Личностные и профессиональные качества современного педагога: каким должен быть воспитатель детского сада?

Каким должен быть современный воспитатель? статья

«Каким должен быть современный воспитатель?»

В детском саду быть воспитателем очень и очень непросто. Воспитатель понимает, какая ответственность лежит на нем — от воспитателя зависит будущее ребёнка.

Детский сад – это второй дом для детей, здесь они проводят 10-12 часов в день. Главная задача воспитателя – развить в ребёнке личность, ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих; научить общаться и считаться с другими, уважать себя и других…

Но чтобы воспитать личность, нужно самому быть личностью.

1) Воспитатель должен очень много знать, владеть методикой дошкольного образования постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками; постоянно совершенствовать своё мастерство, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики; знать компьютер, уметь пользоваться Интернетом.

2) Воспитатель должен быть психологом, учитывать возрастные особенности детей, находить к ним индивидуальный подход, уважать их. Дети открыты для добра и красоты, не терпят несправедливости, говорят правду прямо в лицо!

3) Воспитатель должен быть творческой личностью, быть проводником для детей в мир сказки и фантазии, вызывать в детях восторг, любовь, нежность, удивление. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки из природного материала, из бумаги, из бутылочек и баночек, из крышек и коробочек и ещё много из чего!

4) Воспитатель должен любить детей, быть для них другом, с которым можно и поиграть, и посекретничать… Воспитатель помогает ребёнку в самом трудном и важном для него деле – наладить взаимоотношения с другими детьми, он должен стать тем человеком, с которым ребёнок захочет поделиться радостью или горем. 5) Воспитатель должен заботиться о здоровье детей, выполнять все режимные мероприятия; учить следить за своим внешним видом, приучать к самообслуживанию

5) Воспитатель должен заботиться о здоровье детей, выполнять все режимные мероприятия; учить следить за своим внешним видом, приучать к самообслуживанию.

6) Воспитатель должен уметь находить общий язык с родителями

Воспитатель должен со вниманием относиться к вопросам и пожеланиям родителей, быть с ними предельно вежливым и терпеливым (знать психологию взрослого человека, ведь родители все такие разные!). 7) Воспитатель должен быть: самостоятельным, старательным, дисциплинированным, трудолюбивым, ответственным

А также – быть обаятельным и привлекательным, красивым, аккуратным, соблюдать правила личной гигиены (ведь воспитатель является для детей образцом); не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора

7) Воспитатель должен быть: самостоятельным, старательным, дисциплинированным, трудолюбивым, ответственным. А также – быть обаятельным и привлекательным, красивым, аккуратным, соблюдать правила личной гигиены (ведь воспитатель является для детей образцом); не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора.

Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т.д

Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения

Современный воспитатель — это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

Необходимые качества современного воспитателя — терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями.

Общение с детьми — каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны.

Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

,

Воспитатель — профессия от Бога

Меня зовут Ильдейкина Анжелика Юрьевна, мне 27 лет, я живу в городе Пенза, работаю в МБДОУ № 37 «Ладушка» 4 года. И, знаете, я абсолютно счастлива от осознания того, что занимаюсь любимым делом, поэтому хочу познакомить вас с этой интересной деятельностью. Моя профессия называется воспитатель детского сада. Простыми словами, это человек, осуществляющий присмотр и уход за детьми во время занятости родителей.

Это я!

Вы спросите, зачем тогда человеку, просто присматривающему за ребенком «чтобы он не убился», получать специальное педагогическое образование, заканчивать институт и тд? Присмотр и уход – это общее описание. Воспитатель обязан обладать специальными знаниями, умениями, навыками, которые могут дать только в Педколледже и ПедВУЗе. Это и знание педагогики, детской психологии, и знание развивающих методик, ведь в детском саду так же проходят занятия, и специалисту нужно донести знания, необходимые в конкретном возрасте, понятным малышу языком.

Профессия воспитатель – очень творческая, креативная, для нее подходят люди эмоциональные, живые, с богатой фантазией, готовые творить «все из нечего», например, была старая драная книжка «Три медведя», красочные картинки вырезались, заламинировались скотчем, и получился, так любимый малышами, театр на фланелеграфе! Есть поговорка «Существуют 3 профессии от Бога: педагог, врач и судья». Действительно, в воспитатели «любой» пойти не может, это дело поистине нужно любить, отдаваться ему, и, даже, в какой-то степени жить им!

Объективность

Воспитатель должен уметь беспристрастно и справедливо оценивать ситуацию, избегать навешивания ярлыков, оценки личности и поведения человека. Для него недопустимы установки типа «с ним все ясно, ребенок из неблагополучной семьи».

Важно: некоторые люди утрачивают объективность со временем, поддаваясь эффекту стереотипизации. Нарабатывая опыт, они начинают «составлять каталог» ситуаций и людей: «Я уже работала с такими детьми, они все одинаковы»

Сохраняйте свежий взгляд, работайте над развитием своих личностных и профессиональных качеств, регулярно проходите программы повышения квалификации в своей сфере и общайтесь с коллегами из других ДОО.

История профессии

Первые воспитатели появились в античности и были рабами. Но полный спектр воспитательских функций они не выполняли. В их задачи входил присмотр за детьми.

После стало популярным обучение на дому. В царской России у детей каждой дворянской семьи с ранних лет были учителя или гувернеры. Когда образование в стране стало массовым, появились первые школы.

Но такое образование все так же могли получать не все, так как занятия в учебных учреждениях были платными.

Бесплатное дошкольное образование стало доступно абсолютно всем гражданам страны только в Советском Союзе. Потребность в детских садах есть и по сей день.

Туда принимают малышей с трех лет, но есть и ясельные группы, куда можно устроить ребенка до достижения трехлетнего возраста. Воспитатели, которые платно занимаются с детьми на дому, тоже пользуются спросом.

Личностные характеристики

Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя.

Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.

Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.

Трудолюбие

Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие.

Позитивный настрой

Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.

Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной

Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на­выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

Где можно пройти обучение?

АНО ДПО «ВГАППССС» проводит обучение специалистов дошкольного образования по программам профессиональной переподготовки. Для поступления на них нужно иметь диплом любого вуза, колледжа или техникума. У нас есть программы с присвоением как одной, так и двух квалификаций – например, квалификации воспитателя и учителя начальных классов.

Тем, кто хочет отучиться на воспитателя с нуля и не имеет никакой педагогической подготовки, подойдет программа:

Педагогическая деятельность в области воспитания и социализации обучающихся и воспитанников

620 часов (6 мес.)

Квалификация: Воспитатель

17100 руб. 9520 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Она охватывает все аспекты работы специалиста ДОУ. Сначала вы изучите общепрофессиональные дисциплины: общую педагогику, психологию развития ребенка, теорию и методику воспитания, основы специальной педагогики. А уже затем будете знакомиться с более узкими темами, например, психологией общения с детьми, порядком разработки и методикой организации досуговой деятельности воспитанников ДОУ.

Подытоживая все вышесказанное, можем сделать вывод, что для работы воспитателем нужно не только любить детей, но и быть аккуратным, терпеливым и ответственным человеком, уметь планировать свою деятельность, стремится к постоянному развитию в профессии. Если у вас есть все эти качества, не упускайте возможность получить востребованную профессию на дистанционных* курсах профпереподготовки.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

О психологических качествах воспитателя

К ним относятся:

Педагогический такт. Это умение спокойно, с достоинством держать себя в общении с детьми и их родителями или опекунами, определять меру влияния на воспитанников, находить подход к каждому из них.
Креативность. Дошкольники быстро начинают скучать, если в занятиях или играх нет изюминки. На старте карьеры воспитатель полагается на чужие методики и приемы, которые помогают сделать игры и занятия увлекательными для детей. Но со временем педагог развивает креативность и начинает придумывать что-то свое.
Педагогический оптимизм. Не все дети быстро и успешно проходят программу, не все одинаково умные, физически развитые, талантливые. Педагогический оптимизм — это когда вы не только принимаете ребенка таким, какой он есть, но и искренне верите в него, поддерживаете, помогаете ему развить способности, пусть даже на это дошкольник потратит больше сил и времени, чем его сверстники.
Эмпатия

Важно уметь сопереживать детям и их родителям, относиться без осуждения, слушать и слышать других людей.
Педагогический долг. Воспитатель должен осознавать свою ответственность перед детьми и их родителями, придерживаться принципов «помоги» и «не навреди».

Психологические качества воспитателя можно и нужно развивать. Например, чтобы развить педагогический такт:

  • Не торопитесь с выводами. Не оценивайте людей по их внешнему виду, семье или по отзывам других педагогов. Каждый раз, когда вы чувствуете, что начинаете навешивать ярлыки («этот ребенок трудный, а значит, именно он начал драку», «ребенок из неблагополучной семьи, они всегда одинаковы», «эти родители постоянно опаздывают, они не любят своего ребенка»), останавливайте себя.
  • Учитесь сдерживаться. Освойте простейшие техники борьбы с гневом: медленное глубокое дыхание, концентрация на дыхании или сердцебиении, сжимание и сильное напряжение пальцев ног (если вы будете сжимать кулаки, это могут воспринять как угрозу). Анализируйте каждую ситуацию, которая выводит вас из себя, и учитесь находить спусковые крючки — слова, поведение, поступки, которые вас злят. Как только заметите спусковой крючок, успокаивайте себя, не позволяя гневу захватить вас.
  • Отделяйте себя от своих действий. Анализировать свои поступки можно и нужно, но приравнивать «я ошибся» к «я — плохой человек» неправильно, это абсолютно разные вещи. Любые замечания воспринимайте как желание помочь вам в саморазвитии: в следующий раз вы учтете опыт, поступите иначе и станете еще более сильным педагогом.
  • Хвалите при всех, ругайте наедине.
  • Не уходите в крайности — ни попустительство, ни чрезмерная строгость не помогут в воспитании и обучении детей. Будьте последовательны: дети должны понимать, как вы отреагируете на их поступок, и знать, что реакция всегда будет одинакова.

Если вы только начинаете работать в детском саду и чувствуете, что вам не хватает перечисленных черт — не переживайте, это обычная ситуация. Продолжайте развивать мастерство.

Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

144 часа (1 мес.)

4100 руб. 2547 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Арт-терапевтические техники в работе со страхами детей дошкольного возраста

108 часов (1.5 мес.)

6900 руб. 4993 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС ДО

108 часов (1.5 мес.)

6900 руб. 2650 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

О социальных качествах воспитателя

Педагог должен быть вежлив и тактичен, притом в общении не только с детьми, но также с родителями, коллегами в ДОО. Всегда думайте, прежде чем говорить, особенно если дело касается тонких моментов — например, развития ребенка.

Необходимое качество — коммуникабельность, ведь воспитателю приходится очень много общаться в течение всего рабочего дня.

Наконец, у педагога должна быть грамотная речь и большой словарный запас. Дети быстро перенимают манеру общения взрослых, им нужно подавать хороший пример.

Организация процесса взаимодействия воспитателя с родителями (лицами их заменяющими) в условиях реализации ФГОС ДО

108 часов (1 мес.)

4500 руб. 2261 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Технологии педагогического сотрудничества воспитателя с детьми в совместной деятельности как основные способы реализации ФГОС ДО

108 часов (1 мес.)

4500 руб. 2451 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Организация совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО

108 часов (1.5 мес.)

7400 руб. 3908 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Как подружиться с педагогом ребенка?

1. Не следует предъявлять претензии с самого первого дня. Если ребенку не оказали должного внимания, спокойно обсудите это с педагогом и попросите, чтобы в первое время ребенку помогали, так как он еще не адаптировался к новым условиям.

2. Проявляйте уважение к сотрудникам детского садика, будьте приветливыми, интересуйтесь проблемами учреждения и по возможности оказывайте помощь.

3. Ежедневно спрашивайте воспитателя о поведении ребенка, все ли он кушал, с кем играл, быстро ли уснул.  Благодаря этому воспитатель будет более внимательно относиться к ребенку. К тому же персонал будет воспринимать вас, как ответственного и заботливого родителя.

Сколько получают воспитатели в России

Средняя зарплата специалистов в России составляет порядка 22 тыс. рублей в год. Лидерство по этому показателю традиционно удерживают Москва (средняя зарплата 29 тыс. рублей), Санкт-Петербург (27 тыс. рублей) и Екатеринбург (26 тыс. рублей). Самые низкие зарплаты в регионах составляют порядка 11 тыс. рублей. Меньше всего, согласно статистике, получают специалисты из отдаленных сел и деревень.

Размер заработной платы во многом зависит от квалификации и опыта, а также от места работы. Так сотрудники государственных учреждений обычно получают меньше, чем специалисты, трудоустроенные в частных компаниях. Однако разница часто компенсируется льготами и другими привилегиями от государства. Что же касается перспектив карьерного роста, то они существуют: рядовая «нянечка» со временем может стать заведующей тем же детским садом, директором интерната и так далее.

Резюме

Я выбрала профессию воспитатель – что делать дальше? Удостовериться в правильности выбора. Мало просто любить детей – вы должны быть готовы развивать их и помогать им. Вы не должны бояться коммуникации с «трудными детьми», вас не должен пугать груз ответственности. Если вы готовы взять на себя ответственность за будущее ребенка, если вы не боитесь давления, готовы много учиться и постоянно повышать квалификацию – эта профессия будет идеальным решением.

Разработка плана

Старший воспитатель обязан разрабатывать план работы и график дня для малышей. Причем желательно согласовывать его с родителями. Например, на первом родительском собрании, которое, как правило, проводится до начала учебного года. При всем этом приходится учитывать особенности поведения каждого малыша и развитие детей. И уже в соответствии с полученными данными продумывать эффективный план. Иными словами, он должен учитывать индивидуальные особенности.

На деле же получается немного другая ситуация. Планы занятий с подробными инструкциями чаще всего скачиваются из интернета, немного редактируются (обычно редактированию подвергаются название и адрес садика, а также инициалы воспитателя-«разработчика») и преподносятся родителям. Те, в свою очередь, со всем соглашаются. А ведь в должностные обязанности воспитателя входит разработка правильного и эффективного графика действий на весь учебный год! И, как правило, такие планы не поддаются редактированию.

В действительности это очень удобно — позаимствовать чьи-то разработки. Только вот дети все разные. И им необходим сугубо индивидуальный подход. Кто-то развивается быстрее — им нужны занятия посложнее (лучше давать каждому что-то свое), а кто-то медленнее

Таким малышам придется уделять отдельное внимание. Хороший педагог должен учитывать эти особенности и подстраивать уже готовый план под детей

Или же разрабатывать его самостоятельно.

Обязанности воспитателя

Морально-этические

В основе всех законов и актов, затрагивающих эту тему, лежат требования Международной Конвенции по правам ребенка.

В соответствии с этими требованиями, воспитатель ДОУ обязан:

  • видеть в ребенке личность и уважать ее, вне зависимости от его социальных, физико-психологических, религиозных, национальных и других особенностей.
  • Приложить все усилия для максимально возможного раскрытия личности ребенка, его таланта, способностей.
  • Придерживаться нравственно-этических норм поведения в своей работе.
  • Обеспечить защиту и укрепление здоровья ребенка, в том числе, психологического.
  • Создавать комфортную атмосферу для дошкольников. Формирование позитивных, доброжелательных отношений внутри детского коллектива и с персоналом. Обучать, в том числе на личном примере, уважительному отношению ко всем людям, терпимости.
  • Формировать у детей понимание социальной культуры и норм социального взаимодействия. Именно на этом жизненном этапе развиваются коммуникативные навыки детей, активно идет процесс социализации.
  • Развивать и поддерживать в детях интерес к познанию окружающего мира, формировать активную гражданскую и жизненную позицию. Воспитатель обязан всегда поддерживать инициативу ребенка, если она направлена на получение нового положительного опыта.

Обязанности в учебно-просветительской работе

Федеральные документы определяют общие требования к организации учебно-воспитательного процесса, на основании которых ДОУ разрабатывает свои локальные акты, определяющие учебную деятельность воспитателя. Возможны незначительные отличия, обусловленные спецификой заведения, но в целом, обязанности воспитателя остаются в соответствии с ФГОС.

Таким образом в обязанности воспитателя в ДОУ по ФГОС входят:

  • Непосредственное и активное участие работе по разработке программ для образования, соответствующих требованиям ФГОС и санитарным требованиям.
  • Проводить процесс обучения, основанный на индивидуальном общении с каждым дошкольником, с учетом его способностей и характера. При необходимости и по согласовании с родителями организовать психологическую диагностику при содействии квалифицированных специалистов. Результаты могут использоваться для коррекции развития, если есть для этого показатели.
  • Контролировать работу всех остальных педагогов с детьми.
  • Проводить педагогический мониторинг, с целью определить, как воспринимается программа, есть ли моменты, над которыми еще надо провести дополнительную работу.
  • Корректировать свой план работы на основании мониторинга.
  • Тщательно следовать в своей работе рекомендациям узких специалистов (логопеда, детского психолога, дефектолога).
  • Психологически подготовить воспитанников к школе.
  • Своевременно доводить до родителей информацию, касающуюся процесса обучения, здоровья, поведения ребенка.

Обязанности по развитию своих компетенций

Законодательно определены минимальные требования к качеству образования воспитателя ДОУ, обязательные знания и навыки. Работа педагога предполагает их постоянное развитие и совершенствование.

Поэтому в обязанности воспитателя входит:

  • постоянно повышать свой профессиональный уровень,
  • участие в периодической аттестации для подтверждения своей квалификации,
  • проходить обучение и аттестацию на знание требований по охране труда,
  • участие в курсах, повышающих квалификацию.
  • Дополнительно к обязанностям старшего воспитателя ДОУ относится помощь в повышении профессионализма и компетенций у остального персонала.

Это основные обязанности воспитателей, регламентирующие их ежедневную работу. Более детально все прописано в Уставе дошкольного учреждения и инструкции к должности.

Плюсы и минусы

Плюсы

Работа с детьми и получение от них ярких и искренних эмоций;
Отсутствие офисного режима и скучного коллектива;
Отсутствие задержек после трудового дня;
Нет строго контроля, касаемого поведения сотрудника. Речь идёт о «нельзя лишний раз присесть» или «нет возможности пообедать»

Всё это доступно воспитателям;
Погружение в детство;
Повышается чувство собственной важности для детей.

Минусы

  • Не подойдёт для людей со слабой нервной системой;
  • Не большая заработная плата;
  • Иногда приходится работать с трудными детьми, которые практически не поддаются обучению;
  • Огромная ответственность.

Завтрак, обед, полдник, ужин

Еще до завтрака к основному воспитателю присоединяется младший: он следит за чистотой в группе, помогает раскладывать еду по тарелкам, расставляет стаканы, тарелки, раскладывает столовые приборы и пр. Пока накрывают на столы, нужно проследить, чтобы все дети помыли руки.

Приемы пищи проходят по-разному в зависимости от возраста детей:

  • Воспитатель ясельной группы помогает докармливать малышей, ребята 2-3 лет и старше уже могут есть сами.
  • Дети 2-4 лет часто едят неаккуратно, жуют с открытым ртом, им трудно пользоваться столовыми приборами. Будьте терпеливы, учите соблюдать порядок за столом.
  • Детей 4-6 лет пора учить есть тихо, убирать за собой, сидеть прямо.

Не всегда дошкольники ведут себя спокойно во время еды. Иногда начинает капризничать один, а остальные подхватывают — не нравится каша, хотим сладкого, будем есть руками. Дадим совет: проявляйте фантазию, и дети будут слушаться вас, увлеченно ждать, что еще интересного вы придумаете. Это работает в том числе во время еды. Приемы, методики, игры, которые помогут добиться дисциплины в группе, вы освоите, когда будете учиться на воспитателя.

Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

144 часа (1 мес.)

4100 руб. 2547 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО

340 часов (3 мес.)

Дисциплины: Специальные

Подходит для действующих специалистов

12500 руб. 6470 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях реализации ФГОС

620 часов (5 мес.)

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

17400 руб. 10173 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector