Законность дробления закупок

Содержание:

Когда наступает уголовная ответственность

До 4 мая 2018 к нарушениям в процессе проведения торгов применялись общие статьи УК РФ. Мошеннические действия регулировались 159 ст., при обнаружении коррупционного преступления использовались статьи 204, 285, 286, 290. Ущемление прав участников подходило под ст. 169. Расход бюджета, не обусловленный целями технического задания, попадал под ст. 285.1. Ответственность за предоставление поддельных документов наступала по 327 ст.

По Закону № 99 РФ от 23.04.2018 к нарушителям в сфере закупок стали применяться дополнительно ст. 200.4 (превышение полномочий), 200.5 (взяточничество) и 200.6 (подделка документов).

Ответственность за коррупцию и вымогательство

Коррупционные правонарушения делят на три основные категории:

  • использование должностных полномочий в личных целях;
  • получение взятки;
  • подкуп должностного лица.

Наказание за превышение полномочий зависит от размера причиненного вреда. Принято различать крупный ущерб (2,25-9 млн. рублей) и особо крупный (свыше 9 млн.). Ответственность, наступающая при осуществлении подобных правонарушений, приведена в таблице 3. Дополнительно суд может вынести запрет на выполнение определенных работ и на возможность занимать определенный пост сроком до 3 лет.

Таблица 3. Наказания за злоупотребление должностным положением (ст.200.4 ч.1,2 УК РФ).

Наказания за получение подкупа представлены в таблице 4 и могут быть дополнены запретом на осуществление какой-либо работы и на возможность быть назначенным на определенные должности сроком от 3 до 7 лет.

Таблица 4. Наказания за получение подкупа (ч.4,5,6 ст.200.5 УК РФ).

Лицо, подкупившее заказчика, также несет ответственность в зависимости от суммы подкупа и наличия отягчающих обстоятельств (см. таблицу 5). Суд оправдает сознательного гражданина, активно помогавшего следствию или самостоятельно заявившего о преступлении. Ответственность также снимается с лица, совершившего подкуп под давлением вымогающей стороны.

Таблица 5. Наказания для лиц, совершивших подкуп (ч.1, 2, 3 ст.200.5 УК).

Ответственность за нецелевое расходование средств

Выделение средств на проведение торгов осуществляется государством с указанием конкретного направления их использования. Если расходы вышли за рамки предписанных направлений, они признаются нецелевыми.

При совершении правонарушения, ущерб от которого составил свыше 1,5 млн. рублей, наступает уголовная ответственность. Величина наказания в зависимости от объема расходованных средств представлена в таблице 6. Ответственность в виде штрафа и ареста может дополняться запретом на осуществление какой-либо работы и на возможность быть назначенным на определенные должности сроком до 3 лет.

Таблица 6. Наказание за нецелевую трату средств (ст. 285.1 УК).

Ответственность за фальсификацию документов

Фальсификация экспертных документов попадает под статью 200.6 УК РФ (выдача несправедливого заключения в области закупок товаров, работ, услуг). Предусмотренное наказание – в таблице 7. Дополнительно виновному лицу могут запретить вести определенную деятельность или занимать ответственные посты в течение 3-5 лет.

Таблица 7. Виды наказаний.

Признаки дробления закупки по 44-ФЗ

Контролирующие инстанции выявляют дробление закупок при их соответствии таким признакам, как:

  1. Наличие одинакового объекта госконтракта в нескольких небольших договорах.
  2. Небольшой промежуток времени между этими контрактами. В частности, если несколько госконтрактов подписываются в один день или в течение месяца.
  3. Один и тот же поставщик фигурировал в нескольких контрактах.

Сочетание нескольких указанных признаков указывает на то, что заказчик намеренно уходит от закупки через аукцион или конкурс. Но если заказчик сможет доказать, что он уходит от крупных закупок по объективным обстоятельствам, то он сможет избежать ответственности.

Например, если у заказчика отсутствуют складские помещения для хранения крупной партии товара, или проведение закупки конкурентным способом серьезно бы увеличило затраты заказчика на ее организацию и увеличило расходы бюджета.

Определение правомерности дробления

Как контролирующие органы определяют, искусственно ли была раздроблена закупка либо это вызвано объективными причинами? Самые очевидные признаки фиктивного дробления мы уже упомянули. Но главное, что должен понять антимонопольный орган — были ли изначально основания делить закупку на более мелкие составляющие.

Это реальный случай из практики ФАС. Антимонопольный орган пришел к выводу, что у заказчика не было оснований дробить закупку. Ведь в конце концов, его целью было приобрести не каждый модуль в отдельности, а всю АИС целиком. Заказчика наказали штрафом за неправильный выбор процедуры определения поставщика.

Как было сказано выше, дробление не всегда носит криминальный характер. Иногда делить закупку на составляющие приходится по объективным причинам. Если заказчик считает, что ФАС углядела искусственное разделение закупки там, где его нет, и наложила штраф неправомерно, то следует обращаться в суд.

Почему несколько закупок у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. руб. стало нарушением Закона о конкуренции?

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а значит, производится исключительно в случаях, предусмотренных ст. 93 Закона о контрактной системе.

Закупка государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. руб., отнесена к таким случаям

ФАС обратила внимание на то, что законодательство о контрактной системе не содержит ограничений в количестве закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 5 ч

1 ст. 93 Закона о контрактной системе, в том числе в случаях, когда предметом контрактов является приобретение одних и тех же ТРУ.

Вместе с тем закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ст. 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер.

Часть 2 ст. 8 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на совершение участниками закупки любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (данная правовая позиция отражена в том числе в письмах Минэкономразвития РФ от 06.12.2016 № Д28и-3204, от 14.07.2016 № Д28и-1805).

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой контрактов, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречило его целям и открывало возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод. Аналогичную правовую позицию отражают ряд решений арбитражных судов РФ (например, решения Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-13046/2018, по делу А33-6166/2018, от 02.10.2017 № А33-10038/2017, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.07.2018 по делу № А33-31305/2017, АС УО от 26.08.2016 № Ф09-8787/16 по делу № А34-6943/2015, Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 № 03АП-6465/16, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2016 № 04АП-3241/16), а также ФАС (Решение от 04.09.2018 № СП/70624/18 по жалобе на Решение Татарстанского УФАС от 17.04.2018 по делу № 06-2/2018).

Итак, проанализировав девять контрактов, антимонопольная служба установила, что предметом всех договоров является оказание услуг по поставке продуктов питания, то есть по характеру услуги идентичны. Все контракты направлены на достижение единой цели – реализация уставных задач по поставке продуктов питания для нужд детского сада, приобретателем по ним является одно и то же лицо – указанный детский сад, имеющее единый интерес. Помимо идентичного предмета, контракты содержат условия об одинаковом порядке расчета (безналичный).

Таким образом, образовывается единая сделка, оформленная рядом самостоятельных государственных контрактов без проведения публичных процедур, что является существенным нарушением законодательства о контрактной системе, поскольку препятствует развитию добросовестной конкуренции, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, лишая последних возможности заключить контракт на оказание услуг, предусмотренных в вышеназванных контрактах.

Ответственность за дробление закупок по 44-ФЗ

Дробление закупок заказчиком происходит когда не выгодно проводить торговые процедуры. В первую очередь это касается сроков проведения закупок. Например, не успел вовремя заказчик спланировать закупку и подготовить документацию или лимиты денежных средств были поздно доведены. А поставка товара или оказание услуги требуется, как правило, ещё вчера.

Вот и приходится разбивать одну большую потребность на много маленьких. Чаще всего дробление встречается в закупках продовольствия, медикаментов, строительстве.

Зачем дробить закупки

Закупки торговыми способами отнимают много сил и времени у заказчиков. Это ж заранее всё просчитать надо, внести в плановые документы, выждать десять календарных дней, разработать документацию… Оооххх…

И это далеко не вся работа. Куда проще заключить напрямую несколько договоров и ждать поставку необходимых товаров или оказание нужных услуг.

Что же такого привлекательного в этом мистическом дроблении, что заказчики к нему прибегают раз от раза?

Во-первых, заключение договоров без проведения конкурсных процедур помогает сократить время поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ.

Особенно актуальна эта причина при завершении финансового года. И тут не всегда вина заказчика.

Бывает же, что вышестоящая организация доводит денежные средства тогда, когда уже нельзя успеть провести аукцион или запрос котировок.

Во-вторых, при заключении прямого контракта заказчик без лишних проблем выбирает того поставщика с кем ХОЧЕТ работать. Не редки при этом случаи благодарности от поставщиков. Что влечёт за собой нарушение норм Уголовного кодекса РФ, но сегодня мы не об этом.

В-третьих, разработка документации о торговой закупке бывает настолько технически сложной и трудоёмкой, что знаний и навыков у сотрудников заказчика не хватает. Часто такое дробление встречается в сфере строительства, привлечь грамотных специалистов нет денежных средств и заказчик вынужден идти на нарушение.

Этот список можно было бы и продолжить, но для общего понятия зачем нужно дробление закупок – достаточно.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

Как определить дробление это или нет?

Не всегда при дроблении закупок вина лежит на заказчике. Есть в государственном заказе много сопровождающих факторов, которые вынуждают идти на нарушения.

Но каждый контрактный управляющий должен, в первую очередь, думать о соблюдении норм законодательства о закупках. Соответственно и о том, как не попасть на штраф при ближайшей проверке.

Для этого важно понимать каким образом контролирующие органы вычисляют дробление закупок. Например, дроблением будет признано заключение в течении двух недель договоров на оказание услуг по уборке помещений сроком на три месяца вместо проведения закупки путём аукциона в электронной форме

Например, дроблением будет признано заключение в течении двух недель договоров на оказание услуг по уборке помещений сроком на три месяца вместо проведения закупки путём аукциона в электронной форме.

Если же избежать заключения таких договоров не получается, то заказчик должен заранее обосновать (хотя бы для себя) необходимость этих действий. Дальнейшее развитие событий уже пойдёт на усмотрение конкретного проверяющего.

Ответственность за дробление закупок

Как такового, понятия “дробления” в Законе о контрактной системе нет. Но штраф за такие действия есть. Анализ существующей практики показывает следующее:

Судебные и контролирующие органы в своих решениях пишут, что при дроблении закупок заказчики нарушают принцип эффективности и использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса РФ), а также не верный выбор способа определения поставщика (статья 24 Закона о контрактной системе). Далее уже в каждом решении добавляются ссылки на разные статьи Гражданского кодекса и Закона о защите конкуренции.

Если руководствоваться этой логикой контролёров, то несложно посчитать, что штраф за неверный способ определения поставщика согласно КоАП составляет от двадцати до пятидесяти тысяч рублей. Нормальный такой удар для семейного бюджета.

11.04.2021

Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации. Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Изменения в закупках по 44-ФЗ

Квотирование закупок

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Электронный запрос котировок

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ; 
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок; 
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок; 
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

Малые закупки

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В конце статьи есть

РНП

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

Дробление и выделение лотов: в чем разница

Выделение лотов — это процесс разделения одного заказа на части. В отношении каждого лота публикуется отдельное извещение, в документации отдельно указываются объект торгов, НМЦК и ее обоснование, размер обеспечения заявки, сроки и иные условия поставки товара и размер обеспечения исполнения контракта.

В ч. 6 ст. 24 44-ФЗ закреплено, что в таких тендерах нельзя разбивать единый заказ в рамках одной закупки на части (лоты):

  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • открытые и закрытые электронные процедуры.

Хотя в отношении каждого лота заключается отдельный контракт, выделение лотов не считается дроблением, так как поставщики выбираются в конкурентной борьбе.

Кто и чем рискует

Новые нормы уголовного законодательства представлены двумя статьями:

  • 200.4 — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
  • 200.5 — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

Упомянутые нормы закона предусматривают наказание в виде крупных денежных штрафов, принудительных и исправительных работ, а также лишения свободы. В качестве дополнительной меры осужденному лицу может быть запрещено вести определенную деятельность либо занимать определенные должности.

Объем наказания зависит от конкретных обстоятельств преступления. Мера ответственности ужесточается в зависимости от размера ущерба или подкупа.

Что такое дробление закупки по 44-ФЗ, и ограничивается ли дробление закупки законодательством?

Формально дробление закупок не запрещено нормами 44-ФЗ. Но если в ходе проверки антимонопольные инстанции придут к выводу, что заказчик дробит закупки умышленно, чтобы избежать конкурентных закупок, то ему грозит ответственность.

Понятие

44-ФЗ и другие нормативно-правовые акты не содержат официального определения понятия «дробление закупки».

Но на практике под ним понимается ситуация, когда вместо того, чтобы провести конкурентную закупочную процедуру, заказчик делит крупную закупку на несколько небольших, чтобы у него появилась возможность закупить товары и услуги неконкурентным способом через подписание контракта с единственным поставщиком.

Дробление может быть признано намеренным, если заказчику заранее была известна полная потребность в данных товарно-материальных ценностях, и у него отсутствовали препятствия для их закупки одной партией в рамках одного крупного контракта.

Обычно речь идет о дроблении крупной закупки на несколько закупок в пределах 100 тыс. р.

Например, у заказчика есть постоянная потребность в канцтоварах. Вместо того чтобы закупить их одной крупной партией конкурентным способом, он регулярно закупает партию канцтоваров на сумму до 100 тыс. р. у одной компании. Мотивы таких действий заказчика понятны.

Неконкурентная закупка позволяет ему сэкономить немало времени:

  1. Ему не нужно проводить рыночные исследования.
  2. Запрашивать цены поставщиков.
  3. Обосновывать НМЦК.
  4. Готовить закупочную документацию.
  5. Отчитываться о результатах исполнения контракта.
  6. Нет рисков, что процедура затянется на время рассмотрения жалоб в ФАС.

Но в таких закупках контролирующие инстанции наверняка обнаружат признаки дробления и тогда заказчику не избежать ответственности, которая не ограничивается только административной. Ведь в рамках законодательства о контрактной системе поставщик может пользоваться своим правом на проведение неконкурентной закупки в исключительных случаях.

Ограничивается ли дробление закупок законодательством

В рамках ранее действующего законодательства о госзакупках заказчику прямо запрещалось уходить от конкурентных способов выбора поставщика. Закупать у единственного поставщика товары, которые считались одноименными, в течение квартала можно было только в пределах лимитов. Указанные правила действовали в 94-ФЗ. В рамках 44-ФЗ они не предусмотрены.

Согласно действующей контрактной системе, проведенные неконкурентными способами закупки не соответствуют принципам эффективности, бюджетной экономии и результативности.

Поэтому контролирующие инстанции пристально следят за тем, чтобы не возникало признаков дробления закупок.

При проверке госконтрактов, заключенных с использованием схемы дробления, контролирующие инстанции обнаруживают нарушения таких нормативно-правовых актов:

  1. Бюджетного законодательства (ст. 34 БК) в виде нарушения принципа эффективности и результативности использования бюджетных денег.
  2. Гражданского законодательства (ст. 170 ГК) в виде заключения притворных сделок для прикрытия крупного заказа. Это влечет за собой их признание недействительными.
  3. Закона о защите конкуренции (ст. 15 135-ФЗ) в виде нарушения принципа обеспечения конкурентной борьбы и необоснованного сокращения численности участников.

Признаки дробления закупки по 44-ФЗ

Контролирующие инстанции выявляют дробление закупок при их соответствии таким признакам, как:

  1. Наличие одинакового объекта госконтракта в нескольких небольших договорах.
  2. Небольшой промежуток времени между этими контрактами. В частности, если несколько госконтрактов подписываются в один день или в течение месяца.
  3. Один и тот же поставщик фигурировал в нескольких контрактах.

Сочетание нескольких указанных признаков указывает на то, что заказчик намеренно уходит от закупки через аукцион или конкурс. Но если заказчик сможет доказать, что он уходит от крупных закупок по объективным обстоятельствам, то он сможет избежать ответственности.

Например, если у заказчика отсутствуют складские помещения для хранения крупной партии товара, или проведение закупки конкурентным способом серьезно бы увеличило затраты заказчика на ее организацию и увеличило расходы бюджета.

Письмо Минфина России от 2 июня 2020 г. N 24-03-08/47181 Об особенностях изменения условий контракта

7 августа 2020

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.

При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

На основании изложенного, возможность изменения предмета контракта путем заключения дополнительного соглашения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Почему заказчикам выгодно использовать практику дробления закупки по 223-ФЗ

Организация тендера всегда сопряжена с серьезными временными затратами, при этом никто не может дать заказчику гарантии, что хотя бы одна компания подаст заявку на участие. По этой причине торги считаются не самым эффективным способом приобретения ТРУ, особенно часто такая позиция встречается среди представителей контрактной службы.

Закон позволяет осуществлять закупку без проведения конкурса, но сумма соглашения не должна при этом превышать 100 тысяч рублей. Случаи, допускающие работу с одним исполнителем, содержатся в законе 44-ФЗ, тогда как законодательный акт № 223 не регламентирует подобные ситуации. Поэтому часто заказчики полагают, что разумнее всего прибегнуть к дроблению одной закупки по 223-ФЗ на несколько небольших, подписав сразу ряд соглашений.

Разбивая заказ на части, заказчики стремятся:

  • Сократить сроки предоставления ТРУ. Это наиболее актуально перед Новым годом, когда организациям не хватает времени, чтобы закупить подарки.
  • Упростить процедуру. Не всегда покупатели готовы заниматься формированием полного пакета документов, публиковать сведения на портале ЕИС, выжидать установленный период времени после завершения торгов, чтобы получить возможность подписать договор.
  • Извлечь выгоду. Практика знает немало ситуаций, когда заказы дробились ради получения «отката». Контрактный управляющий может заменить выбор исполнителя договора на 500 000 рублей в формате аукциона на пять контрактов по 100 000 рублей с конкретной организацией. За такую услугу заказчику полагается вознаграждение от поставщика.

Прежде чем приступить к дроблению закупки по 223-ФЗ, важно просчитать, насколько такой подход будет результативен. Иначе проверяющие инстанции могут приравнять его использование к попытке мошенничества

Искуственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответственность

Перед заказчиком часто встает выбор: провести одну крупную закупку или разделить ее на несколько небольших. С одной стороны прямого нарушения законодательства в том, чтобы раздробить закупку, нет.

Но на практике ФАС и судебные инстанции нередко усматривают в этом ограничение конкуренции.

Как представителям контрактных служб, так и поставщикам будет не лишним разобраться в принципах и особенностях дробления, способах выявления таких закупок и ответственности, которую за это можно понести.

Что такое искусственное дробление закупки

Искусственным дроблением закупки принято называть умышленное разбиение стоимости одного крупного заказа на несколько. Это справедливо как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ.

Дробление признается преднамеренным, если заказчику заранее известна полная потребность организации в данной продукции или услугах на плановый период и при этом отсутствуют какие-либо препятствия для приобретения их в рамках одного контракта.

В тексте 44-ФЗ и 223-ФЗ нет термина «дробление закупки», а, следовательно, нет прямого запрета на проведение такой манипуляции. Заказчикам же такой вариант приобретения товаров и услуг кажется наиболее удобным. Нет необходимости реализовывать конкурентные процедуры, размещать информацию в ЕИС и так далее.

Можно заключить несколько контрактов с единственным поставщиком и полностью закрыть потребность предприятия. При этом нужно учитывать, что согласно действующему законодательству все закупки должны проводиться по принципу максимальной эффективности, экономности и результативности.

При искуственном разделении закупки эти требования соблюсти удается не всегда.

Для чего проводится дробление закупки

Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы. Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания.

При этом существует возможность заключать контракты на сумму не более 100 000 рублей и без проведения торгов. Все случаи, когда допустима закупка у единственного поставщика, приведены в 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ вообще не регламентирует такие ситуации. Это наталкивает заказчиков на мысль, что целесообразно разбить одну крупную закупку на несколько небольших и заключить отдельные контракты.

Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:

  1. Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.
  2. Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта. 
  3. Получить личную выгоду. Известно множество случаев, когда заказчики намеренно дробили заказы с целью получения «отката» от поставщика. Контрактный управляющий может намерено отказаться от проведения аукциона на сумму 500 000 рублей и заключить с конкретной фирмой 5 контрактов по 100 000 рублей каждый. При этом поставщик выплачивает заказчику вознаграждение.

Разукрупняя закупку, заказчик должен просчитать эффективность этой процедуры. В противном случае его действия могут быть признаны мошенническими.

Основные признаки искусственного дробления

Опознать разукрупнение заказа можно по следующим признакам:

  1. Заказчик заключает одновременно несколько договоров в один и тот же день.
  2. Несколько контрактов заключено с одним и тем же поставщиком.
  3. Договора предусматривают поставку одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей. 

При обнаружении подобных признаков контролирующие органы могут инициировать проверку действий заказчика.

Практика ФАС

Антимонопольной службой было рассмотрено и признано незаконным немалое количество закупок с искуственным дроблением.

К примеру, один из заказчиков провёл закупку 12 отдельных модулей для автоматизированной информационной системы (АИС), а также 50 рабочих мест для сотрудников.

В результате было заключено 62 отдельных контракта. Поставщиком по всем договорам выступала одна и та же компания. 

Исходя из стоимости системы, заказчик не имел оснований на то, чтобы разделять заупку на несколько договоров. Необходимо было выбрать один из конкурентных способов приобретения товаров.

В этой ситуации на заказчика было наложено взыскание за неправильный выбор способа определения поставщика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector