«права и обязанности школьника»
Содержание:
- Могут ли ребенка выгнать из школы за систематические драки с другими учениками, когда успеваемость у него в пределах нормы?
- Вопрос №3. Имеет ли учитель право повышать на учеников голос?
- Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 164-ФЗ “О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)
- Права и обязанности школьников: тогда и сейчас
- Вопрос №2. Имеет ли учитель право изъять у ученика телефон?
- Общие правила поведения обучающихся
- Основные правила:
- Рекомендации по правильному поведению учащихся на перемене:
- Почему же так изменилось поведение школьников?
- Учащимся Запрещается:
- Советы относительно внешнего вида
- Какие комментарии к 34-й статье
- что же ребёнок не обязан делать в школе.
- Вопрос №1. Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока?
- Подведем итоги
- Заключение
Могут ли ребенка выгнать из школы за систематические драки с другими учениками, когда успеваемость у него в пределах нормы?
Для начала, на основании Закона «Об образовании» исключить из школы можно ребенка, которому уже исполнилось 15 лет.
Также нужно знать, что выгнать из школы за драки могут лишь тогда, когда это деяние нарушает уставной свод школы.
Чтобы отчислить ученика за такого рода проступки, они должны быть постоянными. Что именно понимается под постоянством – контролируется школьным уставом. Если говорить в общем, то драка должна произойти более одного раза, и каждый раз она должна грубо нарушать правила.
Исключить из школы могут лишь ребенка старше 15 лет
Отметим, что исключают из школы лишь тогда, когда воспитательные воздействия не возымели эффекта. В таком случае очевидно, что ученик негативно влияет как на обстановку в школе, так и на одноклассников, а также нарушает права обучающихся и работников.
Следовательно, даже если одно условие выше не будет соблюдено, то выгнать ребенка из школы нельзя.
Такое возможно, если проступки случаются систематически
Вопрос №3. Имеет ли учитель право повышать на учеников голос?
Нужно заметить, что с точки зрения закона такое понятие, как «повышенный голос» у учителя, не рассматривается, так как оно является относительным. Например, ребенок нажаловался, что учитель кричал на уроке, а на деле:
- учитель болел и вынуждено повышал голос;
- у учителя голос от природы высокий.
Поэтому, само повышение голоса на учеников считаться за нарушение не может. Однако, это не значит, что учитель может:
- кричать на ученика;
- оскорблять его честь и достоинство;
- разговаривать с ним с использованием нецензурных слов;
- переходить на личности и т.д.
Повышение голоса подразумевается, как мера привлечения внимания.
Повышение голоса на учеников может рассматриваться с разных точек зрения, определяющих, допустимо оно или нет в той или иной ситуации
Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 164-ФЗ “О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)
8 июня 2020
Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года
Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 6, ст. 562; N 19, ст. 2289; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289; 2018, N 32, ст. 5130; N 53, ст. 8423; 2019, N 52, ст. 7796) следующие изменения:
1) в статье 71.1:
а) в части 5 слова «, по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации» исключить;
б) дополнить частью 7 следующего содержания:
«7. В случае, если заказчиком целевого обучения является организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, принятый на целевое обучение, при нарушении ею обязательства по трудоустройству такого гражданина расходы федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленные на его обучение, подлежат возмещению данной организацией в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Срок возмещения указанных расходов, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от их возмещения, порядок определения размера этого возмещения в федеральный бюджет устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, указанном в части 6 настоящей статьи, а в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.»;
2) статью 108 дополнить частью 17 следующего содержания:
«17. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части:
1) реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны;
2) копии документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, выданные в электронной форме (документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания его реквизитов), предоставляют доступ к образованию и (или) профессиональной деятельности наряду с документами об образовании и (или) о квалификации, документами об обучении, выданными на бумажном носителе.».
Статья 2
Действие положения Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не распространяется на правоотношения, возникшие из договоров о целевом обучении, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
8 июня 2020 года
№ 164-ФЗ
Права и обязанности школьников: тогда и сейчас
Права учащихся закреплены в Конституции – это право на образование, причём бесплатное, начиная с садика и заканчивая вузом. Высших образований у нас может быть сколько угодно, но бесплатное – одно. Хотя и здесь есть оговорка – вы имеете право раз в жизни получить профессию (в том числе и высшее образование) во второй раз за счёт государства, если обратитесь в службу занятости. Ещё к правам школьников мы можем отнести право на безопасные условия обучения, на бесплатные учебники и пособия, бесплатное пользование библиотекой и другим инвентарем в школе, на бесплатное питание (при определённых условиях) и дальше по списку прав человека в Конституции РФ.
Перейдём к обязанностям…
Попробую сравнить две выписки из закона «Об образовании» в России и в СССР (взят закон «Об образовании в СССР» от 1973 года).
Что входило в обязанности учащихся в СССР:
Пусть много обязательств по отношению к государству, но сколько в то же время требований к самому себе – развивай личность, умения, знания, укрепляй здоровье.
А что сейчас? (ст. 43 закона «Об образовании в РФ»)
Если сравнить, то в принципе и в новом законе сохраняются те же обязанности по развитию своей личности, соблюдению устава школы и т.д. Но исчез один важный пункт – участие в общественно-полезном труде и самообслуживании.
Вопрос №2. Имеет ли учитель право изъять у ученика телефон?
Данная мера пресечения неприглядного поведения ученика также считается незаконной, противоречащей профессиональной инструкции учителя. Еще раз напоминаем вам: самостоятельно избранные учителем меры наказания и воздействия на ученика строго запрещены.
В данном случае, если вы попали в ситуацию, когда ученик на протяжении всего урока играет в мобильный телефон, или переписывается, забирать у него его имущество нельзя. Вы можете действовать точно так же, как было указано в вопросе №1:
- успокоиться;
- позвать директора.
Полномочия директора несколько шире, чем полномочия учителя, поэтому, он сможет воздействовать на ученика иначе. Тем не менее, если вы считаете, что поведение ребенка не изменится, можете попробовать поговорить об этом с его родителями, пригласив их в школу. Это, разумеется, законом не возбраняется.
Телефон является личным имуществом ученика. Изымать его противозаконно
Общие правила поведения обучающихся
Школьники приходят в образовательное учреждение за десять минут до начала уроков.
Права и обязанности обучающихся образовательной организации устанавливаются на совете школы, доводятся до сведения педагогов, детей, родителей (законных представителей).
Учащиеся должны быть опрятными, чистыми, оставлять верхнюю одежду в гардеробе, пользоваться сменной обувью.
Обучающиеся обязаны добросовестно относиться к учебному труду, уважать одноклассников, сотрудников школы, в полной мере выполнять требования педагогов по соблюдению устава образовательной организации, а также правил внутреннего распорядка.
Права и обязанности родителей несовершеннолетних обучающихся регламентируются Конституцией РФ.
Обучающиеся бережно относятся к имуществу школы, соблюдают в классах, коридорах, спортивном зале, мастерских, иных помещениях порядок и чистоту.
Запрещено брать вещи, принадлежащие иным школьникам, сотрудникам образовательного учреждения.
Запрещены запугивания, унижение, издевательство над личностью, дискриминация детей по религиозному или национальному признаку. В права и обязанности родителей несовершеннолетних обучающихся входит контроль посещаемости и успеваемости.
Основные правила:
— Все учащиеся школы должны приходить на занятия за 10-15 минут до их начала. Оставив верхнюю одежду в раздевалке и переобувшись, учащиеся садятся за свои рабочие места и ждут начала урока.
— Учащиеся обязаны выполнять домашнее задание в сроки, установленные школьной программой, а также приходить на уроки со всеми необходимыми для учебы принадлежностями.
— По требованию учителя, ученик должен предъявить дневник.
— На территорию школьного учреждения запрещается приносить какие-либо из видов оружия, взрывоопасные вещества, спиртное, сигареты и так далее.
— Правила школы запрещают во время всего учебного процесса выражаться ненормативной лексикой.
— На переменах запрещается: шуметь, мешать другим отдыхать, бегать по лестницам;
— Учащиеся должны проявлять уважение ко всем работникам школы, а также своим одноклассникам.
— Ученики старших классов должны быть внимательными к учащимся младших классов (не обижать младших, помогать, защищать).
— В школе категорически запрещена расовая и национальная дискриминация, физическая конфронтация, вымогательства и унижение личности.
— Учащиеся должны поддерживать чистоту и порядок в школе, даже если вас не назначили дежурным классом.
— От учеников требуется уважение права собственности своих одноклассников (учебники, одежда, личные вещи).
— При нахождении личных вещей, учащиеся обязаны предъявить их администратору школы или же старшему дежурному.
— Нельзя пропускать и опаздывать на уроки без основательных на то причин.
— Ученики должны бережливо относиться к школьному имуществу.
Теперь ознакомимся с правилами поведения учащихся во время занятий:
— Чтобы поприветствовать учителя, ученики обязаны встать со своих рабочих мест и поздороваться, встают также, когда заходит в класс любой взрослый во время урока.
— На уроке ученик должен вести себя тихо и спокойно, не мешать своим одноклассникам и не нарушать дисциплину.
— Чтобы задать вопрос во время урока, необходимо для начала поднять руку, а получив разрешение от учителя, можно говорить.
— Во время занятий ученики имеют право воспользоваться школьными принадлежностями и выдаваемым инвентарем, который после возвращается учителю обратно.
Правила поведения учащихся в школьной столовой:
— В столовой учащиеся должны соблюдать чистоту, аккуратность, придерживаться норм поведения. — Не разрешается приходить в столовую в верхней одежде.
— Запрещено во время еды отвлекать соседей, отбирать чужую еду и т.д.
— Ученики обязаны бережно относиться к имуществу столовой школы.
Рекомендации по правильному поведению учащихся на перемене:
- На перемене в классе остаются только дежурные. Остальные выходят в коридор;
- Дежурные готовят класс к следующему уроку: вытирают доску, проветривают помещение, выполняют различные поручения учителя;
- Во время перемен, до и после уроков учащиеся не должны находиться в учебных кабинетах, спортивных залах, актовом зале или в мастерских без педагога;
- Во время перемены ведите себя спокойно. Соблюдайте порядок, не кричите и не толкайте друг друга;
- Во время перемены можно поиграть в различные игры, но выбирайте не очень подвижные;
- Спускаясь и поднимаясь по лестнице, придерживайтесь правой стороны;
- Будьте осторожны, когда открываете и закрываете двери; не суйте руки в дверные проёмы, не балуйтесь и не хлопайте дверьми;
- При встрече с учителями, работниками школы, родителями и другими взрослыми приостановитесь и поздоровайтесь;
- Не обгоняйте учителей или взрослых, идущих по лестнице или по коридору, а если это необходимо сделать, то попросите разрешения пройти;
- Любые возникшие конфликты между учениками решать мирным путем или с помощью учителя;
- В случае любых происшествий или травм нужно немедленно сообщить об этом ближайшему учителю, классному руководителю, завучу, директору школы.
Перемена начинается после слов учителя «Урок окончен». Выходить на перемену можно не тогда, когда прозвенит звонок, а когда разрешит учитель. Перемена — это не только время для отдыха, но и возможность подготовиться к следующему уроку.
Учащимся на перемене запрещается:
толкать друг друга;
употреблять непристойные выражения и жесты;
драться и применять физическую силу;
играть в опасные игры, совершать действия, которые могут привести к травмам и порче школьного имущества;
бросаться и использовать в играх твердые предметы, которые могут нанести травму: камни, палки, льдинки и т.д.;
бегать по коридорам и лестницам, кабинетам и любым другим школьным помещениям не предназначенным для этого;
лазить по деревьям, крышам, заборам, теплицам и любым другим высотным конструкциям;
перегибаться через перила, съезжать по перилам, толпиться на лестницах;
подходить к местам, представляющим повышенную опасность: ямы, траншеи, котлованы, близлежащие автомобильные дороги и т.д;
обгонять учителей или взрослых, идущих по лестнице или по коридору;
не следует играть в электронные игрушки – ты утомишь глаза и совершенно не успеешь полноценно отдохнуть;
запрещено садиться на подоконник, особенно тогда, когда окно открыто
Любое неосторожное движение может привести к печальным последствиям;
запрещается приносить в школу опасные предметы или вещества, которые могут нанести вред окружающим: пиротехнические или взрывные устройства, острые, режущие предметы, любой вид стрелкового оружия (в том числе и пневматического);
в зимнее время запрещено подходить близко к стенам школы, чтобы исключить риск получения травмы упавшим снегом или сосулькой;
запрещается покидать территорию школы без соответствующего разрешения учителя
нельзя вести себя агрессивно, провоцировать конфликты и принимать в них участие.
Почему же так изменилось поведение школьников?
Я думаю, проблема коренится во многих причинах.
- Во-первых, изменилось государство и с ним ценности в образовании. Учителя стали обслуживающим персоналом (образование стало услугой, а учитель – по сути обслуга), а про других сотрудников школы (не педагогический состав) я промолчу. Их вообще ни во что не ставят. Учитель должен заинтересовывать любыми способами, во всех проблемах с учениками тоже виноват он – должен уметь справляться с любыми детьми. Главная цель получения образования в школе – не самоцель (получение образования!), а сдача ЕГЭ на хороший балл. А как же развитие личности?
- Во-вторых, вместе с государством изменились и законы (об образовании, в частности). Об этом поговорим чуть ниже.
- В-третьих, самая главная причина – отсутствие воспитания. Если ребёнку всё дозволено дома, то в школе он тоже будет чувствовать себя главным и вести себя как захочет.
Причин может быть гораздо больше, я описала основные. Если вы хотите что-то добавить, то напишите в комментарии. Не только на школьных, но и на жизненных примерах многим из нас понятно, что человек начал изучать (и потом качать) свои права, но почему-то совсем забывает про обязанности. А знать он их должен с пелёнок, не то, что уж со школьной скамьи.
Учащимся Запрещается:
4.1. Приносить оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства.
(Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», ст. 6, Федеральный закон от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях различной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», ст.2).
4.2. Курение на территории школы.
(Федеральный закон от 10 июня 2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», ст.6)
4.3. Пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами. Употреблять жевательную резинку как во время занятий, так и на переменах..
4.4. Использовать непристойные выражения и жесты.
(Конституция РФ, ст. 19 п. 2, ст. 21 п. 2, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
4.5. Допускать запугивания, издевательства, унижение личности, а также дискриминация по национальному или расовому признаку, имущественному положению, вероисповеданию и другим причинам — по отношению к любому человеку.
(Конституция РФ, ст. 19 п. 2, ст. 21 п. 2)
4.6. Выходить из школы в учебные часы без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.
(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)
4.7. Опаздывать на занятия.
Советы относительно внешнего вида
Поговорим о том, как должны выглядеть обучающиеся.
- В учебное заведение нужно приходить в чистой и аккуратной одежде, подходящей по дресс-коду.
- Одежда должна подбираться по возрасту, выглядеть прилично.
- Нельзя носить в учебном заведении одежду или аксессуары, пропагандирующие неформальные движения, насильственные действия, наркотики или алкоголь.
- Недопустимо большое количество косметики на лице, обилие украшений.
-
Следует аккуратно стричь и укладывать волосы. Длинные волосы собираются в прическу в целях практичности. Излишне смелые прически не рекомендуются.
- Пребывать в учебном заведении в верхней одежде, если на то нет причин, запрещено.
- У каждого ученика должна быть сменная обувь.
- Нельзя посещать образовательное учреждение в одежде, которая оголяет живот. Для девушек необходима обувь на низком или среднем каблуке.
- На торжественные мероприятия ученики должны приходить в нарядно-деловой одежде.
- На праздники, концерты и так далее ученики должны подбирать одежду на основании советов родителей и по собственному желанию.
Какие комментарии к 34-й статье
К каждой статье государственного закона приложены комментарии, которые определяют суть пунктов, содержащихся в главе.
Основные комментарии
Человек, получая статус студента, претендует на уважение личности, сохранность жизни и здоровья, высказывание собственных мыслей, взглядов, комментариев.
Студенческие права, которые определяет документ, негласно поделены на три категории:
- относительно участия в учебном процессе, освоении выбранной профессии;
- морально – этические;
- касающиеся условий существования, организации учебного процесса.
Существует неточность относительно молодых мам. Правила недостаточно ясно описывают предоставление социального, академического отпуска на случай беременности, рождения ребенка женщиной, которая числится в студенческих рядах.
Предоставление возможности сменить форму обучения с коммерческой на бюджетную. Ранее оставлялось на усмотрение учреждения. Сегодня такая возможность предоставляется каждому желающему студенту при условии соблюдения правил перевода.
Социальные гарантии закона составлены с учетом интересов учащихся. Деятельность образовательного учреждения заключается не только в предоставлении знаний, но и условий проживания, питания, социальных выплат.
что же ребёнок не обязан делать в школе.
Почему я размещаю данный раздел в самом конце статьи? Потому что он рассчитан на совесть. Хотите — делайте, хотите — нет. Вы не обязаны:
-
Выполнять любые трудовые обязанности (согласно ст. 34, п. 4 закона «Об образовании в РФ») без согласия родителей (законных представителей).
Т.е. ребёнка по сути не могут заставить помыть доску, подмести пол и т.д. Вот теперь всем и дозволено кидать фантики, самолётики, кожуру от семечек. Но других детям потом приятно учиться в таком помещении?
На Камчатке в своё время даже скандал раздули по этому поводу. Директор школы обязал всех учащихся участвовать в уборке класса и школы. Власти сочли это незаконным (согласно вышеуказанному пункту в законе об образовании) и всё. -
Ходить на различные школьные мероприятия (кроме тех, что есть в учебном плане).
На уроки ходить обязаны, а вот на концерты, утренники, митинги – нет. -
Скажу ещё по поводу летней школьной практики. Это тоже трудовое принуждение. Заставлять ходить всех школьников – имеет ли смысл? В моей школе 1500 учеников. Добросовестные ребята решают проходить в июне, чтобы на остальное время куда-то уехать, и приходят всей оравой в школу. Но на такое большое количество детей работы столько не находится! Вот и получается, что в июне нет работы, а в июле и августе нет работников.
Ещё раз повторюсь, что принуждать ребёнка проходить летнюю практику никто не вправе. Школа хитрит и называет её «помощь школе», «благоустройство школы» и т.д. Я не говорю, что помощь не нужна, ещё как нужна. Но нужно сделать её более выполнимой для ребёнка (а не по 20 часов!). Пришёл на день, помог где смог, и довольный идёшь домой. Что и предлагаю продумать вам, уважаемые родители.
Вопрос №1. Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока?
Согласно букве закона, учители подобным правом не наделены. Даже в том случае, когда конкретный ученик подрывает образовательный процесс своим поведением, учитель не может выгнать его из класса, так как в данном случае такое решение будет напрямую являться нарушением должностной инструкции представителей интересующей нас профессии.
Однако, неподобающее поведение наглых учеников не должно оставаться без внимания. Лучшим выходом из данной ситуации станет:
- снятие с себя какой-либо ответственности за определение мер пресечения дурного поведения школьника;
- вызов руководства школы и введение его в курс дела непосредственно во время урока.
Поскольку законом подобное право не обозначено, учитель не может выгнать ученика с урока
Подведем итоги
Современные дети, к сожалению, далеко не безобидны. Об этом лучше всех, пожалуй, знают именно учителя, вынужденные контактировать с учениками очень плотно. Поэтому, именно лицам, представляющим данную профессию, не понаслышке известно, какие проблемы могут возникать во взаимодействии с ними. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция принятия родителями стороны своего чада без выяснения обстоятельств возникновения конфликта.
Попав в такую ситуацию, важно помнить, что ваши задачи на данном этапе таковы:
- обезопасить себя от последствий, сняв юридическую ответственность;
- постараться ребенку помочь справиться с внутренними психологическими причинами, которые заставляют его вести себя подобным образом.
Учитель не должен решать вопросы административного плана, он является другом каждого своего подопечного, и протянуть руку помощи тому, кому она особенно нужна, даже если это непросто – его первейшая обязанность.
Заключение
Определенные права и обязанности законных представителей обучающихся регламентируются Конституцией РФ, уставом образовательной организации, иными нормативными документами. Уроки и внеурочные мероприятия в школе проводятся согласно расписанию, которое утверждено директором школы. Обучающиеся российских школ вовлекаются во внеурочную деятельность, так как это является составной частью образовательного процесса.
Основным нормативным и правовым актом, который регулирует отношения в системе обучения, является федеральный закон «Об образовании».
Им провозглашаются основные принципы образования, которые используются в нашей стране: гуманизм, доступность, плюрализм, светский характер.
Именно в этом нормативном документе закрепляются основные социальные гарантии граждан, на его основе разрабатываются типовые положения об общеобразовательных учреждениях, уставы школ.