Инструкция и правила проведения закрытого конкурса по 44-фз
Содержание:
- Конкурентные и неконкурентные процедуры
- Подготовка к проведению закрытого конкурса
- Согласование с ФАС
- Открытый конкурс
- Аукционы по продаже имущества частных лиц
- Аккредитация на ЭТП
- Какие теперь бывают закупки
- Объекты закупки
- «Инструкции» для новичков государственных закупок
- Основания для проведения
- Принципы отбора участников закупки
- Способы проведения закрытых торгов
- Закупка у единственного поставщика (ЕП)
- Заключение договора
Конкурентные и неконкурентные процедуры
В этом смысле особых изменений не произошло. Все существующие типы процедур являются конкурентными, за исключением контракта с единственным поставщиком. Но тут действуют жесткие ограничения из статьи 93 закона 44-ФЗ. Чаще всего с единственным поставщиком заключают контракты стоимостью до 100 000 рублей. Кроме того, есть основания для закупки подобным способом у естественных монополий (вода, электроэнергии, услуги связи) и некоторые другие.
При определенных условиях заказчик должен уведомить контролирующие органы о заключении контракта в обход конкурентной процедуре. Иногда ему следует обосновать выбор такого способа.
Подготовка к проведению закрытого конкурса
Предусмотрен следующий порядок подготовки и проведения закупок, подходящих под условия закрытого конкурса.
Этап 1. Подготовка техдокументации
Представляемые документы должны содержать следующую информацию:
- описание предметов закупки
- техническое задание
- обоснование начальной максимальной цены (НМЦ)
- перечень возможных участников
- правила их ознакомления с условиями торгов и допуска к ним
- критерии, предъявляемые к подаваемым участниками заявкам
- конкретизация формы приглашения к торгам и условия заключения договора
- обоснование необходимости проведения закрытых аукционных процедур и общая информационная карта
Этап 2. Получение разрешения ФАС на проведение торгов
Подготовленная документация отправляется в антимонопольную службу, которая согласно ч. 3 ст. 84 Закона 44-ФЗ обязана рассмотреть её в течение 10 дней с момента получения. Реакция ФАС заключается в согласовании разрешения или его отклонении при наличии нарушений в оформлении или содержании. Такими нарушениями могут быть ошибки и несоответствия заявления и документов действующим законам. В частности, слишком малый круг потенциальных поставщиков может быть расценен как несоответствие антимонопольному законодательству.
В случае отказа в согласовании ответ ФАС должен быть направлен организатору торгов не позже, чем через 5 суток после получения ей документов. Предельный срок ответа об удовлетворении заявки составляет 10 суток. Само разрешение действительно в течение 3 месяцев со времени его выдачи.
Этап 3. Публикация извещения о торгах в ЕИС
После получения разрешения ФАС на торги необходимо опубликовать в ЕИС извещение о процедуре. Продолжительность размещения публикации – не менее 30 дней до момента вскрытия заявок на участие в торгах.
Содержание публикации требует повышенного внимания в связи с наличием секретной информации о предметах закупки. Сообщать можно лишь сведения о факте проведения аукциона и порядке доступа участников торгов к документации. Если публикация будет содержать секретную информацию, торги будут отменены. Другая информация, касающаяся размещения объявления о торгах, прописана теми же статьями Закона 44-ФЗ, которыми регламентируется и проведение открытых торгов (ч. 2 ст. 85).
Этап 4. Направление приглашения участникам торгов
Каждому выбранному исполнителю из утверждённого списка заказчик направляет приглашение принять участие в конкурсе (п. 1 ст. 85 Закона 44-ФЗ). Исполнитель в ответ отсылает запрос на участие.
Получив запрос, заказчик торгов отправляет будущим участникам документы в письменной форме. В некоторых случаях предоставление документации может быть платным, но цена её должна быть ограничена тратами заказчика на копирование документов (ч. 3 ст. 85 Закона 44-ФЗ).
Извещение о торгах может быть и не опубликовано. В этом случае, по меньшей мере, за 20 суток до вскрытия конвертов организатор аукциона направляет приглашения участникам торгов, которые отвечают требованиям Закона № 44-ФЗ о закрытых конкурсах. Поскольку предметом торгов являются товары и услуги, информация о которых представляет собой гостайну, приглашение отправляется только тем организациям, которые имеют к ней доступ.
Согласование с ФАС
Проведение закрытого конкурса должно быть согласовано с ФАС. Для согласования в службу направляются собранные документы. Рассмотрение заявки должно занимать не более 10 дней. В итоге ФАС вынесет решение: согласовать проведение процедуры или нет. Отрицательный результат будет получен уже через 5 дней.
По каким причинам могут отказать? Они могут быть как формальными, то есть неправильное оформление документов, так и существенными. Например, антимонопольный орган может решить, что заказчик пригласил к участию в процедуре слишком мало поставщиков без веских на то оснований. А это нарушение антимонопольного законодательства.
Решение о согласовании проведения закрытого конкурса будет действовать в течение 3-х месяцев.
Открытый конкурс
Информация об открытом конкурсе и сопутствующая документация размещается в информационной системе, к участию допускаются на общих условиях любые заинтересованные лица — физические или юридические. Участник, предложивший самые выгодные условия исполнения контракта, признается победителем. Для признания конкурса состоявшимся необходимо наличие более одной заявки. Заказчиком в обязательном порядке должны быть выдвинуты требования по обеспечению заявки.
Заявка включает:
- цену;
- интересующие заказчика, условия и характеристики товара;
- пакет документов.
- После анализа всех заявок, выявляется победитель, с которым подписывается контракт на оговоренных в конкурсной документации условиях.
Аукционы по продаже имущества частных лиц
То же самое касается и физлиц: человек, который не имеет возможности отвечать по кредитным обязательствам, признается банкротом, а его собственность идет на продажу через торги и аукционы по банкротству: такая процедура является завершающей стадией оформления статуса банкрота. Процесс реализации имущества не так прост, как финансовая пирамида: все действия регламентируются законодательством, в котором четко описана вся процедура последующих действий:
- Оценка имущества;
- Назначение ответственных лиц;
- Подготовка и реализация;
- Оформление и контроль совершения сделки.
Реализация объектов собственности осуществляется на электронных торговых площадках (ЭТП). Как участвовать в аукционах по банкротству и кто имеет на это право? Участвовать в качестве покупателя может любой желающий — как частное лицо, так и представители юрлиц. Чуть позже я расскажу о том, как работает этот механизм, как и где проходят торги, и как принять в них участие, но сначала — о самом интересном.
Аккредитация на ЭТП
Чтобы пройти аккредитацию на площадке, необходимо подать оператору комплект документов. Пока это нужно делать на каждой площадке. Однако вскоре все должно измениться — процесс аккредитации будет сведен к регистрации в ЕИС
Пока же действуют старые правила аккредитации, поэтому уделим им внимание
В комплект документов, подаваемый оператору торгов, входит:
- Заявление.
- Копия выписки из соответствующего реестра (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), полученная не ранее, чем 6 месяцев назад. Если заявку подает физлицо, вместо выписки нужно представить копию паспорта.
- Копии учредительных документов для юридического лица.
- ИНН или аналог (для иностранцев).
- Если аккредитацию проходит иностранное лицо, прилагается нотариально заверенные документы о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, для физлица — копия удостоверяющего личность документа.
- Документ, на основании которого представитель юрлица действует от имени своей компании. Это может быть:
- решение о назначении или избрание директором;
- копия приказа о назначении на должность.
- Если представителем выступает другое лицо, то прилагается с документ, подтверждающий его полномочия. Если это физическое лицо, необходимо представить нотариально заверенную доверенность. Если юридическое — оригинал доверенности, выписанный компанией.
- Решение об одобрении крупной сделки.
- Электронный адрес.
После подачи комплекта документов на ЭТП оператор должен принять решение об аккредитации. На это ему отводится 5 рабочих дней. В результате поставщик должен получить уведомление о том, какое решение принято. Если оно положительное, вместе с ним участник получит доступ к аукционам и номер счета для перечисления обеспечения заявок. Если отрицательное, в сообщении будут указаны причины этого.
Отказ может быть в нескольких случаях:
- не представлены какие-либо документы для аккредитации;
- документы представлены, но не соответствуют требованиям;
- компания зарегистрирована в офшоре.
В случае принятия положительного решения участнику дается аккредитация сроком на 3 года
Важно помнить, что об изменениях обязательно уведомлять ЭТП. Это необходимо, если:
- изменились реквизиты поставщика либо были внесены изменения в документы.
- поменялась электронная подпись или истек срок ее действия.
- выданы новые доверенности на работу от имени участника торгов.
Участник направляет на ЭТП уведомление об этом, а оператор вносит изменения в его данные. При необходимости документы также размещаются на площадке.
Получив аккредитацию, участник может видеть все проводимые на площадке аукционы. Чтобы принять в них участие, ему необходимо перечислить денежные средства на ЭТП. В момент направления и заявки на тот или иной аукцион из этих средств будет блокироваться сумма, равная размеру ее обеспечения.
Возможность принять участие в аукционах блокируется за 3 месяца до окончания срока аккредитации. ЭТП уведомляет участника о том, что аккредитацию необходимо продлить. Можно начать процесс не дожидаясь этого уведомления, но не ранее, чем за 6 месяцев до окончания срока действующей аккредитации.
Оператор, в свою очередь, ведет Реестр аккредитованных участников. В нем указываются следующие данные:
- сведения из заявки на аккредитацию;
- документы участника, за исключением учредительных и выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- последний день действия аккредитации.
Информация в этот Реестр направляется в тот же день, когда принято решение аккредитовать заявителя. Если в сведения вносятся изменения, они отражаются в реестре в течение 1 часа. При истечении срока аккредитации участник исключается из реестра в течение одного рабочего дня. То же самое последует, если оператор примет решение об исключении поставщика из реестра. Площадка должна направить поставщику уведомление о том, что он исключен из реестра аккредитованных участников.
Какие теперь бывают закупки
Можно поделить все способы определения поставщика по разным критериям. Например, по форме проведения — электронные и бумажные, по допуску поставщиков — открытые и закрытые, по количеству участников — конкурентные и неконкурентные.
В общем-то, все это было и раньше, в том числе деление процедур на электронные и бумажные. Однако в электронной форме проводились исключительно аукционы. Со следующего года все закупки будут проходить в электронной форме, поэтому появились новые виды процедур. И теперь список электронных закупок выглядит так:
- Электронный аукцион.
- Конкурсы в электронной форме — открытый, с ограниченным участием, двухэтапный.
- Запрос котировок в электронной форме.
- Запрос предложений в электронной форме.
- Закрытые электронные процедуры (могут проводиться по решению Правительства) — закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.
Бумажные процедуры — конкурсы и запросы — остались прежними. Однако начиная с 2019 года проводиться они будут лишь в определенных случаях:
- когда закупка проводится за рубежом;
- когда проводится запрос котировок, и объектом являются некоторые товары и услуги — продовольствие, средства медпомощи, лекарства, топливо, гуманитарная помощь или услуги по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- когда проводятся отдельные виды закрытых процедур;
- когда контракт заключается с единственным поставщиком;
- если закупка входит в список, утвержденный Правительством.
Объекты закупки
В рамках государственного и муниципального заказа закрытые процедуры определения поставщика осуществляются при закупке объектов, указанных в статьях 84-92 закона 44-ФЗ. Помимо товаров, работ и услуг, составляющих государственную тайну, закрытыми способами закупаются услуги сопровождения ценностей Государственного фонда, музеев и так далее (страхование, охрана и транспортировка). Закупку транспортных и клининговых услуг для судей и судебных приставов также необходимо проводить через закрытые процедуры.
Принципиальная разница между закрытыми закупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ заключается в том, что последний закон помимо закупок, связанных с гостайной, разрешает заказчику самому сформировать перечень объектов, которые он будет закупать через закрытые процедуры. Заказчик должен включить этот перечень в свое Положение о закупке. Нарушать его он не может. Таким образом, если заказчик по 223-ФЗ объявил закрытую закупку объекта, для которого в его Положении о закупке не предусмотрен закрытый способ, то налицо нарушение законодательства.
«Инструкции» для новичков государственных закупок
В виде подробной инструкции выступают Законы Российской Федерации, детально регламентирующие деятельность субъектов государственных торгов. К таким Законам относятся:
- Федеральный закон №44 – ФЗ;
- Федеральный закон № 223-ФЗ.
Федеральный закон №44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года. Данный закон является основой регламентации порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а так же заключения контрактов и их исполнения.
Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года (изм. 01 июля 2018 года). На основе данного закона «торгуются» муниципальные унитарные предприятия, автономные некоммерческие организации, и другие организации, которые считаются коммерческими, однако государство очень активно вмешивается и контролирует их деятельность, в том числе, и закупки.
Фактически, Федеральный Закон №223 – ФЗ обязует заказчика создавать свое уникальное положение для каждой определенной закупки. То есть, фактически, он имеет право придумать свои условия проведения торгов. Естественно, в рамках Закона. Согласно ФЗ № 223 – ФЗ, заказчик обязан опубликовать закупку на всеобщее обозрение, чтобы она была доступна для всех поставщиков. И важным фактом является то, что в условии торгов не должно быть ограничения в конкуренции.
Грядущие изменения в Федеральном законе №44-ФЗ и №223-ФЗ
21 декабря 2017 года, в третьем чтении, был принят Законопроект по внесению изменений в Федеральный Закон №44-ФЗ. Так, с 1 июля 2018 года заказчики были вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения следующих видов торгов в электронной форме:
- открытого конкурса
- конкурса с ограниченным участием
- двухэтапного конкурса
- запроса предложений в электронной форме
- запроса котировок
А с 1 января 2019 года все заказчики обязаны будут проводить все закупки в электронной форме.
Причем, по решению Правительства, закрытые закупки так же могут быть проведены в электронной форме.
При том, что наша страна активно переходит на электронную систематизацию, такое нововведение легко объяснимо и понятно. Теперь для участия в запросе котировок не нужно будет доставлять конверт с заявкой лично, можно будет сэкономить на услугах курьера. А так же, не нужно будет больше переживать за целостность документа. То есть, данное нововведение не только облегчает (с какой-то стороны) жизнь участников торгов, но и добавляет безопасность и прозрачность в саму систему государственных закупок.
А так же, с 1 января 2019 года все реестры различных площадок объединят в один единый реестр участников закупок. С 1 января по 31 декабря 2019 года все аккредитованные ранее на электронных торговых площадках участники закупок, для участия в электронных процедурах, будут обязаны пройти регистрацию в единой регистрационной системе. Данное нововведение сможет показать общую картину активности участников государственных закупок, а так же усилит контроль над их деятельностью.
С 1 января 2019 года участник государственных закупок будет вправе решать, каким именно образом вносить обеспечение: денежными средствами или банковской гарантией. Такое изменение в законе должно очень помочь поставщикам, потому что банковские гарантии будут «дешевле», чем оплата реальными денежными средствами. Вообще при появлении банковских гарантий рынок будет все больше удешевляться и сама стоимость банковской гарантии будет не больше 1,5% за внесение обеспечения. Следовательно, это будет очень выгодный инструмент для предпринимателей.
Что же качается грядущих изменений в Законе № 223 – ФЗ, то их немного. Самым значимым является то, что с 1 января 2019 года заказчик будет обязан публично ранжировать закупки (которые будет проводить в бумажной и в электронной форме).
Основания для проведения
По ФЗ №44, закрытый аукцион проводится только при наличии веских оснований. Не во всех ситуациях заказчик может самостоятельно определяться с тем, какие именно поставщики могут принимать участие в торгах. Это обусловлено тем, что такая процедура приводит к ограничению конкуренции на рынке. Поэтому должны иметься значимые основания для проведения аукциона.
К таким основаниям относится следующее:
- требуется приобрести разные товары для государственных нужд, но это имеет отношение к государственной тайне;
- оказываются услуги, связанные с перевозкой или страхованием драгметаллов или драгоценных камней, которые принадлежат РФ, а также сюда включаются разные музейные коллекции, обладающие либо историческим, либо культурным значением;
- требуются услуги уборщиков или водителей, обеспечивающих работу судей или приставов.
Использование такой схемы должно соответствовать главной цели закупки, представленной приобретением разных товаров или услуг. При этом должен соблюдаться принцип свободной конкуренции.
Принципы отбора участников закупки
Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:
- во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
- во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
- в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).
Закупки по 223-ФЗ
Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»
Подробнее
Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):
- приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
- участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.
Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.
К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований. Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер. При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.
Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.
Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».
Способы проведения закрытых торгов
Есть пять случаев проведения закрытого конкурса 44‑ФЗ:
- закупка товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, если информация о таких нуждах является государственной тайной
- закупка товаров, работ и услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта
- контракты, связанные с охраной, транспортировкой и страхованием предметов торгов, представляющих собой художественное, историческое или иное культурное значение; к таким предметам относятся драгоценности (камни и металлы), музейные коллекции и экспонаты, архивные документы с копиями, обладающие исторической ценностью и передаваемые во временное владение и/или пользование. Целью такой передачи чаще всего является проведение выставок как внутри России, так и за рубежом
- контракты, касающиеся уборки помещений и услуг водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов, которые регламентируются ч. 2 ст. 84 Закона 44-ФЗ
- закупки, проводимые структурами федеральной исполнительной власти и подчиняющихся им госучреждений и унитарных предприятий, разрабатывающих и реализующих политику государства в области обеспечения его безопасности и обороны; перечень структур, ответственных за такие закупки, содержится в постановлении правительства от 27 ноября 2017 № 1428
Закупка у единственного поставщика (ЕП)
Закупка у единственного поставщика относится к неконкурентному способу определения исполнителя и осуществляется без проведения формальной процедуры торгов. Такая закупка привлекают заказчиков простотой и скоростью проведения. Может реализовываться: при направлении заказчиком предложения единственному исполнителю заключить контракт или принятии предложения от поставщика на оформление контракта.
Законом закреплен перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика. Заказчик обязан предоставить документ, обосновывающий невозможность осуществить закупку посредством конкурентных торгов.
К недостаткам можно отнести: минимальное снижение цены, вследствие отсутствия конкуренции и более пристальное внимание контролирующих органов
Заключение договора
Проект договора высылается в течение 3 рабочих дней с момента оформления протокола по рассмотрению предложений победителю. Он содержит условия поставки товаров и услуг, указанные поставщиком-победителем в своём предложении. Одним из условий является непревышение указанной поставщиком цены относительно НМЦ, содержащейся в исходной документации на торги.
На подписание контракта отводится строго определённый временной интервал – не раньше 10 и не позже 20 дней с момента составления протокола. Кроме этого, как и в открытых торгах, победителем конкурса до подписания контракта должно быть представлено обеспечение.