Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок

Отличия аукциона от открытого конкурса

Отличия аукциона от конкурса существенные:

  1. В аукционе побеждает участник, предложивший наименьшую стоимость контракта. В конкурсе также учитывается квалификация и опыт поставщика.
  2. Форма проведения конкурса может быть электронной и бумажной (на сегодняшний день не используется). Аукцион — только электронный.
  3. Суть аукциона — торг, то есть снижение первоначальной цены. Поэтому ее изменение — часть процесса. В бумажном конкурсе участники не могут изменить первоначальное предложение, указанное в их заявках, в электронном — есть процедура подачи измененного ценового предложения.
  4. Сроки некоторых этапов. Например, в конкурсе можно внести изменения в документацию за 5 дней до окончания срока подачи заявок, в аукционе за два дня.

Аукцион может выиграть любой поставщик независимо от квалификации, ведь основной фактор для признания победителем — цена

Кто считается победителем конкурса и аукциона

Среди всех способов закупок, предусмотренных законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ), единственным неконкурентным способом является закупка у единственного поставщика. Все остальные способы (аукционы, конкурсы, их разновидности) основаны на том, что нужно выбрать победителя, то есть субъекта, с которым в дальнейшем будет заключен контракт.

В аукционных способах закупок побеждает тот участник, который предложит наиболее низкую цену или наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 24 закона № 44-ФЗ). Здесь с критерием оценки заявок все достаточно просто: для выявления победителя аукциона по закону № 44-ФЗ достаточно просто сравнить предложенные участниками цены.

Сложнее обстоит дело при определении победителя по закону № 44-ФЗ при проведении конкурса и запроса предложений. В этих видах закупок победителем будет тот участник, который предложит лучшие условия исполнения контракта (п. 3 ст. 24, п. 8 ст. 53 закона № 44-ФЗ).

Как заказчик определяет, какие условия лучше? Рассказываем ниже.

ГЧП-блог

Во исполнение положений концессионного законодательства Правительством РФ было принято постановление от 11.05.2017 № 558 «Об особенностях проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем».

Данное постановление предусматривает порядок взаимодействия потенциальных концедентов при организации и проведении совместного конкурса, а также порядок заключения концессионных соглашений по его итогам.

Так, предложение о проведении совместного конкурса может направляться либо лицами, уполномоченными на принятие решения о заключении концессионного соглашения (концедентами), либо уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Само предложение должно содержать не только описание имущества и предполагаемый срок действия концессионного соглашения, но и предполагаемый перечень инвестиционных мероприятий.

Предложение о проведении совместного конкурса направляется всем потенциальным концедентам (собственникам имущества), а также высшим должностным лицам субъектов РФ, на территории которых расположены концеденты — муниципальные образования.

Решение о возможности проведения совместного конкурса должно быть принято единогласно всеми потенциальными концедентами (собственниками имущества). После этого соглашением о проведении совместного конкурса определяется организатор совместного конкурса, который разрабатывает проект решения о заключении концессионных соглашений и конкурсную документацию. Проект решения о заключении концессионных соглашений и конкурсная документация подлежат согласованию с высшими должностными лицами субъектов РФ, на территории которых расположены концеденты — муниципальные образования, а в части минимально допустимых плановых значений показателей и долгосрочных параметров регулирования — с тарифным органом субъекта РФ. После согласования решение о заключении концессионных соглашений, конкурсная документация, а также персональный состав конкурсной комиссии утверждаются совместным актом органов власти концедентов (собственников имущества).

Совместный конкурс проводится в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». По его итогам каждым, участвующим в совместном конкурсе органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти субъекта РФ (если соответствующие полномочия не переданы муниципальному образованию), с победителем совместного конкурса заключается концессионное соглашение в отношении той части имущества, которая указана в конкурсной документации и которая принадлежит или будет принадлежать на праве собственности соответствующему муниципальному образованию и (или) субъекту РФ.

Постановление Правительства РФ от 11.05.2017 № 558 «Об особенностях проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем»

https://government.ru/media/files/SJMOwJW3qyrCslvreLhn8pKhLfORVDOi.pdf

Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. Концессионные облигации: особенности регулирования и перспективы развития инструментов долгосрочного инвестирования Эксперт P&P Unity принял участие во Всероссийском Водном конгрессе

Контракт с единственным поставщиком

Если бы заказчикам дали волю, то, наверное, все контракты заключались бы с единственным поставщиком. Однако закон существенно ограничивает их в этом праве. В статье 93 приведен исчерпывающий перечень оснований для заключения контракта с единственным поставщиком. В остальных случаях такая процедура запрещена.

Исключение составляют лишь так называемые малые закупки, указанные в пункте 4 части 1 статьи 93 закона. Суть в том, что закупать у единственного поставщика можно любые товары, работы или услуги на сумму не более 100 тыс. рублей в рамках одного контракта. Также установлены дополнительные ограничения на общий объем закупок, осуществленных таким образом.

Преимущества контракта с единственным поставщиком для заказчиков очевидны:

  • не нужно тратить время и другие ресурсы на подготовку и проведение закупки;
  • можно быстро удовлетворить возникшую нужду, не меняя плановых документов;
  • можно работать с проверенным поставщиком.

Минус заключается в том, что метод является неконкурентным, поэтому не всегда способен обеспечить лучшие условия заключения контракта.

Материальные затраты на участие

Для участия в конкурсе необходимо качественно разработать предложение. При этом возникают материальные и временные издержки, порой даже очень значительные. Однако только один конкурсант выигрывает лот, остальным их затраты никак не компенсируются.

Для участия в аукционе, как правило, материальных затрат не требуется. Однако иногда организаторы собирают некоторый невозвратный взнос в качестве подтверждения серьезности намерений. Также существует такой вид аукциона, где каждый заявитель оплачивает названную им сумму, хотя лот достается лишь участнику, оценившему его максимально дорого.

Кроме всего прочего, итоговая цена приобретения лота на аукционе, как правило, процентов на 20-30 меньше, чем при приобретении аналогичного товара посредством конкурса.

Открытый конкурс

Заявку можно либо подать непосредственно по месту нахождения заказчика, либо послать по почте. Важна форма заявки на конкурс — обязательно в запечатанном конверте, который не позволяет увидеть содержимое.

Однако прежде чем подавать заявку,  участники должны внимательно ознакомиться с информацией, изложенной в конкурсной документации. Описание объекта закупки даст понимание о нуждах заказчика, требованиях к товару, результату работы, услуги, количественных и качественных характеристиках, проект контракта откроет условия будущей поставки со всеми подробностями.

Указывая начальную (максимальную) цену контракта, заказчик сильно надеется, что участники в своих заявках ее снизят, поэтому нужно  продумать свои возможности в этом направлении и оценить рентабельность участия в конкретном конкурсе.

Также заказчик  укажет все подробности проведения конкурса: порядок подачи заявок,  исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником конкурса, дату и время окончания срока подачи заявок, место, дату и время вскрытия конвертов, а также иную полезную информацию.

Главное отличие конкурса от иных способов определения поставщика —возможность для заказчика выбрать самое выгодное предложение не только по цене, но и по наилучшим условиям исполнения контракта.

Выбирать заказчик будет в течение 20 дней со дня вскрытия конвертов. За это время все поданные заявки должны быть внимательно изучены, рассмотрены и оценены. Если участник, его предложение или документация не соответствуют требованиям, заявка будет отклонена.

Обоснование цены

Цена обосновывается одним из нижеследующих методов:

  1. Метод анализа рынка. При этом за основу берутся цены такого же или аналогичного товара (услуги) из запроса коммерческих предложений, стоимости ранее заключенных контрактов, прайс-листов и других подобных источников. Это наиболее часто используемый метод;
  2. Нормативный метод. При этом цену определяют путем расчета и она, как правило, превышает рыночную из-за специфических условий закупки.
  3. Тарифный метод применяется, когда ценообразование на необходимый вид товара регулируется государством.
  4. Проектно-сметный метод используется при обосновании строительных работ.
  5. Затратный метод используется в крайнем случае, при этом цена складывается из средней по отрасли прибыли и планируемых затрат на осуществление заказа.

Сравнение

Главное отличие аукциона от котировки в том, что первый термин соответствует особому механизму организации торгов, в рамках которого конечная цена товара определяется торгующимися покупателями. Котировка — это цена товара, которая может формироваться как продавцом, так и покупателем.

Во многих случаях определяющий фактор формирования стоимости реализуемых на аукционе изделий — индивидуальный спрос, характеризующий потребности конкретного покупателя. В свою очередь, котировки образуются исходя из рыночных принципов, то есть под влиянием коллективного спроса на товары.

Определив, в чем разница между аукционом и котировкой, зафиксируем выводы в таблице.

Что такое конкурс

Выше мы уже рассмотрели, что такое тендер, теперь давайте разберем, что представляет собой официальное значение слова «конкурс». Победителем в конкурсе становится тот участник, который предлагает заказчику наименьшую цену при наилучшем предложении. То есть здесь не главное поставить минимальную ставку и победить, здесь нужно соответствовать каким-то критериям. При прочих равных заказчик может сделать выбор в пользу более опытного участника или компании, для которой подобная деятельность является основной, а не побочной. Рассмотрим, какими могут быть конкурсы:

  1. Закрытые и открытые. В открытом конкурсе может участвовать любая компания или ИП, в закрытом — определенный круг компаний.
  2. С ограниченным количеством исполнителей. К примеру, заказчик выставляет в условиях, что принять участие в его конкурсе могут только 10 фирм.
  3. Многоэтапные конкурсы. Проводятся в несколько этапов, на которых отсеиваются участники.

В большинстве случаев компании и лица, участвующие в борьбе, не имеют информации о своих конкурентах и их предложении, что позволяет избежать договоренностей и коррупционной составляющей. На практике же нередки случаи, когда в торгах участвуют две и более компании одного и того же владельца, которые, по сути, соревнуются друг с другом при минимальном расхождении цены. При этом для того, чтобы подать заявление на участие в торгах, необходимо пройти проверку и предоставить необходимый пакет документов. Нередки случаи, когда победителю необходимо доказать свою состоятельность путем обеспечения заявки банковской гарантией.

Теперь вы знаете, что такое аукцион и тендер, в чем разница между этими понятиями и в чем они схожи. Используйте полученные данные, участвуйте в торгах, если хотите увеличить свой доход, заработать репутацию и опыт.

Электронные торговые площадки

Действующим законодательством предусматривается постепенный переход в сфере государственных закупок от бумажного документооборота к электронным процедурам, которые осуществляются посредством специализированных площадок, разработанных для Интернета.

По сути, любой ресурс, осуществляющий посреднические услуги по документообороту между заказчиком и исполнителем, можно определить как электронную площадку. Все документы заверяют, используя электронную подпись. При этом можно выделить два класса площадок:

  • B2G, когда заказчиком могут выступать государственные структуры.
  • B2B, регулирующие взаимодействие коммерческих организаций.

Некоторые крупные заказчики имеют собственные специализированные торговые площадки. К ним можно отнести «Газпром» или ОАО «РЖД».

В настоящее время функционирует 5 таких интернет-ресурсов:

  1. ЗАО «Сбербанк», дочка Сбербанка России.
  2. АО «ЕЭТП», крупнейшая торговая площадка, учрежденная Правительством г. Москвы.
  3. ФГУП «СЭТ», начинала в качестве оператора, обслуживающего правительственные структуры республики Татарстан.
  4. ООО «РТС – Тендер», кроме всего прочего, работает по обслуживанию имущественных торгов.
  5. ЭТП «ММВБ-ИТ», специализирующаяся на работе с Федеральным казначейством и оборонными заказами.

Регламенты всех площадок содержат аналогичные понятия, описывающие общие закупочные процедуры и формализующие то, чем отличается аукцион от конкурса.

Соглашение о проведении совместных закупочных процедур

Обязательным условием для проведения совместной закупки является то, что в ее рамках объединяющиеся организации подписывают двустороннее соглашение.

Требования к соглашению о проведении совместных торгов приведены в ч. 2 ст. 25 44-ФЗ. Такой документ должен включать в свой состав:

  1. Сообщение о сторонах договорных отношений.
  2. Идентификатор закупки (на основании ч. 2 ст. 23 44-ФЗ).
  3. Объект закупки, количественные и объемные показатели, организационные условия проведения закупки по каждому из участников.
  4. НМЦК каждого из участников с расчетами и обоснованиями.
  5. Права, обязанности и меры ответственности сторон.
  6. Состав закупочной комиссии, сроки ее функционирования и документы, регламентирующие работу комиссии.
  7. Сведения об организаторе закупке и передаваемых ему полномочиях.
  8. Временной период проведения закупки.
  9. Сведения о закупочном извещении, сроках его формирования, согласованиях участия в закупках в закрытом формате, предельные сроки разработки документации по закупке со стороны участников.
  10. Распределение расходов на проведение закупки между заказчиками.
  11. Порядок разрешения спорных ситуаций.
  12. Сроки действия соглашения.
  13. Прочие положения.

Отличие редукциона от других процедур

Пожалуй, это самый частый вопрос на эту тему. Вот ключевое отличие редукциона и аукциона в предпринимательской практике: аукцион — это торги на повышение, а редукцион — на понижение. Но законодатель, когда принимал закон «О федеральной контрактной системе», в тексте стал использовать термин «аукцион», а торги определил проводить на понижение. То есть по логике предпринимательского права госзаказчики проводят редукционные процедуры.

Помимо аукционных, заказчики проводят конкурсные конкурентные процедуры. Чем отличаются конкурсы от редукционов и аукционов: победителем конкурса становится тот участник, который предложил наилучшие условия исполнения контракта или договора. Конкурсная комиссия внимательно изучает и оценивает все предложения. У торгов на понижение иной критерий победы — цена. Победителем закупки признают участника, предложившего наименьшую цену по условиям, полностью соответствующим аукционной или редукционной документации.

Наглядно, что такое редукцион в закупках в электронной форме по закону №223 на примере технической документации заказчика.

Но это не все, чем отличается аукцион от редукциона: разница заключается еще и в том, что понятие редукциона не закреплено законодательно. И так как процедура не регулируется ст. 447–449 ГК РФ, она не является торгами. К заказчику не предъявляются требования о сроках размещения извещения и принятия заявок. Также он освобождается от обязанности заключать контракт с победителем, если это предусмотрено документацией.

Виды аукционов

Открытая форма аукциона предоставляет возможность государственным предприятиям провести торговое мероприятие при помощи интернета. Договор на выполнение государственного заказа, подразумевающий поставку товарно-материальных ценностей или предоставление услуг, именуется лотом. Победитель этого мероприятия определяется на основе стоимости предложения. Как правило, в качестве победителя выступают те организации, что предлагают самую низкую стоимость исполнения заказа.

Информация о проведении подобных торгов распространяется при помощи печатных изданий, средств массовой информации или сайта заказчика

Важно обратить внимание на то, что данная информация должна быть представлена за три недели до окончания срока подачи заявки об участии в торгах. В некоторых случаях, допускается сокращение этого срока до одной недели

Существует два вида шага ставок на подобных торгах: непрерывные и дискретные. Следует упомянуть, что открытые аукционы состоят из нескольких этапов. На каждом из этапов, претенденты имеют право подать новую ставку. В том случае, когда к концу этапа новые ставки отсутствуют, торги считаются завершенными. Для того чтобы подтвердить серьезность своих намерений, каждый из претендентов должен внести невозвратный финансовый взнос.

Закрытые аукционы – отдельные мероприятия, которые следует рассмотреть более подробно. Важным отличием этого типа торгов от закрытых конкурсов является отсутствие ограничений, связанных с кругом претендентов. В данном случае, претенденты не знают о предложениях других участников торгов, так как заявки и предложения подаются в запечатанном конверте. При проведении открытых торгов этого типа, информация о каждой из заявок известна остальным претендентам.

Тендер предполагает получение максимально выгодных условий контракта

Важно упомянуть, что подобные мероприятия не получают широкой огласки. Правила проведения, сопутствующая документация и другие сведения не публикуются в средствах массовой информации

Приглашения претендентам, рассылаются самим заказчиком за три недели до конца срока подачи заявок об участии в торгах

Следует обратить внимание на то, что подобные приглашения должны иметь письменную форму

Помимо этого, имеются определенные требования к претендентам. Они должны удовлетворять все требования текущего законодательства, а также иметь доступ к информации, являющейся частью государственной тайны. Помимо этого, каждый из претендентов должен иметь возможность исполнить те обязательства, что являются предметом торгов.

Данный вид мероприятий используется в целях снижения риска договоренности между претендентами. Но следует понимать, что снижение круга претендентов может отразиться на эффективности всех торгов.

Электронная форма аукционов – проводится на специализированных интернет площадках, получивших аккредитацию от Министерства экономического развития Российской Федерации. Правила проведения подобных мероприятий регламентированы девяносто четвертой статьей Федерального Закона. Согласно установленным правилам, все сведения касаемо проведения торгов и другие данные должны быть опубликованы на самой электронной площадке.

Важно сделать акцент на том, что государственные учреждения и муниципальные органы обязаны проводить открытые торги, имеющие электронную форму. Благодаря подобному условию, информация о претендентах на лот не разглашается до завершения мероприятия

Подобные меры позволяют снизить возможность сговора участников или организаторов торгов. Помимо этого, данные условия увеличивают уровень конкуренции между претендентами.

На сегодняшний день, аккредитация Минэкономразвития РФ имеется у следующих интернет ресурсов:

  1. ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа».
  2. ОАО «Единая электронная торговая площадка».
  3. ЗАО «Сбербанк-АСТ».
  4. ООО «РТС-тендер».
  5. ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».

Что такое совместные закупки по 44-ФЗ

Совместные закупки проводятся в соответствии:

  • со статьей 25 закона 44-ФЗ;
  • с постановлением правительства от 2013 года № 1088 (согласно ч. 5 ст. 25 закона 44-ФЗ правительство отвечает за определение порядка организации закупок).

Покупатели выбирают данный формат торгов для закупки ТРУ, чтобы обеспечить снижение затрат из бюджета и сократить свои расходы. Такие аукционы используются, когда потребности покупателей в ТРУ совпадают. Так, ряд медицинских учреждений может объединиться, чтобы приобрести медикаменты, дошкольные образовательные учреждения могут совместно закупать продукты питания. Отметим, что в сфере здравоохранения данный формат торгов наиболее распространен.

Обычно совместные закупки по 44-ФЗ проводятся как аукцион. К конкурсу прибегают в редких ситуациях, поскольку в этом случае покупатели имеют право выдвигать поставщикам индивидуальные требования, а их бывает сложно сочетать. Отметим, что компания имеет право объединиться с другими заказчиками для проведения торгов в интересующем нас формате, но не обязана этого делать.

Способы закупок, проводимых за счет бюджетных средств

Согласно статье 24 этого закона, существует десять способов конкурентного проведения госзакупки:

1. Открытый конкурс.  Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч.(см. «Тендеры по госзакупкам: что нужно знать об открытом конкурсе»).

2. Электронный аукцион. Участники подают подписанные электронной подписью заявки на электронную торговую площадку (ЭТП).

Заявка состоит из двух частей: первая посвящена предмету закупки, вторая посвящена участнику. Обе части подаются одновременно. Сначала заказчик рассматривает первые части и разрешает (либо не разрешает) участвовать в соревновании по снижению цены. Соревнование заключается в том, что участники снижают начальную (максимальную) цену контракта (НМЦ) на сумму от 0,5 до 5% НМЦ. Если прошло десять минут, и никто не предложил более низкую цену, побеждает тот, чья цена меньше других. Затем заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя торгов (см. «Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»).

3. Запрос котировок. Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Это один из самых простых и быстрых способов проведения торгов. Используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Годовой объем таких закупок не может превышать 10% от совокупного годового объема закупок данного заказчика и не может составлять более чем 100 000 000 руб (см. «Запрос котировок в системе госзакупок: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»).

4. Запрос предложений. Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик вправе выбрать этот способ только в определенных случаях. Обычно проводится, если ранее в отношении этих же товаров, работ или услуг был дважды объявлен, но не состоялся электронный аукцион или конкурс. Является одним из самых «быстрых» способов госзакупки (см. «Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений»).

6. Закрытый конкурс. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. Побеждает тот, кто предложил наилучшие условия.

7. Закрытый конкурс с ограниченным участием. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. После вскрытия всех конвертов с запросами заказчик проводит предквалификационный отбор. Далее оценка участников и выбор победителя проходит так же, как и в открытом конкурсе.

8. Закрытый двухэтапный конкурс. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. Прежде всего, заказчик оценивает качество товара или квалификацию поставщика, и только после этого — цену.

9. Закрытый аукцион. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. Закрытый аукцион требует личного участия, цены указываются на табличках. Побеждает тот, чья цена ниже других.

10. Двухэтапный конкурс.  Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Первый этап — это подача участниками заявок без указания цены. Второй этап — это рассмотрение цены, предложенной теми, кто прошел на второй этап. Заказчики нередко выбирают этот способ при закупках строительных услуг, проектировочных работ, высокотехнологичной и инновационной продукции, а также научных исследований.

Определения

Аукцион – это «распродажа» предметов, имеющих какую-либо ценность, по максимально возможной цене.

Изначально аукционы были предназначены для продажи долгового имущества. Сегодня на аукционы чаще всего выставляют антиквариат, предметы искусства, народного творчества; они распространены в качестве инструмента внешней торговли для реализации единичных товаров.

Кроме товаров, на аукционы могут быть выставлены и права на заключения договоров.

Существует  множество различных видов аукционов, самыми распространенными из которых являются:

  • английский (прямой);
  • аукцион первой цены;
  • аукцион второй цены;
  • обратный аукцион (редукционный);
  • аукцион «платят все» и др.

Набирающий популярность в использовании тендер – также является одним из видов аукциона, называемый «аукционом своей цены».

Конкурсом называют состязание нескольких претендентов, цель которого —  выбор более достойного  варианта, который обеспечит наилучшие условия исполнения контракта.

Конкурсы бывают:

  • открытые (любой может принять участие);
  • селективные ( подавать заявку могут все, но непосредственно участвуют в конкурсе только отобранные заказчиком претенденты);
  • закрытые (участники приглашаются организаторами).

Аукцион и конкурс по 44-ФЗ: отличия и сходство

Отличия конкурсов от аукционов

Согласно ФЗ-44 конкурс — способ определения исполнителя контракта (поставщика или подрядчика), при проведении которого побеждает участник, давший лучшее для заказчика предложение по условиям исполнения контракта, а аукцион — способ, при котором побеждает тот, кто предложил самую меньшую цену контракта. И хотя конкурсы могут быть открытыми, закрытыми, с ограниченным участием или двухэтапными, а среди аукционов подразделяются электронные и закрытые процедуры, главное отличие между рассматриваемыми способами закупок — критерий выбора победителя (цена в случае аукциона, или лучшие в совокупности условия выполнения контракта в случае конкурса).

Кроме того, имеются еще ряд существенных отличий процедур конкурса и аукциона:

  • Порядок проведения. Аукцион целиком и полностью проводится электронно — извещение и документация публикуются в ЕИС, сами торги и подведение итогов происходят на одной из электронных торговых площадок, предназначенных для госзакупок, подписание контракта и информация о его изменении или прекращении — все отслеживается электронно. Информация о конкурсах (не являющихся закрытыми) также публикуется в ЕИС, однако заявки подаются в бумажном виде, а рассмотрение и оценка, принятие решения о победителе, осуществляется комиссией.
  • При аукционе возможно постепенное снижение цены (НМЦК), путем «шагов» участников, которые они делают на электронной площадке, при конкурсе участник закупки устанавливает цену и все другие условия, на которых готов выполнить контракт в своей заявке, которую при начале процедуры открытия может изменить (в плане цены) или вовсе отозвать.
  • Форма контракта. По итогам электронного аукциона контракт подписывается сторонами в безбумажной форме, электронно, и только по соглашению сторон может быть изготовлен на бумаге (после заключения на ЭТП). Контракт по итогам конкурса подписывается сторонами в обычной форме, на бумаге.

Несмотря на отличия в процедурах, для участия и в конкурсе, и в аукционе участникам закупки необходимо предоставить обеспечение заявки на участие (при аукционе такое обеспечение вносят на ЭТП, при конкурсе — на счет, указанный в документации), при заключении контракта — обеспечение его исполнения в виде внесения денежных средств на специальный счет заказчика или в виде банковской гарантии.

Ограничения при проведении конкурсов и аукционов

В целом, поскольку подведение итогов конкурса зависит от решения членов комиссии, заявки претендентов, этот способ закупки считается более коррупционным, чем аукцион. Поэтому согласно ч. 2 ст. 59 ФЗ-44 Правительством РФ разрабатывается перечень товаров, работ и услуг, которые можно закупать только путем аукциона (так называемый аукционный перечень).

Таким образом, если ТРУ внесены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, заказчик обязан провести закупку-аукцион. В субъектах Российской Федерации могут приниматься дополнительные перечни ТРУ, которые следует приобретать на аукционах.

Проведение конкурсов возможно на закупку сложных товаров, специфических работ или услуг, для которых важна не только цена, но и другие показатели (технические, научные, и др.).

Заключение договора

Проект договора высылается в течение 3 рабочих дней с момента оформления протокола по рассмотрению предложений победителю. Он содержит условия поставки товаров и услуг, указанные поставщиком-победителем в своём предложении. Одним из условий является непревышение указанной поставщиком цены относительно НМЦ, содержащейся в исходной документации на торги.

На подписание контракта отводится строго определённый временной интервал – не раньше 10 и не позже 20 дней с момента составления протокола. Кроме этого, как и в открытых торгах, победителем конкурса до подписания контракта должно быть представлено обеспечение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector