На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?
Содержание:
- Принцип работы и устройство тахографа
- Для чего проводится калибровка тахографа?
- Карта идентификации и её назначение
- На какие автомобили тахографы не нужны
- Доказательства отсутствия необходимости в тахографе
- Хотя бы на год позже
- Кто должен установить тахографы?
- Какой штраф за отсутствие тахографа в автомобиле
- Законодательная база, касающаяся установки тахографов на автобусы
- Правила установки
- Устранение пробелов
- Принцип работы цифрового тахографа
- Тахограф и скоростной режим
- Требования 2021 года к тахографам для автомобильного транспорта Европейского Союза (ЕС)
- Оснащение коммерческого транспорта тахографом
Принцип работы и устройство тахографа
Внешний вид устройства напоминает обычную магнитолу в виде компактного блока, монтируемого в транспортное средство. Существует иная разновидность тахографов, и представляет собой круглый прибор, наподобие автомобильного спидометра, но с более широким перечнем функциональных возможностей.
Устройство прибора для лиц с техническим складом ума, не представляет особой сложности.
- Цифровой экран с элементами управления – позволяет пользователю взаимодействовать с устройством.
- Портативный встроенный принтер – используется для печати сохранённой информации на бумажный носитель.
- Механизм чтения тахографических карт – применяется для распознания личности водителя.
- Модуль GPRS – применяется для передачи сохранённой информации для последующего хранения.
- Датчик, фиксирующий перемещение транспортного средства.
- Блок СКЗИ – криптографический модуль со встроенным приёмником позиционирования.
Запрещено какое-либо вмешательство в работу устройства, поскольку любой факт будет зафиксирован соответствующими датчиками и модулями.
Для чего проводится калибровка тахографа?
Калибровка для цифрового тахографа (бортового самописца) проводится в первую очередь для настройки его точности. В память тахографа записываются временные промежутки движения ТС, скорость, пройденное расстояние и т.д.
Информация в памяти тахографа имеет доказательную силу и может использоваться при решении спорных вопросов (в том числе и в судебном порядке). Но для этого должны выполняться два условия:
- Устройство должно быть оборудовано системой шифрования информации (модуль СКЗИ/НКМ) для защиты данных от удаления или изменения.
- Тахограф должен быть откалиброван и поверен, т.е. данные, которые записываются в память, должны соответствовать фактическим параметрам движения.
Калибровку тахографа и его поверку проводят для выполнения второго пункта :
- Вначале прибор настраивается (калибруется) таким образом, чтобы обеспечить соответствие фиксируемых и фактических параметров.
- После этого соответствие подтверждается в ходе поверки, и на ее основании выдается свидетельство. Наличие этого свидетельства является обязательным условием для использования тахографа.
Карта идентификации и её назначение
Карта оснащена специальным криптографическим микропроцессором, что делает практически невозможной её подделку.
Виды чиповых карт | |
мастера | Применяется при проведении корректировочных работ устройства, его настройки и монтаже |
организации | Позволяет собственнику транспортного средства получить более обширные сведения, сохранённые в памяти устройства |
контроллера | Используется уполномоченными сотрудниками органов государственной власти, к компетенции которых относится проведение мероприятий, направленных на контроль и снятие зафиксированных показаний тахографа |
водителя | Необходима для идентификации лица, которое будет управлять транспортным средством до места назначения в соответствии с утверждённым маршрутом |
Карта имеет высокую степень защиты. Законом запрещается использовать карту водителя лицом, которому она не принадлежит и за которым она не закреплена. В противном случае к нарушителю будут применены административные санкции.
Перед началом пути карта устанавливается в соответствующий слот-приёмник устройства, после чего допускается выполнение коммерческого маршрута.
Владельцу транспортного средства или водителю необходимо ежедневно распечатывать сохранённые на память устройства сведения, по результатам пройденного пути или окончания рабочего дня. Исключением являются случаи физического уничтожения или утраты карты идентификации.
Водителю разрешается управлять транспортным средством не более 2 недель без карты доступа. Указанного периода достаточно для изготовления новой карты.
Карта предприятия позволяет работодателю получать детализированную информацию и проводить ряд корректировок. Уровень доступа и функциональные возможности позволяют распечатывать итоговые данные, сохранённые на устройство, а также блокировать сведения во избежание несанкционированного доступа посторонних лиц.
Карта контролёра имеет наивысшую степень доступа, и закрепляется за уполномоченным сотрудником специализированной организации, проводящей монтаж и обслуживание цифровых устройств контроля.
Следует отметить, что с помощью такой карты невозможно получить информацию о пункте отправки или назначения транспортного средства, в связи с чем она применяется исключительно при настройке или монтаже тахографа.
На какие автомобили тахографы не нужны
Так, в установке тахографа не нуждаются целые категории различного транспорта:
- Транспорт, который был выпущен до момента вступления законодательного акта в юридическую силу и уже имеет средство контроля рабочего режима водителя, соответствующее нормам ЕС.
- Машины, предназначающиеся для выполнения определённых видов работ (эвакуаторы, МЧС, скорая помощь и т. д.).
- Автомобили, регистрацией которых занимается ВАИ, либо подразделения исполнительной власти.
- Транспортные средства, регистрацией которых занимаются органы, призванные вести надзорную деятельность за технической исправностью самоходных машин и иных типов техники.
- Специальные машины органов МВД, участвующие в оперативно-розыскной деятельности.
Доказательства отсутствия необходимости в тахографе
Если водитель грузовика не занимается коммерческой деятельностью, ему не требуется устанавливать современный бортовой самописец и тратится на его калибровку.
Если человека задерживает сотрудник ГИБДД, одних слов относительно того, что водитель не занимается коммерческими перевозками, будет недостаточно, потребуется предоставить специальные доказательства, особенно, если в грузовике перевозятся разные строительные материалы.
Итак, если водитель приобрел шпаклевку, грунтовку и краску и едет на дачный участок, чтобы провести там определенные работы, и если останавливает сотрудник ДПС, потребуется предоставить следующие доказательства:
- если в автомобиле перевозятся строительные или ремонтные материалы, предназначенные для осуществления частных строительных и отделочных работ, потребуется предоставить товарный чек на продукцию, приобретенную для проведения работ;
- если средство было передано во временную эксплуатацию, потребуется предоставить договор на безвозмездное пользование автомобилем, документы на перевозку грузов и доверенность на управление грузовиком.
Важно помнить о том, что требования, касающиеся управления грузовым средством передвижения с тахографом или без, установлены на уровне законодательства. Не стоит стараться искать разные лазейки в постановлениях, но внимательно изучать основные документы и не нарушать никаких правил
Не стоит стараться искать разные лазейки в постановлениях, но внимательно изучать основные документы и не нарушать никаких правил.
Если организуются коммерческие перевозки, если водитель работает на компанию, которая занимается подобной деятельностью, нужно обязательно установить тахограф, в противном случае придется заплатить штраф.
Хотя бы на год позже
Таким образом, Министерство экономического развития предлагает «забыть» про 1-е ноября 2019-го года и дать физическим собственникам грузовиков и автобусов переходный период, зависящий от категории транспортного средства, для исполнения требования:
- для грузовиков массой от 12 тонн (N3) — до 1-го июня 2020-го года;
- для автобусов с количеством мест больше восьми и массой свыше 5 тонн (M3) — до 1-го декабря 2020-го года;
- для грузовиков массой от 3,5 до 12 тонн (N2) — до 1-го июня 2021-го года;
- для автобусов с количеством мест больше восьми и массой до 5 тонн (M2) — до 1-го января 2021-го года.
Кто должен установить тахографы?
Приказ Минтанса об обязательной установке тахографов на борту автобусов и грузовиков физических лиц вступил в силу с 15 декабря 2019 года. Установить тахографы физические перевозчики должны в течение следующих двух лет. Ранее это должны были выполнить организации и индивидуальные предприниматели.
График отсрочки установки тахографа для отдельных категорий транспорта физических лиц
Владельцы грузовиков с максимальной массой более 12 тонн (N3) могут ездить без тахографа:
– До 1 июня 2020 года, если экологический класс их грузовика Евро-3 или ниже;
–До 1 сентября 2020 года, если экологический класс их грузовика Евро-4 или выше.
-Для владельцев большегрузов, чей экологический класс не определен, срок действия отсрочки закончился 1 марта.
Владельцы грузовиков с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (N2) могут ездить без тахографа:
–До 1 декабря 2020 года, если экологический класс их грузовика не определен;
–До 1 марта 2021 года, если экологический класс их грузовика Евро-3 или ниже;
–До 1 июня 2021 года, если экологический класс их грузовика Евро-4 или выше.
Владельцы микроавтобусов категории М2 (с максимальной массой до 5 тонн) могут ездить без тахографа:
–До 1 февраля 2021 года, если экологический класс их автобуса Евро-4 или выше.
–До 1 января 2022 года, если ТС принадлежит многодетным родителям и используется ими для перевозки членов своей многодетной семьи.
И еще раз напомним: владельцы микроавтобусов (М2), экологический класс которых не определен, должны оснастить свои ТС тахографами до 1 августа 2020 года. На эту категорию транспорта дополнительная отсрочка не распространяется!
Остальным физическим владельцам грузовых автомобилей и автобусов необходимо обязательно установить на борту своего ТС тахографы. Юридические лица по законодательству обязаны устанавливать тахографы уже с 2013 года.
Штраф “за тахограф”
Отсутствие или неисправность прибора, несоблюдение режима труда и отдыха, а также неумение пользоваться тахографом и картой водителя карается штрафом. Мы составили для вас памятку: “Получите ли вы штраф за тахограф?“,
Цены продолжают расти и тахографы не исключение, штрафы выписываются регулярно. Мы посчитали сколько вы заплатите за отсутствие или блокировку тахографа – напомним, штрафы могут суммироваться.
Только до 15 июля у вас есть возможность оснастить транспортные средства тахографами на специальных условиях!
Просмотров: 9895
Какой штраф за отсутствие тахографа в автомобиле
Тахограф — это техническое устройство, предназначенное для контроля информации о характеристиках работы транспортного средства:скорости движения, заданном маршруте ТС, режиме отдыха водителя и многих других параметров. Разберемся какой штраф за отсутствие тахографа получит водитель ТС.
Модели российского производства отличаются тем, что их снабжают специальной функцией топографической защиты.
На какие автомобили не надо устанавливать тахографы
В соответствии с приказом №36 Министерства Транспорта РФ, касающемся вопроса установки тахографов, а также правил их использования и контроля работы над данным типом устройств, такие устройства должны быть установлены на все ТС, максимальная масса которых составляет 3,5–12 тонн:
- M2 — пассажирский транспорт, имеющий в составе более восьми мест для пассажиров и массу не более 5 тонн;
- M3 — пассажирский транспорт, имеющий в составе более восьми мест для пассажиров и массу, превышающую 5 тонн;
- N2 — грузовой транспорт, обладающий массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 — грузовой транспорт, обладающий массой более 12 тонн.
На все ТС, используемые в коммерческих целях необходима его установка. Задавая вопросы «Нужен ли на самосвал тахограф» или «Нужен ли тахограф на КАМАЗ» — конечно нужен.
Кому не надо устанавливать тахограф?
- на автобусах, то есть на ТС, относящихся к типу пассажирских и категориям М2, М3, N2, N3, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров в пределах городов и пригородов;
- ТС, которые были допущены к международным перевозкам пассажиров и грузов и оснащены заводскими контрольными устройствами надлежащего качества;
- КАМАЗ используемый на стройке;
- частнику, перевозящему грузы для своих нужд, а не для осуществления коммерческой деятельности;
- учебных транспортных средств;
- ТС проходящие дорожные испытания;
- ТС год выпуска которых составляет 30 и более лет;
- троллейбусы;
- военные ТС и осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Наказание за езду без тахографа
Штраф за тахограф и штраф за отсутствие карты водителя для тахографа регулируется статьей 11.23 КоАП:
- Для физического лица 1000-3000 рублей;
- Для должностных лиц штраф за езду без тахографа 5000-10000 рублей. К этой же категории относят модифицированные, сломанные или неисправные тахографы.
- Если присутствуют нарушения порядка труда и отдыха — штраф 1000-3000 рублей.
: Штраф за отсутствие тахографа
Требования к тахографам
Закон, регламентирующий производство тахографов, предписывает определенные условия и требования к устройствам данного типа. Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36 (Приложение №1). Также указаны некоторые предписания к транспортным средствам, которые должны оснащаться тахографами.
Среди обязательных требований выделяют:
- наличие датчика передвижения и карты водителя для тахографа;
- наличие модуля, принимающего сигналы GPS и ГЛОНАСС, дополнительно должны присутствовать антенны для приема сигналов систем GSM/GPRS;
- защита корпуса устройства от взлома, а также защитные пломбы;
- криптографическое и программное обеспечение;
- обязательно наличие всех требуемых карт, датчиков, средств звукового и визуального предупреждения и т. д.
Правила эксплуатации тахографов:
- для идентификации водителем вставляется личная карта водителя для тахографа, после чего вводится PIN-код. Если присутствует второй водитель, он производит свою идентификацию непосредственно после определения первого пользователя системы
- производится ввод запрашиваемых устройством параметров в ручном режиме, либо система автоматически вычисляет текущее местоположение и прочую необходимую информацию
- карточка водителя вынимается из слота только после завершения смены, когда будет получено подтверждение места завершения работы
Несмотря на то, что тахографы имеют достаточно специфическую область применения, их наличие необходимо для обеспечения законного использования определенных видов ТС и правильного составления графика работников соответствующих организаций.
По этой причине, наличие или отсутствие данных аппаратов строго контролируется, а нарушение карается со всей строгостью закона. В первую очередь, это сделано для оптимизации работы людей.
Законодательная база, касающаяся установки тахографов на автобусы
Приказ № 277 от 09.11.2017
9 ноября 2017 года был опубликован приказ Минтранса РФ №277 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта РФ от 21.08.2013 года № 273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами» и от 13.02.2013 года №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, о категориях и видах транспортных средств, оснащаемых тахографами, правилах использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах».
Новый закон указывает, какие типы автобусов удаляются из списка исключений на установку тахографов:
- С 01.07.2018 года – автобусы категорий М2 и М3, используемые на пригородных маршрутах. К категории М2 относятся «маршрутки» и автобусы малой вместимости, М3 – большой вместимости.
- С 01.07.2019 года – «маршрутки» и автобусы, обслуживающие городские маршруты.
То есть, с 01.07.2018 года монтаж бортовых самописцев обязателен для всех маршрутных такси и автобусов с количеством мест более 8, используемых в коммерческих целях на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах. В том числе, монтаж тахографов обязателен для автобусов, используемых для перевозки сотрудников компаний, занимающихся предпринимательской деятельностью, при перегонке транспорта из одного пункта назначения в другой, для школьных или дошкольных автобусов.
В действующих законах указывается, что для установки на транспорт, эксплуатируемый в пределах РФ, с 01.01.2018 года может использоваться только цифровой тахограф с СКЗИ. Ранее используемые аналоговые шайбовые приборы теперь могут присутствовать только на транспорте с лицензией на международные перевозки.
Постановление № 944 от 27.06.2020
Хоть тахографы и стали обязательными для всего общественного городского транспорта (с 1 июля 2019 года), правительство дважды переносило данное требование, откладывая вплоть до июля 2021 года. Документ представлен на официальном портале правовой информации.
В постановление правительства № 944 от 27.06.2020 был внесен четвертый пункт, проливающий свет на вопрос, на какие автобусы тахограф необходим. Согласно этому пункту обеспечение автобусов российскими тахографами не требуется в случае, если ТС оснащено европейским аналогичным прибором (ЕСТР).
Однако это исключение имеет силу лишь при соблюдении двух условий:
- транспортное средство осуществляет только междугороднюю перевозку;
- наличие карточки допуска к осуществлению международных перевозок.
Таким образом, все городские автобусы в обязательном порядке должны быть оснащены российскими тахографами.
Данные приборы позволяют регистрировать маршрут и скорость, а также фиксировать нарушение режима труда и обязательного отдыха водителей. Так нужен или нет тахограф для автобуса? Вне зависимости от череды переносов требования, рано или поздно оно вступит в силу, поэтому стоит заранее выделить средства на приобретение данного оборудования.
Правила установки
Установка тахографа осуществляется исключительно в специализированных сервисных центрах и мастерских. При этом вышеобозначенные учреждения должны иметь лицензию ФСБ и отметку Минтранса. В противном случае, велика вероятность некорректной установки указанного прибора со всеми вытекающими последствиями.
Кроме этого, в случае поломок или выхода прибора из строя, перевозчик лишается гарантийного ремонта, и устранять неисправность ему придётся из своего кармана.
Перед монтажом тахографа, необходимо в первую очередь выбрать оптимально удобное для него место. Учитывая то, что пользоваться прибором придется практически каждый день, нужно позаботиться о его доступности. Также необходимо позаботиться о его надежном креплении, чтобы исключить его поломки, вследствие падения.
Закон запрещает производить монтаж тахографа самостоятельно. Тем не менее для общего развития, будет неплохо познакомиться с некоторыми нюансами его установки.
Алгоритм монтажа тахографа выглядит следующим образом:
- анализируется пригодность штатного спидометра и датчика скорости автомобиля;
- при необходимости производится замена спидометра и датчика скорости;
- монтируется проводка, связывающая самописец, спидометр и датчик скорости;
- проверяется исправность работы регистрирующего прибора;
- производится активация и пломбировка прибора;
- производится доводка и калибровка.
Такая процедура не занимает много времени. Как правило, перевозчику придётся потратить от 2 до 4 часов.
Устранение пробелов
В целом же, Приказ Министерства транспорта, хотя и установил переходные периоды, распространил тахографический контроль не только на юридических лиц и ИП, но и на физических лиц, устранив тем самым существующее больше месяца противоречие.
Закон, вступивший в силу с 1-го ноября этого года, четко указывает, что «физические» собственники грузовиков должны устанавливать тахографы. При этом он ссылается, в том числе, на пресловутые Приказы Министерства транспорта №36 и №273. А в 273-м приказе до настоящего времени говорилось, что в транспорте физических лиц тахографы не требуются.
Теперь же все обстоятельства нового порядка приведены в соответствие.
Опубликованный сегодня Приказ (а мы как-то забыли уточнить, что он вносит изменения в Приказы Министерства транспорта №36 от 13.02.2013 г. и №273 от 21.08.2013 г.) говорит, что тахографы СКЗИ являются обязательными к установке в транспорте юридических лиц и ИП и в грузовых автомобилях массой свыше 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.
Плюс, документ, по сути, предусматривает, что карта предприятия может выдаваться не только на предприятие или ИП, но и, в принципе, владельцу транспортного средства и что на него же может быть активирован блок СКЗИ тахографа.
Принцип работы цифрового тахографа
Это цифровое устройство функционирует по принципу связи со спутником. Этапы его работы:
- Включение прибора.
- Вставка карты водителя в аппарат, идентификация прибором личности. Карта по функциональности сходна с привычными SIM-картами, но отличается повышенной степенью защиты. Существует несколько типов таких карт: для водителя, контроллера, мастера, компании.
- Отслеживание скорости автомобиля, маршрута, остановок, благодаря системе ГЛОНАСС. Прибор также учитывает все попытки несанкционированного доступа к данным устройства и перерывы в электроснабжении. Вся информация записывается во внутреннюю память аппарата. Она может быть проверена инспектором ГИБДД. Раз в три месяца информация должна перекачиваться на сторонние носители и храниться в архиве компании-владельца автобуса в течение года.
- При выключении двигателя или включении кнопки «Отдых» устройство переходит в нейтральный режим.
ГЛОНАСС – Глобальная навигационная спутниковая система, разработанная в СССР по приказу Министерства обороны. Сегодня эта система используется для руководства транспортными потоками.
Тахограф и скоростной режим
Многие водители, особенно на легковых автомобилях, не всегда придерживаются правил. Тахограф – это устройство, записывающее не только количество и время остановок, но и скорость движения автомобиля. Так, любое превышение будет видно на распечатке. Сотрудник ГАИ имеет право оштрафовать вас за несоблюдение скоростного режима. Кстати, на европейских грузовиках с завода устанавливают ограничитель (85 километров в час).
Это исключает возможность намеренного превышения скорости водителем. Перед тем как пользоваться тахографом, учитывайте и этот момент. Все попытки обмануть устройство будут тщетными.
Требования 2021 года к тахографам для автомобильного транспорта Европейского Союза (ЕС)
Другим международным документом в сфере использования тахографов на просторах Европейского Союза считается их регламент 2016/799, принятый Европарламентом 26.03.2016 и вступивший в силу 15.06.2019 и содержащий указания для использования «смарт-тахографов», являющихся вторым поколением устройств данного типа, для оснащения регистрируемых в ЕС транспортных автомобилей.
То есть данный регламент вступил в силу совсем недавно, но принят был 3 года назад, чтобы у всех автовладельцев было время на ознакомление с правилами данного регламентам. Сегодня любое транспортное средство, которое регистрируется в странах ЕС, по текущему регламенту должно быть оснащено «смарт-тахографом» (ЕСТР).
Таким образом можно определить следующее:
- если автомобиль регистрируется в первый раз в одной из стран Европейского Союза, то на него устанавливается данный контрольный прибор, соответствующий принятому регламенту 2016/799;
- тот автотранспорт, который уже эксплуатируется в странах ЕС, должен быть оснащен устройствами, соответствующими требованиям стандарта 3821/85 в соответствии с приложениями 1 и 1В от данного постановления;
- устанавливается срок переоснащения всех транспортных средств с установленными «смарт-тахографами» равный 15 годам с июня 2016 года (то есть с момента ввода текущего регламента).
Данный регламент также требует, чтобы сертификаты и ключи для регистрирующих самописцев данного типа были уже доступны, также, как и карты ремонтных мастерских.
Хочется заметить, что сегодня вопрос полной интеграции «смарт-тахографов» еще до конца не проработан, так как представители российской стороны не высказывались за широкое распространение этой инициативы, хотя автотранспорт, оснащенный «смарт-тахографами», никаких других тахографов иметь в России уже не должен.
Требования, предъявляемые к тахографам на территории России в 2021 году
В 2021 году все тахографы, используемые в России должны соответствовать следующим требованиям:
- для рейсовых перевозок на российской территории допускаются только те автотранспортные средства, у которых установлены регистрирующие самопишущие устройства с модулем дополнительной защиты данных методом криптографии (СКЗИ / НКМ);
- для выполнения рейсов по территории Европейского Союза, а также при выполнении иных международных рейсов необходимо, чтобы автотранспортное средство было оснащено тахографом стандарта ЕСТР («смарт-тахографом»).
Требования к «смарт-тахографов» для стран Европейского Союза:
- «смарт-тахограф» должен быть подключен к спутниковой навигационной системе (GPS/ГЛОНАСС);
- «смарт-тахограф» должен поддерживать передачу своей информации во время рейса для непосредственного удаленного контроля;
- у «смарт-тахографа» должен иметься один из стандартных интерфейсов для вывода его информации на подключаемое к нему внешнее устройство максимально быстро.
Так что сегодня «смарт-тахограф» – это не просто устройство контроля режима работы транспорта и водителя, но и более глобальное средство удаленного мониторинга.
Оснащение коммерческого транспорта тахографом
Все этапы работ по оснащению коммерческого автомобиля тахографом прописаны в Правилах обслуживания тахографов. Этот НПА утверждён приказом Министерства транспорта РФ за номером 36.
Процесс монтажа на автомобиль тахографом подразумевает под собой:
- установку устройства, модель которого присутствует в указанном выше приказе;
- активацию установленного изделия, а также, при наличии — блока СКЗИ;
- калибровку устройства;
- опломбирование установленного тахографа.
Монтаж тахографа на автомобиль, который находится в работе на территории России, но был произведён либо ввезён с территории другого государства, должно осуществляться в специализированной мастерской.
Установка контролирующего устройства выполняется таким образом, дабы водителю были доступны все его функции прямо со своего рабочего места. При выполнении монтажа должны строго соблюдаться все рекомендации, которые прописаны в технической документации завода-изготовителя.