Реестр недобросовестных поставщиков (рнп)

Содержание:

Сведения и информация, подлежащие направлению в ФАС.

Перечень сведений, подлежащих передаче в ФАС в рассмотренных выше случаях, утвержден Постановлением Правительства РФ № 1211.

В частности, автономное учреждение должно направить следующие сведения:

1. Наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество физического лица, которое уклонилось от заключения договора или с которым договор по решению суда расторгнут.

2. Данные о месте нахождения юридического лица или месте жительства физического лица – страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номера дома (владения), корпуса (строения) и офиса – для юридического лица. Если же сообщение готовится в отношении физического лица, дополнительно нужно указать квартиру, где оно зарегистрировано.

3. Идентификационный номер налогоплательщика или согласно законодательству соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранных лиц).

4. Дату подведения итогов закупки (если победитель закупки уклонился от заключения договора) либо дату признания закупки несостоявшейся, в которой единственный участник, подавший заявку на участие в закупке, или участник, признанный единственным участником закупки, или участник закупки, единственно участвующий во всех этапах, уклонились от заключения договора (если такое лицо в соответствии с документацией о закупке обязано заключить договор).

5. Дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора, а также реквизиты подтверждающего документа.

6. Сведения о договоре:

  • наименование товаров (работ, услуг);
  • код по ОКПД 2 (с обязательным заполнением разделов, классов, а также возможным заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ));
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • код валюты договора.

7. Дату расторжения договора с указанием основания (в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения (решения суда).

К этим сведениям необходимо приложить следующие документы:

  • копию протокола (иного документа, если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора победителя или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора победителя или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора, например, копию решения суда.

Оценивайте конкурентов и заказчиков

Это можно сделать, прибегнув к сервису «Контур.Закупки». Он позволяет просмотреть список поставщиков (который может достигать многих десятков) того или иного заказчика. По каждому поставщику можно увидеть о том, какое количество раз он участвовал, побеждал и подписывал договор по результатам закупок.

Анализ поставщиков показывает уровень предстоящей вам конкуренции, степень снижения начальной максимальной цены. Если она снижалась значительно больше того, на что способны вы, это означает, что вряд ли вы выдержите конкуренцию с этим поставщиком. Следует только знать, что снижение цены больше чем на 25%, является демпингом, и может вызвать антидемпинговые меры в отношении такого поставщика.

Полезной бывает и информация о заказчиках, с которыми имеет дело ваш конкурент. Одним словом, любые данные о поставщиках и заказчиках будут полезны при принятии конкретного решения по поводу закупок и поиску своего потенциального заказчика.

Анализируйте статистику по закупкам и заказчикам

Большую пользу может принести анализ статистики совершаемых заказчиком закупок. Он должен включать:

  • процент результативно завершенных закупок (чем он выше, тем перспективней подача заявки);
  • количество отменённых закупок (чем их больше, тем выше риск того, что и вам не удастся заключить контракт);
  • количество поданных в настоящий момент заявок (если не подано ни одной, высок риск незаключения контракта);
  • состав конкурентной среды (кто именно участвовал в закупках, с каким результатом);
  • процент планируемых заказчиком закупок (малое значение говорит об ограниченности его бюджета и, как следствие, невысокой вероятности заключения контракта).

Большое количество негативной информации о заказчике должно подвигнуть на отказ от подачи заявки.

Практика по включению заказчиками организаций в РНП.

Нормативными актами вроде бы установлены четкая процедура и перечень сведений и информации, предоставляемых заказчиками для включения в РНП недобросовестных победителей и участников закупок, однако на практике не все так просто.

Во-первых, как мы уже говорили, включение участника или победителя закупки в РНП может быть оспорено в суде. И эти споры не редкость

Конечно, чаще всего заказчики участвуют в них в качестве третьих лиц, ведь решение о включении или невключении в РНП принимает ФАС, но тем не менее им нужно знать, почему решение о включении в реестр признают незаконным и на что обратить внимание

Например, АС ВВО рассматривалось дело об оспаривании решения ФАС о включении ООО в РНП. По мнению заказчика, ООО уклонилось от заключения договора, поскольку согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 03.12.2014 (размещен в ЕИС 04.12.2014) ООО не направило в срок, установленный положением о закупке и закупочной документацией, подписанный договор в адрес заказчика.

Суд, рассматривая дело, выяснил, что заказчик направил скан-копию договора 02.12.2014, то есть до подведения итогов закупки, что уже является нарушением требований закупочной документации и положения о закупке. Вместе с тем судом установлено, что 13.12.2014 заказчик направил ООО почтовым отправлением договор поставки, который получен обществом 24.12.2014. Согласно положению о закупке договор должен быть подписан в течение пять рабочих дней с момента получения договора, то есть у ООО был срок до 31.12.2014. Однако заказчик направил сведении в ФАС о включении ООО в РНП до истечения этого срока – 18.12.2014. Соответственно, ФАС приняла необоснованное решение о включении ООО в реестр и суд отменил его (Постановление АС ВВО от 24.12.2015 № Ф01-5487/2015).

При отправке сведений в реестр в случаях, когда были нарушены существенные условия договора, нужно учитывать, что до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ. Из данной статьи следует, что предварительно необходимо получить соглашение о расторжении контракта либо дождаться срока, в течении которого сторона договорных отношений не отвечает на предложение, что является основанием для передачи материалов в суд. Если в договоре не указан срок, в течении которого сторона обязана ответить на предложение о расторжении договора, то заказчик руководствуется 30-дневным сроком согласно ГК РФ. Сведения включаются в реестр только после вступления судебного решения в законную силу.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков в ЕИС?

Точного определения «реестра недобросовестных поставщиков» в законодательстве нет. Но из названия понятно, что это некий упорядоченный список исполнителей, которых в установленном законом порядке признали недобросовестными.

Целью создания такого реестра на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) является пресечение дальнейшего сотрудничества с теми контрагентами, на деловую репутацию которых невозможно положиться, и из-за некачественной деятельности которых могут быть сорваны планы государственных органов и предприятий с участием государства.

Существует четкий регламент, в связи с какими обстоятельствами то или иное юридическое лицо может быть внесено в список недобросовестных компаний.

Кто попадает в РНП?

В реестры недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ включаются фирмы, выигравшие конкурс (тендер) на поставку товаров, либо исполнение работ/услуг, но при этом уклонившиеся от заключения соответствующих договоров.

Также включение в РПН грозит тем подрядчикам и исполнителям, с которыми расторжение заключенных договоров произведено по решению суда, а также, если имел место односторонний отказ заказчика от исполнения своей части договора из-за имеющих место существенных нарушений его условий исполнителем.

Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков и где его найти?

Ведение реестра недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей осуществляется Федеральной антимонопольной службой в соответствии с ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Официальным сайтом РНП, где публикуются названия юридических лиц, является rnp.fas.gov.ru, однако, посетитель в автоматическом режиме сразу же будет перенаправлен на соответствующую страницу сайта zakupki.gov.ru.

В соответствии с разъяснениями к Постановлению Правительства РФ от 25.11.2013г. № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» реестр недобросовестных поставщиков на rnp.fas.gov.ru не публикуется в связи с непрофильностью данной информации для антимонопольного ведомства. Поэтому получается коллизия: ответственность за РНП на ФАС, а публикуются данные реестра недобросовестных поставщиков на сайте госзакупок. Впрочем, на сайте fas.gov.ru, разумеется, есть соответствующий раздел (который также содержит ссылку на сайт госзакупок).

Какая информация включается в РНП?

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация:

  1. Полное наименование юридического лица или ФИО лица физического.
  2. ИНН недобросовестного поставщика (для иностранного лица – документ, его (ИНН) заменяющий).
  3. ФИО или же наименования юридических лиц-учредителей недобросовестного поставщика с указанием их ИНН (если же среди учредителей значится одно или несколько иностранных юридических лиц, то требуется указать их аналоги ИНН).
  4. Даты: электронного аукциона; опубликования итогов открытого конкурса, либо раскрытия итогов конкурса с ограниченным участием; раскрытия результатов двухэтапного конкурса; осуществления запроса котировок, либо запроса предложений. Это даты только тех итогов, по результатам которых произошло нарушение контрагентами последующей процедуры контрактации.
  5. Предмет договора.
  6. Цена договора.
  7. Срок исполнения договора.
  8. Фактические причины и дата расторжения договора при условии наличия судебного решения или же в том случае, если заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора.
  9. И, конечно же, дата публикации всего комплекса данной информации на сайте недобросовестных поставщиков.

Какие последствия включения в РНП?

Попадание в реестр недобросовестных поставщиков автоматически означает для компании запрет на участие в любых процедурах (будь то открытый аукцион или сбор котировок) по закупкам в интересах государственных органов. В настоящее время внесение в РНП осуществляется сроком на 2 года.

Все чаще в договорах между контрагентами (даже если оба они не имеют никакого отношения к государству) встречается требование (друг к другу) об обязательном отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. Все больше и больше крупных (и не очень) игроков требуют от своих потенциальных контрагентов справку (декларацию) об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков для регистрации их в организованных торгах. Это говорит о востребованности РНП, как централизованной системы мониторинга деловой репутации хозяйствующих субъектов.

Исключение из реестра недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ

Поставщик может быть исключен из реестра недобросовестных поставщиков — закон № 223-ФЗ устанавливает для этого следующие основания:

  • Истечение 2 лет с момента внесения поставщика в РНП (ч. 5 ст. 5 закона № 223-ФЗ, п. 10 правил № 1211). Аннулирование соответствующей информации в реестре недобросовестных поставщиков закон № 223-ФЗ предписывает уполномоченному органу выполнить автоматически, т. е. дополнительное обращение со стороны поставщика не потребуется.
  • Вынесение судом решения об исключении записи о поставщике из РНП.

На практике встречаются ситуации, когда ФАС нарушает сроки внесения сведений о поставщике в РНП. В этом случае поставщик числится в РНП дольше, чем должен бы, что влечет дополнительные негативные последствия для него. В этом случае, если поставщик решит оспорить действия ФАС в суде, ему стоит четко формулировать требования в соответствии с преследуемыми целями. Так, удовлетворение требования признать такие действия ФАС незаконными само по себе не может привести к восстановлению тех прав и интересов, которые поставщик считает нарушенными (см. постановление 9-го ААС от 29.03.2019 по делу № А40-221579/18). Истцу следовало бы требовать непосредственно исправления даты внесения в РНП в соответствии с законом и исключения из РНП в соответствии с фактическими датами (например, решение АС г. Москвы от 20.06.2017 по делу № А40- 63700/17-121-583).

***

Итак, в законе № 223-ФЗ официальный реестр недобросовестных поставщиков рассматривается и как санкция за ненадлежащее исполнение договора поставщиком, и как инструмент для минимизации риска недобросовестных действий со стороны поставщиков. Ведением данного реестра занимается ФАС РФ. Сведения из РНП являются общедоступными и бесплатными для любого интернет-пользователя. Включение в реестр недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ происходит по инициативе заказчиков.

Последствия включения в реестр недобросовестных поставщиков

Само название реестра уже говорит о том, что попадание в него негативно скажется на деятельности участника закупки. Согласно ч. 9 ст. 104 ФЗ-44 информация о поставщике включается в реестр на два года, а по истечение указанного срока подлежит исключению из него.

Формально закон не содержит каких-либо негативных последствий для компаний и предпринимателей, которые наступают при включении в РНП. Но в подавляющем большинстве случаев заказчики при формировании закупочной документации устанавливают вполне законное ограничение для участников закупки – это отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков.  Проще говоря, если вы попали в РНП, то надеяться на победу в других закупочных процедурах не стоит, пока вы не будете исключены из этого реестра.

Кроме того, ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только саму компанию, которая попала в реестр, но и ее учредителей, руководителей.

Так, например, Арбитражный суд Уральского округа указал, что заказчик законно отстранил от участия в закупке предпринимателя, который является учредителем компании, попавшей в РНП (Постановление от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).

Обычным компаниям и предпринимателям также доступны сведения из РНП, которыми они вполне могут воспользоваться при выборе контрагента.

[править] Ответственность за неподачу заявления

В случае выявления фактов недобросовестного исполнения контракта, заказчик в обязательном порядке должен проинформировать органы ФАС. За ненаправление или несвоевременную подачу документов для включения контрагента в РНП согласно ст. 19.7.2 КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ предусмотрен административный штраф в размере 15 тыс. рублей для должностных лиц и 100 тыс. рублей для юридических лиц.  Обращение рассматривается территориальным органом ФАС в течение 10 календарных суток, в течение которых комиссия по контролю в сфере закупок анализирует предоставленные документы и выносит решение о включении или невключении поставщика в РНП. В случае предоставления неполных сведений о недобросовестном поставщике ФАС (в срок, не позднее 3 рабочих дней) возвращает комплект документов заказчику с обоснованием возврата. В этом случае заказчик обязан исправить указанные недочеты и повторно предоставить документы во избежание штрафных санкций.  

Нарушение при внесении обеспечения

Обеспечение вносится переводом денежных средств на счет заказчика или банковской гарантией. Как быть, если времени на это не хватает? Что делать, если банк выдал некачественную гарантию? В следующей таблице — ситуации, связанные со внесением обеспечения, и варианты действий.

Таблица. Проблемы со внесением обеспечения — что делать, если…

Ситуация Что делать Как не допустить в будущем
Банк выдал гарантию, которая не удовлетворяет условиям: короткий срок, недостаточная сумма, в тексте нет необходимых условий и т.д. По выбору поставщика:

  • менять гарантию на другую;
  • вносить обеспечение деньгами
Заранее рассчитать лимит гарантийной суммы (она не может быть меньше размера обеспечения) и согласовать проект гарантии с заказчиком
Не хватает времени Обратиться к заказчику с просьбой «перевесить» контракт или составить протокол разногласий Быть внимательней:

  • следить за процедурами;
  • снимать ненужные заявки;
  • проверять email, в том числе спам
Цена снижена более чем на 25% от НМЦК, но поставщик предоставил стандартное обеспечение Договариваться с заказчиком и вносить всю сумму обеспечения Помнить о том, что при снижении цены более чем на четверть от начальной, поставщик должен (на выбор):

  • внести обеспечение в 1,5 раза больше;
  • предоставить документ, подтверждающий его добросовестность

Реестр недобросовестных поставщиков

В блоке размещена информация о включении предприятия в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам за счет собственных средств, а также о включении в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок. Вы можете узнать дату включения и исключения из реестра, а также основания, по которым компания была включена в реестр.

Справочно: Реестр недобросовестных поставщиков Республики Беларусь представляет собой интегрированный список организаций, временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, а также закупках, осуществляемых организациями за счет собственных средств.

Правом формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, наделен, согласно статье 9 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон), уполномоченный государственный орган по государственным закупкам — Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, включаются юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели:
отказавшиеся от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями, если это не связано с изменением условий процедуры государственной закупки, а также в случае, если такими юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, не предоставлялось конкурсное или аукционное обеспечение
— с которыми расторгнуты договоры в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими этих договоров, за исключением договоров, расторгнутых в связи с обстоятельствами, вызванными непреодолимой силой
— работники (работник) которых совершили установленные вступившим в законную силу приговором суда виновные действия, связанные с проведением процедуры государственной закупки, в том числе дачу взятки, в отношении членов комиссии и (или) ответственных лиц заказчика
(организатора), на которых возлагалось проведение процедуры государственной закупки, а также физические лица, которые совершили такие виновные действия.

Включение в список не производится в случае, если сведения поступили в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам по истечении одного года со дня расторжения договора, вступления в законную силу приговора суда или со дня истечения срока заключения договора, от заключения которого лицо отказалось.

Поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список, не может участвовать в процедурах государственных закупок в течение двенадцати месяцев со дня включения в этот список.

Решение о включении в список может быть обжаловано Поставщиком в судебном порядке.

Формирование и ведение реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, осуществляемым за счет собственных средств, обеспечивает Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В соответствии с п. 2.5. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных
средств» в реестр на один год включаются:
— участники процедур закупок, определенные в качестве их победителей и уклонившиеся от заключения договоров на закупки
— юридические лица и индивидуальные предприниматели по факту невыполнения либо выполнения ненадлежащим образом обязательств по договорам на закупки, подтвержденному соответствующим судебным (арбитражным) решением, за исключением договоров на закупки, обязательства по которым не выполнены в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы, невозможностью исполнения либо на основании акта государственного органа

— юридические лица и индивидуальные предприниматели, работник(и) которых совершил(и) установленное вступившим в силу приговором суда преступление против интересов службы, в том числе дачу взятки члену(ам) комиссии и (или) ответственному лицу (лицам) организации, на которых в соответствии с должностными обязанностями возлагалось обеспечение закупок.

Источник данных: реестр недобросовестных поставщиков и поставщиков, временно не допускаемых к закупкам, осуществляемым за счет собственных средств.Периодичность обновления: по мере обновления в исходном реестре.

Внесение в реестр недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ

Информация вносится в РНП по инициативе заказчика. Ниже в таблице представлены основания для включения поставщика в РНП, список необходимых для этого документов, а также сроки их представления.После получения всех необходимых сведений уполномоченный орган (т. е. ФАС) проверяет их и вносит в РНП в течение 3 рабочих дней (п. 9 правил № 1211).

Обратите внимание! Если заказчик не направил в ФАС все необходимые документы для подтверждения недобросовестности поставщика, то рассмотрение его обращения будет приостановлено. Уведомление об этом направляется заказчику-заявителю в течение 3 дней с момента получения ФАС заявления

Представить же документы заказчик должен тоже в течение 3 дней с момента получения уведомления (п. 7 правил № 1211).

Если поставщик не согласен с фактом внесения сведений о нем в РНП, то он может оспорить его в суде (ч. 6 ст. 5 закона № 44-ФЗ).

Внесение в РНП в судебной практике

Судьи оценивают факт внесения сведений о РНП как специальную меру ответственности, установленную законодателем в целях обеспечения исполнения лицом (поставщиком, исполнителем, подрядчиком) принятых на себя обязательств.

Основанием для включения в реестр, по мнению судов, является только такое уклонение лица от заключения контракта или исполнения его условий, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействие).

Правоприменители также отмечают, что последствия наложения санкции в виде включения сведений о лице в РНП могут иметь более тяжкий экономический характер, чем штрафа (например, решение 11-го ААС от 30.08.2019 по делу № А55-3079/2019 и др.).

Меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств (см. постановления КС РФ от 30.07.2011 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П).

При рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков необходимо выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи.

В ходе разбирательства суд оценивает, предпринимал ли поставщик вообще какие-либо действия, чтобы обеспечить надлежащее заключение/исполнение контракта, доказана ли его вина, в т. ч.:

  • контролировал ли он факт доставки подписанного контракта заказчику (решение АС Тюменской области от 21.03.2019 по делу № А70-21040/2018);
  • имелись ли у поставщика проблемы технического характера (решение ААС Самарской области от 28.12.2018 по делу № А55-28674/2018);
  • не чинил ли сам заказчик препятствий для исполнения контракта поставщиком, соблюдал ли требования закона при взаимодействии с поставщиком (например, решение АС Республики Коми от 07.09.2016 по делу № А29-396/2016) и др.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector