Фонд перераспределения земель: значение, принципы пополнения, правовой режим

Проект

Проект готовится с целью упорядочения применения данных земель юрлицами и физлицами, а также для более успешного порядка образования земельных наделов. Для его создания используется правовая, техническая и экономическая документация. Делаются расчеты, описание и планы проектов. Каждое мероприятие необходимо обосновать. План состоит из следующих этапов:

  1. Предварительные работы.
  2. Разработка.
  3. Согласование.
  4. Утверждение.
  5. Образование землеустроительного дела.
  6. Передача заказчику с направлением копии в госорганы.

Проект согласуется с местными властями, кадастровой службой и иными государственными структурами.

Что такое перераспределение

Рассматриваемая процедура может проводиться между собственниками земельных наделов, граничащих друг с другом. При ее проведении старые участки прекращают существование, но при этом образуются новые. Они могут отличаться конфигурацией, площадью или другими параметрами. Изменение земельных участков путем перераспределения обычно используется, когда оба владельца в итоге получают более удобные для ведения деятельности наделы.

Земельный кодекс указывает, что если до перераспределения земельных участков те находились в частной собственности, то после проведения процедуры право владения землями останется у собственников. Администрацией может производиться и перераспределение земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности. Условия, без соблюдения которых перераспределение земельных участков невозможно перечислены ниже.

  1. Территории, подвергающиеся преобразованиям, должны быть смежными.
  2. Ни на один из участков не должны быть наложены какие-либо штрафные санкции. Также площади не должны значиться под арестом.
  3. Земли прошли регистрацию в Кадастровой палате.
  4. Перераспределение земельных участков может производиться, только если они относятся к одному административному округу. Муниципальные границы не могут изменяться в результате проведения этой операции.
  5. Вся территория имеет одинаковое целевое назначение.
  6. У владельцев будет доступ к своим новым землям через территории общего пользования или на основе сервитута.

Если наделы не имеют точной разметки, то их границы потребуется обозначать заново. Соглашение о перераспределении земельных участков не заключается, если процедура проводится по решению суда. Ситуации, требующие создания новых земельных участков рассматриваемым образом возникают довольно редко. Самый простой пример: владельцы смежных земель не удовлетворены конфигурацией своих территорий. Тогда они заключают взаимовыгодную договоренность об изменении границ, чтобы вести свою деятельность более эффективно или удобно.

Добиться того же результата можно и другим способом. Для этого потребуется объединение двух земельных участков и их дальнейшее деление на подходящие территории. Но этот вариант занимает гораздо больше времени и потребует лишних затрат. Перераспределение земельных участков позволяет осуществить всю процедуру в один шаг без больших денежных затрат.

Учёт земельных участков

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 31 марта 2015 года

Каждый земельный участок, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неповторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учётный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом регистрации прав. Все земельные участки, независимо от форм собственности, подлежат государственному кадастровому учёту. 1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которым создаётся единый систематизированный свод сведений о недвижимом имуществе. Объектами государственного кадастрового учёта являются земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершённого строительства.

Согласно вышеназванному Закону кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учёт объекта недвижимости, например, земельного участка), прекращением его существования (снятие с учёта объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках земельного участка:

  • кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
  • описание местоположения границ;
  • площадь;
  • ранее присвоенный государственный учётный номер;
  • категория земель и разрешённый вид использования (РВИ) земельных участков;
  • описание границ земельных участков, их отдельных частей;
  • кадастровый номер иного объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости, если последний являлся объектом недвижимости, из которого образован иной объект недвижимости;
  • зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
  • сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;
  • кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства, если объектом недвижимости является земельный участок;
  • адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости;
  • сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объёме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка
  • почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости или с лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования;
  • сведения о кадастровом инженере, выполнявшем кадастровые работы в отношении объекта недвижимости;
  • сведения о прекращении существования объекта недвижимости, если объект недвижимости прекратил существование.

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ). Они в основном используются сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством товарной сельскохозяйственной продукции.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, залежи, земли,занятыемноголетниминасаждениями(сады, виноградники и др.), имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья. К их числу относятся прежде всего сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний районный уровень.

Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, не пригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель худшего качества по кадастровой стоимости.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Этот фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд при добровольном отказе от земельного участка либо при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных федеральными законами. В него также включаются земельные участки, когда нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял земельный участок в наследство, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства на земельный участок.

В ЗК РФ предусматривается целевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Они могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

Субъектами использования сельскохозяйственных земель признаются:

  • граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  • хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
  • некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  • казачьи общества;
  • опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательные учреждения;
  • общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Расчет снижения инвестиционных рисков сельскохозяйственного производства по проекту перераспределения земель сельскохозяйственной организации ОАО «Радуга» Тамбовского района Тамбовской области (таблица рассчитана по показателям экспертной оценки), %

    Вид риска   
     Доля      капитала,  подверженного    риску    
  Вероятность   риска, на год землеустройства
  Вероятность      риска по       проекту    землеустройства
  Доля риска в  общем капитале     на год    землеустройства
  Доля риска в  общем капитале   по проекту  землеустройства
Снижение  доли   риска в  общем капитале
Риски           устойчивости    землепользования
      25     
       20      
       2       
       5       
      0,5      
   4,5  
Риски           добросовестного приобретателя   
     100     
        5      
       5       
   5    

В табл. 1 доля рисков в общем капитале (ДРК) рассчитывается по формуле:

    ДРК = ДК x ВР,                                                      (1)

где ДК — доля капитала, подверженного риску; ВР — вероятность риска.

Из табл. 1 видно, что доля риска неопределенности форм и условий распоряжения землей снижена в 10 раз, а доля риска добросовестного приобретателя полностью убрана, тем самым общая доля рисков в общем капитале снижена в 20 раз с 10 до 0,5% от размера инвестиции.

Снижение инвестиционных рисков будет способствовать снижению страховых фондов и тем самым повышает ожидаемую доходность инвестиций. Расчет повышения ожидаемой доходности инвестиций приведен в табл. 2.

Таблица 2

Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан им в собственность местными органами самоуправления (местными администрациями), в ведении которых находятся сельскохозяйственные земли. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. В настоящее время действует Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Личное подсобное хозяйство ведется гражданами или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для личного подсобного хозяйства.

Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены для этих целей.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельные участки в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств

Крестьянское (фермерское) хозяйство признается в законе самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков (п. 1 ст. 1 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Для ведения предпринимательской аграрной деятельности крестьянское хозяйство в установленном законом порядке приобретает земельные участки не свыше норм, установленных законодательством субъектов Федерации.

Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей закон признает за дееспособным гражданином, достигшим 18-летнего’ возраста, имеющим опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедшим специальную подготовку. При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи остальные члены семьи самостоятельно принимают участие в его деятельности в порядке полной или частичной занятости.

Земельными участками крестьянские хозяйства наделяются по двум вариантам. Первый активно использовался в ходе осуществления земельной реформы в первые годы ее проведения. Законом было разрешено членам колхозов, работникам совхозов без их согласия выйти из названных хозяйств и создать крестьянское (фермерское) хозяйство. Выходящим из колхозов и совхозов выделялось имущество и земельные участки сельскохозяйственного назначения. Заявление начинающего фермера вместе с протоколом или приказом руководителя сельскохозяйственной организации и представлением сельской, поселковой администрации передавалось на решение районной администрации, которая принимала решение в месячный срок. Отказ в предоставлении земельного участка разбирался в судебном, порядке. Земельный участок крестьянину-фермеру выделялся из земель хозяйства в размере среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность гражданам. Сверх этой нормы крестьянское хозяйство могло приобрести дополнительно земельный участок за плату либо на праве пожизненного наследуемого владения или в аренду из земель, находящихся в ведении местной администрации.

По второму варианту земельные участки получали граждане, изъявившие желание перейти на работу в сельское хозяйство (переселенцы и др.). Для организации крестьянского (фермерского) хозяйства они подавали заявление непосредственно в районную администрацию. Земельные участки в установленных размерах бесплатно выделялись им из специального фонда перераспределения земель, создаваемого в ходе земельной реформы.

