Как составить и подать жалобу в фас на организатора госзакупок по закону 223-фз и каковы сроки рассмотрения?

Оформление и подача жалобы в ФАС

Требования к содержанию жалобы по 223-ФЗ, эти же требования относятся к подаче жалобы ФАС по 135-ФЗ
На основании статьи ст.18.1 части 6 135-ФЗ:
• как и в случае с жалобой по 44-ФЗ данные берутся в извещении закупки или в ее информационной карте, указывается вся контактная информация о заказчике, либо лице нарушившим законодательные акты;
• контактные данные об участнике или лице направляющем жалобу в ФАС;
• описание, содержащее наименование закупки, ее реестровый номер, сайт на котором размещено извещение, даты начала и окончания подачи заявки, время проведения аукционов, итогов процедуры;
• описание в обоснованных, проявленных нарушений законодательства или ущемление законных прав участника.
• Опись с прилагаемыми документами.

Так как жалоба должна быть подана в письменном виде, то контролирующий орган может не принять электронные копии без заверения ЭЦП, в этом случае они приравниваются к варианту, поданному в письменном виде. Жалобу можно подать лично, заказным письмом (что не всегда является целесообразным) и по электронной почте. В случае электронной подачи иногда сотрудники ФАС просят прислать скриншот самой подписи в документе. Проще всего осуществить подписание такого документа в Microsoft word. Если подпись принадлежит руководителю, то необходимо приложить документ, подтверждающий его полномочия, если нет, то еще добавляется доверенность на уполномоченное лицо. Более подробную информацию и скачать образец жалобы в ФАС можно тут. 

Жалобу можно отозвать, направив заявления в контролирующий орган, при этом отправитель теряет права повторно ее направить по тому же предмету или на такие же действия.

Автоматизированные сервисы значительно упростят процедуру подготовки и подачи документов в ФАС. ФАС-онлайн это сервис, с помощью которого возможно за 5-10 минут подготовить и отправить материалы в ФАС, а также отследить статус рассмотрения.

Подача жалобы и принятие ее к рассмотрению

В соответствии с ч. 8 ст. 5 Закона № 44-ФЗ, чтобы жалоба была принята к рассмотрению, заявителю необходимо в обязательном порядке указать следующее:

• наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения юридического лица либо фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства физического лица, а также почтовый адрес и номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

• наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения заявителя-юридического лица либо фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства физического лица, подавшего жалобу, а также почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

• указание на закупку (номер закупки в ЕИС) (если обжалуются действия (бездействие) заказчика, а не оператора электронной площадки, в части осуществления аккредитации на ней);

• указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.

Примечательно, что контрольным органом даются послабления относительно указания в жалобе номера факса, адресов электронной почты. Согласно Письму ФАС России от 13.10.2014 № ИА/41224/14 «О направлении информации о приеме к рассмотрению жалоб участников закупок» контрольный орган выражает позицию о том, что принятие решения о возврате жалобы заявителю на основании отсутствия адреса электронной почты является нецелесообразным, а принятие решения о возврате жалобы заявителю из-за отсутствия указаний на номер факса может осуществляться исключительно в случае, если контрольный обладает информацией, подтверждающей, что у заявителя имеется номер факса.

Жалоба может быть подана в форме электронного документа. При этом следует иметь ввиду, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Учитывая данную норму, в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 06.05.2014 № 10073-ЕЕ/Д28и жалоба, подаваемая посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи, не будет соответствовать нормам Закона о контрактной системе.

Жалоба должна быть подписана заявителем либо его представителем с приложением копии документа, подтверждающего полномочия представителя.

Несоблюдение указанных требований будет являться основанием для возвращения жалобы заявителю. Помимо указанного основания, жалоба будет оставлена без рассмотрения в случае истечения законодательно установленных сроков для подачи жалобы, либо в случае, если обжалуемые действия (бездействие) являлись предметом рассмотрения судом или контрольным органом в сфере закупок.

Решение о возвращении жалобы уполномоченный орган принимает в течение 2 (двух) рабочих дней с даты поступления жалобы. Отдельно заявителю сообщаются причины возвращения жалобы. Такое решение органа можно обжаловать в судебном порядке.

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность с указанием в тексте жалобы перечня прилагаемых к ней документов. При этом неприложение указанных документов не является основанием для возврата жалобы (позиция подтверждается указанным выше Письмом ФАС России от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Важно отметить, что жалоба подается только на одну закупку. Имеется практика возвращения жалобы контрольным органом в связи со ссылкой в ней на несколько закупок одновременно

Указанные разъяснения содержатся в Письме Минэкономразвития России от 13.08.2015 № Д28и-2449.

Кроме того, возвращение жалобы по основаниям, указанным в ст. 105 Закона о контрактной системе не являются основанием для отказа от назначения внеплановой проверки заказчика (Решение Челябинского УФАС России от 11.01.2019 № 18-ж/2019).

Заявитель имеет право отозвать жалобу, но при этом необходимо помнить, что повторное предъявление жалобы на те же действия и тех же субъектов процесса закупки невозможно.

Порядок подачи жалоб

Требования к порядку подачи и срокам рассмотрения обращений по 223-ФЗ прописаны в ст. 18.1 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушения обжалуются в территориальном антимонопольном органе по месту расположения заказчика.

Жалоба подается в письменном виде на бумажном носителе, собственноручно подписанная заявителем. Можно использовать и электронную форму, но в этом случае нужна квалифицированная электронная подпись. Если жалоба визируется представителем заявителя, к ней прилагается доверенность, дающая ему такое право.

Сама жалоба должна содержать:

  • информацию о госзаказчике;
  • сведения о заявителе;
  • сведения об обжалуемой закупке;
  • обжалуемые нарушения с доводами заявителя;
  • список прилагаемых документов.

Кто и на кого может подать жалобу

Фигурантом жалобы в рамках 223-ФЗ может стать заказчик, его закупочная комиссия либо электронная площадка. Обращаться с жалобой нужно в УФАС того региона, где зарегистрирован заказчик. Если стоимость закупки превышает 1 млрд рублей, следует жаловаться в центральный аппарат ФАС.

Жаловаться может:

  1. Если заявки еще принимаются, любое заинтересованное лицо.
  2. Если прием заявок окончен — только тот, кто подал заявку.

При этом суды по-разному смотрят на то, кто имеет право на обжалование. В одних регионах считается, что жалобы на содержание документов могут подавать все. Судьи же в других субъекта придерживаются мнения, что не подавшие заявку лица могут обжаловать только нарушения, которые связаны с публикацией информации о проведении торгов либо с процессом подачи заявок. А вот на содержание документации жаловаться они не могут. Хотя такой вывод кажется странным, ведь именно нарушения в закупочных документах могут сделать невозможной подачу заявки.

Важно учитывать следующие моменты:

  1. Жаловаться можно только на те действия или бездействие, которые нарушают права заявителя жалобы.
  2. В закупке, где есть несколько лотов, действует такое правило: можно жаловаться только на нарушения, связанные с лотом, в котором участвовал заявитель.

Порядок направления и рассмотрения жалобы в ФАС по 223-ФЗ

Жалоба направляется в УФАС по почте, факсу или электронной почте (подписанная цифровой подписью), либо вручается нарочно в канцелярию УФАС.

Решение о принятии жалобы или о возвращении принимается в течение 3 рабочих дней с момента поступления. В этот же срок ФАС направляет информацию о дате и месте рассмотрения жалобы заявителю, заказчику (организатору), оператору электронной площадки, а также предложить заказчику представить письменное возражение на жалобу. Такие возражения представляются в контролирующий орган и заявителю за 2 рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.

Важно! Заявитель вправе отозвать жалобу в любое время до момента принятия решения. Жалоба рассматривается в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления, если нет необходимости требовать предоставление дополнительных документов или информации

Жалоба рассматривается в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления, если нет необходимости требовать предоставление дополнительных документов или информации.

Поступившая жалоба рассматривается по существу на заседании комиссии УФАС.

Важно! Неявка сторон не будет препятствием для разрешения жалобы по существу. Комиссия изучает жалобу (с приложениями) и рассматривает документы, поступившие от заказчика

Если в ходе рассмотрения жалобы, будут установлены иные нарушения заказчиком требований 223-ФЗ, 135-ФЗ, ФАС принимает решение о привлечении заказчика к административной ответственности или выдаче предписания об устранении нарушений требований законодательства.

По итогам рассмотрения жалобы комиссия ФАС принимает решение о признании ее обоснованной или необоснованной, привлечении к административной ответственности (выдаче предписания об устранении нарушения).

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже

Как обжаловать действия заказчика в ФАС

Направьте жалобу в антимонопольный орган по почте или по факсу, на электронную почту или принесите лично. В жалобе напишите:

  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона заказчика;
  • название, место нахождения своей организации либо Ф. И. О. для физлица, почтовый адрес, email, телефон, факс;
  • закупку, которую обжалуете, адрес сайта с закупкой;
  • действия заказчика, которые обжалуете, и доводы, которыми подтвердите жалобу;
  • перечень документов, которые подаете вместе с жалобой.

Жалобу подписывает заявитель или представитель по доверенности. Учтите, что заказчик вправе подать возражение на жалобу, а заявитель – дополнить жалобу, которую уже направил в ФАС. При этом возражение необходимо составить с учетом требований, которые перечислены выше

Об этом сказано в частях 6–8 и 13 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.Внимание: если предоставите недостоверные сведения в антимонопольный орган, то заплатите штраф от 10 000 до 15 000 руб. Наказание предусмотрено частью 5 статьи 19.8 Кодекса об административных правонарушениях.Жалобу направьте в течение 10 календарных дней с даты, когда заказчик подвел итоги закупки

Если торги не состоялись или заказчик договор не заключил – на обжалование три месяца (ч. 4 и 5 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).ФАС примет жалобу или вернет заявителю. На решение у антимонопольного органа три рабочих дня с даты, когда получит жалобу. ФАС вернет жалобу в трех случаях:

  • написали не все сведения, которые перечислены выше;
  • не подписали жалобу или документ подписал представитель без полномочий;
  • есть судебный акт или решение антимонопольного органа по спорному вопросу.

О решении ФАС сообщит письменно. Письмо отправит в тот же день, когда примет решение. Порядок описан в частях 9 и 10 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.Если антимонопольный орган рассмотрит жалобу, которую составили с нарушениями, то заказчик через суд признает решение ФАС недействительным.Пример: участник закупки не подписал жалобуАнтимонопольная служба рассмотрела жалобу участника закупки и выдала заказчику предписание устранить нарушения. Заказчик обратился в арбитражный суд с требованием признать предписание ФАС незаконным. Суд поддержал требование заказчика. Основание – участник закупки направил жалобу в ФАС без подписи, антимонопольная служба не вправе рассматривать такое заявление, а значит, предписание контрольного органа незаконно (определение Верховного суда от 16.12.2014 № А53-808/2014, 308-кг14-5570).Если ФАС примет жалобу, то опубликует на официальном сайте или в ЕИС. На это у специалистов антимонопольной службы три рабочих дня с даты, когда получили жалобу. В этот же срок ФАС уведомит заказчика о поступлении жалобы и о том, что закупка приостановлена до рассмотрения спорного вопроса. Заказчик не вправе заключать договор, пока ФАС не примет решение по жалобе. Если заключит, то договор будет недействительным. Об этом сказано в частях 11 и 19 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.Комиссия ФАС рассматривает жалобу в течение семи рабочих дней

При необходимости продлит срок на семь рабочих дней.Внимание: антимонопольная служба рассмотрит жалобу только по доводам, которые изложил заявитель. Например, если пожаловались на незаконные требования заказчика, ФАС оценит законность таких требований, а другие действия заказчика оценивать не будет

Такой вывод следует из части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.Специалисты антимонопольной службы решат, обоснованна или нет жалоба. Если ФАС найдет в действиях заказчика нарушения, то выдаст предписание:

  • устранить нарушения порядка организации и проведения закупки;
  • изменить извещение или документацию о закупке;
  • аннулировать закупку.

Комиссия опубликует решение и предписание на сайте ФАС или в ЕИС, а также направит копии участнику закупки и заказчику. Срок – три рабочих дня с даты, когда приняла решение. Процедура рассмотрения жалобы описана в частях 14, 14.1, 20 и 22 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.ФАС рассматривает жалобы на заказчиков, которые работают по Закону № 223-ФЗ, в порядке статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ. Вывод следует из части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Такую же позицию высказал ВАС в решении от 17.02.2014 № ВАС-17339/13.Как обжаловать действия заказчика, который работает по Закону № 223-ФЗ, но проводит аукцион за счет бюджетных инвестиций по правилам Закона № 44-ФЗ ?Обжалуйте действия заказчика по правилам статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ. Закупка относится к торгам, которые заказчик обязан провести. Такие закупки необходимо обжаловать по Закону № 135-ФЗ. Вывод следует из пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ. Позицию поддерживает ФАС в письме от 30.12.2014 № ИА/55142/14.

Сроки рассмотрения

Алгоритм по срокам следующий:

  1. Жалобу можно подать не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки. Для электронных процедур – со дня размещения результатов в ЕИС.
  2. Если контракт не заключен или закупка признана несостоявшейся, ее можно обжаловать в течение 3 месяцев со дня подведения (размещения) итогов.
  3. В течение 3 рабочих дней после поступления жалобы ФАС проверяет ее соответствие требованиям ст. 18.1 135-ФЗ, после чего принимает к рассмотрению или возвращает.
  4. ФАС рассматривает жалобу по существу не позднее 7 рабочих дней со дня поступления.

На период, пока рассматривается обращение, закупка приостанавливается, и заказчик не имеет права заключить контракт.

Если остались вопросы, обращайтесь в ГК «Ценный Контракт». Юристы, специализирующиеся на госзакупках, проконсультируют вас, помогут подготовить жалобу, представят ваши интересы в ФАС.

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ

1) Жалоба в ФАС может подаваться обязательно не позднее срока завершения подачи заявок (включительно), основанием может быть нарушения в положениях документации, противоречащим нормам 44-ФЗ.
2) Также могут обжаловаться нарушения заказчика в ходе проведения процедуры. Такие заявления подаются только участниками участвующим в закупке и подавшим заявку. Заявления содержащие жалобу подаются в том случае, если заказчиком был нарушен порядок размещения информации о проведении тендеров, порядок подачи тендерных заявок, так же если такие нарушения произошли после того, как вскрылись конверты с заявками или был открыт доступ к поданным заявкам на участие в конкурсе, после рассмотрения и оценки документов и самой заявки на участие в таких процедурах, как аукцион, запрос котировок, запрос цен либо запрос предложений, но не позднее 10-ти дней с даты размещения протокола итогов.
3) Если нарушения оператора ЭТП, связанны были с проведением электронного аукциона, жалоба в ФАС, подается в сроки указанные выше, а если нарушения были связаны с аккредитацией участника закупки на ЭТП, то подаются жалобы в ФАС в срок до 30 дней включительно с момента происшествия данных действий.
4) Если нарушения были выявлены при рассмотрении вторых частей заявок при подаче на участие в электронном аукционе или в момент заключения договора с одним из участников, то срок для обжалования действий будет длиться вплоть до заключения контракта. С этой же информацией можно ознакомиться на сайте Антимонопольной службы и тут  же вы сможете скачать образец жалобы ФАС.
 

В каких случаях можно подать жалобу

Федеральная антимонопольная служба занимается:

  • надзором за сохранением здоровой конкуренции на современном рынке и пресечением правонарушений, связанных с использованием методов недобросовестного ведения конкурентной борьбы и монополизацией в любой сфере деятельности;
  • контролем над исполнением законодательных требований в отношении естественных монополий;
  • контролем над соблюдением законодательных норм в сфере гос.закупок для нужд муниципальных и федеральных структур;
  • регулированием в рекламной сфере;
  • разрешением прочих вопросов в антимонопольной сфере.

Согласно актуальным законодательным нормам, жалоба в ФАС может быть принята также от частного или юридического лица и рассмотрена соответствующим образом. Уполномоченные сотрудники рассмотрят вопрос по существу, проведут расследование и вынесут свой вердикт. Если факт нарушения законодательных требований будет установлен, то правонарушитель получит предписание на устранение своих ошибок. Все решения, принятые уполномоченными представителями ФАС, подлежат публикации в открытом доступе.

Подача жалобы становится основанием для полной проверки всей процедуры закупки. Довольно часто контролирующая инстанция признает жалобы необоснованными, но и эта ситуация оборачивается для заказчика серьезными неприятностями. АС может выявить в ходе проверки иные нарушения и инкриминировать их участнику аукциона. При несущественных нарушениях заказчик может не получить официальное предписание, если своевременно исправил недочеты. Тем не менее, его деятельность в дальнейшем будет находиться под строгим контролем.

Профессиональные юристы не рекомендуют своим клиентам при возникновении малейшего недопонимания с партнером писать заявление в ФАС. Этот инструмент следует использовать, если вы не сомневаетесь в собственной правоте. Довольно распространены ситуации, когда заказчик направляет обращение, не имея представления о законодательных нормах и тонкостях. В действительности, это его позиция является ошибочной. Инстанция проведет проверку и закроет дело, а заказчик впредь не станет работать с таким поставщиком.

Подача жалобы в контролирующую инстанцию возможна, если заявитель:

  • имеет основания сомневаться в добросовестности проведения аукциона/торгов с участием муниципального или государственного заказчика;
  • выиграл тендер на поставку товара, а заказчик отказывается принимать партию;
  • считает, что государство или муниципальный орган продвигают интересы одного из участников тендера/аукциона в ущерб другим компаниям;
  • имеет основания полагать, что определенная организация нарушила законодательство в сфере участия в конкурентной борьбе;
  • выявил факт сокрытия заказчиком существенных условий проведения торгов/аукциона в части количества и характеристик товара, их стоимости и комплектации

Этап 2: Рассмотрение по существу

Рассмотрение по существу — именно та часть, на которую приглашаются представители сторон для прений. Этот этап представляет собой классическое заседание, очень похожее на судебное. Процесс подразделяется на несколько стадий.

Открытие заседания и проверка полномочий

Крайне важно, чтобы представители заказчика и заявителя обладали подтвержденными документально правами действовать от имени своих организаций. Поэтому перед тем как отправлять в орган ФАС, рекомендуется удостовериться:

  • что срок доверенности не истек;
  • что она подтверждает полномочия представлять интересы заказчика при рассмотрении жалобы;
  • что наименование органа ФАС, в котором проходит заседание, указано правильно (например, «Московский ФАС России» — неверное название, «УФАС по г. Москве» — верное);
  • что представитель стороны направляется в орган ФАС по верному адресу (например, только в Москве таких адресов минимум три).

Если полномочия представителя заказчика (или поставщика) не будут подтверждены, комиссия может не дать ему права высказаться. Либо его все же заслушают, но ответы к материалам рассмотрения жалобы не приобщат.

Выступление сторон

Сначала комиссия заслушает заявителя — он должен изложит доводы, послужившие причиной обращения в ФАС. Затем слово будет предоставлено заказчику. Дадут высказаться и иным заинтересованным лицам, если таковые присутствуют на заседании.

По ходу выступления члены комиссии могут задавать представителям сторон различные вопросы, ответы на которые необходимы для принятия решения.

Изучения материалов дела

Когда вся необходимая информация получена, комиссия ФАС приступает к ее изучению. Совещание проводится без участия сторон. В итоге комиссия приходит к выводу об обоснованности либо необоснованности жалобы. Если чиновники решат, что жалоба обоснована, будет вынесено предписание по устранению нарушений.

Оглашение решения

На этой стадии комиссия доводит до сведения сторон принятое ею решение, а также предписание, если оно вынесено. Речь идет о резолютивной части решения, — мотивировочная будет оформлена позже.

Помимо решения и предписания, оглашается порядок обжалования. Также можно задавать вопросы по поводу резолютивной части — как правило, комиссия без проблем дает пояснения и комментарии.

Жалоба в ФАС по 223-ФЗ

Существует исчерпывающих перечень оснований для подачи жалобы ФАС по 223-ФЗ (если в вашем случае ни один пункт не соответствует, то следует обратиться к закону о защите конкуренции):
• если положением заказчика обозначено, что закупки проводятся в соответствии с 223-ФЗ, то такой заказчик должен размещать такое положение и его изменения, в том числе и информацию по закупкам в ЕИС, в соответствии с регламентированными сроками;
• требовать от участников процедуры сведений и документов, не описанных в документации, или такие требования ограничивают конкуренцию;
• если заказчик не применяет положения 44-ФЗ и при этом не размещает положения о закупке в ЕИС;
• отсутствие данных о годовых объемах закупок, которые заказчик проводит среди субъектов СПМ.

В соответствие с частями 4 и 5 статьи 18 135-ФЗ Жалоба в ФАС подается в сроки не позднее десяти дней с момента подведения итогов по соответствующей процедуре, либо если заказчиком, оператором ЭТП размещается информация о результатах процедуры на сайте Интернет, то с момента размещения данных об этой процедуре.

Антимонопольная служба также допускает рассмотрение жалобы ФАС в сроки до трех месяцев с момента размещения извещения в сети интернет, при условии, если контракт по итогам закупочной процедуры не был подписан или закупка признана несостоявшейся.

Тут необходимо учесть, что если для жалобы в фас сроки истекли, то участник закупки может подать исковое заявление с обжалованием действий (бездействия) заказчика, оператора ЭТП, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации (СО), оператора электронной площадки (ЭП), комиссии заказчика и ее членов и уже дальше действовать в судебном порядке.

Но если было нарушен закон о защите конкуренции, то участник вправе направить жалобу в ФАС, уже руководствуясь Федеральным законом 135-ФЗ и его основными положениями, которые были нарушены:
1) действиями (бездействиями) заказчика, оператора ЭТП, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации (СО), комиссии заказчика и ее членов, например, при проведении закупок, или подписании контракта по итогам торгов или торги признаны несостоявшимися, и их проведение было обязательно законодательно, и остальные торги по 223-ФЗ, кроме 44-ФЗ.
1.1) на документы и акты, в том числе нарушения заказчиком и его должностных лиц указанных органов или организаций, при реализации процедур в отношении юр. лиц и ИП, относящихся к субъектам градостроительных отношений, либо процедур включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утвержденные Градостроительным кодексом. А именно: а) нарушение сроков проведения процедуры или проведение процедуры, которая не включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства. Кроме процедур, проводимых государственным заказчиком, осуществляющим государственную регистрацию прав на имущество в соответствии с законодательством РФ.
1.2) на наличие нарушений компании, находящейся территориально по месту осуществления деятельность и оказывающие услуги по снабжению электроэнергией, газораспределения, теплоснабжения, также обеспечением холодной и горячей водой, в том числе водоотведением в отношении процедур включенные в исчерпывающие перечни, относящиеся к строительной сфере:

  • если данные организации незаконно отказывают в приеме заявок и документов;  в отношении участника процедуры устанавливают требования противоречащие федеральным законам и нормативно-правовым актам субъектам РФ, если данные процедуры включены в исчерпывающий перечень в строительной сфере;
  • нарушение сроков проведения таких процедур;
  • осуществление процедуры, которые не включены в исчерпывающий список, относящийся к строительной сфере (часть 1 13.июля 2015 N 250-ФЗ).

2)нарушения заказчика, оператора ЭТП, комиссии заказчика и ее членов, компании, находящейся территориально по месту осуществления деятельность и оказывающие услуги по снабжению электроэнергией, газораспределения, теплоснабжения, также обеспечением холодной и горячей водой, в том числе водоотведением, на которые участники этих процедур могут подать жалобу в ФАС, либо на осуществление процедур, не включенные в исчерпывающий список, относящийся к строительной сфере (часть 1 13.июля 2015 N 250-ФЗ).
3) И как уже писалось при подаче жалобы в ФАС можно параллельно подать исковое заявление.

Заточка ТЗ под нужного исполнителя

В этом плане заказчики позволяют себе самые разные нарушения. Например, довольно интересным является следующий случай.

Заказчик закупал услуги по текущему ремонту. Среди прочих требований фигурировали нужные ему параметры краски: определенная атмосферостойкость или водостойкость. За сутки до конца срока подачи заявок один внимательный участник заметил, что текст чудесным образом изменился — теперь заказчик требовал, чтобы в заявке были указаны оба параметра: атмосферостойкость и водостойкость. Понятно, что к этому времени заявки уже были поданы, и после поставщики уже вряд ли отслеживали документацию. На это и был сделан расчет заказчиком, который судя по всему планировал отклонить все неугодные заявки по причине их несоответствия требованиям. Однако ФАС предписала изменить документацию и наложила штраф.

На что жалуетесь?

Список нарушений, на который можно пожаловаться в ФАС в рамках процедуры по 223-ФЗ, не очень большой. Можно пожаловаться, если заказчик:

  1. Не разместил в ЕИС вовремя Положение о закупке или изменения в него.
  2. Не разместил в системе сведения о закупке, о заключенном договоре или нарушил сроки публикации.
  3. Не включил закупку в план-график, но провел ее.
  4. Предъявил лишние требования к участникам торгов — те, которые не были предусмотрены Положением.
  5. Не разместил отчет об объеме закупок у МСП.

Что еще нужно знать перед подачей жалобы:

  • нарушение должно укладываться в указанные выше основания, иначе подавать жалобу бесполезно — ее вернут без рассмотрения;
  • если заказчик нарушил антимонопольное законодательство (закон 135-ФЗ), то жалоба на него также подается в ФАС, однако процедуру рассмотрения более длительная;
  • в обращении нужно указать все нарушения, которые были замечены.

Последнее правило связано с тем, что ФАС будет рассматривать только те нарушения, которые указаны в жалобе. Если же во время проверки выявятся дополнительные нарушения, их рассматривать не буду, поскольку их нет в жалобе.

Реестр жалоб ФАС

Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность контрольного органа в сфере закупок (ФАС России и ее территориальные органы) вести реестр. Он представляет собой совокупность реестровых записей о поступивших в антимонопольный орган так называемых рекламациях различного рода (к примеру, на действия заказчика или на положения конкурсной документации). Вы также можете прочитать наши статьи о том, как составить такое обращении, и как его подать в ФАС.

Порядок опубликования указанной информации в реестре утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148. Информация, которая содержится в своде, общедоступна для ознакомления бесплатно.

В 2016 году по данным Единой информационной системы в сфере закупок поступило всего 73 816 жалоб, из них было рассмотрено 77,87%, остальной процент — возращенные, а также отозванные рекламации. За период с 01.01.2017 по 13.06.2017 согласно статистике по всей стране подано 32 346 претензий. Из данного числа процент рассмотренных возражений составляет 71,45, отозванных – 7,01, возвращенных – 11,06, остальные 10,48% – находятся на этапе рассмотрения.

Что приложить к жалобе?

Возвращаемся к статье 105 закон 44-ФЗ, в части 9 которой говорится о прилагаемых к жалобе документах. Правда, сказано немного: необходимо приложить документы, которые бы обосновали жалобу, а также перечень этих документов. Специалисты рекомендуют поставщикам прикладывать к жалобе все документы, на которые они ссылаются.

Например, если заказчик допустил нарушение при формировании закупочной документации, нужно приложить эту документацию. Если оспаривается решение заказчика — приложить копию этого решения. Кроме того, целесообразно приложить любые документы, которые, по мнению заказчика, могут свидетельствовать о том, что его жалоба обоснована.

Если жалоба подписывается лично директором поставщика, то следует также предложить решение и приказ о его назначение на должность. Если стоит подпись уполномоченного лица — доверенность, которой оно наделено этими полномочиями.

Следует учесть, что в соответствии с позицией ФАС и Минэкономразвития, отсутствие подтверждающих документов не может являться основанием для возврата жалобы без рассмотрения (письмо МЭРот 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо ФАС от 13.10.2014 № ИА/41224/14). А в отдельных случаях такие документы и вовсе не могут быть представлены. Например, если поставщик жалуется на неполное размещение заказчиком проектно-сметной документации.

Почему выбирают нас

Признанная квалификация

ведущая юридическая компания и участник рейтинга

Гарантия возврата денег

в случае недостижения обещанного результата услуги юристов не оплачиваются

Работа «под ключ»

мы самостоятельно сопровождаем весь процесс как на слушании комиссии УФАС, так и в суде

Экономим
время

вам не приходится самостоятельно изучать тонкости законодательства о государственных и муниципальных закупках

Уникальные наработки

применяем актуальную судебную и административную практику, регулярно анализируем позиции высшей судебной инстанции

Команда профессионалов

18 юристов и адвокатов, имеющих свои специализации и закрепленные практики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector