Прием на работу бывшего госслужащего: трудности оформления

Нюансы трудоустройства бывшего государственного служащего

Особенности их трудоустройства заключаются в том, что даже после увольнения из госучреждений на граждан распространяются определённые правила и ограничения.

Всё, что касается работников, выполнявших должностные обязанности в органах государственной власти, контролируется законом. Например, в Трудовом Кодексе есть статья № 64.1, возлагающая обязанность нанимателя высылать уведомление, фиксирующее приём на работу бывшего госслужащего на предыдущее место работы.

Также статья предусматривает оповещение и самого претендента на вакансию. Это правило действует на протяжении 2 лет после увольнения работника из соответствующей структуры.

Этот момент оговаривается в связи с тем, что специалист, после ухода с должности, может обладать некоторыми сведениями, полученными во время работы.

Также есть ограничения по выбору предприятий для получения работы. В статье 64.1 в части 1 Трудового Кодекса РФ указано, что гражданин может оформиться на работу в учреждение, сотрудничающее с госструктурами, только если специальная комиссия разрешит данные действия. При наличии конфликта между учреждениями трудоустройство будет запрещено, поскольку каждая из организаций обладает сведениями, могущими представлять интерес.

В статье 17 федерального закона под номером 273 говорится, что приём на новую работу госслужащего возможен, если ранее этот специалист сотрудничал с данной конторой, его оклад не будет превышать 100000 р/мес. Когда соискателю предлагают заработную плату выше, чем положено, то тогда требуется положительный ответ от сформированной комиссии. Это группа людей действует согласно Указу президента под номером 821.

Потому в статье 12 того же федерального закона введена обязанность предупреждать о том, что проводится приём на новую работу бывшего муниципального служащего или трудившегося на государственных учреждениях. Это требование соблюдается на протяжении двухлетнего срока с момента получения заполненной трудовой книжки на руки.

Составленные трудовые договоры и гражданско-правовые соглашения проверяются специально созданной комиссией. Она призвана выявлять возможные коррупционные схемы, когда сотрудник устраивается на предприятие, некогда сотрудничавшее с госструктурой или продолжающее деловые отношения.

Однако не все государственные работники имеют доступ к сведениям, составляющим тайну. Потому накладывать ограничения на всех неправильно. В федеральном законе под номером 273 содержится список должностей, подлежащих строгому контролю со стороны госструктур. Перечень занимаемых постов утверждён президентом страны в указе под номером 557:

  • те, кто находился на руководящих постах в структурах исполнительной власти;
  • должности руководителей в военном ведомстве;
  • сотрудники, выполнявшие обязанности, связанные с организационно-распорядительной деятельностью;
  • выполнявшие функции административно-хозяйственного характера;
  • в состав должностных обязанностей входил контроль и надзор за деятельностью других;
  • сотрудники, связанные с бюджетными денежными средствами;
  • управляющими имуществом, принадлежавшим государству;
  • работники лицензионных и разрешительных органов;
  • распределяющие материально-технические ресурсы.

Перечисленные должности находятся под строгим контролем. Сотрудники, выполнявшие указанные обязанности, не могут свободно устраиваться на работу, необходимо разрешение специальной государственной комиссии.

Судебная практика

В настоящий момент ФЗ №273 работает уже более 5 лет, поэтому за это время уже можно проследить некую тенденцию простых и сложных дел в данной сфере.

Простыми, конечно, являются случаи, когда уличают в нарушении законодательства государственных служащих, которые не оспаривают своей вины.

Учитывая жесткость требований к государственным служащим не только в период их работы, но и после увольнения, нарушать закон о борьбе с коррупцией не стоит. Ведь как показывает практика, подобные действия всегда подлежат наказанию, независимо от того, что явилось причиной халатность или банальная невнимательность, которая может стоит предприятия достаточно дорого.

СУТЬ ВОПРОСА

Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.

Аналогичное требование содержит п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). При этом требования Трудового кодекса РФ расширяются: уведомлять надо и о заключении гражданско-правовых договоров, если выплаты по ним превышают 100 000 руб. в месяц.

Обратите внимание, что ни срок трудового договора, ни размер ежемесячной заработной платы в данном случае значения не имеют. Не оговаривается даже, идет ли речь об основной работе или о работе по совместительству

Формально, даже если организация принимает такого работника на один час в месяц с оплатой 1000 руб., нужно сообщать о факте заключения трудового договора. В отношении же гражданско-правовых договоров действует условие о минимальном пороге оплаты. Это выглядит несколько странно.

Законодатель, устанавливая данные требования, по сути возложил на работодателя контрольную функцию за бывшими служащими. Ведь эти требования дублируют требования о получении бывшим служащим в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов разрешения на работу1.

Как принять на работу нового сотрудника, если он бывший госслужащий?

Если бывший госслужащий в течение 2 лет после увольнения с государственной службы устраивается на работу, он должен известить своего нового работодателя о бывшем месте работы. Такая обязанность установлена законодательно, прописана в ст. 12 Закона № 273-ФЗ и в ст. 64 ТК РФ.

Если новый сотрудник не сообщил ничего, новое руководство может посмотреть сведения из записей в трудовой книжке.

Поэтому сотрудник отдела кадров обязан оповестить новое руководство о том, что на работу оформляется бывший работник госструктур. Чтобы точно удостовериться в возникшей обязанности по уведомлению бывшего работодателя, начальству необходимо:

  1. изучить информацию в справочных системах — она доступна при своевременном обновлении программного обеспечения на компьютерах, которыми пользуются работники кадровой службы для правильного ведения кадрового учёта;
  2. ознакомиться с официальным сайтом органа госвласти, в котором ранее трудился новый соискатель;
  3. сделать письменный запрос в этот орган.

Уведомление оформляется по установленной форме. Направить его нужно в течение 10 дней после оформления нового работника. Обязанность по оповещению появляется во всех случаях трудоустройства:

  • при заключении трудового договора;
  • при оформлении по совместительству — уведомлять нужно только при оформлении внешнего совместительства;

  • при заключении гражданско-правового договора с целью выполнения определённого перечня работ — обязанность по направлению уведомления появляется в том случае, если сумма месячной платы за труд будет превышать 100 тысяч рублей.

Оповещение бывшего работодателя необходимо для соблюдения норм действующего законодательства по борьбе с коррупцией. Если с момента увольнения с госслужбы прошло более 2 лет, но никого уведомлять нет необходимости.

Порядок трудоустройства госслужащего

Так как государственный служащий принадлежит к особой категории работников в нашей стране, в отношении процедуры его трудоустройства действующими нормами были установлены некоторые дополнительные требования.

Основная процедура приема на работу осуществляется в стандартном порядке, однако здесь должна быть применена дополнительная статья ТК РФ — №64.1. Главным правилом этой статьи будет являться тот факт, что во время трудоустройства такого сотрудника между конкретной компанией, на службу в которую он поступает, и самим государством не должно возникнуть никаких конфликтов и нарушения интересов сторон.

Что же касается самой процедуры, она будет включать в себя следующие стандартные этапы:

  1. Составление заинтересованным лицом письменного заявления. Документ формируется в свободной форме, на имя будущего начальника. Государственный служащий обязательно должен указать в своем заявлении тот факт, что у него действительно имеются намерения по официальному трудоустройству в данную организацию.
  2. Предварительный сбор и последующее предоставление всех документов в отдел кадров. Полный перечень требуемых бумаг устанавливается соответствующими положениями трудового законодательства. К основным документам можно отнести следующие: документ об имеющемся у лица образовании, паспорт для подтверждения личного государственного служащего, а также его трудовая книжка, в которую будет внесена обязательная запись о трудоустройстве.
  3. Подписание сторонами официального трудового договора. Данный документ может быть составлен в свободной форме. Главное, чтобы в договор были включены абсолютно все важные сведения относительно будущей профессиональной деятельности человека. Например, в документ вносится информация относительно точного размера заработка, а также данные об установленном в организации режиме работы, о порядке исполнения служащими их профессиональных обязательств и т.д.
  4. Издание работодателем приказа о трудоустройстве. Основанием для составления данного распоряжения выступает личное заявление, которое ранее было составлено будущим сотрудником. В приказ должны быть включены следующие данные: сведения о сотруднике, наименование должности, на которую он принимается, информация относительно размера его будущего заработка и т.д. Помимо этого, в приказе обязательно должна содержаться конкретная дата, в которую он вступит в свою законную силу.
  5. Оформление различных документов, включая заведение личного дела на нового сотрудника. Все эти бумаги формируются в отделе кадров. К основным документам можно также отнести учетную карточку физического лица, в которую помещаются все важные сведения о сотруднике.

Кого работодатель должен уведомлять о принятии бывшего государственного служащего?

Действующее законодательство содержит предписание, накладывающее на работодателей всех организационных форм и не зависимо от формы собственности обязательство по уведомлению государственных органов при приеме на работу граждан, занимающих ранее в указанных органах определенные законом должности.

Указанное положение обусловлено спецификой деятельности, которой занимался бывший госслужащий и направлено на борьбу и противодействие коррупционным деяниям, а также на предотвращение разглашения секретной и важной государственной информации, которая стала известна бывшему госслужащему в процессе его работы на определенной должности в муниципальных органах или органах гос власти (статья 64 Трудового кодекса России и Федеральный Закон № 273). Перечень должностей, по которым следует осуществлять уведомление, предоставляется различными законодательными актами

Перечень должностей, по которым следует осуществлять уведомление, предоставляется различными законодательными актами.

Следует учитывать, что исполнение указанного предписания обязательно не только при подписании с бывшим госслужащим трудового договора на новом месте работы, но и заключение договора гражданско-правового характера.

Во втором случае уведомление должно иметь место, если договор предусматривает оплату работ, выполненных бывшим госслужащим, стоимость не менее 100 тысяч российских рублей за трудовой месяц или если работы длятся менее месяца, но заработок исполнителя будет превышать 100 тысяч рублей.

Уведомление следует составлять работодателю принимающего предприятия на имя руководителя государственного органа, в котором ранее работал бывший госслужащий.

Как оформить сообщение?

Законодатель, несмотря на закрепление обязательства уведомления о принятии на работу гражданина, ранее занимающего определенную должность на государственной службе, не предоставляет единой унифицированной формы письменного уведомления о таком трудоустройстве.

Информирование осуществляется в письменной свободной форме.

В уведомлении указывается общая информация о самом бывшем госслужащем (фамилия, имя отчество, место проживания, место регистрации, дата и место рождения).

Данные о ранее выполняемой работе (наименование государственного органа, в котором он занимал определенную должность, отнесенную к государственной службе, название должности, срок пребывания на службе).

Данные о трудовом договоре, на основании которого конкретный работник исполняет свои трудовые обязанности у действующего работодателя (с указанием реквизитов приказа о зачислении в штат сотрудников), а также полное наименование предприятия, на которое трудоустроился бывший государственный служащий.

Что такое муниципальная служба

Понятие муниципальной службы (далее — МС) сформулировано в п. 1 ст. 2 закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

В системе МС выделяются муниципальные должности. Через работников на этих должностях непосредственно осуществляют свои полномочия муниципальные органы. Как указано в п. 2 ст. 1 закона № 25-ФЗ, лица, замещающие эти должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены постоянных избирательных комиссий), муниципальными служащими не являются.

Более подробно о муниципальных должностях и сотрудниках на бюджете читайте в системе КонсультантПлюс. Воспользоваться поиском по системе можно, подключив бесплатный пробный доступ.

Классификация должностей МС закрепляется в муниципальных правовых актах в соответствии с реестрами должностей муниципальной службы в субъектах РФ (ст. 7 закона № 25-ФЗ). Обычно должности МС отражаются в уставе муниципального образования.

Обратите внимание! К муниципальным служащим не относятся сотрудники органов местного самоуправления, занимающиеся технической и хозяйственной работой (уборщицы, ремонтники и т. д.). Также нельзя отнести к муниципальным служащим работников муниципальных учреждений: школ, детских садов, поликлиник, муниципальных предприятий и пр., поскольку данные организации не входят в систему органов местного самоуправления

Условия приема на работу муниципального служащего

Муниципальная служебная деятельность отличается от обычной трудовой в первую очередь своим общесоциальным значением и публичным характером. В связи с этим действующим законодательством предусматриваются особые требования к лицам, поступающим на МС. Так, в п. 1 ст. 16 закона № 25-ФЗ указано, что претендовать на должность МС может гражданин:

  • От 18 до 65 лет (п. 2 ст. 13 закона № 25-ФЗ).
  • Свободно владеющий государственным языком России.
  • Соответствующий квалификационным требованиям, предусмотренным для должностей МС. Требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам устанавливаются региональным законодательством (например, закон МО «О муниципальной службе в Московской области» от 24.07.2007 № 137/2007-ОЗ).

Подробно данная тема рассмотрена в статье «Как поступить на муниципальную службу».

Важно, чтобы у соискателя отсутствовали обстоятельства, препятствующие прохождению МС. Они перечислены в ст

13 закона № 25-ФЗ (нажмите на выделенный фрагмент и переходите в полный текст документ в системе КонсультантПлюс или подключите бесплатный 2-хдневный доступ к этой системе):

Особенности

При заключении трудового договора с человеком, который ранее числился работником государственной службы, и с момента его увольнение прошло не больше 2 лет, новый руководитель обязан уведомить об этом бывшего работодателя человека.

На законодательном уровне закреплен перечень должностей, для которых необходимо составление уведомления. Руководитель может убедиться в наличии необходимости отправки документа на старое место работы сотрудника.

Для этого необходимо:

Стоит учесть, что новый сотрудник сообщает работодателю о том, что ранее был госслужащим, а также назвает должность, с которой был уволен. Данная информация может быть представлена в устной форме, так как подробная информация будет отражена в трудовой книжке.

Если работник проигнорировал данное требование, то в соответствие со ст. 84 ТК России, руководитель обязан незамедлительно расторгнуть договор найма, основываясь на ст.77 ТК РФ.

Трудовой договор с бывшим госслужащим

Если с бывшим госслужащим был заключен не трудовой договор, а договор подряда, то высылать уведомление нужно только в том случае если сумма договора превышает порог в 100 тыс. руб.

Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими рассмотрены в ст. 64.1 ТК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Трудовой договор с бывшим госслужащим заключается на общих основаниях, но работодатель обязан об этом письменно уведомить представителя (нанимателя) по последнему месту государственной службы гражданина.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Принимая на работу бывшего госслужащего, занимавшего должность из утвержденного Правительством РФ списка, работодатель обязан об этом письменно уведомить последнее место государственной службы гражданина.

2. Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе.

3. Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

4. Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, ее могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.

5. Кроме того, КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего.

При этом есть ряд законодательных актов, детально описывающих необходимость и процедуру такого уведомления:

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Статья 12 налагает на гражданина, имевшего в послужном списке опыт работы на государственной или муниципальной службе, ограничения. Здесь же содержится требование к новому работодателю сообщить о заключении трудового договора с экс-госслужащим по месту его прежней работы.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этом законе содержится определение государственной гражданской службы, а так же описан порядок поступления гражданина на государственную службу и основания его увольнения.
Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»

Постановление важно для работодателя, поскольку утверждает перечень информации, которую новый работодатель обязан сообщить по месту прежней работы госслужащего.
Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» возлагает обязанность на граждан, уволенных с должностей государственной службы, сообщать новому работодателю о таких фактах в течение 2-летнего срока с момента увольнения с государственной службы.
Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Этим документом утвержден перечень должностей государственных служащих, прием на работу которых осуществляется с учетом положений ст

64.1 ТК РФ.

3.1. В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ работодатель вправе требовать от лица, поступающего на работу, следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку (за исключением случаев, когда работник поступает на работу на условиях совместительства);
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
  • справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию). Примечание  3.

а) все фамилии, которыми это лицо пользовалось, с указанием периода времени, приходящегося на каждую фамилию (при наличии);

б) род занятий в периоды, которые не подтверждены записями в трудовой книжке (при наличии). Примечание  4.

Особенности приема на работу бывшего госслужащего

Многие работодатели, во время принятия на ту или иную должность бывшего госслужащего, не отдают данной процедуре должного внимания. Однако необходимо отметить, что такое поведение является напрасным. Дело в том, что сам факт трудоустройства бывшего госслужащего накладывает на его нового работодателя определенные обязательства. Главным из них будет являться следующее: подготовка и направление официального уведомления о приеме на предыдущее место работы государственного служащего. Данное правило будет действовать в том случае, если после увольнения физического лица с государственной службы прошло не более двух лет, либо по причине иных обстоятельств:

  1. Гражданин в своем прошлом занимал особую должность, которая входит в специальный перечень должностей, утвержденных Правительством РФ.
  2. Ранее сотрудник трудился в должности государственного служащего, однако теперь желает заключить с новым работодателем обычный трудовой или гражданско-правовой договор.
  3. Новый сотрудник добровольно сообщил своему работодателю о том, что он ранее занимал должность государственного служащего в том или ином учреждении.
  4. Оплата труда сотрудника на старом месте работы составляла более 100 000 рублей. Данный факт может быть подтвержден в документальном порядке. Для этого сотрудник может представить своему работодателю соответствующую справку о размере заработка.

Следует отметить, что все вышеуказанные правила все равно будут аннулированы, если период с увольнения из государственной организации составит два или более года

Отдельное внимание новому работодателю нужно будет обратить и на некоторые дополнительные правила. В частности, действующими нормами достаточно строго ограничиваются максимальные сроки, в которые директор должен подготовить официальное уведомление

В соответствии с этими правилами, уведомление должно быть составлено в течение 10 календарных дней после принятия бывшего государственного служащего на ту или иную должность

Такие строгие правила были установлены с одной важной целью – для максимального снижения вероятности коррупции

Порядок рассмотрения обращения о согласии на трудоустройство.

Форма уведомления не установлена законодательством. Вероятно, предусмотрена возможность представления уведомления в устной форме, но доказать, что работодатель выполнил обязательства, будет сложно. Оптимальным вариантом направления сведений служит письменная форма. Для направления уведомления потребуется:

  1. Использовать фирменный бланк предприятия с необходимыми реквизитами.
  2. Подтвердить сведения подписью и печатью предприятия.
  3. Направить в адрес организации государственной или муниципальной структуры письмо с представителем либо почтой с обеспечением гарантированной доставки.
  4. Соблюсти десятидневный срок направления уведомления.

Работодатель должен иметь доказательства получения уведомления адресатом. При доставке представителем необходимо получить отметку о получении. Почтовое отправление потребуется сопроводить уведомлением о вручении.

Прежде всего отметим, что поступившее в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работ на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы рассматривается:

  • комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов – в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы;
  • аттестационными комиссиями – в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы иных видов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector