Субъекты естественных монополий

2.

Весь кошачий корм делает компания Menu Foods

Если вы — кошка или собака, то вы наверняка помните, как в 2007 году корма для животных начали отзывать из продажи из-за загрязнения меламином. Какое-то время казалось, что безопасных брендов просто нет. Как могло столько брендов (а их было около 150) оказаться токсичными?

Причина в том, что большую часть этих кормов производит одна и та же компания. Если вы покупаете влажный корм для животных от компаний Eukanuba, Iams, Nutro, Hy-Vee, Triumph или Priority, то вы, по сути, приобретаете корм, выпущенный на одной и той же фабрике.
Все указанные выше марки кормов производит одна канадская компания — Menu Foods. Они просто лепят на эти корма разные этикетки, поскольку знают, что вам нравится иллюзия выбора.

Что ещё хуже, Menu Foods и подобные ей компании, такие как Purina, получают один особый компонент для своих кормов (пшеничную клейковину) из одного и того же места — от крохотной невадской компании под названием ChemNutra. Соседи называют их просто: белый парень и его жена-китаянка.

Однажды эта пара заказала из Китая 800 тонн подозрительно дешевой пшеничной клейковины и продала её практически всем производителям кормов, о которых вы когда-либо слышали. Они не удосужились проверить, не была ли та клейковина ядовитой, полагая, что узнают об этом в тот момент, когда станет известно, что какая-то кошка съела их корм и умерла. Или несколько сотен кошек.

Именно так «импортёрам», халатно относящимся к своим обязанностям, удалось поставить ядовитый корм для животных практически в каждый супермаркет Америки.

Но не волнуйтесь, вы больше не услышите о Menu Foods, поскольку их купил другой производитель кормов — Simmons Pet Food.

А что же ChemNutra? Они не попали в тюрьму, а просто заплатили штраф в размере 35 000 долларов, сменили название на EOS Direct и продолжают импортировать различные пищевые ингредиенты, среди которых встречаются вещи, входящие в состав энергетических напитков.

Примеры возникновения естественной и искусственной монополии

Монополией в экономике называют отрасль, в которой по каким-либо причинам нет конкуренции. Она может быть ограничена законодательно с помощью юридического акта или патента, конкуренция может отсутствовать в новой отрасли, которой занимается только один производитель.

Значимый аспект государственного регулирования естественных монополий — правоприменительная практика

Важно не только содержание НПА, издаваемых органами власти, но также и реализация их положений в условиях рынка. Практическая необходимость вмешательства государства в сферу естественных монополий может быть обусловлена разными причинами

Значение

Естественные монополии снабжают потребителей основными жизненно важными ресурсами: природным газом, электричеством, горячей и холодной водой, общественным транспортом и пр. При точной и согласованной деятельности этих компаний будут создаваться подходящие условия для существования населения. Нельзя не зафиксировать разумное использование монополиями небольших ресурсов. Эти экономические организации содействуют уменьшению расходов государства. Однако, выделяя их позитивные стороны, надо указать, что монополии обязаны быть под контролем существующего аппарата (государственного или партийного).

Подобное регулирование естественных монополий в России предупреждает их господство в сфере ценообразования. По степени развития монополий можно определить хозяйственное положение страны. При экономически нерентабельных организациях, не имеющих возможности обеспечить граждан страны товарами первой необходимости, можно отмечать слабость всей экономической структуры государства.

11.2.10 Естественная монополия

Особенное место среди монополий занимают так называемые естественные монополии. Стандартное определение естественной монополии таково: это отрасль, в которой единственная фирма, за счет достижения положительного эффекта масштаба, обеспечивает рынок товаром с меньшими средними издержками, чем это удалось бы двум или более конкурентам.
Естественная монополия характерна для отраслей, в которых особенности технологии приводят к существенной экономии от масштаба, и в результате крупная фирма имеет средние издержки намного ниже, чем несколько фирм меньшего размера:
Если бы товар производился несколькими конкурентами, то его цена была бы выше.
Естественные монополии возникают на тех рынках, где производство товара сопряжено с огромными фиксированными затратами, а предельные издержки на производство дополнительного продукта пренебрежительно малы. В учебнике Г. Мэнкью «Принципы экономикс» приводится характерный пример: «Примером естественной монополии может являться мост. В данном случае неизбежны постоянные издержки на строительство моста, а предельные издержки от очередной поездки автомобиля пренебрежимо малы. В этом случае средние издержки убывают с ростом числа поездок, и мост является естественной монополией».
Экономия от масштаба и низкие средние издержки являются сильными заградительными барьерами от входа новых фирм. Поэтому естественные монополии естественны. Новые фирмы не имеют стимулов вступать на рынок, поскольку их высокие средние издержки не позволяют им получать положительную прибыль.
Другим примером естественной монополии является водоснабжение. Постоянные затраты данного бизнеса огромны, потому что компания в этом случае должна построить многоуровневую сеть, охватывающую все объекты в городе. При этом предельные затраты на подключение отдельной квартиры к водопроводной сети малы. Если бы водоснабжением занималось несколько фирм, каждая из них должны была бы понести постоянные затраты на возведение собственной водопроводной сети, и средине издержки каждой фирмы были бы высокими. В этих условиях, для того, чтобы получать прибыль, каждая фирма должны была бы установить высокую цену блага.
Можно найти множество других примеров естественных монополий, однако следует быть аккуратным при определении того, является ли конкретная отрасль естественной монополей. В книге Сергея Гуриева «Мифы экономики» в мифе номер 16 перечислены случаи, когда одна и та же отрасль может быть естественной монополией в одних условиях и не быть в других. Например, железнодорожный транспорт считается естественной монополией в России, но не считается таково в США, Канаде и ряде других стран.Самый эффективный тест на «естественность» монополии – проверить, насколько значим эффект масштаба в ее отрасли. Если эффект масштаба значим, то средние издержки естественной монополии оказываются ниже издержек потенциальных конкурентов, и она оказывается защищенной от конкуренции естественны образом. Такая монополия не будет добиваться защиты ее уникального статуса путем среди политиков и регуляторов отрасли и противиться приходу на рынок новых фирм – потому что такая компания понимает, что приход на ее рынок является бесперспективным занятием для конкурентов. Если же компания это делает, то это повод для того, чтобы подумать, так ли естественна ее монопольность или нет.
На практике проверка того, является ли монополия естественной, может быть достаточно трудно задачей. Компании, являющиеся естественными монополиями, не имеют стимулов раскрывать данные о собственных издержках. Если же регулирование естественной монополии строится на принципе «затраты плюс», это приводит к тому, что компании имеют стимулы завышать свои издержки, чтобы получать более высокие тарифы. Например, в России до реформирования отрасли электроэнергетики тарифы региональных энергетических компаний устанавливались по принципу «затраты плюс», что приводило к тому, что компании завышали свои реальные издержки, добиваясь установления более высоких тарифов.
Размер рынка также имеет значение для статуса естественной монополии. При маленьком размере рынка существование естественной монополии может быть оправдано, но с расширением рынка естественная монополия может перерасти в конкурентный рынок.

Искусственная монополия

Искусственная монополия второго вида возникает в силу предоставления только одному предприятию патентов и разрешений на производство какой-либо продукции. Это может касаться различного рода изобретений, ноу-хау или ограниченного доступа к определенному ресурсу. Такие искусственные монополии имеют формы, основанные на преференциях, в том числе, и от государства, и существуют в большинстве стран мира.

  • наличие в пределах одной отрасли единственного производителя какого-либо товара или услуги;
  • продукция предприятия-монополиста обладает уникальными свойствами, не имея близких по сути аналогов и заменителей;
  • присутствие барьеров (искусственного или естественного характера), не позволяющих новым производителям выйти на рынок;
  • определение стоимости продукции и объемов ее выпуска только одним производителем.

Подробности

Способы влияния на монополию

Антимонопольная политика воздействует на монопольные структуры не только с помощью законодательства. Правительство обладает широким перечнем решений для пресечения работы описываемых структур как на территории нашей страны, так и за рубежом.

Цели, задачи, проблемы

Цель антимонопольной политики

Хоть антимонопольные мероприятия и применяются очень широко и эффективно в разных странах, но ни одна из них не может быть примером для другой. План регулирования должен подбираться индивидуально для каждого из форматов рыночной экономики. Хоть антимонопольная политика и имеет кардинальный характер, но она никогда не имела отрицательный характер. Её целью не является преображение действующей экономической системы. Главными целями антимонопольной политики является поддержание баланса между монополиями и конкуренциями на наиболее благоприятном уровне для нашей страны.

Задачи борьбы с монополиями

В нашей стране деятельность монополий сопровождается многими сложностями и негативными последствиями для экономики. Сюда относят не только малые производственные объемы, но и высокие цены, маленькую эффективность компаний. Клиентам монополистических предприятий приходится принимать увеличенную стоимость товаров или услуг. Также соглашаются с низким качеством товаров или с его устареванием.

Также это сопровождается замедлением технического прогресса, отсутствием высокого сервиса и других факторов, свидетельствующих о пренебрежении интересами и потребностями потребителей. Самым существенным моментом из всех является полная блокировка монополиями рыночных механизмов саморегулирования. В какой-то степени монополисты всевластны. Остальные рыночные участники не могут повлиять на сложившуюся ситуацию.

СПРАВКА! Расставить приоритеты может только сознательная антимонопольная политика России и прямое вмешательство правительства в эту ситуацию.

Проблемы антимонопольной политики в России

Государственная антимонопольная политика, основанная на дроблении гигантов, невозможна. Весьма большим препятствием становится высокая эффективность. Если у предприятия возникают сложности, которые связаны с правительственными санкциями, то они решаются с помощью поднятия цен на услуги или товары. Для государственной экономики это чревато не только ростом издержек в других сферах деятельности, но и резким увеличением количества неплатежей, полным закрытием связей между регионами.

Роль естественных монополий в государственной экономике

В Российской Федерации, как и в других государствах, существуют естественные монополии, которые соответствуют следующим критериям:

  • единственное предприятие-гигант;
  • уникальная продукция;
  • непреодолимые барьеры для конкурентов;
  • полная информация.

В настоящее время в список отраслей, которые отвечают вышеперечисленным критериям, включены важнейшие для экономики государства позиции:

Вид естественной монополии Комментарий
Транспортировка газа и нефти Значительная доля экспорта занята углеводородами, играющими в экономике России большую роль. Кроме того, стоимость средств доставки тоже очень высока
Железнодорожный транспорт Единственная компания, выполняющая рельсовые перевозки в Российской федерации – РЖД, которая владеет всем путевым хозяйством
Транспортные терминалы Очень трудно представить частный железнодорожный вокзал или аэропорт, который конкурирует со стоящим неподалёку
Транспортировка электроэнергии Единая энергосистема обладает особенностями функционирования, не позволяющими поделить её между несколькими собственниками
Теплоснабжение Монополизация этой сферы оправдана по тем же причинам, что и снабжение электроэнергией
Коммунальная сеть и водоснабжение Социальная роль этих отраслей критически важна. Стоимость услуг ЖКХ устанавливается таким образом, что вызывается возникновение дилеммы её регулирования (выбор эффективного или справедливого уровня). Власти контролируют деятельность таких монополий, чтобы предотвратить рост тарифов, нарушающих равновесие расходов и доходов населения
Почтовые услуги ФГУП «Почта России» федеральные органы власти предоставляют преференции в сфере доставки корреспонденции, посылок и бандеролей

Видео по теме:

Монополистическая конкуренция примеры. Примеры монополистической конкуренции в России

Под термином «конкуренция» понимается борьба между субъектами рынка за лучшие результаты деятельности и условия функционирования. Существуют различные критерии классификации данного экономического процесса. В зависимости от соотношения предложения и спроса выделяют следующие разновидности конкуренции:

  • чистую;
  • монополистическую;
  • олигополистическую.

При чистой конкуренции на рынке присутствует большое число продавцов и покупателей, которые равноценны. У присутствующих субъектов нет возможности влиять на цены. Они определяются предложением и спросом. Продаваемая продукция однородна. Отсутствуют барьеры, которые могли бы препятствовать входу или выходу с рынка.

Монополистической конкуренции присущи следующие свойства: на рынке присутствует достаточное количество покупателей и продавцов; имеются невысокие преграды для попадания в отрасль; фирмы изготавливают разнородную продукцию. Ниже будут приведены примеры монополистической конкуренции в России.

При олигополии доминирует на рынке небольшое количество продавцов. Вступить в отрасль очень сложно, так как высокие барьеры препятствуют этому. На рыночную ситуацию фирмы могут влиять своими решениями. Компаниям-олигополистам не обязательно изготовлять дифференцированную продукцию.

Примеры монополистической конкуренции в России на рынке мобильной связи.

Одним из ярких примеров монополистической конкуренции является рынок мобильной связи. На нем существует довольно много различных компаний, которые постоянно конкурируют между собой, пытаются друг у друга переманить клиентов интересными предложениями (Мегафон, МТС, ВымпелКом, Ростелеком, СМАРТС, HCC и др.).

Компании предлагают людям различные услуги, выгодные линейки тарифов. Каждому новому продукту присущи отличительные особенности.

Монополистическая конкуренция является наиболее выгодным типом рыночной структуры. Общество получает определенные преимущества

Компании стремятся привлечь внимание людей и заинтересовать своими новыми предложениями, качественной и усовершенствованной продукцией. Спектр услуг, который они предлагают, постепенно расширяется, а ценовая планка опускается

Наличие огромного количества фирм-конкурентов препятствует образованию монополий. Благодаря этому у компаний нет возможности воздействовать на общий уровень цен и повышать его. Войти на рынок другим фирмам и предложить качественно новый продукт вполне возможно.

Естественная и искусственная – в чём разница?

Сергей Пузыревский, критикуя год назад существовавший тогда ещё закон «О естественных монополиях» возможно, не желая того, представил новую установку своего ведомства: антагонизм определений естественности и неестественности к понятию «монополия» относится весьма условно:

«Действующее сейчас определение естественных монополий позволяет, на мой взгляд, достаточно безгранично расширять круг сфер, которые можно относить к естественным монополиям. В нем есть определение раскрытия информации, общее положение о контроле, о согласовании сделок – по сути, это всё. Естественная монополия сейчас имеет два метода регулирования. Первый – это ценовое регулирование, когда она устанавливает цену, второй – метод определения круга потребителей, которые подлежат обеспечению в приоритетном порядке в определенных сферах. Например, это больницы, стратегические объекты, которым нельзя отключать электричество.

Главный принцип, который декларируется в действующем законе, состоит в том, что запрещается сдерживать переход из естественного монопольного состояния в состояние конкуренции. Но на деле этот принцип не реализуется. Когда мы анализируем ситуацию на товарных рынках, то видим, что во многих сферах конкуренция развивается, однако закон всё равно называет субъекты, которых, к примеру, на рынке пять, субъектами естественных монополий. Возникает экономический нонсенс».

То есть по определению вроде как менее враждебная к потребителю «естественная» монополия в силу ряда причин, среди которых и законодательные недоработки, и обычная жадность руководителей таких структур всегда способна эволюционировать в искусственную. А это уже объект более пристального интереса антимонопольщиков. Ведь что можно сделать с естественным? Лишь попытаться регулировать. А искусственное можно просто запретить. И общество будет только «за».

Отсюда и успешная попытка ФАС минимизировать количество «естественных» монополий в России, в частности, выбив из-под них законодательную основу, лишив тем самым легитимности само их существование.

Кстати, естественных монополий, по определению отечественных экспертов, в России формально осталось не так много. Это:

  • Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам
  • Перевозки по железным дорогам
  • Сетевая передача тепловой энергии и электричества
  • Услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов (морских и речных)
  • Центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура
  • Почтовая связь. В нашей стране монополистом в сфере пересылки корреспонденции выступает ФГУП «Почта России»

Кто регулирует естественные монополии

Естественная монополия как объект государственного регулирования — это сфера контроля федеральных и региональных органов власти.

На общегосударственном уровне до 21 июля 2015 года было две уполномоченные организации, но после упразднения Федеральной службы России по тарифам (ФСТ), осталась одна – Федеральная антимонопольная служба.

Практически в каждом регионе действует собственный межотраслевой совет по вопросам деятельности естественных монополий (обычно при губернаторах).

Регулирование естественных транспортных монополий

Под транспортной монополией в данном аспекте подразумевается хозяйственная деятельность в области эксплуатации железной дороги со всей ее инфраструктурой, а также морских и авиационных портов и терминалов. Этот сектор экономики специфичен, так как в ряде случаев его трудно ограничить региональными рамками.

Регулирование деятельности естественных монополий на транспорте производится с учетом индивидуальных характеристик субъектов. Как правило, крупные компании этой специализации принадлежат государству.

Усилия контролирующих органов направлены на поддержание доступных населению тарифов и одновременно соблюдение интересов инвестиционных финансовых структур. Если прибыльность вложений в транспортную отрасль России будет ниже нормативной, их никто не будет осуществлять.

Ответственность естественных монополий

Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основании 147-ФЗ. В зависимости от статьи закона, ответственность за нарушения может нестись в гражданско-правовом или административном порядке.

Гражданско-правовая форма ответственности применяется в случаях, когда естественные монополии наносят ущерб другим хозяйствующим субъектам. Решение о возмещении убытка имеет право принимать непосредственно регулирующий орган на основании решения арбитражного суда.

Административное наказание может выражаться предупреждением или штрафом. Их применяют только органы регулирования деятельности естественных монополий в следующих случаях:

  • завышение установленных тарифов и цен – в сумме до 15 тысяч МРОТ;
  • неисполнение предписания или решения органа регулирования – до 10 тысяч МРОТ;
  • представление неправдивой информации о показателях деятельности естественной монополии органу регулирования – до 1000 МРОТ;
  • непредставление документации по требованию органа регулирования – от 500 МРОТ.

В административном порядке за различные нарушения может быть оштрафован лично руководитель предприятия, занимающего на рынке естественно-монопольное положение – на сумму до 50 МРОТ.

Процедура банкротства естественной монополии

Особенности банкротства субъектов естественных монополий описаны в статье 197 Федерального закона 127-ФЗ («О банкротстве»). Согласно положениям этого документа, субъект естественной монополии признается несостоятельным по совокупности следующих признаков:

  • Обязательства по уплате обязательных платежей просрочены более чем на полгода.
  • Сумма указанных просроченных обязательств составляет 1 млн руб. или более.

Информация о просроченных обязательствах документально подтверждается на основании исполнительного листа (ФЗ-197 «Об исполнительном производстве»).

В слушаниях по делу о банкротстве естественной монополии помимо непосредственно заинтересованных лиц может участвовать представитель федерального регулирующего органа (ФАС) на основании ст. 198 закона 127-ФЗ.

В процессе принудительного отчуждения имущества банкрота и его продажи, покупатель заключает с ФАС специальное соглашение об исполнении условий аукционных торгов. При их невыполнении покупателем сделка может быть признана недействительной по иску Федеральной антимонопольной службы.

Участие представителей ФАС в слушаниях дел о банкротстве возможно (по требованию суда или ходатайству заинтересованного лица) но обязательным не является.

Реализация имущества обанкротившегося естественного монополиста может быть приостановлена на срок до трех месяцев, если есть обоснованные предложения по восстановлению его платежеспособности.

Процедура постановления делопроизводства о банкротстве субъекта естественной монополии по закону может быть инициирована в случае, если он подал иск на органы власти об установленных ими неоправданно низких расценках, приведших к его несостоятельности. На время рассмотрения заявления предприятие пользуется правом на мораторий выплаты кредиторам (привилегия банкрота).

Опубликовано:

Добавить комментарий

Вам понравится

Заключение

Естественные монополии в России занимают значительную долю национального хозяйства. В основном это так, потому что крупные предприятия такого типа были организованы в СССР, когда не было рыночной конкуренции, и они изначально занимали лидирующие позиции на рынке и свободный доступ к ресурсам, недоступным для возможных конкурентов. Всем известные компании, которые могут рассматриваться как монополии, это корпорации «Газпром», «Почта России», «РЖД».

Естественные монополии являются субъектами бизнеса, являющихся крупными налогоплательщиками и хорошими работодателями для большого количества людей. По этим причинам государство содействует их бизнесу и заинтересовано в его стабильности. Однако, при наличии каких-то причин, власти имеют право вмешиваться в работу таких предприятий, если нужно модернизировать определенный рыночный сегмент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector