Госзакупки

Содержание:

Как организована контрактная система

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Как отследить выполнение

Поставщик должен постоянно контролировать выполнение всех пунктов контракта, чтобы не платить штрафы и не попасть в реестр недобросовестных исполнителей на Закупказ.гов.ру. Необходимо отслеживать такие пункты как:

  1. Затраты.
  2. Объемы поставок, выполненные работы.
  3. Соответствие сроков запланированному графику.

Приемка товаров и услуг, поставляемых по госконтракту, проводится специально сформированной комиссией. Для этого приглашаются представители исполнителя, иначе заключение недействительно. Количество человек должно быть равно пяти. Результатом их работы станут только два действия:

  1. Приемка.
  2. Отказ от приемки.

Заказчик должен разместить отчет о приемке в текстовой форме не позднее 7 дней после подписания документа комиссией. Файл подгружается в ЕИС в формате: Word, Excel, PDF.

Алгоритм проведения

Пошаговый алгоритм проведения торгов двумя и более заказчиками одновременно включает прохождение следующих шагов:

  1. Заключение участниками соглашения о проведении совместной закупки.
  2. Выбор организатора.
  3. Внесение корректировок в план-график, где заказчики должны указать на коллективный характер закупки (для этого в форме плана-графика есть графа 33).
  4. Утверждение состава закупочной комиссии и регламента ее деятельности. В состав закупочной комиссии входят представители каждого заказчика. Их количество определяется пропорционально доле заказчика в общей цене контракта (распределение общих расходов происходит по аналогичным правилам).
  5. Размещение в ЕИС извещения о проведении закупки.
  6. Определяется победитель закупки. Сама процедура определения аукциона или конкурса производится в стандартном порядке.
  7. Каждый заказчик подписывает контракт с победителем закупки.
  8. При признании закупки несостоявшейся дальнейший алгоритм действий определяют заказчики: они могут подписать контракт с единственным поставщиком или провести новые торги.

Проведение электронного аукциона

Еще один вариант – электронный аукцион. Перечень товаров и услуг, закупка которых требует проведения аукциона, ограничен и утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р. При этом их допускается закупать и иным способом, кроме конкурса (ч. 3 ст. 59). В отношении прочих товаров и услуг заказчик может выбрать форму проведения торгов самостоятельно

Однако следует обратить внимание на то, что в разных регионах могут быть установлены свои, дополнительные ограничения. 

Аукционный перечень составлен по группировочному принципу. Для образовательных учреждений могут представлять интерес такие группы товаров, как бумага и изделия из бумаги, компьютерное, электронное и оптическое оборудование, строительные работы, услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, пищевые продукты и т.д.

Предусмотрен законом и ряд исключений. Например, некоторые категории учреждений могут закупать пищевые продукты с помощью конкурса. Это касается дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждений дополнительного образования детей и т.д.

Где проводятся госзакупки?

  • «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» — www.sberbank-ast.ru
  • «ММВБ — Информационные технологии»

Все государственные и муниципальные заказы (кроме небольшого числа госзакупок, которые проводятся в закрытом режиме) размещаются в свободном доступе для неограниченного числа поставщиков. Кроме государственных площадок и официального сайта госзакупок существует еще около 500 различных сайтов, на которых собрана информация о разных тендерах: бюджетных и коммерческих. Некоторые из них бесплатны, а часть предоставляет доступ к информации по тарифам, дополнительно предлагая обучение, услуги и помощь в сопровождении тендеров.

Для того чтобы получить представление о порядке проведения госзакупок и поучаствовать в первых торгах, достаточно информации и на официальных сайтах. Попробуйте для начала самостоятельно разобраться в теме, но, по желанию, можно обратиться и к услугам специалистов-закупщиков.

Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.

Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении. 

Как это работает?

Организация совместных покупок не требует специализированных знаний и образования. Важны целеустремленность, честность и обязательность организатора.

Он размещает приглашение в группу, а также информацию о компании-производителе товара, оплате, проведении встреч в своем объявлении на сайте или форуме.

От всех участников требуется соблюдение правил совместных покупок:

  1. Вступить в группу может любой желающий на добровольной основе.
  2. Поиском поставщика, предоставлением информации о товарах и сбором заказов занимается организатор.
  3. Участники вносят оплату за заказ и в назначенное время получают товар от организатора.
  4. Участник не может отказаться от заказа после его оформления и отправки товара по месту назначения, не может вернуть товар из-за неподходящего размера или цвета (пересорт), если в нем нет брака.

Как и у всякого бизнеса, в сфере совместных покупок имеются свои плюсы и минусы.

+’Из плюсов можно выделить:

  • Низкую закупочную цену, что дает возможность организатору приобретать товары для семьи намного дешевле, чем в магазинах и на рынках;
  • Большой ассортиментный ряд товаров (могут быть и такие, которые не встретишь в магазинах);
  • Имеется возможность заработка на доставке и прочих услугах;
  • Возможность первым узнавать новости о намечающихся скидках и распродажах;
  • Не требуется вложения собственных средств.)
  • Не все участники хотят делать предоплату;
  • Многим не подходит длительность ожидания товара;
  • При обнаружении товара с браком организатору приходится его выкупать, если обмен не предусмотрен договором с поставщиком.)

Сложности, которые могут возникнуть

Поставщик, выигравший совместную закупку, уклоняется от контракта с одним из заказчиков. Заключаются ли при этом остальные контракты?

В этом случае остальные подписанные контракты будут считаться действующими. Поставщик получит обратно обеспечение своей заявки не полностью: часть суммы будет переведена заказчику, с которым он не заключил контракт. Также при этом поставщик может быть включен по решению ФАС в РНП.

Кто из заказчиков должен обосновывать НМЦК при совместной закупке по 44-ФЗ?

При проведении совместного конкурса или аукциона обосновывать НМЦК должен каждый из заказчиков. Цена и ее обоснование включаются в соглашение, которое заключают заказчики.

Если проводится электронный аукцион для СМП, может ли цена лота превышать 20 млн рублей? Цена каждого контракта при этом меньше указанной суммы.

Правоприменительной практики по этому вопросу пока не сложилось, поэтому специалисты рекомендуют избегать совместных закупок для СМП. Но если все-таки такая процедура будет проводиться, безопаснее не устанавливает цену лота более 20 млн рублей.

Допустим, совместная закупка по 44-ФЗ не состоялась. Могут ли заказчики заключить контракт с единственным поставщиком?

Пункт 9 Правил, утвержденных упомянутым выше постановлением № 1088, гласит, что каждый заказчик должен решать этот вопрос сам, руководствуясь нормами закона 44-ФЗ.

Виды торгов

Государственные закупки позволяют открыто и «прозрачно» заключать договора на поставку продукции, оказании услуг, проведении работ, чтобы контролировать расход бюджетных денег организации. Разместить заказ можно несколькими способами:

  • конкурентным (проводя торги);
  • неконкурентным (без торгов).

При первом варианте основной принцип государственных закупок — равноправное участие всех поставщиков. Заключение договора происходит с тем участником, который в наибольшей степени удовлетворил нужды, требования организации и предложил выгодные условия.

По 44-ФЗ выделяется несколько видов торгов:

  1. Конкурс. Применяется при сложных и дорогостоящих поставках. Определение победителя по нескольким критериям: качество услуг/товара, сроки поставки, цена, опыт аналогичных поставок.
  2. Электронный аукцион. Отличие от конкурса в том, что здесь важный критерий – цена. То есть чем она меньше, тем больше шансов на победу у поставщика. Для участия в госзакупках необходимо ЭЦП и аккредитации.
  3. Запрос котировок. Заказчик через ЕИС и электронные каналы связи отправляет потенциальным исполнителям/поставщикам заявки на заключение госконтракта. После поступления ответов, победителем становится тот, кто предложил наименьшую цену.
  4. Запрос предложений. Заказчик приглашает принять участие в госзакупках поставщиков, посредством направления им информационного предложения.

Подвиды

  • открытые – принимают участие все желающие;
  • закрытые – участвуют только те поставщики, которые получили предложение от заказчика (обычно это закупки, относящиеся к гостайне);
  • с ограниченным числом участников – выставляются требования к поставщикам.

Что такое госзакупки?

Государственные закупки — это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся субъектами малого бизнеса и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота — не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни 

Как организовать совместные закупки?

Организацию совместных покупок лучше всего начинать с анализа рынка спроса и предложений.

Определившись с назначением товара – одежда, игрушки, косметика, мобильные устройства или что-нибудь другое, можно приступать к поиску поставщиков.

Поиск следует вести в различных направлениях:

—  Интернет

  • Введение наименования товара в поисковую систему позволяет по одному запросу отыскать достаточно много интересных предложений;
  • Изучение официальных сайтов производителей даст более подробную информацию, как о самом товаре, так и о поставщике;
  • Изучение отзывов на форумах позволит получить непредвзятую информацию о конкретных поставщиках от людей, непосредственно сотрудничавших с ними.

Радио, TV и печатные издания

Информацию можно черпать и из этих источников, но такой путь может оказаться более длительным.

Для вас одобрен кредит!

Следует также учесть, что большая часть предложений будет иметь сугубо рекламный характер, не всегда отражающий действительное состояние дел.  

Определившись с поставщиками, переходим к следующему этапу – поиску заказчиков:

Хорошая реклама позволит привлечь достаточное количество участников.

Правильный выбор формата рекламы, ее содержания, оформления (фотографии товаров, полное описание) и месторасположения во многом определяют количество полученных заказов и величину дохода.

У организатора имеется несколько вариантов размещения рекламы:

  • На региональных форумах
  • В виде баннеров на региональных площадках
  • В виде объявлений в СМИ

Желательно также предложить свои услуги всем своим друзьям, коллегам и знакомым. Может быть, кто-то из них сможет пригласить в группу новых участников.

Не стоит забывать и о том, что сарафанное радио – это наиболее действенный вид рекламы.

Итогом работы по совместным закупкам будет сбыт товаров участникам группы.

Организатор может:

  1. Выдавать покупки у себя дома
  2. Назначать встречу в пунктах выдачи, приглашая участников в определенное место и время
  3. Доставлять продукцию на дом к заказчикам
  4. Делать пересылку почтой

Если бизнес по совместным покупкам не приносит желаемого результата, то организатору следует уделить особое внимание маркетингу

  • Был выбран товар, не пользующийся спросом
  • Неверно подобрана целевая аудитория
  • Используются неэффективные площадки для рекламы
  • Клиенты не увидели выгоды в торговом предложении относительно предлагаемой продукции)

Общие правила

Особенности закупок в сфере образования зависят от статуса образовательного учреждения и регулируются на только упомянутым 44-ФЗ, но и другими законодательными актами. Так, если речь идет о закупках, осуществляемых за счет грантовых средств, собственных доходов или на основании субподряда, руководствоваться следует 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Он подразумевает, что учреждение разрабатывает собственное положение о закупках и следует ему.  

В свою очередь 44-ФЗ для всех прочих случаев предусматривает целый ряд вариантов закупочной процедуры. При выборе одного из них необходимо учитывать требования максимальной закупочной конкуренции, результативности и эффективности, предъявляемые к закупочным процедурам.

Первое подразумевает проведение конкурентных процедур, когда закупки осуществляются посредством конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений. К сожалению, обычно это требует длительного времени. Дополнительная сложность – большой объем документооборота. Но 44-ФЗ предусматривает ряд случаев, когда закупка может проводиться без соблюдения принципа конкуренции, у единственного поставщика или подрядчика, выбранного заказчиком (ч. 1 ст. 93). О том, в каких ситуациях это возможно, мы поговорим ниже.

Статья 25. Совместные конкурсы и аукционы

Статья 25. Совместные конкурсы и аукционы

. При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

. Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьёй 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона. Указанное соглашение должно содержать:

  • 1) информацию о сторонах соглашения;
  • 1.1) идентификационный код закупки;
  • 2) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;
  • 3) начальные (максимальные) цены контрактов каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком;
  • 4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
  • 5) информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;
  • 6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;
  • 7) порядок и сроки разработки извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в совместных закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации о закупке;
  • примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;
  • 9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;
  • 10) срок действия соглашения;
  • 11) порядок рассмотрения споров;
  • 12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.

. Организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводятся совместные конкурс или аукцион.

. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как стать поставщиком

Бюджетные и муниципальные структуры, размещающие тендер на госзакупку, в обязательном порядке должны привлекать к участию в их реализации малый и средний бизнес. Доля, занимаемая подобными организациями, уже составляет не менее 15% от годового оборота. Работа по госзаказам помогает увеличить товарооборот и повысить объемы продаж, однако для того, чтобы получить подряд, придется постараться.

К чему должен быть готов бизнес, который собирается стать государственным поставщиком:

  • Соответствие критериям. Важны не столько размеры или форма организации, сколько безупречная история деятельности и отсутствие каких-либо параметров, которые могут вызвать сомнения в добросовестности. Не допускаются к государственным торгам организации, имеющие задолженности по налоговым выплатам.
  • Готовность к расходам. Чтобы вступить в систему, организация должна внести обеспечение по контракту, на который она претендует. Доля аванса составляет до 5% от стоимости контракта при отправке заявки и до 30% – в случае выбора исполнителем.
  • Полный пакет учредительных документов, включая доверенности и выписки, заверенные нотариально. В зависимости от вида оказываемых услуг могут также потребоваться свидетельства СРО или лицензии, а также документы, которые подтвердят полномочия генерального директора фирмы.

Если потенциального поставщика всё вышеперечисленное не пугает – можно приступать к регистрации. Процедура включает в себя шесть этапов.

  1. Одной из статей расходов на начальном этапе станет ЭЦП (электронная цифровая подпись). Купить виртуальный аналог личной подписи для документов можно в специальных центрах, занимающихся удостоверением личности. Наличие ЭЦП необходимо для получения доступа к торговым площадкам.
  2. Когда подпись будет готова – самое время регистрироваться на официальном сайте госзакупок. Там можно найти все актуальные заказы. Но не забудьте, что сами аукционы проводятся на ранее упомянутых электронных площадках…
  3. …на которых также нужно зарегистрироваться. Это бесплатная, но длительная и трудоемкая процедура: потребуется не просто придумать уникальный логин и пароль, но и пройти полную верификацию. Нужно будет загрузить все скан-копии учредительных документов, проверка которых занимает у сотрудников технической поддержки ЭТП до пяти рабочих дней. При этом для каждой электронной площадки данную процедуру придется повторять заново.
  4. Когда аккредитация пройдена – открывается доступ ко всем тендерам. Можно смело изучать рынок госзакупок, выбирать наиболее интересные контракты и подавать заявку на участие. Стоит помнить, что при отклике нужно вносить залог, так что не стоит претендовать одновременно на большое количество заказов – может не хватить средств на их обеспечение.
  5. У каждого заказа есть указанное время начала торгов. После подачи заявки остаётся лишь принять участие в конкурсе, предложив свои услуги по реализации поставленных задач, и ждать итогового решения заказчика. Заказчик выбирает поставщика на основании анализа всех полученных предложений. Организации с наиболее выгодными условиями, соответствующей всем критериям, присылают на электронную почту проект договора. Обмена бумажными экземплярами не предусмотрено. Все контракты заключаются в электронном виде – именно для этого нужна цифровая подпись.
  6. Контроль за соблюдением взятых обязательств. Сотрудничество с государственными структурами – это не только выгода, но и ответственность. Вся информация, связанная с текущим статусом реализации заказа, имеется в личном кабинете на сайте госзакупок. Туда же после выполнения работ приходит подтверждение со стороны заказчика.

Где размещаются госзакупки?

Проведение торговых аукционов осуществляется на специализированных электронных площадках. Разрешено размещать заявки на сайтах, одобренных Минэкономразвития:

В правилах 44-ФЗ есть исключения, по которым муниципальное и бюджетное предприятие могут заключать контракт с единственным поставщиком при соблюдении условий, описанных ниже в таблице.

Сумма контракта Условия Учет
До 100 тыс. руб. Соблюдение одного из вариантов при заключении контракта малых закупок:

1.       Сумма закупки не превышает 2 млн руб. в год.

2.       Сумма закупки не превышает 5% от совокупного объема годовой закупки, и при этом быть меньше 50 млн руб. в год.

·         Не обязаны публиковаться в ЕИС.

·         Должен вестись журнал регистрации заключения контрактов и документации.

·         Формировать отчеты в конце отчетного периода и публиковать их в ЕИС.

До 400 тыс. руб.

Государственные, муниципальные образовательных организаций, учреждений культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иные государственные или муниципальные учреждения, а именно: зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив (п. 5 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ).

Помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок — они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб.

Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода.

Какие документы и сведения необходимы для регистрации в ЕИС

Все сведения и документы, которые потребуются для регистрации в ЕИС перечислены в пунктах 5 и 6 правил регистрации участников закупок, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.18 № 1752. В таблице ниже приведены сведения и документы, которые понадобятся российским поставщикам.

Для организаций

Для физлиц и ИП

Полное и сокращенное наименование

Фамилия, имя, отчество

Страна регистрации (код и наименование по Общероссийскому классификатору стран мира — ОКСМ)

ИНН

Адрес нахождения юрлица/ места жительства физлица

Почтовый адрес

Принадлежность к субъекту малого предпринимательства

Веб-сайт (если есть)

Адрес электронной почты, телефон

КПП и дата постановки на учет в ИФНС

Дата регистрации ИП и постановки на учет в налоговой

ОГРН

ОГРП

ФИО, должность, ИНН и паспортные данные лица, имеющего право  действовать без доверенности от имени юрлица

Данные из паспорта или других документов, удостоверяющих личность

ОКВЭД

Копии учредительных документов

Решение об одобрении крупной сделки с максимальными параметрами одной сделки

ВАЖНО

Для регистрации в ЕИС и для дальнейшей работы в системе госзакупок поставщикам понадобится квалифицированная электронная подпись (КЭП). КЭП необходимо сделать на руководителя организации (или на ИП), а также на уполномоченных лиц, которые будут заниматься тендерами.

Способы госзакупок

Существует два основных вида государственных закупок:

  • конкурентные (с проведением конкурса между претендентами);
  • неконкурентные (когда заказ поступает непосредственно исполнителю).

Закупка на неконкурентной основе допускается для разовых контрактов, стоимость которых ниже ста тысяч рублей, а также для ситуаций, когда предоставление услуги может оказать только один поставщик (электричество, газ, отопление и водоснабжение).

Тендеры на конкурентной основе бывают открытого и закрытого типа. В первом случае к участию допускаются все желающие, во втором круг потенциальных поставщиков определяется самим заказчиком. Существует несколько видов конкурентных госзакупок: аукционы, сборы коммерческих предложений, конкурсы или котировочные тендеры

Они отличаются критериями выбора – если в аукционах побеждает тот, кто дал минимальную цену, то в конкурсах важно соответствие всем требованиям, предъявляемым к исполнителю. По данным статистических исследований ЕИС, госзакупки чаще всего проходит либо в форме электронного аукциона, либо в форме целевого заказа на неконкурентной основе

Существуют тендеры самых разных масштабов. Для компаний, предоставляющих не эксклюзивные услуги, проще всего начинать именно с аукционных заказов. Также можно сформировать коммерческое предложение и самостоятельно отправить его в муниципальное учреждение – если предложенные условия устроят заказчика, он вправе самостоятельно выбрать поставщика и заключить с ним договор.

Определение совместных торгов

При проведении совместных закупок заказчики должны опираться:

  • на статью 25 44-ФЗ;
  • на Постановление Правительства от 2013 года №1088 (на основании ч. 5 ст. 25 44-ФЗ полномочия по определению порядка проведения торгов принадлежат Правительству).

Заказчиков стимулируют закупать товары, работы и услуги посредством совместных торгов две основные причины: возможность обеспечить бюджетную экономию и минимизировать затраты. Такие закупки заказчики проводят при наличии потребностей в одинаковых товарах, работах и услугах. Например, несколько медицинских учреждений объединяются для закупок медикаментов, несколько дошкольных образовательных учреждений – для закупок продуктов питания. Именно в сфере здравоохранения совместные закупки проводятся чаще всего.

В основном такие закупки имеют форму аукциона, к совместному конкурсу сторону прибегают крайне редко. Связано это с тем, что в конкурсе заказчики могут предъявлять к поставщикам индивидуальные требования, которые сложно объединить в рамках нескольких закупок. Объединение для совместных торгов является правом, а не обязанностью заказчика.

Условия организации совместных конкурсов и аукционов

Совместные торги могут проводиться в форме конкурентных закупок, а именно: конкурса или аукциона. Особенности проведения данных закупок прописаны в ч. 1 ст. 25 44-ФЗ.

Конкурсы и аукционы в рамках совместных торгов по 44-ФЗ имеют определенные особенности:

  1. В задачи каждой организации-заказчика по 44-ФЗ входит расчет НМЦК, количества и объемов товаров, работ и услуг, подготовка технических характеристик (техзадания) и конкурсной документации, обоснование объекта закупки. Заказчику следует сделать это до момента подписания многостороннего соглашения.
  2. Расходы на проведение закупки распределяются между заказчиком пропорционально их доле НМЦК в совокупной начальной цене.
  3. Каждый участник подписывает контракт самостоятельно по факту определения победителя конкурентной закупки.

Цену лота при закупках среди СМП желательно установить в пределах 20 млн р., хотя этот вопрос законодательно не урегулирован.

Преимущества и недостатки

Основная цель проведения совместных торгов и одновременно их ключевое преимущество – возможность достижения экономии. При закупках существенного объема товара можно получить наиболее выгодное предложение от поставщиков, которые готовы делать хорошие скидки при приобретении товаров в оптовом объеме. Экономию можно достигнуть и на организации закупочного мероприятия, так как затраты делятся с другими заказчиками.

К преимуществам относится и возможность снижения трудозатрат заказчиков на организацию и проведение закупки.

Для поставщиков совместные торги выступают предметом повышенной заинтересованности. Небольшие поставки для поставщиков могут быть нерентабельны из-за высоких затрат на участие в процедуре либо из-за логистических издержек (если поставщик и заказчик находятся в разных городах), а крупные объемы заказа обычно выгодны и интересны поставщикам.

Недостатками при проведении совместных закупок являются определенные организационные сложности. При отсутствии уполномоченного органа для организации закупки такие полномочия придется брать на себя одному из заказчиков. Далеко не все заказчики готовы к дополнительной ответственности и трудозатратам.

Как стать заказчиком

Размещать заказы на Госзакупках могут государственные и муниципальные организации, работающие по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В таблице размещен список всех учреждений, допускаемых до регистрации в качестве заказчика.

Регистрируются на сайте госзакупок только заказчики услуг/товаров. Чтобы участник мог подавать заявки, ему необходимо состоять в сводном реестре организаций. В нем заказчик формирует идентификационный код и происходит автоматическая регистрация на портале.

После этого нужно авторизоваться. Необходимо учитывать, что для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ регистрация разная. Если компания желает работать по обоим направлениям, то ей необходимо регистрироваться дважды.

Авторизация по 44-ФЗ

На главной странице выбрать «Личный кабинет участника» и во всплывшем окне нажать на ЛК 44-ФЗ.

Выбрать один из вариантов:

Появится информационное сообщение:

В нем говорится, что на основании сводного реестра вы зашли под руководителем организации. Для работы в ЕИС и участия в торгах необходимо в личном кабинете госзакупок назначить администратора вашей организации, то есть уполномоченное лицо.

В открывшейся анкете внесите данные руководителя.

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Должность, как по Уставу.
  3. Контактный телефон.
  4. Адрес электронной почты.
  5. Назначьте полномочия, выбрав из списка предложенных.

Руководитель компании должен назначить администратора, то есть человека, который будет заниматься закупками. На главной странице личного кабинета нужно пройти по «Зарегистрировать нового пользователя».

Откроется анкета, в которой обязательно заполнить все поля:

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Должность согласно штатному расписанию.
  3. Контактный телефон.
  4. Персональная электронная почта.
  5. Адрес электронной почты организации, куда будут поступать уведомления от ЕИС.
  6. Подгрузить сертификат пользователя.

Программа проводит сверку прикрепленного сертификата и по окончании поставить свою ЭЦП для подтверждения.

На указанный адрес электронной почты поступит письмо, в котором содержится уникальный логин и пароль для входа в ЕИС.

Авторизация по 223-ФЗ

В этом варианте регистрация будет проводиться через портал Госуслуг. Руководитель компании проходит на портале ЕСИА регистрацию организации. Для этого понадобится получить в любом удостоверяющем центре квалифицированную ЭЦП. Ознакомиться перечнем УЦ можно на этой странице: https://e-trust.gosuslugi.ru/CA.

  1. Регистрация юридического лица на ЕСИА:
  2. Заполнить форму, где указать тип организации.
  3. Ввести данные: тип госоргана, местонахождение организации, ОКТМО, вышестоящее ведомство.

Пока вышестоящая организация не подтвердит принадлежность вашей компании к ней, будет указан статус: юридическое лицо.

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Совместная закупка по закону 223-ФЗ

Чаще всего субъекты, которые обязаны вести закупки по 223-ФЗ, прибегают к совместным закупкам по инициативе головной компании. То есть часто такой вид торгов проводится корпорациями для своих зависимых обществ. Суть в том же, что и при проведении совместной закупки по 44-ФЗ — сэкономить за счет получения предмета закупки по оптовой цене. Нередко корпорации, холдинги и прочие заказчики, которые проводят для своих зависимых обществ совместные закупки по 223-ФЗ, руководствуются правилами, установленными законом 44-ФЗ.

Несвязанные между собой заказчики редко прибегают к такой форме торгов, но все-таки иногда это происходит. В таком случае организовывать всю процедуру берется основной заказчик, который испытывает наибольшую потребность в закупаемом товаре. А все прочие, чьи потребности скромнее, присоединяются к нему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector