Федеральный закон «об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской федерации» от 28.12.2009 n 381-фз (ред. от 30.12.2020)
Содержание:
- Как правильно выбрать место для уличной торговли
- Новые правила для разносной торговли
- Ответственность за нарушение правил розничной торговли
- Варианты налогообложения
- Прочие новшества, на которые следует обратить особое внимание
- Поправки, внесенные в закон о торговле
- Особенности размещения нестационарных торговых объектов
- Какие документы нужны, чтобы продавать товары на улице с рук
- Послабления для продавцов
- Ответственность за нелегальную розничную торговлю
- Рассмотрение ФАС заявлений и обращений Заявления о нарушении антимонопольного законодательства
- Новые правила дистанционной торговли
- Основные принципы и задачи Закона
- Как правильно торговать с машины
- Как получить разрешение на уличную торговлю
- Как характеризуется уличная торговля со стороны закона
Как правильно выбрать место для уличной торговли
Для начала, нужно ознакомиться с общим перечнем мест, где уличная торговля разрешена в принципе. Если разбить торговую точку в запрещённой зоне, от уплаты штрафа не спасёт даже полный пакет разрешительной документации.
Дополнительно нужно учитывать четыре ключевых аспекта:
- Проходимость — чем оживленнее место, тем лучше для предпринимателя.
- Соответствие — торговая точка должна удовлетворять нормам, актуальным для реализации конкретного типа продукции. Например, получив разрешение на продажу канцелярских товаров, не получится заниматься реализацией мяса и полуфабрикатов.
- Размер — в данном случае, не имеет значения. Всё зависит от направления деятельности и выбранной категории товаров. Поэтому уличная торговля может осуществляться в небольшой палатке-павильоне или прямо с прилавка.
- Ценовой сегмент — зависит от категории товара. В любом случае, лучше всего расходятся товары, оптимально соответствующие стандарту цена-качество.
Новые правила для разносной торговли
Можно говорить о том, что в рассматриваемой области продаж законодатель установил, скорее, больше послаблений, чем обязательств. В частности — дал продавцам возможность:
- Не выдавать представителям хозяйствующего субъекта (то есть, продавцам, которые осуществляют фактический отпуск товаров в разносном формате) личные карточки, заверенные подписью ответственных лиц и печатью продавца — с фотографией и ФИО представителя, а также сведениями о продавце.
- Не публиковать прейскурант цен.
- Не выдавать потребителю товарный чек.
Аналогично, с учетом возможного отсутствия кассового чека (который необязателен при разносной торговле в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ – ССЫЛКА) потребитель, скорее всего, будет не слишком доверчив к продавцу, который не выдаст хотя бы товарного чека.
- Продавать аудиовизуальные произведения, фонограммы, компьютерные программы.
То есть, теперь можно продавать указанные товары именно в разносном формате (пользуясь, как вариант, преимуществами выгодного режима налогообложения, применимого при разносной торговле — например, ПСН).
Вместе с тем, в соответствии с п. 7 новых правил торговли для продавцов товаров в разносном формате, теперь действует строгое требование — об отпуске некоторых видов товаров только в потребительской упаковке.
Ответственность за нарушение правил розничной торговли
Рассматриваемые правила, как мы уже знаем, заменили сразу несколько нормативных актов — регулирующих правоотношения в разных сферах розницы. Применение штрафных санкций по КоАП в периоды, когда данные нормативные акты действовали, зависело от сути нарушения правила, предусмотренного определенным источником норм.
Поэтому, сложно выделить какую-либо универсальную статью Кодекса, или хотя бы несколько таковых, которые будут подлежать применению в случае того или иного нарушения правил по постановлению № 2463 — в силу того, что оно регулирует правоотношения в разных сферах розницы, в которых права и обязанности продавцов могут различаться. Но с наибольшей вероятностью могут быть применены в штрафных целях положения:
- Ст. 14.15 КоАП РФ (при нарушении правил продажи отдельных видов товаров) — ССЫЛКА.
Размер штрафа: до 500 рублей на граждан, до 3 000 рублей на должностных лиц (и ИП), до 30 000 рублей на юрлиц.
Как показывает судебная практика, рассматриваемая статья КоАП РФ применяется в том числе и при нарушении, представленном непредоставлением полной информации покупателю о товаре. Такое нарушение, как следует из ряда вышеперечисленных норм по постановлению № 2463 — например, предписывающих дополнять кассовый чек товарным, может регулярно фиксироваться проверяющими органами.
- Ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение информации о товаре, изготовителе, продавце) — ССЫЛКА.
Это более «мягкая» статья — со штрафом на должностных лиц до 1000 рублей, на юрлиц — до 10 000 рублей. Применяется, как правило, при несущественных нарушениях в части информирования покупателей (например, при отсутствии единообразно оформленных ценников, данных об адресе магазина на входе в него – ССЫЛКА). Вместе с тем, в потенциале статья применима во всех случаях, когда нет четких оснований штрафовать фирму по «жесткой» ст. 14.5 Кодекса, а формальные признаки нарушений имеются.
Как и, безусловно, в тех случаях, когда информация о товаре для потребителя может быть особенно ценной. Прежде всего — при дистанционной торговле, когда решение о покупке применяется как раз в первую очередь на основании имеющейся информации, поскольку потрогать и примерить товар нельзя. Такую информацию в соответствии с постановлением № 2463 продавец обязан публиковать очень внимательно.
Варианты налогообложения
К розничной торговле применяются три режима налогообложения. Рассмотрим особенности каждого из них:
- ЕНДВ. Это единый налог на вмененный доход. Применяется режим для отдельных видов предпринимательской деятельности, размер отчислений зависит от торговой площади, приблизительного уровня доходности и регионального коэффициента. Два последних значения устанавливаются муниципальными властями. ЕНВД уплачивается ежеквартально, вместе с подачей налоговой декларации. К оптовым продажам данный режим не применяется.
- Патентная система налогообложения. Это специальный налоговый режим, разработанный для индивидуальных предпринимателей. Оплата патента освобождает коммерсанта от необходимости вносить в госбюджет основные налоги при получении прибыли. Выдаётся документ на срок от 1 месяца до года, после истечения установленного периода, продляется. Полная оплата патента производится в течение 24 дней с момента его получения. К оптовой торговле патентная схема не применяется, вести налоговую отчётность при таком режиме налогообложения, не нужно.
-
УНС. Это упрощённая система налогообложения, работающая по принципу доходы минус расходы. Налоговая декларация подаётся ежегодно, размер отчислений зависит от величины полученной прибыли. В течение года делаются авансовые платежи.
Важно! Для перехода на УСН, использование торгово-кассового оборудования является обязательным условием.
Прочие новшества, на которые следует обратить особое внимание
Если говорить о прочих новшествах Правил по постановлению № 2463, имеющих узкую направленность, то обращают на себя внимание, в частности:
- Положения п. 35 Правил, которые не требуют от продавцов, осуществляющих предпродажную расфасовку, обязательного указания на расфасованном товаре номера или фамилии весовщика.
В свою очередь, такие требования были предусмотрены п. 34 Правил, утвержденных ранее действовавшим постановлением от 19.01.1998 № 55.
Сохраняется, вместе с тем, необходимость указания продавцом сведений о наименовании, весе, цене за единицу измерения товара (либо сведений о весе, цене отвеса, дате фасовки и сроке годности).
- Положения п. 43 Правил, в соответствии с которыми при передаче покупателю автомобиля, мотоцикла или прицепа продавец обязан ознакомить первого с информацией о правилах эффективного и безопасного условия использования транспортного средства, а также поддержания его в пригодном к использованию состоянии.
- Положения п. 71 Правил торговли, устанавливающие ряд обязанностей для АЗС.
В соответствии с данным пунктом, при реализации топлива продавец должен по запросу покупателя предоставить ему заверенную владельцем АЗС (или лицом, которое эксплуатирует АЗС) копию документа о качестве топлива (паспорт). Данный документ должен содержать в том числе:
- наименование изготовителя топлива;
- наименование нефтебазы;
- адреса, с которого осуществлена отгрузка топлива непосредственно на АЗС, продающую его в соответствии с документом о качестве;
- сведения о величине паспортизированной партии автомобильного топлива, а также о дате его отгрузки.
За нарушения положений нового постановления № 2463 продавец несет административную ответственность в соответствии с положениями КоАП РФ.
Поправки, внесенные в закон о торговле
Последняя редакция закона 381 о торговле была одобрена 15 июля 2016 года. Поправки касались полномочий службы исполнительной власти и полномочий службы районного самоуправления в сфере промышленной деятельности, были дополнены требования к организации и осуществлению промышленной деятельности, а также несколько изменены меры по ее развитию. Главным изменением считается введение правового регулирования в отношении поставок продовольственных товаров.
Главные изменения закона о торговле затронули:
- сроки действия соглашений поставки, заключенных до начала вступления в силу новой редакции закона о поставке;
- область применения закона;
- новое пояснение торговой сети;
- услуги по продвижению товаров включены в текст закона;
- главные требования отбора торговыми сетями поставщиков;
- размер дополнительного заработка, которую сеть получает от поставщика;
- сроки платежа товаров с ограниченным сроком годности;
- нововведения относительно взимания платы;
- борьба с дискриминацией;
- ответственность за нарушение антимонополистических правил.
Правила осуществления розничной торговли в РФ
Главным правилом при розничной реализации товаров, является соглашение между продавцом и покупателем. Соответствующий вид договора представляет собой выдачу кассового и товарного чека, а также и другие документы, подтверждающие факт сделки.
Для получения разрешения на осуществление торговли, продавец обязан соблюдать обязательные правила по реализации промышленной деятельности, принятые законами РФ, а именно:
- владеть помещениями, специальным оборудованием и инвентарем, которое занимается обеспечением высокого качества продукта, а также безопасностью товаров при их хранении в месте продажи;
- располагать и содержать в исправном состоянии средства измерения и в установленном порядке проводить метрологическую поверку;
- должна быть в наличии книга жалоб и предложений, которую обязаны предоставлять покупателю по его требованию;
- торговый зал должен быть оборудован соответствующей измерительной техникой, чтобы покупатель имел возможность проверить правильность цены, веса и меры приобретенного товара;
- проводить запланированную проверку качества и безопасности предполагаемого для продажи товара.
Правила осуществления розничной торговли в Российской Федерации обязывают продавца иметь при себе некоторые обязательные документы:
- соглашение или декларация о соответствии;
- ксерокопия сертификата, заверенная держателем его подлинника, то есть нотариусом, либо службами, выдавшими сертификат;
- товарно-сопроводительная документация, оформленная изготовителем или поставщиком.
Для решения вопроса, касающегося порядка приема наличных денежных средств, следует ознакомиться с Постановлением по налогам и сборам РФ.
Оптовая торговля
Оптовая торговля — это реализация закупаемой продукции по безналичной форме расчетов для использования в торговых целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд.
Порядок осуществления оптовой торговли по ФЗ-381 начинается с регистрирования субъектов в качестве юридических лиц, для получения соответствующей лицензии. Далее для реализации оптовой торговли заключается договор, к которому следует приложить справку органа государственной налоговой службы по месту регистрирования покупателя.
Продажа алкогольной продукции в РФ согласно ФЗ 381
Правила продажи алкогольный продукции можно подразделить на 3 основные группы:
- места, в которых строго запрещена продажа алкогольной продукции. А именно: на спортивных сооружениях, на оптовых и розничных рынках, во всех видах транспортного средства, на всех боевых позициях войск РФ, на вокзалах и аэропортах, на территории повышенной опасности, в местах массового скопления;
- несовершеннолетним лицам строго запрещена продажа алкоголя. Согласно статьям закона №381 о торговле, продажа алкогольной продукции лицу, не достигшему совершеннолетия, влечет за собой административную и уголовную ответственность;
- допустимое время для продажи алкогольной продукции. Продажа запрещена с 23:00 до 08:00 часов по местному времени. Исключениями являются: пиво, сидр, медовуха, пуаре.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с определенной схемой. Данная схема разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Основной принцип, которым руководствуются представители органов власти при разработке этого документа, заключается в поддержке представителей малого или среднего предпринимательства. На долю данной категории хозяйствующих субъектов должно приходиться не менее 60% нестационарных торговых объектов от их общего количества.
Всю информацию об утвержденной схеме, а также обо всех вносимых в нее изменениях хозяйствующие субъекты могут найти на официальных сайтах соответствующих органов власти.
Особо следует отметить тот факт, что утверждение схемы, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанного документа или внесения изменений в него.
Также важно подчеркнуть, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в помещениях или на земельных участках, находящихся в частной собственности, как и прежде, устанавливается собственником с учетом требований, определенных законодательством РФ
Какие документы нужны, чтобы продавать товары на улице с рук
Список разрешительной документации выглядит следующим образом:
-
Свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
- Разрешение санитарно-эпидемиологической службы (для продовольственных товаров).
- Перечень продукции, допущенный к продаже СЭС.
Важно! если реализуемая продукция не подлежит обязательному лицензированию, получать дополнительное разрешение на её продажу, не требуется.
Однако гражданам, которые решили заняться этим видом деятельности, следует помнить о том, что далеко не везде можно расположиться со своими товарами. При этом, самые выгодные, с точки зрения таких коммерсантов места, находятся под запретом.
В частности, вот перечень точек, где уличная торговля запрещена в любом городе:
- Вплотную к фасадам зданий.
- Памятники архитектуры и монументы.
- Фонтаны, клумбы и другие декоративные украшения города.
- Перекрёстки (не ближе, чем за 20 метров).
- Железнодорожные переезды.
- Охраняемые объекты.
- Стоянки и остановки общественного транспорта.
На перечисленных территориях могут располагаться только стационарные точки продаж. Торговля с рук здесь категорически запрещена, и даже наличие всех разрешительных документов не спасет от штрафа.
Послабления для продавцов
К числу основных преференций, которые получили продавцы в соответствии с постановлением № 2463, можно отнести:
- Возможность не предоставлять по требованию посетителя:
- книгу жалоб и предложений;
- товарно-сопроводительную документацию.
Отметим, что в сфере общепита (которая регулируется законом отдельно от розницы, но все же близка ко многим ее сегментам по существу, и потому действующие там правила всегда заслуживают внимания) применение Книги отзывов и предложение по-прежнему обязательно, несмотря на то, что там также приняты новые нормы по взаимодействию поставщика и потребителя — установленные постановлением Правительства от 21.09.2020 № 1515. Как и случае с постановлением № 2463, данные нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.
- Право не осуществлять бесплатную погрузку крупногабаритных товаров на автомобиль потребителя, если второй сам решил увезти соответствующий товар (без заказа доставки).
Конечно, магазин в целях повышения лояльности потребителей может соответствующую услугу также предложить. Понятное дело, для этого нужно будет заложить некие дополнительные средства и в фонд оплаты труда работников торгового предприятия — которым, так или иначе, придется отвлекаться от основной работы для оказания содействия покупателям при погрузке товаров.
- Право не обменивать технически сложные товары, по которым установлена гарантия длительностью от 1 года.
Перечень соответствующих технически сложных товаров по-прежнему применяется тот, что установлен постановлением Правительства России от 10.11.2011 № 924.
- Возможность не выдавать потребителю товарный чек при отпуске ювелирных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней.
То есть, во всех случаях можно ограничиться только выдачей кассового чека.
- Возможность не предоставлять в период гарантийного ремонта аналогичный товар во временное пользование, если осуществляется ремонт:
- газового, газоэлектрического бытового оборудования для приготовления пищи;
- ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней.
Вместе с тем, законодатель также установил для продавцов и ряд дополнительных обязанностей.
Ответственность за нелегальную розничную торговлю
Торговля с рук без разрешения предполагает привлечение нарушителя к административной ответственности. Размер наказания зависит от правового статуса нелегального торговца. Выглядит это так:
- Физ.лицу — 500-3 000 рублей.
- Должностному лицу — 2 000-10 000 рублей.
- Юр.лицу — 10 000-30 000 рублей.
- Торговля без регистрации и образования юр.лица — 10 000-20 000 рублей.
Важно! В некоторых населённых пунктах, торговля с рук запрещена полностью, разрешения на этот вид деятельности не выдаются, и любая реализация товаров на улице с рук признаётся незаконной.
https://youtube.com/watch?v=7ki6OdhXOHE%3F
Рассмотрение ФАС заявлений и обращений Заявления о нарушении антимонопольного законодательства
Сроки и последовательность действий ФАС, ее территориальных органов при возбуждении и рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства определены гл. 9 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447.
Юридические и физические лица, а также государственные органы, органы местного самоуправления вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением, указывающим на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства. Заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем. В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов. К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина этого, а также предполагаемое лицо или орган, у которого данные документы могут быть получены. Заявление, материалы, а также прилагаемые документы и сведения должны быть представлены на русском языке.
Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в срок, не превышающий одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет заявителя в письменной форме.
По результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
- о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
В случае выявления антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе антимонопольных правил и требований, установленных Законом о торговле, возбуждаются дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Новые правила дистанционной торговли
Можно говорить о том, что для продавцов товаров дистанционным способом в соответствии с постановлением № 2463 появились как новые преференции, так и новые обязанности.
- представления возвращаемого изделия в товарном виде, при сохранении его потребительских свойств;
- предоставления документов или иных доказательств, удостоверяющих факт совершения покупки.
И, соответственно, имеют право на отказ в приемке товаров, возвращаемых без соблюдения приведенных выше условий.
В свою очередь, продавцы при дистанционной торговле в соответствии с постановлением № 2463 обязаны:
- В любом случае возвращать товары, представленные транспортными средствами, ювелирным изделиями и технически сложными товарами, даже если они товары возвращаются в надлежащем качестве.
- Подтверждать факт заключения договора купли-продажи сразу после получения от потребителя сообщении о намерении совершить покупку (п. 14 Правил).
Данное подтверждение должно включать номер заказа либо иной способ его идентификации, дающий возможность потребителю ознакомиться со сведениями о заключенном договоре купли-продажи, как и о его условиях.
- В общем случае — вручать товар любому лицу, которое предъявило продавцу (в данном случае, скорее, его представителю — например, курьеру) сведения с номером заказа, если иное не предусмотрено договором купли-продажи или положениями законодательства (п. 20 Правил).
Вместе с тем, как указывает Роспотребнадзор в недавних разъяснениях по применению новых правил торговли (ССЫЛКА), продавец вправе предусмотреть в договоре купли-продажи условия, по которым возможности для получения товаров третьими лицами будут ограничены — например, если речь идет о доставке дорогостоящего товара. Вполне оправданная норма, и вполне применимая в рамках любой политики лояльности.
Также установлено правило, по которому в случае, если продавец не смог вручить товар потребителю по вине второго, и при этом обеспечил соблюдение сроков, установленных договором, производится повторная доставка товара — в новые сроки, которые согласованы с продавцом (с учетом положений договора купли-продажи). С одной стороны, это некоторая преференция для продавца. С другой — все же обязанность, поскольку доставить товар, пусть и повторно и на «льготных» условиях (в числе которых — только согласование сроков, в то время как о расходах речи не идет), все равно придется.
Во многих случаях продажа товара осуществляется разносным способом. В отношении нее постановлением № 2464 также введен ряд новшеств.
Основные принципы и задачи Закона
Согласно Закону N 381-ФЗ государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:
- установления требований к ее организации и ведению;
- антимонопольного регулирования и информационного обеспечения;
- государственного и муниципального контроля (надзора).
Отметим, что перед законодателями стояло как минимум две задачи: обеспечить соблюдение прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, а также сбалансировать экономические интересы указанных хозяйствующих субъектов, обеспечив при этом соблюдение прав и законных интересов населения.
Новый Закон, по мнению чиновников, должен благотворно повлиять на развитие торговли в целом, сделать товары для населения более доступными и сформировать здоровую конкуренцию в этой области.
В п. 1 ст. 3 Закона N 381-ФЗ отмечено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом, настоящим Законом, Законом о защите прав потребителей <3>, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
<3> Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.
Как правильно торговать с машины
- Свидетельство о регистрации в статусе ИП.
- Техпаспорт транспортного средства.
- Разрешение СЭС, если реализуются продукты питания.
- Паспорт.
- Водительское удостоверение.
- Договор страхования автогражданской ответственности: ОСАГО.
Предъявляются определённые средства и к автомобилям. Сюда относятся такие моменты:
- Вместимость — внутреннего пространства должно хватать для всех категорий товаров, без нарушения товарного соседства.
- Оборудование — кассовый аппарат, весы и другие обязательные атрибуты торговой деятельности.
- Возраст машины — критериев нет, но лучше выбирать для торговли авто, не старше 10 лет.
- Безопасность — подтверждается актами проверки СЭС и других надзорных инстанций.
Как получить разрешение на уличную торговлю
Далеко не все разрешённые места являются выгодными в коммерческом плане, поэтому перед получением разрешения, нужно трезво взвесить шансы на успех.
Оформляется разрешение в несколько этапов:
- Получается разрешение на ведение предпринимательской деятельности. Согласно букве закона, любая торговля разрешена лишь в том случае, если продавец находится в статусе ООО или ИП. Наёмных сотрудников это не касается.
- Выбирается режим налогообложения. Торговля предполагает извлечение коммерческой выгоды, следовательно, с полученной прибыли нужно платить налоги.
- Регистрация в качестве работодателя. Если к продажам будут привлекаться наемные работники, передаются соответствующие документы в ПФР и ФСС.
- Передача собранного пакета документов в администрацию города. Сюда входит свидетельство о регистрации, план-схема торговой точки, паспорт предпринимателя.
- Вынесение решения. По факту обращения собирается комиссия, которая в течение 10 дней выносит решение, разрешить или запретить уличную торговлю.
Если речь идёт о торговле продовольственными товарам, у продавца в обязательном порядке должна быть действующая медицинская книжка. Разрешение на торговлю выдаётся на определённый срок, при отсутствии нарушений, продлевается. Всё торговое оборудование подлежит поверке, на руках у предпринимателя должен иметься соответствующий акт.
Как характеризуется уличная торговля со стороны закона
Другое дело, нелегальная уличная торговля. Под этим определением понимается торговая точка, которая может возникнуть в любом районе города. Например, тот же пенсионер поставил рядом с проезжей частью ящик, и продаёт с него яблоки. Подобная деятельность противоречит сразу двум статьям Кодекса об административных правонарушениях:
- ст. 14.1 КоАП — предпринимательская деятельность без образования ИП, карается штрафом в 500-200 рублей;
- ст. 14.4 — реализация товаров ненадлежащего качества, карается штрафом в размере 1000-2000 рублей.
Важно! Размер штрафов устанавливается региональными властями, поэтому может изменяться в различных городах страны.
Наверняка у многих возникает логичный вопрос: «Почему товар, продаваемый на улице, относится к категории ненадлежащего качества?». Дело в том, что под это определение попадает не только «просрочка» и продукция с дефектом. Те же яблоки, которые предприимчивый пенсионер продает рядом с дорогой, не проходили процедуру санитарного контроля, поэтому по умолчанию представляют угрозу здоровью граждан. Кроме того, это продовольственная продукция, которая реализуется с нарушением всех санитарно-эпидемиологических норм и требований.
Если от яблок особой опасности можно не ждать, то следует подумать вот о чём. Ведь уличные торговцы часто предлагают прохожим мясо, рыбу, полуфабрикаты, которые хранятся без холодильников. Даже прохладительные напитки, продающиеся в жару рядом с остановками общественного транспорта, могут представлять угрозу. Ведь если торговля ведётся бесконтрольно, где гарантия, что опустевшие резервуары перед заполнением промываются должным образом?
Именно по этим причинам, федеральные и муниципальные власти стараются регулировать уличную торговлю.