги, печатаются новые, соответственно меняется денежная единица или ее золотое содержание, соответственно осуществляется переход от одной денежной системы к другой. В этих конкретных случаях говорится об изменении денежной единицы как в налично – денежном обороте, так и в безналичных расчетах. В таком положении нет необходимости, особенно в нынешних условиях, изменять золотое содержание денежной единицы, но возможно изменить курс национальной валюты. Когда денежная реформа завершается, это не всегда дает гарантии сохранения стабильности  новой денежной единицы в дальнейшем

После того, как была проведена денежная реформа, важно систематическое проведение определенных мер, чтобы сохранить  достигнутые результаты

Важную роль в этом играет обоснованная денежно-кредитная политика, при помощи которой может осуществляться регулировка денежной сферы.

Денежная реформа представляет собой координальное устранение недостатков в денежной сфере, предусматривающее переход к применению более устойчивой денежной единицы. Она отличается стабильностью покупательной силы, а это способствует развитию отношений, которые присущи только рыночной экономике, повышению роли денег в развитии народного хозяйства.

Земская реформа (изменение местного самоуправления)

Для реорганизации системы местного самоуправления в 1864 году императором были подписаны «Земские положения». Они формировались на двух уровнях:

  1. Уездные земские собрания. Избирались раз в 3 года. Состояли преимущественно из дворян.
  2. Представители в губернские земские собрания избирались уездными органами. 

 Уездное население подразделялось на 3 курии (группы):

  • землевладельцы;
  • городские избиратели;
  • выборные от крестьян (сельских жителей).

В первую и вторую курии входили лица с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей. Для крестьян были организованы многоступенчатые выборы.

В сферу обязанностей земских собраний входило:

  • установление направления деятельности земства;
  • в конце года – контроль деятельности земских управ.

Работа земских органов наиболее проявилась в создании новых больниц и школ. Но полноценными органами самоуправления земства так и не стали.

Назрела ли деноминация в России

Несмотря на значительный рост цен в России, произошедший за 2014—2016 годы, наличная денежная масса по данным ЦБ РФ осталась без изменений и составляет на декабрь 2016 г. 8,5 трлн руб. Таким образом, «печатный станок» не включался и адаптация покупательной способности населения до сих пор происходила за счёт использования накопленных сбережений. Между тем, один из доводов в пользу деноминации — избыток денежной массы, когда в обращении остаются мелкие монеты, но одновременно выпускаются всё более крупные банкноты.

При таком положении с ценами творится полная неразбериха, страдает розничная торговля, на пересчёт кассовой выручки тратится значительное время.  Предположим, цена товара составляет 53412 рублей. При этом реальная покупательная способность рубля такова, что нижнюю границу номинала денежных знаков можно ограничить, например, 100 рублями. Технически это проще, чем проводить дорогостоящее и далеко не однозначное по последствиям мероприятие, сопровождающееся слухами, спекуляциями и отчасти паникой среди населения. Очевидно, что принятие решения по деноминации хотя и сопровождается аргументацией «для всех», но мотивируется доводами для внутреннего пользования.

И вот тут как раз применяются разнообразные скрытые уловки центрального банка, направленные на конфискационное изъятие значительной части накоплений населения. Известно, что официальная статистика занятости очень плохо отражает реальную картину.

Например, по данным Федеральной службы государственной статистики (gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force), на октябрь 2016 года в России насчитывалось 72,5 млн чел. работающих. Откуда взяты эти цифры? Простые расчёты показывают, что они получены как разность между численностью трудоспособного населения и официально зарегистрированных безработных. Однако, главный экономист российского отдела Всемирного банка Кристоф Рюль оценивает масштабы теневой экономики России как катастрофические: приблизительно 50% от ВВП на 2016 год.

Особенно обостряется проблема контроля над наличным денежным оборотом в периоды острых инфляционных кризисов, когда бизнес по максимуму применяет хитроумные схемы ухода от налогов. В такой ситуации государство оказывается перед сложным выбором.

С одной стороны, стабилизация финансовой системы требует наведения порядка и жёсткого контроля над денежным обращением. С другой стороны, такой контроль, заключающийся, помимо прочего, и в ужесточении фискальной политики, приводит к организованному противодействию на всех уровнях экономической иерархии. Растут объёмы криминальной обналички, усложняются схемы вывода межбанковских расчётов в офшорные зоны. В результате действия государства становятся хаотичными, непоследовательными и напоминают действия пожарной команды, не успевающей за распространением новых очагов возгорания.

В этом кроется одна из главных причин неудач деноминаций, проводимых в странах с развивающейся (правильнее назвать её нестабильной) экономикой. Как закономерный итог, оказывается не решённой и третья задача деноминации: повышение доверия к национальной валюте. Таким образом, основным условием успешности деноминации выступает достижение финансовой стабильности с применением комплекса мер:

  • снижение ставки рефинансирования;
  • либерализация налоговой системы;
  • сокращение государственных расходов;
  • усиление контроля за деятельностью банков;
  • борьба с коррупцией в контролирующих органах;
  • стимулирование производства.

Только такой комплексный подход позволяет добиться выхода из инфляционной спирали и начала экономического роста. Без этих условий любая деноминация превращается в банальное зачёркивание нулей, которые не замедлят вырасти снова. Но давайте предположим, что все условия соблюдены, экономика растет, и проведение деноминации стало возможным и целесообразным. Увы, даже в этом случае нас ждут неприятные сюрпризы. Их причина фундаментальна и заложена в самой природе чисел.

В условиях, когда рост экономики лишь наметился и значительная доля населения находится на грани физического выживания, от руководства потребуется ряд мер по компенсации выпавших доходов малоимущих. Самый простой путь – сверстать бюджет с дефицитом, но тогда начинают создаваться условия для нового инфляционного витка. Значит, требуется глубокая реформа всей системы налогообложения и перенос её тяжести на высокооплачиваемые категории населения. Давайте честно ответим на вопрос: готова ли российская экономика, равно как и политическая система, в их текущем состоянии к успешной деноминации рубля? Сам вопрос представляется неуместным.

Цели и задачи реформы

Основные задачи финансовой реформы 1860-1864 годов следующие:

  1. Централизация финансов. До этого управление финансами носило хаотичный характер. Александр 2 планировал появление финансового центра, который будет полностью отвечать за денежную ситуацию в России.
  2. Упорядочение бюджета.
  3. Финансовое обеспечение реформ. Правление Александра 2 ассоциируется с массовыми реформами. Все они требовали денег, которых у страны не было. Поэтому изначально менялась финансовая система, которая должна была привести финансы в порядок и найти деньги на дальнейшие преобразования в стране.

Крестьянская реформа

  • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
  • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
  • Земля предоставлялась крестьянской общине
  • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
  • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
    (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик
  • Крестьянин получал— личную свободу,— независимость от помещика;— право переходить в другие сословия;— право самостоятельного вступления в брак;— свободу выбора рода занятий;— право защиты своих дел в суде.— самостоятельно совершать сделки— приобретать и распоряжаться имуществом;— заниматься торговлей и промыслами— участвовать в выборах местного самоуправления

Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя

Виды денежных реформ

Денежные реформы классифицированы по признакам в зависимости от:

  • времени осуществления обменных операций;
  • порядка замены денежных знаков;
  • масштаба изменений денежной системы;
  • метода по осуществлению денежной реформы.

В зависимости от времени осуществления обменных операций:

  • однообразные, при которых обмен старых денег на новые происходит в течение 7-10 дней;
  • параллельные, при которых обе денежные единицы в течение определенного длительного периода находятся в обращении одновременно.

В зависимости от порядка замены денежных знаков:

  1. Конфискационного типа, предусматривающие проведение обмена старых денег на новые в пропорциях, дифференцированных в зависимости от количества предъявленных для обмена купюр. Такие реформы могут предусматривать: установление лимита на обмен банкнот, замораживание всех или части депозитов, прекращение валютообменных операций.
  2. Неконфискационного типа, предусматривающие осуществление обмена денег по единому соотношению для всех субъектов рынка вне зависимости от размера обмениваемой суммы и ее видов – наличных и безналичных.
  • полные;
  • частичные.

В качестве объектов такого изменения могут выступать: порядок эмиссии денежных единиц, название денежных единиц, масштаб цен, функции органов денежного регулирования.

При полной денежной реформе создается новая денежная система. Она проводится в одном из случаев:

  • при изменении форм денег;
  • при создании новых государств;
  • при создании наднациональных денежных систем.

В зависимости от использования метода по осуществлению реформы:

  1. Девальвация – государство официально снижает содержание благородного металла в денежной единице или обменный курс национальной валюты относительно иностранных валют. Девальвация в современном понимании применяется к тем валютам, которые имеют официальный фиксированный паритет к другим валютам, как законодательное снижение этого паритета или отказ государства от его поддержания.
  2. Ревальвация – это увеличение обменного курса национальной валюты относительно валют иностранных или содержание благородного металла в денежных единицах.
  3. Деноминация – это укрупнение денежных национальных единиц, при котором денежные знаки старого образца подлежат обмену на новые в определенной пропорции с целью упорядочивания денежного обращения и облегчения расчетов. Целью деноминации есть обычно уменьшение масштаба цен, поэтому она проводится методом «зачеркивания нулей».
  4. Нуллификация – обесцененные денежные знаки объявляются государством недействительными и вводится новая валюта. Она проводится в условиях чрезвычайно высоких темпов роста денежной массы и обесценения национальных денег. Также нуллификацией является обмен старых денег на новые по крайне низкому курсу.

Монополизация

1705 год был особенно труден для Петра I в финансовом положении: происходило переустройство армии, формировались драгунские и новые пехотные полки, шла полным ходом перестройка балтийского флота. Поэтому введение новых монет и налогов не могли полностью решить финансовых проблем. Тогда Пётр прибегнул к монополизации – взятие в исключительное право государства продажи некоторых товаров сбыта как внутри страны, так и за границу. Указом 1 января 1705 года была монополизирована продажа соли и стали продавать её вдвое дороже той цены, по которой доставляли её в казну подрядчики. Цену на соль установили в среднем 10 ½ копеек за пуд соли. Вместе с солью была монополизирована продажа алкоголя, дёгтя, мела, рыбьего жира, ворванного и квашеного сала, щетины. Была значительно расширена торговля казёнными товарами.

Пётр I также распорядился перевозить за границу часть казённых товаров и там продавать, чтобы на вырученные за границей деньги покупать иностранные товары. В главе всей этой казённой торговли стал с 1705 года Дмитрий Соловьёв. В главнейших торговых городах Европы были учреждены должности особых торговых агентов, продававшие русские казённые товары и исполнявших требования русского правительства по закупке иностранных товаров.

Цензура при Александре II

Введенные Николаем I цензурные правила у многих вызывали раздражение после окончания Крымской войны. Государь понимал, что нужно их смягчить. Положения Цензурной реформы 1865 года:

  • Отменена обязательная предварительная цензура литературных журналов, книг. Рукописи никто не вычитывал.
  • Введена карательная цензура. Санкции к неугодным правительству авторам применялись уже после публикации книг, журналов.

Цензурная реформа имела половинчатый характер. Авторы стали более свободными. В стране появились новые периодические издания. Но вот для провинциальных изданий ничего не изменилось, их по-прежнему внимательно вычитывали перед публикацией. К тому же никуда не делась цензура со стороны церкви.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

Исторические сочинения

  • Примеры готовых исторических сочинений по личностям и процессам
  • План, шаблон, клише для сочинения
  • Основные советы по написанию сочинения
  • Критерии оценивания. Сколько баллов можно получить?

ЕГЭ по истории

  • Открытый вариант ЕГЭ с ответами
  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата выпускного 2021
  • Каникулы 2021

Успехи и просчеты министра

России

На фоне некоторых неудачных решений безусловным успехом Рейтерна можно признать внедрение революционного для российской финансовой системы тех лет принципа транспарентности. Впервые в истории отечественных государственных финансов начали внедряться принципы открытости и подотчетности распорядителей бюджетных средств. С принятием правил о сметном финансировании министерств и иных органов власти упорядоченность государственных финансов приобрела новое качество. Впервые стала публиковаться для всеобщего обозрения роспись расходов, а ведомственные расходы начали сокращаться. Эта оптимизация достигалась в первую очередь за счет снижения так называемых сверхштатных расходов (во время управления министерством Рейтерном сверхштатные расходы сократились с 35 млн до 15 млн руб., а затем и до 9 млн).

Санкт-Петербург с высоты птичьего полета, гравюра

Правила стали правовым инструментом прямого действия. Статьей 19 правил было установлено, что «министр финансов старается об установлении соразмерности доходов с расходами. Если соразмерность сия может быть, по его мнению, достигнута сокращением расходных смет, то министр финансов составляет особое соображение о тех статьях расходных смет, кои, по его мнению, могут быть сокращены или исполнение коих может быть отложено».

Таким образом, устанавливалось единоначалие министерства финансов в вопросе о выделении государственных средств на расходы всех министерств. Такое положение было внове в системе российской власти. Оно ставило министра финансов на небывалую до того высоту: принятие решений о финансировании каждого органа власти становилось теперь прямой и непростой обязанностью министра финансов.

Сокращение сметных расходов министерств было только первым шагом оптимизации системы госфинансов. Следующим важнейшим по значимости этапом стало создание контрольных учреждений на местах, которые должны были стать проводниками политики «единства кассы», то есть установления единых правил осуществления государственных расходов и организации контроля за ними. Временное положение о местных контрольных учреждениях было утверждено 3 (16) января 1866 г. В соответствии со статьей 3 положения «…каждое контрольное учреждение поверяет обороты той губернии, в которой находится»

Важной особенностью системы контрольных учреждений была их вертикально интегрированная организация. В соответствии со статьей 12 положения «контрольные палаты во всех своих действиях подчиняются государственному контролеру»

Деноминация

Это название также происходит от латинского слова nominatio, что означает «наименование».

К методам денежной реформы относятся мероприятия по изменению нарицательной цены расчетных инструментов с обменом старых знаков на новые в определенном соотношении. В такой же пропорции при этом производится пересчет тарифов, цен, заработной платы и пр.

Деноминация обычно используется для стабилизации обращения денег при инфляции. Однако этот прием может способствовать и упрощению системы расчетов. Фактически деноминация является способом укрепления государством денежной единицы.

Укрупнение ценового масштаба происходит посредством зачеркивания нулей. Девальвация в России была проведена 17 августа 1998 г. Укрупнение при этом произошло почти в 4 раза – вместо 6.1 руб. за 1 долл. США было установлено 24 руб.

Что происходит на самом деле

В России в 2020 году нет никаких предпосылок для дефолта. Это ситуация, в которой у государства есть долги на огромные суммы, но не имеется никаких ресурсов, чтобы рассчитаться с ними. Так было у Греции в 2010 году и так примерно обстоят дела у Украины, которая берет в долг огромные суммы у Международного валютного фонда. В России на сегодня есть средства, накопленные в фонде национального благосостояния и значительный резерв в золоте и валюте.

Постоянно растущий долларовый курс рубля вызван вовсе не финансовым благосостоянием Соединенных Штатов, а политикой правительства и паникерами. При остановившейся на карантине экономике, в продажу пускается валюта, которую в панике скупает население. Так пополняется федеральный бюджет, без особых затруднений вытаскивается из кубышек рублевая масса.

Согласно последним новостям, государство нашло необходимые средства для поддержки населения в период карантина, подняв налог на крупные вклады и на средства, все еще утекающие в офшоры. Так что не пришлось прибегать к внешним заимствованиям.

Тем, кто все еще уверен в неминуемом дефолте, следует вспомнить, что у России практически нет внешнего долга. В отличие от Штатов, где он самый большой в мире и на 2 ноября 2019 года составлял $23 трлн.

Процесс деноминации

Если говорить простыми словами деноминация – это смена денежных единиц, то соответственно, происходит данное явление следующим образом: Центральный банк печатает новые денежные единицы, а старые изымаются из оборота. Вот только на практике процесс довольно-таки тяжелый и длительный, ведь после принятия решения о проведении денежной реформы нужно напечатать огромное количество новых денег, а это дополнительные затраты для государственного бюджета, который в период экономического кризиса и так испытывает дефицит. Кроме того, среди жителей страны такие перемены вызывают крайне негативную реакцию, и они начинают переживать за свои сбережения, паника в обществе может довести до разорения банков, ведь многие вкладчики постараются как можно быстрее расторгнуть договора с банками и получить свои сбережения, а затем вложить их покупку каких-либо ценных товаров.

Поэтому на практике денежная реформа может затянуться на несколько лет. Кроме того, старые денежные единицы не изымаются из оборота в кратчайшие сроки, как правило, они еще принимаются в качестве платежного инструмента на протяжении полугода и более, а государственные банки и еще в течение определенного времени производят обмен и денежных знаков.

Практически в каждом государстве проводилась деноминация национальной валюты, как говорилось ранее, в России это событие произошло в 1998 году, в Беларуси 4 раза после распада СССР, причем последний раз 2016 году. Рекордные изменения претерпели немецкие марки в 1923 году, только задумайтесь, что соотношение новой валюты по отношению к старой изменилась как 1 к 1000000000000.

Творец реформы

В сознании большинства советских граждан эта денежная реформа прочно ассоциируется с именем премьер-министра Советского Союза Валентина Павлова. Он вошел в истории, как единственный человек, который был премьер-министром СССР. До него такой должности просто не существовало, а вскоре после 1991 года Советский Союз попросту развалился.

Биография Павлова показательна для советского чиновника. Он родился в семье медсестры и шофера в 1937 году. Получил образование в Московском финансовом институте, окончив финансово-экономический факультет.

После вуза занимал должность инспектора государственных доходов в одном из столичных райисполкомов, отсюда и начал строить свою карьеру. В начале 60-х годов перешел в министерство финансов РСФСР. В 1986 году занял пост первого заместителя министра финансов СССР. В 1989 году он стал министром финансов, в 1990 году — членом ЦК КПСС.

Условия проведения реформы

Указ о фактическом начале денежной реформы в СССР подписал президент Михаил Горбачев. Это произошло 22 января. Советские рубли, выпущенные в 1961 году, номиналом в 50 и 100 рублей изымались из обращения. В 21.00 о подписании этого указа официально объявили по Центральному телевидению. На тот момент практически все магазины и банки были закрыты. Самые находчивые в первые часы после этого начали обменивать имевшиеся у них купюры номиналом по 50 и 100 рублей в кассах метров, в железнодорожных вокзалах и у таксистов. Они воспользовались тем, что большинство водителей и кассиров, которые были на работе, о начале реформы ничего не знали.

Еще часть граждан смогла сбыть советские рубли, отправив их денежными переводами в отделениях почты при вокзалах, которые, как правило, работали до полуночи. Самые находчивые и изворотливые покупали билеты на поезда и самолеты по высокой цене, на самые дальние расстояния, а после приходили сдать эти билеты обратно и получить на руки уже ликвидные деньги.

Подведём итоги

Подводя итог всему вышесказанному, из реальных предпосылок к деноминации можно назвать только ослабление рубля и большую денежную массу в экономике. Но как мы выяснили, деноминация не позволит сократить преступные схемы расчёта. Поскольку все владельцы серых схем переведут свой капитал в иностранную валюту, криптовалюту, фьючерсы, выведут деньги в офшоры. Пострадают в первую очередь обычные граждане, поскольку деноминация приведёт к округлению цен, а округлять цены у нас любят в большую сторону.

Рост доллара, тоже не может быть причиной деноминации. Проведение деноминации – весьма затратное мероприятие для бюджета, и конечно это ляжет на плечи обычных трудяг.

В конце-концов, какого результата мы достигнем?? Допустим, срежут 1 ноль и доллар будет стоить 8 рублей вместо 80. Приведёт ли это к росту зарплат? – конечно же нет. Разумеется, наверняка эти простые истины знают в правительстве и ближайшее время пройдёт без серьёзных экономических потрясений для нас.

Итоги реформ

Делая выводы, можно сказать, что реформаторская деятельность Александра I характеризуется положительными тенденциями. Была создана новая, более совершенная система управления. Особую роль играло учреждение Государственного совета, который был постоянно действующим органом власти, в отличие от собираемых ранее совещаний. Вертикаль исполнительной власти стала более четкой и оформленной. Правление Александра I носило либеральный характер.

Война с Францией прервала этап реформ, многие изменения, запланированные Сперанским, не были доведены до конца. Остались на бумаге: идея разделения власти на 3 ветви, превращение Сената в основной административный орган управления, учреждение конституционной монархии.

Нерешенным остался вопрос крестьянского права, хоть и были сделаны некоторые шаги в этом направлении. 

Причинами незавершенности многих реформаторских начинаний во время правления Александра I стали:

  • непоследовательность и нерешительность;
  • неготовность общества к кардинальным изменениям;
  • недостаток людей, способных воплощать реформаторские идеи в административном составе.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector