Контроль фас за соблюдением законодательства о контрактной системе
Содержание:
- Разъяснения
- …но споры не разрешает
- Схема проведения внеплановых проверок
- Работа структур
- Как найти решение ФАС
- Организация
- Расширение доступа СМП к закупкам
- Увеличение числа централизованных и совместных закупок
- Экономическая концентрация
- Документы для регулирования
- Статья 29
- Внедрение стандартов в закупки по 223-ФЗ
- Обзор документа
- Антимонопольный контроль
- Совершение сделок с долями/акциями коммерческими компаниями
- Утверждение типовых техзаданий и типовых контрактов
- Другие сделки
- Деятельность Федеральной антимонопольной службы
- Проверка нарушений
- Права ФАС
- Выдающиеся случаи
- Суть, функции и цели ФАС
Разъяснения
Суммарная стоимость в 3 млрд руб. и общая выручка в 6 млрд р. выступают в качестве критериев на получение от надзорного института согласия на присоединение одной фирмы к другой, создание компании, если уставной капитал будет оплачиваться долями (акциями) либо имуществом другого коммерческого юрлица. При слиянии финансовых субъектов и создании комм. структуры при условии, что ее УК покрывается материальными ценностями фин. предприятия, антимонопольный орган должен дать разрешение, если имеет место превышение размера совокупной стоимости активов, установленных Правительством по согласованию с ЦБ. В качестве критерия для получения согласия надзорной инстанции при создании коммерческого предприятия за счет имущества другой комм. фирмы выступают права на распоряжение долями или голосующими акциями, приобретаемые формируемой компанией.
…но споры не разрешает
Согласно п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 компетенция антимонопольного органа охватывает контроль за участием хозяйствующих субъектов в гражданско-правовых отношениях (с точки зрения обеспечения конкуренции), но, принимая меры по прекращению нарушения и обеспечению условий конкуренции, антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовые споры.
В частности, он не уполномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.
Данная позиция подтверждается следующим примером из судебной практики.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий железнодорожные перевозки, заключил с контрагентом договор по перевозке груза, которая, по мнению последнего, была выполнена по завышенным тарифам. По данному факту антимонопольный орган возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства, выдал предписания о перерасчете провозной платы за определенный период времени. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций решение антимонопольного органа оставили без изменения. Однако ВАС РФ судебные постановления отменил.
Согласно позиции ВАС РФ спор между хозяйствующими субъектами возник вследствие нарушения перевозчиком договора и подлежит разрешению в судебном порядке. Данный спор затрагивает интересы двух контрагентов, не нарушает публичных интересов, в том числе интересов по защите конкуренции. Следовательно, антимонопольный орган, вынося решения и предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства, вышел за пределы компетенции <1>.
<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 12.07.2006 N 1812/06 по делу N А33-2953/2005.
Таким образом, основываясь на данном примере, полагаем, что действия хозяйствующего субъекта, нарушающие антимонопольное законодательство, должны приводить к ущемлению интересов не только конкретного хозяйствующего субъекта — контрагента по сделке, но и неопределенного круга лиц. В частности, антимонопольным органом не доказано, что хозяйствующий субъект, осуществляющий железнодорожные перевозки, требовал от других контрагентов оплаты услуг по завышенным тарифам.
Схема проведения внеплановых проверок
Чтобы более эффективно контролировать соблюдение антимонопольных норм, ФАС имеет право организовывать проверки даже вне плана. Объектом могут быть подозреваемые федеральные органы исполнительной и государственной власти РФ. Также под внеплановые проверки попадают:
- органы местного самоуправления;
- другие органы и организации, которые выполняют свои функции на рынке;
- государственные специальные фонды;
- представительства коммерческих и некоммерческих организаций;
- индивидуальные предприниматели.
Некоммерческие организации несут единоличную ответственность за полное соблюдение законных актов, если они сами являются предпринимателями или же занимаются реестром хозяйствующих субъектов или других компаний. С помощью одного лишь Закона невозможно проверить, соответствует ли деятельность некоммерческих организаций все тем целям, которые были ими указаны при составлении правового документа на разрешение ведения деятельности. Все проверки ФАС проводятся в форме инспекций непосредственно в пункте работы той или иной организации.
Чтобы провести плановую проверку, должно пройти минимум три года с определенного момента:
- создание юридического лица или организации, его последующая государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя согласно порядку, прописанным и утвержденным законом РФ;
- антимонопольные органы последний раз проводил внеплановую проверку этой же компании.
Замечание 5
Плановую проверку нет смысла проводить чаще, чем раз на три года.Плановый аудит должен контролировать, чтобы антимонопольное законодательство было полностью соблюдено со стороны проверяемого лица, однако это касается только сферы деятельности субъекта проверки. Предметом планового аудита является соблюдение проверяемым лицом требований антимонопольного законодательства в рамках своей деятельности.
Стоит также учитывать, что ФАС России не считается уникальным антимонопольным органом – во многих развитых странах на сегодняшний день можно найти похожие учреждения, которые выполняют те же функции. К примеру, это могут быть комиссии и дирекции по монополии, как это сделали в Германии и Франции. Также такой тип учреждений довольной популярен в Восточной Европе, Чехия создала отдельное ведомство для разбирательства в делах о нарушении антимонопольного законодательства.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Работа структур
135-ФЗ определяет следующие полномочия надзорных институтов:
- Возбуждение и рассмотрение дел об экономических преступлениях в сфере конкуренции.
- Выдача хозяйствующим субъектам, исполнительным структурам федерального, регионального, местного уровня, а также иным институтам, выполняющим соответствующие надзорные функции, внебюджетным фондам, должностным лицам предписаний, обязательных для выполнения. К примеру, антимонопольный орган может обязать предприятие осуществить перечисление в бюджет дохода, полученного в связи с нарушением нормативных правил. Исполнительной территориальной структуре может быть предписано изменить или отменить правовой акт, не согласующийся с федеральным документом.
- Привлечение в порядке и случаях, определенных в нормативных актах, к ответственности граждан (ИП в том числе), юрлиц, должностных лиц, допустивших нарушения в сфере конкуренции.
- Направлять в суды иски, заявления, связанные с выявленными преступлениями.
- Участвовать в разбирательстве дел, касающихся нарушения/исполнения нормативных предписаний.
- Устанавливать доминирующее положение субъекта хозяйственной деятельности.
- Вести реестр предприятий, доля на рынке определенной продукции которых составляет больше 35%.
Федеральный антимонопольный орган также вправе издавать нормативные акты, давать разъяснения, касающиеся вопросов применения действующих в сфере конкуренции правовых предписаний.
Как найти решение ФАС
Все жалобы рассматриваются ФАС в соответствии с приказом № 727. Возвращение же обращения заявителю возможно в случаях:
- отсутствия требуемой информации
- заявление подписано лицом, которое не имеет на это прав
- не соблюдены сроки подачи
Регистрация заявлений производится в реестре ФАС, формируя собой целую базу решений.
Все документы отсортированы и приведены к единообразию по следующей структуре:
- Количество участников и базовые сведения о документе.
- Предоставленные доказательства — те, что использовались во время комиссии.
- Обстоятельства — мотивировочная часть.
- Выводы — фактическое решение ФАС.
Хотя знание полномочий столь узконаправленной по деятельности службы знать нужно не всегда — это позволит быть минимально готовым к непредсказуемой ситуации. Более того, полученная из статьи информация значительно расширяет кругозор. Ведь только четкое понимание работы структуры облегчает общение с государственными службами, улучшая эффективность каждого обращения.
Напишите свой вопрос в форму ниже
Организация
Среди структурных подразделений Центрального управления ФАС России:
- Управление по контролю за строительством и природными ресурсами
- Департамент промышленного контроля
- Департамент регулирования электроэнергетики
- Департамент регулирования телекоммуникаций и информационных технологий
- Департамент контроля над финансовыми рынками
- Департамент по контролю за рекламой и недобросовестной конкуренцией
- Управление по контролю за иностранными инвестициями
- Департамент по борьбе с картелями
- Управление по контролю за вооружением армии и флота , военной аппаратурой связи
- и другие
Расширение доступа СМП к закупкам
Для обеспечения доступности участия в торгах СМП и расширения возможностей участвовать в тендерах на региональном уровне при разработке типового положения нужно установить специальный режим их проведения среди субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, предусмотреть единый ограниченный набор требований как к участнику процесса, так и к составу заявки. Установление единых требований к составу заявки при проведении закупок среди СМП позволит исключить произвольное установление заказчиками требований к составу и содержанию заявок, обеспечит расширение доступа СМП к тендерам, а также снизит коррупционные риски.
Увеличение числа централизованных и совместных закупок
По 44-ФЗ можно проводить централизованные закупки, суть которых в проведении госзакупок не самими заказчиками, а одним уполномоченным органом. Главный плюс — экономия бюджета через грамотное формирование лотов. Например, можно приобрести продукты питания одновременно для нескольких детсадов в муниципальном районе. За счет этого достигается снижение цен, которые предлагают поставщики. по сравнению с проведением нескольких мелких тендеров самими детсадами. А также сокращаются расходы на сам закупочный процесс. Заказчики менее нагружены работой из-за отсутствия дублирующих тендеров, а также высококвалифицированные специалисты уполномоченного органа совершают меньше ошибок по ходу тендера. Меньше коррупционных фактов из-за установления:
- единых правил осуществления закупок;
- единых требований к участникам;
- требований к покупаемой продукции в документации;
- требований к инструкции по заполнению заявки;
- к техническому заданию;
- к проекту контракта.
Наличие единой формы документации для всех закупок, которые проводятся уполномоченным органом, также упрощает участие в торгах.
Экономическая концентрация
Антимонопольная служба России осуществляет предварительный и последующий надзор за различными видами деятельности хозяйствующих субъектов. В качестве одного из ключевых направлений работы института выступает сфера экономической концентрации. Антимонопольное законодательство не дает четкого определения данной области. В нормативном акте, регламентирующем обеспечение защиты конкуренции на финансовых рынках, приводилась трактовка понятия «концентрация капитала». Она рассматривалась как присоединение, слияние финансовых предприятий, приобретение ими акций/активов/долей в капитале друг друга и третьими лицами. 135-ФЗ определяет экономическую концентрацию как сделки и прочие действия, производство которых влияет на состояние конкуренции. Данная трактовка считается специалистами довольно расплывчатой.
Документы для регулирования
В качестве основных документов, которые используются как для регулирования деятельности службы, так и для обеспечения ее работы, выступают:
- положение о ФАС № 331 — утверждено правительством РФ
- ФЗ № 135 — регламентирует защиту конкуренции
- постановление правительства РФ № 189
- нормативные акты, что ссылаются на необходимость работы ФАС в конкретных сферах: торговля, реклама, государственные тендеры и т.д.
Данный перечень неполный и содержит в себе лишь основную нормативную базу. Раскрыть его полностью в рамках данной статьи невозможно из-за объема и обязательного индивидуального подхода.
Статья 29
В ней определены случаи совершения сделок с акциями, правами, активами финансовых предприятий, для которых требуется согласие антимонопольного органа. Разрешение необходимо, если стоимость долей в соответствии с данными последнего бухгалтерского баланса больше суммы, определенной правительством, а для кредитных структур – Высшим исполнительным институтом и ЦБ. Так, с предварительного разрешения контрольной инстанции осуществляется покупка долей в УК ООО лицом (группой субъектов), в распоряжении которых находится не меньше 1/3, но не больше 50% долей в капитале этого общества, если после сделки лицо получит право распоряжаться более чем половиной акций. В целом случаи получения согласия антимонопольной инстанции, определенные в статьях 28 и 29, аналогичны.
Внедрение стандартов в закупки по 223-ФЗ
Внедрение региональных стандартов закупочной деятельности для заказчиков по 223-ФЗ сформирует единые правила корпоративных закупок, в том числе унифицирует их способы, установит требования к участникам, закрытый список поводов для заключения договора с единственным поставщиком, порядок формирования начальной (максимальной) цены договора.
Внедрение региональных стандартов повысит эффективность расходования денег, уровень конкуренции, а также снизит риски коррупционных фактов.
ВАЖНО!
Типовое положение о закупках может использоваться как инструмент поддержки СМП.
В 2020 году для повышения открытости и прозрачности тендеров, которые проводятся отдельными видами юридических лиц, а также увеличения количества участников, развития конкуренции ФАС разработан стандарт, который включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности. Он основан на административной практике, а также на лучших практиках применения положений 223-ФЗ. Содержит основные подходы антимонопольной службы к оценке закупочной деятельности заказчиков.
Стандарт не является общеобязательным нормативным актом. Вместе с тем может быть использован при разработке региональных стандартов осуществления закупочной деятельности.
Обзор документа
Разъясняется порядок применения нормы Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
С момента вступления в силу указанной нормы, заявления физлиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей, в течение 7 дней с момента их регистрации направляются в соответствующий орган исполнительной власти. Гражданин в обязательном порядке уведомляется о переадресации.
В частности, поступившее в антимонопольный орган заявление гражданина об ущемлении субъектом его интересов в связи с исполнением обязательств, возникающих из договорных или преддоговорных отношений подлежит направлению в Роспотребнадзор. Если ущемление интересов связано с нарушением правил предоставления коммунальных услуг — в орган Госжилнадзора. Если интересы ущемляются страховыми организациями — в Банк России. По заявлению о нарушении правил подключения (присоединения) к сетям, принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении.
До вступления в силу вышеуказанной указанной нормы рассматривать заявления о нарушении антимонопольного законодательства и принимать решения по ним будут антимонопольные органы.
После 5 января 2016 г. дела о нарушении антимонопольного законодательства, основанием для возбуждения которых послужило обращение гражданина, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, интересы которого ущемлены действиями (бездействием) доминирующего хозяйствующего субъекта, не связанные с ущемлением интересов неопределенного круга потребителей, подлежат прекращению.
Наличие не оспоренного решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства не исключает обязанности антимонопольного органа при привлечении субъекта к административной ответственности проверить наличие в его действиях всех признаков состава административного правонарушения.
Действия (бездействие) хозяйствующих субъектов также могут быть оценены на предмет соблюдения иного законодательства. Информация об этом направляется антимонопольным органом в соответствующий орган госконтроля (надзора).
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Антимонопольный контроль
В ст. 27 нормативного акта, регламентирующего сферу защиты конкуренции, определены случаи реорганизации и создания предприятий с согласия надзорного института. Так, антимонопольный орган должен выдать разрешение, если выполняется одно из следующих условий:
- производится слияние компаний, суммарная стоимость активов которых в соответствии с бухгалтерским балансом на отчетную (последнюю) дату, предшествующую дню направления ходатайства, более 3 млрд р.;
- общая выручка таких фирм (групп лиц) от продажи продукции за календарный год, который предшествовал периоду слияния, больше 6 млрд р.;
- одно из предприятий имеет на рынке конкретного товара долю больше 35%.
Совершение сделок с долями/акциями коммерческими компаниями
В ст. 28 ФЗ №135 определены случаи, когда предприятия должны получить согласие надзорного института на заключение договоров. Решение необходимо, если совокупная стоимость активов по данным последних балансов лиц, покупающих доли/акции либо имущество, и субъектов, в отношении которых они приобретаются, более 3 млрд р. Антимонопольный орган дает согласие на сделки и в случае, если суммарная прибыль указанных субъектов от реализации продукции за окончившийся календарный год больше 6 млрд р. Но при этом по данным последнего баланса стоимость активов лица, доли/акции/имущество которого приобретается, составляет более 150 млн р. или один из указанных субъектов включен в реестр. Так, с предварительного разрешения покупаются голосующие акции АО, если приобретающее лицо получает право на распоряжение более 25%, если ранее оно не имело такой возможности вообще или его доля составляла меньше 25%. Данное требование не действует в отношении учредителей общества на момент его образования.
Утверждение типовых техзаданий и типовых контрактов
Одна из главных проблем заказчиков — это правильное описание объекта закупки. Установление типовых техзаданий, которые содержат технические характеристики и показатели, соответствующие требованиям законодательства, позволит исключить вольную трактовку ГОСТов и различное описание одних и тех же товаров.
Заказчики не смогут установить избыточные требования, ограничить количество участников путем «заточки» под конкретного поставщика. Кроме того, типовые технические задания снизят число ошибок при формировании заявок, потому что требования к объекту закупки будут унифицированы. Соответственно, количество отклоненных заявок и жалоб при проведении конкурентных процедур сократится.
Если утвердить типовые контракты, то сократится число нарушений в тендерах, унифицируются условия выполнения обязательств по госконтракту, а также обеспечится надлежащее исполнение госконтракта. Установление единых условий по исполнению контракта, в частности претензионного порядка, порядка удержания обеспечения исполнения контракта и взыскания неустойки упростит ведение претензионно-исковой работы, а также борьбу с недобросовестными исполнителями.
Кроме этого, установление унифицированного порядка приемки товаров, работ, услуг, а также пошаговый порядок отказа заказчика от исполнения контракта в одностороннем порядке исключит злоупотребления со стороны поставщика и оптимизирует работу госзаказчиков.
Другие сделки
В законодательстве определены случаи, когда перед совершением юридически важных действий согласие антимонопольного института не требуется. Вместе с этим нормативный акт обязывает субъектов направить уведомление после заключения соответствующих сделок, если соблюдается комплекс условий:
- Юридически значимые события происходят при участии лиц, входящих в одну группу.
- Перечень субъектов, являющихся сторонами отношений, был представлен любым участником в антимонопольный орган в установленной форме не позже 1 месяца до совершения сделки. К списку при этом должны прилагаться основания, по которым лица входят в соответствующую группу.
- Перечень субъектов на момент совершения сделки не изменился в сравнении с представленным в надзорную инстанцию до события.
Деятельность Федеральной антимонопольной службы
Основные полномочия ФАС России, которые она осуществляет в процессе своей деятельности, перечислены в ст. 23 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ:
- Возбуждение и рассмотрение административных дел при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.
- Оформление предписаний в случае выявления нарушений, направленных на прекращение определенных действий, таких как злоупотребление доминирующим положением или совершение действий, способствующих ограничению конкуренции.
- Оформление и выдача органам власти (исполнительные органы, местное самоуправление, их должностные лица) предписаний, основными из которых являются отмена или изменение принятых актов, недопущение заключения соглашений, при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства, обеспечение защиты конкуренции.
- Оформление и направление в ЦБ РФ предложений о внесении изменений в акты при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства.
- Направление в арбитражные суда исков, а том числе об изменении, расторжении договоров, ликвидации компаний, привлечении к ответственности и пр.
- Участие в судебных заседаниях по вопросам несоблюдения антимонопольного законодательства.
- Ведение реестра хозяйствующих субъектов в отношении лиц, привлеченных к административной ответственности при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.
- Ведение и размещение в общедоступной сети интернет решений по вопросам, затрагивающим неопределенный круг лиц.
- Установление доминирующего положения компании.
- Проверка соблюдения законодательства всеми предприятиями.
- Другие полномочия, указанные в иных нормативных актах.
***
Полномочия ФАС — это обширный перечень действий, которыми наделена эта служба для осуществления контроля и надзора в сфере защиты конкуренции и недопущения формирования монополизации на рынке. Указанные функции содержатся в нескольких нормативных актах.
Проверка нарушений
Итак, проверка нарушений подразделяется на два вида:
- Плановая. Они проводятся раз в три года, их график формируют заранее, а ознакомиться с графиком можно на официальном сайте службы.
- Внеплановая. Инициатором начала проверки может быть кто угодно, необходимо любое сообщение о возможных нарушениях. Информация о них может поступить от СМИ, правоохранительных органов или иных физических и юридических лиц.
Справедливо заметить, что четкого графика у внеплановых проверок нет. Вследствие этого они являются лидерами по нахождению различных нарушений. Штрафы, что выписываются в их ходе, распространяются в соответствии с законодательным порядком РФ.
По этапам проверка делится следующим образом:
- Проинформировать организацию о плановой проверке. Оповещение должно быть выслано за три дня до ее начала посредством заказного письма. Информирование в равной степени относится и к внеплановым проверкам, однако здесь сообщить необходимо за сутки до ее начала.
- Отправляется запрос на все требуемые документы. Организация обязана предоставить их в течение 10 дней.
- В случае обнаружения нарушений или подозрения на них сотрудники ФАС являются в компанию лично. Производится осмотр всех помещений, в том числе производственных, и назначаются требуемые экспертизы.
- После проведения всех экспертиз служба формирует акт об их исполнении. Это делается в двух экземплярах, один из которых выдается организации с обязательным проставлением подписи последней. ФАС также обязан прикрепить к акту остальные материалы дела: протоколы, показания и т. д.
- В случае обнаружения нарушений выпускается предписание об их устранении. В случае если таковые имели место неоднократно или их устранение игнорировалось руководством фирмы — служба имеет право возбудить административное дело.
- Возражение со стороны директора компании допускается, но лишь в 15-дневный срок со дня получения документа об обнаружении нарушений.
Права ФАС
Реализация полномочий требует у ФАС особых прав. Не все из перечисленных далее доступны иным службам, что также позволяет избегать незаконной монополии. К числу основных прав относится:
- получение полного доступа ко всем сведениям, которые необходимы для вынесения итогового решения согласно деятельности службы
- принятие решений в отношении субъектов-компаний для введения, прекращения или изменения способов их регулирования
- осуществлять заказ всех требуемых для деятельности службы исследований, анализов и оценок
- предоставлять официальное разъяснение всем причастным лицам всех вопросов, что входят в компетенцию службы и имеют непосредственную связь с ее работой
- осуществлять ликвидацию всех последствий, которые были нанесены вследствие обнаруженных нарушений или непосредственной деятельности службы
- проводить мероприятия профилактического характера, цель которых пресечение юридическими лицами помех расследованию, а также попытке уничтожить любые документы, свидетельствующие о нарушениях
- привлекать иные организации к проверкам и исследованиям, если того требуют обстоятельства для решения вопросов
- использовать все законные меры по ограничению, предупреждению и контролю деятельности юридических и физических лиц
- пресекать все нарушения со стороны проверяемых субъектов в рамках проводимого расследования
- создавать советы, комиссии, группы и иные экспертные органы в рамках основной деятельности для решения вопросов — допускается, чтобы они были межведомственными
- издавать правовые акты в рамках полномочий и законодательства с целью осуществления деятельности
- утверждать и награждать знаками отличия всех, кто принес для ФАС пользу в рамках проводимых ей работ
Однако осуществлять управление государственным имуществом, а также оказывать платные услуги ФАС не вправе. Исключение составляет только случаи указа президента или постановление правительства.
Выдающиеся случаи
а) Google
14 сентября 2015 года Комиссия ФАС России пришла к выводу о злоупотреблении группой компаний своим доминирующим положением на рынке магазинов предустановленных приложений на основании расследования дела против Google Inc, Google Ireland Ltd., Google. Ltd., после жалобы российской интернет-компании « Яндекс » на то, что поисковая система Google была принудительно установлена по умолчанию на мобильных устройствах и что ее значки предпочитали размещаться на экране. Чтобы восстановить конкуренцию на рынке, Google, согласно определению ФАС России, должен скорректировать свои контракты с поставщиками мобильных устройств в течение месяца — исключить антиконкурентные требования из договоров, ограничивающих установку приложений и сервисов других поставщиков.
Суть, функции и цели ФАС
Федеральная антимонопольная служба РФ (далее – ФАС)—один из рычагов влияния государства, который нацелен на обеспечение контроля соответствия конкурентных правил на рынках сбыта товаров и услуг. Под ведомство службы также попадают реклама, ее распределение, тендеры и монополии, образованные объективным способом.
Законодательно регулируется деятельность ФАС следующими нормативными актами:
- «О защите конкуренции».
- «Об оборонном законе в государстве».
- «О рекламе».
- «О договорной системе закупок на общественные нужды».
Антимонопольная инстанция подчинена Правительству РФ, а именно Председателю Правительства, которому подает отчет по состоянию на год о проведенных мероприятиях и выявленных нарушениях.
Среди основных функций ФАС выделяют:
- контроль правил конкуренции во всех сферах деятельности;
- контроль за соблюдением правил в формировании естественных монополий;
- регулирование сферы рекламы и ее размещения;
- надзор за процессом закупок товаров и услуг на общественные нужды;
- надзор за выполнением правил оборонного закона;
- контроль инвестирования из-за рубежа в отечественные хозяйства, которые имеют государственный статус.
По утверждению ФАС, ее главной миссией является поддержание здоровой свободной конкуренции и защита предпринимателей для создания стабильного будущего РФ.
Среди главных целей антимонопольной службы выделяют:
- поддержание здоровой конкуренции в предпринимательской среде;
- обеспечение свободного доступа к продукции объективно образовавшихся монополий и одновременное стимулирование конкуренции в остальных сферах деятельности государства;
- минимизирование государственного вмешательства в деятельность предпринимательства с целью подавления конкуренции;
- обеспечение эффективности расходования бюджетных средств при осуществлении закупок на общественные нужды;
- обеспечение эффективного контроля инвестирования со стороны зарубежных предпринимателей в хозяйства, которые имеют статус государственных.
Свой девиз ФАС определила следующим образом: «Законность, равенство, справедливость».
Говоря о функциях и целях, нельзя не упомянуть факты превышения полномочий организацией, регулируемые законом. Так, в ст. 5 Закона «О конкуренции» утверждается, что превышение полномочий ФАС заключается в следующем:
- устранение продукции с рынков сбыта с целью стимулирования дефицита и увеличения цен;
- выставление требований контрагенту, которые являются губительными для его предприятия;
- составление договора таким образом, что вторая сторона сделки становится на порядок ниже или выше других субъектов рынка;
- обеспечение трудностей с поставкой определенных товаров на рынок;
- нерегламентированное ценообразование;
- обеспечение прекращения производства продукции, в которой нуждается общество, в условиях, когда производить такую продукцию не составляет сложностей;
- безосновательное отклонение соглашения с конкретными контрагентами.