Статья 33. правила описания объекта закупки
Содержание:
- Алгоритм обоснования соответствия объекта в плане
- Мнение ФАС по закупке продуктов детского питания
- соисполнитель
- Преференция: что это значит по 44-ФЗ?
- Чего не должно быть в техническом задании
- Итак, условия, которые говорят об отсутствии ограничения конкуренции:
- Описание объекта закупки по 223-ФЗ
- Что обязан использовать заказчик при описании объектов закупки?
- ГОСТ в документации заказчика
- Правила описания объекта закупки по ст 33
- Изменения в закупках по 44-ФЗ
Алгоритм обоснования соответствия объекта в плане
При формировании плана заказов и плана-графика бюджетные учреждения должны привести обоснование заказа. Порядок установлен постановлением Правительства РФ № 555 от 05.06.2015. Заказчик самостоятельно заполняет графы формы обоснования заказа товаров, работ и услуг.
Разберем заполнение формы с обоснованием пошагово.
Ячейка 1. Указывается порядковый номер.
Ячейка 2. Указывается идентификационный код в соответствии с выбранным предметом госзакупки, формируется по правилам ст. 23 44-ФЗ, а также приказа Минэкономразвития России № 422 от 29.06.2015.
Ячейка 3. Указывается наименование предмета заказа. Оно может полностью совпадать с графой «Наименование предмета контракта» из плана-графика.
Ячейка 4. Указывается программа, в рамках которой проводится госзакупка, например, государственная, муниципальная или целевая.
Ячейка 5. Указывается мероприятие программы, в соответствии с четвертой колонкой формы.
Ячейка 6. Указывается взаимосвязь госзакупки и мероприятия в рамках исполнения программы, указанной в колонке 4.
Ячейка 7. Указывается наличие нормативных актов, по которым устанавливаются требования по отдельным видам товаров, работ и услуг либо их отсутствие.
Мнение ФАС по закупке продуктов детского питания
Антимонопольное ведомство указало, что зачастую при формировании закупочной документации заказчики делают крупные лоты – как по номенклатуре, так и по количеству закупаемых товаров. Однако, большинство поставщиков детского питания не в состоянии поставить такое количество товара, которое бы полностью соответствовало техническому заданию. А большая часть поставщиков могут поставить часть запрашиваемого товара.
Учитывая вышеизложенное, ФАС сделала вывод о том, что в целях сохранения конкуренции заказчикам целесообразно разделять крупные лоты на несколько. В этом случае количество потенциальных участников закупки увеличится. Также у непосредственных производителей продуктов детского питания появится возможность напрямую участвовать в закупке (Методические рекомендации ФАС России для субъектов РФ по организации закупок продуктов детского питания).
соисполнитель
3.1.9 соисполнитель :
Организация (предприятие, объединение, акционерное общество и т.п.), заключающая договор с головным исполнителем на выполнение конкретной работы, в соответствии с договором координирующая работу и отвечающая за ее выполнение.
Примечание — В договорной документации и акте приемки работы соисполнитель именуется исполнителем, а головной исполнитель — заказчиком.
Смотри также родственные термины:
3.61 соисполнитель разработки:
Организация, которая не является ни главным подрядчиком, ни субподрядчиком данной разработки, но которая принимает участие в разработке системы или проекта.
3.2 соисполнитель СО (соисполнитель):
Технически компетентная организация, которую производитель СО привлекает для выполнения определенных этапов производства СО.
Примечание — Основные этапы/процессы производства СО, которые не могут быть переданы соисполнителям, включают в себя планирование процесса производства СО, установление значений аттестуемых характеристик СО, оформление паспорта и инструкции по применению СО.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2020 .
Смотреть что такое «соисполнитель» в других словарях:
соисполнитель — сущ., кол во синонимов: 1 • исполнитель (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
соисполнитель — соисполн итель, я … Русский орфографический словарь
СОИСПОЛНИТЕЛЬ — см. Исполнитель преступления … Словарь-справочник уголовного права
соисполнитель — я; м. Юрид. Тот, кто выступает исполнителем чего л. (проекта, решения и т.п.) совместно с кем , чем л. ◁ Соисполнительница, ы; ж. Соисполнительский, ая, ое. С ое сотрудничество … Энциклопедический словарь
соисполнитель — я; м.; юрид. см. тж. соисполнительница, соисполнительский Тот, кто выступает исполнителем чего л. (проекта, решения и т.п.) совместно с кем , чем л … Словарь многих выражений
соисполнитель СО (соисполнитель) — 3.2 соисполнитель СО (соисполнитель): Технически компетентная организация, которую производитель СО привлекает для выполнения определенных этапов производства СО. Примечание Основные этапы/процессы производства СО, которые не могут быть переданы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
организация-соисполнитель — организация соисполнитель, организации соисполнителя … Орфографический словарь-справочник
организация-соисполнитель — — Тематики энергетика в целом EN participating bureau … Справочник технического переводчика
Рекомендуем к прочтению: Грузчик мерчендайзер кто это
Преференция: что это значит по 44-ФЗ?
Цель Федерального закона № 44-ФЗ заключается не только в создании открытой и конкурентной среды при проведении госзакупок, но и в поддержке определенных категорий поставщиков, которые в этих закупках участвуют.
Согласно требований 44-ФЗ льготные условия предусмотрены для 3-х категорий участников:
1 категория
— субъекты малого предпринимательства (сокращенно — СМП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) (ст.30 44-ФЗ);
2 категория
— учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (УИС) (ст.28 44-ФЗ);
3 категория
— организации инвалидов (ст.29 44-ФЗ).
Давайте теперь более подробно рассмотрим, какие преференции предусмотрены для каждой категории участников.
Чего не должно быть в техническом задании
В техническом задании не должны содержатся требования или указания на:
товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, место происхождения товара, наименование производителя;
требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что данные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Исключения составляют случаи, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Однако если содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, заказчик должен добавить слова «или эквивалент» и указать критерии эквивалентности. Именно по этим критериям можно судить, нарушены или нет нормы ст. 33 Закона №44-ФЗ.
Документация для конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок
Важно обратить внимание на особенности документации, которая зависит от способа определения поставщика — конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок. Конкурсы считаются самым сложным видом закупочной процедуры и включают следующие документы: извещение, документация — информационная карта, техническое задание на объект закупки, форма заявки с инструкцией по ее заполнению, проект контракта
Конкурсы считаются самым сложным видом закупочной процедуры и включают следующие документы: извещение, документация — информационная карта, техническое задание на объект закупки, форма заявки с инструкцией по ее заполнению, проект контракта.
Итак, условия, которые говорят об отсутствии ограничения конкуренции:
- у любого участника закупки есть возможность беспрепятственно приобрести нужный товар,
- предметом контракта является не производство товара, а его поставка,
- необходимо приобрести запасные части к машинам и оборудованию.
В то же время нельзя забывать, что цели закупки – удовлетворение потребностей заказчика, а потому он вправе устанавливать желаемые характеристики с соблюдением баланса его интересов и интересов конкуренции. Отсутствие аналогов товаров также не может говорить об ограничении конкуренции, т.к. заказчик не отвечает за развитие отдельных отраслей производства в стране.
Сложнее решение данного вопроса становится тогда, когда заказчик описывает требования к компонентам или составу объекта (например, при описании каких-либо лекарственных средств, строительных материалов и т.п.).
Вернемся к нашему клиенту. Больница закупала дезинфицирующие средства, указав в описании, что им нужны средства с содержанием спирта не менее определенного значения и с определенными свойствами. Но производит средства с такими характеристиками лишь один производитель в стране. При рассмотрении подобных дел не смог определиться даже Верховный суд. В одном случае он посчитал такое описание абсолютно законным, ввиду аргументов выше, в другом же – указал, что такие подробные характеристики объекта закупки приводят к ограничению количества участников, что является нарушением.
Описание объекта закупки по 223-ФЗ
Рамочный закон 223-ФЗ гораздо более лоялен к правилам описания объекта закупки. Тут не действует запрет на указание конкретной модели, производителя и так далее. Главное, чтобы это было разрешено утвержденным заказчиком Положением о закупке.
223-ФЗ обязывает заказчика лишь установить определенные требования к предмету закупки, а именно:
- к его безопасности;
- к его качеству;
- к разного рода свойствам — техническим, функциональным;
- если закупается работа — к ее результатам;
- если закупается товар — к его размеру, упаковке, условиям отгрузки и так далее.
Как подтверждается соответствие предмета закупки предъявляемым к нему требованиям? Это может быть добровольное или обязательное подтверждение. Более подробно об этом можно узнать из следующей таблицы.
Таблица. Подтверждение соответствия объекта закупки условиям документации
Показатель |
Подтверждение соответствия |
|
Обязательное |
Добровольное |
|
Цель | Соответствие условиям технического регламента | Согласованность национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров |
Объекты | Продукция, выпускаемая в обращение на территории России | Продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются правила |
Форма, документ | Декларирование о соответствии (декларация о соответствии) Обязательная сертификация (сертификат соответствия) |
Добровольная сертификация (сертификат соответствия) |
Что обязан использовать заказчик при описании объектов закупки?
Согласно положениям закона «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, описание ОЗ должно производиться по четко установленным правилам. Так, согласно статье 33, описывая ОЗ в конкурсной документации, заказчик обязан учесть, что:
- Описание должно быть объективным, т. е. следует позаботиться, чтобы были указаны все характеристики, которые присущи ОЗ (технические, функциональные, качественные, эксплуатационные). При этом запрещено указывать требования, которые существенно сузят число возможных предложений участников. В частности, без особой потребности (которая, если все же имеется, должна быть обоснована) запрещено указывать конкретные товарные знаки, наименования производителей, фирменные наименования, наличие патентов, знаки по обслуживанию и т. п. В описании товара надлежит указывать фразу «или эквивалент», кроме случаев, когда заменить закупаемые товары на аналогичные невозможно.
- Использованные при описании ОЗ показатели, условные обозначения, требования и терминология, относящиеся к его функциональным и/или техническим характеристикам, должны соответствовать российскому законодательству о стандартизации. Если это условие не соблюдено, надлежит указать, почему использовались другие показатели, терминология, условные обозначения или требования.
- В описании могут использоваться чертежи, фото, требования в отношении проведения испытаний, спецификации, тестирования и т. п. согласно нормам ГК России, а также маркировки, подтверждение соответствия, этикетки, если того требуют техрегламенты, применяемые в системе стандартизации.
- Если в описании ОЗ будет содержаться требование о соответствии закупаемого товара представленному изображению либо образцу/макету, то необходимо в документации о закупке представить такое изображение либо указать информацию об условиях осмотра участниками макета или образца товара, поставка которого необходима заказчику.
- Если в качестве ОЗ выступают лекарственные средства, в документации должно указываться его беспатентное международное название. Если таких наименований нет — группировочные или химические названия.
- Поставляемый по условиям закупки товар должен быть новым, если иное описание не содержится в условиях закупки.
- Если в соответствии с документацией поставляемый товар должен соответствовать образцу (макету), то при описании ОЗ обязательно уточняется время, дата и место, а также порядок и график осмотра образца (макета).
ГОСТ в документации заказчика
С 1 июля 2016 года в Закон № 44-ФЗ внесли изменения, направленные на то, чтобы применение ГОСТов и техрегламентов при госзакупках стало общим правилом. Заметьте — именно общим правилом, а не прямой обязанностью.
Дело в том, что согласно новой редакции п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчики, с одной стороны, должны использовать ГОСТы при описании объекта закупки, в то время как раньше такой обязанности на них не возлагалось. C другой стороны, в этом пункте так же как и прежде говорится, что если заказчик не пользуется ГОСТами и техрегламентами, то он должен обосновать необходимость использования других показателей. Выходит, что возможность обойтись без ГОСТа при описании объекта закупки у заказчиков как была, так и осталась.
Судите сами, вот сравнение старой и новой редакций п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
Старая редакция | Новая редакция |
---|---|
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии; | использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии; |
Сказанное подтверждается и в комментариях Минэкономразвития России. Так, по мнению Департамента развития контрактной системы министерства, из п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ по-прежнему следует, что при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям.
По мнению Департамента, при описании объекта закупки заказчику целесообразно указать ссылку на конкретный ГОСТ. При этом указывать недействующий или несуществующий ГОСТ заказчик не вправе (письмо Минэкономразвития от 16.12.2016 № Д28и-3517).
Готовим заявку на участие в тендере с учетом ГОСТов
На вебинаре разберемся с алгоритмом подачи заявки на участие в тендере
Смотреть
В другом письме Департамент добавляет, что указание в документации об электронном аукционе на конкретные ГОСТы без подробного раскрытия в составе такой документации содержания ГОСТ не противоречит положениям Закона № 44-ФЗ. Но тут же делает оговорку: учитывая, что технические условия утверждаются изготовителем продукции, в документацию об электронном аукционе следует включить подробное описание соответствующих условий (письмо Минэкономразвития России от 01.08.2016 № Д28и-2011).
Таким образом, из всего изложенного можно сделать следующие выводы: ссылаться на ГОСТ заказчик:
а) не обязан;
б) вправе;
в) ему это рекомендуется делать;
г) ограничиться только данной ссылкой ему все же нельзя, и наряду с ссылкой на стандарт нужно указывать конкретные параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющие его потребностям.
Правила описания объекта закупки по ст 33
Все заказчики, желающие приобрести товары, услуги, работы, обязаны соблюдать положения 33 статьи ФЗ о госзакупках. Эта статья регламентирует описание объекта закупки. Согласно положениям этой статьи — все заявки, выставляемые по единой информационной системе, должны соответствовать описанию:
- описание сделки должно носить объективный характер;
- при описании объекта обязательно указываются его характеристики;
- при описании заказа, документы должны содержать требования к товару и его изображение;
- документы о предстоящей сделке должны содержать описание — информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра образцов товара;
- бумаги о закупке должны описывать сведения, позволяющие определить соответствие товара, работы, услуг с установленными заказчиком требованиями;
- статья 33 п 3 об описании объекта заказа, свидетельствует, что в документации не указываются требования — к качеству, к техническим характеристикам, к участнику сделки, к производителю;
- описание 33 ст указывает, что заказчик вправе устанавливать требования к сроку товара (работы, услуг), к объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию и т. д.;
- характерные черты описания каких-либо видов закупок вправе устанавливать Правительство Российской Федерации;
- методы и способы описания характерных черт объектов закупки также могут регулироваться Федеральным Законом № 275 «О государственном оборонном заказе».
Обязательно при описании объекта закупки, заказчик должен использовать по 44 ФЗ 33 статью. Если не верно оформить заявку или не указать все необходимые критерии, то приобрести именно тот товар (работу, услугу) будет затруднительно.
Ст 33 ч 1
Участник сделки, желающий приобрести товар (работу, услугу) должен знать, как правильно описывать объект закупки. Все критерии, которые необходимо упомянуть в документации, указаны в 33 статье в первой части. Требуемые правила описания объекта закупки:
- При описании обязательно нужно указать характеристики — функциональные, технические, качественные, эксплуатационные;
- При описании нельзя указывать условия, касающиеся товарных знаков, патентов, промышленных образцов, знаков обслуживания и т. д.;
- При составлении заявки на приобретение товара, работы или услуги, заказчик обязан использовать условные обозначения и терминологию относительно технических характеристик закупки, которые регламентированы постановлениями и законодательством России;
- При наличии спецификации в заказе нужно указать — чертежи, планы работ, фотографии, результаты работ и т. д.;
- Заказчик должен обязательно указать требования поставляемого товара в соответствии с образцом или макетом;
- Если планируется проведение сделки на закупку лекарственных средств, то бумаги о предстоящей закупке должны отражать международные не патентованные наименования лекарств;
- Предоставляемый предмет закупки должен быть новым, т. е. ранее он не был использован, не ремонтирован, не восстановлен.
Ст 33 ч 2
Вторая часть 33 статьи Федерального Закона о госзакупках указывает на правильность оформления документации при составлении заказа. Все бумаги о закупке оформляются в соответствии с требованиями, указанными в первой части 33 статьи, а также необходимо указать на показатели, по которым определяется соответствие закупаемых товаров (работ, услуг). Все показатели устанавливаются заказчиком.
В документации обязательно указывается такое описание, как максимальное и минимальное значение всех показателей. Также заказчик обязан внести данные о показателях, которые не могут измениться.
Изменения в закупках по 44-ФЗ
Квотирование закупок
В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.
Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.
Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.
Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.
Электронный запрос котировок
С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.
Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:
- НМЦК не более 3 млн руб.;
- общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
- не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
- закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
- извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
- после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
- контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
Малые закупки
С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.
В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.
В конце статьи есть
РНП
Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.