Как составить жалобу в фас на аукционную документацию по 44 фз?
Содержание:
- Контролирующие органы, рассматривающие жалобы
- Какие документы прикладывать к жалобе
- Примеры решений арбитражных судов по жалобам на ФАС
- Когда могут отказать
- Чего требовать?
- Основные причины для подачи жалобы в ФАС
- Сроки обжалования решения антимонопольного органа
- Как оформить жалобу в ФАС
- Реестр жалоб по Закону № 44
- Чего требовать?
- Каковы сроки рассмотрения жалобы в ФАС по 44-ФЗ
- Кто вправе оформить жалобу по 44-ФЗ
- Как оспорить решение ФАС в судебном порядке?
- Порядок обжалования результатов конкурса
- Когда подавать жалобу?
- Судебная защита
Контролирующие органы, рассматривающие жалобы
Жалоба в фас по 44-ФЗ на нарушение заказчиком закона о закупках не является запретом, для подачи искового заявления в судебные инстанции, а также в Федеральный контролирующий орган (им является ФАС) осуществляющий надзор, за нарушением статей закона о закупочной деятельности заказчика, комиссии и ее членов и других должностных лиц (статья 105 части 17 N 44-ФЗ). Это же относиться и к операторам ЭТП, в том числе на нарушения связанные с аккредитацией. Жалобы подаются в отношении федеральных закупок и оборонного заказа, участника, в отношении закупок заказчика на территории иностранного государства в соответствии с основополагающими актами контрактной системы, если не определена дополнительная подведомственность жалобы, в соответствие с регламентом 727/14 от 19.11.2014 п. 3.11(Приказ от 19 ноября 2014 N 727/14).
Дополнительная подведомственность может быть определена правовыми актами субъектом или муниципальным образованием, которые наделяют функциями надзора в сфере закупок в лице органа исполнительной власти (например, областной контрольный комитет в Тульской области, определен Постановление правительства Тульской области от 02.12.2013 N695 ), осуществляющий контроль на территории субъекта или орган местного самоуправления (например, Контрольно-ревизионное управление Глазовской городской Думы, решением Глазовской городской Думы от 29.01.2014 N 403 ). Также ФАС рассматривает обращения Росатома, Роскосмоса и органа управления государственным внебюджетным фондом. Такие же полномочия накладываются на территориальные органы антимонопольных служб (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 ), но только на территории исполнения деятельности данного органа. Их контактные данные можно найти на web-сайте Федеральной Антимонопольной Службы
А если участник процедуры закупок будет осуществлять подачу в ФАС заявления, содержащее обжалование нарушений в ходе закупки, которая проводиться или проводилась путем совместных конкурсов, аукционов, запросов предложений, при этом заказчики организовавшие процедуру находятся в разных регионах и имеют разную подведомственность? Такая жалоба в ФАС будет рассматриваться в том антимонопольном органе, на чьей территории находиться место вскрытия, заявок в конвертах, в случае электронных заявок. При этом будет учитываться фактический адрес организатора. То есть место его нахождения, как в случае и с открытым аукционом. Антимонопольный орган, принявший для рассмотрения жалобу, уведомляет о принятии такого заявления все территориальные УФАС, к которым относятся все заказчики, организовавшие данную процедуру в течение 2-храбочих дней после дня получения жалобы. При этом ФАС России направляет уведомление в территориальные органы в течение двух рабочих дней после дня регистрации заявления по местонахождения заказчиков закупочных процедур о принятии жалобы к рассмотрению, содержащие доводы жалобы.
Чтобы не терять время на подачу жалобы в ФАС и безошибочно направить в тот самый территориальный орган, рекомендуется изучить соответствующие акты. Например, при подаче жалобы на действия или документацию судов (арбитражных судов) и системы Судебного департамента, необходимо изучить приказы ФАС от 12.08.08 г. N 304 «Об утверждении состава территориальных органов и центрального аппарата фас России, осуществляющих проверку деятельности судов (арбитражных судов) и системы судебного департамента по соблюдению законодательства о размещении заказов» и приказ от 24.02.09 г. N 112 «Об утверждении порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействия) судов (арбитражных судов) и системы Судебного департамента (проведения внеплановых проверок) при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
Какие документы прикладывать к жалобе
Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?
Как минимум, к жалобе нужно приложить:
- доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
- документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.
При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).
Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.
Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).
Примеры решений арбитражных судов по жалобам на ФАС
Рассмотрим несколько примеров, в которых арбитры принимали решения как в пользу заявителя, так и в пользу антимонопольного органа.
Закупка лекарственных препаратов в определенной упаковке
Заказчик запросил лекарственный препарат во флаконе, участник же, поставляющий его в ампулах, расценил это как нарушение конкуренции. ФАС приняла сторону поставщика, но заказчик обратился в суд и выиграл спор.
Арбитры определили, что в данном случае требование поставить лекарство во флаконе продиктовано необходимостью его дальнейшего хранения. Тогда как препарат в ампуле хранению не подлежит. Судьи указали, что требование к упаковке хоть и снижает в некоторой степени конкуренцию, но в целом способствует повышению эффективности использования препарата и экономии бюджетных средств. Сыграл роль и тот факт, что на процедуру было подано 7 заявок, в которых участники предлагали поставить товар именно во флаконах. Решение ФАС было отменено.
Закупка компьютеров и ПО
Заказчик включил в один лот компьютерную технику и программное обеспечение. Отдельные участники посчитали, что таким образом нарушается конкуренция. ФАС приняла решение в пользу поставщиков и аннулировала закупку, после чего заказчик обратился в суд.
Мнение арбитров не совпало с позицией ФАС. Судьи указали, что в данном случае программное обеспечение и компьютерная техника включены в один лот правомерно, поскольку являются функционально и технологически связанными объектами. Без ПО компьютеры надлежащим образом использовать не получится. В связи с этим суд отменил решение Антимонопольной службы.
Строительные работы и проектная документация
ФАС решила, что заказчик строительных работ при проведении конкурса нарушил пункт 1 части 1 статьи 50 закона 44-ФЗ, поскольку не разместил в ЕИС проектную документацию. Заказчик обратился в суд, но отстоять свою правоту ему не удалось.
Судьи указали, что на основании проектной документации определяется объем и содержание строительных работ, в том числе выбираются разного рода решения — технологические, функциональные, конструктивные и прочее — которые должны применяться в ходе реализации контракта. Поэтому проектно-сметная документация должна быть размещена в ЕИС в составе конкурсной документации. Поскольку заказчик этого не сделал, суд признал, что он нарушил закон о контрактной системе.
Когда могут отказать
Существует несколько причин, по которым могут отказать в рассмотрении заявления.
- Жалуется лицо, которое не участвовало в процедурах закупки. Фактически его права нарушены не были, поэтому рассматривать обращение не станут.
- Пропущены сроки. В таком случае обжаловать решение, действие или бездействие можно только в суде.
- В одном заявлении содержатся указания на нарушения по нескольким разным процедурам. В рассмотрении такого дела откажут, поскольку в одном заявлении должны содержаться противоправные факты только в ходе одной закупки.
- Обращение по тем же фактам уже было, и решение по нему вынесено.
Добавим, что каждый имеет право на защиту в суде. Обращаться с иском надо до истечения трех месяцев со дня, когда участник узнал о нарушении своих прав и интересов.
Чего требовать?
Статьей 106 закона 44-ФЗ установлено, какие права есть у антимонопольных органов в отношении заказчика, на которых подана жалоба. Исходя из этого, поставщику уместно требовать чтобы ФАС:
- приостановила процедуру определения поставщика либо отменила его результаты;
- провела внеплановую проверку закупочной деятельности заказчика;
- выдала заказчику предписание устранить нарушения.
Что касается последнего пункта, то оно может быть устранено, например, отменой заказчиком своего решения об отклонении заявки участника, внесением изменений в закупочную документацию и другими путями, в зависимости от типа допущенного нарушения.
Основные причины для подачи жалобы в ФАС
- Неправомерные действия конкурентов, которые способны ограничить ваши права.
- Неправомерное действие государственного заказчика, нарушающее действующее законодательство.
Вопросы, которые касаются содержания документации о положении закупки и правомерных требований, которые установлены к положению.
- Неправомерные действия государственных органов и сертификационных центров.
- Неправомерное действие или бездействие оператора электронной площадки.
- Другое несоблюдение, имеющее отношение к процедуре проведения торгов.
Подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу можно как в письменном, так и в электронном виде. При подаче жалобы необходимо учитывать, что жалоба может затрагивать только одну закупку. Если вы хотите обжаловать действия, бездействия заказчика или содержание в нескольких размещениях, то документы относительно каждого нужно составлять по отдельности.
Сроки обжалования решения антимонопольного органа
По закону срок обжалования решения антимонопольного органа составляет три месяца. За это время необходимо передать суду все документы. Если вы не успеете сделать это, то предписания ФАС придется выполнять в полном объеме.
На время рассмотрения этого дела предварительное решение службы приостанавливается, его не нужно выполнять, но если окончательное решение не изменится, то предписание вступит в законную силу сразу же после завершения судебного процесса.
Вести суд с антимонопольной службой непросто, но вероятность обжалования ее решения высока. Обратитесь к нашему опытному юристу, который специализируется на таких вопросах. Он знает антимонопольное законодательство, имеет достаточный опыт ведения дел. Сотрудничество ведется в атмосфере взаимопонимания и полного доверия. Только так можно добиться позитивного результата.
Как оформить жалобу в ФАС
Прежде чем обратиться в ФАС России, необходимо собрать максимум доказательств в обоснование своей позиции. Собранные доказательства должны подтверждать аргументы заявителя и указывать на наличие правонарушений.
Передача анонимной жалобы или жалобы без приложения документальных законодательств недопустима. Такое заявление будет отклонено без рассмотрения по существу. При подготовке документов следует соблюдать аккуратность и не торопиться. Невнимательность заявителя может сыграть на руку его оппонентам. Последние, как правило, заранее готовятся к защите собственных интересов и выстраивают свою доказательную линию.
Чтобы подать жалобу в ФАС, необходимо подготовить письменное заявление. Текст должен быть максимально подробным, а представленные в нем факты не могут противоречить друг другу. Если заявление готовит организация или индивидуальный предприниматель, то за его основу берут фирменный бланк. Под текстом должна быть не только подпись руководителя, но и печать ИП или предприятия.
При написании текста важно придерживаться хронологической последовательности событий, ссылаясь на законодательные нормы и имеющиеся доказательства. Заявитель также должен предоставить исчерпывающую информацию о собственной персоне, поскольку обращение, направленное анонимно, останется без рассмотрения
Реестр жалоб по Закону № 44
Федеральным законом № 44 предусмотрена необходимость включать в реестр жалоб следующую информацию: о подаваемых в контролирующие органы жалобах и принятых по итогам их рассмотрения решениях, о внеплановых и плановых проверках и принятых по их итогам решениях, а также о выданных предписаниях.
Размещаться реестр жалоб будет в ЕИС. Порядок ведения реестра, который включает, в частности, список размещаемой информации и сроки её размещения, будет утверждаться Правительством России.
Контрольный орган в области закупок в течение 2 дней (рабочих) с той даты, когда поступила жалоба, обязан разместить в информационной системе информацию, касающуюся поступления жалобы, а также её содержание, а затем направить заинтересованным лицам соответствующие уведомления. Информацию о решении, которое было вынесено в отношении жалобы, необходимо в течение 3 дней направить заинтересованным лицам и разместить на ЕИС в реестре жалоб.
Абонемент Школы электронных торгов – это доступ к вебинарам по торгам: по Законам № 44 и № 223 здесь все виды закупок, а также рекомендации экспертов-практиков.
Теги: жалоба в ФАС,
Количество просмотров: 1214
Рейтинг: 0/5 — 0 голосов
16 мая 2016
Чего требовать?
Статьей 106 закона 44-ФЗ установлено, какие права есть у антимонопольных органов в отношении заказчика, на которых подана жалоба. Исходя из этого, поставщику уместно требовать чтобы ФАС:
- приостановила процедуру определения поставщика либо отменила его результаты;
- провела внеплановую проверку закупочной деятельности заказчика;
- выдала заказчику предписание устранить нарушения.
Что касается последнего пункта, то оно может быть устранено, например, отменой заказчиком своего решения об отклонении заявки участника, внесением изменений в закупочную документацию и другими путями, в зависимости от типа допущенного нарушения.
Каковы сроки рассмотрения жалобы в ФАС по 44-ФЗ
Обращение, поданное в федеральную антимонопольную службу по 44-ФЗ, принимается либо отклоняется в течение двух рабочих дней с момента его поступления.
После этого заявитель и лицо, действия которого привели к составлению обращения по 44-ФЗ, получают уведомления о месте и времени проведения заседания. Также от них могут потребовать подать дополнительные документы, если проверяющие посчитают это нужным. Жалоба рассматривается максимум через 5 дней после ее принятия в присутствии сторон конфликта либо уполномоченных лиц. На заседании стороны могут приводить доводы, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента.
После заседания комиссии дается три рабочих дня, чтобы принять решение по вопросу. Далее последнее будет направлено представителям обеих сторон по электронной или обычной почте. Все решения ФАС по жалобам 44-ФЗ обжалуются только через арбитражный суд.
Кто вправе оформить жалобу по 44-ФЗ
Возможность обжаловать действия участников закупки доступна только пользователям, которые прошли регистрацию в ЕИС и не числятся в РНП (См. подробнее: “Как действовать, чтобы не оказаться в реестре недобросовестных поставщиков“). В течение первой половины срока подачи заявок они имеют право единоразово отправить претензию на содержание документов тендера. Согласно ч. 2 ст. 63 44-ФЗ, в качестве исключения выступают закупки строительства до 2 млрд рублей. В них рассматриваются жалобы, поступившие за 3 дня до завершения приёма заявок, по часовому поясу заказчика.
Подача ещё одной жалобы возможна после внесения изменений в закупку заказчиком.
По новым правилам, нарушения со стороны оператора ЭТП подлежат обжалованию в течение 30 дней после нарушения. В качестве доказательства ФАС принимает лишь запись экрана, сделанную Независимым регистратором.
Жаловаться на нарушения, совершенные после окончания срока подачи заявок и при рассмотрении заявок, могут только потенциальные победители — те, кто подал заявки.
Таким образом, необходимо быстрее знакомиться с условиями торгов и пакетом документации к ним, ведь жалобы принимаются только в первой половине периода отправки заявок.
Как оспорить решение ФАС в судебном порядке?
Если требуется оспорить постановление ведомства, то не обойтись без обращения с соответствующим иском в арбитражный суд.
Само заявление должно быть составлено в соответствии со статьей 199 АПК РФ. В нем указываются:
- сведения о заявителе (ФИО, место проживания, номер телефона);
- наименование подразделения ФАС, в которое осуществлялась подача жалобы;
- суть иска с обязательным наличием ссылок на нормативные акты;
- требование признать акт недействительным.
Допускается наличие приложений, которые подтверждают все указанные сведения и квитанция об уплате государственной пошлины.
Причины и последствия подачи неправомерной жалобы в ФАС раскрыты в видеосюжете ниже.
Следующая
СудОснования обжалования решения суда первой инстанции
Порядок обжалования результатов конкурса
Жалоба подается в ФАС:
- в печатном виде путем представления в канцелярию;
- в печатном виде путем направления по почте;
- в электронном виде путем направления на электронную почту территориального УФАС.
Жалоба в письменной форме подписывается руководителем организации либо уполномоченным представителем (с приложением доверенности).
Электронная жалоба подписывается цифровой подписью руководителя или представителя.
Важно! УФАС обязан рассмотреть жалобу в течение 2 рабочих дней с момента поступления. Если ФАС принимает жалобу, то обязан в течение 5 дней направить заявителю и заинтересованному лицу уведомление о назначении заседания комиссии УФАС
Госзаказчик вправе представить возражения к жалобе, а заявитель — дополнения к жалобе. Заявитель вправе отозвать жалобу до даты принятия решения
Если ФАС принимает жалобу, то обязан в течение 5 дней направить заявителю и заинтересованному лицу уведомление о назначении заседания комиссии УФАС. Госзаказчик вправе представить возражения к жалобе, а заявитель — дополнения к жалобе. Заявитель вправе отозвать жалобу до даты принятия решения.
В заседании члены комиссии заслушивают суть жалобы, возражения заказчика, изучают представленные документы, затем совещаются в отсутствие сторон и далее оглашают решение. Решение по жалобе обжалуется в Арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня принятия решения.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже
Когда подавать жалобу?
Если поставщик жалуется на положение закупочной документации, обращение в ФАС необходимо направить до окончания срока подачи заявок. Жалоба на действие либо бездействие заказчика или уполномоченных органов и учреждений подается не позднее чем через 10 дней после того, как в ЕИС размещен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, запросе котировок либо протокол запроса предложений. Если закупка проводится в форме электронного аукциона, то жалоба подается не позднее 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения его итогов.
Когда поставщик жалуется на нарушения, которые заказчик допустил при рассмотрении вторых частей заявок, подать жалобу необходимо до заключения контракта. А в том случае, если подается жалоба на решение ЭТП, связанное с аккредитацией участника, то с момента обжалуемых действий до подачи жалобы не должно пройти более 30 дней.
Если указанные сроки прошли, то поставщик может обращаться только в суд.
Судебная защита
Податель жалобы может одновременно с жалобой, поданной в административном порядке, обратиться также и за судебной защитой, а может вместо этого сразу пойти в суд.
1. Истец не обращался с жалобой в административном порядке, а сразу подал заявление в суд.
Этот вариант может нести в себе .
В этом случае обжаловать нужно действия , поэтому он и будет выступать ответчиком.
2. Истец обращался с жалобой в административном порядке, ему отказали, и поэтому он обжалует одновременно нарушение порядка проведения закупок и отказ в удовлетворении жалобы.
В случае, когда податель обратился с жалобой в административном порядке и в ее удовлетворении было отказано, при обращении в суд следует оспаривать непосредственно сами действия (бездействие) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, с которыми не согласен участник закупки.
Обращаясь в суд с требованием о признании действий (бездействий) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, незаконными, его необходимо соединить с требованием об обжаловании решения об отказе в удовлетворении жалобы.
Это связано с тем, что ответчик по делу в случае, если решение об отказе в удовлетворении жалобы не было обжаловано, может ссылаться на это обстоятельство как доказательство законности своего поведения. Не исключено, что и суд может использовать его как один из аргументов при вынесении решения по делу. В связи с этим обжаловать следует и действия (бездействие) и решение об отказе в удовлетворении жалобы.
В этом случае решение об отказе в удовлетворении жалобы принимает административный орган (например, антимонопольный орган), соответственно, он и будет ответчиком. Одновременно с требованием о признании недействительным решения административного органа нужно указать требование о нарушении порядка проведения закупки. Такое требование будет уже направлено к (чаще всего это заказчик). Таким образом, ответчиком по делу будут как минимум два субъекта: административный орган и лица, которые нарушили права заявителя.
Иски о признании незаконными действий (бездействий) и решений заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии рассматриваются по правилам главы 24 Административного процессуального кодекса РФ.
В заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение прав истца, какие неблагоприятные последствия у него возникли, почему он считает, что противоправным поведением ответчика нарушаются его права, какие обязательные требования были нарушены (п. 1 ст. 198 АПК РФ).
Такое заявление может быть подано в трехмесячный срок с момента, когда заявитель узнал о нарушении своего права, при этом по уважительным причинам срок для обращения в суд может быть восстановлен (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Рассматривать такое заявление суд будет не более трех месяцев. Указанный срок может быть продлен до шести месяцев (п. 1 ст. 200 АПК РФ).
3. Истец не обжалует нарушение порядка проведения закупок, а обращается с иском о признании процедуры закупки недействительной.
В главе 6 Закона № 44-ФЗ речь идет о возможности судебного оспаривания действий (бездействия) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, и ничего не сказано по поводу возможности признания самой процедуры закупки недействительной.
Несмотря на это такой иск может быть предъявлен по общим правилам, указанным в статьях 447–449 Гражданского кодекса РФ.
Важно отметить, что с 1 июня 2015 года в Гражданском кодексе РФ статья 449 полностью изменилась. Теперь заинтересованное лицо в течение одного года со дня проведения торгов может обратиться с иском о признании торгов недействительными
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса РФ
Теперь заинтересованное лицо в течение одного года со дня проведения торгов может обратиться с иском о признании торгов недействительными. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса РФ.
Законодатель установил случаи, когда торги признаются недействительными (ст. 449 ГК РФ). А расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, несут лица, допустившие нарушения.