Как и кто принимает законы в рф

Обсуждение законопроектов в Государственной Думе

Не факт, что оно вообще состоится. Откровенно бредовые фантазии даже не принимаются к рассмотрению. Такое, к сожалению, происходит довольно часто и не только в РФ. Избранники любят имитировать деятельность, игнорируя прямое общение с избирателем.

Если правотворчество заслуживает внимания, то проводятся три чтения:

  1. На пленарном заседании заслушиваются автор и делегат от профильного комитета. Значение имеют мнение фракций, полпредов президента и правительства (когда предвидится участие бюджета). На трибуне могут появиться отдельные депутаты и приглашенные специалисты. Отвергнутый на данной стадии проект дальнейшему обсуждению не подлежит. В противном случае документ отправляется в соответствующий комитет, где готовится к дальнейшим дебатам. Также может быть установлено всенародное обсуждени.

  2. Работа комитета заключается в сборе пакета из приемлемых и неприемлемых (по его мнению) поправок. Они и составляют суть споров. Отказ в принятии имеет те же упомянутые последствия.

  3. Внесение поправок не предусмотрено. Решается, будет продолжение или нет.

Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ

6. Подписание и обнародование федерального
закона Президентом РФ.
Это заключительная стадия законодательного процесса.
Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного
процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для
подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления
федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух
возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых,
в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и
обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу.
Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право
вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось
ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное
(относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания
квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное
прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном
порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он
будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей
голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию
Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это
сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и
последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в
силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно
законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных
законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное
большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон
считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов
от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от
общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный
конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой
государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение
президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8
Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия
федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения
органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской
Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу
федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.*Федеральные
законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их
подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая
публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании
законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**.
Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской
Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если
самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например,
сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

* СЗ РФ. 1994.
№8. Ст. 801.

   **См.: Федеральный закон «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,
актов палат Федерального Собрания» от 22 октября 1999 г. // Российская
газета. 1999. 25 окт.

Палаты могут принимать решения и в форме
постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным
Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений
отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются
большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов
Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен
Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься
квалифицированным
большинством).                        

показать содержание

Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права

Закон вступает в юридическую силу с момента

Порядок вступления в силу законов, постановлений Правительства, указов Президента РФ

Сегодня юридическая служба интернет-издания «Выбор мой » рассказывает о порядке вступления в законную силу законов о том, когда вступает в силу законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Порядок вступления в силу законов РФ Итак, основным документом, регламентирующим порядок вступления в силу законов РФ и их опубликования, является Федеральный закон РФ от 14.06.1994 № 5-ФЗ

«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

. В соответствии с данным законом, датой принятия федерального закона считается день принятия закона Государственной Думой. После того как Государственная Дума приняла закон в окончательной его версии он подлежит одобрению Советом Федерации.

Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов: 1. через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;

На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Статья 2 Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Статья 3 Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Статья 4 Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации.

Действие нормативного акта это

указание в самом акте либо в акте о-вступлении его в силу календарной даты начала его действия; б) указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу («с момента принятия», «с момента опубликования» и т.д.

); в) если в принятом нормативном акте не определены такие сведения, как дата, факт, событие, то применяются установленные законодательством общие правила.

Так, законы РФ вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

Уполномоченный по правам человека в московской области

Постановления Правительства Российской Федерации . за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива
. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов
. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта
. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона
. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона
. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательная техника

Законотворчество требует специальных знаний. Законодательная техника позволяет четко, выразительно и логично формулировать юридические предписания. Она представляет собой систему правил и приемов наиболее рациональной организации и логически последовательного формулирования нормативно-правовых актов в соответствии с их сущностью и содержанием. Законодательная техника важна в целях обеспечения совершенства и эффективности законодательства.

Законодательная (юридическая) техника своим объектом имеет текст нормативно-правового акта. Структура закона, например, состоит из следующих частей:

  • наименование органа, принявшего закон;
  • название закона;
  • преамбула (вводная часть) закона;
  • нормативно-правовое содержание закона (Общая и Особенные части, разделы, главы, статьи);
  • нормы об ответственности за несоблюдение закона;
  • переходные положения или порядок вступления закона в юридическую силу, порядок отмены этим нормативно-правовым актом других нормативных предписаний;
  • подписание и опубликование закона.

Правовая норма и текст статьи закона в конкретном случае по элементам могут не совпадать, поэтому существует отсылочный и бланкетный способы изложения нормы права. Содержание нормативного предписания должно быть четко сформулировано. Абстрактный способ изложения правовых норм не должен допускать произвольного применения нормативного предписания к любой ситуации. Особое значение в законодательной технике имеет проблема терминологии. Например, не следует использовать правовые понятия в тех случаях, когда их можно заменить не правовыми, не искажая при этом смысл нормы.

Юридическая техника помогает структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, сделать его более точным и понятным. Уровень юридической техники свидетельствует также об уровне правовой культуры общества. К техническим средствам относят прежде всего юридические термины (словесное выражение юридических понятий) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, которое складывается из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов и др.). К техническим правилам относят четкость и доступность языка нормативно-правовых актов, последовательность изложения юридической информации, взаимосвязь и согласованность нормативно-правового материала. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата, место его принятия, подписи должностных лиц и др.), структурную организацию правового акта.

Правовая конструкция охватывает ряд однопорядковых правовых понятий низшего уровня и выявляет существенное в этих понятиях. Смысл правовых конструкций состоит в том, что соответствующие понятия объединяются в единое целое, на основе которого посредством дедукции делаются логические выводы, применяемые к понятиям низшего порядка. При этом необходимо точно и полно охватывать правовые нормы, из которых выводится правовая конструкция, она должна максимально служить целям законодательства. Определение понятий, образование правовых конструкций дополняются иными приемами законодательной техники в целях точного формулирования законов

Важно при этом соблюдать логику, стиль и язык закона

показать содержание

Подготовка

Любой новый закон должен соответствовать действительности, отражать решения, адекватные существующим условиям. Соответственно, подготовка нормативного акта начинается с выявления наиболее актуальных социальных потребностей. При этом осуществляется всестороннее изучение практики, предложений госструктур, научных данных, мнений политических объединений, прочих общественных организаций, а также граждан. Новый закон могут подготавливать разные органы. Как правило, применяется отраслевой принцип. Он предполагает, что подготовку конкретного предложения осуществляет структура, занятая в соответствующей области. Между тем, специалисты считают такой подход не всегда безупречным. В некоторых случаях формируется специальная комиссия.

Процедура принятия и изменения закона

Подготовленный акт направляется в высший представительный орган. Здесь происходит обсуждение законопроекта. Как выше было сказано, рассмотрение акта осуществляется трижды. Первое чтение предполагает анализ общих положений, второе – тщательное изучение деталей, внесение поправок, третье – одобрение или неодобрение. Утверждение осуществляется большинством депутатов. Процедура принятия конституционного закона требует одобрения 2/3 голосов. Рассмотрение предложения начинается с доклада представителя региона, из которого оно поступило. После этого заключение дает профильный комитет. Заслушав его, депутаты переходят к оценке и анализу нормативного акта, вносят поправки. Аналогичным образом утверждаются изменения в уже действующих законах. Одобрение нормативного акта осуществляется открытым голосованием. При этом оно может осуществляться как в отношении всего документа в целом, так и отдельных его статей. В пятидневный срок акт направляется в Совет Федерации. СФ обязан изучить его в течение 14 дней. Если акт не был рассмотрен за этот срок, то он считается автоматически утвержденным. После этого — также в 14-дневный период — документ предается президенту.

Законодательная инициатива

Право на нее имеет ограниченный круг лиц и организаций:

  • Президент;

  • Правительство;

  • СФ;

  • отдельные сенаторы;

  • депутаты ГД;

  • территориальные законодательные образования;

  • Конституционный Суд в пределах своей компетенции;

  • Верховный Суд в рамках дел;

  • Высший Арбитражный Суд.

В виде просто идеи ничего на заседания не поступает. Необходимо сформулировать задачу, изучить спрос на решение. 

Значит:

  1. Набирается группа исполнителей.

  2. Формируется текст с изложением принципов готовящегося документа.

  3. Запрашивается общая характеристика проекта в заинтересованных кругах и регионах.

  4. Если разработчики пришли к единому мнению, то готовится к передаче далее.

Обычно уже на этом этапе происходит «утечка», и начинается неофициальная экспертиза в обществе. Становится ясна вероятная реакция. Это помогает изначально внести коррективы и прикинуть шансы на утверждение.

Законотворческий процесс в РФ

Раздел ЕГЭ: 5.2. Система российского права. Законотворческий процесс

Для того чтобы принять новые законы, необходимо последовательно пройти все этапы законодательного процесса.

Законотворческий процесс — порядок деятельности по созданию и принятию нормативно-правовых документов. Особая роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательной власти государства, то есть, как правило, парламенту, и его структурам. В рамках их компетенции законодательный процесс определяется установленными парламентскими процедурами.

ЭТАПЫ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1. Законодательная инициатива

• Внесение законопроекта или законопредложения субъектами, имеющими права законодательной инициативы.

• Дополнение текста законопроекта пояснительной запиской, перечнем отменяемых или изменяемых законов, финансово-экономическим обоснованием, заключением Правительства РФ (если предусматриваются расходы из федерального бюджета).

2. Обсуждение законопроекта • Рассмотрение в парламентских палатах и комиссиях (комитетах).

• Обсуждение проходит в три чтения, в ходе которых в текст вносятся поправки.

3. Принятие законопроекта • Голосование депутатов парламента.

• Принимается, если проголосовали большинство депутатов Государственной думы.

4. Утверждение законопроекта • Передача закона в течение пяти дней в Совет Федерации.

• Принимается, если проголосовали большинство членов Совета Федерации.

• Передача закона на рассмотрение Президенту РФ и одобрение им.

• Утверждение закона и опубликование его в официальном печатном органе в течение семи дней после подписания Президентом РФ (промульгация).

• Вступление в силу через десять дней после промульгации, если самим законом не предписаны другие сроки.

Законодательная инициатива — официальное внесение в компетентный орган парламента законопроекта или законопредложения.

В России правом законодательной инициативы на основании ст. 104 Конституции РФ, наделены Президент, Совет Федерации и его члены, депутаты Государственной думы, Правительство, законодательные органы субъектов Российской Федерации. По вопросам их ведения это право также принадлежит высшим судебным органам страны: Конституционному и Верховному суду. Прокурор обладает правом законодательной инициативы, на основании ст. 9 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации»

Законопредложение — идея будущего закона без чёткой формулировки.

Законопроект — текст будущего закона со всеми его особенностями (преамбула, статьи, параграфы).

Конституция РФ предписывает президенту либо отклонять принятые парламентом законы, либо подписывать и обнародовать. Российское законодательство устанавливает, что законы, которые не были официально опубликованы, не применяются.

Опубликованию подлежат федеральные законы, федеральные конституционные законы и акты (обычно постановления) палат парламента. Ратифицированные парламентом международные договоры публикуются вместе с законами о ратификации.

Вы смотрели конспект «Законотворческий процесс в РФ». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Под понятием понимается описанная Конституцией поэтапная процедура инициации, обсуждения, возможного одобрения. 

Далее обязательно следуют публикация и начало действия.Второе может происходить как одновременно с первым, так и через некий промежуток. Допусти́м некий тестовый период. 

Когда новация вступает в силу в отдельных субъектах РФ, а после, в случае успешной работы, распространяется на остальную территорию. По такой схеме вводился, например, «Закон о самозанятых».

Главные этапы до утверждения новый акт проходит в парламенте (в России – двухпалатный):

  1. Предложение.

  2. Предварительное обсуждение.

  3. Окончательная дискуссия и одобрение нижней палатой Федерального собрания (Государственная дума — ГД).

  4. Рассмотрение и принятие решение в верхней палате (Совет Федерации — СФ).

  5. Подписание исполнительной властью (Президент РФ) с последующим опубликованием.

Но это если кратко. Каждый этап разбивается на важные составляющие. Расскажем об основных стадиях законотворчества и рассмотрения подробнее.

Заключение

Изложенное по сути повторяет содержание учебника для 10 класса средней школы. Но кое-чего не хватает.

Наблюдатели отмечают необычайную работоспособность ГД, производятся сотни законов в год. Если для прохождения законом инстанций от первой до конечной достаточно пары дней (были прецеденты), то процедура выглядит странной. За такое окрестили ГД «взбесившимся принтером».

Есть объяснение. В наследство от тоталитарного режима Россия получила совершенно устаревший свод законов. Таких особенностей ни одна традиционная социология не предполагала.

Да, оперативно ввели указы, постановления и прочее. Но ведь их в Кодекс не затолкаешь. А он необходим.

С другой стороны, заявления на тот момент действующего спикера в духе «дума – не место для дискуссий» не красят институт. Мягко говоря.

Фракция одной партии с обязательной дисциплиной голосования имеет не то что квалифицированное, а подавляющее большинство. И настаивает на поименном опросе.

Подобные вещи мешают адекватному правотворчеству. Если не терпишь возражений – неизбежно совершишь серьезную ошибку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector