Черты всех видов собственности на земельные участки

Субъекты публичной собственности

В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

— во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

— во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима. Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.

Общая совместная собственность на земельный участок

Право общей совместной собственности регулируется ст. 253 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой все участники данного правового режима могут сообща владеть и пользоваться общим имуществом (земельным участком), если иное не предусмотрено дополнительным соглашением. Земельным участком, находящимся в общей совместной собственности, могут распоряжаться любой из участников, по согласию всех остальных сторон. Например, порядок владения, пользования и распоряжения землей фермерского назначения определяется соглашением между лицами, изъявившими желание создать и вести совместное фермерское хозяйство. Вместе с тем, правомочие распоряжения фермерским земельным участком получает его глава в интересах ведения фермерского хозяйства. Каждый из участников совместной собственности имеет право совершать различные сделки по распоряжению общим имуществом, при этом, совершенная сделка может быть признана недействительной на основании требований, предъявленных другими участниками, относительно отсутствия у стороны, совершившей сделку, определенных правомочий. Раздел общего имущества между участниками совместной собственности либо выдел доли одного из них осуществляются после предварительного определения доли каждого из участников.

Правовой режим общей совместной собственности наглядно описывается в ст. 256 ГК РФ (общая собственность супругов). Так, имущество, нажитое супругами в браке, является их совместной собственностью, за исключением отдельных случаев, предусмотренных брачным договором. Вместе с тем, имущество, которое было приобретено одним из супругов до брака или полученное в дар либо в порядке наследования во время брака, является его собственностью. На основании российского законодательства совместная собственность возникает в отношении:

  • крестьянско-фермерских хозяйств;
  • общих земельных участков, которые были приобретены за счет целевых взносов членов садово-огороднических и дачных некоммерческих товариществ;
  • общей собственности супругов, если иное не предусмотрено брачным контрактом;
  • совместной собственности граждан, являющихся членами садово-огороднических и дачных некоммерческих объединений, при условии предоставления земельного участка на условиях оплаты.

Право частной собственности на землю

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям (ст. 35 Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

  • право частной собственности граждан (физических лиц);
  • право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных размеров.

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

  1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
  2. приобретательная давность;
  3. приватизация.

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

  • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
  • прекращении деятельности юридического лица;
  • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
  • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

  1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
  2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
  3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
  4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
  5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
  6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
  7. национализации земель;
  8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:

  1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
  2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

  • своевременно платить земельный налог,
  • осуществлять мероприятия по охране земель,
  • соблюдать требования градостроительных регламентов,
  • своевременно приступать к использованию земельного участка,
  • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Какие земли считаются государственными?

Как уже было сказано, государственными считаются земли, которые не принадлежат кому-то еще, включая граждан, компании и муниципалитет. От имени субъектов могут выступать органы гос.власти. То есть, по закону, осуществлять полномочия пользователя могут законные представители государства – это муниципалитеты, ведомства и даже отдельные граждане.

Государство – это не просто собственник земли. Оно еще и выступает регулятором правоотношений в сфере использования земельных наделов. Это значит, что при нарушении действующих норм и законов, виновное лицо подлежит наказанию, нередко административному штрафу. Есть специальная классификация, которая позволяет распределять земли на категории разного уровня. Представим данные в виде таблицы.

Категория земель Какие именно участки входят в группе
Федеральные наделы
  • земли, на которых расположены сооружения и постройки РФ;
  • представленные казенным или некоммерческим ведомствами, гос.органам;
  • принадлежащие научным академиями;
  • находящиеся в распоряжении госкомпании Росавтодор;
  • другие территории.
Гос.владения, недоступные для передачи
  • со строениями или иными объектами на них находящимися и возведенными по указанию гос.органов;
  • природные территории, находящиеся под охраной гос.органов;
  • леса и земли, расположенные в границах особых экономических зон;
  • резервные земли и территории под застройку;
  • принадлежащие природным монополиями и находящиеся в ведении гос.органов;
  • расположенные рядом с железнодорожными объектами;
  • с/х наделы, переданные гос.учреждениям.
Территории субъектов федерации
  • на них построены субъекты РФ;
  • наделы переданные гос.органам или ведомствам субъектов;
  • с/х земли и территории под дорогами и объектами связи;
  • другие территории.

Приведенная классификация позволит получить полное представление о том, какие территории можно отнести с государственным

Важно еще раз отметить, что есть категории наделов, которые не передаются гражданам, компаниям, даже субъектам федерации ни при каких условиях

Каким образом распределяются поселенческие земли

  1. Возведения жилых зданий.
  2. Ведения сельскохозяйственной деятельности.
  3. Нужд Вооруженных сил России.
  4. Иных объектов, специального назначения.
  5. Потребительских потребностей населения.

Каждая из перечисленных зон земельного поселения имеет свой регламент, который может иметь разную трактовку. Также для каждой из них предусмотрены свои правила, соблюдение которых необходимо в обязательном порядке при застройке каждого территориального объекта.

В ЗК России также сказано, что каждый владелец земельного надела обязан придерживаться основ установленной планировки земель для поселений, а также правил порядка проведения любых строительных работ.

ВАЖНО !!! Каждое строящееся здание должно соответствовать правильной зоне, но также стоит учитывать и то, что некоторые зоны могут переплетаться между собой, что в свою очередь прямо влияет на вид разрешенной эксплуатации

Именно поэтому перед тем как начать использование земель для поселения, необходимо обязательно детально посмотреть и изучить их схему, и принять во внимание все нормы и правила, установленные законодательством РФ

Обладатели сервитута

Обладатели сервитута имеют право ограниченного пользования земельным участком (разумеется, чужим). Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Законодательство различает частный и публичный сервитуты. Примерами публичного сервитута являются:

  • проход (проезд) через земельный участок в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования;
  • использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и иных коммуникаций, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещение на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним и другие.

Мнение эксперта

Смирнов Александр Станиславович

Юрист с 12-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Его осуществление должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Лица, чьи права и законные интересы затрагиваются установлением публичного сервитута, вправе осуществлять защиту своих интересов в судебном порядке.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

Использовать землю по прямому назначению, с условием пожизненного наследуемого владения земельным участком могут частные лица, получившие имущество в пользование до вступления в силу Земельного Кодекса 2001 года. Вся земля Советского периода правления принадлежала государству, поэтому выделяемые наделы имели статус публичных земель.

После принятия в пост советской России Закона о земле, пожизненно наследуемые владения земельным участком не выделяют. Государство признает законность полученных участков, но проводит политику последующей приватизации.

Регистрировать право не обязательно. Условия пользования участком определяют разрешенное использование и регламент, установленный муниципальным образованием на данной территории. Дом или другие постройки, возведенные на публичной земле, необходимо оформлять в собственность в установленном порядке.

Физические лица обладают правом владения и пользования, но ограничены в праве распоряжения:

  • Участок, который имеет статус пожизненного наследуемого владения, не всегда можно оставить в наследство;
  • Продать, предоставить публичную землю в качестве залога или для коммерческой сделки, нельзя. Подобные действия влекут отчуждение земли;
  • Только наличие свидетельства, которое подтверждает факт законного получения участка от государства, позволяет оформить землю в собственность.

Классификация видов собственности, их характеристика

Определение 1

Собственность – это взаимоотношения, возникающие между субъектами собственности по вопросам распределения, владения и распоряжения объектом собственности.

Согласно Конституции Российской Федерации, а именно части 2 статьи 9, а также статьями 209-217 Гражданского Кодекса Российской Федерации регламентируются следующие виды собственности:

  • Частная;
  • Государственная;
  • Собственность органов местного самоуправления.

Граждане имеют право на владение земельными участками на основании не только индивидуальной, но и общей долевой собственности (определенная доля каждого собственника), а также общей совместной собственности (без определения доли каждого участника). На территории субъектов России конкретные формы собственности установлены законодательными нормами и другими нормативно-правовым актами российских субъектов.

Право собственности на землю осуществляется посредством принадлежности конкретным лицам, а также объединениям и группам лиц, то есть посредством форм видов собственности на земельные участки, которые входят в состав земельного фонда Российской Федерации.

В законодательных нормах в отношении субъектного состава различают такие формы земельной собственности, как:

  • Частная собственность – осуществляется исполнением полномочий отдельными гражданами и группам с целью удовлетворения их интересов;
  • Государственная собственность – осуществляется исполнением государственной власти в общественных интересах в целом;
  • Собственность органов местного самоуправления – осуществление властных полномочий органов местного самоуправления в интересах населения муниципального образования;
  • Смешанные формы собственности.

Кроме федеральной собственности существует собственность на землю субъектов Российской Федерации. При установлении многообразия форм земельной собственности, Российская Федерация дает гарантию их равенства перед законом. Различные формы земельной собственности оказывают влияние на отношения в сфере земельного права, способствуя совершенствованию их содержания или препятствию их развитию.

Замечание 1

Стоит отметить тот факт, что к тем отношениям, которые связаны с движением и использованием земельных участков, возможно применение правовых норм гражданского и иного законодательства. Значительное отличие гражданских отношений от земельных заключается в том, что не все земельные участки могут быть проданы в качестве обычного предмета товарного оборота.

Пример 1

Запрещается продажа в частную собственность земельных участков, основной функцией которого является природоохранная деятельность, а также земель общего пользования и иных земельных участков, которые были извлечены из товарного оборота.

Законодательством установлены ограниченные размеры земельных участков, которые находятся во владении одного и того же собственника; необходимо соблюдение целевого назначения земли, которое может изменяться лишь в соответствии с решением исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это также применяется в случае, если объектом сделки выступает земельный участок сельскохозяйственного назначения.

Замечание 2

При рассмотрении и анализе классификации видов земельной собственности, необходимо отметить, что абсолютных собственников не существует в отношении обычного имущества, так как объемы властных полномочий в отношении использования и распоряжения объектами собственности подлежат ограничению законодательными нормами в общественных, государственных интересах, интересах граждан-собственников и иных лиц.

В сформировавшейся системе отношений собственности следует выделить стабильные и переходные элементы.

Пример 2

Положение о равноправии всех форм собственности и их многообразии является постоянным элементом государственной политики в сфере земельного права; приоритетное положение приватизации земельной собственности является переходным элементом, который направлен на устранение деформаций земельного строя, вызванных монополией исключительной собственности на земельный участок.

Вывод 1

При устранении деформаций с области земельных отношений, принципы приоритета приватизации, выполняя свое назначение, заменяются принципом пресечения возникновения земельных собственников.

Субъект и объект

Нормы, предусмотренные для субъектов собственности, не разделяются для частных владельцев и государства. Более того, государство, получая преимущества в полномочиях распоряжения землями, соблюдает регламент использования массивов, строго следуя нормам законодательства, установленным им же. Требования, предъявляемые к собственникам, и не допускающие исключения, следующие:

  1. использование земель только по целевому назначению;
  2. ведение регистрационного учёта принадлежащих массивов;
  3. сохранение окружающей экологии;
  4. соблюдение установленных нормативов использования ЗУ.

Объект государственной собственности – массивы, расположенные на поверхности Земли, в пределах государственных границ РФ, которые находятся в единоличном распоряжении федеральных властей. Эти участки могут участвовать в обороте или изыматься из оборота по ряду причин. К ним относятся территории особо плодородных земель, которые недопустимо передавать в собственность частных лиц.

Так же – зоны, предназначенные для организации курортов, санаториев и туристических баз федерального значения. Исторические места, места боевой славы, получившие статус всероссийских. К ним же относятся:

  1. лесные и водные территории;
  2. места складирования отходов;
  3. места добычи природных ископаемых;
  4. заповедники;
  5. особо охраняемые зоны в пределах государственных границ.

Этот перечень не является исчерпывающим и охватывает все типы земель, которые допускают использования только со стороны субъекта владения.

Субъект государственной собственности – Российская федерация, в лице правительства, а так же региональные органы власти, которым делегировано право владения землёй. Внутри субъекта, определяющегося как совокупность нормативного регулирования всех земель, не находящихся в частной собственности, производится дифференциация. Она опирается на основания статуса правоспособности в отношении того или иного объекта, определяемого посредством территориального зонирования массивов, выступая в разновидностях субъектных прав.

Говоря о субъекте, выделяют следующие его разновидности:

  1. федеральный собственник;
  2. публичные образования.

Возникновение и прекращение правоспособности субъекта происходит на основании регулирования правовых норм, в результате которых возникают соответствующие Федеральные законы и иные законодательные документы, отражающие юридические прецеденты:

  • правопорождающие (об основаниях возникновения прав);
  • правопрекращающие;
  • правоизменяющие.

На основании таковых объекты отчуждаются в ведение иных субъектов, либо – условия владения землями изменяются.

Субъект и объект

Нормы, предусмотренные для субъектов собственности, не разделяются для частных владельцев и государства. Более того, государство, получая преимущества в полномочиях распоряжения землями, соблюдает регламент использования массивов, строго следуя нормам законодательства, установленным им же. Требования, предъявляемые к собственникам, и не допускающие исключения, следующие:

  1. использование земель только по целевому назначению;
  2. ведение регистрационного учёта принадлежащих массивов;
  3. сохранение окружающей экологии;
  4. соблюдение установленных нормативов использования ЗУ.

Объект государственной собственности – массивы, расположенные на поверхности Земли, в пределах государственных границ РФ, которые находятся в единоличном распоряжении федеральных властей. Эти участки могут участвовать в обороте или изыматься из оборота по ряду причин. К ним относятся территории особо плодородных земель, которые недопустимо передавать в собственность частных лиц.

Так же – зоны, предназначенные для организации курортов, санаториев и туристических баз федерального значения. Исторические места, места боевой славы, получившие статус всероссийских. К ним же относятся:

  1. лесные и водные территории;
  2. места складирования отходов;
  3. места добычи природных ископаемых;
  4. заповедники;
  5. особо охраняемые зоны в пределах государственных границ.

Этот перечень не является исчерпывающим и охватывает все типы земель, которые допускают использования только со стороны субъекта владения.

Возникновение и прекращение обозначенных объектов основано на принятии правительственных Постановлений и государственных актов, которыми регулируется распоряжение территорией массивов. Опирается на проведение процедуры регистрации, в результате которой в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) вносятся сведения о правообладателе, на основании Федерального закона № 122-ФЗ, от 27.07.97 г.

Субъект государственной собственности – Российская федерация, в лице правительства, а так же региональные органы власти, которым делегировано право владения землёй. Внутри субъекта, определяющегося как совокупность нормативного регулирования всех земель, не находящихся в частной собственности, производится дифференциация. Она опирается на основания статуса правоспособности в отношении того или иного объекта, определяемого посредством территориального зонирования массивов, выступая в разновидностях субъектных прав.

Говоря о субъекте, выделяют следующие его разновидности:

  1. федеральный собственник;
  2. публичные образования.

Возникновение и прекращение правоспособности субъекта происходит на основании регулирования правовых норм, в результате которых возникают соответствующие Федеральные законы и иные законодательные документы, отражающие юридические прецеденты:

  • правопорождающие (об основаниях возникновения прав);
  • правопрекращающие;
  • правоизменяющие.

На основании таковых объекты отчуждаются в ведение иных субъектов, либо – условия владения землями изменяются.

Прекращение права собственности на землю

Прекращение прав на землю урегулировано главой 22 ЗК. Основаниями прекращения права собственности на земельный участок являются:

  • добровольный отказ собственника от права на земельный участок;
  • смерть собственника земельного участка при отсутствии наследника;
  • отчуждение земельного участка по решению собственника;
  • обращение взыскания на земельный участок по требованию кредитора;
  • отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
  • конфискация по решению суда;
  • неотчуждение земельного участка иностранными лицами и лицами без гражданства в установленный срок в случаях, определенных ЗК.

В соответствии со статьей 142 ЗК прекращение права собственности на земельный участок в случае добровольного отказа собственника земли в пользу государства или территориальной общины осуществляется по его заявлению в соответствующий орган.

Этот орган в случае согласия на получение права собственности на земельный участок заключает соглашение о передаче права собственности на земельный участок.

Кодекс не устанавливает форму этого соглашения, но исходя из норм гражданского права мы считаем, что это должен быть договор дарения, заключенный с учетом требований ст.132 ЗК. Соглашение о передаче права собственности на земельный участок подлежит нотариальному заверению и государственной регистрации.

Принудительное прекращение прав на земельный участок осуществляется в судебном порядке, в частности, в случае:

  • использования земельного участка не по целевому назначению;
  • несоблюдения требований относительно устранения нарушений, допущенных при использовании такого участка (например, его загрязнении);
  • выкупа (изъятия) земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
  • принудительного обращения взысканий на земельный участок по обязательствам собственника этого земельного участка.

Ст.145 предусматривает, что если к лицу переходит право собственности на земельный участок, который по этому ЗК не может находиться в его собственности (земли сельскохозяйственного назначения для иностранцев), этот участок подлежит отчуждению его собственником в течение года с момента перехода такого права.

В случаях, когда земельный участок этим лицом в течение установленного срока не отчужден, такой участок подлежит принудительному отчуждению по решению суда. При этом под отчуждением, наверное, следует понимать только продажу (в принципе, возможна и мена, но не дарение).

Еще одним способом прекращения права собственности на земельный участок является его конфискация. Земельный участок может быть конфискован исключительно по решению суда в случаях, объеме и порядке, установленных законом.

Отдельный порядок изъятия (выкупа) установлен ст.150 для особо ценных земель.

Общая долевая собственность на земельный участок

Общая собственность может быть объявлена долевой на основании соглашения участников общей совместной собственности либо, при отсутствии такого согласия, по решению суда (п. 5 ст. 244 ГК РФ). Каждый из участников долевой собственности вправе получить во владение и пользование часть земельного участка, соразмерной выделенной доли (ст. 247 Гражданского кодекса РФ). Действия правомочий владения и пользования землей, которая является общей долевой собственностью, возникают на основании соглашения всех ее участников собственности либо по решению суда. Участник общей долевой собственности, осуществивший неотделимые улучшения объекта общего имущества (в данном случае – земельного участка) с использованием собственных средств, вправе требовать увеличения своей доли в соответствующем объеме. В случае, если были произведены отделимые улучшения, они являются собственностью того участника долевой собственности, кто их осуществил (ст. 245 ГК РФ). Право общей долевой собственности на землю предполагает распределение между всеми участниками в соответствующих долях поступающих в состав общего имущества доходов, выращенных плодов и произведенной продукции, если иное не предусмотрено дополнительным соглашением (ст. 248 ГК РФ). Расходы по содержанию земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, распределяются между всеми участниками, в соответствии с размером их долей. В частности, каждый из участников несет ответственность за своевременную уплату земельного налога, предоставление налоговой декларации по земельному налогу, уплату издержек по содержанию земли и другое (ст. 249 ГК РФ). Распорядиться своей долей участник общей долевой собственности вправе по своему усмотрению, в том числе, он может передать свою долю в дар или по завещанию, продать по договору купли-продажи земельного участка. В свою очередь, распорядиться земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, можно только на основании соглашения всех участвующих сторон. Возмездное отчуждение доли имущества в общей собственности предполагает преимущественное право остальных участников на покупку продаваемой доли по стоимости, в размере которой она продается (ст. 246 ГК РФ).

Земельный участок, находящийся в общей долевой собственности и обладающий возможностью деления, может быть разделен между всеми участниками/сособственниками, желающими произвести государственную регистрацию права собственности на отдельный земельный участок. Осуществление действий по делению земли предполагает прекращение общей долевой собственности на данный земельный участок, и может быть выполнено по общему согласию всех сторон либо на основании судебного решения (ст. 252 ГК РФ). В случае невозможности выдела доли по закону либо если деление повлечет за собой несоразмерный ущерб имуществу, выделяющийся собственник вправе потребовать выплаты ему стоимости его доли остальными участниками общей долевой собственности.

Неделимый земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, предполагает выплату стоимости доли участнику, желающему выделить свою долю в натуре, другими участниками (п. 3 ст. 252 ГК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector