Что такое икт простыми словами
Содержание:
- ИКТ – это … / расшифровка
- Использование ИКТ в начальной школе
- Роль ИКТ в развитии общества
- ИКТ технологии в образовании
- Использование ИКТ в ДОУ
- Технические средства ИКТ
- Виды и средства ИКТ
- Плюсы и минусы применения ИКТ
- ИКТ в современном образовании: применение, результаты
- Средства информационно-коммуникативных технологий(ИКТ)
- Зачем ИКТ педагогам ?
ИКТ – это … / расшифровка
Сочетание букв ИКТ в настоящее время встречается очень часто, особенно в сфере образования. Но что это значит? Прочитайте наше введение в эту важную и быстро меняющуюся тему.
Однако, кроме объяснения аббревиатуры, не существует общепринятого определения ИКТ. Потому что концепции, методы и приложения, связанные с ИКТ, постоянно развиваются, чуть ли не ежедневно, и трудно успевать шагать с ними в ногу.
ИКТ охватывают как сферу доступа в Интернет, так и мобильную, основанную на беспроводных технологиях. Они также включают в себя устаревшие технологии коммуникации, такие как стационарные телефоны, радио и телевизионные трансляции — все они до сих пор широко используются наряду с такими передовыми ИКТ-компонентами, как искусственный интеллект и робототехника.
Список компонентов ИКТ является обширным и продолжает расти. Некоторые, такие как компьютеры и телефоны, существуют уже десятилетия. Другие, такие как смартфоны, цифровые телевизоры и роботы, появились относительно недавно.
Использование ИКТ в начальной школе
Сегодня нам не нужно идти дальше нашего собственного дома или даже комнаты, чтобы увидеть какую-то форму ИКТ в нашей жизни. Будь то компьютер, плазменный телевизор или мобильный телефон, у всех нас есть они в какой-то части нашей жизни. В современном обществе люди, как потребители ИКТ, стремятся к одной мечте — мечте о связанной жизни.
Не обошли стороной информационно-компьютерные технологии и начальную школу. Сегодня ИКТ используются на многих уроках младшеклассников, будь то литература, математика или музыка. Особенно полезны они на уроках английского языка.
Трудно переоценить роль информационных технологий в начальном образовании, поскольку они обучают детей искать нужную им информацию и систематизировать то, что они нашли. По мере того, как дети прогрессируют в этом процессе, они становятся все более ответственными за собственное обучение. Многие считают, что ИКТ необходимо ещё в большем количестве интегрировать в учебные программы, чтобы иметь грамотных и независимых учеников.
Вычислительные способности являются жизненно важным навыком и позволяют учащимся с большей готовностью участвовать в быстро меняющемся мире. Например, использование Интернета и мессенджеров дает им быстрый доступ к идеям и опыту широкого круга людей, сообществ и культур.
Изучение систем управления и роботов повышает осведомленность детей о многих операционных системах, которые мы используем в нашей повседневной жизни. Можно сказать, что школьники развивают жизненные навыки, которые им понадобятся во взрослой жизни, такие как управление стиральной машиной и другими устройствами.
Роль ИКТ в развитии общества
Значение роли ИКТ в нашей жизни можно оценить, представив на минутку, что вдруг эти самые технологии исчезли . Представили? Не работают компьютеры, телевизоры, мобильная и сотовая связь и прочие средства коммуникации.
Человечество бы такой ситуации в прямом смысле застопорилось на данном витке развития. Мы так привыкли к возможностям, которые дают нам ИКТ, что при наступлении ИКТ-коллапса человечество бы, возможно, ждал эволюционный регресс (это как?).
Не будем думать о плохом, так советуют психологи. У нас все будет хорошо. На современном этапе развития совершенствование ИКТ имеет доминирующее значение, потому что эволюция нашей цивилизации движется по техногенному вектору развития.
Таким образом, ИКТ является движущим фактором развития человеческого общества.
В нашей стране вопросу совершенствования ИКТ отводится большое значение. Приоритеты (это что?0 в развитии ИКТ утверждаются на законодательном уровне .
Так, например, в Распоряжении правительства № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» прописаны меры, которые нужно предпринять для развития информационного общества.
Далее – кратко об основных положениях документа.
- Превратить ИКТ в одну из отраслей экономики, доля участия которой в ВВП (это как?) должна превышать 10 %.
- Достичь в ИКТ превышения экспорта (это как?) над импортом (а это как?).
- Сделать акцент на развитии следующих направлений :
- формировать единое информационное пространство;
- развить в стране единую сеть электросвязи;
- предоставить доступ к услугам связи жителям всех субъектов РФ (это что?);
- перейти к цифровому телерадиовещанию на всей территории страны;
- повысить качество услуг всех социально-значимых отраслей (медицина, образование, соцзащита, культура) за счет внедрения ИКТ, в т.ч. за счет подключения всех социально-значимых объектов к сети интернета;
- совершенствовать методы и формы образовательного процесса путем интенсивного использования ИКТ;
- повысить инвестиционную (это какую?) привлекательность ИКТ;
- мотивировать граждан (это как?) и организации (это что?) использовать ИКТ;
- повышение качества и объема предоставления электронных государственных услуг («электронное правительство» — интернет-сервис «Госуслуги»);
- улучшение межрегионального и межведомственного информационного обмена;
- обеспечение безопасности информационного поля РФ.
ИКТ технологии в образовании
Что такое ИКТ в школе ? Это часть образовательного процесса. Ведь сегодня уже сложно себе представить обучение без технических, информационных, полиграфических, аудиовизуальных средств. Так, например, уроки презентации в начальной школе, средних и старших классах давно стали привычным и обыденным явлением.
Применение информационно-компьютерных технологий позволяет реализовывать следующие задачи обучения:
- организации процесса познания;
- индивидуализации учебного процесса;
- развития системного мышления;
- построения открытой системы образования;
- создания эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.
Многообразное применение и использование средств информационно-коммуникационных технологий формирует человека, умеющего действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получая необходимую информацию из многочисленных источников; умеющего ее анализировать, строить модели, выдвигать гипотезы, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
Информационно коммуникативные технологии развивают обучающихся, готовят их к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Это выражается в развитии у них следующих качеств:
- наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, теоретического, творческого видов мышления;
- коммуникативных способностей;
- эстетического восприятия за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологий мультимедиа;
- умения принимать оптимальные решения или предлагать варианты решений в сложной ситуации (для этого используются ситуационные компьютерные игры, ориентированные на оптимизацию деятельности по принятию решения);
- умения осуществлять обработку информации (информационная культура).
Происходит интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:
- повышается эффективность и качество процесса обучения;
- усиливаются побудительные мотивы (стимулы), обуславливающие активизацию познавательной деятельности;
- за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, углубляются межпредметные связи при решении задач из различных предметных областей.
Исследования во всем мире показали, что ИКТ могут повысить эффективность обучения школьников, улучшить сами методы обучения.
Отчет, сделанный Национальным институтом мультимедийного образования в Японии, доказал, что широкое использование ИКТ в образовательном процессе и интеграция технологий в учебную программу оказывает значительное положительное влияние на достижения обучающихся.
Результаты, в частности, показали, что учащиеся, которые постоянно сталкиваются с технологиями в процессе обучения, обладают лучшими знаниями, навыками презентации, инновационными средствами и методами получения и обработки информации и готовы приложить больше усилий для обучения по сравнению со своими сверстниками.
Новые тенденции
Внедрение ИКТ в образование — это ответ для тех, кто спрашивает, как можно увеличить число учеников без увеличения учебных площадей и количества преподавателей.
Различные устройства / технологии в области ИКТ включают в себя:
- доступ к учебным материалам через удаленные устройства,
- цифровые онлайн репозитории (хранилища данных) для лекций, материалов курса и цифровой библиотеки,
- облачные платформы управления обучением для проведения онлайн-уроков,
- широкое применение ноутбуков, планшетных компьютеров, аудиоплееров, проекторов, электронных досок и т. д.
Кроме того, растущее число массовых открытых онлайн-курсов, говорит нам о том, что существует огромная потребность в средствах обучения вне класса. Будущее наших образовательных учреждений будет зависеть от того, смогут ли они удовлетворить эти потребности.
ИКТ в образовании: инструменты и сценарии
Использование ИКТ в ДОУ
Применение ИКТ можно найти и в сфере дошкольного образования. В раннем детстве они тоже важны, поскольку позволяют детям развивать различные навыки. Прежде всего, это касается навыков, связанных с использованием компьютеров или планшетов, развиваются тактильные, слуховые и визуальные способности.
Во-вторых, дети развивают и иные навыки, связанные с использованием дидактических программ, игр и приложений, с которыми они сталкиваются.
Использование технологий в ДОУ мотивирует детей и позволяет им искать информацию и разрабатывать стратегии. Это также дает им возможность принимать некоторые решения по мере выполнения своих задач. Они выбирают, исключают, классифицируют и т. д.
ИКТ в детском саду:
- стимулирует творчество,
- поощряет эксперименты,
- пробуждает любопытство,
- развивает автономию,
- мотивирует на обучение,
- позволяет каждому ребенку продвигаться в соответствии с его личным темпом обучения,
- помогает в развитии координации рук и глаз.
В детском саду детям необходимо образование, основанное на игре и опыте взаимодействия с реальными предметами. Более того, им нужно общаться со сверстниками, другими людьми, с природой и развиваться как эмоционально, так и социально.
Наконец, как упоминалось выше, любое использование информационных технологий в дошкольных учреждениях должно предусматривать постоянное посредничество воспитателей. Это верно и для последующих этапов обучения.
Педагоги несут ответственность не только за то, чтобы научить тому, как работают новые технологии и как их использовать. Они также должны учить критическому и ответственному использованию информации, доступ к которой имеют дети.
Технические средства ИКТ
- письменность и книгопечатание;
- телефон и телеграф;
- телевидение.
Эти технологии предназначены лишь для фиксирования, тиражирования и распространения информации (т.е. знаний). Они не затрагивают самого процесса создания этих знаний – интеллектуальной деятельности.
Современные информационные технологии не только выполняют указанные функции, но и сами являются компонентами интеллектуальной деятельности.
Например, программное обеспечение (ПО), помогает создать новый программный продукт, новые технологии.
Средства современных ИКТ классифицируются следующим образом:
- программные;
- программно-аппаратные;
- технические.
К средствам ИКТ относятся :
- ЭВМ и ПЭВМ (персональная ЭВМ или персональный компьютер);
- оборудование для ВМ (монитор, клавиатура, мышь, кабели подключения);
Виды и средства ИКТ
Рассмотрим виды использования цифровых технологий, которые существуют для того, чтобы помочь людям, предприятиям и организациям использовать информацию.
Таким образом, ИКТ связаны с хранением, поиском, манипулированием, передачей или получением цифровых данных
Важно также то, что эти различные виды использования могут взаимодействовать друг с другом
В бизнесе ИКТ часто подразделяют на два основных типа продуктов:
- Традиционные компьютерные технологии (всё то, что вы можете делать на персональном компьютере дома или на работе).
- Цифровые коммуникационные технологии (позволяют людям и организациям общаться и обмениваться информацией в цифровом виде).
Давайте кратко рассмотрим эти две категории, чтобы продемонстрировать виды продуктов и идей, охватываемых ИКТ.
Традиционные компьютерные технологии
Стандартные офисные приложения
- Обработка текстов : например, MS Word для написания писем, отчетов и т. д.
- Электронные таблицы : например, MS Excel для анализа финансов, расчетов, создания моделей прогнозирования и т. д.
- Программное обеспечение для баз данных : например, Oracle / MS SQL Server / Access для управления базами данных (например, контактами клиентов, каталогами продуктов).
- Программное обеспечение для презентаций : например, MS Powerpoint. Узнайте больше о том, как сделать презентацию
- Настольные издания : например, Adobe Indesign / Quark Express / MS Publisher для выпуска информационных бюллетеней, журналов и других сложных документов.
- Графическое программное обеспечение : например, Adobe Photoshop и Illustrator для создания и редактирования изображений, таких как логотипы, рисунки или фото для использования на веб-сайтах или для других публикаций. Узнайте больше о том, как сделать логотип школы или класса
Специализированные приложения
- Пакет учета : например, Sage / Oracle для управления счетами организации.
- Компьютерное проектирование (CAD) : для содействия процессу проектирования в сфере дизайна, архитектуры, инженерии.
- Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) : позволяет компаниям лучше понимать своих клиентов, собирая и анализируя данные, такие как предпочтения их продуктов, покупательские привычки и т. д.
Цифровые коммуникационные технологии
Передача данных электронными средствами, обычно на расстоянии, часто достигается через сети отправляющего и принимающего оборудования, проводные и спутниковые каналы.
Внутренние сети
Обычно такую сеть называют локальной (LAN), она может связывать несколько аппаратных элементов вместе в офисе или здании.
Цель локальной сети — совместное использование аппаратных средств, таких как принтеры или сканеры, программные приложения и данные. Этот тип сети бесценен в офисной среде, где коллеги должны иметь доступ к общим данным или программам.
Внешние сети
Часто бывает нужно общаться с кем-то за пределами внутренней сети, в этом случае необходимо быть частью глобальной сети (WAN). Интернет — это глобальная сеть, это огромная сеть сетей.
Плюсы и минусы применения ИКТ
Преимущества:
- Облегчают доступ к информации.
- Благоприятствуют созданию различных образовательных центров.
- Обеспечивают цифровую грамотность пользователей.
- В области образования они помогают сократить разрыв между учащимися и преподавателями.
- Это инструмент для образовательного и административного управления, так как технологии позволяют мгновенно получить доступ к базам данных и статистике, чтобы узнать академическое поведение студентов.
Недостатки:
- ИКТ могут быть источником отвлекающих факторов, которые мешают субъекту достичь цели.
- Устройства и инструменты, такие как платформы, непрерывно меняются, что означает, что прилагаются постоянные усилия по их обновлению.
- Увеличивается риск уязвимости персональных данных.
В области образования можно добавить следующие недостатки:
- Существует значительное неравенство в доступе к технологиям. Это обусловлено такими факторами, как нищета или отсутствие государственной политики в области образования.
- Эффективность использования зависит от степени включения ИКТ в школьную программу;
- Использование технологий требует наличия достаточного пространства и оборудования;
- Без надлежащей подготовки или хорошо структурированного плана преподавания, разработанного государством, школой и учителем, ИКТ не будут эффективны.
На этом все, обязательно дополни статью, оставив комментарий ниже.
ИКТ в современном образовании: применение, результаты
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение, которое определяет возможности PC. В современных образовательных системах широкое распространение получили программы подготовки презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т.п. Образование сегодня приобрело совершенно новое качество благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ. Через глобальную компьютерную сеть Internet возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
В сети доступны и другие средства информационных и коммуникационных технологий — электронная почта, например, чат, которые позволяют общаться в режиме online. При этом с каждым годом существенно возрастает качество звука и изображения, объёмы файлов, которые можно передавать и получать. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции. Сетевые средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно- методической и научной информации; позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени. Для системы открытого и дистанционного обучения значительными являются такие технологии, как видеозапись и телевидение.
Ещё одной серьёзной технологией являются образовательные электронные издания, распространяемые в интернете или хранящиеся на информационных носителях. Они позволяют хранить и передавать основной объём изучаемого материала. Индивидуальная работа с ними делает возможным глубокое усвоение и понимание материала. Образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме. Это не значит, что стоит отказываться от традиционного источника знаний — книги .Для большинства людей процесс «общения» с книгой не заменит никакие, даже ультрасовременные, электронные издания.
Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, наличию доступа в сеть Internet. Современный учитель имеет возможность пользоваться электронными изданиями. Стоят такие издание гораздо дешевле, занимают немного места, мобильны. Новые компьютерные технологии, мультимедийное оборудование, способствует более качественному усвоению теоретического материала.
Современные графические редакторы позволяют создавать первоклассные 3-D модели реальных объектов . Учитель и ученик сегодня имеет возможность совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек.
Современный учитель, таким образом, должен учитывать положительные свойства ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера:
- в первую очередь, добиваться совершенствования самого процесса преподавания;
- значительно повышать уровень самостоятельной работы учащихся, результативность его самоподготовки;
- активизировать процесс обучения учащегося в направлении научно-исследовательской, поисковой деятельности;
- воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению;
- обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и т.д.
- для повторения и закрепления пройденного материала;
- для создания различных учебных ситуаций, в которых студент усваивает материал в игровой форме;
- для обеспечения необходимого уровня усвоения учебного материала;
- для проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании;
- для сообщения разного рода сведений и формирования навыков и умений по отбору и систематизации информации и т.п.
Средства информационно-коммуникативных технологий(ИКТ)
Информационно-коммуникативные технологии не могут реализовывать свои функции без средств. Ключевые средства информационно-коммуникативных технологий представлены в таблице 1.
Таблица 1. Средства ИКТ
№ |
Средство ИКТ |
Описание средства ИКТ |
1 |
Компьютер, ноутбук |
Универсальное устройство обработки информации. ПК или ноутбук позволяют свободно обрабатывать любую информацию. Кроме того, при помощи Интернета компьютер помогает находить и перерабатывать необходимую пользователю информацию. |
2 |
Принтер |
Позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. |
3 |
Сканер |
Устройство для переноса картинок, фотографий на компьютер с целью дальнейшей обработки. |
4 |
Проектор |
Необходим для педагогической деятельности, так как повышает: уровень наглядности в работе преподавателя, дает возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу, аудитории. |
5 |
Интерактивная доска |
Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. |
6 |
Устройства для записи визуальной и звуковой информации (фотоаппарат, видеокамера, телефон, планшет) |
Данные устройства относятся к ИКТ на основании того, что дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. |
7 |
Носитель информации (флешка, SSD) |
Используется для хранения и быстрого переноса информации от одного компьютера к другому. |
Рассмотрев ключевые средства ИКТ, важно отметить, что сам факт применения информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать процесс обучения. Это обусловлено тем, что техническая поддержка уроков создает более комфортные психологические условия, снимает психологические барьеры, усиливает роль учащихся в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем школьной программы, повышает качество образования вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении
Средства ИКТ очень важны для полноценной организации современного урока
Важно подчеркнуть, мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять
Зачем ИКТ педагогам ?
С неизбежным распространением ИКТ в образовании, роль учителя должна измениться, и вот четыре основные причины, почему это должно произойти.
- Во-первых, роль учителя должна измениться, потому что ИКТ приведут к тому, что определенные учебные ресурсы устареют. Например, использование бумажных плакатов и классных досок может больше не потребоваться, если все учащиеся имеют доступ к одному и тому же сетевому ресурсу, на котором учитель представляет информацию.
Кроме того, если ученики распределяются по нескольким классным комнатам, что становится все более распространенным явлением, локализованные ресурсы, такие как проекторы и классные доски, становятся излишними, и необходимо использовать новые электронные формы распределенного общения.
- Во-вторых, ИКТ могут также сделать некоторые методы оценки избыточными. Например, традиционное тестирование с помощью вопросов с несколькими вариантами ответов. В среде ИКТ можно легко использовать онлайновые тесты, которые мгновенно предоставляют учителю широкий спектр информации, связанной с оценкой учащегося. Например, сравнение с предыдущими результатами. Каждому учащемуся может быть назначен индивидуальный учебный маршрут, хранящийся в электронном формате, в который можно автоматически вводить результаты каждого последующего теста, с целью скорректировать дальнейшее обучение.
В-третьих, роль учителя должна меняться в том смысле, что учителям уже недостаточно просто передавать содержание учебного курса
Однако педагогам крайне важно поощрять навыки критического мышления, пропагандировать информационную грамотность и развивать совместные методы работы, чтобы подготовить детей к новому миру, в котором профессия не гарантируется на всю жизнь, и где люди могут сменить направление деятельности несколько раз.. Одна из наиболее распространенных форм ИКТ — Интернет — предоставляет доступ к экспоненциально растущему хранилищу источников информации, практически неограниченным сетям людей и компьютеров, а также беспрецедентным возможностям обучения и исследований
Интернет представляет собой сеть сетей, предоставляющих возможности для обучения на основе запросов, где учителя и ученики могут получить доступ к некоторым крупнейшим в мире информационным архивам. Учащиеся и преподаватели могут общаться друг с другом, учиться и сотрудничать с другими людьми по всему миру. Вообще говоря, географическая дистанция больше не является барьером, и время «образования без границ» уже наступило
Одна из наиболее распространенных форм ИКТ — Интернет — предоставляет доступ к экспоненциально растущему хранилищу источников информации, практически неограниченным сетям людей и компьютеров, а также беспрецедентным возможностям обучения и исследований. Интернет представляет собой сеть сетей, предоставляющих возможности для обучения на основе запросов, где учителя и ученики могут получить доступ к некоторым крупнейшим в мире информационным архивам. Учащиеся и преподаватели могут общаться друг с другом, учиться и сотрудничать с другими людьми по всему миру. Вообще говоря, географическая дистанция больше не является барьером, и время «образования без границ» уже наступило.
К сожалению, дезинформация и неточности также присутствуют в большом количестве в Интернете, поэтому одной из новых ролей учителя в электронном классе будет отделять качественную информацию от дезинформации. Идентификация, классификация и аутентификация электронных источников информации будут критически новыми задачами для учителей.
- Наконец, учителя должны начать переоценку методов, с помощью которых они удовлетворяют потребности детей в обучении. Соответствуют ли современные учебные программы этим потребностям? Интернет может быть отличным способом адаптации информации под нужды обучающихся.