Процедура получения статуса резидента особых экономических зон (оэз)
Содержание:
- Создание ОЭЗ
- Климатические условия
- Правовой статус резидента особой экономической зоны в Российской Федерации *
- Мировая практика в создании “особых” территорий
- Что дает статус резидента ОЭЗ
- Что такое ОЭЗ?
- Контролеры
- Региональная поддержка
- Льготы
- Вызов-2020
- Понятие свободной экономической зоны
- Еще одно преимущество для резидентов ОЭЗ
- * * *
Создание ОЭЗ
Особые экономические зоны будут создаваться там, где этого захотят местные региональные и муниципальные власти. Последние, для того чтобы создать у себя в регионе ОЭЗ, должны будут направить заявку на ее создание в Правительство РФ и обосновать целесообразность и эффективность создания (Правила оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, а также примерная форма такой заявки были утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 564).
Получив заявки от соискателей, Правительство РФ будет решать, где создавать ОЭЗ, а где — нет. Если в Правительство РФ поступит несколько заявок на создание ОЭЗ одного типа, то тогда будет проведен открытый конкурс по отбору заявок.
Организатором подобных конкурсов будет выступать Минэкономразвития России. Именно это ведомство Правительство РФ наделило полномочиями принимать решение о проведении конкурса, утверждать его результаты и конкурсную документацию, а также организовывать сам конкурс. А вот отбирать заявки на участие в конкурсе будет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.
Для проведения конкурсов будут образованы специальные комиссии, которые и будут выбирать победителя среди поданных заявок на создание ОЭЗ. (Узнать о том, как будут проводиться указанные конкурсы, можно из Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 N 563.)
Если Правительство РФ примет решение о создании ОЭЗ, то оно издаст соответствующее постановление. После этого Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, а также исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ, должны будут подписать соглашение о создании ОЭЗ.
В этом соглашении фиксируются все основные вопросы «жизнедеятельности» ОЭЗ, а именно:
- объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов;
- план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории;
- комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования;
- размеры принадлежащих РФ, субъекту РФ и муниципальному образованию долей в праве общей долевой собственности на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ;
- порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры ОЭЗ, находящихся в общей долевой собственности;
- порядок владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования особой экономической зоны и многие другие вопросы.
Любая ОЭЗ создается на двадцать лет. По окончании этого срока она прекращает свое существование. До истечения двадцатилетнего срока ОЭЗ может прекратить свое существование только в случаях, если:
- это вызвано необходимостью, связанной с обеспечением обороноспособности страны и безопасности государства;
- в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
- в течение трех лет подряд на территории особой экономической зоны ее резидентами не ведется промышленно-производственная или технико-внедренческая деятельность.
Климатические условия
Особенности местного климата и почвы помогают агропромышленным проектам реализовывать свой потенциал. В регионе мягкая зима, теплые лето и осень, высокая влажность, преобладает торфяная почва. Благодаря этому в регионе хорошо растут влаголюбивые огурцы, помидоры, фрукты, ягоды и грибы.
«В этом году сложились благоприятные погодные условия для перезимовки, вегетации и уборки сельскохозяйственных культур, что способствовало формированию высокого и качественного урожая: 700 тыс. т зерна, 150 тыс. т масличных культур, 125 тыс. т картофеля, 71 тыс. т овощей», — говорит Наталья Шевцова.
Большое количество осадков и теплая зима позволяют заготавливать много корма для скота. Это одно из самых перспективных направлений в АПК региона. Среди резидентов калининградской ОЭЗ — более 20 скотоводческих и мясоперерабатывающих предприятий, в том числе компаний «Мираторг» и «Черкизово», ГК «Продукты питания», агрохолдинга «Долгов Групп». Новый крупнейший проект в мясном скотоводстве — ферму на 76,3 тыс. голов крупного рогатого скота — реализует Калининградская мясная компания. Компания «Мираторг Запад» в данный момент реконструирует и расширяет свои мощности, вкладывая 5,7 млрд руб. «Правдинское Свино Производство-2» строит в Правдинском районе свинокомплекс полного цикла мощностью 220 тыс. голов в год стоимостью более 4 млрд руб.
За январь—июль 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в регионе на 15% выросло производство мясных полуфабрикатов и на 14% увеличился выпуск мясных и мясосодержащих консервов.
Из-за мягкого климата и обилия корма Калининградская область занимает третье место по надою молока на одну корову в год — 8764 кг. Это на 40% выше общероссийского показателя. По данным Министерства сельского хозяйства России, за девять месяцев этого года производство молока в области составило 165,7 тыс. т, что на 13,7% больше уровня аналогичного периода 2019 года. Поддерживать высокую продуктивность скота помогает селекция, инновационные технологии содержания и кормления и высокая культура производства.
Эта сфера выглядит перспективной. «Благодаря введению в действие новых комплексов, увеличению поголовья крупного рогатого скота и свиней в отрасли животноводства наблюдается значительный рост объемов производства. До конца года планируется увеличить производство молока до 200 тыс. т (+13% к уровню 2019-го), мяса — до 105 тыс. т (+12%)», — говорит Наталья Шевцова.
Крупнейший новый проект в молочной сфере — ферму на 6,8 тыс. голов — сейчас реализует компания «Молочная фабрика». В 2018 году в число резидентов ОЭЗ вошел инвестиционный проект «Каштановка». В его рамках уже открыт самый большой в Европе доильный зал карусельного типа — здесь одновременно помещаются 110 коров. Предприятие будет выращивать телят и производить до 25 тыс. т молока ежегодно. В дальнейшем «Каштановка» планирует продавать племенной молодняк голштинской породы фермерам по всей России.
Выпуск готовой молочной продукции тоже растет. В январе—июле 2020 года производство сыра и творога в регионе увеличилось на 75%. Твердые, мягкие и плавленые сыры выпускают, например, компании «Плавит», «Залесский фермер», «Молоко», «Мануфактура старого пасечника», «Гусевмолоко», «Сыроварня региона Тильзит-Рагнит». В последние годы ассортимент дополнили моцарелла и крафтовые сыры, изготавливаемые по швейцарским, голландским и итальянским технологиям. Местные сыры получают высокую оценку на всероссийских конкурсах, а небольшие сыроварни активно развивают туристическое направление бизнеса: проводят дегустации и мастер-классы по приготовлению сыров.
Бизнес в Калининградской ОЭЗ, по официальным данным, ведут 253 резидента (38 709 рабочих мест). Общий объем инвестиций в первые три года реализации инвестиционных проектов — 129,7 млрд руб. Почти треть — 72 резидента — представляют агропромышленный комплекс и пищевую промышленность. Они производят самые разные продукты — от молока, мяса и сыров до грибов, ягод и шоколадных конфет. Режим ОЭЗ будет действовать на территории области до 2045 года.
Правовой статус резидента особой экономической зоны в Российской Федерации *
Данный термин является оценочной категорией, законодательством же не установлено критериев существенности. В связи с этим на практике возможны споры и разногласия по поводу того, что считать существенным, а что нет.
Подытоживая сказанное, следует отметить, что механизм формирования правового статуса резидентов ОЭЗ включает два этапа. Первый этап связан с фактом государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности (общий правовой статус), второй — с процессом расширения и обогащения статуса посредством осуществления процедуры заключения соглашения об осуществлении экономической деятельности на территории ОЭЗ и включения субъектов предпринимательской деятельности в реестр резидентов ОЭЗ (специальный правовой статус). Фактически речь идет о двойном порядке регистрации резидентов ОЭЗ в отличие от иных субъектов предпринимательского права.
Правовой статус резидентов особых экономических зон — правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, установленное в соответствии с законодательством об особых экономических зонах, в условиях особого режима экономической деятельности на территории особой экономической зоны, связанное со специальным административным механизмом приобретения, реализующимся через специальную правоспособность, ограничения, запреты и гарантии, систему льготного налогообложения и таможенных преференций.
Мировая практика в создании “особых” территорий
Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.
В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».
Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.
В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны.
Что дает статус резидента ОЭЗ
Получив статус резидента ОЭЗ «Технополис “Москва”», коммерческие организации и индивидуальные предприниматели на 10 лет освобождаются от уплаты налога на имущество, землю и на транспорт. Кроме того, до 2028 года для предприятий снижается налоговая ставка на прибыль с 20 процентов до двух. Следующие пять лет нужно будет платить всего семь процентов, а с 2033 года — 14,5 процента.
Есть и другие преимущества. После того, как компания-резидент закончит строить собственный производственный объект, она может выкупить этот участок за один процент от кадастровой стоимости. А еще резиденты освобождаются от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе товаров и оборудования. Это стало возможным благодаря тому, что на территории ОЭЗ расположен научно-инновационный таможенный пост.
Что такое ОЭЗ?
В соответствии со ст. 2 Закона об ОЭЗ (в ред. Федерального закона N 365-ФЗ) особой экономической зоной признается часть территории РФ, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (СТЗ). ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Для обеспечения этих целей ОЭЗ одного типа или нескольких типов с 01.01.2012 допускается объединять решением Правительства РФ в кластер.
Кластер — это новый термин, означающий совокупность ОЭЗ одного типа или нескольких типов, управление которыми осуществляется одной управляющей компанией.
На территории РФ могут создаваться ОЭЗ следующих типов:
- промышленно-производственные;
- технико-внедренческие;
- туристско-рекреационные;
- портовые.
Нас интересуют первые два типа. Согласно п. 2 ст. 4 Закона об ОЭЗ промышленно-производственные ОЭЗ создаются не более чем на трех участках территории, площадь которых составляет не более чем 40 кв. км (до 01.01.2012 — на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем 20 кв. км). Технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем 4 кв. км. Промышленно-производственные ОЭЗ созданы на территориях:
- Грязинского района Липецкой области — Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 782;
- Елабужского района Республики Татарстан — Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 784;
- муниципального района Ставропольский Самарской области — Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 621;
- муниципального образования Верхнесалдинский городской округ Свердловской области — Постановлением Правительства РФ от 16.12.2010 N 1032.
Технико-внедренческие ОЭЗ существуют на территориях городов:
- Москвы (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 779);
- Санкт-Петербурга (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 780);
- Дубны (Московская область) (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 781);
- Томска (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 783).
В силу п. 5 ст. 4 Закона об ОЭЗ на территории особой экономической зоны запрещены:
- разработка месторождений и добыча полезных ископаемых, за исключением минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, и металлургическое производство, за исключением производства прочей продукции из черных металлов, не включенной в другие группировки, производства полуфабрикатов из алюминия или алюминиевых сплавов, производства отливок, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
- переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
- производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.
С 01.01.2012 все ОЭЗ создаются на 49 лет (до указанной даты данный срок был установлен только в отношении портовой зоны, остальные ОЭЗ создавались на 20 лет). При этом, как и прежде, срок существования ОЭЗ не подлежит продлению. Исключение составляют зоны, созданные до дня вступления в силу Федерального закона N 365-ФЗ. Согласно ст. 9 этого Закона в переходном периоде (в 2012 г.) срок существования указанных зон может быть продлен путем заключения дополнительного соглашения к соглашению о создании ОЭЗ с учетом положений Закона об ОЭЗ (в ред. Федерального закона N 365-ФЗ).
Контролеры
Управлять всеми ОЭЗ и контролировать их деятельность будет Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами совместно со своими территориальными подразделениями (см. Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 N 530). Ему, в частности, предоставлено право проводить проверки резидентов ОЭЗ, причем как плановые, так и внеплановые.
Если в ходе проверки со стороны резидента ОЭЗ будут выявлены факты нарушения действующего законодательства, то проверяющие выдадут ему предписание об устранении нарушений. Лицу, не исполнившему предписание, будет грозить лишение статуса резидента. Проверять резидентов ОЭЗ могут еще налоговые и таможенные органы. При двух и более существенных нарушениях резидентом ОЭЗ налогового и (или) таможенного законодательства его также могут лишить указанного статуса.
Как уже было отмечено выше, лишение статуса резидента ОЭЗ возможно только в судебном порядке. Поэтому, чтобы добиться этого, контролирующему органу придется обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Кроме того, при каждой ОЭЗ будет создан наблюдательный совет, который, так же как и вышеупомянутое агентство, будет осуществлять функции контролера и координатора деятельности участников соглашения о создании ОЭЗ.
Региональная поддержка
Четыре года назад в Калининградской ОЭЗ втрое снизили требования к объему инвестиций для проектов в сфере сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства — с 150 млн до 50 млн руб. Это дало мощный импульс к развитию проектов АПК и пищевой промышленности. На данный момент в сфере сельского хозяйства и пищевой переработки в разной стадии реализации находятся восемь крупных инвестиционных проектов. Общий объем финансирования — свыше 20 млрд руб. Все они выйдут на полную мощность до 2022 года и должны обеспечить более 1 тыс. новых рабочих мест.
Условия особой экономической зоны способствуют развитию бизнеса. Здесь отсутствуют тарифное и нетарифное регулирование, таможенные и компенсационные пошлины, налоги. В этом году федеральным и областным бюджетами предусмотрено около 2 млрд руб. субсидий на развитие растениеводства, животноводства, поддержку малых форм хозяйствования в Калининградской области. Резидентам возместят часть затрат на уплату процентов по кредитам, уплату страховой премии, а также проведение мелиоративных мероприятий.
В период пандемии своевременные действия регионального штаба по контролю распространения коронавирусной инфекции позволили предприятиям АПК и рыбохозяйственного комплекса Калининградской области работать непрерывно, что позволило им избежать убытков.
Наталья Шевцова, министр сельского хозяйства Калининградской области
«Специально установленные требования для инвесторов в агропромышленном комплексе позволили привлечь новые инвестиции в отрасль, реализовать ряд крупных проектов, в том числе с участием иностранного капитала. Всего за период 2017–2019 годов в агропромышленный комплекс Калининградской области направлено более 27 млрд руб. инвестиций. Напомню, что в ОЭЗ Калининградской области при реализации инвестиционного проекта в сферах рыболовства, рыбоводства, сельского хозяйства минимальный порог для инвестора установлен в 50 млн руб. (для прочих отраслей — 150 млн руб.).
И в 2020 году, несмотря на кризис, агропромышленный комплекс Калининградской области демонстрирует системное и поступательное развитие всех отраслевых сфер. Показатель по производству продукции сельского хозяйства в текущем году в стоимостном выражении прогнозируется на уровне 42,5 млрд руб. (104% к уровню 2019 года). За первое полугодие 2020 года индекс производства сельскохозяйственной продукции составил 115%».
Льготы
В зависимости от конкретной зоны и поставленных в связи с этим задач, резидентам предоставляется соответствующий набор льгот и послаблений.
- Налоговые. Инвесторы освобождаются от уплаты некоторых налогов на фиксированный процент или в полном объеме. Возможны льготы по налогам на НДС, собственность, имущество. Компании, зарегистрированные в промышленно-производственной зоне и, занимающиеся соответствующей деятельностью, имеют право на частичное освобождение от уплаты налогов на землю, имущество и транспорт, уменьшение процента по налогу на прибыль. В технико-внедренческих зонах вдвое снижается Единый социальный налог.
- Таможенные. Для организаций, которые в производственных целях закупают иностранное сырье или полуфабрикаты, применяются более низкие тарифы таможенных сборов или отменяется пошлина. Товары, произведенные на территории ОЭЗ частично или полностью освобождаются от экспортных пошлин. На самих предприятиях могут быть максимально упрощены процедуры таможенной регистрации и получения разрешений.
- Административные. Упрощение процесса регистрации организаций. Сведение к минимуму списка требований по вопросам охраны труда. Открытие привилегированного доступа к соответствующим отечественным и близко расположенным зарубежным рынкам. Предоставление больших прав и возможностей представителям зарубежных компаний и частным иностранным инвесторам.
- Финансовые. Со стороны государства оказывается финансовая помощь в виде субсидий, кредитов, дотаций на оплату аренды и покупку земельных участков или производственных помещений. Предоставление льготных тарифов на коммунальные услуги, обеспечение необходимой инфраструктурой.
Вызов-2020
В марте промышленные парки столкнулись с угрозой пандемии, которая могла помешать непрерывной деятельности предприятий. Однако, как рассказал Максим Паздников, благодаря оперативным разъяснениям от Минпромторга России все без исключения парки смогли продолжить работу: «УК обеспечили на своих территориях соблюдение санитарно-эпидемиологического режима. Позднее парки столкнулись со снижением платежеспособности арендаторов и приостановкой проектов резидентов. Правительство РФ предусмотрело механизм так называемых арендных каникул, а Минпромторг и Минэкономразвития направили главам регионов официальные рекомендации о мерах поддержки УК индустриальных парков и их резидентов в связи с коронакризисом». Документ предлагает освободить управляющие компании от уплаты налога на имущество и земельного налога, а также перенести на год сроки выполнения их обязательств, взятых при получении государственной поддержки. Кроме того, государство согласовало предоставление управляющим компаниям льготных займов, в том числе на пополнение оборотных средств. Прямая компенсация индустриальным паркам недополученной арендной платы оставлена на усмотрение регионов, рассказывает Максим Паздников.
ОЭЗ тоже чувствуют себя относительно неплохо. «В период пандемии практически все наши резиденты получили разрешение на осуществление производственной деятельности при условии соблюдения мер по предотвращению распространения COVID-19», — рассказывает генеральный директор ОЭЗ ППТ «Липецк» Дмитрий Дударев. Все заводы в подмосковной ОЭЗ «Ступино Квадрат» продолжают работать и даже нанимают новых сотрудников, заверила Екатерина Евдокимова. Как только коронавирус отступит, в особой зоне будут введены два новых предприятия и начнут стройку еще шесть. «В период самоизоляции в технополисе «Химград» продолжали работу компании, имеющие непрерывные технологические процессы, а также выпускающие предметы первой необходимости. Также наши резиденты активно включились в работу по обеспечению населения средствами индивидуальной защиты и дезинфицирующими средствами», — говорит Айрат Гиззатуллин.
Бизнес-модель, при которой арендаторы делят общую инфраструктуру, а УК выходит на прямой контакт с федеральными и региональными властями, в текущих сложных условиях показала устойчивость, считают опрошенные РБК+ эксперты.
Понятие свободной экономической зоны
Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы. Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли. Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.
Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.
СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей
Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.
Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.
Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.
Цели создания СЭЗ
Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень. Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее. Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.
Цели создания свободных экономических зон:
- привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
- обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
- развитие регионов, городов и связей между ними;
- развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
- наращивание экспортных мощностей;
- увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
- импортозамещение;
- апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.
Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.
Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:
- минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
- снятие административных барьеров;
- выход на новые рынки;
- возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
- возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.
Льготы в особых экономических зонах
СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:
- более выгодная налоговая ставка;
- освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
- снижение или снятие таможенных платежей;
- упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
- готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
- упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).
Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.
ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции
Еще одно преимущество для резидентов ОЭЗ
С 01.01.2012 иностранные граждане, привлекаемые к работе резидентами ОЭЗ, могут быть отнесены к категории высококвалифицированных специалистов. Напомним: в отношении доходов таких специалистов применяется налоговая ставка по НДФЛ в размере 13% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Кроме того, в отношении указанных лиц законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ предусмотрен упрощенный миграционный режим.
Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами — высококвалифицированными специалистами установлены ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно п. 1 этой статьи (в ред. Федерального закона N 365-ФЗ) высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия его привлечения к трудовой деятельности в РФ предполагают получение им заработной платы (вознаграждения):
- в размере не менее 1 млн руб. из расчета за год (365 календарных дней), если специалист привлекается к трудовой деятельности резидентом промышленно-производственной ОЭЗ;
- в размере не менее 700 тыс. руб. из расчета за год (365 календарных дней), если иностранного гражданина привлекает к трудовой деятельности резидент технико-внедренческой ОЭЗ (за исключением индивидуальных предпринимателей).
* * *
Став резидентом ОЭЗ, предприятие промышленности, с одной стороны, получает определенные преимущества (в том числе пользуется налоговыми льготами), а с другой — берет на себя ряд обязательств. Например, на территории ОЭЗ резидент вправе заниматься только теми видами предпринимательской деятельности, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности в ОЭЗ, обязан осуществлять инвестиции и капитальные вложения в объеме и сроки, установленные этим соглашением. Так, для резидента промышленно-производственной ОЭЗ размер капитальных вложений составляет как минимум 120 млн руб.
Ю.А.Васильев
Д. э. н.,
генеральный директор
КГ «Аюдар»