В действующем законодательстве нет четкого ответа на вопрос: кто является собственником земельного участка, принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству, — само хозяйство, его глава или все члены данного хозяйства?

Гражданам, ведущим крестьянское хозяйство, предоставлены следующие земельные права:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле; возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения;
  • в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями;
  • совершать разрешенные земельным законодательством сделки по поводу земли (обменивать, сдавать в аренду, передавать по наследству, продавать, сдавать в залог и др.);
  • право собственности на произведенные на земельном участке посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, полученную продукцию и доходы от ее реализации;
  • в случае выкупа для государственных и муниципальных нужд право на получение полной стоимости земельного участка, включающую возмещение затрат и убытков, в том числе упущенную выгоду.

Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства, обязан:

  • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее -плодородие, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
  • своевременно вносить земельный налог и арендную плату;
  • своевременно предоставлять установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель, а также сведения, необходимые для ведения земельного кадастра;
  • возмещать в установленном порядке ущерб за снижение плодородия почв, допущенного по его вине.

Специфика правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим использования сельхозземель регламентирован Гражданским и Земельным кодексами, а также Законом РФ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Примечательно, что под регулятивное воздействие последнего не подпадают участки предоставленные под личное подсобное хозяйство, гаражное строительство, а также те, на которых размещена недвижимость.

Основные положения, отображающие специфику правового режима сельхозземель:

Сохранение целевого использования участков сельхозназначения.

Принцип оговорен ст. 1 вышеназванного Закона № 101-ФЗ и во многом декларативен. Прямого запрета на смену целевого назначения и/или разрешенных способов использования в отечественном законодательстве нет.

Исключение: продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по муниципальному району либо городскому округу признаются особо ценными. В отношении таких земель может быть принято решение о недопустимости их использования для целей, не связанных с производством сельхозпродукции (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).

Установление граничной площади сельхозугодий, расположенных на территории муниципального района/округа, могущих находиться в собственности одного лица.

В силу п. 2 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ ограничение определяется региональным законом, однако не может быть меньшим 10% сельхозугодий соответствующего района/округа.

Возможность установления минимальной площади участков сельхозназначения региональным законом.

Это право, а не обязанность региональных властей (п. 1 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ). Если лимит установлен, он должен равняться минимальной площади участка, предоставляемого для ведения фермерского хозяйства (п. 1 ст. 19.1 того же Закона). Представители аграрной науки ратуют за установление минимальных размеров участков сельхозназначения повсеместно. Мотивация: дробление сельхозугодий сводит к минимуму возможности рационального землепользования.

Запрет передачи сельскохозяйственных земель в собственность иностранцам, иностранным компаниям.

Ограничение распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированных на территории РФ, если хотя бы 50% их статутного фонда находятся в собственности иноземных лиц или компаний. Примечательно, что иностранцы и иностранные компании вправе получать сельхозугодья в аренду.

Установление за публичными образованиями (субъектами РФ, а в случаях, оговоренных региональным законом, муниципалитетами) права приоритетного выкупа сельхозугодий на случай их продажи.

Во всех случаях, кроме продажи сельскохозяйственных земель с торгов их собственник обязан уведомить компетентный орган о факте продажи, объекте договора и продажной цене. Если в течение 30 суток поступил отказ либо уведомление было проигнорировано, продавец вправе заключить договор с выбранным им покупателем.

Договор, заключенный с нарушением права приоритетного выкупа, никчемен. Сегодня случаи использования публичными образованиями права приоритетного выкупа в России редки.

Глава III Федерального закона РФ № 101-ФЗ посвящена обороту долей в праве общей собственности на участки сельхозназначения. Законодатель не решился императивно установить минимальные площади участков сельхозназначения для обеспечения рационального землепользования и планирования мероприятий по поддержанию и восстановлению плодородия почв. Однако он разными способами предотвращает их дробление.

Одним из них можно считать признание оборотоспособности долей без выделения участков в натуре. Долю можно продать, подарить, обменять, передать в залог или ипотеку. Сложилась судебная практика, в рамках которой собственникам малозначимых долей сельскохозяйственных участков судьи отказывали в выделении доли, назначая соразмерную компенсацию.

Цели создания фонда

Фонд перераспределения земельных участков был создан с целью организации государственных территорий конкретно сельскохозяйственного значения. Ключевым фактором в этом вопросе является показатель целевого назначения земель.

Если есть основания для исключения земельного участка и включения его в актив распределительного фонда, то территория не теряет целевого назначения по причине продолжения использования ее для потребностей сельского хозяйства, но после того, как определился собственник или арендатор.

Госфонд перераспределения земель создавался для того, чтобы рационально и грамотно разделить между юридическими и частными лицами все земельные активы. Главная задача — распределить территории для гарантированного соблюдения правил целевого использования.

Перераспределение необходимо для дальнейшей организации хозяйственной деятельности, проведения фермерских работ, расширения сельскохозяйственной деятельности, организации личных подсобных хозяйств, огородничества и садоводства.

Что такое сельскохозяйственные угодья?

К пашне принадлежат все распаханные и вновь осваиваемые земли. На выращивание культур, возделываемых на пашне, затрачиваются труд, семена, удобрения, нефтепродукты и т. д. Эти затраты должны окупаться получаемой продукцией.

Выход продукции в расчёте на 1 га пашни является наиболее высоким по сравнению с другими видами сельскохозяйственных угодий. В следствие этого необходимо использовать ее наиболее эффективно, не допуская уменьшения размеров, а при возможности принимать меры к их увеличению.

Многолетние насаждения — это земли занятые древесными, кустарниковыми или травянистыми многолетними растениями, предназначенными для получения плодово-ягодной, технической или лекарственной продукции, а также декоративного оформления территорий. Из этого вида сельхозугодий выделяют сады, ягодники, плодовые питомники, плантации.

Сенокосы — это сельскохозяйственные угодья, постоянно занятые многолетними травами, систематически скашиваемыми для заготовке сена. Подвиды сенокосные угодий: заливные суходольные, заболоченные. Заливные и суходольные сенокосы могут быть улучшенными: после коренного (с разделкой дернины) или поверхностного (без разделки дернины) улучшения. Пастбища — это сельскохозяйственные угодья, постоянно занятые многолетними травами и систематически используемые в основном для выноса животных. Пастбища бывают суходольными и заболоченными, а те и другие могут быть чистыми, покрытые кустарником и древесной порослью, кочковатые, а суходольные еще и улучшенными. Для выпаса скота используются также долголетние культурные пастбища — создаваемые на пахотных, сенокосных и пастбищных угодье после коренного их улучшения.

Залежи — это сельскохозяйственные угодья, которые прежде были пахотными, но более года не использовались для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлены под паровое поле. Залежи подразделяются на подверженные эрозии, каменистые, закустаренные и т.п.

Перевод сельскохозяйственных земель в категорию земель для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Кроме сельскохозяйственных угодий сельскохозяйственные предприятия располагают значительными площадями других видов земельных угодий, не используемых для получения продукции. В состав таких угодий входят леса и прочие покрытые лесом земли, кустарники, болота, пруды, водоёмы, так называемые неудобные земли (солонцы, сильно выщелоченные и смытые земли, каменистые и т. д.).

Многие из перечисленных земельных угодий обладают потенциальной возможностью превращения в ценные виды сельскохозяйственных угодий – пашню, сады и виноградники, сенокосы и пастбища. Для этого осушают болота, окультуривают солонцы и солончаки, удаляют камни, проводят комплекс других культурно-технических мероприятий.

Имеющиеся виды угодий оказывают определенное влияние на организацию сельскохозяйственного производства. Наличие в хозяйстве больших площадей пашни позволяют успешно заниматься производством зерна, картофеля и других культур. Если хозяйство располагает значительными площадями сенокосов и пастбищ, оно сосредотачивает свою деятельность на развитии отраслей животноводства. При больших площадях многолетних насаждений получают развитие садоводство, виноградарство и т. д.



Для ведения сельскохозяйственной деятельности необходимо иметь в собственности или в аренде, желательно долгосрочной, земельные угодья. Следует различать целевое назначение земель, согласно классификации.

Чтобы избежать досадных недоразумений, предлагаем подробно ознакомиться с важными нюансами, которые помогут ориентироваться в понятии состава и определить виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector