Разбираемся со сроками подписания и исполнения госконтракта

Что представляет собой ст 95 ФЗ 44?

Статья 95 Федерального закона № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” предусматривает права заказчика и поставщика на одностороннее расторжение соглашения о закупке. Ст. 95 “ Изменение и расторжение контракта” приводит перечень обстоятельств, когда одна из сторон вправе обнулить договор в силу невыполнения предусмотренных условий или других обстоятельств.

Изменение и расторжение контракта по 95 статье 44 ФЗ

Изменения условий контракта о закупке не допускается во время его исполнения. Однако существует ряд обстоятельств, когда положения соглашения позволительно редактировать:

  • Если закупка осуществляется только у одного поставщика и в контракте предусмотрена возможность его изменения. В таком случае поправки вносятся при следующих обстоятельствах:
    • При уменьшении стоимости контракта при том, что товар, работа, услуги и другие предусмотренные соглашением условия не изменяются;
    • При предложении заказчика увеличить или уменьшить количество товаров, объёма услуг или работы на размер не более десяти процентов. В таком случае, при обоюдном согласии стороны могут изменить стоимость договора эквивалентно изменяемым пропорциям предложений соглашения;
  • Если контракт, обеспечивающий федеральные и муницапальные нужды, а также нужды субъектов РФ, который заключён на срок более трёх лет, не может быть выполнен без поправки отдельных условий по причинам, не зависящим от сторон, данный договор может быть изменён при соответствующем решении правительства Российской Федерации.
  • Если цена контракта на лечение гражданина РФ, находящегося за рубежом, с иностранной компанией, изменяется согласно с предоставляемым перечнем услуг, тогда соглашение может быть изменено при условии, что это предусмотрено в договоре с иностранной организацией.

После заключения контракта невозможно сменить поставщика согласно предусмотренному статьей 95 ограничению об изменении положений договора. Однако существует исключение из данного правила. Если новый поставщик является полноправным правопреемником предыдущего, он наследует все его обязанности и продолжает исполнять все составленные ранее соглашения с клиентами. Также поставщик по контракту может быть изменён, если организация предыдущего заготовителя реорганизуется или сливается с другой фирмой.

Досрочное расторжение контракта по закону

Досрочное расторжение контракта может быть осуществлено в следующих случаях:

  • до начала действия договора, если он вступает в силу с отсрочкой;
  • если в соглашении не указан срок его действия, то его действие может быть остановлено в любое время;
  • действие контракта может быть остановлено в любое время при обоюдном согласии сторон; в одностороннем порядке, посредством судебных инстанций, если одна из сторон не соблюдает условия договора.

Часть 16 статьи 95 ФЗ-44 предусматривает требование отправлять информацию об одностороннем расторжении контрактов по инициативе заказчика в реестр недобросовестных поставщиков. Однако, если поставщик успел выполнить часть своих обязательств до расторжения договора, тогда при составлении нового соглашения учитывается уже доставленный товар или выполненная услуга, вследствие чего в новом контракте его объём будет меньше.

При подозрении в недобросовестном оказании услуг или поставке некачественных товаров заказчик имеет право, описанное в настоящей статье, назначить проведение экспертизы. Для этого требуется обратиться в независимую экспертную службу и привлечь компетентных экспертов, которые проведут необходимые исследования и выдадут соответствующее заключение. Таким образом при несоответствии качества товара и услуг с предусмотренными договором, у заказчика будет основание и доказательства для расторжения контракта.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Что относится к существенным условиям

Существенные условия по 44-ФЗ определяются с учетом положений Гражданского кодекса и зависят от типа договора. Также заказчикам следует руководствоваться положениями статьи 34 44-ФЗ, где оговорено обязательное содержание договора.

В случае заключения в рамках 44-ФЗ договора подряда и договора на оказание услуг к существенным условиям относят:

  1. Предмет договора, разновидность и предполагаемые объемы работ по п. 1 ст. 432 ГК либо виды и объем услуг по п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 779 ГК.
  2. Сроки выполнения работы или услуги (начальный и конечный). В договоре могут быть прописаны финальные сроки работы и сроки окончания каждого этапа (по п. 1 ст. 708, 783 Гражданского кодекса).
  3. Цена работы (услуги) и способ ее определения по п. 1 ст. 709, ст. 783 Гражданского кодекса. Если заключается договор строительного подряда, и цена работ определяется сметным расчетом, то смета прилагается к контракту и выступает его неотъемлемым условием на основании п. 3 ст. 709 Гражданского кодекса.
  4. Сроки и порядок оплаты выполненных заказчиком работ (услуг) по п. 1 ст. 711, ст. 781 ГК.
  5. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств заказчика по контракту по п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса.

Для договоров поставки товаров по 44-ФЗ в качестве существенных могут выступать:

  1. Предмет договора: в данном случае наименование и количество поставляемых товаров по п. 1 ст .432, п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК.
  2. Сроки поставки товаров по пп. 1, 2 ст. 457 ГК.
  3. Цена товара по п. 1 ст. 485 ГК.
  4. Порядок оплаты поставленных товаров и сроки, в которые она должна быть произведена заказчиком по п. 1 ст. 486 ГК.
  5. Ответственность заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту по п. 1 ст. 432 ГК.

Согласно ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, госконтракт заключается на условиях, которые были предусмотрены извещением и документацией по закупке. Соответственно, все перечисленные в закупочной документации условия относятся к существенным.

Также разъяснениями по вопросам существенных условий контракта приведены Минэкономразвития РФ в письме №Д28и-2286 от 2015 года.

С учетом того, что нормативно-правовая база не уточняет, какие именно условия могут стать существенными, к таким стороны могут отнести любые условия, которые признаны сторонами таковыми по п. 1 ст. 432 ГК.

В частности, стороны могут отнести к существенным условиям такие:

  1. Способ и величина обеспечения в рамках госконтракта, а также сроки для возврата внесенных денег поставщику после исполнения договорных условий.
  2. Обязанность поставщика (исполнителя) информировать заказчика обо всех субподрядчиках, если им отдается более 10% от общего объема работ и при цене от 1 млрд р. для федеральных контрактов, от 100 млн р. – для региональных.
  3. Банковское сопровождение, полученное только в банках, которые прошли предварительный отбор.
  4. Численность субподрядчиков из числа малого предпринимательства и социально ориентированных НКО, которые можно привлечь к госконтракту, или обязанность поставщика привлекать к госконтракту таких участников.
  5. Возможности для одностороннего отказа от исполнения контракта (или невозможность этого).

Дополнительные требования к заключаемым контрактам определяются с учетом специальных нормативно-правовых актов. В частности, Постановления Правительства от 2010 года №636 при подписании энергосервисного контракта, Постановления от 2017 года №563 при заключении договора по проектированию и строительству объектов капстроительства.

Отчет об исполнении контракта

Случаи, когда заказчик формирует отчет об исполнении контракта (этапа)

1. Заказчик оплатил поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписал документ о приемке.

Отчет составляется также при оплате обязательств и приемке результатов по отдельному этапу исполнения контракта.

С учетом положений Закона № 44-ФЗ и гражданского законодательства отдельным этапом исполнения контракта является период времени, завершающийся приемкой, проведением экспертизы и оплатой соразмерно объему исполненных обязательств за поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу (Письмо Минэкономразвития от 19 октября 2015 г. № Д28и-3033).

2. Контракт был расторгнут (вне зависимости от основания расторжения).

Когда отчет об исполнении контракта не формируется?

  • По закупкам у ЕП до 100/400 тыс. рублей (п.4,5 ч. 1 ст.93);
  • Заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов — п.23 ч.1 ст. 93;
  • Закупки у ЕП по п. 42, 44 или 46 части 1 статьи 93;
  • В случае, если заказчик не предусмотрел в контракте этапы исполнения обязательств, но прописал частичную приемку и оплату по контракту с периодичностью (ежемесячно/ежеквартально).

Срок размещения отчета в ЕИС — 7 рабочих дней со дня появления соответствующего основания для размещения отчета. 

Что такое срок действия контракта

Срок действия государственного контракта является одним из важнейших параметров для любой государственной закупки. С учетом сроков действия контракта определяется ответственность сторон: они требуются для определения добросовестности заказчика и поставщика.

Нарушение установленных сроков действия контракта может стать основанием для начисления неустойки. Между тем в 44-ФЗ не прописано четкое определение сроков действия контракта и порядок их установления.

Но по нормам ст. 425 ГК договор вступает в силу с момента подписания и действует до окончания исполнения обязательств или до конкретной даты, которая прописана документально.

Стоит различать понятия срок действия контракта и срок исполнения. Срок действия является более широким понятием: он указывает на временной период, в течение которого контракт сохраняет свое значение и юридическую силу.

Срок исполнения контракта может не совпадать со сроком действия и обычно заканчивается раньше. Именно срок исполнения контракта является существенным условием по 44-ФЗ, а срок действия таковым не является.

Отсутствие данного параметра в договоре является важным нарушением и может стать основанием для признания контракта недействительным.

Под сроком исполнения контракта понимается временной период, за который поставщик и государственный заказчик обязаны полностью исполнить свои обязательства. Но после исполнения всех обязательств у сторон должно остаться время на проверку и подготовку документов. В этих целях введено в действие понятие общего срока договора по 44-ФЗ.

Мнение эксперта
Семенов Вячеслав Денисович
Юрист-практик с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Член ассоциации юристов.

В контрактах, в которых предполагается поставка товаров и услуг, также применяется понятие срока поставки. По своей юридической силе оно полностью совпадает со сроком исполнения.

В случае если обязательства не были выполнены, а сроки действия контракта и сроки его исполнения истекли, это не означает их аннулирования. Обязательства по государственному контракту сохраняются. Исключение составляют госконтракты, в которых указано, что с прекращением срока действия аннулируются и обязательства.

Также срок действия контракта не является тождественным понятием для срока исковой давности или гарантийного периода. Срок исковой давности по контракту устанавливается равным 3 годам по ст. 196 ГК. Он берет отсчет с момента окончания сроков исполнения обязательств и не превышает 10 лет.

Как наказать за нарушения

Есть суды, которые не взыскивают неустойку за просрочку исполнения отдельной стадии. В деле № А40-170542/2018 от 04.07.2019 суд дал разъяснения к этапу контракта по 44-ФЗ. Он указал, что в гражданском кодексе есть наказание за нарушение основных и промежуточных сроков реализации обязательств. А в 44-ФЗ таких правил нет. Нормы этого закона носят специальный характер. Суд не взыскал неустойку за нарушение промежуточных сроков, если стороны не прописали в госконтракте другой порядок.

Скачать Определение ВС РФ по делу № А40-170542/2018 от 04.07.2019

Арбитражный суд Московского округа постановлением № Ф05-2427/2019 по делу № А40-114546/2018 от 24.04.2019 взыскал неустойку за просрочку исполнения этапов по госконтракту с похожей формулировкой об ответственности за нарушение условий.

Скачать Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.04.2019 N Ф05-2427/2019 по делу № А40-114546/2018

Чтобы избежать споров, рекомендуем, зафиксировать последствия за нарушение сроков исполнения этапов.

Как закрыть выполненный контракт в ЕИС

В рамках 44-ФЗ предусматриваются две отчетные формы, после сдачи которых контракт считается официально закрытым. Заказчик обязан размещать на сайте ЕИС не только сведения о проведении закупки, выборе победителя и заключении с ним контракта, но и данные по результатам его исполнения.

В 44-ФЗ предусмотрены две формы отчетности, связанные с госконтрактом. Это:

  1. Реестр контрактов по ст. 103 44-ФЗ.
  2. Отчет об исполнении контракта, результатах выполнения отдельного этапа по ч. 9 ст. 94 44-ФЗ.

Контракт по нормам 44-ФЗ считается исполненным после того, как обе стороны выполнили все обязательства по нему.

Согласно гражданско-правовому законодательству, обязательство подрядчика или поставщика сводится к своевременной поставке качественного товара или оказанию услуги, а заказчика – их оплата на условиях договора. Так как оплата всегда производится после принятия результатов заказчиком, то именно это событие хронологически считается последним выполненным обязательством и после него заказчику предстоит закрыть контракт в установленном законодательством порядке.

Отчетность по результатам исполнения контракта позволяет всем желающим ознакомиться в ЕИС:

  • со сведениями относительно соответствия исполненных обязательств требованиям закупки и плану-графику;
  • с соблюдением установленных контрактом сроков;
  • со штрафными санкциями, которые были применены к сторонам;
  • с изменением или расторжением договорных условий;
  • с ненадлежащим исполнением или неисполнением контракта.

В обязанности заказчика входит закрытие контракта не только по результатам исполнения обязательств по нему, но и в следующих случаях:

  1. Контракт был расторгнут на основании решения одной из сторон.
  2. Контракт расторгнут по соглашению сторон.
  3. Контракт расторгнут в одностороннем порядке.
  4. Выполнен этап работ, поставки товаров и услуг в случае, если контракт предусматривает поэтапную оплату.
  5. Поставщик или исполнитель по госконтракту были ликвидированы.

Помимо 44-ФЗ, порядок подготовки и размещения в ЕИС отчетности об исполнении государственного контракта и его форма определяются в Постановлении Правительства РФ №1093, Постановлении Правительства №1094 от 2013 года.

Письмо Минфина России от 2 июня 2020 г. N 24-03-08/47181 Об особенностях изменения условий контракта

7 августа 2020

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.

При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

На основании изложенного, возможность изменения предмета контракта путем заключения дополнительного соглашения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Что такое банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта

С юридической точки зрения банковская гарантия, это письменное обязательство об уплате некоторой установленной суммы заказчику, в том случае, если исполнитель контракта не исполнит своих договорных обязательств.

В таком документе обычно участвуют три стороны:

  • Банк, который обязуется уплатить кредитору – бенефициару контракта, деньги за должника — исполнителя контракта (принципала). Согласно, установленных правил, если исполнитель не выполняет свои обязательства по договору в полном объеме или откажется от подписания договора после того, как выиграет тендер, то с него должна быть взыскана сумма в размере 30% от стоимости обязательств по данному контракту.
  • Исполнитель коммерческого контракта, который называется принципалом. В качестве принципала может быть юрлицо или физлицо.
  • Бенефициар — заказчик услуг или товаров по коммерческому контракту.

Банковские гарантии появились для того, чтобы снизить риски заказчиков, которые заключают договора с подрядчиками на выполнение каких-то работ, оказание услуг или поставку товаров. При заключении договора заказчик всегда несёт некоторые риски, при ненадлежащем исполнении подрядчиком или поставщиком контракта. В таком случае, на заказчика ложатся довольно значительные убытки. Поэтому, чтобы избежать лишних финансовых издержек, вызванных недобросовестностью исполнителя и снизить свои финансовые риски, заказчики часто требуют от исполнителей банковские гарантии.

Гарантия обеспечения контрактов обычно требуется:

  • Для оформления договоров по госзаказу;
  • При заключении договоров с коммерческими организациями с госучастием;
  • Для коммерческих контрактов на крупные суммы или, в которых участвует зарубежные партнеры и т.д.

Государство играет активную роль в российской экономике и, поэтому многие крупные российские компании были образованы с госучастием. Также в российской экономике присутствует много муниципальных унитарных предприятий, которые часто также проводят закупки самых различных товаров для своих нужд.

Взаимодействие коммерческих организаций и предпринимателей (ИП) с такими организациями, обычно происходит через тендеры, для участия в которых, как раз и требуется банковская гарантия.

Условием действия таких банковских гарантий регулируются сейчас в России нормами 44-ФЗ, где четко и подробно прописаны все основные правила взаимоотношений между партнерами для проведения госзакупок или выполнения госзаказов.

Сам документ банковской гарантии, выдаётся в произвольной форме, но в нём обязательно должны быть следующие реквизиты:

  • Назначение контракта и его реквизиты;
  • Сведения о принципале и бенефициаре, их полные официальные реквизиты;
  • Сумма контракта;
  • Период действия соглашения;
  • Все обязательства участников контракта;
  • Сведения о регистрации контракта, дата его подписания.

Для некоторых договоров и заказчиков, банковская гарантия является очень важным инструментом взаимодействия и может выступать главным условием сотрудничества, поскольку она служит страховкой и нужна для минимизации финансовых рисков. Заключая контракт на большую сумму, заказчик берёт на себя очень большие финансовые обязательства и в случае срыва контракта может вынести значительные финансовые потери или даже разориться. С другой стороны, исполнитель, принимая на себя дополнительные обязательства, уже более ответственно относится к оказанию услуг и понимает, что в случае срыва контракта, он должен будет заплатить значительную сумму в качестве неустойки. Если обязательства исполнителя очень большие, то в случае срыва контракта он может даже разориться. Такое положение вещей, заставляет исполнителя сделать всё возможное для того, чтобы выполнить свои обязательства качественно и в установленные контрактом сроки.

Вместе с этим, заказчик страхует себя от недобросовестных подрядчиков и поставщиков. Такой вариант заключения договора является более выгодным для заказчика, чем договор со страховой компанией, по которому ему придется платить большие комиссионные.

Заключение таких договоров с банковскими гарантиями выгодно и самим кредитным учреждениям, которые взимают за это свои комиссионные с исполнителя контракта.

Заключение контрактов с банковскими гарантиями повышает ответственность бизнеса и, в конечном счёте, увеличивает эффективность его работы, значительно снижает любые финансовые и управленческие риски, способствует улучшению доверия между партнерами. Всё это, в конечном счёте, просто улучшает бизнес-климат, так как снижается любые риски.

Правила и срок действия гарантий распространяются на всё время действия контракта, а в некоторых случаях, и на дополнительный оговоренный в нём период.

Банковская гарантия

Предоставление в качестве обеспечения контракта банковской гарантии — способ более предпочтительный для поставщиков, поскольку не требует изъятия из оборота денежных средств. Для получения банковской гарантии нужно:

  • выбрать банк из специального перечня Минфина;
  • выполнить требования банка, которые установлены для получения гарантии.

После рассмотрения заявки банк выносит решение о предоставлении или непредоставлении заявителю гарантии. В случае благоприятного исхода поставщик получит договор банковской гарантии, саму гарантию на бумажном носителе или в электронном виде, которая предназначается для заказчика, а также выписку из реестра банковских гарантий. Поставщикам рекомендуется самостоятельно проверить, удовлетворяет ли полученная гарантия требованиям, которые установлены в статье 45 закона номер № 44-ФЗ.

Отдельные нюансы

Документы о приемке товара – важный инструмент в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:

1) для включения сведений в реестр контрактов (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения такого реестра определены ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен направить в Федеральное казначейство документ о приемке – в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Если приемка осуществляется частями, сведения нужно подавать после каждого ее этапа. Данный вывод следует из п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказало Минэкономразвития в Письме от 08.04.2015 № Д28и-865;

2) для составления отчета об исполнении контракта, его отдельного этапа. Здесь стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Согласно порядку подготовки и размещения отчета, утвержденному данным постановлением, если учреждение оплатило поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписало документ о приемке (утвердило подписанный приемочной комиссией документ), оно должно составить отчет об исполнении контракта.

Отчет составляется также о результатах отдельного этапа контракта, если его цена превышает 1 млрд руб. или если предметом контракта является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

  • по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;

  • по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Минфин в Письме от 18.05.2018 № 24-03-07/34121 отметил: если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 01.07.2018, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленными до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Если контракт заключен до 01.07.2018, а обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после этой даты, такой отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений.

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в течение семи рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке.

Отметим, что оплата заказчиком товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке зачастую не совпадают во времени (например, когда в соответствии с условиями контракта оплата производится в определенный срок после приемки). В таких случаях отчет следует размещать в течение семи рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 № Д28и-2214.

* * *

Приемка результатов исполнения контракта или его отдельного этапа – важное звено в процедуре исполнения контракта. Контрактному управляющему или сотрудникам контрактной службы стоит учитывать ряд особенностей при приемке

Во-первых, в некоторых случаях необходимо привлекать сторонних экспертов. Во-вторых, документ о приемке составляется и подписывается заказчиком или членами приемочной комиссии, только если приемка прошла положительно. Если при приемке выявлены недостатки товара, работы или услуги, нужно составить в письменной форме мотивированный отказ от приемки. В-третьих, сведения о приемке направляются заказчиком в реестр контрактов, а также включаются в отчет об исполнении контракта.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.

ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках

Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.

Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector