Федеральный закон от 20.07.2000 n 104-фз

Коренные малочисленные народы РФ

Российское законодательство предоставляет дополнительные права только тем коренным народам, чья численность не превышает 50 000 человек, и оперирует термином коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМН ССДВ) —  «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями».

Российский подход к определению коренных народов нередко подвергается критике: порог в 50000 чел. представляется излишне низким и лишает признания и правовой защиты народы с «пограничной» численностью (немногим более указанной); признание общины коренным малочисленным народом осуществляется не на основе самоопределения людей, а через бюрократический и сложный процесс включения в Единый перечень коренных малочисленных народов Коренные малочисленные народы Российской Федерации // Международный банк реконструкции и … Continue reading. 

Статистика

По этой причине далее приведены исключительно национальности в составе населения России, численность которых составляет определенный “весомый” процент. На 2010 год, в соответствии с данными всероссийской переписи, представленной Росстатом, данные выглядят следующим образом:

  • Русские составляют почти 77%. Что численно выражено приблизительно в 111 млн человек.
  • Татар в России проживает около 4%. По количеству граждан эта цифра более 5 млн человек.
  • Украинцы составляют 1,35%, что численно выражается почти в 2 млн населения.
  • Башкир – 1,1%, соответственно 1,5 млн человек.
  • Чувашей и чеченцев практически одинаково по численности – около 1%, а это приблизительно 1,4 млн человек.
  • Армян чуть меньше – 0,8% – в количественном измерении это 1,1 млн граждан РФ.
  • Аварцев – 912.000, что соответственно составляет 0,6%.
  • Мордвы – 744.000, что соответствует 0,5%.
  • Казахов – 647.000 – а это соответственно 0,45%.
  • Азербайджанцев – 603.000 – в процентном соотношении 0,42%.
  • Остальные народы численно не превышают полумиллиона населения Российской Федерации.

По годам

Что касается изменения численности каждой национальности по годам, то можно сориентироваться опять же таки из периодически проводимых переписей населения. Далее приведена таблица с процентными данными по наиболее обширным группам этносов в стране.

Национальность Миллионов человек
1989 2002 2010
Русские 119 115 111
Татары 5,52 5,56 5,31
Украинцы 4,3 2,9 1,9
Башкиры 1,3 1,6 1,5
Чеченцы 0,9 1,3 1,4
Армяне 0,5 1,13 1,18
Аварцы 0,5 0,8 0,9
Мордва 1 0,8 0,7
Казахи 0,6 0,6 0,6
Азербайджанцы 0,3 0,6 0,6
Даргинцы 0,3 0,5 0,59

По регионам

Что касается распределения крупнейших национальностей Российской Федерации по муниципальным образованиям второго порядка, то данные на 2010 год выглядят следующим образом:

  • Русские равномерно населяют Россию практически во всех регионах, пожалуй, за исключением республики Тыва, республики Саха Якутия, севера Ямало-Ненецкого автономного округа, Кавказских республик, центральной части Хабаровского края и некоторых частей республики Коми.
  • Калмыки сконцентрированы в республики Калмыкия.
  • Азербайджанцы компактно проживают в республике Башкортостан, а также республики Татарстан, Марий-Эл, Ульяновской и Самарской области.
  • Буряты населяют республику Тыва, некоторые регионы Забайкальского края и Иркутской области.
  • Ненцы соответственно занимают северные регионы ямало-ненецкого автономного округа.
  • Долганы занимают северо-восточную и южную части республики Саха.
  • Эвены компактно расселены по центральной части республики Саха.
  • Соответственно, национальности кавказских республик занимают каждый свою территорию. Это касается дагестанцев, чеченцев, хакасов, осетин, аварцев, абазинцев и других.

Коренные народы Севера и военная служба

В соответствии с положениями действующего российского законодательства, военная служба по призыву является обязанностью совершеннолетних здоровых мужчин в Российской Федерации. Однако учитывая особое положение малочисленных народов, с целью их защиты и предоставления им льгот, они имеют право воспользоваться альтернативной гражданской службой. При этом альтернативная служба для коренных народов предусматривает в первую очередь направление их на предприятия или организации, связанные с их традиционными промыслами, без соблюдения принципов территориального разделения несения службы в различных субъектах РФ.

Для получения права на несение АГС для коренных народов, они должны обратиться в военкомат по месту жительства с заявлением о направлении их на альтернативную службу по причине принадлежности к коренным народам. Таковая принадлежность определяется непосредственно документами гражданина, в которых указана его национальность. Однако обязательность такового заполнения означенных граф законом не предусмотрена. В случае спорных ситуаций, при отказе военного комиссариата направить лицо, принадлежащее к коренным народам на альтернативную службу в традиционных хозяйствах, оно может добиться реализации такового права через суд.

Проблемы малочисленных российских народов

Прежде чем приступить к рассказу об особенностях жизнедеятельности самых известных коренных этносов нашего государства, стоит обозначить основные проблемы, с которыми этим этносам часто приходится сталкиваться.

Первая и, наверное, самая важная проблема — это идентификация национальных меньшинств. Процесс идентификации может быть групповым и индивидуальным. Трудности возникают при поиске соответствующих критериев и процедур. Вторая проблема касается прав меньшинств. Как известно, коренным народам требуются особенные права. Для этого необходимо качественно определить условия, при которых реализация специальных прав была бы возможной. Трудности могут возникнуть при обеспечении адресности и правильного применения прав в частных или публичных юридических сферах.

Третьей проблемой коренных малочисленных народов Севера России можно называть трудность самоопределения таких этносов. Дело в том, что в этой области существуют проблемы целесообразности формирования территориальных образований, наделения правами или построения гарантий этих прав. Отсюда вытекает и еще одна проблема, тесно связанная с системой правового регулирования и защищенности. Здесь крайне актуальны вопросы соотношения начал регионального и федерального уровня, заключения договоров между этносами, применения обычного права и т. д. Кстати, проблема государственного управления по делам малочисленных народов РФ также стоит довольно остро. Если речь идет об уровнях соответствующих государственных инстанций, о делегировании полномочий инстанций местного самоуправления, то здесь могут возникнуть некоторые трудности организационного характера.

Стоит также выделить проблему статуса общественных организаций национальных меньшинств. Дело в том, что подобным организациям можно было бы предоставить довольно большие и объемные права, касающиеся избирательного процесса, защиты интересов, контроля над выполнением полномочий и т. д. Трудности здесь могут возникать, опять-таки, при вопросе о целесообразности подобного рода действий.

Что дальше

Участники «Абориген-Форума», ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Арун», другие национальные общественные организации и омбудсмены по правам КМНС отправили в Госдуму анализ предлагаемого закона. Они предложили упростить порядок определения национальности — сохранить принцип свободного самоопределения.

Официальной информации, когда планируется второе чтение законопроекта, пока нет. Если поправки примут без изменений, они начнут вступать в силу через три месяца, первая статья, в которой описан порядок работы разных ведомств, начнет действовать только через два года. Это тоже вызвало недоумение у активистов: непонятно, по каким «спискам» и «порядкам» коренные народы будут взаимодействовать с властями и компаниями, которые имеют лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых. 

— Мы не испытываем иллюзий, так как этот проект одобрила «Единая Россия». Но если коренные останутся в стороне, то мы угодим в капкан, из которого сложно будет выбраться. Сам по себе реестр не плох. Он мог бы позволить собрать серьезный массив информации о коренных малочисленных народах, которые находятся под охраной государства. Однако процесс настолько бюрократизирован, что доказать национальность представляется крайне трудным. Представителей КМНС и так мало, а если большинство не сможет доказать свою принадлежность, то формально нас просто не будет. Этот закон разделит народы на «правильные и неправильные», — прокомментировал член Экспертного механизма ООН по правам коренных народов от региона Восточной Европы, Центральной Азии, Российской Федерации и Закавказья Родион Суляндзига.

Общественники полагают, что закон мог бы работать, если бы подтверждать национальность помогали муниципальные власти, общины и организации КМНС. Например, в отдаленных поселках больше полной и достоверной информации о семьях можно получить от местных жителей и в районной администрации, нежели в региональных ведомствах.

Декларация ООН о правах коренных народов, которая декларирует право коренных народов на достойную жизнь, сохранение и развитие собственной культуры и собственных институтов и самоопределение, принята 13 сентября 2007 года. Россия не подписала документ и голосовала против его принятия.

Правовая основа существования коренных народов в РФ

Юридическое закрепление статуса тех или иных этносов — явление далеко не новое. Еще в начале XIX века в Российской Империи существовал специальный Устав о жизни инородцев, датировавшийся 1822 годом. В этом документе коренным жителям тех или иных территорий России гарантировались права на самоуправление, землю, культурную самобытность и т. д. В советское время продолжалась похожая политика, однако места расселения национальных меньшинств стали безжалостно делиться. Переселение с места на место, а также принцип патернализма (диктата поведенческих норм) сыграли с малыми народами злую шутку: вековые традиции и обычаи понемногу стали исчезать.

Проблема была обнаружена в 90-е годы. Дабы не допустить дальнейшего ускорения процессов удаления языковых и культурных особенностей среди коренных и малочисленных народов России, был закреплен ряд юридических норм, провозглашающих принцип самобытности и сохранения традиционной культуры среди этносов коренного типа.

Первый и самый важный источник это, конечно же, российская Конституция. Здесь стоит выделить статью 72, в которой говорится о совместном регулировании прав и свобод национальных меньшинств регионами и федерацией. В статьях 20 и 28 говорится о возможности указывать свою национальную принадлежность. Во многих федеральных законах и прочих нормативных актах закрепляется принцип равноправия различных этнических групп. Стоит выделить ФЗ «Об основных избирательных правах граждан», ФЗ «О языках в РФ» и многие другие законы.

Конституционный суд РФ является основным государственным органом в стране, в чьи обязанности входит правовая защита малочисленных народов. Эта же инстанция устанавливает для этнических групп специальные гарантии и права, о которых будет рассказано далее.

Самые многочисленные жители России и их обычаи

Исходя из статистических данных, больше всего на территории Российской Федерации проживает русских. Россияне, как и несколько сотен лет назад, продолжают отмечать такие языческие праздники, как Пасха, Рождество, Масленица и Крещение. Каждый праздник окутан своими традициями, например, на Пасху принято печь куличи и красить яйца, а Рождество не обходится без гаданий.

Масленицу в старину считали праздником поминовения умерших, именно поэтому в этот день пекли блины. Следует заметить, что этот праздник отмечали целую неделю и каждый день был посвящен каким-то ритуалам, например, в понедельник все дружно делали из соломы чучело, а в воскресенье торжественно его сжигали. В настоящее время принято печь блины на протяжении всей масленичной недели.

Наряду с прочими обычаями, огромный интерес вызывают свадебные традиции. Среди русских свадебных обрядов следует выделить проведение девичника. В старину невеста в этот день вместе со своими подругами и родственниками женского пола ходила в баню. Женщины пели песни и расчесывали ей волосы. В настоящее время появилась традиция отмечать не только девичник, но и мальчишник.

На втором месте по численности людей, проживающих на территории страны, находятся татары. Они также имеют свои религиозные праздники, например, рамадан, который длится месяц. В течении 30 дней в светлое время суток мусульманам запрещено есть, пить, развлекаться, курить, материться. В это время они должны работать, молиться и думать о благих делах. 

Свадебные обряды татар не менее интересны. Жених, решив жениться на девушке, должен предложить родителям любимой калым. Мало того, при подготовке к свадьбы он обязан дарить ее родственникам подарки, тем самым задабривая их. Свадебный пир у мусульман проходит в доме невесты, причем жених и его близкие должны выплатить выкуп за возможность пиршествовать в этом доме. Мусульманская свадьба длится несколько дней.

На территории России проживает очень много украинцев, которые чтят обычаи предков и поддерживают духовную преемственность. Они, также как и русские, отмечают православные праздники. Рождество у украинцев не проходит без традиции колядования, когда дети ходят по домам, поют песни, желают благосостояния и получают в знак благодарности сладости и монеты.

Среди украинцев по сей день очень популярно венчание. В старину в этот день молодой человек отправлялся за своей невестой в ее дом, платил выкуп и только после этого вел под венец. В конце праздничного обеда он расплетал ей косу и повязывал косынку в знак того, что она теперь замужем.

Права коренных народов Севера в России

В целом, перечень прав коренных народов включает в себя, как было означено выше, множество преференций в различных сферах жизнедеятельности. Это позволяет им продолжать хранить свои традиции и образ жизни и компенсировать ущерб, оказываемый им государством, прогрессом и использованием природных ресурсов. В частности, к таковым особым правам, помимо альтернативной службы вместо воинской повинности, можно отнести:

  • Безвозмездное пользование землями для ведения традиционного хозяйства без процедуры регистрации, а также использование полезных ископаемых и природных ресурсов в своих целях путем традиционной их добычи.
  • Осуществлять контроль за пользованием их этнических земель и соблюдением федерального законодательства в вопросах защиты прав малых народов.
  • Получать финансовую поддержку от государства и субъектов предпринимательства или иных организаций для ведения социально-культурной традиционной деятельности.
  • Отправлять своих представителей в советы представителей малых народов при исполнительных органах власти.
  • Требовать возмещения убытков, причиненных их исторической и традиционной среде обитания.
  • Получать государственную поддержку для организации обучения.
  • Требовать первоочередного приема на работу по специальности в случае, если работодатель осуществляет деятельность в формате традиционных хозяйствований данного народа.
  • Заготавливать древесину без получения соответствующих разрешений для личного пользования.
  • Не уплачивать земельный налог, НДФЛ и сборы за пользование водными ресурсами.
  • Вести охоту и рыболовство без подтверждающей документации, если таковые обусловлены необходимостью сохранения традиционного образа жизни и выживания при нем.

Как можно понять из вышеозначенного спектра прав, их большая часть направлена непосредственно на сохранение традиционного образа жизни и отсутствие составов преступлений или административных правонарушений, обусловленных таковым образом жизни. При этом аналогичные действия в иных обстоятельствах могли бы считаться таковыми, если бы исполнялись не представителями коренных народов или в иных местностях и территориях РФ.

Народы Чукотки

Многим известно, что именно на территории Чукотского автономного округа проживает наибольшее количество национальных меньшинств. Чуванцев, например, насчитывается порядка полутора тысяч человек. Это арктическая раса большой монголоидной группы. Большинство представителей чуванцев говорит на чукотском языке с небольшим русским диалектом. Еще одна такая группа известна всем россиянам: это чукчи. Насчитывается их около 15 тыс. человек. Проживают чукчи в Якутии.

Всего на Чукотке проживает порядка 90 тыс. человек. Хотя еще 30 лет назад эта цифра бала гораздо больше. В чем же причина? Почему с начала 90-х годов представителей национальных меньшинств заметно поубавилось? Затрудняются ответить на этот вопрос даже самые видные специалисты. Ведь похожая ситуация происходит и на Камчатке, где от 472 тыс. человек по состоянию на 1991 год осталось сегодня только 200 тыс. Возможно, все дело в урбанизации, хотя статистика не дает каких-то высоких показателей в этой области. Справедливости ради надо отметить, что проблемы решаются при помощи проведения качественной политики по сохранению малых народов России.

Международное право о малочисленных народах

Национальная правовая основа, содержащая в себе нормы о защите правового статуса коренных малочисленных народов России, базируется на принципах, установленных международным правом. Иначе говоря, российское право не должно противоречить международным юридическим нормам. Это правило закрепляется и в отечественной Конституции 1993 года.

Все нормативные акты международного характера, гласящие о проблемах малочисленных народов земли, можно поделить на три основные группы. В первую такую группу входят документы, носящие рекомендательный характер. Что это означает? Если вкратце, то Декларация о языковых меньшинствах, Венская (1989 год), Парижская (1990 год), Женевская (1991 год) и многие другие документы декларативного характера направлены на стимулирование благоприятного отношения к этническим меньшинствам.

Вторая группа включает в себя документацию, целью которой является оказание идеологического и культурного влияния на правовую систему того или иного государства. Например, Конвенция № 169 гласит о племенных народах, Конвенция СНГ от 1994 года о реализации качественной защиты прав меньшинств и т. д. Особенностью представленной группы является игнорирование Россией содержащейся в ней документации. Составляет ли это группу проблем коренных малочисленных народов России? Скорее всего, нет. Ведь существует третья группа, в которую входят юридически обязательные для любого государства документы.

Последнюю составляют международные документы, призванные защищать национальные меньшинства от различного рода дискриминационных и принижающих их достоинство моментов. Так, существует Пакт о политических и гражданских правах 1965 года, Европейская конвенция о защите прав и свобод человека 1950 года и многие другие документы, обязательные для исполнения российским государством.

Права коренных малочисленных народов России

Следует сказать, что проблемой малочисленных народов занимаются во всем мире

Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1993 г.) , представителям малых этносов, необходимо уделять большое внимание. Это связано с многочисленными проблемами: экономическими, социальными, этнографическими, культурными

Особенно остро они встали в России из-за перемен в стране на протяжении всего 20-го века – революция, период репрессий, войны. Таким образом, в Конституции нашей страны был провозглашены гарантии прав и свобод коренным малым народам. Об этом можно прочитать в статьях 20, 28 и 72.

Так же, существует закон федерального уровня – О гарантиях прав коренных народов России, принятый в 1999 г. В частности, статья 8 говорит о правах малочисленных народов. Здесь нужно выделить следующий момент – малые этносы поддерживаются государством, дабы защитить их исторические земли, традиции и обычаи, хозяйственную и промысловую деятельность. В соответствии с этим, малые коренные народы получают право пользоваться землями, полезными ископаемыми, растительным и животным миром в тех местах, которые считаются их исторической Родиной. Все это предоставляется им государством совершенно безвозмездно. Кроме этого, выделим права:

  • контроль использования недр своих исконных земель;
  • следить за исполнением нормативных актов и законов РФ в отношении территорий, на которых они проживают;
  • строить и реконструировать хозяйственные, производственные и бытовые объекты;
  • получать от государства материальные довольствия и денежные средства для осуществления социального, экономического и культурного развития народа;
  • возможность участвовать в государственном и местном самоуправлении;
  • выдвигать своих представителей для делегирования прав во властные структуры;
  • право на возмещение убытков, причиненных природе на исконных территориях;
  • получать помощь от государства на реформирование социальных сфер.

Кроме этого, отметим, что малым коренным народом дается возможность проходить гражданскую службу вместо военной, создавать органы самоуправления, пользоваться защитой в судах. Следовательно, малочисленные народы РФ имеют ряд преимуществ и льгот, закрепленных на законодательном уровне.

Народы Дальнего Востока и Приморья

Дальневосточный край состоит из территорий Магаданской, Хабаровской областей, Якутии, Чукотского округа и Еврейской автономной области. К ним примыкает Приморье — Сахалин, Камчатский и Приморский край, то есть регионы с прямым выходом к восточным морям.

В этнографических описаниях народности Сибири и Дальнего Востока описывают совместно, но это не совсем правильно. Коренные этносы этой части страны отличаются очень своеобразной культурой, которую обусловили максимально суровые условия жизни.

Дальневосточные и приморские коренные народы России, перечень которых указан ниже, впервые были описаны в XVII веке:

  • Орочи.
  • Ороки.
  • Нивхи.
  • Удэгейцы.
  • Чукчи.
  • Коряки.
  • Тунгусы.
  • Дауры.
  • Дючеры.
  • Нанайцы.
  • Эскимосы.
  • Алеуты.

В настоящее время малочисленные этносы пользуются защитой и льготами со стороны государства, а также являются представляют интерес для этнографических и туристических экспедиций.

На этнический состав Дальнего Востока и Приморья оказали определённое влияние народы соседних государств — Китая и Японии. В российском регионе обосновалась община выходцев КНР численностью около 19 тысяч человек. На островах Курильской гряды и Сахалине благополучно проживает народ айны, родиной которого некогда был Хоккайдо (Япония).

Языки и религии народов России

Многоэтническая Российская Федерация является светским государством, но религия всё же играет большую роль (культурную, этическую, властную) в жизни населения. Характерно, что малые этносы придерживаются своей традиционной религии, полученной «в наследство» от предков. А вот славянские народы более мобильны и исповедуют различные виды богославия, включая обновлённое язычество, сатанизм и атеизм.

В настоящее время в России распространены следующие религиозные течения:

  • Православное христианство.
  • Ислам (мусульмане-сунниты).
  • Буддизм.
  • Католицизм.
  • Христианство протестантского толка.

Довольно простая ситуация сложилась с языками народов. Государственным языком в стране является русский, то есть язык большинства населения. Однако в национальных регионах (Чечня, Калмыкия, Башкортостан и пр.) язык титульной нации имеет статус государственного.

И, конечно же, почти каждая народность имеет свой, отличных от прочих, язык или диалект. Часто случается, что говоры живущих в одной местности этносов имеют разные корни формирования. Например, алтайская народность Сибири разговаривает на языке тюрской группы, а у расположенных неподалёку башкир корни устной речи спрятаны в монгольском языке.

Стоит отметить, что при взгляде на список народов России этноязыковая классификация предстаёт в почти полном виде. В частности, среди языков разных народов «отметились» практически все языковые группы:

1. Индоевропейская группа:

  • Славянские языки (русский, белорусский).
  • Германские языки (еврейский, немецкий).

2. Финно-угорские языки (мордовские, марийский, коми-зырянский и пр.).

3. Тюрские языки (алтайский, ногайский, якутский и пр.).

4. Монгольские языки (калмыцкий, бурятский).

5. Языки Северного Кавказа (адыгейский, дагестанские языки, чеченский и др.).

В XXI веке Российская Федерация продолжает оставаться одним из самых многонациональных государств мира. Нет нужды в навязывании «мультикультуризма», потому как в этом режиме страна существует уже много веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector