О главенстве международного права над конституцией рф

Принципы международного права

Учебное пособие «Международное право» определяет принципы м.п. как основополагающие начала существования и функционирования системы международного права. Авторы пособия полагают, что п.м.п. это некая «конституция» мирового сообщества, распределённая по различным международным документам.

О принципах международного права довольно однозначно высказался Верховный суд в своём постановлении под номером 5 от 10.10.2003 г. Суд счёл, что под п.м.п. следует понимать

Эти основы должны признаваться международным сообществом, отклоняться от них недопустимо.

Принципы, являющиеся базовыми, имеют закрепление в Уставе Организации Объединённых Наций. Это принципы:

  • суверенного равенства членов ООН
  • сотрудничества государств
  • разрешения споров между государствами мирным путём
  • невмешательства во внутренние дела государств, с некоторым исключением
  • неприменение силы и угроз территориальной неприкосновенности или политической независимости
  • право на самоопределение для народов и наций
  • добросовестность в выполнении обязательств, взятых на себя по Уставу ООН
  • помощь ООН в соблюдении Устава ООН
  • склонение государств, не являющихся членами ООН к соблюдению Устава в целях мира и безопасности

Развитие этих принципов получило в Декларации принципов международного права 1970 года. Этот документ кодифицировал основополагающие п.м.п., провозглашённые ООН. Д. расширяет смысловое наполнение принципов и даёт более полное их толкование. Продолжим рассмотрение вопроса и перейдём к понятиям «сущность», а затем уже и «функции принципов права».

Конец оккупации или начало произвола?

Активные люди разделились на два лагеря:

  • Патриоты. Радуются, что наконец-то, закончилась юридический контроль над нашей страной.
  • Либералы. Сетуют на то, что теперь Россия лишилась последней надежды на справедливый и гуманный суд.

Конечно, можно возразить как одним, так и другим. Согласимся, что если кто-то там, недружелюбный нашей стране, имеет высшую юридическую власть над нами, то это не очень хорошо. По сути, это отсутствие суверенитета в государстве. Да, конечно, правовая система у нас оставляет желать лучшего. Но, по крайней мере, она независима от «дядюшки Сэма».

С другой стороны, многие, кто сталкивался с судебной системой, не очень ею довольны: они сетуют на субъективность, отсутствие понятных законов, неисполнение процессуальных норм, формальное принятие решений и т. д.

Поэтому для некоторых ЕСПЧ видится спасительной надеждой на правосудие, которой сегодня якобы лишают граждан нашей страны.

Но факт остается фактом: приоритет международного права над российским признается в случаях одобрения этого Конституционным судом РФ.

Почему Европейский Суд важен для граждан РФ?

ЕСПЧ – механизм защиты прав человека, органично включенный в российскую систему права с 1998 г. Этот международный суд находится в Страсбурге и уполномочен рассматривать жалобы граждан и организаций на нарушение их прав. Решения Европейского Суда являются основанием для пересмотра приговоров и решений по гражданским делам национальных судов, если установлено, что при вынесении такого приговора или решения была нарушена Европейская конвенция. Порядок исполнения решений ЕСПЧ, подразумевающий отмену или изменение обжалованного в Европейский Суд судебного акта, не отличается от порядка исполнения постановлений Конституционного Суда РФ, которые также являются основанием для пересмотра судебных решений, и прямо предусмотрен в каждом процессуальном кодексе (п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ, п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ).

Пострадавшим ЕСПЧ присуждает компенсации, которые выплачивает из своего бюджета государство, допустившее нарушение, – обычно от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч евро.

Но что наиболее важно – Европейский Суд влияет на совершенствование российского законодательства. Государственная Дума РФ ежегодно принимает несколько законов, основанных на его решениях, чтобы исключить нарушение прав человека, защищаемых Европейской конвенцией

Каждый год Министерство юстиции РФ представляет президенту доклад по мониторингу исполнения решений ЕСПЧ, в котором указывается, какие изменения в законодательство РФ были внесены на основании этих решений. С учетом собранных данных даются поручения, например:

  • проработать вопрос об обеспечении гарантий беспристрастности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, путем включения стороны обвинения (представителя прокуратуры или других госорганов) в процессы с устными слушаниями в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 20 сентября 2016 г. по делу «Карелин против России»;
  • проработать вопрос о закреплении в УПК РФ дополнительных гарантий для лиц, которые не достигли возраста уголовной ответственности и которых проверяют, задерживают и доставляют в правоохранительные органы в связи с сообщениями о совершении ими преступлений, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 23 марта 2016 г. по делу «Блохин против Российской Федерации»;
  • проработать вопрос о включении в УПК РФ норм о незамедлительном доставлении в суд задержанного лица, в отношении которого ранее было вынесено судебное постановление о заочном заключении под стражу, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 31 января 2017 г. по делу «Вахитов и другие против Российской Федерации».

Что это значит?

Этот закон означает, что наша страна буквально дистанцировалось от Страсбурга. Теперь ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека) не может прямо влиять на нашу юриспруденцию.

Мнения по этому поводу разделились: одни радуются, считая, что закончилась «правовая оккупация» нашей страны, другие, наоборот, от этого закона в недоумении. И дело тут не в патриотизме. Фактически Госдума приняла абсолютно антиконституционный закон. В ней сказано, что если нормы международного права будут противоречить внутренним, российским, то именно международные считаются главными. Другими словами, приоритет международного права над российскими признается Конституцией РФ.

Источники международного права в России

Среди источников можно выделить следующие:

  • международный договор
  • международно-правовой обычай
  • акты м. конференций
  • решения и иные акты м. судов
  • внутреннее законодательство (для м. частного п.)

Договор

Если вести речь о м. договорах, то их применение становится возможным после ратификации российским парламентом. К ним относятся и соглашения, подписанные СССР. Среди таковых, к примеру, Гаагская конвенция 1961 г. об отмене легализации оф. документов, Венская конвенция о праве м. договоров и другие. К договорам относят также уставы м. организаций, пакты и др.

Обычай

Характерен отсутствием документального закрепления. Такой источник права является неформальным согласием государств поступать определённым образом. Обычай может иметь восполнительную функцию и применяться в случае отсутствия м. норм. Применяется преимущественно в м. деловом обороте. Пример такого обычая донёс до нас Президиум ВАС РФ в постановлении от 11.04.2011 г. Там речь идёт об иммунитете м. организаций от юрисдикции государств.

Акты конференций

Конференцией до определённого времени была ОБСЕ. Организацией этот международный институт стал впоследствии. Среди актов — Хельсинские соглашения, закрепившие, в т.ч., политические и территориальные итоги Второй мировой войны.

Решения международных судов

Решения международных судов, например, м. суда ООН или Европейского суда по правам человека порождают обязанности у РФ. Однако, позиции международных судов в 2020 году претерпели в России серьёзные изменения. С принятием ФКЗ от 09.11.2020 г. № 5-ФКЗ судебные акты м. судов сначала проходят «проверку» в Конституционном суде. Происходит это по запросу Президента, Правительства РФ и Верховного суда.

Если же м. суд создан или функционирует на основании м. договора, подписанного РФ, КС решает, а основано ли решение м. суда на м. договоре, подписанном Россией. В случае выявленного несоответствия какие-либо действия или акты, направленные на исполнение этого решения в РФ не принимаются. Указанное применительно в рамках м. публичного права.

Что касается м. частного права, то тут изменений нет. Решения, к примеру, международных коммерческих арбитражей «легализуются» арбитражами местными. Под легализацией следует понимать процедуру выдачи российским арбитражным судом исполнительного листа на принудительного исполнения.

Внутреннее законодательство

Помимо Конституции, международному частному праву посвящен целый раздел VI Гражданского кодекса. ГК РФ указывает на способы определения права, подлежащего применению. Конечно же, речь ведётся про правоотношения с участием иностранного элемента или иностранцев. Определяет ГК и другие многие другие нюансы. К примеру, раскрывает понятие «личного закона» физлица. Отрегулированы такие вопросы как:

  • наследование
  • неосновательное обогащение
  • ответственность за вред и другие

Здесь приведён наиболее общий список источников м.п., действующего на территории РФ.

Ещё по теме «Источники и формы международного права, реализующегося в России»:

  • Источники и формы российского права
  • Правовое государство: общая характеристика, основные элементы
  • Верховенство права и правовое государство
  • Правовой нигилизм — как влияет на общество и что с этим делать?
  • Право на аккаунт

Субъекты и объекты МП

Субъектами международного права считаются правосоздающие и правореализующие субъекты, которые наделены особыми возможностями и несут юридическую ответственность.

К первичным субъектам относят суверенные государства и национальные образования, борющиеся за самоопределение. К производным – международные организации, созданные правительствами государств.

Источником правосубъектности (возможности участвовать в правоотношениях) для производных субъектов является учредительная документация, принятая первичными субъектами. Они же являются изначально носителями международных прав и обязанностей.

Объектом международного права может стать все то, что выходит за рамки внутреннего воздействия государства и вмещается в определение «международное сотрудничество». Это интересы всей мировой общественности или одного суверенного участника МП.

Верховенство Конституции РФ или мир во всем мире

Сопредседатель рабочей группы по обсуждению поправок Андрей Клишас считает, что «решения ЕСПЧ должны быть основаны на Конвенции. Только такие решения будут исполняться. Решения, которые будут основаны на толковании Конвенции, могут быть исполнены только в случае, если они не противоречат российскому конституционному правопорядку».

Если не считать рассуждений о некой теоретической возможности уклониться от исполнения решений ЕСПЧ, противоречий тут нет: такие решения всегда основаны на Конвенции и не могут противоречить Конституции. Однако давайте рассмотрим эту «теоретическую возможность».

Нужно понимать, что у стран – членов Совета Европы, в число которых входит Россия, нет выбора – исполнять, не исполнять или исполнять частично решения Европейского Суда. Либо Россия является членом СЕ и выполняет все требования подписанных ею международных договоров и соглашений, включая Конвенцию и протоколы к ней, которые сама же ратифицировала. Либо «сидит в углу, как обиженная тетя» – остается вне Совета Европы и ни на что не влияет в европейских процессах.

Никто не меняет правила по ходу игры. Международные договоры могут предусматривать оговорки, но их делают до, а не после подписания международного соглашения. Так, в 1998 г. при ратификации Европейской конвенции Россия сделала оговорку, в соответствии с которой положения п. 3 и 4 ст. 5 Конвенции не могли препятствовать применению статей Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулировавших порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Указанная оговорка действовала до принятия в 2001 г. нового Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Смысл международного сотрудничества и международных договоров заключается в том, что страна сознательно отказывается от части собственного суверенитета в пользу органов международного права. Возможно, кто-то не знает или не помнит, для чего создавались Европейская конвенция и Европейский Суд, гарантирующий ее соблюдение. Это как раз то, за что миллионы солдат отдали свои жизни; то, за что мы чтим наших ветеранов. Цель Конвенции – обеспечить мирное сосуществование стран и не допустить Третьей мировой войны. Наблюдая за тем, как развязываются вооруженные конфликты и какие трагические масштабы войны приобрели в ХХ в., государства пришли к выводу о необходимости взаимного контроля и сознательного отказа от части суверенитета, чтобы не допустить появления очередного военного монстра взамен поверженной фашистской Германии. Потому при подготовке Европейской конвенции было внимательно просчитано, нарушение каких прав ведет к взращиванию агрессивных идей и созданию тоталитарного государства.

Ограничение права на свободу, искоренение права на свободу собраний и подавление тех, чьи взгляды противоречат мнению большинства, отсутствие справедливого и независимого суда, честных выборов – все это ведет к сосредоточению власти в одних руках, мобилизации военных механизмов и подавлению неугодных. Так строится мощное, хорошо управляемое, непредсказуемое в своих законодательных инициативах и агрессивное государство, опасное для других стран.

История межгосударственных отношений

Первые взаимоотношения между различными народами складывались на рассвете древних цивилизаций. Международные договоренности тогда контролировали вопросы военного времени и предоставление союзнической поддержки. Лидерами таких соглашений стали Древняя Греция и Рим.

В Средневековье ощутимое воздействие на формирование международных принципов оказывала религия. Папа Римский не редко выступал гарантом международных соглашений. Развивалось посольское право. Русское государство этого периода характеризуется активным взаимодействием с Византией. Наиболее значимые договоры заключили князья Олег и Игорь. Укреплению связей с другими государствами впоследствии способствовало крещение Руси по инициативе князя Владимира, а также династические браки, организованные Ярославом Мудрым.

В начале XVII века буржуазные отношения полностью изменили облик международного права. Подписание Вестфальского мира, а после принятие Декларации Независимости США заложили фундамент для реализации прав и свобод человека и наций в целом.

События начала и середины XX века ознаменовали новый этап развития международных отношений. Устав ООН стал основным устанавливающим документом, в котором резко осуждались преступления против человечности и государств, агрессивная политика и навязанные под давлением государственные устои.

Функции принципов права

Когда заходит разговор о функциях чего-либо, чаще всего подразумевается что это что-то функционирует. Т.е., выполняет полезную работу, дающую некий конечный результат.

Исследователи выделяют ряд функций. Первая, выделяемая многими авторами – регулятивная функция. Суть её сводится к установлению пределов правового регулирования. Устанавливаются рамки либо непосредственно принципом (как это происходит в международном праве), либо совместно с нормами права (как в отечественном зак-ве). В.Н. Карташов в своём труде выделяет её подфункции:

  • информационная (информационная ёмкость, ясность и понятность для всех)
  • ориентационная (необходимость учитывать действующие нормы при принятии новых, их изменении, прекращении)

— мотивировочная (полное и всестороннее изложение обстоятельств, исследование доказательств, доводы и наличие ссылок на требования, которые содержат принципы права при принятии юридического решения)

правовосполнительная (восполнение пробелов в праве за счёт аналогии, восстановление нарушенного права)

Следующая функция носит наименование правоохранительная. Должна обеспечивать законность, правопорядок, охранять право от. Также содержит ряд подфункций, например:

  • превентивная (недопущение нарушения прав, свобод, законных интересов)
  • контрольная (выявление пробелов, противоречий, ошибки, дефекты в праве)

Коммуникативная функция призвана обеспечению одинаково верного понимания п.п. различными субъектами юридической практики. Это должно обеспечивать их эффективное взаимодействие и, соответственно, принятие справедливых решений.

Список этот можно продолжать довольно долго, он не является закрытым. По мере выявления той или иной полезной работы, совершаемой п.п. могут добавляться и названия функций. Этот процесс можно назвать постоянным, в связи с не прекращающимся изменением общественных правоотношений и появлением новых. Итак, на наш взгляд, функции принципов права — это те конечные (выходные) результаты их существования (работы), такого их воздействия на формирование, существование и изменение правовой системы, которые приводят к преобразованиям в различных аспектах общественных отношений. Кои являются всеобъемлющими, но дробимыми по тем или иным признакам.

Лаврусь С.Ю. Реализация принципов права в юридической практике: Диссертация, Самара, 2005.

Чернобель Г.Т. Техника формирования и закрепления правовых принципов, Москва, Юстицинформ, 2011

Воронов А.Ф. Принципы гражданского процесса: прошлое, настоящее, будущее, Москва, Городец, 2009

Вердиян Г.В. Добросовестность как общий принцип права: монография. — «ЮРКОМПАНИ», 2013 г.

Стенограмма обсуждения законопроекта № 296209-6: http://api.duma.gov.ru/api/transcript/296209-6

Жеребцов А.Н. Международное право: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп.

Декларация принципов международного права: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml

Карташов В.Н. Принципы права: понятие, структуры, функции

Ещё по теме «Сущность и функции принципов национального и международного права»:

  • Правовое государство: общая характеристика, основные элементы
  • Верховенство права и правовое государство
  • Правовой нигилизм — как влияет на общество и что с этим делать?
  • Взаимосвязь международного и национального права
  • Согласие на обработку персональных данных — кода обязательно?

Снова меняем Основной Закон?

Видимо, придется вновь изменять Основной Закон страны. До 2015 года предполагалось, что если, например, ЕСПЧ признает решение наших судов несправедливыми, то необходимо будет их изменять. Теперь в подобных случаях вердикт из Страсбурга будет попадать в Конституционный Суд. Если последний признает, что решение ЕСПЧ идет вразрез с Конституцией РФ, то для нашей страны это решение не будет иметь никакой юридической силы.

Абсолютно парадоксальная ситуация, на первый взгляд: будет приниматься решение на основе соответствия норм Конституции изначально с явным нарушением этой самой Конституции (ст. 15). Выход только один: упразднять данную статью Основного Закона страны.

Значение приоритета российских законов над международным правом для России

После принятия поправок в Конституцию, требования международного права на территории нашей страны действуют только в той части, где не противоречат основному закону Российской Федерации. В случае возникновения нормативного конфликта, приоритет отдаётся Конституции РФ. В первую очередь, такой шаг позволяет российскому законодательству быть выше соглашений Европейской конвенции и решений Европейского суда по правам человека.

Согласно Конституции каждый вправе в соответствии с договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся средства внутригосударственной правовой защиты. Учитывая новую поправку, например, получив акт Европейского суда по правам человека, лицо, вероятнее всего, будет вынуждено доказывать уже в российских судах, что решение международного органа не противоречит Конституции РФ. А наш суд соответственно должен будет решить, стоит или не стоит исполнять то или иное решение международного органа.

Конечно, при условии прозрачной работы внутренней судебной системы, для простых граждан, поправка о приоритете российского права над международным не должна нести угрозу.

Виды и характеристика источников международного права

Свое правовое отображение международное право находит в специально закрепленных формах, в которых выражены единые правила взаимодействия между субъектами-участниками.

К основным источникам относят:

  1. Международный договор – письменный (в редких случаях – устный) документ, закрепляющий соглашение государств относительно выполнения определенных действий или их прекращения.
  2. Международный обычай – правила, утвержденные путем длительной правовой практики после всеобщего признания их юридического значения.

Нередко к основным источникам относят и общие принципы права – правовые нормы, имеющие обобщенный характер и являющиеся частью правовых систем государств.

Под вспомогательными источниками принято рассматривать судебные решения или документацию организаций, научные труды правоведов.

В основном решение международных и арбитражных судов – это правовое подтверждение международного обычая. Основной юридической силой обладают решения Международного суда. Что касается межправительственных организаций, то решения будут считаться легитимными лишь в том случае, когда будут иметь законную силу. Теоретические выводы, выдвинутые ведущими мировыми юристами для уточнения правовых вопросов, играют немалую роль в развитии международного права. Ведь их доктрины – современный взгляд на устаревшую систему юриспруденции.

Обобщая, можно отметить, международное право – сложная правовая система, на которой базируются все межгосударственные отношения. Субъекты этих отношений не только создают нормы и источники МП, но и в дальнейшем обеспечивают полное соблюдение международно-правовой базы.

Право

  • Примеры готовых эссе по теме «Право»
  • 15 сложных планов по блоку «Право»
  • Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
  • Система и отрасли российского права
  • Права, свободы и обязанности человека

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Открытый вариант ЕГЭ с ответами
  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата выпускного 2021
  • Каникулы 2021

Почему такое отношение к Страсбургу?

Подобное отношение к международному суду объяснить можно: решения часто принимаются без учета специфики внутреннего законодательства. Существует Конвенция по правам человека. Она едина для всех стран, которые ее ратифицировали, в том числе и для России, которая приняла ее в 1998 году. Решения принимаются только на основании этой Конвенции, без углубления во внутренние законодательства.

Однако наши чиновники немного лукавят, видя причину появления такого закона только лишь в «неправильной трактовке ЕСПЧ наших внутренних законов». В вину Страсбургу законодатели ставят незнание психологии, менталитета, культуры, традиций. По сути, это означает только одно: в России выстраивается новая оригинальная идеология. Сколько раз мы слышали о нашей самобытности, духовности, исключительности и т. д.? По сути, Россия еще сделала один шаг с целью консервации своей политической и правовой системы.

Кто назначает судей? Президент. Поэтому наивно полагать, что Россия будет мириться с практикой, когда многие юридические дела уходят из-под влияния политической сферы. Хоть приоритет международного права над российским признается Конституцией РФ, на практике нужно было это поменять нашим чиновникам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector