Лесной фонд
Содержание:
- Какие земли относятся к лесному фонду
- Строительство
- Похожие термины:
- Что такое лесная амнистия
- Когда и кому можно передавать ЗЛФ
- Состав
- Аренда лесного участка
- Охрана земель лесного фонда. Ответственность за лесонарушения
- Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
- Перевод земель лесного фонда в другую категорию
- Ресурсы данной области
Какие земли относятся к лесному фонду
Существует три категории территорий лесного фонда. Состав земель первой из них:
- берега рек, других водных объектов, защищенные зоны мест обитания ценных промысловых рыб, государственные лесополосы;
- участки, расположенные возле автомобильных и железнодорожных магистралей, находящиеся в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах;
- природные памятники, территории национальных парков, заповедников;
- находящиеся под санитарной охраной курортов (первой и второй зон);
- площади для восстановления лесов;
- территории с ценными породами деревьев, плодовых насаждений.
Вторая категория земель объединяет в себе территории лесных зон, располагающихся в местностях с высокой плотностью населения и выполняющих защитную функцию. Также к этому типу относятся древесные насаждения, которые находятся в субъектах государства, испытывающих нехватку энергетических ресурсов.
Земли третьего типа — это региональные массивы, имеющие эксплуатационное значение. Они делятся на два вида:
- освоенные;
- резервные.
Строительство
На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:
- сторожки и иные строения подобного рода;
- туристические лагеря;
- физкультурные комплексы;
- оздоровительные санатории.
Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.
Перевод в земли населенных пунктов
Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.
Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.
Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.
Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:
- когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
- при изменении черты поселений;
- в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
- при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
- при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
- при потребности в землях в оборонных целях и пр.
Выписаться из квартиры и прописаться в другую можно достаточно просто, нужно собрать необходимый пакет документов и обратиться в соответствующие органы.
Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.
Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.
Кто может заявить о переводе земель?
Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:
- ходатайство от заявителя;
- паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
- акт выбора ЗУ лесного фонда;
- решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
- акт натурного техобследования участка лесного фонда;
- расчет размера потерь лесного хозяйства;
- схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
- справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
- заключение экологической экспертизы;
- выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.
Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).
Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.
В завершении Минприроды подготовит резолюцию о переводе земли из лесного фонда в другую категорию.
Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:
- Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
- Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
- Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
- По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.
Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.
Оформление лесного участка в собственность также невозможно: он может принадлежать только федеральным и региональным властям.
В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.
Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей
Похожие термины:
-
земли, покрытые лесом, а т.ж. не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
-
линии, определяющие пределы лесного фонда.
-
К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 N 22-ФЗ, ст.9
-
участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, границы которого обозначены в натуре специальными знаками и указаны в планово-картографических материалах (лесных
-
Информация о лесном фонде включает в себя данные государственного учета лесного фонда, данные государственного лесного кадастра, мониторинга лесов, лесоустройства и иные данные, полученные феде
-
одна из специфических разновидностей аренды, форма использования лесных ресурсов. Основанием возникновения права пользования участками лесного фонда на условиях аренды выступает договор аренд
-
один из видов лесопользования в РФ. Согласно ст. 37 ЛК по договору К.у.л.ф. одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от 1 года до 9 лет право безвозмездного пользования на определенн
-
леса, расположенные на землях обороны, землях городских поселений -городские леса, землях сельских поселений.
-
1) вид прав пользования участками лесного фонда; 2) право возмездного пользования участком лесного фонда на условиях договора К. на срок от одного года до 99 лет.
-
степень пожарной опасности территории лесного фонда, обусловленная преобладающими на ней типами леса и лесных участков, их природными и другими особенностями, определяющими состав, количество и
-
По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от одного года до сорока девяти лет право возмездного пользования на определенных условия
-
Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, на следующих правах пользования: аренды, безво
-
Сторонами договора концессии участка лесного фонда являются Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответств
-
По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозм
Что такое лесная амнистия
Земля, правовой статус которой определен положениями ЛК РФ, может быть оформлена (согласно закону № 280 от 29.07.2017) в собственность по лесной амнистии. В таком случае будут разрешены противоречия о принадлежности участка, существующие между лесным реестром и ЕГРН.
Действие этого закона распространяется на участки, данные о которых были закреплены в ЕГРН до 2020, в результате чего они числились сразу в двух реестрах. Теперь такие территории можно оформить как земли поселений со всеми идущими отсюда последствиями. Прежде всего этой возможностью могут воспользоваться дачники, огородники и садоводы, чьи владения оказались по каким-либо причинам наложены на участки лесов, что явилось препятствием для их регистрации как собственности.
Чтобы воспользоваться амнистией, заинтересованный гражданин должен обратиться в межведомственную рабочую группу при региональном комитете лесхоза, предоставив следующие бумаги:
- заявление;
- документы, подтверждающие его права на участок;
- выписку из ЕГРН;
- другую документацию в зависимости от конкретной ситуации.
Амнистия имеет ограниченный период действия. Оформить землевладение в собственность необходимо до 2023 года.
Когда и кому можно передавать ЗЛФ
Как упоминалось выше, ЗЛФ не могут находиться в частной собственности – их владельцем в подавляющем большинстве случаев является либо государство, либо регион или муниципалитет, если это право передано им нормативным актом или иным законным основанием.
О том, как оформить в собственность земли лесного фонда путем их перевода, мы расскажем ниже.
Кроме того, ст. 9 ЛК позволяет передавать лесные земли в постоянную эксплуатацию гражданам и организациям, которые намереваются использовать лес, например, для коммерческой деятельности. Это возможно на основании:
- права постоянного пользования;
- аренды земельных участков;
- сервитута, в том числе публичного;
- права безвозмездного пользования;
- концессионного соглашения.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Аренда наделов лесфонда
Правила аренды участков лесного фонда установлены в гл. 6 ЛК. В соответствии со ст. 71 ЛК, арендовать надел могут как граждане, так и организации. Передача в пользование на этом основании осуществляется по договорам аренды, которые заключаются в общих случаях на срок от 10 до 49 лет (ст. 72 ЛК).
Обычно соглашение составляется с победителем торгов, которые проводятся в форме аукциона по правилам, установленным Методическими рекомендациями, утв. . В документе оговариваются случаи, когда договор можно заключить без проведения торгов.
Перед тем как взять в аренду ЗЛФ, заинтересованное лицо обращается к организатору торгов, владельцу земли или уполномоченной им торгующей организации, с заявкой. Ее можно составить в свободной форме, но обязательно указать:
- наименование лица, желающего взять участок в аренду;
- его анкетные и прочие данные;
- место расположения участка;
- место жительства заявителя.
К заявлению нужно приложить минимальный список документов:
- удостоверение личности заявителя;
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП для юрлиц и ИП соответственно;
- квитанцию, подтверждающую внесение задатка в размере от 10 до 100% от начальной стоимости аренды.
Начальная цена определяется на основании рекомендаций правительства, а конечная – по результатам торгов.
Одного лишь заключения договора аренды недостаточно для использования ЗЛФ. Арендатор должен разработать проект освоения лесов на арендованных участках лесного фонда и получить по нему положительное заключение.
Право пользования ЗЛФ
Помимо аренды, согласно ст. 71 ЛК, ЗЛФ могут передаваться:
- организациям – на праве постоянного или безвозмездного пользования. Постоянное бессрочное пользование ЗЛФ, в соотвествии со ст. 39.9 ЗК, допускается на основании решения ответственного государственного органа. Такие участки передаются только:
- органам власти и государственным учреждениям;
- казенным предприятиям;
- центрам исторического наследия.
- физическим лицам – на праве безвозмездного пользования.
Иногда госорган устанавливает платежи за пользование лесным фондом, но ЗЛФ можно передать и в бесплатное пользование гражданам и организациям на основании договора. Согласно ст. 39.10 ЗК, или могут быть:
- религиозные организации;
- граждане, жалеющие вести сельскохозяйственную деятельность, в том числе пчеловоды на срок не более 5 лет;
- некоммерческие организации;
- лица, отнесенные к коренным народам Севера, и так далее.
Передача на основе концессии
В соответствии со ст. 11 , лесной участок получит концессионер на праве аренды, если надел нужен ему для создания объекта или осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Касается это только проектов, связанных с возведением или эксплуатацией:
- гидротехнических сооружений;
- объектов портовой инфраструктуры;
- линий связи и электропередач;
- дорожной инфраструктуры;
- сооружений для ведения сельхоздеятельности;
- физкультурно-оздоровительных и спортивных проектов и некоторых других.
В рамках концессии, например, при создании физкультурно-оздоровительного центра, можно построить спальный корпус на земле лесного фонда или иное жилое сооружение.
Состав
К нему относят лесные, нелесные земли и сами леса. Границы устанавливаются законодательно (земельным и лесным кодексами) – ЛК Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017). Исключение составляют лесонасаждения, располагающиеся на землях с/х назначения, водного фонда, городских и других населенных пунктов, а также на землях обороны.
Исходя из выполняемых функций, хозяйственного значения, местоположения классифицируется на 3 группы. Это лесонасаждения:
- Национальных парков, природных памятников, заповедников, в которых допустимы только санитарные и уходовые рубки, выполняющие различные санитарные и оздоровительные, защитные и водоохранные функции, где допускаются лесовосстановительные рубки. Их разделяют по категориям защиты.
- В районах с хорошо развитой сетью наземного транспорта, где высока плотность населения, а биоресурсов недостаточно. Лесопользование должно осуществляться в ограниченном режиме.
- Многолесных регионов – именно они в основном отвечают потребностям в древесине. Требуют сохранения экологических функций. Делятся на основные и резервные (заготовка в ближайшие 20 лет там не планируется).
Нелесные земли – просеки, дороги, болота и т. д.
Аренда лесного участка
Оформление лесных участков в аренду в отличие от других оснований использования лесов, как правило, имеет целью осуществление предпринимательской деятельности.
Предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ.
Если иное не установлено ЛК РФ, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Арендаторы лесных участков получают участок для одной или нескольких целей, предусмотренных Статьей 26 ЛК РФ.
Объектом аренды могут быть лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет. В случаях использование лесов для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства, срок аренды лесного участка составляет от двадцати до сорока девяти лет.
Срок договора аренды лесного участка, используемого для выполнения работ по геологическому изучению недр или для разработки месторождений полезных ископаемых; а также для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается равным до сорока девяти лет. Также на срок до сорока девяти лет без указания нижнего предела возможна аренда лесного участка для заготовки древесины.
Аренда участков лесного фонда для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, портов, терминалов, причалов, а также для переработки древесины и других лесных ресурсов возможна на срок от одного года до сорока девяти лет.
Арендная плата за лесные участки устанавливается в соответствии со Статьей 73 «Арендная плата» ЛК РФ.
Охрана земель лесного фонда. Ответственность за лесонарушения
Ответственность за лесонарушения предусмотрена в главе 13 Лесного кодекса РФ. Согласно этой главе выделяется три вида ответственности:
- административная;
- уголовная;
- изъятие лесопродуктов, полученных в результате нарушения;
- возмещение ущерба.
Административная/уголовная ответственность наступает и реализуется с соблюдением всех норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. При этом согласно статье 99 Лесного кодекса России понесенное наказание не может освободить нарушителя от возмещения ущерба.
Так, если действия гражданина стали причиной пожара и выгорания существенной части леса, то он понесет не только уголовную или административную ответственность (в зависимости от обстоятельств дела), но и будет обязан возместить (например, путем принудительных работ) принесенный им ущерб лесным участкам земель.
Изъятие заготовленных в результате нарушений лесопродуктов и орудий, которые способствовали их добыче, осуществляется в рамках статьи 99.1 Лесного кодекса РФ. Вся древесина, транспорт и средства для добычи древесины изымаются (конфисковываются) безвозмездно в пользу государства.
При этом нарушителей также никто не освобождает от принудительного возмещения ущерба, который причинили его действия лесным земельным участкам. Например, если в ходе незаконной вырубке леса, организацию наказали не только изъятием, но и уголовно, представитель организации (руководитель) обязан будет возместить ущерб или в денежном эквиваленте, или в натуре (путем, например, посадки насаждений, которые его организация уничтожила).
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
Лесной фонд занимает более трети территории Российской Федерации. Правовой режим лесного фонда и занимаемых им земель детально регулируется ЛК РФ, принятым Государственной Думой 22 января 1997 г
Он осуществляет регулирование лесных отношений с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, как о природном объекте, имеющем важное экологическое, экономическое и социальное значение
Объектами лесных отношений закон называет лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, леса, не входящие в лесной фонд, древесно-кустарниковую растительность и земли лесного фонда.
Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Федерации.
Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом (ст. 19 ЛК РФ).
Рассмотрим состав объектов лесных отношений.
Лесной фонд. Все леса, за исключением лесов, распо- ложенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда образуют лесной фонд: Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр (п. 1, 2 ст. 101 ЗК РФ).
Земли лесного фонда. В этот фонд входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям отнесены земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибший древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). Под нелесными землями понимаются земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Участки лесного фонда. Это — участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохо- зяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
Леса, не входящие в лесной фонд. Это леса, расположенные на землях обороны и городские леса.
Древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд, признается древесно-кустарниковая растительность, находящаяся на:
- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
- землях транспорта (на полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
- землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
- землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий.
Перевод земель лесного фонда в другую категорию
Поймите, что далеко не всегда получается перевести земли лесного фонда в другие категории земель. Для положительного результата требуется получить особый документ от Правительства РФ, в котором указывается возможность осуществления перевода из лесного фонда в другую категорию конкретного участка лесного массива.
Инициировать процесс смены категории земли могут следующие лица:
- Юридические;
- Физические;
- Администрация поселения, которая на основании генерального плана застройки претендует на расширении территории поселения.
Первоначально подаются следующие бумаги в Правительство РФ:
- Обращение к Правительству России о переводе земель лесного фонда в другую категорию в отношении конкретного участка лесного массива;
- Копию удостоверения личности для физического лица, выписку из ЕГРЮ для юридического лица;
- Справка о владельцах права распоряжаться данным участком из ЕГРП;
- Кадастровый план участка лесного фонда, составленного в соответствии с данными лесоустройства на территории, список сооружений и возведенных конструкций на участке;
- Акта выбора участка лесного фонда;
- Документ, содержащий письменное решение специального федерального органа по лесоустройству в отношении вышеназванного акта;
- Расчет потерь лесного хозяйства в случае перевода земли из лесного фонда в иной;
- Детальный проект возводимого сооружения, которое должно быть размещено на территории, переводимой из лесного фонда в другую категорию землепользования. Данный проект должен быть согласован уполномоченными представителями органов по градостроению и архитектуре;
- Документ, полученный от исполнительной власти, о том, что по итогам геодезических работ и разведки ископаемых ресурсов, полезных и ценных пород не найдено в пределах данного участка;
- Если есть данные о наличии ресурсов на участке, то необходимо получить разрешение на их промышленную разведку и разработку;
- Разрешительный документ из органов государственной экспертизы по экологии и состоянию окружающей среды на перевод земли из лесного фонда. В документе должно быть обоснован факт отсутствия последствий для окружающей среды после вырубки лесного массива;
- Составленный Правительством РФ проект постановления о переводе земель лесного фонда в иную категорию;
- Дополнительная документация, которая требуется в данном случае в отношении конкретной категории земли, в которую осуществляется перевод земель лесного фонда.
Поймите, что такой процесс сложно осуществить без помощи специалиста, не каждый юрист возьмется за такую работу. Можно несколько лет заниматься процессом перевода земель лесного назначения в другие виды землепользования, но результат может быть отрицательным.
Причиной этого чаще всего становится постоянно усиливающийся контроль над землями лесного фонда со стороны государства.
Кроме этого, имейте в виду, что придется оплатить нанесенный ущерб лесному хозяйству, если получится перевести земли лесного фонда в иную категорию.
Делая вывод, отметим, что изменения в градостроительном, лесном и земельном кодексе привели к тому, что полномочия местного самоуправления в отношении территории поселения сильно сократились.
Это, в свою очередь, привело к сокращению коррупционных неправомерных сделок в отношении территории лесного фонда. Такая работа государственных органов власти приводит к сохранению и защите леса и природных ресурсов.
Ресурсы данной области
Россия обладает 2/3 запаса бореальных (таежных) лесонасаждений мира, что имеет большое значение для экологии всей планеты, так как они, регулируя условия окружающей среды, предохраняют ее от возможных изменений климата.
Главная особенность распределения ресурсов этой области – неравномерность: 80% доводится на Сибирь и Дальнего Восток, 20% – на европейскую часть, которая ближе к потребителю и имеет преимущество по обеспечению населения лесоматериалами.
В РФ в целом используют только 65% площадей лесов в защитных (малолесные районы) и сырьевых (многолесные освоенные) целях.
Качественный состав довольно высокий – около восьмидесяти процентов составляют хвойные породы, которые дают древесину лучшего качества и более долговечные, двадцать процентов – лиственные.
Из-за пожаров, вырубок, загрязнений окружающей среды (кислотные дожди, выбросы электро- и гидроэлектростанций) каждый год теряется только в Сибири более 15 млн га лесонасаждений.
По мнению многих специалистов, в России недостаточно рациональное использование ресурсов в этой области из-за того, что вырубленные площади не восстанавливаются в должной мере. Наряду с этой, существует проблема незаконной вырубки. Преступления в сфере экологии сейчас очень распространены, а борьба с ними находится на низком уровне.
В современном мире важное место отводится разработке и развитию новых технологических процессов, способных заметно сократить, а впоследствии полностью устранить потери при добыче, переработке и расходовании резервов данной области