Варианты оплаты контракта по 44-фз
Содержание:
- Особенности неустоек
- Основания к изменению из положений гражданского законодательства РФ
- Ответственность за дробление закупок
- На какой период устанавливается срок исполнения
- Порядок оплаты по государственному (муниципальному) контракту
- Изменения в закупках по 223-ФЗ
- Прокуратура
- Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ
- Возможно ли продление срока
- Подписи членов Приемочной комиссии:
- Как взыскать с поставщика
- Оплата аванса, частями и одним платежом
- Заказчик не закрывает сделку
Особенности неустоек
В зависимости от того, где прописана, неустойка бывает:
- договорная;
- законная.
Законная делится на следующие виды:
- императивная;
- диспозитивная.
Ее оплата сама по себе не лишает права требовать возмещения причиненных убытков. В соотношении с ними выделяют:
- Исключительную (когда уплате подлежит лишь неустойка);
- Альтернативную (по выбору кредитора оплате подлежит либо она, либо убытки);
- Штрафную (сверх нее оплате подлежат и причиненные убытки);
- Зачетную (возмещению подлежит та часть причиненных убытков, которая не компенсирована взысканной неустойкой, если иное стороны не оговорили в договоре).
На практике могут встречаться и смешанные виды. Например: покупатель приобрел шкаф и заключил с продавцом договор на его поставку и сборку. В договоре прописали лишь ответственность за невыполнение пункта по доставке товара. Продавец свои обязательства по поставке нарушил, что привело к невыполнению сборки в установленный срок. Потребитель может требовать как выплату компенсации за несвоевременную поставку, так и не предусмотренную договором меру ответственности за нарушение сроков выполнения работ в установленном законом размере.
Как рассчитать размер неустойки
По общему правилу, чтобы рассчитать размер неустойки, нужно:
- узнать ее сумму за один день просрочки, для чего задолженность разделить на общее количество дней в году, равное 360;
- получившееся число умножить на период просрочки (также в днях);
- результат умножить на процент ответственности.
Согласно статье 330 ГК РФ она может начисляться вплоть до момента фактического исполнения обязательства. Однако ее размер либо срок начисления может ограничиваться законами или договорами. В случае вынесения судебного решения ее размер рассчитывается судом на день оглашения такого решения. Дальнейшее начисление производится либо органом принудительного исполнения (служба судебных приставов), либо иными учреждениями (казначейство, банк и прочие).
В случае прекращения основного обязательства ее начисление также приостанавливается. Исключение: если договор расторгнут, а обязательство сохранилось (например, купленный в кредит товар, который вовремя не оплачивается либо покупатель при покупке нашел недостатки товара и вернул его, что привело к расторжению договора), неустойка начисляется.
Скачать для просмотра и печати:
Размер договорной
Когда сама неустойка установлена в договоре по взаимной договоренности сторон, то и ее размер определяется ими же. Однако ее сумма определяется так, что не должна вести к неосновательному обогащению кредитора. В том случае, если ее размер значительно превысит сумму ущерба, она может быть снижена судом.
Формула расчета по Закону о защите прав потребителя
Согласно Закону о защите прав потребителей, в случае нарушения установленных сроков (например, по замене некачественного товара) либо невыполнения требований претензии потребителя в добровольном порядке продавец (изготовитель, иное лицо) несет ответственность в форме неустойки (пени). Ее размер составляет 1 процент стоимости товара за каждый день такой просрочки.
Для определения размера нужно стоимость товара умножить на количество дней просрочки и на 0,01 (1%).
Пример
Заказан диван стоимостью 40 000 рублей. Его изготовили и доставили покупателю позже оговоренного срока на 10 дней.
Таким образом, размер составит:
40 000×10×0,01=4 000, итого 4 000 рублей.
Аналогично рассчитывается сумма ответственности при нарушении срока передачи заранее оплаченного товара и выполнения работ. В первом случае берется 0,5 процента от суммы оплаты за каждый день просрочки, во втором — 3 процента за каждый день (либо час при почасовой работе).
Скачать для просмотра и печати:
Основания к изменению из положений гражданского законодательства РФ
1.1. Общие правила возможного изменения условий договора
Согласно пунктам 1, 2 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли их разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ. И именно на изменение обстоятельств пытаются ссылаться попавшие в рассматриваемую ситуацию исполнители, подавая в суд заявление о понуждении к изменению условий государственного или муниципального контракта в части сроков выполнения работ и оказания услуг.
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 указанной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Однако, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ). А судебная практика в подавляющем большинстве случаев делает вывод о недопустимости по общему правилу изменения существенных условий государственного или муниципального контракта
, к которым относится, в том числе, срок выполнения работ или оказания услуг. К тому же, для действия ст. 451 ГК РФчаще всего не исполняется условие о том, что исполнитель не мог заранее, до подписания контракта, предвидеть необходимость большего срока на исполнение обозначенных в контракте работ или услуг при должной степени заботливости и осмотрительности .
1.2. Основания к изменению в связи с уменьшением финансирования
Согласно пункту 1 статьи 767 ГК РФ при уменьшении
соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядкесредств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования работ или услуг, определенных контрактом, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ и оказания услуг. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.
Из пункта 2 указанной статьи следует, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 указанной статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, прямо предусмотренных законом
. При этом «Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации «28» июня 2020 г., подтверждает, что, если не выполняются условия об изменении объема соответствующего финансирования,стороны не могут дополнительным соглашением к контракту изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не прописано в законе и заключенном в соответствии с ним контракте .
Так как приведенные формулировки отсылают нас к специальному законодательству о закупках, либо к контракту, рассмотрим возможные основания к изменению сроков, вытекающие из них.
Ответственность за дробление закупок
Не стоит думать, что дробление единой закупки на группу однородных, сумма по каждой из которых не превышает предельного значения, установленного отдельными нормами закона, не влечет за собой привлечение к ответственности. Учитывайте нормы:
- Бюджетное законодательство, ст. 34 Бюджетного кодекса. Дробление признается контролирующими органами как нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
- Гражданское законодательство, ст. 170 Гражданского кодекса. Дробление подразумевает создание притворных сделок, которые совершаются с целью прикрытия единого крупного заказа. По ч. 2 ст. 170 ГК, притворные сделки являются ничтожными (недействительными).
- Закон о защите конкуренции, ст. 15 закона № 135 от 26.07.2006. Необходимо соблюдать принцип обеспечения конкуренции, не допускается необоснованное сокращение числа участников.
Ответственность за нарушение при выборе способа определения поставщика по ч. 2 ст. 7.29 КоАП влечет наложение административного штрафа в размере 50 000 рублей, недопущение конкуренции, по 14.32 КоАП, — аналогичный размер штрафа или дисквалификацию. Ответственность за дробление закупок по 223-ФЗ грозит за действия, которые ограничивают конкуренцию. В ч. 1 ст. 3 223-ФЗ указано, что необходимо руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.
Черданцева Татьяна
На какой период устанавливается срок исполнения
Сроки исполнения по договору могут быть следующих типов:
- Конкретные сроки с указанием временного промежутка или даты окончательного исполнения поставщиком своих обязательств по контракту.
- Сроки по заявке – если тип и предмет контракта предполагают, что заказчик будет делать заявку на поставку товара, а поставщик – выполнять его требования, то сроки исполнения будут отсчитываться каждый раз заново с даты подачи заявок. Например, поставщик обязан поставить нужную партию товара в течение 10 дней с даты подачи заявки.
- График – работы, услуги или поставка товара должны быть выполнены в несколько этапов. В этом случае сроки устанавливаются в виде графика с указанием на конкретные даты поставки. Заказчик может проверять результаты исполнения каждого этапа или проводить одну окончательную приемку.
Но независимо от выбранного заказчиком способа определения срока договора по 44-ФЗ его нарушение не допускается. Это грозит не только неустойкой, возможностью взыскания ущерба, но и расторжением контракта в одностороннем порядке.
Порядок оплаты по государственному (муниципальному) контракту
В силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт в обязательном порядке должен содержать условие о порядке оплаты товара, работы или услуги. Заказчик вправе не включать в контракт данное условие в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Определяя порядок оплаты, заказчик может выбрать, в частности, один из следующих вариантов:
— единовременная оплата после исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязанностей по передаче товара (выполнению работы, оказанию услуги);
— оплата по завершении отдельных этапов выполнения работы, оказания услуги.
Внимание! В контракт не следует включать условие о расчетах через счет подрядчика, открытый в кредитной организации определенного субъекта РФ. Как разъяснило Минэкономразвития России в Письме от 29.01.2015 N Д28и-104, такое условие ведет к ограничению конкуренции и нарушению ч
6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ .
Представляется, что включение в проект контракта данного условия создает препятствия для участия в закупке лиц, не имеющих указанных счетов. Это свидетельствует о нарушении заказчиком закрепленного в ст. ст. 6, 8 Закона N 44-ФЗ принципа обеспечения конкуренции, в силу которого, в частности, не допускается необоснованное ограничение числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ).
Должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности, если антимонопольный орган установит, что действия заказчика, ограничивающие число участников закупки, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ либо ст. 14.9 КоАП РФ.
Если условие о порядке оплаты по контракту не установлено
Отсутствие в контракте (проекте контракта) такого условия является нарушением ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ (см. Решение ФАС России от 06.04.2015 по делу N К-314/15, Решение ФАС России от 13.11.2014 по делу N К-1654/14). Должностное лицо заказчика, утвердившее конкурсную документацию с нарушением Закона N 44-ФЗ, может быть привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 3000 руб. на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Можно ли включить в проект контракта условие о том, что в случае ненадлежащего исполнения, неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту заказчик производит оплату за вычетом соответствующей суммы неустойки?
Ответ: Да, можно.
Обоснование: По мнению ФАС России, включение в проект контракта данного условия не противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ. При этом, как следует из разъяснений антимонопольного органа, в акте приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг), на основании которого осуществляется оплата, должны быть указаны сумма, подлежащая оплате по условиям контракта, размер взыскиваемой неустойки, порядок ее расчета и основания применения, а также итоговая сумма, подлежащая оплате поставщику (подрядчику, исполнителю) (см. Письмо ФАС России от 10.12.2015 N АЦ/70978/15, Решение ФАС России от 12.07.2016 по делу N ВП-348/16).
Предусмотренное договором право стороны уменьшать стоимость выполненных работ на сумму неустойки за нарушение договора контрагентом в судебной практике признается не противоречащим законодательству способом прекращения обязательств.
Изменения в закупках по 223-ФЗ
Закупка российских товаров отдельных видов
3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:
- в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
- в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.
Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.
О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.
Административная ответственность
Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:
- для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.
Расширение перечня заказчиков
В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.
Особенности закупок среди СМСП
С 1 апреля 2021 года изменяются особенности конкурентных электронных закупок среди СМСП. В частности:
- изменяется порядок проведения электронного конкурса (он будет проходить без квалифицированного отбора);
- электронный запрос предложений будет проводиться по правилам электронного конкурса. Подача окончательного (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена;
- заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей:
- первая — предложение по предмету закупки;
- вторая — обязательные документы и информация, кроме ценового предложения;
- определен исчерпывающий перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников.
В течение 90 дней после 1 апреля 2021 года все заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупках.
Прокуратура
Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.
Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).
За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.
Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:
- Назначение административного наказания.
- Прекращение производства по делу об административном правонарушении.
В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, эта инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.
Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ
Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.
Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.
закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);
контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;
закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;
контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;
заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;
закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);
закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;
некоторые виды закупок в области культуры и спорта;
закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.
Возможно ли продление срока
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что продлить контракт по 44-ФЗ достаточно проблематично и возможно только при определенных обстоятельствах. Даже если возникают непредвиденные обстоятельства, делающие невозможным его исполнение, закон жестко ограничивает стороны и всячески вынуждает их расторгнуть контракт и начать процедуру новой закупки.
Это связано с тем, что базовым принципом закона 44-ФЗ является конкурентная закупка. Изменение условий отношений по контракту, в т.ч. его пролонгация, этому принципу противоречат. Если бы такого запрета не было, многие заказчики, вместо того, чтобы проводить новую закупку, продляли бы прежние контракты с устраивающими их поставщиками.
Но все же исключение из этого правила есть. В связи с распространением коронавирусной инфекции в апреле 2020 года был принят закон 124-ФЗ, которой изложил в новой редакции часть 65 ст. 112 44-ФЗ, и разрешил продлять срок контрактов в 2020 году. Рассмотрим при каких условиях и как это можно сделать.
Если ограничительные меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции привели к неисполнению обязательств по контракту, законодатель разрешил изменить сроки его исполнения
Условия продления срока контрактов в 2020 году
Внесенные поправки разрешают пролонгировать срок исполнения контракта по соглашению сторон при условии, что обязательства не были выполнены из-за распространения коронавирусной инфекции и / или ограничительных мер, введенных властями в связи с этим. Чтобы продлить контракт, необходимо предоставить:
- письменное обоснование переноса сроков контракта;
- решение Правительства РФ, правительства субъекта федерации, администрации муниципального образования;
- документ, подтверждающий перечисление на счет заказчика дополнительного обеспечения, если из-за продления сроков, изменяются условия обеспечения.
Перенос срока оформляется в виде дополнительного соглашения. В нем проставляются новые даты исполнения обязательств, уточненные условия обеспечения. Документ подписывается сторонами и публикуется в ЕИС в реестре контрактов.
Продление контрактов, заключенных с единственным поставщиком
Часто вопрос пролонгации контрактов возникает при закупках у единственного поставщика, в частности, если предметом закупки являются:
- товары / работы / услуги, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
- коммунальные услуги по водо-, газо-, теплоснабжению и т. п.;
- услуги по управлению многоквартирным домом;
- услуги и работы по техобслуживанию зданий и оборудования;
- услуги по энергоснабжению и т. п.
В таких контрактах из года в год остается один и тот же поставщик, казалось бы, почему нельзя их продлевать? Минэкономразвития России разъясняет невозможность пролонгации тем, что согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ контракты заключаются в соответствии с планом-графиком, который составляется после того, как заказчику были доведены лимиты бюджетных обязательств на текущий год.
Таким образом, контракты закупки, в том числе у единственного поставщика, заключаются, исходя из выделенных лимитов, на определенный срок и не могут продлеваться автоматически. После окончания срока действия контракта заказчик обязан осуществить новую закупку на следующий период – конкурентную или у единственного поставщика.
Исполнение контракта за пределами установленных сроков
В некоторых случаях закон разрешает выполнить поставщику (исполнителю, подрядчику) взятые на себя обязательства после того, как срок действия контракта закончился. При этом он не продлевается, а выполняется за пределами сроков.
Если просрочка возникла по вине поставщика, заказчик может принять товар / работы / услуги позже, при этом он обязан начислить пеню.
Если же поставщик докажет, что причиной просрочки стали действия самого заказчика или обстоятельства непреодолимой силы, это освободит его от наложения санкций (п. 9 ст. 34 44-ФЗ). К таким обстоятельствам относятся природные и техногенные катастрофы, войны, революции, стихийные бедствия. Подобный форс-мажор необходимо подкрепить документально, например справкой из МЧС, ТПП РФ.
Подписи членов Приемочной комиссии:
Председатель Приемочной комиссии
Зам. председателя Приемочной комиссии
Секретарь Приемочной комиссии
Члены Приемочной комиссии
Мы, нижеподписавшиеся:
От лица Государственного заказчика — руководитель Федерального агентства по образованию ————————
От лица Поставщика Закупка 44 ФЗ –
- Обязательства Поставщика по государственному контракту исполнены в полном объеме.
- Обязательство государственного заказчика по авансовому платежу исполнено в полном объеме.
В рамках исполнения обязательств государственного заказчика по окончательным расчетам с Поставщиком следует к перечислению сумма по государственному контракту № ________ от ________ с учетом дополнения № __________ от _____________ в размере: ____________________ (____________________) рублей _______ копеек, в том числе НДС ____ %, что составляет _____________ (__________________) рублей _____ копейки.
«Государственныйзаказчик» | «Поставщик» |
Федеральное агентство по образованию | |
Руководитель ______________________ | |
М.П. | М.П. |
Закупка 44 ФЗ
Как взыскать с поставщика
Инструкция, как получить неустойку с компании, которая просрочила исполнение обязательств, состоит из нескольких шагов.
Шаг 1. Рассчитать сумму. Пени начисляйте за каждый день отсрочки поставки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ от цены контракта. В сумму обязательств не входят те, что исполнены. Конкретная формула и правила расчета заложены в контракте. Например:
Иные нарушения условий исполнения госконтракта (кроме задержки поставки) караются штрафами. Размер выплат указан в положениях контракта на основе Правил определения размера штрафа, которые утверждены постановлением правительства №1042 от 30.08.2017.
Шаг 2. Составить претензию, которая содержит:
- наименование заказчика и поставщика;
- реквизиты контракта, его сумму и предмет поставки;
- отсылку к определенному пункту контракта, который содержит дату, являющуюся крайним сроком поставки;
- описание факта нарушения (пример — поставка не произведена);
- информацию о сроке задержки исполнения обязательств;
- отсылку к пункту договора, в котором указана ответственность поставщика в случае задержки поставки;
- размер неустойки на дату составления претензии;
- требование об уплате;
- приложение — расчет.
Шаг 3. Направить претензию, которая содержит требование об уплате. Ст. 314 ГК указывает, что срок уплаты неустойки по 44-ФЗ, если договором или законом не установлено иное, составляет 7 дней со дня предъявления требования. Документ отправьте поставщику в бумажном и электронном виде. При выборе способа доставки предусмотрите возможность получить отметку о вручении корреспонденции.
Вот что делать, если поставщик не оплачивает пени: удержите эту сумму из обеспечения исполнения контракта. Для этого вместе с претензией направьте организации заявление о зачете или уведомление об удержании суммы неустойки. Также возможна оплата контракта за вычетом неустойки, если товар поставлен, а неустойка не выплачена. Для этого используйте тот же алгоритм, что и при удержании из обеспечения.
ВАЖНО!
Непременное условие, по которому допускается зачет неустойки в сумме, подлежащей уплате поставщику, — присутствие этого условия в контракте и наличие подтверждения того, что поставщик получил заявление (уведомление). При обращении взыскания на обеспечение необходимо подтверждение признания поставщиком своего долга.
В законодательстве уточняется, вправе ли заказчик вычесть сумму неустойки из вознаграждения контрагента: да, если все требования закона к этой процедуре соблюдены.
Когда удержание неустойки из обеспечения или суммы, которая причитается поставщику за выполнение условий контракта, невозможно, основания для списания отсутствуют, а поставщик отказывается добровольно погасить задолженность, взыскивайте неустойку в судебном порядке.
Инструкция, как размещать в ЕИС оплату пени, если договор исполнен в 2020 году:
- Загрузить в ЕИС общую информацию о контракте.
- Добавить сведения о платежах.
- В блоке «Исполнение (расторжение) контракта» вписать информацию о неустойке.
- Заполнить раздел о начислении штрафа и пеней.
Оплата аванса, частями и одним платежом
Порядок расчетов (поэтапно, с использованием авансирования или сразу полностью) заранее оговаривается в тексте госконтракта. В таблице покажем условия и ограничения для каждого вида расчетов.
Способ расчета | Признаки | Действующие ограничения |
---|---|---|
С использованием аванса |
Выплачивается до выполнения и сдачи работ. ФЗ-44 не устанавливает специальные сроки перечисления аванса. Доля аванса в общей сумме контракта любая (до 100%). |
Аванс и его величина предусмотрены договором. П. 18 постановления правительства № 1496 устанавливает предельные размеры авансов по контрактам на строительство, реконструкцию и капремонт, на услуги связи и НИОКР, на прочие виды услуг. Аванс запрещено выплачивать, если при заключении контракта применялись антидемпинговые меры (исполнитель сформировал ценовое предложение значительно ниже НМЦК) — ст. 37 ФЗ-44. |
Поэтапно, частями |
Условия контракта содержат этапы выполнения работ. Этапы принимаются и актируются отдельно. Срок выплаты – 30 дней или 15 рабочих после сдачи этапа. |
Сроки вознаграждения отдельно по каждому этапу предусмотрены в условиях договора. |
Одним платежом |
Договор подписан с условием подписания акта приемки-сдачи ТРУ по окончании договора. Аванс и этапы не предусмотрены. |
Действует общее правило по срокам — ст. 34 ФЗ-44. Заказчик вправе провести оплату принятых ТРУ раньше. |
Заказчик не закрывает сделку
Любой контракт или его отдельный этап должен быть завершен «закрывающими» документами, например, актом приема-передачи. Этот документ служит основанием для того, чтобы считать контракт исполненным и оплатить услуги поставщика.
44-ФЗ строго регламентирует порядок приемки, в том числе и сроки. На практике же можно столкнуться с тем, что по какой-то причине заказчик не подписывает документы.
Если заказчик не хочет подписывать документы о приемке, самое очевидное, что следует сделать — связаться с ним и выяснить, что происходит. Если он недоволен результатами исполнения контракта, он должен направить поставщику мотивированный отказ в приемке. Его форма не регламентирована, однако в обязательном порядке в нем должны быть перечислены конкретные нарушения, которые мешают приемке товара или услуги. Такой документ поставщик должен получить от заказчика до истечения срока, отведенного на приемку результата исполнения контракта.
Если поставщик получил подобный документ, он принимает решение о том, сможет ли исполнить требование заказчика и устранить выявленные нарушения. Но бывает, что подобного документа заказчик не направляет. В этом случае ничего не остается, кроме как писать ему претензию. То же самое поставщику придется делать и в случае, если он не согласен с выводами заказчика о нарушениях. Претензия составляется в свободной форме с изложением всех обстоятельств и фактов.
Если заказчик не идет на контакт
Самый лучший и безболезненный вариант — выяснить все и договориться. Однако удается это не всегда. Допустим, заказчик не реагирует на претензии и не сообщает, почему не желает подписывать документ о приемке. В таком случае следует подписать его со своей стороны и направить его почтовым отправлением заказчику. Если вновь нет никакой реакции, придется обращаться в арбитражный суд.