Положение о закупке: кому нужно и что включить
Содержание:
- Содержание положения
- Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018
- Новые правила в 2020 году
- Как подготовить по 223-ФЗ
- Разработка необходимых форм документов
- Кто должен разработать и принять документ
- Структура федерального закона № 223
- Реестр недобросовестных поставщиков
- Как составить по нормам 44-ФЗ
- Важность Положения о закупке
- Требования к положению о закупках (образец)
- Публикация сведений в ЕИС
- Что входит в структуру положения о закупке
- Изменения в 2018 году
- Как использовать неторговые способы закупки в 2019 году
- Что должно содержаться в Положении
- Принципы отбора участников закупки
- Размещение в ЕИС
- Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз
- Подготовка к закупочной деятельности
Содержание положения
Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но и 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» и «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России.
Заказчик обязан соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.
Типовое положение о закупках по 223-ФЗ содержит разделы:
- термины и определения;
- цели и принципы закупочной деятельности;
- утверждение стандарта и внесение изменений;
- формирование и корректировка плана заказов;
- выбор способа и формы заказа;
- правила подготовки и проведения;
- принципы формирования требований и критериев оценки;
- требования к описанию объекта;
- требования к условиям договора. Обязательства, связанные с исполнением договора;
- подготовка, согласование и утверждение закупочной документации;
- порядок проведения процедуры;
- контроль и обжалование;
- отчетность по закупочной деятельности;
- требование к хранению документов, составленных в ходе заказа.
Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018
В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:
- Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
- Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
- Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
- Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
- При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
- Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
- Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
- Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
- Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
- Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.
Изменения в 223-ФЗ для малых и средних предприятий
Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:
- Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
- Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
- Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
- Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.
Изменения в системе подачи жалоб по 223-ФЗ
До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:
- Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
- ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
- Заказчик обращался в судебные органы.
- Суд выносил вердикт в пользу заказчика.
После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:
- Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
- Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
- К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
- Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.
Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ
До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.
В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.
Новые правила в 2020 году
Для того чтобы добиться единообразия в закупочном процессе, законодатель внес ряд изменений в закон № 223-ФЗ. С 31.12.2017 в законе появился блок статей, посвященных типовому положению о закупках.
Его разрабатывают:
- органы исполнительной власти, являющиеся учредителями бюджетных, автономных учреждений;
- органы, осуществляющие полномочия собственника имущества ГУПов, МУПов;
- иные уполномоченные органы.
Указанные госструктуры определяют перечень подведомственных организаций, которые будут обязаны применять утвержденный образец при разработке своего локального акта: бюджетные, автономные учреждения, ГУПы, МУПы.
В унифицированном документе обязательно указываются следующие сведения:
- порядок подготовки и осуществления торгов;
- способы определения поставщика и их применение;
- срок заключения договоров;
- особенности участия СМСП.
Стандартный документ и изменения в него размещаются в ЕИС утвердившим его органом в течение 15 дней с даты утверждения.
Закон № 223-ФЗ с 31.12.2017 был дополнен также ч. 4 ст. 2, закрепившей существовавшую практику присоединения дочерних организаций госкорпораций и госкомпаний к общему документу о проведении тендеров. В отличие от процедуры применения типового положения, практика присоединения в соответствии с указанной нормой не является обязательной.
Как подготовить по 223-ФЗ
Для заказчика по 223-ФЗ основным документом является положение о закупках В положении определяется все: от порядка осуществления торгов по закону №223 до состава договорного отдела и перечня участников закупочной деятельности предприятия. Регламент составляют как дополнительный регулирующий документ. Он не заменяет положение о закупке, а при необходимости дополняет его.
Порядок составления регламента по 223-ФЗ аналогичен акту в рамках Федеральной контрактной системы. Некоторые заказчики формируют совместный регламент и по ФКС, и по закону о заказах отдельными видами юридических лиц.
Вот образец регламента заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ: акт, регулирующий взаимодействие подразделений для организации закупок товаров, работ и услуг ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России.
Разработка необходимых форм документов
Разработка форм документов является по большей части факультативным мероприятием, однако это заметно упростит работу подразделений и должностных лиц автономного учреждения при осуществлении закупок. Так, представляется необходимым разработать формы следующих документов:
V извещения о закупке; --------------------------------------------------------------------- V документации о закупке; --------------------------------------------------------------------- V проекта договора; --------------------------------------------------------------------- V изменений, вносимых в извещение и документацию о закупке; --------------------------------------------------------------------- V разъяснений документации о закупке; --------------------------------------------------------------------- V протоколов, составляемых в ходе закупки; и др.
Указанные формы документов могут являться приложениями к положению о закупке или утверждаться отдельным распорядительным документом автономного учреждения. Второй вариант более предпочтителен, поскольку он предоставляет возможность оперативного внесения изменений в данные формы без привлечения наблюдательного совета и их опубликования на официальном сайте.
В свою очередь, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ определяет: если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. Таким образом, условия, касающиеся возможности изменения объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора, представляется необходимым установить и в положении о закупке, и в публикуемых извещениях о закупке и документации о ней.
Также целесообразно, воспользовавшись нормой ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, закрепить в положении о закупке требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных ст. 5 Закона N 223-ФЗ, Законом N 94-ФЗ. Это позволит в большей степени обеспечить права и защитить законные интересы автономного учреждения при осуществлении закупочной деятельности.
Данные рекомендации затрагивают лишь малую толику обстоятельств, которые нужно принимать во внимание при разработке положения о закупке. Однако даже это увеличит вероятность безболезненного перехода автономного учреждения в новые условия функционирования
Д.Е.Зайков
К. ю. н.,
начальник
юридической службы
ФАУ «25 Государственный
научно-исследовательский
институт химмотологии
Министерства обороны РФ»
Кто должен разработать и принять документ
Все заказчики, которые работают в рамках 223-ФЗ, до начала закупочной деятельности обязаны разработать Положение о закупке. К ним относятся:
- Объекты естественных монополий. Сюда относятся предприятия, реализующие продукцию энергетического комплекса, услуги водоснабжения и водоотведения, связи, транспорта. Субъектами естественных монополий являются не только крупные организации типа ФГУП «Почта России» или ГУП «Московский Метрополитен», но и компании, реализующие, например, электроэнергию потребителям небольшого поселка Ивановской области.
- Государственные компании от таких именитых корпораций, как «Роснефть», «Ростехнологии», «Росатом», «Газпром», до небольших организаций любой правовой формы, основные средства которых находятся в государственной или муниципальной собственности.
- Автономные учреждения. Это некоммерческие структуры, созданные органами федеральной, региональной или муниципальной власти в сфере здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта и подобных.
- Дочерние структуры указанных выше предприятий и учреждений, а также дочерние структуры самих этих дочерних структур, при условии, что доля их участия составляет 50 и более процентов. То есть «дочки» и «внучки» госкорпораций и естественных монополий.
- Бюджетные учреждения — в части закупок за счет грантов, собственных заработанных средств, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями по контракту и привлекают через закупки поставщиков необходимых товаров и услуг (исполнители работ).
- ГУПы и МУПы, осуществляющие закупки за счет грантов и в рамках контрактов, по которым они сами выступают исполнителями.
- Аптечные унитарные предприятия — в рамках закупок, осуществляемых не за счет бюджетных средств.
Структура федерального закона № 223
Закон, регулирующий закупки товаров и услуг между определенными видами юридических лиц, имеет 8 основных статей:
- Статья № 1 223-фз описывает цели, которые планируется достичь при помощи принятия данного закона.
- Статья № 2 содержит правовое обоснование проведения закупочных мероприятий.
- В статье № 3 описаны ключевые принципы и положения, касающиеся закупки товаров и услуг.
- Подпункт № 3.1 223-фз РФ поясняет тонкости проведения закупок юрлицами, при осуществлении инвестиционных проектов с поддержкой от государства.
- Статья № 3.2 проливает свет на понятие конкурентная закупка.
- Пункты № 3.3 и № 3.4 описывают порядок работы электронной площадки для осуществления закупочных сделок.
- Статья № 3.5 223-фз вносит ясность в требования к конкурентной закупке закрытым методом.
- Подпункт 3.6 оговаривает требования к осуществлению покупки у единственного поставщика.
- Статья № 4 обуславливает информационное обеспечения закупочных процессов и перечень необходимой документации.
- Статья № 4.1, введенная в 2013 году, регулирует реестр допустимых договоров по 223-фз.
- Статья № 5 обуславливает введение специального реестра недобросовестных поставщиков. Такой инструмент направлен сбор данных об организациях, которые уклоняются от заключения контрактов. Кроме этого в реестр недобросовестных поставщиков по 223-фз может попасть компания, договор с которой был расторгнут в судебном порядке в связи с грубыми нарушениями условий договора.
- Статья № 5.1 предполагает проведение оценки соответствия закупочных планов и вносимых изменений.
- Статья № 6 гарантирует соблюдение требований федерального закона №223.
- Статья № 6.1 регулирует контроль закупочной деятельности соответствующими ведомствами.
- Статья № 7 оговаривает ответственность за нарушение требований законодательства.
- Статья № 8 описывает особенности вступления закона в силу.
Реестр недобросовестных поставщиков
Реестр недобросовестных поставщиков – это список организаций, которые нарушили ключевые аспекты закона 223-ФЗ или закона №44. Львиная доля всех заказчиков работает исключительно с организациями, незанесенными в реестр.
Среди основных причин, по которым организацию могут определить в список штрафников можно отметить:
- Уклонение от подписания контракта или отказ от выполнения условий договора.
- Обращение заказчиком в суд, при несоблюдении поставщиком основных пунктов договора.
- Грубые нарушения поставщиком условий договора, влекущие за собой отказ от выполнения контракта со стороны заказчика.
Как видно из скриншота сайт, посвященный госзакупкам, располагает удобным поиском. При составлении договоров с организациями заказчикам рекомендуется проверить своего контрагента по данному списку, чтобы убедиться в его надежности. Если при поиске вдруг обнаружится, что партнер находится среди недобросовестных поставщиков по 223-фз, то, возможно, следует поискать другую организацию для проведения закупок.
Как составить по нормам 44-ФЗ
Чтобы документ начал действовать, потребуется издать специальный приказ.
В регламенте по 44-ФЗ определяют:
- порядок госзаказа отдельных товарных групп;
- процесс госзакупок на предприятии в целом;
- участников закупочного процесса и уровень их взаимодействия;
- формат подачи и обработки заявок на проведение закупок;
- правила заключения контрактов с единственным поставщиком и др.
Помимо работы конкретных заказчиков, такой акт регулирует работу торговых площадок и агрегаторов торговли. Вот пример регламента для корпоративных закупок на РТС.
А это образцы регламентов закупок в компании, работающей с закупками малого объема на портале поставщиков департамента г. Москвы по конкурентной политике (п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Важность Положения о закупке
Когда Положение о закупке утверждено или в него внесены изменения, в течение 15 дней его необходимо разместить в ЕИС. Если заказчик этого не сделал, равно как и не утвердил Положение, он теряет право закупаться по 223-ФЗ и переводится на работу по закону 44-ФЗ. Этот закон является гораздо более строгим и все четко регламентирует. Перейдя на 44-ФЗ, заказчик теряет возможность:
- выбирать любой способ проведения процедуры определения поставщика;
- устанавливать собственные требования к участникам;
- устанавливать основания и правила закупки у единственного поставщика;
- определять сроки проведения процедур и прочие параметры, а при необходимости — оперативно менять информацию в плане закупок.
По сути, 223-ФЗ дает заказчиком несоизмеримо больше свободы в выборе действий, благодаря чему закупки могут быть более эффективными. Другая сторона медали — больше простора для нарушения, коррупции и прочих негативных явлений.
Требования к положению о закупках (образец)
Законом установлены конкретные требования к содержанию такого документа (п. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ). В нем должны быть отражены:
- регламент подготовки к проведению госзакупки;
- правила проведения самой закупочной процедуры (также должны быть обозначены допустимые способы ее проведения);
- условия выбора конкретного способа проведения закупки;
- регламент заключения и исполнения договоров;
- иные положения, связанные с реализацией процедуры госзакупки.
С учетом приведенных требований и сложившейся практики можно предложить следующую примерную структуру положения для ООО:
- Вводные положения.
- Основные термины и понятия.
- Регламент планирования закупок и ведения сопутствующей отчетности.
- Информационное обеспечение.
- Возможные способы организации закупки. В этом блоке перечисляются все допустимые способы, в т. ч. открытый аукцион или конкурс, запрос предложений или котировок, закупка у единственного поставщика. Здесь же рационально сразу разместить и условия выбора каждого из этих способов для конкретной закупочной процедуры.
- Права и обязанности участников госзакупки.
- Заключение договора.
- Контроль за выполнением условий договора.
- Оспаривание решений закупочной комиссии.
- Регламент разрешения разногласий.
- Контроль закупочной деятельности.
- Порядок внесения изменений в данное положение.
- Ответственность за неисполнение положения о закупках.
- Заключительные положения и т. д.
При разработке документа организации надлежит учитывать особенности своей деятельности и соответствующие нормы законодательства, регламентирующие закупочную деятельность.
Образец положения о закупках можно скачать, перейдя по данной ссылке: Положение о закупках для ООО (образец).
Публикация сведений в ЕИС
Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
- планы закупки,
- извещения о закупке,
- документацию, в том числе проект договора,
- протоколы, которые составляются в ходе закупки.
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:
- связанных с государственной тайной;
- включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.
Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.
Что входит в структуру положения о закупке
Структура положения о закупке включает следующие параметры:
- Термины и определения.
- Область использования.
- Последовательность подготовки процедур закупки.
- Способы закупки.
- Требования и условия к участникам закупки.
- Содержание извещения и документации о закупке.
- Условия применения и порядок проведения процедур закупки.
- Порядок заключения и исполнения договора.
Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
В положении нужно предусмотреть подробные требования к составу документации о закупке (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Среди них требование об указании в ней сведений, необходимых для установления приоритета товаров российского происхождения, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, над иностранными ТРУ (п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925). Предоставить такой приоритет можно, только если эти сведения будут включены в документацию о закупке. Ее состав определяется именно положением о закупке.
Подробнее о структуре положения о закупке смотрите комментарий Оксаны Шипуновой, автора вебинара «Положение о закупке: рекомендации по разработке, корректировке, типовые ошибки»:
Изменения в 2018 году
С начала текущего года в законе появился ряд изменений, связанных с Положением о закупке. Учредители, собственники заказчиков по 223-ФЗ, а также иные уполномоченные органы должны разработать Типовые положения о закупках. Кроме того, им необходимо утвердить списки подведомственных учреждений и организаций, которые должны при разработке собственного Положения руководствоваться типовым документом.
В Типовом положении должны присутствовать разделы, регулирующие:
- порядок подготовки и проведения закупки;
- способы, которыми будут определяться исполнители;
- особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства;
- сроки заключения договоров.
Еще одно изменение внесено в отношении дочерних организаций государственных компаний — они могут присоединиться к Положению головной организации. Такая практика существовала и раньше, но теперь это закреплено в законе.
Как использовать неторговые способы закупки в 2019 году
Никто не запрещает заказчику проводить т.н. «неконкурентные» закупки в электронной форме. Как же сохранить возможность использовать привычные неторговые способы закупки после 1 января 2019 года? Радикально переписывать соответствующие главы положения о закупках для этого не придётся — но только при условии, что заказчик внимательно отнесётся к обновлению их терминологии.
Во-первых, из названия неторговых способов закупки, которые с 1 января 2019 года буду именоваться «неконкурентными», необходимо исключить те термины, которые новой редакцией Закона № 223-ФЗ зарезервированы для конкурентных закупок. Это «запрос предложений», «запрос котировок», «конкурс» и «аукцион». Речь идёт именно про термины. Большинство заказчиков пользуются как раз запросом предложений и запросом котировок. И если они желают сохранить их в своей закупочной работе, то запрос котировок придётся переименовать в «запрос цен» (что, кстати, является более корректным термином с содержательной точки зрения), а запрос предложений — в «многокритериальное сопоставление» или «сопоставление предложений».
Во-вторых, из тех глав положения о закупках, в которых описываются эти способы, необходимо исключить упоминания о конкуренции. И здесь тоже речь идёт только о терминах. Разумеется, фактическая конкуренция при проведении таких закупок сохраняется, вот только в официальных документах заказчика для её обозначения теперь придётся использовать термин «соревнование» или «состязание». Собственно, переименованные закупки теперь и будут именоваться не неторговыми конкурентными, а неторговыми состязательными.
В-третьих, желательно исключить из тех глав, которые посвящены неконкурентным закупкам, требования, установленные Законом № 223-ФЗ исключительно для конкурентных закупок:
- запрет на ценовое и неценовое соревнование в режиме реального времени (в рамках конкурентных закупок оно допустимо лишь для аукциона);
- запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге;
- обязательное выделение первой и второй частей заявок с запретом на указание сведений об участнике закупки в первой части заявки;
- обязательное составление протокола по итогам каждого этапа закупки.
Кстати, некорректное именование каждого элемента закупки «этапом» также является отличительным признаком конкурентной закупки, а потому при регламентации неконкурентных способов предпочтительно пользоваться классическими терминами «элемент» или «стадия», если только речь не идёт собственно о первом этапе двухэтапной закупки.
Наконец, необходимо обратить внимание на то, что новеллами Закона № 223-ФЗ именно для целей этого закона запрос котировок и запрос предложений были отнесены к торгам. Соответственно, заказчик не имеет права отказываться от их проведения после завершения приёма заявок и обязан признать несостоявшейся закупку, в «финале» которой осталась лишь одна заявка
Оба эти ограничения прямо прописаны в Законе № 223-ФЗ. И обоих следует избегать при описании неконкурентных состязательных закупок.
Что должно содержаться в Положении
Составляя Положение о закупке, нужно руководствоваться следующим принципом: оно должно стать максимально полезным инструментом для специалистов заказчика. В идеале, в этом документе они должны найти ответ на любой свой вопрос. Чем тщательнее подойти к его составлению, тем эффективнее будут проводиться закупки.
Специалисты рекомендуют включить в Положение о закупке следующие разделы:
- Понятия, термины и сокращения, которые используются в документе.
- Область применения документа. То есть правоотношения, которые он регулирует, а также те, которые под него не попадают.
- Описание порядка планирования закупок.
- Последовательность подготовки закупочной процедуры, требования к документам.
- Порядок, в котором будет заключаться и исполняться договор.
- Порядок формирования отчетности.
- Требования к описанию предмета закупки.
- Расчет и обоснование цены договора.
- Требования, которые будут предъявляться к поставщикам.
- Перечень способов осуществления закупки с описанием условий и порядка применения каждой процедуры, а также принципы их выбора.
- Порядок, в соответствии с которым будут оцениваться заявки.
- Положение о конфликте интересов.
- Механизм защиты заказчика от недобросовестных поставщиков.
Не беда, если сразу не удастся составить идеальное Положение, ведь в него в любое время можно внести коррективы. Главное — вовремя опубликовать изменения. Это нужно сделать в течение 15 дней после их утверждения. При этом публикуется новая редакция Положения и перечень изменений, которые были в него внесены.
Принципы отбора участников закупки
Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:
- во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
- во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
- в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).
Закупки по 223-ФЗ
Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»
Подробнее
Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):
- приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
- участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.
Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.
К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований. Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер. При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.
Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.
Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».
Размещение в ЕИС
В случае если размещается самостоятельное Положение:
1. В личном кабинете заказчика в соответствующем разделе нажать на кнопку «Создать».
2. В появившемся окне выбрать нужную строку.
4. Ввести основные сведения.
5. В блоке «Документы» загрузить файл.
6. При наличии у заказчика обязательного к применению типового документа о закупках выводятся дополнительные вкладки для заполнения.
7. Выбрать применимые способы определения поставщика.
8. Завершить формирование.
9. Разместить.
В случае, если заказчик присоединяется к закупочному документу головной организации:
1. В личном кабинете в соответствующем разделе после нажатия на кнопку «Создать» выбрать нужную строку.
2. Ввести необходимые сведения в появившейся форме.
3. Загрузить файлы в блоке «Документы — основания для присоединения» (решение совета директоров, общего собрания общества и т. д.).
4. Разместить.
Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз
Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:
Критерий сравнения | Федеральный закон №44 | Федеральный закон 223-фз |
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. | Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. | Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица. |
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. | Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. | Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения. |
Условия выполнения соглашений. | 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. | По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком. |
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. | Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. | Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке. |
Антидемпинговые санкции. | Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. | Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика. |
Возможность обжалований действий заказчика. | Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. | Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте. |
Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:
- Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
- Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
- Право на использование обширного перечня торговых площадок.
Подготовка к закупочной деятельности
Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:
- Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
- Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
- Разработка и утверждение Положения о закупке.
- Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
- Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.
Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:
- Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
- Порядок проведения процедур.
- Все, что касается сроков.
- Критерии оценки поставщиков.
- Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
- Порядок оплаты.
- Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.