Федеральный закон «о прокуратуре российской федерации» от 17.01.1992 n 2202-1 (ред. от 30.12.2020)

Основные положения и содержание закона

Сама система контроля за соблюдением законности также нуждается в строгой регламентации и инспектировании. Именно с этой целью и был подготовлен ФЗ № 2202-1.

Прокуратура РФ: определение понятия

Прокурорские полномочия, устройство и регламент работы этих органов предопределяются федеральным законом «О прокуратуре». В России существует несколько «подвидов» госслужбы в этой структуре:

  • федеральная военная;
  • гражданская;
  • правоохранительная.

Важно: это военизированная организация, сотрудники которой имеют право носить оружие.

Важные статьи Федерального закона № 2202-1

  1. Статья 21 — обозначает права человека (конституционные и международные) как предмет контроля. Здесь же указывается и предельный срок прокурорской проверки — он не может превышать одного месяца (30 календарных дней);
  2. В статье 22 полностью раскрыты полномочия прокурора: право вести допросы гражданских и юридических лиц, требовать предъявления любой документации, возможность беспрепятственно посещать любые учреждения и их служебные помещения, и прочее;
  3. Статья 35 детально поясняет полномочия прокуроров во время проведения судебных разбирательств;
  4. Статья 40 содержит описание регламента службы в этой структуре и важные ссылки на ТК РФ, а также устанавливает принадлежность сотрудников организации к государственным служащим.

То есть ФЗ 2202-1 упорядочивает юридические и социальные права граждан, возникающие в процессе выполнения прокурорами своих задач.

Текст закона

2202-1

  • общие положения (статьи 1-10);
  • устройство системы и организация ведомства (11-20);
  • выполнение надзорной функции (21-34);
  • участие в судебных процессах (35-39);
  • специфика службы (40-45);
  • о военной прокуратуре (46-50);
  • другие вопросы, касающиеся деятельности (51-54).

В разделе приложений рассматриваются нюансы начисления денежного поощрения сотрудникам.

Когда был принят

Мнение эксперта
Давыдов Александр Юрьевич
Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Впервые закон, регламентирующий деятельность прокуратуры, был принят 17 января в 1992 году.С тех пор его положения изменялись десятки раз, менялись сроки, формулировки и обязанности, однако он по-прежнему регламентирует деятельность всей системы органов соответствующего направления.

Вместе с Конституцией РФ данный нормативный правовой акт является первостепенным при определении круга полномочий людей, выбирающих для себя профессию в сфере прокурорской надзорной деятельности.

Последние изменения в законе

В статье 41.4 — было добавлено уточнение, касающееся основного отпуска сотрудников прокуратуры: если служащий в этот период проходил оздоровительное санаторное лечение, то ему (и членам его семьи) будут возмещены затраты на трансфер к месту отдыха и обратно.

Статья 44, пункт 3 — предусматривает льготы по оплате авиабилетов, железнодорожных билетов. Правда, воспользоваться этим правом сотрудник сможет только один раз в год.

Часть статей в законе были признаны утратившими силу: 13 (в разделе 2), 20.1, 31.

На самом деле нет ничего экстраординарного в том, что нормативные акты периодически попадают под внесение поправок. Ведь действующие законы нужно «примирить» с изменяющейся структурой ведомств, имеющих непосредственную связь между собой. К тому же подобные операции позволяют устранить некоторые возможные противоречия, содержащиеся в предыдущих версиях документа.

https://youtube.com/watch?v=gk3uSrVZHSE%3F

Рассмотрение обращений и жалоб

Работа по рассмотрению заявлений нацелена на защиту интересов людей и укрепления законности. Смысл данной деятельности – это своевременное реагирование и объективное решение каждого заявления.

Законодатель не установил строгой формы оформления обращений к сотрудникам прокуратуры. Прокуратурой не рассматриваются вопросы, которые не связаны с исполнением или нарушением законов.

Заявление составляется и пишется в произвольной форме, но там важно указать:

  • сведения о допущенном нарушении или нарушителе;
  • личные данные (ФИО, адрес, мобильный телефон).

В определенных случаях заявления в прокуратуру остаются без ответа:

  • когда нет ФИО и адреса заявителя;
  • повторное обращение или жалоба не содержит новой информации;
  • содержание лишено логики;
  • обращение содержит нецензурные выражения.

Как правило, в судебные инстанции обращаются за защитой личных интересов. А вот прокуратура помогает принимать и рассматривать заявления, которые содержат информацию о правонарушениях в отношении и других граждан.

Должностные лица, которые получили такой документ, обязаны рассмотреть его и принять решение об устранении нарушения.

Юрист Кизанд Юлия Владиславовна.

Деятельность правоохранительной системы и ее организация

Федеральный закон о прокуратуре РФ (№ 2202-1) достаточно полно освещает всю организацию правоохранительных структур. Прокуратура России осуществляет надзорную деятельность следующих важных аспектов:

  • исполнение законов государственными органами (полиции, судебных приставов, а также учреждений, исполняющих наказание);
  • уголовное преследование;
  • соблюдение всех прав граждан;
  • координация деятельности органов правопорядка в борьбе с правонарушителями.

Благодаря этому ФЗ сотрудники прокуратуры опротестовывают решения и приговоры судов.

Организация деятельности ведомства прокуратуры и сотрудников осуществляется согласно Конституции, ФЗ (№ 2202-1), международными договорами.

Основные функции прокуратуры РФ

  • проверка исполнения законов федеральными министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления;
  • инспектирование соблюдения прав и свобод россиян федеральными министерствами, департаментами местного самоуправления, региональными законодательными и исполнительными органами;
  • проверка исполнения законов отделами предварительного следствия, дознания, оперативно-следственным подразделением;
  • контроль выполнения законодательных требований администрациями учреждений, в которых осужденные отбывают наказания.

Другие обязанности:

  • осуществление уголовного преследования — проверяется законность вынесенных постановлений о прекращении или возбуждении дел;
  • содействие органам охраны правопорядка — МВД, ФСБ, таможенная служба и прочие;
  • взаимодействие с правоохранительными органами других государств.

Система органов прокуратуры

В нее входит ряд учреждений. Речь идет о таких:

  • Генпрокуратура РФ;
  • департаменты субъектов (городские, районные, областные);
  • организации образовательного и научного характера;
  • военные прокуратуры и другие специальные ведомства;
  • следственный комитет, включая специализированные направления.

То есть система построена таким образом, чтобы охватить все уровни и направления прокурорской деятельности.

Принципы работы

  • соблюдение законности;
  • централизация — имеется в виду строгая иерархия системы учреждений, подведомственных прокуратуре;
  • независимость — принятие решений должно опираться только на положения, указанные нормативными документами;
  • единство всех органов прокуратуры.

Важно: вся информация, касающаяся работы ведомства, должна быть доступна гражданам. Но при этом она не может противоречить закону или порочить репутацию сотрудников.

Иные функции

Примечание: при выявлении несоблюдения норм законодательства во время судебного разбирательства, прокурор опротестует принятое решение и потребует устранения ошибки. Но окончательное решение по этому протесту будет принимать суд, или другой уполномоченный орган.

Еще одна функция, которую выполняет этот департамент — участие в правотворческой деятельности. При этом сам Генеральный прокурор не имеет права законодательной инициативы. Но прокуратура может предлагать на рассмотрение различные изменения в законодательство.

Ограничения и запреты для работников прокуратуры

  • творческая;
  • научная;
  • педагогическая.

Еще один запрет касается членства в политических организациях — служащие не имеют возможности быть активными участниками какого-либо политического движения.

Кроме того, эти должности подразумевают и невозможность совмещения основной работы с любой коммерческой деятельностью. Прокуроры не могут быть в составе попечительских и наблюдательных советов, использовать преимущества своего служебного положения для достижения личных целей, принимать вознаграждения от граждан и юридических лиц.

Функции Генеральной прокуратуры

  • управление имуществом, находящимся в ведении ведомства;
  • решение вопросов, касающихся организации и реорганизации подведомственных отделов, определения их статуса и компетенции;
  • разработка методик учета об уровне преступности, степени раскрываемости, следственной работе;
  • принятие соглашений, направленных на ликвидацию преступности;
  • выпуск специальных изданий.

На заметку: назначение на должность Генерального прокурора находится в ведении Федерального Совета РФ. Кандидатуру представляет Президент. Период действия полномочий Генпрокурора — 5 лет.

Последние изменения в федеральном законе «О прокуратуре РФ»

Были усовершенствованы положения, затрагивающие прокурорские проверки, касающиеся:

  1. Соблюдения основных прав;
  2. Гарантий и свобод граждан и юридических лиц.

Статья 6 претерпела изменению в части установленных сроков:

  • В настоящее время вся необходимая документация, которая была запрошена в рамках осуществления соответствующей проверки, должна быть представлена в течение 3х рабочих дней;
  • Если вопрос касается проверки действующего закона, срок сокращается до двух дней;
  • Если запрашиваемая информация касается причинения вреда имуществу, природной окружающей среде, гражданам, государству, чрезвычайной ситуации, то сведения должны быть представлены в течении одних суток.

Статья 21 дополнена конкретизацией сроков. Теперь решение о проведении проверки должно быть доведено до проверяемого субъекта не позднее чем в день начала проверки. В таком решении в обязательном порядке должны быть указаны основания проведения проверки, ее основные цели и предмет проведения.

Названым Федеральным законом устанавливаются:

  • Конкретные сроки проведения проверок;
  • Возможность и основания их продления;
  • Случаи, когда проведение проверок законно и обосновано.

Нужен образец заполнения госпошлины за замену и выдачу водительского удостоверения? Он здесь.

Интересует торговый сбор с 1 июля 2021 года для населения? Смотрите далее.

Федеральный закон является фундаментом правовой деятельности органов прокуратуры на территории нашей страны. Он обязателен для применения как работникам прокуратуры и прокурорам, так и лицам, которые являются субъектами прокурорского надзора.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Прокуратура России – это единая централизованная федеральная система органов, занимающихся надзором за соблюдением Конституции РФ и точным следованием законодательству.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

При этом все действия производимые её сотрудниками совершаются от лица государства. ФЗ № 2202-I устанавливает принципы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность вышеназванного органа и устанавливается его организация.

Следующая
Судебные вопросыСрок рассмотрения и подачи апелляционной жалобы по гражданскому делу

Прокурорский надзор

Третий раздел «Прокурорский надзор» поделён на 4 главы:

ГлаваI (статьи: 21-25). Общая практика надзора, то есть отслеживание факта соблюдения законодательства и составление актов, являющихся реакцией на наличие нарушений.

Глава II (статьи: 26-28). Посвящена правам и свободам людей и граждан РФ, а также мерам по их соблюдения.

Глава III (статьи:29-31). Раздел устанавливает порядок принятия заявлений и сообщений, содержащих информацию об уже случившихся или предстоящих преступлениях, последовательность осуществления мероприятий по оперативному розыску и расследований. Уточнение законности действий, осуществляемых в процессе производимой прокуратурой деятельности: розыска, дознания, предварительного следствия.

Глава IV (статьи: 32-34)

Обращается внимание на то, насколько законным является пребывание граждан в учреждениях, ответственных за исполнение наказаний и принятие мер принуждения, назначенных судом. Делается акцент на правах и обязанностях лиц, подвергнутых принудительному воздействию, и законности исполнения наказаний, не подразумевающих лишения свободы.

Нюансы

  • В рамках установленных полномочий, работники прокуратуры вправе осуществлять проверку на выявление коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах, поступивших на юридическую экспертизу;
  • В случае выявления признаков коррупции прокуроры незамедлительно вносят протест или представление в соответствующий орган;
  • Требование об изменении нормативного акта, в котором обнаружены признаки коррупциогенной составляющей, должно быть рассмотрено не позднее чем через десять дней после его поступления в орган;
  • О результатах рассмотрения сообщается в прокуратуру. Однако подобное требование может быть обжаловано в том числе в судебном порядке;
  • Генеральный прокурор и другие работники по его представлению могут присутствовать на официальных заседаниях федеральных органов власти, органов МСУ, региональных органах власти, вносить соответствующие предложения;
  • Прокуратура в рамках возложенных на нее обязанностей координирует работу органов МВД и других органов, связанных с противопреступной деятельностью;
  • Прокуроры в соответствии с полномочиями, установленными назваными законом, могут быть стороной по делу в судебном разбирательстве для обеспечения законности в судебной системе власти;
  • Прокуроры могут опротестовывать незаконные решения судов;
  • Запрещено воздействовать на прокурора во время проведения проверки либо осуществления иной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Прокурор не обязан знакомить или обнародовать с результатами проверки до ее завершения.

Проверка прокуратуры

С 2016 г. введено ограничение на проведение проверок (плановых) в отношении предпринимателей малого бизнеса. Однако в прошлом году было проведено 66% проверок, которые носили внеплановый характер.

Проверки:

  • Плановые
  •  Внеплановые

В соответствии с ФЗ о прокуратуре от 1992 г. прокурор полномочен:

  1. Войти на территорию любой организации (коммерческой или некоммерческой).
  2. Воспользоваться услугами сотрудников для уточнения возникших вопросов.
  3. Потребовать от сотрудников организаций предоставления документов.
  4. Осуществлять контроль ревизионной деятельности организаций.
  5. Вызвать должных лиц для получения необходимой информации по делу.
  6. Поставить в известность соответствующую инстанцию. Такое происходит при вневедомственном нарушении.
Прокурор не может: Предприниматель обязан:

Исключения:

  1. Данное ограничение не распространяется на субъекты, реализовывающие виды деятельности в социальной сфере, образовании, теплоснабжении, электроэнергетике, энергоснабжении.
  2. Контроль и проверка лиц, подвергшихся административной ответственности за совершение злостного нарушения. Обследования по некоторым видам государственного контроля на федеральном уровне.

Применение рассматриваемого ФЗ происходит при взаимодействии прокуратуры с другими органами. При осуществлении возложенных на них государством функций: проведение проверок, участие в суде и др.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 вступил в официальную юридическую силу 17 января 1992 года. Данному событию предшествовало собрание Федерационного совета, на котором соответствующий законопроект был принят для подписания Президентом РФ. Также в это время вносились некоторые правки в Ф 178. Подробности здесь:

Федеральный закон № 2202-1 состоит из 7 разделов (54 статьи) и отличается следующей структурой:

  • Раздел 1 — Общие положения изучаемого Федерального закона (ст. 1-10);
  • Раздел 2 — Организация и система российской прокуратуры (ст. 11-20);
  • Раздел 3 — Нормативы прокурорского надзора (ст. 21-34);
  • Раздел 4 — Нормативы участия прокуратуры в процессах судопроизводства (ст. 35-39);
  • Раздел 5 — Особенности службы в прокуратуре (ст. 40-45);
  • Раздел 6 — Особенности военной прокуратуры (ст. 46-50);
  • Раздел 7 — Иные вопросы и нюансы в сфере прокурорской работы (ст. 51-54).

В качестве дополнения, к основному тексту Федерального закона прилагаются следующие бухгалтерские документы, рассчитывающие размеры ежемесячных поощрений сотрудников:

  • Генеральной прокуратуры РФ;
  • Прокуратуры субъектов России;
  • Отдельных прокурорских систем городов и поселений.

Федеральный закон № 2202-1 регламентирует юридические и социальные права, возникающие в процессе прокурорской деятельности. Последние поправки в изучаемый нормативный акт были внесены 29 июля 2017 года.

Функции и принципы работы прокуратуры по ФЗ 2202-1

В соответствии с регламентом статьи 1 изучаемого нормативного акта, основными функциями изучаемой структуры являются:

  • Надзор за исполнением регламента действующего законодательства иными государственными органами, а также юридическими и физическими лицами;
  • Контроль деятельности судебных приставов;
  • Контроль процессов судопроизводства;
  • Осуществление уголовного преследования;
  • Содействие правоохранительным органам в плане борьбы с преступностью.

Согласно актуальному тексту статьи 4 изучаемого Федерального закона, прокурорская система осуществляет свою деятельность вне зависимости от иных правоохранительных органов. Работники прокуратуры не уполномочены занимать должности в иных правовых учреждениях. Деятельность по совместительству, заниматься которой прокурор имеет законное право, может являться:

  • Педагогической;
  • Научной;
  • Творческой.

Генеральная прокуратура Российской Федерации уполномочена на выпуск собственных нормативно-правовых изданий в соответствии с актуальной конституцией Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector