Как определить страну происхождения товара

Практические примеры

Рассмотрим несколько практических примеров, чтобы наглядно показать, как работать с механизмом допуска согласно Приказу Минфина № 126н.

1. Проводится запрос котировок
Начальная максимальная цена контракта — 1 млн руб.
На закупку подали заявки:

  • Иностранный товар. Цена = 920 тыс. руб.
  • Страна происхождения не указана. Цена = 909 тыс. руб.
  • Иностранный товар. Цена = 909 тыс. руб.

Кто будет выбран победителем при условии соответствия заявки и по какой цене может быть заключен контракт?

Это запрос котировок, следовательно, применяется оценочный метод. В составе первой части заявки должна быть представлена информация о стране происхождения товара. Участник № 2 ничего не указал, значит, его заявка должна быть отклонена заказчиком. Рассматриваться будут две заявки о поставке иностранного товара, то есть условия допуска не работают. Решение будет приниматься исходя из наименьшей предложенной цены контракта. Победитель — иностранный товар по цене 909 тыс. руб.

В рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ подходы к заявкам с неуказанной страной происхождения не совпадают. Если заказчик работает в рамках 223-ФЗ, то там, во-первых, нет перечня, к которым применяется Нацрежим, во-вторых, первая часть заявки не должна содержать страну происхождения, она просто будет признана иностранной, но не отклонена.

В закупках по 44-ФЗ неуказанная страна происхождения товара в первой части заявки является причиной отклонения такой заявки. Сведения о стране — это условие контракта, поэтому эта информация будет отражена даже в реестре контрактов.

2. Запрос предложений в рамках Нацпрограммы
НМЦК — 1 млн руб.
На закупку подали заявки:

  • Иностранный товар. Цена = 920 тыс. руб.
  • Иностранный товар. Цена = 900 тыс. руб.
  • Иностранный товар. Цена = 909 тыс. руб.

Все участники — «иностранцы». Запрос предложений — оценочный метод. Нацпрограмма говорит о том, что преференция будет в размере 20%. Условия допуска не работают, поскольку все заявки с товаром иностранного происхождения, следовательно, победитель определяется по наименьшей предложенной цене. Победит участник, предложивший 900 тыс. руб. Уменьшения цены контракта на процент преференции не осуществляется, потому что условия допуска не сработали.

3. Электронный аукцион (Нацпроект)
НМЦК — 1 млн руб.
На закупку подали заявки:

  • Смешанный товар. Цена = 920 тыс. руб.
  • Иностранный товар. Цена =900 тыс. руб.
  • Российский товар. Цена = 909 тыс. руб.

В аукционе участвуют участники с товаром российского происхождения, при этом выигрывает «иностранец». Оценка заявок на аукционе осуществляется в два этапа: анализ первых частей заявок (если это не строительство) и анализ вторых частей заявок. Окончательно победитель определяется на этапе вторых заявок, когда результаты аукциона известны. Предположим, что вторые части заявок не вызывают вопросов — они соответствуют установленным требованиям

Обратите внимание на то, что на участие в закупке подали заявки лица, предложившие российский товар, значит, условия допуска будут работать. Есть «иностранец» подался с наименьшей ценой, то он и победит, потому что, в отличие от конкурса, запроса котировок и предложений, вычета не происходит

Роль играет именно цена предложений: раз наименьшую цену товара предлагает поставщик с иностранным товаром, то он становится победителем. Эта закупка проводится в рамках Нацпроекта, значит, уже после признания его победителем от его цены будет вычитаться еще 20%. Цена контракта: 720 тыс. руб.

4. Проводится конкурс
НМЦК — 1 млн руб.
На закупку подали заявки:

  • Товар из Киргизии. Цена = 920 тыс. руб.
  • Товар из Беларуси. Цена =900 тыс. руб.
  • Товар из России. Цена = 909 тыс. руб.

Если это конкурс, то в конкурсе применяется оценочная система, устанавливаются ценовые и неценовые критерии. Для ценового критерия используется оценка цены, расходов. В данном случае есть цена, следовательно, необходимо определиться, каким образом будет осуществляться оценка заявок для определения максимального количества баллов по цене.

Среди участников — страны ЕАЭС, значит, условия допуска не работают. Цена, по которой контракт заключен, будет определяться по наименьшей позиции. В данном случае — это товар Беларуси. Для цели оценки отнимать 15% не надо, потому что участники находятся в равных преференциальных условиях. Если бы среди участников был бы хотя бы один «иностранец», цены вычислялись бы с учетом преференций, ну а поскольку тут «иностранцев» нет, условия допуска не работают и остается исходить только из цены.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Топ‑3 вопроса, связанные с особенностями применения Приказа Минфина №126н
98 КБ

Как написать?

Самое важное – это изложение в письме всех важных условий относительно выполняемых обязательств. Иначе письмо не будет иметь никакого значения

Разберем наиболее часто используемые виды гарантийных писем.

Подробнее о составлении и написании гарантийного письма читайте здесь, а образец его заполнения вы найдете в этой статье.

Об отсрочке платежа поставщику

Это финансовая гарантия. Отправитель просит отсрочки платежа и обязуется произвести оплату в установленный срок за полученные товары (выполненные работы, предоставленные услуги).

Структура гарантийного письма об отсрочки платежа:

  1. Желательно использование фирменного бланка.
  2. Исходящий номер, дата.
  3. Наименование документа.
  4. Текст письма:
    • название составителя и получателя, с указанием юридических реквизитов (например, ООО «ААА» просит ОАО «А1» предоставить отсрочку платежа по (указать реквизиты документа, по которому возникло обязательство оплаты));
  5. можно (но не обязательно) указать причину, по которой невозможно произвести оплату в срок (например, оплату не имеем возможности произвести в установленный договором срок в связи с ….);
  6. денежная сумма, на которую просится отсрочка и дата, до которой оплата будет произведена (например, настоящим письмом гарантируем произвести оплату в размере …. до ДД.ММ.ГГГГ).
  7. ФИО, должность, подпись руководителя и бухгалтера.
  8. ФИО и контактные данные исполнителя.

О доставке

Отправитель обязуется поставить товар надлежащего качества в оговоренные договором сроки и согласованного количества.

Структура:

  1. Желательно использование фирменного бланка.
  2. Исходящий номер, дата.
  3. Наименование документа.
  4. Текст письма:
    • название поставщика и получателя с реквизитами;
  5. реквизиты документа, являющего основанием для поставки;
  6. можно указать наименование и количество гарантированного к поставке товара (например, 10 шт. планшетов Lenovo), если товарных позиций очень много, достаточно сделать ссылку на номер товарной накладной, приложив ее копию к письму;
  7. дата, до которой товар будет доставлен получателю.
  8. ФИО, должность и подпись руководителя и бухгалтера.
  9. ФИО и контактные данные исполнителя.

Когда необходимо предоставление документов о стране происхождения товаров?

В зависимости от вида закупаемого товара в соответствии с общероссийским классификатором продукции заказчики устанавливают требования к необходимым документам в составе заявки на участие в закупке.

Рассмотрим подробнее, когда и какие документы необходимо предоставить в составе заявки:

1. При закупке товаров, входящих в перечень Приказа Минфина России № 126н от 04.06.2018 г. (продукты питания, лекарства, компьютеры, бумага, мебель и др.), участники в заявке должны предоставить декларацию в свободной форме о стране происхождения.

2. При закупке товаров, входящих в перечень в соответствии с ПП РФ № 617 от 30.04.2020 г. (канцелярские товары, СИЗ и др.), подтверждением соответствия условиям допуска является предоставление в составе заявки информации (декларация в свободной форме) о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и информации о совокупном количестве баллов за выполнение, если это предусмотрено ПП РФ от 17.07.2015 г. № 719.

Важно: при исполнении контракта участник обязан предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции (если предложен к поставке российский товар, информация о котором включена в данный реестр) либо копию сертификата о происхождении товара (форма СТ-1 для участников, предложивших к поставке товар из ЕАЭС, кроме РФ). При этом информация о реестровой записи отдельного вида промышленного товара включается в контракт

3. При закупке товаров, входящих в перечень в соответствии с ПП РФ № 616 от 30.04.2020 г. (мебель, станки, одежда, обувь и др.), подтверждением соответствия является предоставление в составе заявки выписки из:

  • реестра российской промышленной продукции;
  • реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если предусмотрено ПП РФ от 17.07.2015 г. № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). 

4. При закупке программного обеспечения в соответствии с ПП РФ № 1236 от 16.11.2015 г. специальные документы не требуются, достаточно декларации в свободной форме. Подтверждением происхождения ПО является наличие в реестре российского программного обеспечения или реестре программного обеспечения ЕАЭС сведений о таких ПО. Правила формирования и ведения реестра, а также перечень документов, необходимых для внесения в него, устанавливаются ПП РФ № 1236 от 16.11.2015 г.

5. При закупке радиоэлектронной продукции в соответствии с ПП РФ № 878 от 10.07.2019 г. необходимо предоставить декларацию о нахождении продукции в реестре радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи. При этом для отдельных видов радиоэлектронной продукции (с кодами 27.31 и 27.32) в случае, если она произведена на территории ЕАЭС, необходим акт экспертизы по определению страны происхождения товара, выданный уполномоченным органом ЕАЭС, с указанием информации о наличии сведений об оптическом волокне, используемом при производстве такой радиоэлектронной продукции, в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ. Включение в реестр осуществляется по запросу в Минпромторг для подтверждения отечественного производства.

6. При закупке медицинских изделий в соответствии с ПП РФ № 102 от 05.02.2015 г. По перечню отдельных видов медицинских изделий участники подтверждают страну происхождения сертификатом СТ-1 (разовый, выданный участнику закупки, или годовой, выданный производителю). По перечню медицинских изделий одноразового применения участники подтверждают страну происхождения сертификатом СТ-1 (условия выдачи в соответствии с Приказом ТПП от 10.04.2015 № 29), или актом экспертизы ТПП, содержащим необходимую информацию о доле стоимости иностранных товаров (сырья), или аналогичным документом, выданным уполномоченным органом (организацией) государства — члена ЕАЭС в соответствии с показателями локализации собственного производства медицинских изделий, утвержденных ПП РФ № 102.

Обратите внимание! Информация, подаваемая участниками в заявке о стране происхождения, должна соответствовать действительности при поставке товара. При этом на этапе исполнения контракта замена страны происхождения не всегда возможна

Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 марта 2017 г. N Д28и-1509 Об указании участником закупки в заявке наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов

31 мая 2017

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. N 832 (далее — постановление N 832) установлено, что подтверждением страны происхождения товаров (пищевых продуктов), включенных в перечень, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом N 44-ФЗ наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в перечень. Наименование страны происхождения товаров (пищевых продуктов) указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Таким образом, согласно пункту 3 постановления N 832 указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом N 44-ФЗ наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов, включенных в указанный перечень, является подтверждением страны происхождения товаров (пищевых продуктов).

Постановлением N 832 не установлены требования к декларации о стране происхождения товаров. При этом полагаем, что декларация о стране происхождения товаров должна соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г

N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департаментаразвития контрактной системы М.В. Чемерисов

Какие органы могут его выдать?

Выдача отказных писем для прохождения таможенного контроля ранее являлась необходимой в связи с расхождениями в номенклатурах ОКП и ТН ВЭД.

Данной процедурой занимался Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС), который затем передал свои полномочия Министерству промышленной торговли. В 2010 году с выходом нового регламента «О прекращении выдачи разъяснений» Министерство промышленной торговли сняло с себя эту обязанность.

Сейчас в данной процедуре нет необходимости, за исключением спорных ситуаций. Выдачей ОП для таможни вновь занимается ВНИИС.

Оформлением отказных писем для осуществления торговли в настоящее время занимается огромное количество сертификационных центров, имеющих специальную лицензию на право такой деятельности.

Если товар российский лишь частично

Иногда бывает, что часть объекта закупки имеет российское происхождение, а часть — иностранное. Что будет, если включить такой товар в заявку? Опять же, все зависит от того, как реализован национальный режим для этого объекта закупки.

Если действует полный запрет на иностранные товары, то такую заявку отклонят.

Если для российского товара предусмотрена ценовая преференция, то дальнейшие действия заказчика зависят от типа процедуры и доли указанного в заявке российского товара:

  1. Если это аукцион:
    • доля российского товара больше 50% — в случае победы поставщику не снизят цену контракта на 15%;
    • доля российского товара меньше 50% — вся цена контракта будет снижена на 15%.
  2. Конкурс, запрос предложений и запрос котировок. Если доля российской продукции больше 50%, поставщику предоставляются преференции и применяется понижающий коэффициент ко всей заявке.

Пример. Товар А с ценой 10 рублей за единицу составляет 60% от объема заявки, а товар Б с ценой 30 рублей — 40%. Несмотря на большую долю в объеме, стоимостная часть товара А меньше, чем товара Б. Поэтому в данном случае преференция поставщику предоставляться не будет.

Поэтому для расчета доли того или иного товара в стоимости всей заявки необходимо указывать не только происхождение, но и цену каждой позиции.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 7 декабря 2015 г. N Д28и-3535 О правилах указания страны происхождения товаров в заявке при проведении закупок

16 марта 2016

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о представлении разъяснений положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) определение страны происхождения товаров производится в случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Также отмечаем, что для приобретения товарами статуса товаров Таможенного союза такие товары должны быть подвергнуты технологическим или производственным операциям, достаточным для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место.

Определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О единых правилах определения страны происхождения товаров» (далее — Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г.), а в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, — с Соглашением о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г. и главой 7 ТК ТС.

При необходимости определения страны происхождения товаров, происходящих с территории государства — члена Таможенного союза, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные в Соглашении Правительств государств — участников стран Содружества Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств».

Согласно пункту 5 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее — Договор о ЕАЭС) глава 7 «Страна происхождения товаров» ТК ТС применяется с учетом положений статьи 37 Договора о ЕАЭС. До вступления в силу правил определения происхождения товаров, устанавливаемых Евразийской экономической комиссией, применяется Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г.

При этом необходимо использовать Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ), утвержденный постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 N 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира», так как если названия страны приведено в заявке произвольно, то это может ввести комиссию в заблуждение, повлечь включение в контракт недостоверных сведений.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г

N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департаментаразвития контрактной системы М.В. Чемерисов

Как получить отказное письмо?

Право на получение ОП для торговли и предъявления в таможенные органы имеют только ИП и юридические лица. Физическое лицо, а также иностранные компании не могут быть получателями.

ОП, оформленное организацией, имеющей право на реализацию аналогичного товара, не имеет юридической силы.

Заявку о получении ОП можно составить как собственноручно, так и в электронном виде и подать в аккредитованную организацию, имеющую право на выдачу ОП. Бланк заявки и образец можно найти на официальном сайте аккредитованного учреждения или обратится туда лично.

Запрос на выдачу ОП должен содержать название фирмы или ИП, реквизиты (ИНН, ОГРН), сведения о продукции, а также цели ее использования на территории РФ.

При оформлении ОП для прохождения таможни к заявке следует приложить:

  • Код ТН ВЭД продукции.
  • Контракт с заказчиком.
  • Счет-фактура.
  • Подробное описание продукции и сфера ее применения.
  • Доверенность для представителя фирмы.

При оформлении ОП для осуществления торговли в заявке необходимо указать:

  • Код ОКП продукции (при наличии).
  • Подробное описание продукции и сфера ее применения.

Подтверждающие документы, которые предоставляют участники

Участники закупки подтверждают сведения о СПТ предоставлением определенных документов в составе заявки:

  1. Декларация о происхождении представляет собой заявление изготовителя, продавца или отправителя, сделанное в свободной форме.
  2. Сертификат о происхождении — это документ, однозначно свидетельствующий о СПТ и выданный уполномоченными органами или организациями этого государства или из которого вывезен продукт.
  3. Акт экспертизы — документ, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП РФ) в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
  4. Сертификат формы СТ-1, предусмотренный национальной системой преференций и национальным законодательством, который разработан ТПП РФ в соответствии с правилами определения места производства продукции, происходящих из СНГ. такой сертификат оформляется на основании акта первичной экспертизы, которую выполняют эксперты уполномоченной ТПП РФ. Годовые акты экспертизы для оформления сертификатов формы СТ-1 составляются сроком на один год на постоянную номенклатуру.

Сертификат происхождения товара: образец

К заполнению данного документа предъявляются определенные требования. Они установлены в п. 12 правил, утвержденных Советом глав правительств стран СНГ. Сертификат происхождения товара (СТ-1) заполняется следующим образом:

  1. Графа 1. В ней указываются наименование и почтовый адрес отправителя/экспортера. В данную строку может вписываться информация со свидетельства о госрегистрации компании. Если экспортер и отправитель являются разными организациями, необходимо указать, что первый действует в соответствии с «поручением» последнего.
  2. Графа 2. В ней указываются наименование и адрес получателя/импортера. Если ими являются разные субъекты, так же как и в первой строке, нужно указать, что первый действует по поручению второго.
  3. Графа 3. В этой строке указываются маршрут следования и транспортные средства (насколько эта информация доступна для оформителя).
  4. Графа 4. В ней указываются: номер документа, наименование государства, которое выдало данный сертификат происхождения товара и для которого он предназначается.
  5. Графа 5. В эту строку вносят служебные отметки государственных контрольных служб стран транзита/получения, экспорта товара. При необходимости могут указываться дополнительные сведения: «Дубликат», «Выдан впоследствии» и проч.
  6. Графа 6. В ней проставляется номер товара.
  7. В строке 7 указываются вид упаковки и число мест.
  8. Графа 8. В ней дается краткое описание товара: его коммерческое наименование и прочие сведения, по которым можно провести однозначную идентификацию продукции и сравнить с той, которая заявлена к оформлению.

Если для заполнения какой-либо графы места на лицевой стороне документа недостаточно, допускается использовать дополнительные листы. Записи на оборотной части бланка не допускаются. Дополнительные листы составляются в установленном порядке. Они должны иметь тот же порядковый номер, что и сам сертификат происхождения товара. Листы заверяются подписью и печатью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector