Госзакупка в 2020 году: нововведения и юридические тонкости
Содержание:
- Радиоэлектроника
- Когда не получится сэкономить
- ПОДАЧА ЗАЯВОК НА ЗАКУПКУ
- Поправки в Закон № 44-ФЗ, которые вступают в силу с 1 апреля 2020
- Товары легкой промышленности
- Неконкурентный способ выбора исполнителя
- ГОСТ в документации заказчика
- Как подготовиться к тендеру
- В чём выгода совместных закупок
- Инструкция новичкам
- Что такое совместные закупки
- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ ТМЦ
- Изменения в закупках по 44-ФЗ
- Закупки для поддержания обороны и безопасности РФ
- Поправки к закону № 44-ФЗ, которые начнут действовать с 1.07.2020 года
- Продукты питания
- ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК И ПОСТАВОК
- ПОДБОР ПОСТАВЩИКОВ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ
Радиоэлектроника
Постановление № 968 от 26 сентября 2016 года.
Утвержден список радиоэлектронной продукции, в отношении которых действует национальный режим. Включать в один лот продукцию из этого перечня и товары, в отношении которых не установлены ограничения, нельзя.
Правила нацрежима такие же, как в постановлении № 832. То есть помимо предложения иностранного товара должны быть 2 заявки с российским товаром разных производителей. Реализуется нацрежим через правило «третий лишний». Если оно не срабатывает (1 заявка с российским товаром), то включается условие из постановления № 126н.
Чтобы подтвердить происхождение продукции, поставщик может представить:
- специальный инвестиционный контракт;
- выданный на один раз или год сертификат СТ-1 (приказ Торгово-промышленной палаты от 22 декабря 2016 года № 155);
- подтверждение Минпромторга о наличии производства товаров в России (постановление Правительства от 17 июля 2015 года № 719);
- уведомление Минпромторга о присвоении (подтверждении) статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (приказ Минпромторга и Минэкономразвития от 17 августа 2011 года №1032/397).
Когда не получится сэкономить
Если много промежуточных трат, например, на доставку до транспортной компании, от ТК до организатора и от орга до вас. Иногда организаторы берут, например, 20% и все расходы на доставку до орга включают в этот процент. Поэтому читайте правила или уточняйте эти моменты непосредственно у орга.
Если вы берёте товар, который нужен вам в ближайшее время. Иногда закупки затягиваются на месяц. Получится, что вы и у себя в городе товар уже купили, и в закупке не отказаться после стопа, чтобы не испортить репутацию.
Если нужен нестандартный товар. Например, обладателям широкой ноги подойдёт не вся обувь. В закупке вы не можете померить и отослать товар обратно. Что пришло, то пришло. Поэтому если есть особые требования к одежде, игрушкам, лучше выбирать в магазинах.
Если вы шопоголик. Это чистой воды психология: мне нужна всего одна силиконовая формочка и лопатка, но я вижу такие дешёвые тёрки, контейнеры и венчики, что не могу удержаться. Вместо 120 ₽ за формочку и лопатку я потрачу 600 и оправдаюсь: «Ну я же могла за это заплатить полторы тысячи!» Очень сложно удержаться и не набрать больше, чем надо.
Если мало участников. Тогда транспортные расходы до организатора могут обойтись дороже, а скидок почти не будет. Чем больше участников в закупке, тем выгоднее.
ПОДАЧА ЗАЯВОК НА ЗАКУПКУ
Значимая часть необходимых для предприятия ТМЦ (сырья или материалов для изготовления чего-либо, например, для проведения ремонтных работ) может отсутствовать, а значит должна быть закуплена. При планировании потребности в ТМЦ (при оформлении заказов) такие материалы целесообразно выделять, указав закупку в качестве источника обеспечения. Такие ТМЦ (те, для которых в заказах источником обеспечения будет закупка), далее должны войти в заявку на закупку, по ним будет планироваться и осуществляться приобретение.
Детально преимущества от раздельного оформления заказов и заявок мы рассмотрим немного позже. Вот некоторые из преимуществ:
- неоспоримые управленческие выгоды от четкого понимания, для чего требуются те или иные закупаемые ТМЦ;
- возможность уйти от пиковых нагрузок при квартальном или месячном планировании закупок, т.к. потребность в закупаемых материалах определяется исполнителями при оформлении заказов, т.е. постоянно, а не раз в период;
- простота контроля бюджета на закупку в разрезе отдельных подразделений-заказчиков (центров финансовой ответственности);
- минимизация трудозатрат на подготовку, проверку и согласование заявок на закупку.
Заявка на закупку также крайне важна для оценки эффективности организации и проведения закупок (сравнения плана и факта поставок). В данном случае контроль выполнения заявки без сложностей может быть проведен самим заказчиком, т.е. подразделением, которое подало заявку на закупку ТМЦ. А ведь именно контроль закупки заказчиком/потребителем, т.е. лицом, которое зависит от наличия затребованных ТМЦ, часто является наиболее эффективным. Нужно только дать этому лицу возможность своевременно видеть проблемы с закупками и объективно их оценивать.
В пределах организационной структуры предприятий, заявки на закупку обычно подают подразделения, играющие в процессе закупок роль заказчиков.
Поправки в Закон № 44-ФЗ, которые вступают в силу с 1 апреля 2020
Часть поправок вступает в силу с 1 апреля 2020 года. Из ФЗ
№44 с комментариями и дополнениями 2020 года полностью исключено понятие «план
закупок». Будет устранен ступенчатый контроль из ЕИС. Планы-графики с апреля
будут проверять по двум параметрам:
- соответствие данных об идентификационных кодах закупок (ИКЗ);
- непревышение объемов финансового обеспечения для проведения
закупок.
Будут внесены изменения в порядок проведения проверок
Казначейства, финансовых органов в регионах государственными внебюджетными фондами.
Органы будут контролировать:
- не превышение объема утвержденных лимитов финансового обеспечения
из плана-графика; - соответствие данных об ИКЗ.
Эти изменения зафиксированы в № 71-ФЗ от 01.05.2019. Кроме того, 17.02.2020 года было анонсирована подготовка нормативного акта, в котором будут прописаны особенные условия проведения государственных закупок в республике Крым и городе Севастополь. Подробности об изменениях пока не озвучены, но вступить в силу они должны с 1 апреля 2020 года.
Товары легкой промышленности
Постановление № 791 от 11 августа 2014 года.
При наличии производства таких товаров в РФ иностранные аналоги закупать запрещено. То есть заявки с иностранным товаром нужно отклонить. Это правило не действует только в том случае, если Минпромторг выдаст заключение об отсутствии в России производства товаров, которые входят в список из рассматриваемого постановления, а также материалов для их производства.
Заказчик может включать в один лот товары из запрещенного списка и разрешенные к закупке, если докажет, что они связаны функционально или технологически.
Подтвердить страну производства товара можно декларацией производителя, составленной в свободной форме.
Неконкурентный способ выбора исполнителя
Из перечисленных выше способов размещения заказа только закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом отбора исполнителя. В законе 94-ФЗ он разрешался в 37 случаях. По правилам, действующим на начало 2020 года, таких случаев 54.
К услугам единственного поставщика прибегают, когда закупают товары и услуги у субъектов естественных монополий, работы у авторов художественных произведений или правообладателей, заключают контракты по распоряжениям правительства или президента. Полный перечень представлен в ст. 93 закона 44-ФЗ.
Закупка у единственного поставщика требует меньше организационных, временных и материальных затрат по сравнению с конкурентными способами. Поэтому контролирующие органы следят за тем, чтобы заказчики не злоупотребляли такой возможностью.
ГОСТ в документации заказчика
С 1 июля 2016 года в Закон № 44-ФЗ внесли изменения, направленные на то, чтобы применение ГОСТов и техрегламентов при госзакупках стало общим правилом. Заметьте — именно общим правилом, а не прямой обязанностью.
Дело в том, что согласно новой редакции п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчики, с одной стороны, должны использовать ГОСТы при описании объекта закупки, в то время как раньше такой обязанности на них не возлагалось. C другой стороны, в этом пункте так же как и прежде говорится, что если заказчик не пользуется ГОСТами и техрегламентами, то он должен обосновать необходимость использования других показателей. Выходит, что возможность обойтись без ГОСТа при описании объекта закупки у заказчиков как была, так и осталась.
Судите сами, вот сравнение старой и новой редакций п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
Старая редакция | Новая редакция |
---|---|
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии; | использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии; |
Сказанное подтверждается и в комментариях Минэкономразвития России. Так, по мнению Департамента развития контрактной системы министерства, из п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ по-прежнему следует, что при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям.
По мнению Департамента, при описании объекта закупки заказчику целесообразно указать ссылку на конкретный ГОСТ. При этом указывать недействующий или несуществующий ГОСТ заказчик не вправе (письмо Минэкономразвития от 16.12.2016 № Д28и-3517).
Готовим заявку на участие в тендере с учетом ГОСТов
На вебинаре разберемся с алгоритмом подачи заявки на участие в тендере
Смотреть
В другом письме Департамент добавляет, что указание в документации об электронном аукционе на конкретные ГОСТы без подробного раскрытия в составе такой документации содержания ГОСТ не противоречит положениям Закона № 44-ФЗ. Но тут же делает оговорку: учитывая, что технические условия утверждаются изготовителем продукции, в документацию об электронном аукционе следует включить подробное описание соответствующих условий (письмо Минэкономразвития России от 01.08.2016 № Д28и-2011).
Таким образом, из всего изложенного можно сделать следующие выводы: ссылаться на ГОСТ заказчик:
а) не обязан;
б) вправе;
в) ему это рекомендуется делать;
г) ограничиться только данной ссылкой ему все же нельзя, и наряду с ссылкой на стандарт нужно указывать конкретные параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющие его потребностям.
Как подготовиться к тендеру
Прежде чем регистрироваться на электронной торговой площадке, нужно понять, что такое тендер, как это работает и в какой последовательности нужно действовать. Для участия в тендере, независимо от его вида, необходимо пройти несколько стандартных этапов.
Этап 1. Поиск тендера
Все закупки государственных и муниципальных организаций проводятся в Единой информационной системе (ЕИС), сайт которой находится по этому адресу: www.zakupki.gov.ru. На портале обязаны регистрироваться все заказчики, проводящие тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В ЕИС помимо собственно конкурсной документации размещаются планы закупок организаций (это позволяет поставщикам планировать и свою деятельность по участию в тендерах). Также здесь находится реестр недобросовестных поставщиков, реестр жалоб, сведения об исполнении контрактов, данные о формировании начальных максимальных цен и много другой полезной информации, помогающей участникам тендеров.
Закупки частных компаний можно искать самостоятельно, но это не слишком продуктивно: вручную пересмотреть сотни интернет-ресурсов в короткие сроки невозможно. Выход есть: сведения о закупках аккумулируются на сайтах электронных торговых площадок компаний. В структурированном виде с хорошим поиском по десяткам параметров информация о тендерах коммерческих и государственных компаний сводится воедино в агрегаторах закупок (my-tender.ru, findtenders.ru, synapsenet.ru, tenderplan.ru и другие). Эти сервисы работают как на бесплатной, так и на коммерческой основе. Скажем, на synapsenet.ru годовой пакет услуг по подбору тендеров по вашим параметрам обойдется в 4800 рублей.
Этап 2. Оценка тендера
Даже если вы нашли подходящий по профилю вашей деятельности тендер, его необходимо грамотно оценить на вероятность победы. Огромное количество закупок – как государственных, так и коммерческих, – «заточено» под конкретных поставщиков. И подавая заявку на такой конкурс, вы просто потеряете время.
Отличить фиктивный тендер от реально конкурентного можно по наличию специфических требований. Если закупка автомобиля предполагает комплектацию, в точности совпадающую с аналогичной в самом крупном городском автосалоне, это повод задуматься. А если изучая историю тендеров заказчика, вы наткнулись на конкурс, когда-то уже выигранный тем самым автосалоном, значит сомнений быть не может: техзадание написано под конкретного участника.
Также на этом этапе просчитывается экономическая выгода от участия в тендере и процент от начальной цены, на который можно «подвинуться», участвуя в торгах.
Этап 3. Оформление электронной подписи
Чтобы зарегистрироваться на торговой площадке, нужно получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) в одном из удостоверяющих центров. ЭЦП – это компьютерные файлы с уникальной кодировкой, сделанной специально для владельца подписи. После установки на компьютер ЭЦП можно удостоверять все электронные документы, направляемые для участия в тендерах.
Для оформления подписи нужно предоставить учредительные документы (для юрлиц) или паспорт и ИНН (для физлиц и ИП). Стоимость ЭЦП для участия в торгах начинается от 4000 рублей. Можно оформить электронную подпись для разных торговых площадок – это будет стоить дороже, но такая ЭЦП эффективнее, поскольку можно будет участвовать в широком спектре тендеров.
Этап 4. Подготовка документов
В зависимости от вида тендера – электронный аукцион, запрос котировок или запрос предложений – отличается объем необходимой документации, но базовый пакет для всех типов закупок одинаков. Несмотря на то, что законодательство позволяет подавать документы в бумажном виде, для участия в торгах на электронной торговой площадке требуется размещать отсканированные копии документов.
Документы, которые предоставляет участник (поставщик)
- Копия свидетельства о регистрации или выписки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ
- Копия устава организации
- Свидетельство о постановке на учет в налоговой (ИНН организации)
- Подтверждение финансовой состоятельности (справка из банка о состоянии счета, бухгалтерский баланс за последний период).
- Сертификаты и лицензии на товар (если нужны).
- Для большинства тендеров требуется обеспечение участия – денежная сумма, которая передается заказчику в залог того, что участник всерьез намерен бороться за победу. Залог возвращается, если участник выполнил все требования. Немногие компании могут направлять на эти цели живые деньги, поэтому обычно в качестве залога передается документ – банковская гарантия.
Документы, предоставляемые заказчиком
- подробное описание предложения товаров или услуг;
- начальная максимальная цена (если предполагается);
- устав, свидетельства, лицензии;
- другие требуемые документы.
В чём выгода совместных закупок
Покупаете товар по оптовым ценам. Иногда выгоднее заплатить комиссию организатору и оплатить доставку, чем купить такой же товар в магазине. Ну а если ты сама организатор, то получаешь товар по оптовой цене. Я иногда проводила закупки совсем без оргпроцента, и всё равно мне было выгодно. Во-первых, я получала товар по его оптовой цене и больше ни за что не платила. Во-вторых, через мои руки проходило множество разных моделей, и я уже могла понять, что хочу себе взять в следующий раз.
Получаете товар, который сложно купить. Это актуально для жителей отдалённых или маленьких городов. У меня участвовала девушка с ХМАО, которая покупала по 10–14 платьев в каждую закупку. Говорила, что даже с оргпроцентом и доставкой ей выгоднее участвовать в закупке, чем покупать у себя.
Можно покупать товары не только с российских, но и с зарубежных сайтов. Цены ниже, правда, ждать придётся дольше.
Делите транспортную доставку на всех участников. Если одна участница заказала 2 платья, а другая — 10, то справедлива разная сумма за доставку товара к организатору. Когда я была организатором, по согласованию с участниками делила сумму за доставку поровну на всех или делила на количество вещей и умножала на их количество у одного участника. Например, доставка 10 платьев обошлась в 200 ₽, значит, одно платье — 20 ₽. Та, кто купила 5 платьев, за доставку заплатит 100 ₽. Это справедливо.
Выбрать выгодную карту для покупок
Калькулятор дебетовых карт
Мы часто закупаемся на базе «СибВерк». Вместе с сестрой и ещё парой подруг два раза в год покупаем там канцелярию для школьников. На сайте СибВерк оптовый прайс есть в свободном доступе, он часто обновляется, и его можно скачать. Одна из нас скачивает документ, собирает заказы, вбивает в прайс, отправляет менеджеру. Потом забирает заказ, раскладывает по коробкам участников, и каждый приезжает, чтобы забрать.
В этот документ организатор вводит все собранные заказы
Инструкция новичкам
1. Внимательно читайте правила сайта и конкретной закупки
Обращайте внимание на рейтинг организатора, количество отзывов и проведённых закупок
2. Просчитайте, действительно ли вам выгодно участвовать в конкретной закупке. Учтите все мелочи, вплоть до цены за упаковку на почте.
3. Начните с малого — не делайте сразу заказы на крупные суммы.
4. Не покупайте в закупках вещи, которые нужны к конкретному сроку, и если есть риск не получить вещь вовремя.
5. Не заказывайте, если нужна конкретная вещь, но орг говорит, что возможен пересорт. Например, вам нужна только красная футболка только с жёлтой лисой, а вам придёт красная футболка с белой лисой.
Что такое совместные закупки
Это покупка какого-либо товара в складчину, чаще всего у производителя или на оптовой базе. Покупать можно всё что угодно: одежду, бытовую технику, мебель, игрушки, книги, обувь, продукты. У меня из закупок дома йогуртница, деревянные и обычные игрушки, музыкальные книжки, одежда, канцтовары, наматрасники и матрасы, парогенератор. Недавно забрала из пункта выдачи Белебеевский сыр.
Покупала матрас и непромокаемый наматрасник, в разных закупках. Экономия на каждом составила 50%
У тех, кто занимается закупками, есть свой сленг. Организатор или орг — это человек, который проводит закупку. Он на площадке или в соцсетях создаёт альбом, в котором можно смотреть товары, или регистрируется на сайте, где делают заказ, и публикует предложение о закупке. Комплектует все заказы в один и отправляет его в компанию, которая торгует оптом. Потом орг собирает деньги с участников, оплачивает заказ, получает его, сортирует по заявкам и отправляет участникам. За такой объём работы он берёт оргпроцент. Это может быть 5–20%, в зависимости от условий площадки и его интереса.
Когда открывают закупку и можно делать заказы, это старт. Когда заказы уже не принимают — стоп. Организаторы так и пишут: «Стоп — 19 декабря». Пока не объявлен стоп, можно изменить заказ или вообще отказаться от него, а потом уже нельзя.
Иногда бывает пересорт — это когда приходит модель с другим рисунком или другого цвета. Обычно на оптовых базах не сильно заморачиваются по поводу соответствия модели заказанному. Например, недавно я заказывала детям зимние шапки. Обеим дочкам заказала белые, но одной пришла розовая, а второй — серая. По условиям закупки, если я предупреждена о пересорте, то забираю товар. Если не нравится, то могу пристроить сама или попросить организатора, чтобы не гонять товар туда-сюда. Пристрой — это полученные, но не подошедшие участнику заказы. Иногда можно не участвовать в закупке, а купить что-то из пристроя. Он всё равно дешевле, чем в магазинах, иногда даже вполовину.
Закупка может не состояться, если не наберётся минималка — сумма заказа, после которой компания его отгрузит. Это может быть как 5000 ₽, так и 30 000 ₽. Иногда нужно выкупать весь размерный или модельный ряд. Например, одну модель обуви от 35 до 42 размера.
Орг может установить минималку и для одного заказа, например, если выбирают резинки для волос или бижутерию. Тогда участник должен набрать минимум на 150 ₽, например.
Все условия прописываются организатором заранее, чтобы участники понимали, что их ждёт.
Вот как я описывала свои первые закупки
Если товар не подошёл по цвету, форме, настроению, то участник пристраивает его самостоятельно. Если есть брак — можно вернуть организатору по договорённости, а он вернёт на фирму. За несколько лет, разбирая заказы, я почти не сталкивалась с браком. Где-то могла быть помятой коробка, где-то погнут край блокнота, но возвращать назад ничего не приходилось. Обычно организатор сам просматривает весь товар и, если видит конкретный брак, предупреждает участников.
Вернуть товар, как в магазине, нельзя, в условиях закупки орг прописывает, что он посредник, а не продавец. Вернуть можно только заводской брак. Обманов не бывает, может быть путаница с заказами.
Конкретных обязательств у участников закупки нет, всё только на словах. Например, если вы заказали постельное бельё, а до стопа отказались, проблем не будет совсем. Если отказались после стопа или не оплатили заказ, то могут внести в чёрный список и запретить доступ к площадке или предупредить других организаторов, что участник недобросовестный. Но вообще, организаторы по большей части адекватные. Бывало такое, что участник пишет мне в личку: «Тома, я сделала заказ, стоп прошёл, а мужу задержали зарплату, что делать?» Тут уже на моё усмотрение — отказываться от заказа или оплатить самой, а потом получить деньги с клиентки.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ ТМЦ
Всегда ли мы закупаем то количество ТМЦ, которое требуется? Не всегда. Всегда ли один вид ТМЦ закупается для одного внутреннего заказчика? Нет, тоже не всегда. Вполне может быть ситуация, когда молоток или защитные очки нужны одновременно нескольким подразделениям. Аналогичная приведенному примеру ситуация может быть и с сырьем, и с оборудованием, и с материалами.
Что же делать, когда мы купили меньше, чем надо? Кто должен принять решение, кому отдать закупленные ТМЦ в первую очередь?
В применяемой нами схеме автоматизации мы отдаем требующие распределения неполные поставки исполнителям технической службы, которые отвечают за производство. Именно они, а не снабженцы или компьютер (программа) должны принять непростое решение о приоритетном обеспечении в сложных ситуациях.
Изменения в закупках по 44-ФЗ
Квотирование закупок
В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.
Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.
Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.
Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.
Электронный запрос котировок
С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.
Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:
- НМЦК не более 3 млн руб.;
- общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
- не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
- закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
- извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
- после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
- контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
Малые закупки
С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.
В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.
В конце статьи есть
РНП
Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.
Закупки для поддержания обороны и безопасности РФ
Постановление № 9 от 14 января 2017 года.
Постановление запрещает закупку объектов иностранного происхождения в рамках гособоронзаказа, а также непосредственно связанных с безопасностью государства. Но есть исключения, когда иностранную продукцию закупать разрешено. Например, можно покупать ТРУ из списка, приведенного в постановлении. Также запрет не будет действовать, если на территории ЕАЭС нужный товар не производится. Есть и другие исключения — полный список в самом постановлении № 9.
Отечественное производство товаров подтверждается заключением Минпромторга, выданным по правила из постановления Правительства № 719. Для товаров, не входящих в это постановление, конкретных видов подтверждающих документов не предусмотрено.
Поправки к закону № 44-ФЗ, которые начнут действовать с 1.07.2020 года
Часть поправок к Федеральному Закону начнет действовать с
начала второго полугодия. Ожидаются следующие изменения:
- электронные запросы котировок будут требоваться в том случае, если
НМЦК менее 3 млн рублей; - исключается ограничение в 100 млн рублей для проведения процедуры;
- время подготовки заявки будет сокращено, крайний срок подачи – 4
рабочих дня, начиная со следующих суток с даты подачи заявки; - изменения в извещения вносить не разрешается, но появится
возможность изменять запрос котировок, сделать это можно в любой момент,
крайний срок – 1 час до времени окончания подачи заявки; - необходимо запрашивать документы, подтверждающие соответствие
требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, одной декларации будет недостаточно.
Сортировать допущенные к конкурсу заявки и присваивать им
порядковые номера по мере возрастания предложенной цены будет закупочная
комиссия. Сейчас эту операцию выполняет электронная площадка. Номера необходимо
будет включать в протокол подведения итогов конкурса.
Если на конкурс подана или допущена только одна заявка от
подрядчика, то можно будет заключить с контракт с единственным поставщиком, не
продляя сроки подачи заявлений на конкурс.
Отправить на электронную площадку и в ЕИС проект контракта
необходимо будет в течение трех часов с момента публикации итогового протокола
в ЕИС. Победитель конкурса поставщиков и заказчик будут иметь в распоряжении 1
рабочий день, в течение которого они обязаны подписать и разместить контракт.
Протоколы разногласий оформлять не нужно, этот документ полностью исключен из
перечня.
Продукты питания
Постановление № 832 от 22 августа 2016.
Национальный режим в отношении регулируемых продуктов начинает работать, когда помимо иностранной заявки есть 2 только с отечественным товаром либо товаром из стран ЕАЭС. При этом обе они должны соответствовать всем требованиям документации закупки и закона 44-ФЗ, а также предлагать товар разных производителей.
На публикацию смешанного лота (в который входят запрещенные и разрешенные товары) запрета нет. Но прибегать к этому все же рискованно, поскольку ФАС может посчитать это ограничением конкуренции для тех товаров, в отношении которых национальный режим не работает.
Подтвердить происхождение товара участники могут, подав декларацию о стране происхождения товара и декларацию производителя в свободной форме.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК И ПОСТАВОК
Иногда удобно разделять планирование поставок и планирование закупок товаров. Например, под планом поставок рассматривать план в виде «срок поставки + объем поставки», а планом закупок удобно понимать более широкую сущность – план поставок плюс деньги (стоимости товаров и ожидаемых сроков взаиморасчетов). Однако часто эти понятия используются как синонимы.
В любом случае, заявки на закупку от множества подразделений-заказчиков часто содержат одни и те же позиции. Является ли информация о заказчике необходимой для осуществления закупки и поставки товаров? Разве что при согласовании замены на возможные аналоги или при уточнении свойств и характеристик товара при подборе поставщика
На всех остальных этапах закупки товаров снабженцу важно только знать, что и в каком объеме требуется закупить
При организации и планировании поставок товаров намного удобнее и целесообразнее работать не с десятками или сотнями заявок на закупку товаров отдельных подразделений-заказчиков, а чем-то другим, агрегированным. В этих целях удобно применять план закупок (план поставок). Именно план закупок (план поставок) будет этим агрегированным перечнем ТМЦ, которые должны быть закуплены предприятием или организацией в целом.
План закупок товарно-материальных ресурсов является «инструкцией к действию» для коммерческой службы предприятия, ответственной за закупку ТМЦ. Он же нужен и удобен для контроля закупок, проводимых коммерческой службой или отдельными ответственными исполнителями (снабженцами), т.к. очень легко получить статистику его выполнение, получить позиции, которые не были закуплены или закуплены не в полном объеме.
Выделение плана закупок в схеме закупок ТМЦ обеспечивает и многие прочие выгоды, например, возможность организовать автоматический контроль за оприходованием позиций, не заявленных к закупке, т.е. предотвратить «самодеятельность» снабженцев при закупках, когда покупают «не совсем» то, что надо (или совсем не то), или когда закупка товаров ведется в завышенном объеме.
ПОДБОР ПОСТАВЩИКОВ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ
Вне зависимости от того, кто отвечает за подбор поставщика, будь то сам экономист по снабжению или представитель отдельного подразделения или организации, ответственный за проведение тендера на закупку, крайне важно контролировать сроки подбора поставщиков
Отсутствие контроля сроков подбора поставщиков может привести к тому, что обоснование задержки поставки ТМЦ будет постоянно списываться именно на проблемы в поиске поставщика. Поэтому желательно иметь четкие и эффективные механизмы анализа задержек при подборе поставщиков.
На практике мы применяем графический вариант аналитики, который видится достаточно удобным и наиболее наглядным – график, одновременно отображающий количество позиций, по которым мы ожидаем получить решения о выбранных поставщиках, а также количество позиций, по которым фактически имеем такие решения.