Национальный режим при осуществлении закупок по 44-фз
Содержание:
- Товары легкой промышленности
- Как проверить ОКПД2 на национальный режим?
- Машиностроение
- Какие изменения необходимо внести заказчикам в документацию
- Механизмы импортозамещения
- Радиоэлектроника
- Особенности национального режима торговли — ст 14 Федерального Закона 44 ФЗ
- Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок
- Закупки медизделий
- Преференции организациям инвалидов
- Запреты закупок турецких продуктов питания
- Продукты питания
- Условия допуска в госзакупках по 44-ФЗ
- Изменения в декларировании СПТ с 01.07.2018 года
- Изменения в национальном режиме в 2020 году
- Спортивное оружие и боеприпасы
- Новшества: изменения в нацрежиме с 11 августа
Товары легкой промышленности
Постановление № 791 от 11 августа 2014 года.
При наличии производства таких товаров в РФ иностранные аналоги закупать запрещено. То есть заявки с иностранным товаром нужно отклонить. Это правило не действует только в том случае, если Минпромторг выдаст заключение об отсутствии в России производства товаров, которые входят в список из рассматриваемого постановления, а также материалов для их производства.
Заказчик может включать в один лот товары из запрещенного списка и разрешенные к закупке, если докажет, что они связаны функционально или технологически.
Подтвердить страну производства товара можно декларацией производителя, составленной в свободной форме.
Как проверить ОКПД2 на национальный режим?
Классификатор ОКПД2 – это общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, принятый к обязательному использованию с 1 января 2017 г.
Участник закупок должен проверять ОКПД2 на национальный режим. Мы выяснили, что к Постановлениям Правительства РФ о запретах, ограничениях и условиях допуска прилагаются Приложения с указанием перечня товаров, происходящих из иностранных государств. Поэтому проверить ОКПД2 можно обратившись к Приложению с соответствующими товарами, так как в перечне приведены товары с указанием ОКПД2.
На примере перечня отдельных видов радиоэлектронной продукции:
На портале Единой информационной системы можно ввести необходимые вам значения, развернув окно расширенного поиска. Нужно оставить «галочку» только для 44-ФЗ, и тогда внизу появится поле «Ограничения и запреты». Затем выбрать строку «Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска» (рисунок 1).
Рисунок 1
Затем откроется окно, куда можно вбить ОКПД2 (система предлагает сделать это, воспользовавшись справочником), а также соответствующее Постановление Правительства РФ из перечня (рисунок 2 и рисунок 3).
Рисунок 2
Рисунок 3
Затем примените выбранные параметры и система предложит вам соответствующие закупки с установленными запретами, ограничениями или условиями допуска, в зависимости от вашей настройки (рисунок 4).
Рисунок 4
Машиностроение
Запрет на допуск отдельных видов импортной продукции машиностроения включает большой перечень, в том числе:
Строительная техника:
бульдозеры, тракторы, грейдеры, катки, погрузчики, экскаваторы.
Средства для перевозки людей: автомобили, автобусы, троллейбусы.
Специальные автомобили: пожарные, скорой медицинской помощи, для аварийно-спасательных служб, полиции.
Прочие автотранспортные средства.
Однако имеются и исключения, когда можно закупить перечисленную продукцию зарубежного происхождения. Перечислим некоторые из них:
Производство по специальному инвестиционному контракту (абзац 2, подпункт «а», Постановление № 656). Подтверждающим документом в таком случае является копия данного контракта.
Если нет аналогов российского производства, и при этом она соответствует требованиям РФ к такой продукции, которые перечислены в Постановлении № 719 от 17.07.2015 (монтаж двигателей, системы электрооборудования, органов управления, наличие сервисных центров на территории стран ЕАЭС и др.). Подтверждающим документом является акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой РФ.
Страной происхождения является государство — член ЕАЭС. Подтверждающим документом является сертификат о происхождении, который выдается уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС.
Нормы не распространяются на деятельность дипломатических и консульских учреждений при заказах не на территории РФ.
Какие изменения необходимо внести заказчикам в документацию
В Требованиях к содержанию, форме, оформлению, составу заявки:
- требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
- положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;
В Извещение:
сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;
В Положении и в документации:
В раздел документации про заключение договора:
положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора.
В раздел документации про заключение договора и в проект договора:
условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случаев, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.
Все изменения в Положение о закупке заказчики должны были внести до 1 января 2017 года. А начиная с этой даты должны применять национальный режим при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок, при заключении и исполнении договоров.
Национальный режим
— это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).
продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791) ;
товары, имеющие оборонное значение (ПП от 14.01.2017 № 9) ;
Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.
Механизмы импортозамещения
Всего можно выделить три основных механизма импортозамещения и отдельно выделить точечную поддержку для отдельных видов отечественной продукции и производителей.
Ситуация: нужно ли бюджетному учреждению, которое проводит электронный аукцион, применять национальный режим и следовать правилам статьи 14 Закона № 44-ФЗ.
Да, нужно. Исключений в отношении бюджетных учреждений статья 14 Закона № 44-ФЗ не содержит.
По Закону № 44-ФЗ работают государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, которые проводят закупки с учетом особенностей частей 1 и 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
Радиоэлектроника
Постановление № 968 от 26 сентября 2016 года.
Утвержден список радиоэлектронной продукции, в отношении которых действует национальный режим. Включать в один лот продукцию из этого перечня и товары, в отношении которых не установлены ограничения, нельзя.
Правила нацрежима такие же, как в постановлении № 832. То есть помимо предложения иностранного товара должны быть 2 заявки с российским товаром разных производителей. Реализуется нацрежим через правило «третий лишний». Если оно не срабатывает (1 заявка с российским товаром), то включается условие из постановления № 126н.
Чтобы подтвердить происхождение продукции, поставщик может представить:
- специальный инвестиционный контракт;
- выданный на один раз или год сертификат СТ-1 (приказ Торгово-промышленной палаты от 22 декабря 2016 года № 155);
- подтверждение Минпромторга о наличии производства товаров в России (постановление Правительства от 17 июля 2015 года № 719);
- уведомление Минпромторга о присвоении (подтверждении) статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (приказ Минпромторга и Минэкономразвития от 17 августа 2011 года №1032/397).
Особенности национального режима торговли — ст 14 Федерального Закона 44 ФЗ
За что отвечает ст. 14 Федерального Закона 44-ФЗ, какие документы прикреплять?» — такой вопрос может возникнуть как у граждан, так и у организаций.
Речь идет о применении особенного режима для компаний из других государств – так называемом национальном режиме.
- Ст.14 Федерального Закона 44 ФЗ
- Что такое национальный режим
- Какие документы прикреплять
Ст.14 Федерального Закона 44 ФЗ
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
8 (499) 703-15-47 — Москва8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург
или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!
Все консультации у юристов бесплатны.
Она отвечает за использование национального режима во время закупки продукции.
Она состоит из 6 пунктов:
- Применение режима позволяет приравнять продукцию иностранных государствах к российским. Это возможно только, если между страной и РФ был заключен договор.
Стоит отметить: применение режима также относится к работам и услугам.
- Увидеть условия применения режима и перечень стран, к которым он может быть применен, можно в единой информационной системе, на официальном сайте.
- Фирмам из стран, не включенных в список, доступ на российские рынки запрещен или ограничен. Это сделано для защиты внутреннего рынка и местных производителей, для безопасности государства. Если есть обстоятельства, по которым производитель может быть исключен из списка запрета, необходимо разместить в информационной системе доказательства этого.
- Условия допуска устанавливаются федеральным исполнительным органом. Товары из стран из пункта 3 сюда не относятся.
- Акты, запрещающие или ограничивающие доступ товаров, должны быть размещены в единой информативной системе в течение 3 дней.
- Некоторая продукция из определенных стран не могут появиться участвовать в госзакупках вовсе, другие имеют серьезные ограничения. К ним не может быть применен национальный режим.
Это понятие в основном применяется в экономике. Иностранные компании имеют отличные от российских права и обязанности – это связано с необходимостью поддерживать собственных жителей и производство.
Национальный режим – возможность иностранным компаниям или гражданам работать в режиме, который используют российские фирмы и люди.
Для юридических лиц это возможность получить налоговые послабления и не платить пошлины на импортные товары, для физических лиц – возможность иметь те же имущественные права, что и россияне, получать правовую помощь и защищаться в суде. В некоторых случаях речь может идти и о социальной поддержке.
Это важно: в ряде случаев применение национального режима для организаций может негативно сказаться на местной национальной экономике: имея возможность купить товар иностранного производства по той же цене, что и российские варианты, покупатели отдают предпочтение первым. https://www.youtube.com/embed/5f_WyLpIkRI
Однако режим имеет и обратную сторону: иностранец может претендовать только на соблюдение прав по закону РФ. Он не может рассчитывать на предоставление привилегий для граждан других государств или на соблюдение закона относительно имущества, не находящегося на территории России. Например, авторским правом России будут защищены только произведения, находящиеся или обнародованные в России.
Какие документы прикреплять
Участвовать в закупках, организованных государством или муниципалитетом, могут только продукция и государства, не находящиеся под запретом.
Огромное значение имеет производитель. Это может быть страна или группа стран, в которых товар был изготовлен с нуля или подвергнут достаточно серьезной переработке.
Например, из руды, добытой в России, в Германии создан автомобиль – страной-происхождения будет Германия.
Обратите внимание: в некоторых случаях необходимо выделить конкретный регион или часть государства. В качестве подтверждения прикладывается таможенная декларация о происхождении или иной документ (например, договор), в котором есть информация о происхождении продукции
Также можно оформить Сертификат о происхождении товара в Торгово-Промышленной палате. Он будет действовать в течение года и выдается под каждую поставку
В качестве подтверждения прикладывается таможенная декларация о происхождении или иной документ (например, договор), в котором есть информация о происхождении продукции. Также можно оформить Сертификат о происхождении товара в Торгово-Промышленной палате. Он будет действовать в течение года и выдается под каждую поставку.
Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок
1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее — минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
5. Нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.
6. Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.
7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:
1) осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности;
2) осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом;
3) осуществления закупок товаров, работ, услуг органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны.
Закупки медизделий
Заказчики, которые закупают медицинские изделия, должны ограничить допуск таких товаров из иностранных государств. Правительство установило разные ограничения для закупок медизделий – в зависимости от вида товара. Кроме ограничений допуска, предоставьте преференции поставщикам товаров из ЕАЭС. Страну происхождения товаров заказчик определяет по сертификату СТ-1.
Применяйте национальный режим при закупке медизделий, которые определило Правительство. Установите ограничения, когда закупаете:
· изделия из перечня № 1;
· изделия из ПВХ-пластиков из перечня № 2;
· коронарные стенты и катетеры.
Правила установлены постановлениями Правительства от 5 февраля 2015 года № 102, от 14 августа 2017 года № 967 и от 4 декабря 2017 года.
Основные правила:
Правила |
Перечень 1 |
Перечень 2 |
Коронарные стенты и катетеры |
Механизм |
«Третий лишний» – отклоните заявку с иностранным товаром при двух заявках с товарами только из ЕАЭС |
Если хотя бы одна заявка от поставщика из спецреестра, то отклоняйте все заявки от участников, которых нет в реестре |
При наличии хотя бы одной заявки с российскими товарами, заявки с иностранной продукцией отклоняйте (до 1 июля 2018 г.) |
Смешанный лот |
Объединять в одной закупке продукцию из перечней и не из них запрещено |
||
Чем |
Сертификатом СТ-1 |
Не установлено |
Сертификатом СТ-1. |
Преференции организациям инвалидов
Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.
Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства
РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы. К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера. Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества. Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.
Запреты закупок турецких продуктов питания
Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.
Необходимо отметить, что утратило силу постановление №1457 от 29.12.2015. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 г. президент отменил эти специальные экономические меры указом №244 от 31.05.2017.
Продолжает действовать запрет на турецкие продукты 44-ФЗ. По постановлению правительства №1296 от 30.11.2015 запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика. На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные.
Продукты питания
Постановление № 832 от 22 августа 2016.
Национальный режим в отношении регулируемых продуктов начинает работать, когда помимо иностранной заявки есть 2 только с отечественным товаром либо товаром из стран ЕАЭС. При этом обе они должны соответствовать всем требованиям документации закупки и закона 44-ФЗ, а также предлагать товар разных производителей.
На публикацию смешанного лота (в который входят запрещенные и разрешенные товары) запрета нет. Но прибегать к этому все же рискованно, поскольку ФАС может посчитать это ограничением конкуренции для тех товаров, в отношении которых национальный режим не работает.
Подтвердить происхождение товара участники могут, подав декларацию о стране происхождения товара и декларацию производителя в свободной форме.
Условия допуска в госзакупках по 44-ФЗ
Заказчик устанавливает в закупке условия допуска в соответствии с Приказом Минфина РФ № 126н от 04.06.2018, если объект закупки попадает в перечень товаров из приложения к приказу. Документ описывает, какие преимущества получают заявки с товаром из стран ЕАЭС. Варианты преимуществ зависят от способа определения поставщика. Рассмотрим их отдельно.
Конкурс, запрос котировок, запрос предложений
Рассмотрим пример заявок с одинаковой ценой, где один участник предлагает иностранный товар, другой — российский.
Если участник №1 предложит цену не 100 000 рублей, а 85 000 рублей, и поставщики получат одинаковое количество баллов, то победит тот, кто раньше подаст заявку.
Аукцион
В аукционе условия допуска влияют на цену контракта:
Есть ситуации, когда условия допуска не работают:
- если закупку признали несостоявшейся — поступила только одна заявка или не поступило ни одной;
- все участники предлагают товар из стран ЕАЭС;
- во всех заявках хотя бы один товар иностранный;
- в отношении объекта закупки установлен запрет на допуск иностранных товаров.
Изменения в декларировании СПТ с 01.07.2018 года
С 1 июля 2018 года в 44-ФЗ вступают в силу поправки, внесенные в декабре 2017 года Федеральным законом № 504-ФЗ.
Согласно этим поправкам, если в заявке участника будут отсутствовать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, то такая заявка будет приравниваться к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом участник лишится соответствующих преференций, но заявку его не отклонят.
Заявка будет отклонена лишь в том случае, если в отношении закупаемых товаров, работ, услуг установлен явный запрет, предусмотренный ст.14 44-ФЗ.
На этом моя статья подошла к концу. Буду очень рад, если данная информация помогла вам разобраться в вопросе декларирования СПТ. А если это так, то поставьте пару “лайков” и нажмите на звездочку, чтобы эту статью чаще находили в поиске другие участники закупок.
Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально.
Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки.
Изменения в национальном режиме в 2020 году
30.04.2020 года Правительство РФ опубликовало два новых нормативных документа по нацрежиму — Постановление № 616 и № 617. Они объединяют несколько постановлений, которые перестали действовать.
Постановление № 616 описывает новые правила запрета зарубежных товаров. В перечень вошли товары из ранее действующих актов о запрете на допуск:
- ПП РФ № 239 от 07.03.2019 — товары станкоинструментальной продукции;
- ПП РФ № 9 от 14.01.2017 — промышленные товары и работы, выполняемых иностранными лицами;
- ПП РФ № 656 от 14.07.2014 — товары машиностроения.
Постановление № 617 ограничивает допуск зарубежной продукции и включает товары из следующих документов, которые утратили силу:
- ПП РФ № 656 от 14.07.2014 — некоторые товары машиностроения;
- ПП РФ № 1072 от 05.09.2017 — мебель;
- ПП РФ № 791 от 11.08.2014 — товары легкой промышленности;
- ПП РФ №1119 от 20.09.2018 — оружие, патроны, боеприпасы.
В постановление № 617 добавили товары, на которые раньше не действовал нацрежим. Например, оборудование для пищевой промышленности, детские, спортивные товары, музыкальные инструменты.
Ниже расскажем, как работают эти постановления.
Спортивное оружие и боеприпасы
Постановление № 1119 от 20 сентября 2018 года.
Закупать боеприпасы и спортивное оружие нужно по правилу «третий лишний». То есть если поданы 2 закупки с товаром из ЕАЭС разных производителей, иностранный товар нужно отклонить. Не применяют это правило при закупках:
- которые проводятся за границей;
- товаров для спорта высших достижений (олимпийской сборной и т. д.);
- запчастей и комплектующих к уже имеющемуся оружию.
В качестве подтверждающих документов можно представить:
- сертификат СТ-1, полученный в Торгово-промышленной палате;
- заключение Минпромторга о том, что в России нужный товар не производится.
Новшества: изменения в нацрежиме с 11 августа
ФЗ «О внесении изменений…» от 31.07.2020 №249-ФЗ закрепил ряд нововведений в закон №44-ФЗ. В отношении применения нацрежима в госзакупках имеются следующие новшества.
- Правительство РФ будет устанавливать размер минимальной доли закупок российских товаров, в т. ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. При этом Правительством же будет определен и перечень таких российских товаров. Иными словами, сейчас заказчик при участии в госзакупках должен будет в обязательном порядке закупить товары или услуги именно российского производства не менее установленного законодательством объема от всей закупки.
- Заказчики теперь обязаны составлять отчет об объеме закупок российских товаров, и размещать его в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным. Если по итогам года заказчик не сможет совершить необходимый минимальный объем закупок российских товаров (или услуг), то он должен будет подготовить и разместить в ЕИС также обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок российских товаров. Порядок подготовки отчета и обоснования невозможности будет определен Правительством РФ, так же как и регламент их оценки уполномоченным органом. Этим тонкостям посвящена новая статья 30.1 закона №44-ФЗ.
Важно! Законодатель указал, что положения ст. 14 Закона № 44-ФЗ (в т.ч
с учетом рассмотренных выше нововведений) об импортозамещении не применяются при закупках для нужд безопасности государства (в т.ч. в целях обеспечения органов внешней разведки, ФСБ, в целях осуществления мер госохраны и т.д.).
В целях обеспечения возможности исполнения заказчиками новых обязательств по минимальной закупке российских товаров, Правительство РФ будет регулировать особенности определения (ч. 25 ст. 22 закона №44-ФЗ):
- начальной (максимальной) цены контракта;
- цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
- начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг,
- на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик российских товаров.
Кроме того, в правилах описания объекта закупки (ст. 33 закона №44-ФЗ) добавлен пункт 1.1: теперь заказчик при описании объекта закупки в закупочной документации обязан указывать характеристики российского товара, в т. ч. содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.